Научная статья на тему 'Взгляды отечественных философов и общественных деятелей на патриотическое воспитание молодого поколения'

Взгляды отечественных философов и общественных деятелей на патриотическое воспитание молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1845
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швецова Елена Викторовна

В статье рассматривается идея патриотического воспитания, нашедшая отражение в трудах отечественных философов и общественных деятелей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of patriotic upbringing, reflected in Russian philosophic and scholarly works is the main theme of the given article

Текст научной работы на тему «Взгляды отечественных философов и общественных деятелей на патриотическое воспитание молодого поколения»

фессиональных музыкантов нового поколения, которые воспитывали молодых исполнителей и педагогов. Просветительская деятельность музыкантов-педагогов в общеобразовательных школах и других «очагах» музыкальной культуры способствовала формированию музыкального вкуса и устойчивого интереса к академической музыкальной культуре у широкого круга слушателей и самодеятельных музыкантов. Несмотря на то, что в музыкально-педагогической практике в эти годы были допущены «перегибы», и это было трудное время многочисленных перестроек, в республике были созданы основы

для дальнейшего развития музыкального образования во всех его направлениях.

Примечания:

Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ):

1. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 21.

2. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 143.

3. Фонд Р-271, Оп.1, Д. 100.

4. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 4.

5. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 53.

6. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 49.

7. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 49.

8. Фонд Р-2812, Оп.1, Д. 33.

9. Фонд Р-7353, Оп.1, Д. 23.

10. Фонд Р-7353, Оп.1, Д. 30.

11. Фонд Р-285, Оп.1, Д. 127.

12. Фонд Р-285, Оп.1, Д. 56.

ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Е.В. Швецова

В статье рассматривается идея патриотического воспитания, нашедшая отражение в трудах отечественных философов и общественных деятелей.

The idea of patriotic upbringing, reflected in Russian philosophic and scholarly works is the main theme of the given article.

К проблеме служения Отечеству, патриотическому воспитанию молодого поколения обращались многие отечественные философы и общественные деятели.

Так, первого отечественного академика М.В. Ломоносова можно назвать и первым идеологом патриотического воспитания. Он сам был образцом для подражания, патриотом своего Отечества. Успешность педагогической деятельности М.В. Ломоносов видел в единстве воспитания и обра-

зования. Идеи ученого о воспитании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, преданности идеалам мира остаются актуальными и сегодня. Процесс воспитания Михаил Васильевич тесно увязывал с конкретными социально-историческими условиями жизни подрастающего поколения, уровнем развития общества в целом. Он считал, что общественные потребности и социальная среда оказывают сильное влияние на

становление личности. Важнейшей целью воспитания ученый считал формирование «человека-патриота», стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Он видел идеал воспитания в «разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке». Людей, потерявших связь с родной землей, считал «нищими», по его мнению, мерилом смысла жизни должна быть потребность жить для «пользы Отечества». Слово «гражданин» впервые появилось в педагогических текстах, принадлежащих М.В. Ломоносову. Употребляя это слово, он отождествляет его со словом «патриот», вкладывая в них равноценные характеристики человека: высокие нравственные качества, любовь к знаниям и науке, трудолюбие, бескорыстное служение на благо России. М.В. Ломоносов был убежден, что именно в таком человеке-патриоте и гражданине нуждалось Отечество [5].

В трудах отечественного философа А.Н. Радищева утверждается, что человек, который служит Отечеству ради собственной выгоды, заслуживает презрения, а не награды. «Патриот тот, кто пламенеет нежнейшей любовию к целости и спокойствию своих соотчичей и ничего столько не жаждет зреть, как взаимной любви между ними». «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества, не может быть истинным сыном отечества человек, лишенный стремления к прекрасному, высокому, такой чело-

век «хуже скота». Патриотом может стать «существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею» [7].

Писатель и общественный деятель

A.И. Герцен считал главной задачей отечественного воспитания передачу детям любви к Родине, создание у них правильного представления о роли русского народа в истории, о будущем своей страны и Европы и чувства гордости за него. Он считал, что в его время выполнить эту задачу способны только русские учителя и воспитатели. Патриотические и гуманные идеи, правильно преподносимые воспитателями, легко прививаются в детской душе, «они отвечают ее склонностям к романтическому и возвышенному» [11].

Писатель-демократ Н.Г.Чернышевский был пламенным патриотом своей Родины. Он верил в творческие силы русского народа, в светлое будущее России. Н.Г. Чернышевский считал, что надо так воспитывать ребенка, «чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным. Это важнее всего». Он говорил: «Заботьтесь прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова» [10].

В трудах философа и критика

B.Г. Белинского звучит призыв «давать детям как можно больше мирового, общечеловеческого, но стараться знакомиться с этим через родные и национальные явления... Нельзя любить человечество, оставаясь равнодушным к судьбе своей страны. Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» [1].

Отечественный критик, литератор и общественный деятель Н.А. Добролюбов считал, что для воспитания патриота необходима система, формирующая личность с раннего детства и до окончания обучения. В воспитании патриотизма он видел важную роль родной истории и краеведения. «В первом своем проявлении патриотизм даже не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным, златым играм первых лет и пр. Но довольно скоро он формируется более определенным образом, заключая в себе понятия исторические и гражданственные, какие только успевает приобрести ребенок. Патриотизм этот отличается до известной поры полной и безграничной преданностью всему своему — будет ли это хорошее или дурное, все равно». Н.А. Добролюбов говорит о любви человека к своей «малой родине». «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народностям» [3].

Писатель А.Н. Толстой придавал большое значение вопросам патриотизма, по его мнению, «Родина - это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и других поколений» [9].

Важную роль в формировании патриотического сознания играла религия.

Религиозное сознание людей теснейшим образом связано с государственным и национальным сознанием. Государственное сознание не является принадлежностью лишь правяще-

го слоя, а присуще народной массе. Практически каждый россиянин сознавал себя принадлежащим из поколения в поколение — «спокон веков» — к сильному государству. Но не просто к сильному, а к православному, призванному защищать веру истинную, быть ее опорой. Именно поэтому, по традиционным представлениям народа, оно должно быть могущественным, именно поэтому за него не жаль жизнь положить. Сознание личной причастности к такому государству представляло у русских важную составляющую национального самосознания. Отсюда и развитое в России высокое чувство воинского патриотического долга, воспитываемое с детства окружающей средой, и идеал воинского подвига.

По мнению философов К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, менталитет русского народа как нации сложился под влиянием православной культуры. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь и смирение, общительность с ближними и устремление всех помыслов к воле церковной, одухотворенной православной жизни, переход от воспитания к душе-попечению.

Отечественные философы Н.А. Бердяев и В.С. Соловьев рассматривают патриотизм как нравственную категорию. Н.А. Бердяев предлагает обратиться к опыту всемирной истории. Это обострит чувство ценности собственной нации, позволит преодолеть ограниченность и узость провинциализма национальных интересов. «Всякая националь-

ность есть богатство единого и брат-ско объединенного человечества, а не препятствие на его пути» [2]. «Отечество» он рассматривал через призму «Божьего промысла», влияющего на судьбу России.

В работе В.С. Соловьева «Оправдание добра» высказывается такая мысль: «Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, а в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу» [8].

В работах философа И.А. Ильина утверждается величие духовного обновления человека, которое актуализируется посредством воспитания. Главное в воспитании, по его мнению, будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни. Под инстинктом И.А. Ильин понимал развивающиеся природные силы ребенка, природный инстинкт его развития. Кто желает воспитать ребенка, писал он, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совершится важ-

нейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе, и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Такой подход к человеку позволил И.А. Ильину поставить цель воспитания ребенка, которое начинается с его корней, сообщает ребенку новый способ жизни и не сводится только к словесной проповеди. Основной задачей воспитания И.А. Ильин считает зажигание сердца, пробуждение духовной жизни [4].

В середине XX века он писал: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека. <...> Любовь к родине должна быть осмыслена как творческий акт духовного самоопределения. <...> Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет<...> И вот <...> если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа — он становится истинным патриотом.<...> Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины <...> потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим» [4].

В статье «О главном» И.А. Ильин писал: «России нужен Новый человек, с обновленным религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом... Россия ждет от нас нового, христиански социального, волевого, творческого воспитания. Но как воспитает других тот, кто не воспитал самого себя? Это — главное. Это — на века. Без этого не возродим и не обновим Россию. А на этом пути — справимся со всеми бедами, опасностями, затруднениями и заданиями. И кто в этом духе поведет свое обновление и самовоспитание, кто так сотворит и других научит, тот осуществит свое историческое и отечественное призвание».

И.А. Ильин говорит, «что это воспитание может быть только национальным воспитанием», что «русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться на свой разум и на свои силы». Эта каждодневная кропотливая воспитательная работа, по мнению философа, должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории народной [4].

В этом смысле поистине бесценным является сложившийся в веках образ непобедимой Русской армии, которая «искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Само воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредоточить свою выносливость и мужественность. Все это

элементарные предпосылки характера».

Злободневные и острые вопросы о патриотизме, его месте в духовном развитии России встают сегодня перед каждым здравомыслящим человеком. Решить их можно, лишь зная и используя в работе весь арсенал великого творческого наследия наших предков. Только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее. Отсюда повышенное внимание населения к своим корням, к своей истории, к идеям русских мыслителей, стремление к становлению преемственности в духовных основах нашего развития, к укреплению традиций в культуре российского народа, к повышению национального самосознания, укорененного в общечеловеческих ценностях.

Литература:

1. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 — 1844 // Полн. собр. соч.: В 13-ти т.— М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1954. — Т. 5. — 863 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности.— М.: Мысль, 1990. — 240 с.

3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов.— М.: Педагогика, 1986. — 387 с.

4. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 2. Кн. 2. - М.: Русская вера, 1993.478 с.

5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. — М.: Педагогика, 1991. — 234 с.

6. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991.— 559 с.

7. Радищев А.Н. Полн. собр.соч.: В 2 т. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938. — Т. 1. — 503 с.

8. Соловьев В.С. Оправдание доб-ра//Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1988. -Т.1.

9. Толстой А.Н. Отечество — рассказы, очерки, статьи, письма / А.Н. Толстой.— М.: Художественная литература, 1976. — 478 с.

10. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под ред. В.Я. Кирпотина.— М.: ОГИЗ Госуд. изд-во худож. литер.,

1947. — Т 3. — 884 с.

11. Шабаева М.Ф. Герцен о воспитании / М.Ф. Шабаева. — М.: Учпедгиз,

1948.— 179 с.

КАЗАНСКИМ ПЕРИОД НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. А. КРАСНОВСКОГО (1910-1925): ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ

О. А. Хабриева

Научная биография А. А. Красновского началась в Императорском Казанском университете. Работы Красновского 1910-х — начала 1920-х гг., посвященные обоснованию предмета педагогики, ее функций, структуры, связи с другими научными дисциплинами, осмыслению методов педагогической науки, внесли вклад в последующее становление концепта «общие основы педагогики».

Ключевые слова: Архип Алексеевич Красновский, Императорский Казанский университет, методология педагогики, научное наследие, концептуализация педагогики, становление общих основ педагогики.

A. Krasnovsky',s scientific period began at Imperial Kazan University. A. A. Krasnovsky',s scientific works written in 1910 — 1925 reveal object, functions, structure of pedagogy and its connection with other sciences. His scientific works make a valuable contribution to the concept formation of «The General Bases of Pedagogics».

Key words: Arkhip Alekseyevich Krasnovsky, Imperial Kazan University, pedagogy methodology, scientific heritage, general bases of Pedagogy's functions.

Архип Алексеевич Красновский (19 февраля 1885 г., Черниговская губерния — 9 апреля 1953 г., Москва) — крупный отечественный педагог, известный как деятель системы образования, теоретик и историк педагогики, обладающий международным признанием1. Именно эти сто-

1 В частности, фундаментальный монографический труд А.А. Красновского о Яне Амосе Коменском переведен на чешский, словацкий и

роны педагогической деятельности Красновского отмечают российские педагогические энциклопедии и словари, биобиблиографический словарь Казанского университета, Татарская энциклопедия и другие издания [см., например, 1. — С. 476; 2. — С. 369; 3. — С. 615; 4. — С. 440].

китайский языки и издан в Чехословакии (Прага, 1955 г., Братислава, 1955) и в Китае (Пекин, 1957 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.