Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона'

Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
393
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / PATRIOTIC EDUCATION / CULTURAL TRADITION / MULTI-ETHNIC REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рыбаков Андрей Витальевич

Показана возможность использования культурных традиций разных народов, составляющих население полиэтнического региона, в патриотическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PATRIOTIC EDUCATION BASED ON CULTURAL TRADITIONS OF PEOPLES LIVING IN MULTI-ETHNIC REGION

The article demonstrates the possibility of employing cultural traditions of different peoples living in a multi-ethnic region into patriotic education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона»

УДК 37.035 (470.343)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

STUDENTS’ PATRIOTIC EDUCATION BASED ON CULTURAL TRADITIONS OF PEOPLES LIVING IN MULTI-ETHNIC REGION

А. В. Рыбаков A. V. Rybakov

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. Показана возможность использования культурных традиций разных народов, составляющих население полиэтнического региона, в патриотическом воспитании школьников.

Abstract. The article demonstrates the possibility of employing cultural traditions of different peoples living in a multi-ethnic region into patriotic education of schoolchildren.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культурная традиция, полиэтнический регион.

Keywords: patriotic education, cultural tradition, multi-ethnic region.

Актуальность исследуемой проблемы. Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения важен для любого государства во все времена. На каждом этапе развития человечества великие педагоги занимались поиском методов, средств и форм патриотического воспитания, соответствующих конкретному уровню развития социума и адекватно отвечающих требованиям современной социокультурной действительности. Изменения социально-политических условий жизни людей неизбежно приводят к преобразованиям в воспитательной деятельности школы в целом и в воспитании патриотизма в частности. Сама же цель - воспитание патриота - остается прежней.

Материал и методика исследований. Исследовательская работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В ходе работы был использован теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования, применялись методы опроса и беседы со студентами университета, проходящих педагогическую практику в общеобразовательных школах республики.

Результаты исследований и их обсуждение. В современном мире необходимость воспитания патриота обосновывается с разных точек зрения: философской, религиозной, политической и т. д. Поэтому существует большое количество различных трактовок и определений понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание». В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, 607].

Согласно философскому определению, патриотизм - «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему,

гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [6, 415]. Учитывая многонациональность российского общества, на наш взгляд, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к родным местам, родному языку, уважение к культурным традициям своего и других народов, нетерпимость к межнациональным конфликтам.

В России - государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями -воспитание патриотизма имеет глубокие корни. Под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность не щадя своей жизни защищать родную землю, свою независимость. Еще древнегреческий историк Маврикий Стратег говорил: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению...» [5, 28].

С принятием христианства (988 г.) ведущая роль в становлении патриотического самосознания постепенно переходит к Русской православной церкви. Формирование у народа патриотического сознания и таких чувств, как верность долгу и чести, праведности в готовности защищать отечество, чувство единения и дружбы, происходит через принятие православных христианских добродетелей. Данные мысли можно встретить уже у автора «Слова о полку Игореве» (1187 г.), который подчеркивает необходимость обороны русской земли от кочевников, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе с врагами.

В ХУШ-Х1Х веках патриотизм приравнивается к нравственности, становится необходимым условием формирования образованной, гуманной личности, обладающей свободой мышления и чувством собственного достоинства. Так, В. Г. Белинский говорил, что «всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» [1, 488-489].

XX век в России знаменовался героическим трудом на благо Родины. Патриотизм проявлялся повсеместно: в вооруженной защите родины во время Великой Отечественной войны и в ударной, «стахановской», работе для укрепления государства.

В конце XX века, после распада СССР, произошла утрата прежних идеалов, ценностей и ориентиров, образовался некий идеологический вакуум, что привело к резкому росту преступности, разрушению нравственных основ, дефициту патриотических чувств у молодых людей, невниманию к культурным традициям народностей и этносов, стремлению к национальному обособлению, росту межнациональных конфликтов и множеству других проблем.

Тысячелетний исторический путь своего развития Российское государство проходит совместно с разными нациями и народностями. В связи с этим мы говорим о много-национальности российского общества. Народы «для взаимной защиты, для возвеличения каждой отдельной народности и для укрепления их естественной связи должны составлять федерацию», - говорил еще Н. Я. Данилевский [4, 124]. Н. А. Бердяев утверждал, что «нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур» [2, 124].

Проблема единства и патриотического воспитания молодежи особенно актуальна и важна в таком полиэтническом регионе, как Республика Марий Эл. Здесь проживают русские (47,5 %), марийцы (42,9 %), татары (6 %), чуваши (1 %), удмурты (0,3 %) и представители других народностей [7, 72]. Этнокультурная структура региона, как видим, разнообразна.

Особенностью полиэтнического региона является совокупность национально обусловленных систем мировоззрения и мировосприятия представителей разных этнических групп. Многообразие культурного ландшафта региона обусловлено встречей на одном географическом пространстве культур вышеназванных народов. Все они имеют особые, неповторимые культурные традиции, требующие осмысления национального разнообразия и выделения общих социокультурных процессов у различных народов.

Культурная традиция выделяет события с позиции ее экзистенциональной значимости для представителя данной культуры [7, 62-70]. Эта значимость четко прослеживается в мировоззренческих установках народа - иерархии ценностей, понятии добра и зла, отношении к природе, человеку, семье, родине.

Под культурной традицией, на наш взгляд, следует понимать сохранение и передачу ценностей, ключевых линий в творческой жизни народа. Если не сохранить первооснову - культурную традицию, - то могут быть разрушены институциональные и поведенческие модели данного общества.

Определение этнической принадлежности населения республики продолжает происходить по традиционным культурным компонентам. Спокойный характер межэтнических отношений на территории Республики Марий Эл сложился в силу общности исторических судеб русских, мари, чувашей и татар, близости хозяйственного уклада и актуализации общих аксиологических принципов, заложенных в культурных традициях разных народов, сохранении представлений об общей родине, где проживают представители различных этносов, их укреплении и передачи молодому поколению.

По мнению большинства студентов, проходящих педагогическую практику в общеобразовательных школах республики, наиболее четко ценностные стандарты культурных традиций проявляются в фольклоре (82 %), и именно через него следует приобщать подрастающее поколение к уважительному отношению друг к другу, природе, родине.

Проявление патриотических чувств фольклорная традиция народа мари видит в способности человека любить и уметь защищать свою землю: «Родная земля всем мать», «Луга красивы цветами, родной край - своим народом», «Людская кровь даром не пропадет», «Собравшись в путь, обращайся к русскому “земляк”, татарину - “брат”, марийцу -“родственник”». Русская фольклорная традиция учит горячо любить свою Родину, самозабвенно ее защищать: «У народа один дом - Родина», «Самое дорогое для человека на чужбине - Родина», «Береги землю родимую, как мать любимую», «С родной земли -умри, не сходи!», «Если дружба велика, будет Родина сильна».

Как видим, мысли о необходимости дружбы народов ради благополучия общей Родины, заложенные в пословицах разных народов, идентичны по своей смысловой ценности. Подтверждение этому мы находим в пословицах и поговорках татарского и чувашского народов: «Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне», «Родина - матушка родная, чужая страна - мачеха».

Любовь к Родине, забота о ней проявляются и в традициях бережного отношения к природе, характерных для всех этносов. Основой формирования экологической культуры школьников являются знания, отражающие понятия народа об экологических нормах и стереотипах поведения. «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец», «Неумело посаженное дерево быстро высыхает», - гласят татарские пословицы. Особое внимание к природоохранной традиции прослеживается у марийцев. Это обусловлено тем, что мари издревле поклоняются природе. Не случайно и то, что на марийский язык слово

«природа» переводится как «лик судьбы». Навредить лесу, экологии - значит вмешаться в божественные силы, навлечь на себя гнев богов. Отсюда и трепетное отношение к окружающей среде. В песенной традиции народа мари прослеживается чувство благодарности лесу за кров и пищу: «Глухой лес - отец мой, зеленый луг - мать моя, голубое небо, яркая зарница - любимые мои друзья».

Подобные тенденции прослеживаются и в культурном наследии русских, чувашей, мордвы и других народов. Традиции бережного отношения к природе способствуют формированию у молодого поколения нравственно-эстетического отношения к окружающей среде. Чувства восхищения красотой родной природы, благодарности лесу за его дары и взаимосвязанности всего живого помогают в становлении патриотизма у молодого поколения.

Резюме. Обучение школьников культурным традициям разных народов в процессе патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона позволяет показать обучающимся различные системы взаимодействия настоящего с прошлым, в ходе которого происходит отбор значимых стереотипов и дальнейшее их воспроизведение. Процесс патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона для достижения положительных результатов должен проходить согласно следующим принципам: 1) подрастающее поколение следует знакомить с культурными традициями разных народов, демонстрируя идентичность заложенных в них ценностей; 2) представители различных национальностей должны уважать и сохранять культурные традиции разных народов через приобщение к традициям предков и личностное развитие в условиях традиционных культурных норм; 3) знакомство с культурными традициями и приобщение к ним следует проводить с использованием средств фольклора, так как в нем наиболее ярко демонстрируются ценности, заложенные в культурных традициях разных народов. Реализация данных принципов приводит к положительной нравственной оценке культурной традиции как продуктивного способа передачи молодому поколению ощущения неразрывной связи со своим народом и страной. От того, будет ли восстановлена эта связь, во многом зависят развитие и безопасность страны, которые невозможны без убежденности молодого поколения в необходимости укрепления и защиты своего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. Т. 4 / В. Г. Белинский ; ред. коллегия Н. Ф. Бельчиков и др. -М. : АН СССР, 1954. - 676 с.

2. Бердяев, Н. А. Избранные труды : сборник / Н. А. Бердяев. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 647 с.

3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - М. : ЭКСМО, 2012. - 896 с.

4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Взгляды на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 664 с.

5. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера / сост. С. К. Иванов. - М. : Прогресс, 1974. - 253 с.

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.

7. Швецова, Г. Н. Образовательная политика в условиях модернизации региональной образовательной системы / Г. Н. Швецова. - Йошкар-Ола : Марийский государственный технический университет, 2008. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.