УДК374.7
ШС. Гаджимагомедова НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
Аннотация. В статье рассматривается национальное образование как фактор гражданско-патриотического воспитания старшеклассника. Также сообщается о стратегии формирования у современных подростков гражданско-патриотической позиции.
Ключевые слова: старшеклассник, гражданско-патриотические качества, полиэтническая среда, патриотическое воспитание, национальное образование.
Shumaysat Gadzhimagomedova NATIONAL SCHOOLAS A FACTOR INCIVIC AND
PATRIOTIC EDUCATION SCHOOL STUDENT
Abstract. The article discusses national education as a factor in civic and patriotic education. Also refers to the strategy of development in modern teenagers civic and patriotic education.
Keywords: senior, civil and patriotic qualities, multi-ethnic environment patriotic education, national education.
В современной России в условиях неустойчивой политической и экономической ситуации возникновения национальных конфликтов в республиках Северного Кавказа значительно ослаблена работа по патриотическому и интернациональному воспитанию в образовательных учреждениях. Наблюдение показало, что в общеобразовательных школах и вузах России недостаточно внимания уделяется формированию культуры межнационального общения, воспитанию патриотизма, дружбы и веротерпимости. В связи с обострением межнациональных отношений в условиях системного кризиса и неустойчивой политической ситуации значительно возрастает необходимость усиления целенаправленной работы по формированию культуры межнационального общения и чувства патриотизма в условиях многонационального Дагестана [1].
Сегодня формирование гражданско-патриотических качеств личности обеспечивает:
— позицию хранителя и носителя семейных традиций (патриот семьи);
— владение культурой межличностных отношений, готовность защищать свои права и интересы в среде сверстников (патриот группы);
— осознание причастности к истории, культуре, традициям школы (патриот школы);
— знание и поддержание исторических и культурных традиций народа, социума (село, город, район, патриот малой родины и т.д.);
— защита Отечества (патриот страны);
— способность интегрироваться в мировую культуру, не теряя национальной самобытности (гражданина мира).
Анализ практики подготовки личности в системе общего образования показывает, что формирование гражданина и патриота начинается с малых лет в семье, в доме, на улице, в городе и родном крае, постепенно переходит к любви к стране, что тесно переплетается с гражданственностью, которую невозможно представить без преданности, служения Родине, готовности к защите интересов Отечества и т.д. С этих позиций система национального образования должна стать социальным институтом, обеспечивающим оптимальные условия для овладения этнокультурой, традицией, для формирования нравственных устоев, духовных ценностей в совокупности выступающих важной составляющей гражданско-патриотического воспитания. При этом накопленный педагогической нау-
© Гаджимагомедова Ш.С., 2014
Вестник Университета № 4, 2014
кой и практикой позитивный опыт патриотического воспитания, использования национально-регионального своеобразия, материальных и культурных условий жизни, религии, менталитета и т.д., представляется уместным использовать для формирования гражданско-патриотических позиций личности старшеклассника [2].
Анализ литературы показывает, что проблемы гражданско-патриотического воспитания личности изучены многими учеными (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой и др.), которые полагали, что человек должен любить и ценить родную культуру, быть готовым верой и правдой служить Родине, формировать в себе качества гражданина-патриота и т.д. [2; 3]. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения рассмотрено в работах А.М. Ма-гомедова, В.А. Сухомлинского, В.В. Макаева, В.Я. Стоюнина, Г.Н. Филонова, Д.М. Маллаева, З.Т. Гасанова, И.Ф. Харламова, К. Яроша, К.Д. Ушинского, Н.И. Болдырева, О.С. Богдановой, П.Ф. Кап-терева, Ш.А. Мирзоева, Э.И. Моносзона и др. В них патриотическое воспитание рассматривается как осознанное отношение личности к своим потребностям и способностям, влечениями мотивам поведения, переживаниями мыслям, выражаемое в эмоционально-смысловой оценке субъективных возможностей [4].
Несмотря на исследованность темы патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется формированию гражданско-патриотического воспитания, выступающего основой сплоченности и единства этноса, вследствие чего остро ощущается потребность в подготовке личности, способной жить в гражданском обществе, готовой к выведению страны из экономического и социального кризиса и т.д.
На наш взгляд, в практике гражданско-патриотического воспитания старшеклассника существует ряд проблем:
— необходимость формирования гражданско-патриотической позиции в кардинально изменившихся социокультурных условиях;
— возможность использования народных традиций, этических норм и ценностей, произведений устного народного творчества в образовательной практике;
— значимость гражданско-патриотической позиции в формировании личности старшеклассника и т.д.
Проблема воспитания патриотизма в условиях нестабильности общества является приоритетным вопросом системы образования, поскольку в настоящее время стержнем национальной идеологии выступает тенденция самосохранения общества, национально-культурных традиций, где образование, основываясь на гуманистических тенденциях и используя эффективные средства социокультурной практики, способствует формированию черт личности: терпимости, уважения к иной культуре и чужому мнению, умения вести конструктивный диалог, добиваться разумных решений, мыслить широко, опираясь на достижения национальной и мировой науки и искусства.
Интересной, на наш взгляд, является точка зрения Г.С. Денисовой на то, что для северокавказского региона характерными процессами являются рост национального чувства и тенденции к внутриэтнической консолидации. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что эти позитивные изменения в регионе должны найти отражение и в образовательном процессе общеобразовательных школ. Г.С. Денисова подчеркивает, что воспитание подрастающего поколения невозможно без развития культуры этноса, без расширения сферы функционирования его языка и без расширения круга его носителей, без формирования индивидуальной этнической идентичности, вне которой происходит деградация личности. Как утверждает автор, «...целью национальной школы является расширение социальной базы для возрождения или интенсификации развития национальной (этнической) культуры» [5]. Мы поддерживаем автора в том, что расцвет национальных культур приведет к сближению и взаимному диалогу. Это верный путь в решении вопросов воспитания чувства патриотизма. Мы счи-
таем, что активизация национальных чувств в этом диалоге актуализирует историческую память, вызывает яркие эмоциональные этнические чувства и формирует патриотизм на индивидуальном уровне.
Особое место в воспитании патриотизма сегодня отводится личности учителя, который владеет гуманистическими технологиями воспитания, умеет создавать оптимальные условия для воспитания чувства патриотизма, внутриэтнической консолидации, развития культуры этноса, расширения сферы функционирования языка и круга его носителей, формирования индивидуальной этнической идентичности и т. д. С учетом сказанного, целью национальной школы выступает расширение социальной базы для возрождения или интенсификации национальной (этнической) культуры, что приведет к сближению и взаимному диалогу, воспитанию патриотизма, актуализации исторической памяти, ярким эмоциональным этническим чувствам, характеризующем патриотизм на индивидуальном уровне.
Сравнительный анализис следований позволил определить требования, необходимый учет которых способствует воспитанию патриотизма, в качестве которых выступают:
— целенаправленное обеспечение личностного миропонимания и мироощущения как основы патриотизма в многонациональном сообществе;
— обеспечение активности суверенности участника процессов деятельности, общения в этнической самоидентификации;
— познание культурных ценностей и субъекта другой нации, обеспечив каждому в социальной группе право на самореализацию;
— обеспечение права на свободу культурного, национального проявления, комфортной психологической обстановки, где статусная структура класса не зависит от этнических компонентов;
— учет несовпадения национальных симпатий и антипатий участников образовательного процесса и стремлениек сближению позиций субъектов межкультурных коммуникаций, культурных, национальных и расовых особенностей.
Обобщая вышеизложенное, гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как совокупность патриотического сознания, качеств и отношения и является более глубоким, широким по содержанию и направленности понятием, чем патриотизм, являющийся лишь его составной частью. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности государства и всех его коллективных субъектов, ответственных за образование. Роль учителя должна заключаться прежде всего в воспитании молодого поколения, в помощи в их самоопределении как личностей. Патриотические ценности могут и должны занять доминирующее положение в духовном мире современного человека, оказать всестороннее воздействие на его нравственность, мировоззрение, отношение к людям и обществу.
Библиографический список
1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. - С. 55-58.
2. Абдулмуталимова З.М. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения правовых знаний: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала: ДГПУ, 2010. - 22 с.
3. Гаджимагомедова Ш.С. Особенности воспитания патриотизма в современной полиэтнической школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. - Челябинск, 2013. - С. 79-81.
4. Гаджимагомедова Ш.С. Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. -2008. - № 4. - С. 66-69.
5. Денисова Г.С. Национальная школа на Северном Кавказе: региональное или этнонациональное содержание // Развитие личности в общеобразовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов IV годичного собрания Южного отделения РАО. - Рн/Д: издательство РГПУ, 1997. - Ч. II. - С. 47-48.