Научная статья на тему 'Проблема патриотизма в философии России'

Проблема патриотизма в философии России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1616
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОССИЯ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мочалов Евгений Владимирович

Статья посвящена анализу проблемы патриотизма в русской философской традиции. На примере творчества русских мыслителей, в числе которых А.Н. Радищев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, рассматривается тема любви к России, уважения к ее духовным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PATRIOTISM IN PHILOSOPHY OF RUSSIA

The article analyzes the problem of patriotism in Russian philosophical tradition. On example of the works of Russian thinkers, including A.N. Radishchev, V.S. Soloviev, N.A. Berdyaev, the article deals with the topic of love for Russia, respect for its spiritual traditions.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотизма в философии России»

7. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

7.1. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ФИЛОСОФИИ РОССИИ

Мочалов Евгений Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

[email protected]

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы патриотизма в русской философской традиции. На примере творчества русских мыслителей, в числе которых А.Н. Радищев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, рассматривается тема любви к России, уважения к ее духовным традициям.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Россия, русская философия, человек.

PROBLEM OF PATRIOTISM IN PHILOSOPHY OF RUSSIA

Mochalov Evgeny V., Head of the Department of Philosophy, Doctoral Degree in Philosophy, Professor Place of employment: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

[email protected]

Abstract: The article analyzes the problem of patriotism in Russian philosophical tradition. On example of the works of Russian thinkers, including A.N. Radishchev, V.S. Soloviev, N.A. Berdyaev, the article deals with the topic of love for Russia, respect for its spiritual traditions.

Keywords: patriotism, patriotic education, Russia, Russian philosophy, man.

Упоминание о патриотизме как явлении общественной жизни встречались в военно-исторических документах и летописях ещё в IX веке. Впрочем, патриотизм этого и более позднего периодов носил по преимуществу личностный характер. Он проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники и могли переходить от одного князя к другому, случаи такие были крайней редкостью: верность всегда высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставить поле сражения и, наоборот, князь, воевода считал постыдным бросить свое воинство.

Патриотическая идея глубоко пронизывает древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси, - «Повесть временных лет» (начало XII века). Автор летописи, с любовью отзываясь о родной земле и прославляя её защитников, решительно осуждает княжеские междоусобицы и призывает к объединению, к совместной охране отчего края.

Ещё более яркое представление о месте и роли патриотизма в жизни русского народа даёт «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Главная его идея: на основе патриотического служения общенациональным интересам - объединение, укрепление, единство Руси, которое мыслится автором «Слова» в виде союзных отношений всех русских князей, опирающихся на их добрую волю и патриотизм.

Испытания, выпавшие на долю русского народа, военная мощь его врагов, татаро-монгольское нашествие ускорили накопление в народе патриотической силы и энергии, развили понимание необходимости национального объединения. Личностный патриотизм соединялся с идеей национального единства и постепенно приобретал общенациональное и социальное значение. Ведь именно патриотизм, национальное

достоинство и единство во многом обусловили победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. Осада Смоленска боярином Шейным в «смутное время», борьба против польского короля Сигизмунда и Лжедмитриев, другие исторические события в жизни русского народа свидетельствуют, что идея защиты Отечества становилась великой и несокрушимой силой.

Национально-государственное объединение на патриотической основе резко повысило могущество Московского царства, одновременно укрепив и саму патриотическую идею, прочно соединив её с государственностью. «Устав ратных и пушечных дел» (начало XVII века) закрепляет патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов.

В период жизнедеятельности Петра I государственный патриотизм становится выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, наград, званий. Мотивы единства и сплочённости народов на основе патриотизма находят своё отражение в трудах Ф. Прокоповича (1681-1736 гг.). И.Т. Посошкова (16521726 гг.), В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), во многих работах других русских авторов ХVII-ХVIII веков - от деятелей «учёной дружины Петра» до Просветителей.

Чрезвычайно широко и остро обсуждался вопрос о патриотизме и позже, в русской литературе XIX века и притом не только в научной, но и в художественной. Патриотическая идея разрабатывалась как целый комплекс идей. Утверждалось, что любовь к родине -это черта, присущая всякому настоящему гражданину, то есть человеку, защищающему принцип «общего блага» как условие соединения людей в общество. Принцип «общего блага» требовал от всякого члена общества, чтобы он в своём стремлении к благу личному согласовывал его с благом общественным.

Мочалов Е. В.

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В ФИЛОСОФИИ РОССИИ

Именно этим согласованием отличался «эгоизм разумный» от осуждаемого эгоизма, ставившего личный интерес выше общественного. Развивая эту идею в плане национальном, сторонники идеи патриотизма говорили, что интерес нации есть высший смысл для всякого истинного сына этой нации, Отечества, а любовь к родине, патриотизм и национальная гордость -первейшая добродетель настоящего гражданина.

Обратимся к конкретным суждениям и оценкам просветителей, литераторов и литературных критиков, философов и военных писателей России XVIII - XX веков. И начнём с А.Н. Радищева (1749-1802 гг.), который одним из первых в стране поднял вопрос о защите прав личности и оставил яркие свидетельства о существе патриотических качеств русского народа. В «Беседе о том, что есть сын отечества» он обосновывает патриотизм как философ и революционный демократ. По мысли Радищева, подлинного сына отечества характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания родины, установления в ней демократических порядков, развития науки и искусства, делу искоренения крепостничества. Тех же, кто изменял интересам родины, совершал антипатриотические поступки, кто терзал ближних своих насилием, гонением, притеснением великий мыслитель клеймил позором. Что же касается патриотических качеств русского человека как сына отечества, то о них Радищев заявлял кратко и чётко: честь и честолюбие, честность; благонравие, благородство; добродетельность и жертвенность во имя народа и родины [см.: 6, с. 278-286].

Несовместимость социального и индивидуального эгоизма с патриотическим чувством подчёркивали русские просветители. В частности, А.Ф. Бестужев писал, что «в человеке без страсти быть преданным своему отечеству, без любви к славе увидишь его (то есть -такого человека - И.Д.) в самого себя только заключённого, мыслящего единственно о себе одном, о собственной пользе, не заботясь нимало о пособиях, о жертвах отечеству, от него ожидаемых» [8, с. 109]. В.В. Попугаев идёт дальше и связывает чувство любви к родине с явлением свободы. Там где есть рабство, отмечает он, там нет патриотизма, ибо разность интересов родит одно лишь корыстолюбие [8, с. 228].

XVIII век - время роста и возмужания России, ее армии и флота, С развитием армии и флота создается и совершенствуется система патриотического просвещения или точнее - военно-патриотического воспитания. В частности, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам вести патриотическое воспитание воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также ведением рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. И кто сможет отрицать, что работа эта, безусловно, отразилась в проявлениях солдатами и матросами, офицерами, генералами и адмиралами мужества и героизма в войнах, которые пришлось вести России. Особо яркий пример этого - Отечественная война 1812 года.

Декабристы, как быть может никто ранее, показали взаимосвязь патриотизма с политической жизнью, с существующим режимом власти в стране. Ведь не случайно представление о национальной чести и достоинстве сочеталось с конкретной деятельностью по завоеванию политической свободы, любовь к Родине -

с ненавистью к деспотизму и борьбой с ним. В таком же направлении развивались патриотические идеи, выдвинутые А.И. Герценым (1812-1870 гг.), В.Г. Белинским (1811-1848 гг.), Н.А. Добролюбовым (1836-1861 гг.) и Н.Г. Чернышевским (1828-1889 гг.), многими другими, которые отмечали зависимость патриотических настроений от существующих и изменяющихся социальных, общественно-политических условий и требовали от гражданина, от патриота своей деятельностью способствовать процветанию и могуществу родины, своего народа, пробуждали неуспокоенность, неудовлетворенность существующим, «слепой привязанностью» или любовью к родине с «закрытыми глазами», «розовыми очками» и т.п. Словом, речь шла о патриотизме активном, деятельном, конструктивном, о служении народу, Родине.

Именно о таком патриотизме еще в 1802 году в «Вестнике Европы» Н.М. Карамзин написал следующие слова: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его... Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие -гордость народную, которая служит опорою патриотизма...» И далее: «Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут... Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником» [5, с. 59-61,69].

«Прекрасная вещь - любовь к отечеству, - подчеркивал П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) в своей «Апологии сумасшедшего» (1836-1837 гг.), - но есть еще нечто более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества». Правда, он (Чаадаев) тут же продолжал свою мысль о том, что «любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству». Поэтому, заключал философ: «не через родину, а через истину ведет путь на небо» [11, с. 139].

Вряд ли здесь и сегодня, в который раз уже надо критиковать или защищать, пояснять мысли Чаадаева. Это было сделано многими авторами и весьма авторитетно. Да и сам Чаадаев в той же своей работе разъясняет: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий учил любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы» [11, с. 150-151].

Думается, что заслуга П.Я. Чаадаева заключается еще и в том, что он сумел отличить «патриотический

инстинкт» от «сознания патриотизма»: первое имело место в обществе 30-х годов XIX века, второе отсутствовало [11, с. 153-154]. Кстати, не случайно о необходимости выработки собственного культурного самосознания, национальности, патриотического сознания в тот же период писал и известный критик Д.В. Веневитинов [9, с. 609-610].

Пять лет спустя, в 1841 году в «Отечественных записках» появилась большая статья В.Г. Белинского «Россия до Петра Великого». Поводом для написания явился ряд публикаций по истории России. Прежде чем обратиться к мыслям критика о патриотизме, следует заметить, что по своей тональности работа Белинского созвучна идеям Чаадаева. Что же касается патриотической идеи, то для нее статья Белинского может быть обозначена как программная. Столь богата она мыслями об истинном, а не «квасном» патриотизме.

Вот одна из них: «Говорить правду (особенно - которую все хорошо понимают и чувствуют) и оскорблять -не всегда одно и тоже, - отмечал В.Г. Белинский. -Пусть боится правды глупый и пьяный; но умному не беда сознаться, что и он делывал промахи на своем веку, а трезвому, что и он бывал навеселе от вина. Национальная гордость есть чувство высокое и благородное, залог истинного достоинства... Отрицание или унижение субстанции народа, национальности в истинном значении этого слова, есть оскорбление народа ^еБе-па^оп); но нападки (даже преувеличенные) на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм. Что я люблю всем сердцем, всею душою, всем существом моим, к тому я не могу быть равнодушен, в том я сильнее, чем в другом, люблю хорошее и (по тому же закону) сильнее ненавижу дурное» [цит. по: 7, с. 80].

А вот ещё одно суждение философа - литературного критика, взятое нами из его «Литературных и журнальных заметок»: «Что такое патриотизм и патриоты всякий знает. Но не всякий знает, что патриоты разделяются на два разряда. Одни получают имя патриотов за свои заслуги от общества и истории как получили его Минин и Пожарский, Сусанин и другие... Другие сами себя провозглашает патриотами, потому, что громче других говорят о любви и ревности ко всему отечественному» [2, с. 374].

И наконец, третье его суждение. Участвуя в дискуссии своего времени о «национальном» и «человеческом» (чем не актуальная в наши дни проблема соотношения ценностей «национальных» и «общечеловеческих»!) В.Г. Белинский подчеркивал: «Разделить народное и человеческое на два совершенно чуждые, даже враждебные одно другому начала, значит впасть в самый абстрактный, в самый книжный дуализм... Без национальностей человечество было бы мертво логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения» [1, с. 301, 304-305]. А исходя из этого, «любовь к отечеству», - по мысли Белинского, - должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину -значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» [3, с. 489].

Много размышляли о патриотизме и классики русской философской мысли второй половины XIX -начала, точнее - первой половины XX века. В том числе В.С. Соловьев (1853-1900 гг.), П.Б. Струве (18701944 гг.), Н.А. Бердяев (1874-1848 гг.), С.Н. Булгаков (1871-1944 гг.), А.Ф. Лосев (1893-1988 гг.), но особенно Г.В. Флоровский (1893-1979 гг.) и И.А. Ильин (1883-

1954 гг.), а также некоторые военные писатели-эмигранты.

Русскому человеку, подчеркивал В.С. Соловьев, присуща «духовно вселенская идея», которая помогает ему преодолевать национальную ограниченность, но не лишает чувства любви к родине. В своей «Русской идее» (1888 г.) он, говоря о предназначении народа, отмечает: «Проявлять свою мощь, преследовать свой национальный интерес - вот все, что надлежит делать народу и долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике, не навязывая ей своих субъективных идей» [цит. по: 7, с. 188].

Четко и емко патриотическая мысль Соловьева отражена была в его работе «Оправдание добра». «Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, а в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям своеобразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу» [10, с. 378]. Словом, по мнению В.С. Соловьева, добродетель патриотизма образуют две основные составляющие: «ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение» [цит. по: 12, с. 37].

Многие страницы работы «Судьбы России» Н.А. Бердяева (1918 г.) посвящены характеристике любви русского человека к родной земле, к Отечеству. Приведем лишь одно, касающееся связи патриотизма и политической сферы жизни общества. «Все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриотического воодушевления, от роста ответственности национального сознания в русском обществе и народе... Русский народ должен сейчас сделать величайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть патриотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство... Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму...» [4, с. 96]

Список литературы:

1. Белинский В.Г. Избр. филос. соч.- М.,1948. - Т.2. -594 с.

2. Белинский В.Г. Собр. соч. в 8 т. - М.,1995. - Т.6.

3. Белинский В.Г. Соч.- М.,1954. - Т.4. - 457 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. - М.,1918.

5. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости// Вестник Европы, 1802.

6. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - М., 1952.

7. Русская идея. - М.,1992.

8. Русские просветители. - М., 1966. - Т.1.

9. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - М., 1974. -Т.1.

10. Соловьев В.С. Соч. в 2-х Т.-М. 1988.-Т.1.

11. Чаадаев П.Я. Соч.- М., 1989.

12. Энциклопедический словарь. - СПб., 1898. - Т. XXIII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.