Научная статья на тему 'Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны'

Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1743
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНИН / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / "ИСТИННЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА" / НАРОДНОСТЬ / «МАЛАЯ РОДИНА» / ОТЕЧЕСТВО / ОТЧИЗНА / «THE TRUE SON OF FATHERLAND» / «THE SMALL NATIVE LAND» / THE PATRIOT / PATRIOTISM / THE CITIZEN / LOVE FOR THE COUNTRY / A NATIONALITY / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Елена Николаевна

В статье представлен исторический анализ педагогических идей воспитания патриотизма в нашей стране. Приводится ряд общепринятых трактовок определения понятия «патриотизма», которые встречаются в отечественной литературе. Рассматриваются аспекты патриотического воспитания в истории педагогики, образования и просвещения. Приводится характеристика качеств патриотизма в трудах отечественных педагогов и деятелей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the historical analysis of occurrence of concept "patriotism" is presented, since ancient times and finishing modern treatment of concept. A number of the standard treatments of definition of concept of "patriotism" which meet in domestic reference books Is resulted. Aspects of patriotic education in the history of pedagogic, formations and educations are considered. The characteristic of qualities of patriotism in works of domestic teachers and figures is resulted.

Текст научной работы на тему «Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны»

УДК 371.37.017.4 ББК 74.00

Кондрашова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра начального образования

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

г. Магнитогорск Kondrashova Elena Nikolaevna Candidate of Pedagogical Science,

Assistant Professor Elementary education Department Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk elena_060671 @mail.ru

Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей

страны

The evolution of the pedagogical ideas of patriotic education in our country life

В статье представлен исторический анализ педагогических идей воспитания патриотизма в нашей стране. Приводится ряд общепринятых трактовок определения понятия «патриотизма», которые встречаются в отечественной литературе. Рассматриваются аспекты патриотического воспитания в истории педагогики, образования и просвещения. Приводится характеристика качеств патриотизма в трудах отечественных педагогов и деятелей.

In article the historical analysis of occurrence of concept "patriotism" is presented, since ancient times and finishing modern treatment of concept. A number of the standard treatments of definition of concept of "patriotism" which meet in domestic reference books Is resulted. Aspects of patriotic education in the history of pedagogic, formations and educations are considered. The characteristic of qualities of patriotism in works of domestic teachers and figures is resulted.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, гражданин, любовь к Родине, «истинный сын Отечества», народность, «малая Родина», Отечество, Отчизна.

Key words: the patriot, patriotism, the citizen, love for the country, «the true son of Fatherland», a nationality, «the small Native land», Fatherland, Fatherland.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности, основными характеристиками которого являются деловитость, уверенность в себе, независимость, яркая индивидуальность. В тоже время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений

духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Особенно важная роль в патриотическом воспитании, развитии национального самосознания и национальной гордости принадлежат истории, родному языку, географии. История является одним из важных факторов воспитания чувства патриотизма. Подлинный патриотизм основывается на глубоком понимании прошлого, так как почерпнутый в прошлом опыт может помочь в созидании будущего.

Корни чувства любви к Родине уходят к малой родине, т.е. к тем местам, где человек родился и вырос. Именно с «малой родины» и начинается Великая Родина. Патриотами не рождаются, ими становятся в результате жизнедеятельности. Чувство патриотизма присуще взрослому, сознательному человеку, имеет глубокие корни, которые уходят в его детство. Маленький ребенок, которому всё окружающее пока загадочно и непонятно, в первую очередь начинает испытывать чувство любви к матери, затем к окружающим его людям, далее родной местности и природе. По мере взросления ребенка эти чувства не проходят, наоборот, они укрепляются. Развиваются дальше, чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны.

Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время педагогов, социологов, философов не нова. Ещё в XI-XVII вв. в Древней Руси Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей.

Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали наиболее часто употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда назвали себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины.

Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от греч. Ра^Б - земляк) - как человек, разделяющий патриотические чувства, идеи.

В настоящее время существует несколько различных определений патриотизма, сформулированных с учетом особенностей современного этапа развития нашей страны. Анализ их содержания показывает, что необходимыми составляющими патриотизма должны выступать любовь к Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину, готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов. Кроме того, делается акцент на таком признаке чувства патриотизма, как беззаветная преданность своей родине, готовность защищать ее независимость, выступать против угнетения и эксплуатации людей внутри страны, проявлять солидарность с трудящимися других стран.

Обобщая имеющиеся подходы к трактовке понятия «патриотизм», выделим его основные составляющие: а) любовь к Родине, к родным местам, родному языку; б) уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры и обычаев своего народа; в) нетерпимость к расовой и национальной неприязни; г) стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её, готовность служить интересам Родины; д) активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Основные патриотические идеи получили наиболее полное и всестороннее развитие в философско-педагогическом наследии русских просветителей Х^-ХГХ веков.

Русские просветители второй половины XVIII века М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, рассматривали в своем творчестве проблему человека, его обязанностей как гражданина и патриота. Стоит отметить, что слова «патриот» и «гражданин» в то время служили синонимами. Значение слова «гражданин» была противоположной современному пониманию. Гражданин -это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек. Здесь уместно вспомнить идеи А. Н. Радищева о том, что истинный сын Отечества искренне и бескорыстно служит своей Родине. «...Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей. .Тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества.» [4]. Человек, требующий награды за свое служение Родине, по мнению отечественных мыслителей, не достоин звания «сына Отечества» - патриота. А. Н. Радищев подчеркивал, если человек, который оказывает услуги Отечеству ради собственной выгоды, заслуживает не награды, а презрения (выразил свою точку зрения в «Беседе о том, что есть сын Отечества»). И. Н. Новиков, как и все просветители, полагал, что «процветание государства, благополучие народа зависят от доброты нравов, а доброта нравов - от воспитания» [2]. Только воспитание -подлинный творец нравов. Официальная педагогика «истинным сыном Отечества» признавала граждан, которые слепо повиновались воли правительства и законам.

Таким образом, отстаивая идеал «истинного сына Отечества», русские просветители выступали против правительственной программы воспитания преданного самодержавию подданного.

Серьёзное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги Х1Х-начала XX века. Главная цель воспитания, по мнению В. Г. Белинского, состояла в том, чтобы во всякой сфере деятельности - быть человеком. Через все его произведения проходит идея: человек должен мыслить, уважать человеческое достоинство в себе и в других лю-

дях. Развивая ее, В. Г. Белинский уточнял: «... любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит - пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.» [1]. Именно так В. Г. Белинский определял основу истинного патриотизма.

Идея народности, выдвинутая в общем виде В. Г. Белинским, в педагогическом плане впервые была обстоятельно рассмотрена К. Д. Ушинским. Он пришёл к выводу, что особенности обусловлены, в конечном счете, своеобразием исторически сложившихся черт характера народа каждой страны, его склонностями и потребностями, которые и составляют, по мнению К. Д. Ушинского, суть того, что он называл народностью. Идея народности пронизывает большинство работ К. Д. Ушинского: «Вопрос о народных школах», «О народности в общественном воспитании», «Воскресные школы» и др. Он полагал, что чем полнее и разумнее будет строить школа свою учебно-воспитательную работу на основах народности, тем ближе станет она к жизни народа и тем лучше будет выполнять задачу подготовки поколения патриотов своей родины, защитников истинных интересов родного народа, одновременно уважающих и другие народы. Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство высоким, наиболее сильным чувством человека, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество». По мнению педагога, патриот - это человек, который подчиняет свои личные интересы интересам отечества и народа, отдает все свои силы и знания на благо родины [7].

Русские педагоги: Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, В. Н. Сорока-Росинский и др., впитавшие в себя идеи К. Д. Ушинского, призывали учить воспитанников ощущать себя русским и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым оттого, что она твоя Родина.

Для нашего анализа важным представляется понятие патриотизма в философской системе Л. Н. Толстого, которое наполняется широким гуманисти-

ческим содержанием общечеловеческой любви: «Сущность человеческой жизни и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь» [6]. В развитии нравственного самосознания, в стремлении к нравственному самосовершенствованию Л. Н. Толстой видит главный путь становления патриотизма, гражданственности. Ему созвучны идеи Ф. М. Достоевского, А. М. Карамзина которые считали, что только с помощью разума нельзя достичь нравственного совершенства и вера как иррациональное духовное состояние, наряду с любовью, обеспечивает нравственную стойкость человека.

С появлением на мировой арене первого в истории человечества социалистического государства берёт свое начало идея воспитания подрастающего поколения в духе советского социалистического патриотизма. Октябрьский переворот, обусловленный социалистической революцией 1917 года, захватил все сферы общественной жизни России. С этого момента берет свое начало повсеместное утверждение идеалов и принципов рабочего класса, оказавших существенное влияние на формулировку целей и задач, на определение содержания и методов воспитания подрастающего поколения.

Начиная с работ А. В. Луначарского, В. И. Ленина, Н. К. Крупской, патриотизм трактуется в духе марксистко-ленинской идеологии. В истории появляется понятие «коммунистический идеал», пришедший на смену веками существующего идеала «истинного сына Отечества». Само воспитание предполагалось свободным от политики, и развивать сообщество свободных личностей. Именно эти идеи были проведены А. В. Луначарским осенью 1918 года. Значительно ближе к реалиям общественно-политической ситуации была Н. К. Крупская. Она отмечала, что необходимо воспитывать преданность своему социалистическому Отечеству, воспитать готовность защищать его до последней капли крови. Школа должна готовить социалистов безгранично преданных делу. Такая воспитательная задача являлась особенно актуальной. Сущность патриотизма трудящихся Советской республики была обоснована В. И. Лениным и включала осознание социалистической перспективы и

непосредственного участия в процессе созидания нового общества. Гражданин в новом понимании сочетал в себе качества патриота социалистического государства и одновременно интернационалиста, друга и товарища всем пролетариям мира. Само существование этой связи и явилось выражением классовой природы нового понятия - «советский социалистический патриотизм». В центре идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. педагогов периода Советской России было воспитание гражданина-патриота своей Родины. Они выделяли такие качества личности, которые необходимы для любого сознательного гражданина каждой эпохи: гражданственность, активность, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность. На рубеже 1920-1930-х годов коммунистическая партия окончательно превратилась во властную структуру, стала управлять страной. А в самой партии неограниченной властью овладел один человек, провозглашенный гениальным вождём. В эти годы начался новый этап в жизни страны, впоследствии названный периодом культа личности Сталина. Жесточайшая цензура, расправа со всяким проявлением инакомыслия, страх, сковавший сознание народных масс, период репрессий. Хотя всё это маскировалось показным энтузиазмом народа. В данный период наблюдается ярко выраженная идейно-политическая направленность воспитания патриотов посредством прямого идеологического воздействия на сознание учащихся. Школьный материал, с первого до последнего класса пропитан марксизмом-ленинизмом, классовым подходом.

Годы Великой Отечественной войны явились суровым испытанием для советской школы. Воспитательная работа приобрела ярко выраженный патриотический характер. Учителя широко использовали материалы периодической печати, произведения советских писателей о героическом прошлом народов, об их борьбе с иноземными захватчиками за свободу. Прочно вошла в жизнь школы информация о положение дел на фронтах [3]. Все это воспитывало у учащихся веру в победу и являлось побуждением к защите Родины, к активной

патриотической деятельности, прилежной учебе. Судьба советской школы первых послевоенных лет связана с морально-психологической обстановкой: подавление коллективисткой психологии, жёсткая идеологизация всех сторон жизни. Интересы государства превыше всего, каждый из нас пред Родиной -вечно в долгу; разрешено то, что прямо указано властью. Преподавание истории, литературы загонялись в жесткие рамки идеологических предписаний. Это нанесло урон гуманитарному образованию. Уделялось внимание воспитанию советского патриотизма на идеале Сталина, Ленина. Однако в данный период был накоплен опыт по воспитанию у школьников любви к Родине. Развернувшаяся краеведческая, поисковая работа пионеров, комсомольцев не могла не формировать уважение к «малой Родине», чувство благодарности к старшему поколению победителей.

Начавшиеся во второй половине 1950-х и в 1960-х годах обновления и демократизация жизни (период «оттепели») обострили интерес педагогической науки к процессу формирования личностных качеств школьника. Своеобразным результатом потепления политической жизни в 1960 годы явилась педагогическая теория В. А. Сухомлинского. В трудах педагога понятие «Родина» выступает узловым пунктом его педагогической деятельности. «Успех воспитания зависит от умелого постоянного воздействия на все стороны личности воспитанника - его разум, эмоциональную и волевую сферы» - утверждал педагог [5]. Главным источником патриотизма В. А. Сухомлинский считал природу родного края, взаимную любовь родителей и детей, взаимную преданность и верность, создающие честь семьи, «рода» [5]. 1960-1970-е годы были впоследствии названы годами застоя. Идея воспитания в духе советского патриотизма к концу 1980-х годов приобрела деформацию, испытав на себе прямые последствия политического курса советского государства, требования которого являлись и не могли обсуждаться. Это, в свою очередь, негативно отразилось на качестве патриотического воспитания подрастающего поколения в советском обществе.

Сегодня становится очевидным, что в ходе радикальной перестройки духовной жизни, как в послеоктябрьский период, так и в годы строительства социализма в нашей стране была нарушена преемственная связь с духовными ценностями, нравственным миром, культурным богатством и историческим опытом предшествующих поколений.

С 1991 года начался новый период в истории нашей Родины. В преодолении прежнего дегуманизированного подхода к патриотическому воспитанию, полностью подчиненного идеологическим установкам тоталитарного государства, выработалось не оправданное, отрицательное отношение к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «патриотизм». Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает сегодня государственное значение. Без патриотических чувств, поступков человек не может быть назван гражданином в наиболее полном смысле этого слова. Именно поэтому, вполне правомерно в Законе РФ «Об образовании» указано, что «... одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [8]. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Система образования призвана обеспечить .воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью.» [8].

Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское и патриотическое воспитание имеет конкретно-исторический характер, несёт в себе отличительные черты, примеры эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики. На основе проведенного нами анализа мы обобщили качества патриотизма в табл. 1: любовь к родине, к родным местам, родному языку (1); уважение и знание истории своей Родины, традиций, культуры, обычаев народа, народность (2); национальное самосознание на основе уважения к другим толерант-

ность (3); стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины (4); любовь к человеку, уважение человеческого достоинства, любовь к человечеству (5); воспитание «добрых граждан», полезных Отечеству, высоконравственных, высокообразованных граждан, «Истинных сынов Отечества», забота об интересах Родины (6); стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать её, преданность, верность, гражданственность (7). В таблице значками (*) отмечены доминирующие качества, а значками (+) -те из них, которые, так или иначе, проявляют себя.

Таблица 1 - Характеристика качеств патриотизма

Ф.И.О. отечественных педагогов, деятелей Качества патриотизма

1 2 3 4 5 6 7

Вл. Мономах * * + + + *

Ломоносов М. В. * * * * * +

Новиков Н. И. * * + * * +

Радищев А. Н. * * * * * +

Фонвизин Д. И. * * + * +

Ушинский К. Д. * * * * * * +

Белинский В. Г. * * + * * * +

Аксаков К. С. * * + * + +

Бунаков Н. Ф., Водовозов В. И., Сорока-Росинский В.Н., Семёнов Д. Д. * * + * *

Толстой Л. Н. * + *

Соловьев В. С. * * +

Карамзин Н. М. * + *

Добролюбов Н. А. * + *

Луначарский А. В. + + *

Ленин В. И. + * + *

Крупская Н. К. + + + *

Макаренко А. С. * + * *

Шацкий С. Т. * + *

Груздев П. Н. * *

Сухомлинский В. А * * * * * + *

Ильин И. А. * * + * *

Таким образом, подлинный патриотизм основывается на глубоком понимании прошлого, так как почерпнутый в прошлом опыт может помочь в созидании будущего.

Библиографический список

1. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский; ред. А. Ф. Смирнов. - М. : Педагогика, 1982. - 288 с.

2. Новиков Н. И. и его современники. Избранные сочинения / под ред. И. В. Малышева. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 534 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941-1961 гг. : сборник научных трудов / ред. кол. А. М. Арсеньев и др. - М. : Педагогика, 1988. - 270 с.

4. Радищев, А. Н. Полное собрание сочинений в 3 т. Беседа о том, что есть сын отечества / А. Н. Радищев. - М.-Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1938. - Т. 1. - 288 с.

5. Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников / В. А. Сухомлинский. - М. : Учпедгиз, 1959. - 317 с.

6. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: в 14 т. / Л. Н. Толстой. - М. : Гослитиздат, 1951. - Т. 13. - С. 243-250.

7. Ушинский, К. Д. Проблемы русской школы. Избр. пед. соч.: в 2 т. / К. Д. Ушинский / под ред. А. И. Пискунова. - М. : Педагогика, 1974. - Т. 2. - 438 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 512 с.

Bibliography

1. Belinsky, V. G. Selected pedagogical works / V. G. Belinsky; ed. A. F. Smirnov. - M. : Education, 1982. - 288 p.

2. Novikov, N. I. and his contemporaries. Selected works / ed. by I. V. Malyshev . - M. : Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1961. - 534 p.

3. Essays on the history of the school and pedagogical thoughts of the peoples of the USSR, 19411961 : collection of scientific works / ed. nr. A. M. Arsenyev and others. - M. : Education, 1988. - 270 p.

4. Radishchev, A. N. The complete works in 3 vol. Discussion about what is to be a son of the native land / A. N. Radishchev. - M., L. : Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938. - V. 1. - 288 p.

5. Sukhomlinsky, V. A. Patriotic education of Soviet school students / V. A. Sukhomlinsky. - M. : Uchpedgiz, 1959. - 317 p.

6. Tolstoy, L. N. Selected works: V. 14. / L. N. Tolstoy. - M. : Goslitizdat, 1951. - V. 13. - P. 243250.

7. Ushinsky, K. D. The problems of Russian school. Selected pedagogical works: in 2 vol. / K. D. Ushinsky / ed. by A. I. Piskunov. - M.: Education, 1974. - V. 2. - 438 p.

8. Federal state educational standard of primary education. - M. : Education, 2009. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.