Предлагаемая программа разработана для учащихся 9 классов. Создана с целью определения учащимися профиля обучения, а также с целью ориентации учащихся в мире современных профессий, требующих владения иностранными языками. Этот курс расширит знания учащихся о дальневосточном регионе и родном крае, поможет подготовиться к труду и к участию в общественной жизни города, края и региона, познакомит с профессией гида-экскурсовода краеведческого музея.
В качестве результатов работы по развитию коммуникативных способностей учащихся через уроки регионального содержания и внеурочное время можно выделить следующее:
- стремление к диалогу и сотрудничеству;
- осознанное и активное включение в обмен мнениями;
- возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, активизация их творческого потенциала;
- стойкий интерес учащихся к изучению предмета;
- участие в различных творческих конкурсах, районных и городских олимпиадах;
- достаточно высокий индекс качества знаний по предмету.
Изучение регионального компонента на уроках английского языка и внеурочное время позволило учащимся включиться в социально-активную деятельность в городе и крае: участвовать в конкурсе творческих работ учащихся к 150-летию Хабаровска "Khabarovsk.ru” (январь-март 2008г.), к 70-летию образования Хабаровского края "Our krai. ru ’’(октябрь-декабрь 2008 г.)
Учителя города Хабаровска включились в проект создания цифровых образовательных ресурсов по краеведению. Для подготовки учителей города по работе с электронным пособием «О любимом крае на английском» проведена практическая работа по рассеиванию краеведческого материала в содержание урока английского языка, дан мастер-класс на семинаре для заместителей директоров по информатизации, методистов ОУ, руководителей ОМО.
Педагогический опыт рассчитан на учащихся общеобразовательных школ всех ступеней обучения и может быть использован педагогами, заинтересованными в применении регионального компонента на уроках и во внеклассной деятельности.
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения. Автор предлагает программу патриотического воспитания школьников трех ступеней обучения.
Скрынников Олег Игоревич,
учитель ОБЖ высшей категории руководитель городского методического объединения учителей ОБЖ МОУ ИСОШ № 4 город-курорт Железноводск
ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Как помочь школьнику стать гражданином России, как подготовить его к защите Отечества?
Ключевые слова: патриотическое воспитание, программа патриотического воспитания, клуб «Зарничник», система военно-патриотического воспитания школы.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающе-
го поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения -всё это угрожает национальной безопасности страны.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с
активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Одной из важных задач «Федеральной программы развития образования» является «усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе». Это определяет цели образования, которым соответствует как ныне действующий «Обязательный минимум содержания общего образования», так и Федеральный компонент государственного стандарта образования по ОБЖ.
теля ОБЖ, ФЗК, истории, музыки, информатики, мед. работник.
Цель внедрения Программы патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи реализации Программы патриотического воспитания разных возрастных групп:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Программа военно-патриотического воспитания
Программа для 1 ступени
Программа деятельности рассчитана на 4 года: 35 часов в год. Ориентирована на ребят 7-10 лет, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурно-спортивной деятельности. Является пропедевтическим курсом всего обучения.
Программа для 2 ступени
Программа деятельности рассчитана на 5 лет по 35 часов в год и ориентирована на ребят 11-15 лет. Является предпрофильным курсом.
Программа для 3 ступени
Программа деятельности рассчитана на 2 года по 70 часов в год. Является профильным курсом.
Концепцией преподавания курса ОБЖ является понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: "Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать”.
Своей задачей как преподавателя ОБЖ нужно считать воспитание личности безопасного типа. Поэтому для учителя важен каждый урок. С него начинается учебно-воспитательный процесс, им он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Традиционно военно-патриотическим воспитанием занимаются с воспитанниками среднего и старшего звена общеобразовательной школы. Колективом Муниципального общеобразовательного учреждения ИСОШ №4 была утверждена Программа патриотического воспитания, объединяющая все возрастные категории. В реализации данной Программы участвовали практически все участники образовательного процесса: замдиректора по внеклассной работе, социальный педагог, классные руководители, учи-
Программа имеет 3 направления:
1. Летопись родного края
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Структура Цель Минимум знаний и умений
Программа для 1 ступени безопасность школьника; Знание прошлого своей Родины, знание истории малой Родины (п.Иноземцево, г. Железноводск), умение проявлять эмоциональное отношение к Родине в повседневных практических делах, умение соблюдать правила личной безопасности
Программа для 2 ступени безопасность личности; Знание истории и культуры своего Отечества, применение накопленного объема знаний по личной безопасности в повседневной жизни
Программа для 3 ступени безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства Знание истории и культуры своего Отечества, знание мировых общественно-политических событиях и их значении в жизни человечества, знание основынх гражданских прав и обязанностей, уважение культуры и традиций других национальностей, умение
3. Основы военной и специальной подготовки
Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Система военно-патриотического воспитания в МОУ ИСОШ №4 Ценностно-смысловые компетенции:
♦ иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
♦ иметь опыт ориентации в природной среде;
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Формированию тех или иных компетенций способствует применение методов:
♦ анализа конкретной ситуации,
♦ метода решения ситуационных и проблемных задач,
♦ метода проектов,
♦ использование ролевых и деловых игр,
♦ дискуссий,
♦ групповой работы,
♦ проблемного,
♦ модульного обучения.
Структура основных форм реализации программы
Будущий воин, защитник отечества, наделенный гражданским самосознанием, высоконравственными качествами гражданина страны.
Данная система представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического взаимодействия с ориентацией на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволяет ученикам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Ребята приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Активное сотрудничество с работниками правоохранительных органов, историко-краеведческого музея, военкомата, знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, военнослужащими способствует еще более насыщенному усвоению учебного материала, развитию исследовательских и познавательных навыков. Если есть возможность, то необходимо организовать сотрудничество с отрядом специального назначения МВД России для создания группы учащихся, которые свое будущее хотят связать с этой профессией.
В феврале 2010 года было объявлено о программе оздоровления молодого поколения, расчитанной на 20 лет, в основе которой лежит развитие школьников через оздоровительные комплексы, через повы-
шенное внимание на изучение основ военной службы на уроках ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим на базе школ может быть создан военно-патриотический кружок «Зарничник», в котором подростки приобретут нравственные, моральнопсихологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
Приложение 1
ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КРУЖКА «ЗАРНИЧНИК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военноприкладными видами спорта.
В своей деятельности члены военно-патриотического кружка «Зарничник» руководствуются нормативно-правовыми документами: Конституцией и законами Российской Федерации; Законом «Об образовании»; Конвенцией ООН «О правах ребенка».
Основными принципами деятельности военнопатриотического кружка являются принципы: добровольности; взаимодействия; учета индивидуальных и возрастных особенностей; междисциплинарности; преемственности; равноправия и сотрудничества; гласности; самостоятельности; ответственности; коллективности; ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
Деятельность кружка осуществляется на базе МОУ Иноземцевская средняя общеобразовательная школа №4. К деятельности клуба привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школ, работники историкокраеведческого музея и заповедника «Белогорье», благочинный Борисовского благочиния, работники военкомата, знаменитые земляки, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
1. Летопись родного края;
2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
3. Основы военной и специальной подготовки.
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 5 лет и ориентирована на ребят, склонных к исследовательской, поисковой и физкультурноспортивной деятельности.
Основные формы работы клуба: соревнования; конкурсы; смотры; экскурсии; походы; игры; турниры; эстафеты и т.д.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
1. Летопись родного края
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов. В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными шко-лами»[4,102]
«Краеведение - это прежде всего краелюбие», -напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. [8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб - единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого ху-тора[4,63].
Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
И как не вспомнить здесь слова Виталия Закрут-кина:
«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная лю-бовь?»[5,71]
Родина без нас обойтись может, мы же без нее -ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104].
Содержание:
- изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков;
- изучение военной и государственной символики;
- изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами;
- изучение малоизвестных исторических событий
2. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и
подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Содержание:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
- передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски и др.);
- основы безопасного поведения;
- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
- основы безопасности в экстремальных ситуациях;
- выживание в лесу;
- преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
- силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
- развитие сердечно-сосудистой выносливости;
- развитие силы и ловкости
3. Основы военной и специальной подготовки
Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Содержание:
- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- тактическая подготовка;
- топографическая подготовка;
- информатика;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивные праздники и игры;
- встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
- торжественные построения у памятных мест;
- проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.;
- посещение музеев;
- тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества.
Условия реализации программы:
В реализации программы военно-патриотического кружка «Зарничник» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и вспомогательный персонал общеобразовательных учреждений.
Механизм реализации программы военно-
патриотического кружка включает в себя:
- четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
- анализ хода реализации программы;
Ожидаемые результаты:
- будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
- пройдут апробацию новые образовательные программы;
- участники военно-патриотического кружка достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научноисследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
- члены кружка освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
- у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу са-
Тематика клубных мероприятий военно-патриотического кружка «Зарничник»
№ Мероприятие дата
1 «Есть такая профессия - Родину защищать» (встреча участников военно - патриотического кружка работниками военкомата и солдатами срочной службы) декабрь
2. Коллективный просмотр и обсуждение кинофильма Ф.Бондарчука «Девятая рота» ноябрь
З. «Земной поклон вам, ветераны» (встреча с ветеранами ВОВ, проживающими в микрорайоне школы) май
4. Встреча с солдатами и офицерами, шефский концерт к Дню Защитника Отечества. февраль
б. Встреча «Я и мои права» март
6. «Ваша служба и опасна и трудна» (встреча с работниками правоохранительных органов) январь
7. Военно - спортивная игра «Зарница» май
8. Встреча «Песня в военной шинели» (гости - участники художественной самодеятельности школы, ветераны ВОВ, учителя школы - офицеры запаса, военнослужащие) апрель
мореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
- компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23
3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // -2005 - №6 - С. 59
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
5. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. -М.,1980.
6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. A.B. Да-ринского. - М., 1987.219
7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 1998 - №5 - С. 52
8. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. - Л., 1987.
9. Кукушин B.C. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. - Ростов н/Д: ГинГо, 1996.
10. Кукушин B.C. Литературное краеведение. - Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
11. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 1976.
12. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М., Юрайт, 2001 -607 с.
13. Милонов H.A. Литературное краеведение. - М., 1985.
14. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 1981.
15. Туристско-краеведческие кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. М., 1988.
16. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. -М., 1987.
Авторы подробно анализируют карты-анаморфозы, их отличие от других видов карт, видят основное достоинство карт-анаморфоз в том, что они помогают выйти за рамки стереотипов мышления, помогают в развитии образных, аналитических и коммуникативных способностей.
Стрелова Ольга Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет преподаватель теории и методики обучения истории и обществознания кафедры всеобщей истории ДВГГУ г. Хабаровск, Хабаровский край Паневина Галина Николаевна, ГОУ ДПО «Хабаровский институт развития образования» центра общего образования
ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАРТЫ-АНАМОРФОЗЫ Мир, каким вы его еще не видели
Можно ли рассматривать карты-анаморфозы как одно из средств формирования и развития общеучебных умений как интеллектуальных, так и практических?
Ключевые слова карты-анаморфозы; дидактические качества карт; геопространство; уровни и виды познавательных заданий к картам-анаморфозам
ир, каким вы его еще не видели» - это девиз (современным языком - слоган) проекта, который размещен на сайте www.worldmapper.org. А вот другие, броские заголовки зарубежных публикаций, рассказывающих о картах-анаморфозах: «Новая карта для нового мира!», «Мир: разные взгляды», «Другой вид глобуса», «Множество способов увидеть
мир», «Где мы окажемся в новом мировом порядке» и т.п.
Не правда ли, любопытно? Чем карты-анаморфозы отличаются от обычных географических, исторических, политических и других видов карт? От иных средств условно-графической наглядности, например, схем, диаграмм, графиков, таблиц и т.д.? Почему и как