Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 37.035.6
13.00.00 Педагогические науки
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Томилина Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности e-mail: [email protected]
Манецкая Светлана Викторовна доцент кафедры иностранных языков
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Современная внутренняя обстановка в России, её международно-политическое положение настоятельно требуют усиления патриотической деятельности, активизации патриотического воспитания молодежи, в том числе и курсантов морского вуза. Патриотизм - это мощный фактор развития личности, а также решения задач преобразования экономики страны и российского общества, укрепления государства, его защиты в мирное и военное время. В статье на основе анализа исследований и публикаций отечественных ученых рассматривается сущность государственного патриотизма и государственнопатриотического воспитания курсантов морского вуза. Г осударственно-патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у молодежи на основе патриотического идеала государственнопатриотического сознания, государственнопатриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни общества, в идеологической работе, в педагогической науке и практике. Ныне активизация патриотической деятельности, усиление патриотического воспитания курсантов, акцентирование государственных позиций в воспитательно-патриотической работе с учащимися морского вуза - это государственная необходимость и социальный заказ. Результатом государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения в вузе государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции по отношению к современным реалиям, государственного подхода к порученному делу
Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ,
UDC 37.035.6 Pedagogical sciences
STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF THE MARITIME UNIVERSITY CADETS: ITS ESSENCE AND DEFINITION
Tomilina Svetlana Nikolaevna
Candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of
the Department of Safety
e-mail: tomilin. [email protected]
Manetskaya Svetlana Victorovna
associate professor of the Foreign Languages
Department
State Maritime Academy named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk, Russia
Modern internal situation in Russia, its international political position strictly require strengthening patriotic activity and patriotic education of young people, including cadets of maritime university. Patriotism is a great factor of development of a personality, it also helps to develop economy of the country and Russian society, to strengthen a country and defend it in the period of war and peace. In the article the essence of state patriotism and state patriotic education of cadets of maritime university is viewed on the basis of analysis of Russian scientists‘research and publications. State-patriotic education as a pedagogical problem has always suggested formation of young people ideals of state-patriotic consciousness, state-patriotic conduct, based on high feelings and beliefs. This trend has always had a special place in the life of Russian society, in ideological work, in pedagogical science and practice. At the present time intensifying of patriotic activity, strengthening of patriotic education of cadets, deepening of state position in educational and patriotic work with students of maritime university are state necessity and social demand. As the result of state-patriotic education of cadets of maritime university is formation of state feelings and beliefs, state thinking and worldview, state position concerning modern realities, state approach to the work entrusted in the process of cadets‘ studying in the university
Keywords: EDUCATION, STATE PATRIOTISM,
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ, STATE-PATRIOTIC EDUCATION, CADET,
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ YOUTH, PATRIOTISM, FATHERLAND,
ВОСПИТАНИЕ, КУРСАНТ, МОЛОДЕЖЬ, FORMATION
ПАТРИОТИЗМ, ОТЕЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ
Современный этап развития Российского государства характеризуется обострением политического и экономического противостояния со странами ЕС и НАТО, что настоятельно требует консолидации нашего общества, усиления государственного компонента патриотического воспитания всего населения и, прежде всего, российской молодежи. Кроме того, ряд исследований, проведенные А.Т. Абдуллаевым
[1], В.В. Дьяченко [2], С.А. Марковым [8], В.Е. Мусиной [9], Н.М. Снопко [13], В.М. Хаустовым [16] и др. показывают, что современное состояние и условия государственно-патриотического воспитания (ГПВ) молодежи характеризуется резким снижением уровня патриотического воспитания, ослаблением влияния на формирование патриотических качеств у молодых людей со стороны общества. Такой вывод подтверждается и опубликованными статистическими данными Левада-центра
показывающих, что в большинстве случаев молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма «в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: лишь для 19% патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% - стремление к изменению положения дел в стране» [12].
Вышеназванные причины обусловили актуальность уточнения научного понимания проблемы ГПВ курсантов морского вуза.
Актуальность и практическая значимость проблемы государственнопатриотического воспитания курсантов морского вуза, её недостаточная разработанность в педагогической науке потребовали осуществить теоретический анализ и выявить сущность ГПВ курсантов, сформулировать развернутое определение данного феномена.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
Важнейшим современным достижением в сфере воспитания патриотов - является создание нормативно-правовой базы. К важнейшим документам, регламентирующим вопросы патриотического воспитания относятся Федеральные законы РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указы Президента РФ № 561 от 15 апреля 1996 г. «О знамени Победы», от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020», Концепция патриотического воспитания граждан РФ и последующие Государственные программы патриотического воспитания, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и др. [3, 5, 6, 10, 17].
Так, Национальная доктрина образования в Российской Федерации
[10], среди основных целей и задач отечественного образования выделяет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, бережно относящихся к историческому и культурному наследию народов России.
Статья 3 Федерального Закона РФ «Об образовании» [17] в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободное развитие личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.
Наравне с этим закон устанавливает, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Следовательно, государство перед вузами ставит задачу обучить и воспитать будущего профессионала обладающего развитыми качествами патриота Отечества, достойно выполняющего свой профессиональный и патриотический долг.
Существенное значение для рассматриваемой темы имеет определения, термина «патриотизм» сформулированные в Концепции [5] и Г осударственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [3] и определяемое как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
В многочисленных работах отечественных философов, политологов и педагогов Э.Я. Баталова, А.Н. Вырщикова, Г.Д. Гачева, A.C. Дугина, С.Г. Кара-Мурзы, В.В. Кожинова, Э.С. Кульпина, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова, В.М. Межуева, JI.H. Милова, И.В. Можайского, А.П. Паршева, Г.В. Осипова и др. предпринимаются попытки рассмотреть вопросы формирования патриотизма и ГПВ в тесной связи с государственными, этно-национальными изменениями, происшедшими за последнее время в России.
Так, В.И. Лутовинов характеризует патриотизм «как возвышенноэмоциональное состояние личности, где главным объектом патриотизма выступает государство» [7]. По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов [2, с. 10].
Согласно взглядам В.С. Мусиной с первых дней «возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов ...» [9, с. 7]. Н.М. Снопко [13] подчеркивает, что феномен патриотизма в социокультурном аспекте неразрывно связан с формированием нового образа Отечества — трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров после раздела СССР в условиях как центробежных, так и центростремительных тенденций. В новых исторических условиях, отмечает автор, происходит становление нового Отечества; определяется и новое культурное явление — патриотизм российского общества, рождение которого представляет собой сложный и противоречивый процесс по причине того, что новый патриотизм является наследником патриотизма Российской империи и советского патриотизма и при этом представляет собой новый социокультурный феномен.
Е.С. Троицкий [15] объясняет патриотизм как чувство любви к Родине, воплощенное в служении ее коренным интересам, как некую силу, цементирующую этнос или группу этносов. Автор различает:
государственный патриотизм, региональный патриотизм и местный патриотизм. С позиции Е.С. Троицкого «местный, или региональный патриотизм» характеризуется «привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, в известном смысле к предприятию, спортивной команде и т.д.». А.Н. Вырщиков называет этот вид патриотизма любовью к «своей «малой» родине» [2]. А.Н. Вырщиков также указывает на существование государственного патриотизма, в основе которого лежат «отношения типа «личность - государство».
В.С. Мусина [9] рассматривает государственный патриотизм как форму, базирующуюся на чувстве любви гражданина к государству. В.М. Хаустов [16] считает, что государственный патриотизм проявляется в выражении общих интересов, общих целей, как самим государством, так и
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
гражданами. При этом государство следит за соблюдением прав граждан, дает возможность для раскрытия личностного потенциала каждого члена общества, а граждане как патриоты добросовестно выполняют свой долг перед Отечеством, свои обязанности перед государством.
Следовательно, на основе вышеизложенного можно констатировать, что в современных условиях патриотизм:
- выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и современного российского государства;
- способен активизировать энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели - сохранения и развития России;
- содействует сохранению и развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей;
- мобилизует граждан-патриотов к защите российского государства в мирное и военное время;
- обеспечивает готовность патриотов самоотверженно повторить подвиг героев Великой Отечественной войны.
Таким образом, патриотизм - это мощный фактор развития личности, решения задач преобразования экономики и общества, укрепления государства, его защиты в мирное и военное время
Следовательно, усиление патриотического воспитания курсантов, акцентирование государственных позиций в воспитательнопатриотической работе с учащимися вуза - это веление времени, это государственная необходимость и социальный заказ.
Исходя из требований нормативно-правовой базы патриотизма [3, 5, 6, 10, 17], положений и рекомендаций педагогической науки, воспитание курсантов рассматривается как целостная педагогическая система, сущность которой заключается в обеспечении совокупности
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития каждого курсанта как личности с высокоразвитыми качествами гражданина-патриота и готовая к самосовершенствованию гражданских, патриотических и профессиональных качеств, необходимых для успешной реализации задач будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, сущность ГПВ курсантов морского вуза заключается в том, что оно призвано сформировать настоящего гражданина-патриота России, который своими конкретными делами (учеба, поведение, качество плавательной практики и несения дежурно-вахтенной службы,
последующая профессиональная деятельность) подтверждает свою любовь, верность и преданность Отечеству, содействует его развитию и процветанию, проявляет готовность к его защите в мирное и военное время.
Что же следует понимать под термином «государственнопатриотическое воспитание курсантов морского вуза»?
Руководящий документ - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» [3] дает следующее определение: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [6] «государственно-патриотическое воспитание» определено как оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России,
способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Определенный интерес для научной разработки определения термина «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» представляют исследования и публикации современных ученых-педагогов А.Т. Абдуллаева, Г.В. Агапова, А.Ю. Андреева, А. А. Аронов, Д.Д. Гладких, В.С. Горбунов, Н.В. Ипполитова, В.Н. Забавников, Е.Ю. Логачева, В.Ю. Микрюков, В.С. Мусина, Т.В. Панарина, Ф.Д. Рассказов, В.А. Телегин, П.В. Тимченко, И.В. Чепурина, Н.Е. Щуркова и др. по
рассматриваемой теме.
Анализ публикаций вышеуказанных авторов показывает, что ГПВ как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование у молодежи на основе патриотического идеала государственнопатриотического сознания, государственно-патриотического поведения базирующего на высоких патриотических чувствах и убеждениях. Это направление всегда занимало особое место в духовной жизни российского общества, в идеологической работе и в педагогической науке и практике.
Так, В.С. Мусина трактует патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения воспитанниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе различных видов деятельности. А.Т. Абдуллаев [1] исследовав проблему ГПВ военнослужащих внутренних войск МВД России определяет понятие «государственно-патриотическое воспитание воинов» как организованную, целенаправленную, систематическую деятельность государственных институтов, командиров, штабов, органов по работе с личным составом,
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
общественных объединений, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности. А.В. Новиков [11] исходит из того, что под термином «государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи» следует понимать активный процесс систематического и комплексного воздействия государственных органов, администраций, профессорско-преподавательского состава вузов и общественных организаций на студентов в целях формирования и развития их личности на основе общегосударственных ценностей, выраженных в Конституции и законах РФ. Автор видит в качестве главных задач ГПВ воспитание у студентов качеств гражданина-патриота России, способности активно участвовать в укреплении и совершенствовании социальноэкономических, политических и культурных основ общества, готовности к успешному выполнению обязанностей на гражданской и военной службе, а также в своей профессиональной деятельности. Д.Д. Дьяченко [4] понимает государственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения как целенаправленную деятельность по воспитанию целостной личности способной отстаивать и защищать интересы государства.
Принимая во внимание вышеприведенное, под термином «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать организованную, целенаправленную и систематическую деятельность государственных институтов, администраций, общественных объединений, религиозных конфессий, профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений по формированию и развитию у курсантов знаний истории Отечества и морского транспорта, государственного мировоззрения, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнение учебных и служебных обязанностей.
Результатом ГПВ курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции к современным реалиям, государственного подхода и отношения к порученному делу (учеба, работа на судах и судовладельческих компаниях, последующая воинская служба).
Таким образом, государственно-патриотическое воспитание
курсантов морского вуза - это один из важнейших факторов, способный существенным образом повлиять на процесс патриотического воспитания флотской молодежи, формирования у каждого учащегося высокого уровня патриотизма, реализуемый в процессе учебы в морском университете и последующей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Абдуллаев, А.Т. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алияр Танрыверди-оглы Абдуллаев. - М., 2006.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
3. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» [Электронный ресурс]
http://archives.ru/programs/patriot_2015. shtml
4. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Владлен Владленович Дьяченко. - М., 2001.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации //[Электронный ресурс] http://www.rosvoencentr-rf.ru
6. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / [Электронный ресурс] // http://armyrus.ru/index.php?id=239&option=com
7. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis, 2013. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/37
8. Марков С. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / С.А. Марков. - М., 2010.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
11
9. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751 / [Электронный ресурс] // http://zakonbase.ru/zakony
11. Новиков, А.В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы: Дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Александр Васильевич Новиков. - М., 2005.
12. Патриотизм в представлениях россиян: результаты исследования Левада-центра / Институт современной России [Электронный ресурс] // http://www.levada.ru (Дата обращения 13.01.2015)
13. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук /Н.М. Снопко. — М., 2007.
14. Томилина, С.Н. Зарождение и становление отечественной идеи военнопатриотического воспитания военнослужащих [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Н. Томилина. - Новороссийск: Изд-во ООО «С легкой руки», 2011.
15. Троицкий, Е.С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации. - М.: АКИРН, 1994.
16. Хаустов, В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики: Дисс. . канд. полит. наук: 23.00.02 / В.М. Хаустов. - М., 2007.
17. Федеральный закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/
References
1. Abdullaev, A.T. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie voennosluzhashhih vnutrennih vojsk MVD Rossii: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Alijar Tanryverdi-ogly Abdullaev. - M., 2006.
2. Vyrshhikov A.N., Kusmarcev, M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi v sovremennom rossijskom obshhestve / Monografija. - Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
3. Gosudarstvennye programmy «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
4. D'jachenko, V.V. Teorija i praktika patrioticheskogo vospitanija v sovremennoj Rossii: Dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Vladlen Vladlenovich D'jachenko. - M., 2001.
5. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija grazhdan Rossijskoj Federacii //[Jelektronnyj resurs] http://www.rosvoencentr-rf.ru
6. Koncepcija vospitanija voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii / [Jelektronnyj resurs] // http://armyrus.ru/index.php?id=239&option=com
7. Lutovinov, V.I. Sovremennyj rossijskij patriotizm: sushhnost', osobennosti, osnovnye napravlenija [Jelektronnyj resurs] // Studia Humanitatis, 2013. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/37
8. Markov S.A. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika Rossijskoj Federacii kak faktor geroiko-patrioticheskogo vospitanija molodyh grazhdan: Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk: 23.00.02 / S.A. Markov. - M., 2010.
9. Musina, V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie / V.E. Musina. — Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
12
10. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii», utverzhdennoj postanovleniem Pravitel'stva RF ot 4.10.2000 g. № 751 / [Jelektronnyj resurs] // http://zakonbase.ru/zakony
11. Novikov, A.V. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie studencheskoj
molodezhi Moskvy: Diss. ... kand. ist. nauk: 07.00.02 / Aleksandr Vasil'evich Novikov. - M., 2005.
12. Patriotizm v predstavlenijah rossijan: rezul'taty issledovanija Levada-centra / Institut sovremennoj Rossii [Jelektronnyj resurs] // http://www.levada.ru (Data obrashhenija 13.01.2015)
13. Snopko, N.M. Psihologicheskie mehanizmy i pedagogicheskie osnovy
patrioticheskogo vospitanija v sisteme professional'nogo obrazovanija: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk /N.M. Snopko. — M., 2007.
14. Tomilina, S.N. Zarozhdenie i stanovlenie otechestvennoj idei voenno-
patrioticheskogo vospitanija voennosluzhashhih [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie / S.
N. Tomilina. - Novorossijsk: Izd-vo OOO «S legkoj ruki», 2011.
15. Troickij, E.S. O russkoj idee. Ocherki teorii vozrozhdenija nacii. - M.: AKIRN,
1994.
16. Haustov, V.M. Patrioticheskoe vospitanie kak vedushhee napravlenie
gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: Diss. ... kand. polit. nauk: 23.00.02 / V.M. Haustov. -M., 2007.
17. Federal'nyj zakon RF «Ob obrazovanii» [Jelektronnyj resurs] //
http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/14.pdf