ART 14360
научно-методический электронный журнал
УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Бажин Константин Сергеевич,
кандидат педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
[email protected] Симонова Галина Ивановна,
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров kaf [email protected]
Ходырева Елена Анатольевна,
доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи
в современной России
Аннотация. Решение задач по организации патриотического воспитания молодежи обусловливает необходимость объединения усилий представителей различных общественных институтов. В статье представлены результаты исследования актуального состояния деятельности представителей образовательных, общественных организаций и объединений по патриотическому воспитанию граждан, анализируются типичные проблемы реализации программ патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, поисковая деятельность, формы и методы патриотической работы с молодежью, военно-патриотическое воспитание.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующих решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны.
В нормативных документах делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. В то же время в современных условиях значительно усилились националистические настроения в молодежной среде многих европейских стран. У подростков и молодежи активно стали проявляться негативизм, демонстративное антисоциальное поведение, жестокость. Все это является следствием негативных влияний на социализацию подрастающего поколения средств массовой коммуникации, контркультурных проявлений в микросоциуме, минимизации воспитательной работы в образовательных организациях.
В современных условиях патриотическое воспитание рассматривается как формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотизм как результат патриотического воспитания и интегративное качество личности формируется с раннего детства, но дея-
1
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14360 УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
тельностный характер обретает, безусловно, в юношеском возрасте. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества. Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания патриотизм реализуется как национальная и государственная идея единства и неповторимости своего народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.
Выявлено, что в настоящее время патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения молодежи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. При организации и реализации патриотического воспитания молодежи обращается особое внимание на формирование у неё ценностного отношения к явлениям общественной жизни в контексте её прошлого и настоящего. Исследователями выделяются несколько уровней в патриотическом воспитании детей и молодежи: на уровне страны, региона, малой родины (конкретного типа поселения). В исследованиях описаны направления, формы и методы патриотического воспитания, реализуемые на современном этапе.
Поисковая работа по увековечиванию воинов как одно из направлений патриотического воспитания, в котором наиболее интенсивно реализуется формирование патриота, в различных регионах страны имеет разные возможности, различные формы организации, различную базу, как материальную, так и нормативную. Большое значение имеет возможность коммуникации в этой деятельности людей различных поколений, различных этносов. Фактически, это национальная идея, которая объединяет людей в общем деле, имеющем глубокие ценности и смыслы для всех членов общества. Актуальными являются реализация туристско-краеведческих программ, создание музеев и проведение выставок, расширение всех видов краеведческой деятельности, участие педагогов и учащихся в конференциях, акциях, в исследовательской работе. Широкое распространение в современных условиях имеет деятельность общественных организаций по патриотическому воспитанию, в том числе в поисковое движение. Однако такая деятельность, по мнению исследователей, должна носить общественно-государственный характер, что обеспечит единство подходов к патриотическому воспитанию молодежи, придаст новый импульс данной деятельности, позволит получить поддержку, в том числе и финансовую, патриотически настроенным гражданам.
Проблемы реализации программ патриотического воспитания граждан. В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс программ патриотического воспитания, которые обеспечивают непрерывность формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Приоритеты государственной политики в данной сфере задает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1], являющаяся продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Программа включает
IV О rw
ART 14360
научно-методический электронный журнал
УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельность органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.
Однако при реализации программ патриотического воспитания граждан можно выделить следующие проблемы:
- необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере патриотического воспитания;
- низкий уровень взаимодействий субъектов РФ по развитию системы патриотического воспитания молодежи;
- недостаточное финансирование программ патриотической направленности на уровне муниципальных образований, сельских поселений и наличие потребности в модернизации материально-технической базы патриотического воспитания;
- недостаточность уровня организационно-методического обеспечения патриотического воспитания;
- необходимость повышения уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;
- недостаточность развития системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;
- низкий уровень включенности средств массовой информации к реализации мероприятий программ патриотического воспитания, низкий уровень информированности молодежи о мероприятиях патриотической направленности, отсутствие системы информирования на уровне муниципальных образований и сельских поселений;
- незначительное число высокопрофессиональных специалистов по проблемам патриотического воспитания молодежи и, как следствие, формализация форм и методов патриотического воспитания;
- отсутствие системы подготовки кадров для системы патриотического воспитания;
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14360 УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- недостаточность использования возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.
Современные формы и методы патриотической работы с молодежью. В качестве средств патриотического воспитания рассматриваются: содержание учебных курсов, формы внеучебной деятельности по различным дисциплинам (научные общества, научные кружки, конференции, олимпиады и др.), специально организованная внеучебная деятельность в обозначенном направлении (патриотические и краеведческие клубы и т. д.). Методы и формы патриотического воспитания определяются основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать сознание, поведение и деятельность, личностно-творческий компонент. Когнитивный компонент патриотического воспитания ориентирует на развитие патриотического сознания через использование методов лекций, бесед, дискуссий. Это предполагает усвоение патриотических ценностей (общечеловеческих, нравственно-гуманистических, общественногражданских, конституционно-государственных, профессиональных, культурных и др.). Помимо ценностей, необходимым в данном случае является формирование разноплановых знаний, закладывающих основы целостного восприятия Родины, Отечества, всего народа. К таким знаниям относятся: географические, исторические, культурные, правовые, нравственные, экологические, профессиональные, психологопедагогические, трудовые и др. Деятельностный компонент патриотического воспитания личности направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности. Важнейшими сферами проявления активности в этом направлении, на наш взгляд, являются: краеведение во всех его аспектах; выполнение в соответствии с Конституцией РФ (ст. 59) своих гражданских обязанностей, долга по защите Отечества; занятия производительным трудом в различных его формах на благо страны и народа; охрана и восстановление природных богатств, участие в исследовательской и поисковой деятельности. Личностно-творческий компонент предполагает развитие творческих способностей, направленных на улучшение функционирования различных сфер жизни и деятельности российского государства, населяющих его наций и народностей, решение нестандартных задач межэтнического и интернационального общения; развитие патриотических потребностей, мотивов, формулирование соответствующих целей своей настоящей и будущей жизни и деятельности. Творческая потребностно-мотивационная сфера имеет возможности для саморазвития в процессах самообразования, самосовершенствования, самоуправления. Включаясь в эти процессы, личность не только раскрывает свой потенциал, но и наполняет его новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической деятельности, укрепляет фундамент дальнейшего прогресса. Формами патриотического воспитания студентов в данной сфере можно считать участие студентов в патриотических программах; участие в работе военнопатриотических кружков, что прививает любовь к Отечеству и чувство уважения к боевым и трудовым традициям нашего государства; участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта; участие в смотрах по физической подготовке; участие в спортивно-военизированных играх типа «Зарница»; посещение спортивных секций и кружков различной направленности, что позволяет студентам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить свое здоровье, овладеть прикладными видами спорта; туристические путешествия, краеведческие экскурсии, спортивные туристические походы по родному краю с многодневным пребыванием в естественных природных условиях.
IV ^ rw
ART 14360
научно-методический электронный журнал
УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Историко-краеведческие исследования как фактор патриотического воспитания личности. Историко-краеведческие исследования имеют существенное значение в решении педагогических задач, связанных с формированием у подрастающего поколения основ нравственности, патриотизма, уважения к опыту предыдущих поколений. Так же как и история общая, история малой родины позволяет молодежи узнать на конкретных примерах о событиях, фактах, достижениях в становлении и развитии своего родного края. Для юного человека город, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует духовно-нравственному воспитанию личности, активизирует познавательный интерес. Изучение краеведения вне рамок школьной программы, в дополнение к школьным курсам истории и краеведения, с использованием нестандартных форм на базе учреждений дополнительного образования детей, не только создаёт оптимальные условия для более эффективного усвоения знаний, умений и навыков, но и значительно расширяет возможности успешного патриотического воспитания личности. Практическая направленность изучения исторического краеведения способствует изменению отношения обучающегося к обучению, помогает установить связь теории с практикой, ощутить себя причастным к истории, тем самым закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал как более близкий и знакомый усиливает конкретность и наглядность восприятия исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности ученика, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет индивидуальная краеведческая работа, это способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважение к опыту предыдущих поколений. Историко-краеведческие исследования, помимо сбора краеведческого материала, предполагают проведение работ, связанных с исследованием и анализом собранных данных. Воспитательный потенциал исторического краеведения заключается в активной направленности этой деятельности на раскрытие малоизученных вопросов истории и современных проблем родного края и «присвоение» учащимися этой истории как живого явления, на основе чего развивается интерес к изучению прошлого, гордость за свершения предков, желание сохранить и приумножить достояние прошлого. Это является действенным фактором
формирования патриотического сознания, чувств, убеждений и поступков молодежи. Использование исторического краеведения в процессе патриотического воспитания позволяет углубить знания учащихся по истории и культуре родного края, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, развивает их творческие способности; помогает старшеклассникам изучать, а затем приумножать культурные ценности малой родины, что способствует формированию национального самосознания. Эффективность патриотического воспитания средствами историко-краеведческих исследований определяется соответствием следующим критериям и показателям их патриотической воспитанности: когнитивный критерий характеризуется знаниями о героическом прошлом страны и родного края, вкладе старших поколений в историю и культуру страны и мира, знанием основных законов, прав и обязанностей гражданина РФ, социально-политическими знаниями, умением анализировать события и факты жизни; личностно-мотивационный критерий - готовностью внести свой вклад в дела общества и государства, принятием каждым старшеклассником духовно-нравственных ценностей патриотизма; коллективизмом, самоотверженностью, преданностью Родине,
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14360 УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
готовностью её защищать, способностью и желанием организовывать деятельность других людей для достижения социально значимых целей, интересом к патриотической деятельности, проявлением альтруизма и эмпатии в поведении; практический (деятельностный) критерий - умением применять полученные знания в конкретных ситуациях, активным личным участием в деятельности патриотических организаций, мероприятиях общегосударственного, регионального масштаба, участием в добротворческих, экологических и других акциях, в проектной деятельности патриотической направленности. Совершенствованию патриотического воспитания средствами историко-краеведческих исследований способствует внедрение активных форм работы (семинары-исследования; круглые столы; коллективные размышления, составление родословных, ролевые и деловые игры, дебаты, социологические исследования, проводимые совместно со студентами вузов) и методов (информационно-рецептивный, проблемный, исследовательский, метод «мозгового штурма», кейс-метод, эвристическая беседа, анализ документов, написание эссе и др.), активизирующих учебную и исследовательскую деятельность.
Состояние, проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания молодежи. Военно-патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. Система образования должна выполнять ряд функций для осуществления эффективной военно-патриотической подготовки молодежи. К ним следует отнести, во-первых, функцию военнополитической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируется чувство патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных сил. Во-вторых, это функция формирования готовности молодежи к ратному труду, защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.
В настоящее время в России действует около 2000 организаций, которые осуществляют военно-патриотическое воспитание молодежи. В 1997 г. постановлением Правительства РФ было создано государственное учреждение «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации» («Росвоенцентр»), целью которого является разработка и реализация программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов. Основные структуры, целью которых является военно-патриотическое воспитание, на сегодняшний день можно разделить на три группы: государственные, общественногосударственные, и общественные. Примерами первых являются суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых - ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих - различные военно-
r>j
6 ~
КОНТ ткггт
научно-методический электронный журнал ART 14360 УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военнопатриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации [2].
Опыт работы поисковых общественных объединений в патриотическом воспитании граждан РФ. В Российской Федерации накоплен значительный опыт работы общественных движений и объединений в области патриотического воспитания молодого поколения. Их деятельность проводится в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести при защите Отечества. Поисковые общественные объединения организуют поисковые отряды и координируют их деятельность по осуществлению поисковой работы; взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам совершенствования осуществления поисковых мероприятий, направленных на увековечение памяти при защите Отечества; в установленном порядке участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Карелия, вносят предложения по вопросам организации поисковой работы в органы государственной власти Республики Карелия; принимают участие в поиске родственников лиц, погибших при защите Отечества; проводят научноисследовательскую и просветительскую работу по вопросам военной истории.
Основными формами работы поисковых общественных объединений являются:
- изучение документации в военных архивах, музеях и частных коллекциях, содержащей информацию о местах ведения боевых действий и захоронениях;
- опрос населения и изучение местности в предполагаемых местах проведения поисковых экспедиций;
- выявление плановых санитарных, боевых и стихийных неучтенных и не обозначенных на местности воинских захоронений;
- розыск на местах боев и последующее захоронение не погребенных в годы войн останков военнослужащих и гражданских лиц (полевые поисковые работы);
- уход за воинскими захоронениями и их благоустройство;
- установление имен погибших, найденных в ходе проведения поисковых работ, и поиск их родственников;
- представление сведений о погибших военнослужащих, выявленных в ходе проведения поисковых работ, в местные военные комиссариаты и Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации;
- сообщение сведений об именах и фамилиях погибших и пропавших без вести при защите Отечества в редколлегию Книги памяти;
- информационная деятельность среди населения и освещение в СМИ мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Можно отметить следующие проблемы, связанные с организацией и осуществлением деятельности общественных поисковых объединений:
1) отсутствие комплексной государственной поддержки поискового движения;
2) отсутствие современной нормативно-правовой базы (федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите «Отечества» устарел);
3) отсутствие единого всероссийского координационного информационнометодического центра поискового движения;
4) отсутствие единого архива по развитию и истории поисковых движений в России.
В настоящее время действуют 6 межрегиональных общественных организаций поисковых объединений: «Северо-Запад» (г. Новгород), «Центр России» (г. Ка-
(V Т rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14360 УДК 37.035.6
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14360. - 0,6 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
луга), «Союз поисковых отрядов России» (г. Москва), «Север России» (Ленинградская область), «Ратник» (г. Курск), «Южный рубеж» (г. Ростов-на-Дону), а также значительное число отдельных поисковых отрядов или клубов.
Сложилась определенная система взаимодействия между органами государственной власти и общественными организациями, в том числе и молодежными, по объединению усилий в организации поисковой работы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это, безусловно, создает более благоприятные условия для патриотического воспитания молодых россиян, и в первую очередь тех, кто непосредственно участвует в деятельности поисковых объединений.
Вместе с тем нельзя не заметить, что реализация задач патриотического воспитания в современной России сталкивается с определенными проблемами. Возникает серьезное противоречие между распространяемой при поддержке государства идеологической доктриной и задачами патриотического воспитания. Реальная жизнь и во многом средства массовой коммуникации ориентируют молодежь на одни идеалы и морально-нравственные ценности, а энтузиасты поискового движения - на другие. На наш взгляд, в настоящий момент эти силы неравны. Показателем являются негативные явления, имеющие место в молодежной среде. Для преодоления сложившегося положения необходимо не только разработать сколько-нибудь последовательную молодежную политику, но в большей степени определить наконец те идеалы и ценности, которые составляют приоритет для российского общества.
Ссылки на источники
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. - URL: http://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html.
2. Концептуальные вопросы деятельности Росвоенцентра. - URL: http://www.rosvoencentrrf.ru/ index.php?option=com_content&view=section&id=43&Itemid=127.
Konstantin Bazhin,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of Institute of Education and Psychology, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected] Galina Simonova,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, head of the chair of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities, Kirov kaf [email protected] Elena Khodyreva,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Pro-rector of educational work, Vyatka State University of
Humanities, Kirov
State and prospects of patriotic education of youth in modern Russia
Abstract. Problems in the organization of patriotic education of youth requires joint efforts of representatives of various public institutions. The paper presents the results of a study of current activity of the representatives of educational and public organizations and associations of patriotic education of citizens, examines typical problems of realization of the program of patriotic education.
Key words: patriotism, patriotic education, search activity, forms and methods of patriotic work with youth, military-patriotic education.
References
1.
2.
Gosudarstvennaja programma “Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20112015 gody”, utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 5 oktjabrja 2010 g. № 795. Available at: http://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html (in Russian).
Konceptual'nye voprosy dejatel'nosti Rosvoencentra. Available at: http://www.rosvoencentrrf.ru/ in-dex.php?option=com_content&view=section&id=43&Itemid=127 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»