Научная статья на тему 'Научно-педагогические основы патриотического воспитания школьников средствами краеведения'

Научно-педагогические основы патриотического воспитания школьников средствами краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Андрей Витальевич

В статье рассмотрено появление и развитие понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в трудах отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Показана сущность и содержание патриотического воспитания в рамках аксиологического, личностно ориентированного и культурологического подходов в воспитании. Теоретически обосновывается содержательный потенциал разделов краеведения в патриотическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scientific and Pedagogical Basis of Patriotic Education of Schoolchildren by Means of Regional Studies

The article considers the emergence and the development of the concepts of “patriotism” and “patriotic education” in the works of Russian and foreign scientists and educators. The article shows the essence and the content of patriotic education within the axiological, student-centered and cultural approaches in education. The substantial potential of the parts of regional studies is lodged theoretically in the patriotic education of school children.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические основы патриотического воспитания школьников средствами краеведения»

УДК 37.035.6)

А. В. Рыбаков

A. V. Rybakov

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Научно-педагогические основы патриотического воспитания школьников

СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

The Scientific and Pedagogical Basis of Patriotic Education of Schoolchildren by Means of Regional Studies

В статье рассмотрено появление и развитие понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в трудах отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Показана сущность и содержание патриотического воспитания в рамках аксиологического, личностно ориентированного и культурологического подходов в воспитании. Теоретически обосновывается содержательный потенциал разделов краеведения в патриотическом воспитании школьников.

The article considers the emergence and the development of the concepts of “patriotism” and “patriotic education” in the works of Russian and foreign scientists and educators. The article shows the essence and the content of patriotic education within the axiological, student-centered and cultural approaches in education. The substantial potential of the parts of regional studies is lodged theoretically in the patriotic education of school children.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение.

Key words: patriotic education, regional studies.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда играло особую роль в развитии России и в переломные, значимые моменты истории ставило острые вопросы перед обществом и педагогикой. Решение данных проблем требует активного использования богатого педагогического опыта нашей многонациональной Родины и поиска нового содержания, форм и методов патриотического воспитания.

В современной научной мысли и философско-педагогических исследованиях нет единого определения термина «патриотизм». Данное явление обладает множеством трактовок, схожих по своему содержанию, но обладающих своими характеристиками патриотизма, каждая из которых является верной в зависимости от своей области исследования.

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, с. 607].

В. А. Сластенин называет патриотизмом качество личности, проявляющееся в «любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» [7, с. 307].

У И. Ф. Харламова находим более полное определение патриотизма как взаимосвязанной совокупности нравственных чувств и черт поведения, включающей в себя «чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за ее социальные и культурные достояния; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому

и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины» [9, с. 352].

В качестве основы остановимся на общем философском определении патриотизма: «патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, заключающееся в любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины» [8, с. 415].

Зарождение теории патриотизма связано с именами Аристотеля, Цицерона, которые считали служение обществу нравственной обязанностью. «Самые благородные помышления — о благе Отечества», — говорил Цицерон, считавший активное участие граждан в государственном управлении таким же долгом, как и военную защиту Отечества. Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к их числу он относил и любовь к Родине [4, с. 239].

Я. А. Коменский писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [3, с. 159].

В России, государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями, патриотическое воспитание имеет глубокие корни. Под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность, не щадя своей жизни, защищать родную землю, свою независимость. Принятие христианства передало ведущую роль в становлении патриотического самосознания Русской православной церкви. Формирование

А. В. Рыбаков

85

патриотического сознания и таких чувств, как честь, верность долгу, чувство дружбы и народного единства, праведности в защите родной земли происходит через принятие православных христианских добродетелей. Данные мысли можно встретить в «Слове о полку Игореве», где подчеркивается необходимость обороны русской земли от кочевников, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе с общим врагом, укреплении и развитии государства.

В ХУШ-Х1Х веках патриотизм приравнивается к нравственности, становится необходимым условием формирования образованной, гуманной личности, обладающей свободой мышления, собственным достоинством и чувством ответственности перед своим народом. В этот период вопросам патриотического воспитания посвящены труды А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского.

В ХХ веке патриотическое воспитание молодежи становится обязательным элементом деятельности учебных заведений и проходит под надзором государства. Тем не менее, благодаря трудам А. С. Макаренко,

В. А. Сухомлинского и других, оно было достаточно эффективным и получило необходимую теоретикометодологическую базу, многие элементы которой могут быть успешно использованы и сегодня

В конце ХХ века, после распада СССР, произошла утрата прежних идеалов, ценностей и ориентиров, что привело к росту преступности, разрушению нравственных основ, дефициту патриотических чувств у молодых людей, невниманию к культурным традициям народностей и этносов, стремлению к национальному обособлению, росту межнациональных конфликтов и множеству других проблем.

Становление подлинного патриотизма неразрывно связано с развитием личности в целом, созданием комплекса качеств, формирующихся под влиянием многих факторов, поэтому патриотическое воспитание — сложный социокультурный процесс, успех которого зависит от числа воздействующих институтов и качества их взаимодействия между собой. Семья, школа, различные молодежные объединения и клубы должны действовать в едином русле и нести целостный, системный характер воздействия на формирующегося человека. Сложность и противоречивость данного процесса сопряжены с тем, что утверждающиеся в современном обществе установки на индивидуальные ценности и приоритет личных интересов над общественными не всегда адекватны общим принципам патриотического воспитания [1, с. 27].

В современной педагогической литературе патриотическое воспитание рассматривается во взаимосвязи аксиологического, личностно ориентированного и культурологического подходов в воспитании.

Аксиологический подход ориентирован на освоение воспитанниками общечеловеческих ценностей и приобщение к общемировым идеалам верности Родине, чувства сопричастности и гордости за достижения своей страны, ценностного отношения к чувству пат-

риотизма. На данной основе формируются такие качества личности, как честность, справедливость, доброжелательность, патриотизм и другие.

Личностно ориентированный подход, рассматривающий в качестве главной цели воспитания становление и гармоничное развитие личности, формирование значимых личностных качеств воспитанников, довольно тесно переплетается с аксиологическим. Реализация личностно ориентированного подхода в патриотическом воспитании способствует появлению таких новообразований, как любовь к родной земле, желание защитить ее, сделать лучше, осознание патриотизма как одного из основных качеств личности.

Культурологический подход в воспитании заключается в усвоении лучших образцов культуры нации, страны, человечества, передачи ценностей одного поколения другому. Чувство патриотизма во все времена рассматривалось как элемент культурного развития общества. Патриотическое воспитание в русле культурологического подхода заключается в осознании и принятии норм и ценностей своего народа, желании их сохранить, уважая культурные традиции других этносов.

В современных условиях воспитание культуры человека во всех ее аспектах и направлениях невозможно без учета менталитета каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей. Развитие человека, познание мира, становление мировоззрения, формирование установок, ценностей, идеалов начинается с семьи, окружения, местности, где он родился и вырос. Из этой аксиомы следует, что полноценное воспитание патриота, гордящегося своей страной и стремящегося к ее процветанию, невозможно без серьезной и глубокой краеведческой работы. Она является основой и необходимым этапом в формировании патриотических чувств.

В современной справочной литературе краеведе -ние определено как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности или территории [6, с. 129].

Термин «краеведение» в педагогическую литературу был введен В. Я. Улановым в работе «Опыт методики истории в начальной школе» в 1914 году. До этого употреблялись термины «родиноведение» (Н. Спасский) и «отечествоведение», с которым К. Д. Ушинский связывал изучение родного языка, географии и истории.

Краеведение опирается на знание, объединяющее многие научные дисциплины, поэтому можно выделить несколько отраслей (разделов) краеведения. На наш взгляд, оптимальным является деление на историческое, географическое, социально-экономическое и культурологическое краеведение. У всех вышеназванных направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения — родной край. Тем не менее, каждый раздел имеет свои объекты изучения, предполагающий особые формы краеведческой работы.

Объектами исторического краеведения являются исторические события, памятники истории и культуры.

Факты местной истории помогают сохранить общественную память, донести до обучающихся картины развития региона, события, происходившие с данным социумом в разные исторические эпохи, показать его роль в героическом прошлом и значение для настоящего страны. Так, например, первые официальные упоминания о марийцах относятся к X веку, вхождение марийской земли в состав России происходит во второй половине XVI века с взятием Иваном Г розным Казани, в этот же период появляются первые города — Козьмодемьянск (1583), Царевококшайск (1584).

Географическое краеведение изучает рельеф, полезные ископаемые, климатические и гидрологические условия, почву, растительный и животный мир края.

Задачи географического краеведения видятся следующие:

1) вооружение учащихся знаниями о географических условиях родного края как составной части Родины;

2) совершенствование географических знаний учащихся, для более глубокого и осознанного понимания ими взаимосвязей природной среды и хозяйственноэкономической деятельностью населения;

3) ознакомление учащихся с конкретными мероприятиями по охране и восстановлению природных богатств родного края.

В Республике Марий Эл, богатой лесными и водными ресурсами, активно ведется природоохранная деятельность. По состоянию на 1 января 2011 года природно-заповедный фонд Республики Марий Эл включает 49 особо охраняемых природных объектов [5, с. 64].

Географическое краеведение формирует экологическую культуру обучающихся, умения и навыки природоохранной деятельности. Оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное воздействие, что в свою очередь является одним из путей патриотического воспитания.

Социально-экономическое краеведение рассматривает само население, населенные пункты, а также экономику края (производство, сферу услуг и пр.), Население рассматривается с разных позиций: численность, национальный состав, возрастные характеристики и др.

Культурологическое краеведение предполагает изучение всех видов культуры родного края: традиционной — фольклор, национальные традиции, одежду, предметы быта, народного промысла; профессиональной — архитектуру, музыку, живопись, литературу, а также биографии известных людей, чья деятельность прославила родной край и внесла значительный вклад в развитие и укрепление страны. Данный раздел краеведения объясняет особенности края, помогает подрастающему поколению осознать и принять сложившийся общественный порядок, научиться ценить культурное наследие предков.

Этнокультурная структура региона разнообразна: здесь проживают русские (47,5 %), марийцы (42,9 %), татары (6 %), чуваши (1 %), удмурты (0,3 %) и представители других народностей [10, с. 72]. Особенно-

стью полиэтнического региона является совокупность национально обусловленных систем мировоззрения и мировосприятия представителей разных этнических групп. Все они имеют особые, неповторимые культурные традиции, требующие осмысления и поиска общего воспитательного содержания. Любовь к Родине, беззаветное служение своему народу, беспощадная борьба с врагами Отечества — вот те качества, которые воспеваются в произведениях устного народного творчества любого этноса. Изучение и понимание культуры родного края — важный шаг на пути становления патриота, поскольку воспитание рассматривается в качестве явления культуры [11, с. 79].

Данные разделы краеведения тесно переплетаются между собой. Так, изучение экономики и населения родного края, памятников культуры и биографий выдающихся земляков немыслимо без знаний об истории республики. Сведения из географического раздела краеведения являются важной составляющей для понимания экономической характеристики региона, точно также как знания о культурных традициях народов, проживающих в данной местности, влияют на усвоение социально-демографических данных.

Таким образом, краеведение играет существенную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. История становления и развития Марийского края, борьба жителей за честь и независимость нашего Отечества, героические традиции, отраженные в памятниках культуры, фольклоре, народных праздниках, социально-экономические и географические сведения о регионе помогают школьникам в развитии благородных качеств личности, выработке мировоззрения и воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Литература

1. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологичесские и прикладные основы: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов и др.; под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь русского. М.: ЭКСМО, 2012. 896 с.

3. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. 656 с.

4. Лушников А. М. История педагогики: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. 368 с.

5. Особо охраняемые природные территории республики Марий Эл: информационный справочник / под общ. ред. А. Н. Носкова Йошкар-Ола, 2008. 132 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под общ. ред. В. А. Сласте-нина. М.: Академия, 2007. 576 с.

8. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

9.Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2005. 520 с.

10. Швецова Г. Н. Образовательная политика в условиях модернизации региональной образовательной системы: монография. Йошкар-Ола, 2008. 170 с.

11. Щуркова Н. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.