УДК 37.035 (470.343)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА
STUDENTS’ PATRIOTIC EDUCATION BASED ON CULTURAL TRADITIONS OF PEOPLES LIVING IN MULTI-ETHNIC REGION
А. В. Рыбаков A. V. Rybakov
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. Показана возможность использования культурных традиций разных народов, составляющих население полиэтнического региона, в патриотическом воспитании школьников.
Abstract. The article demonstrates the possibility of employing cultural traditions of different peoples living in a multi-ethnic region into patriotic education of schoolchildren.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, культурная традиция, полиэтнический регион.
Keywords: patriotic education, cultural tradition, multi-ethnic region.
Актуальность исследуемой проблемы. Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения важен для любого государства во все времена. На каждом этапе развития человечества великие педагоги занимались поиском методов, средств и форм патриотического воспитания, соответствующих конкретному уровню развития социума и адекватно отвечающих требованиям современной социокультурной действительности. Изменения социально-политических условий жизни людей неизбежно приводят к преобразованиям в воспитательной деятельности школы в целом и в воспитании патриотизма в частности. Сама же цель - воспитание патриота - остается прежней.
Материал и методика исследований. Исследовательская работа проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В ходе работы был использован теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования, применялись методы опроса и беседы со студентами университета, проходящих педагогическую практику в общеобразовательных школах республики.
Результаты исследований и их обсуждение. В современном мире необходимость воспитания патриота обосновывается с разных точек зрения: философской, религиозной, политической и т. д. Поэтому существует большое количество различных трактовок и определений понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание». В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, 607].
Согласно философскому определению, патриотизм - «нравственный и политический принцип, социальное чувство», заключающееся в любви к отечеству, преданности ему,
гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины [6, 415]. Учитывая многонациональность российского общества, на наш взгляд, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к родным местам, родному языку, уважение к культурным традициям своего и других народов, нетерпимость к межнациональным конфликтам.
В России - государстве с тысячелетней историей и многовековыми традициями -воспитание патриотизма имеет глубокие корни. Под патриотизмом у древних славян подразумевалась готовность не щадя своей жизни защищать родную землю, свою независимость. Еще древнегреческий историк Маврикий Стратег говорил: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе: их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению...» [5, 28].
С принятием христианства (988 г.) ведущая роль в становлении патриотического самосознания постепенно переходит к Русской православной церкви. Формирование у народа патриотического сознания и таких чувств, как верность долгу и чести, праведности в готовности защищать отечество, чувство единения и дружбы, происходит через принятие православных христианских добродетелей. Данные мысли можно встретить уже у автора «Слова о полку Игореве» (1187 г.), который подчеркивает необходимость обороны русской земли от кочевников, прекращения распрей между князьями, объединения всех сил в борьбе с врагами.
В ХУШ-Х1Х веках патриотизм приравнивается к нравственности, становится необходимым условием формирования образованной, гуманной личности, обладающей свободой мышления и чувством собственного достоинства. Так, В. Г. Белинский говорил, что «всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» [1, 488-489].
XX век в России знаменовался героическим трудом на благо Родины. Патриотизм проявлялся повсеместно: в вооруженной защите родины во время Великой Отечественной войны и в ударной, «стахановской», работе для укрепления государства.
В конце XX века, после распада СССР, произошла утрата прежних идеалов, ценностей и ориентиров, образовался некий идеологический вакуум, что привело к резкому росту преступности, разрушению нравственных основ, дефициту патриотических чувств у молодых людей, невниманию к культурным традициям народностей и этносов, стремлению к национальному обособлению, росту межнациональных конфликтов и множеству других проблем.
Тысячелетний исторический путь своего развития Российское государство проходит совместно с разными нациями и народностями. В связи с этим мы говорим о много-национальности российского общества. Народы «для взаимной защиты, для возвеличения каждой отдельной народности и для укрепления их естественной связи должны составлять федерацию», - говорил еще Н. Я. Данилевский [4, 124]. Н. А. Бердяев утверждал, что «нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур» [2, 124].
Проблема единства и патриотического воспитания молодежи особенно актуальна и важна в таком полиэтническом регионе, как Республика Марий Эл. Здесь проживают русские (47,5 %), марийцы (42,9 %), татары (6 %), чуваши (1 %), удмурты (0,3 %) и представители других народностей [7, 72]. Этнокультурная структура региона, как видим, разнообразна.
Особенностью полиэтнического региона является совокупность национально обусловленных систем мировоззрения и мировосприятия представителей разных этнических групп. Многообразие культурного ландшафта региона обусловлено встречей на одном географическом пространстве культур вышеназванных народов. Все они имеют особые, неповторимые культурные традиции, требующие осмысления национального разнообразия и выделения общих социокультурных процессов у различных народов.
Культурная традиция выделяет события с позиции ее экзистенциональной значимости для представителя данной культуры [7, 62-70]. Эта значимость четко прослеживается в мировоззренческих установках народа - иерархии ценностей, понятии добра и зла, отношении к природе, человеку, семье, родине.
Под культурной традицией, на наш взгляд, следует понимать сохранение и передачу ценностей, ключевых линий в творческой жизни народа. Если не сохранить первооснову - культурную традицию, - то могут быть разрушены институциональные и поведенческие модели данного общества.
Определение этнической принадлежности населения республики продолжает происходить по традиционным культурным компонентам. Спокойный характер межэтнических отношений на территории Республики Марий Эл сложился в силу общности исторических судеб русских, мари, чувашей и татар, близости хозяйственного уклада и актуализации общих аксиологических принципов, заложенных в культурных традициях разных народов, сохранении представлений об общей родине, где проживают представители различных этносов, их укреплении и передачи молодому поколению.
По мнению большинства студентов, проходящих педагогическую практику в общеобразовательных школах республики, наиболее четко ценностные стандарты культурных традиций проявляются в фольклоре (82 %), и именно через него следует приобщать подрастающее поколение к уважительному отношению друг к другу, природе, родине.
Проявление патриотических чувств фольклорная традиция народа мари видит в способности человека любить и уметь защищать свою землю: «Родная земля всем мать», «Луга красивы цветами, родной край - своим народом», «Людская кровь даром не пропадет», «Собравшись в путь, обращайся к русскому “земляк”, татарину - “брат”, марийцу -“родственник”». Русская фольклорная традиция учит горячо любить свою Родину, самозабвенно ее защищать: «У народа один дом - Родина», «Самое дорогое для человека на чужбине - Родина», «Береги землю родимую, как мать любимую», «С родной земли -умри, не сходи!», «Если дружба велика, будет Родина сильна».
Как видим, мысли о необходимости дружбы народов ради благополучия общей Родины, заложенные в пословицах разных народов, идентичны по своей смысловой ценности. Подтверждение этому мы находим в пословицах и поговорках татарского и чувашского народов: «Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне», «Родина - матушка родная, чужая страна - мачеха».
Любовь к Родине, забота о ней проявляются и в традициях бережного отношения к природе, характерных для всех этносов. Основой формирования экологической культуры школьников являются знания, отражающие понятия народа об экологических нормах и стереотипах поведения. «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец», «Неумело посаженное дерево быстро высыхает», - гласят татарские пословицы. Особое внимание к природоохранной традиции прослеживается у марийцев. Это обусловлено тем, что мари издревле поклоняются природе. Не случайно и то, что на марийский язык слово
«природа» переводится как «лик судьбы». Навредить лесу, экологии - значит вмешаться в божественные силы, навлечь на себя гнев богов. Отсюда и трепетное отношение к окружающей среде. В песенной традиции народа мари прослеживается чувство благодарности лесу за кров и пищу: «Глухой лес - отец мой, зеленый луг - мать моя, голубое небо, яркая зарница - любимые мои друзья».
Подобные тенденции прослеживаются и в культурном наследии русских, чувашей, мордвы и других народов. Традиции бережного отношения к природе способствуют формированию у молодого поколения нравственно-эстетического отношения к окружающей среде. Чувства восхищения красотой родной природы, благодарности лесу за его дары и взаимосвязанности всего живого помогают в становлении патриотизма у молодого поколения.
Резюме. Обучение школьников культурным традициям разных народов в процессе патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона позволяет показать обучающимся различные системы взаимодействия настоящего с прошлым, в ходе которого происходит отбор значимых стереотипов и дальнейшее их воспроизведение. Процесс патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона для достижения положительных результатов должен проходить согласно следующим принципам: 1) подрастающее поколение следует знакомить с культурными традициями разных народов, демонстрируя идентичность заложенных в них ценностей; 2) представители различных национальностей должны уважать и сохранять культурные традиции разных народов через приобщение к традициям предков и личностное развитие в условиях традиционных культурных норм; 3) знакомство с культурными традициями и приобщение к ним следует проводить с использованием средств фольклора, так как в нем наиболее ярко демонстрируются ценности, заложенные в культурных традициях разных народов. Реализация данных принципов приводит к положительной нравственной оценке культурной традиции как продуктивного способа передачи молодому поколению ощущения неразрывной связи со своим народом и страной. От того, будет ли восстановлена эта связь, во многом зависят развитие и безопасность страны, которые невозможны без убежденности молодого поколения в необходимости укрепления и защиты своего Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. Т. 4 / В. Г. Белинский ; ред. коллегия Н. Ф. Бельчиков и др. -М. : АН СССР, 1954. - 676 с.
2. Бердяев, Н. А. Избранные труды : сборник / Н. А. Бердяев. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 647 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - М. : ЭКСМО, 2012. - 896 с.
4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Взгляды на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 664 с.
5. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера / сост. С. К. Иванов. - М. : Прогресс, 1974. - 253 с.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
7. Швецова, Г. Н. Образовательная политика в условиях модернизации региональной образовательной системы / Г. Н. Швецова. - Йошкар-Ола : Марийский государственный технический университет, 2008. - 170 с.