Научная статья на тему 'Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе'

Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1510
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / A PROGRAM OF PATRIOTIC EDUCATION / CITIZENSHIP / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слабодцкий Владимир Васильевич

Статья посвящена актуальным вопросам патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор предлагает своё видение путей обновления средств, форм, методов и технологий, связанных с патриотическим воспитанием студентов, полагает, что в современных условиях необходимо максимально использовать потенциал вузовских музеев, музейных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goals and objectives of the patriotic education of student youth from a position of competence training in high school

The article is devoted to topical issues of patriotic education of the student youth. The author believes that under current conditions it is necessary to maximize the potential of university museums, museum complex-es, assuming that their opportunities are far from exhausted. The author considers the best, in his opinion, the problems that are associated with the patriotic education of the university offers his vision of how to update the means, forms, methods, and technologies related to the patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе»

ART 14772

научно-методический электронный журнал

14772 УДК 378.147:172.15

Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции ком-петентностного обучения в вузе // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 22. - ART 14772. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Слабодцкий Владимир Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент, специалист по учебно-методической работе методического отдела ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», г. Омск ssv27@ yandex.ru

Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор предлагает своё видение путей обновления средств, форм, методов и технологий, связанных с патриотическим воспитанием студентов, полагает, что в современных условиях необходимо максимально использовать потенциал вузовских музеев, музейных комплексов. Ключевые слова: патриотизм, воспитательная работа, программа патриотического воспитания, гражданственность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Распад СССР, последовавшие за этим радикальные социально-экономические и политические реформы в России, вызвали пересмотр традиционных норм, ценностей. Всё это обосновывалось необходимостью отказа от коммунистического наследия. Сильнейший удар был нанесён по всему, что ассоциировалось с патриотическими идеями и идеалами. Более того, само слово «патриот» приобрело ярко выраженный негативный смысл. В общественное сознание, прежде всего молодёжи, внедрялись идеи, в основе которых лежала неприязнь ко всему отечественному как чему-то отсталому, требующему замены новым, современным.

Прежде всего, удар был нанесён по историческому прошлому. Ругать своё прошлое считалось, чуть ли не правилом хорошего тона. Последствия налицо. Выросло немало молодых людей, у которых так и не сформировалось адекватное ценностное отношении с истории своей страны, делам и свершениям предыдущих поколений.

Наступило время исправлять эту ситуацию. Важно отметить, что проблема хорошо осознана высшим руководством страны. Регулярно проходят встречи Президента РФ с общественностью, где обсуждаются проблемы преподавания истории, написания непротиворечивых учебников по истории страны, в широком контексте -проблемы патриотического воспитания вообще. В 2001 г. была принята первая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Постановление Правительства РФ № 122). Сейчас реализуется третья государственная программа, рассчитанная на период 2010-2015 гг. [1] Готовится и четвёртая программа по патриотическому воспитанию граждан РФ [2].

При Правительстве РФ в 1992 г. создан Российский государственный историкокультурный центр при Правительстве РФ (Росвоенцентр), который с 1999 г. является по сути дела основным разработчиком и координатором государственных программ по патриотическому воспитанию в нашей стране. Созданы на федеральном и региональном уровнях межведомственные координационные советы и центр по патриотическому воспитанию. Проводятся масштабные научно-практические конференции, где обсуждаются различные аспекты формирования патриотических взглядов, ценностей, жизненных установок у граждан. Можно говорить о том, что в стране в основном сложилась система патриотического воспитания.

1

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14772 УДК 378.147:172.15

Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции ком-петентностного обучения в вузе // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 22. - ART 14772. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Между тем, проблем в этой области ещё очень много. Так, например, в итоговом документе (обращении) участников Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта», состоявшейся в ноябре 2013 г., было указано, что «Формирование правовых основ патриотического воспитания затягивается. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, касающихся организации и проведения патриотического воспитания в образовательных учреждениях». Между тем в этом же обращении есть указание на то, почему это имеет место быть: «Отсутствие утверждённых критериев оценки эффективности деятельности федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и общественных организаций по вопросам патриотического воспитания не позволяет объективно оценивать результаты этой работы» [3]. И далее предложение, адресованное Министерству образования и науки РФ: «...дополнительно разработать и включить в перечень показателей, оценивающих эффективность работы образовательного учреждения, критерии оценки работы образовательного учреждения, критерии оценки работы по патриотическому воспитанию» [3].

Вообще, вопрос об эффективности работы по патриотическому воспитанию довольно сложный. Сводить всё дело к количественным показателям, очевидно, не совсем корректно. Речь должна идти об адресности данной деятельности, системности, последовательности и с учётом реальных возможностей организаций и ведомств, на которые возложены обязанности по патриотическому воспитанию в нашей стране.

Значительный потенциал для реализации задач патриотического воспитания объективно заложен в образовательных учреждениях. В них всегда обучение и воспитание рассматривались как звенья одной цепи. Попытки оторвать процесс обучения и воспитания, предпринятые в начале 1990-х гг.под предлогом преодоления коммунистической идеологии, привели вообще к недооценке воспитательной составляющей в образовательной деятельности. Негативные последствия - очевидны. Разворот на сто восемьдесят градусов, наметившийся в последние годы в этой области, даёт основание говорить о постепенном преодолении нигилистического подхода к воспитательной работе. Но есть опасность того, что эта работа может превратиться в очередную кампанейщину и формализм, а этого допустить нельзя, поскольку речь идёт о формировании у молодого поколения базовых ценностных взглядов и социальных ориентиров.

Патриотизм как ценность личностная и социальная обретает сегодня по сути дела второе дыхание. Во многом это связано с глубоким кризисом политики мульти-культурализма, которую на протяжении последних 20-30 лет проводил Запад. Вопросы этнической, культурной, конфессиональной идентичности сегодня волнуют многих людей. Глобализация экономической жизни в мире оживила дискуссии о соотношении национального и интернационального. Неоднозначные процессы глобализации, которые, кстати, сильно влияют не только на экономику, но и на культурную, духовную сферу стран и народов, актуализировали поиск адекватных ответов на вызов эпохи.

Выяснилось, что списывать в архив истории такие понятия как патриотизм, национальные чувства, национальная психология и т. д. рано. Но понятно и то, что необходимо не впасть в крайность дикого национализма и шовинизма. Для нашей

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14772 УДК 378.147:172.15

Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции ком-петентностного обучения в вузе // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 22. - ART 14772. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

страны это весьма актуально. Отсюда вопросы патриотического воспитания вновь становятся во главу угла.

В современных условиях большие задачи в деле воспитания гражданина и патриота стоят перед высшими учебными заведениями. Многие вузы, в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания граждан РФ разработали свои вузовские программы с учётом региональной и профессиональной специфики и традиций. Это - правильно!

Вузы сегодня нацелены в своей основной деятельности, как известно, на формирование и развитие различных компетенций у будущих специалистов.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования предусмотрено, что в процессе освоения той или иной образовательной программы у студента должны быть сформирован наряду с профессиональными компетенциями набор определённых общекультурных компетенций. Во ФГОС присутствуют предельно обобщённые характеристики этих компетенций, которые требуют содержательного наполнения через учебные дисциплины непосредственно в ходе учебного процесса, а также через многообразные формы внеаудиторной работы со студентами. Именно здесь присутствуют целевые установки и задачи воспитательной работы, которыми должны руководствоваться и преподаватели и другие участники учебно-воспитательного процесса.

В рамках реализации той или иной ООП общекультурные компетенции априори предполагают, что будущий выпускник вуза будет обладать качествами и гражданина и патриота. Однако сами определения этих компетенций как бы скрыты. Так, например, даны следующие формулировки общекультурных компетенций: в процессе освоения основной образовательной программы студент должен знать: «...основные закономерности и этапы исторического процесса», «...место человека в историческом процессе», «применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук». Понятно, что они не дают в полной мере представления о содержательной стороне воспитательного процесса вообще, и патриотического воспитания, в частности. Наверное, гражданско-патриотическая составляющая в арсенале общекультурных компетенций будущего специалиста должна быть более чётко обозначена. Пока этого нет, то и субъекты воспитательного процесса (преподаватели, руководство вузов) могут по-разному понимать свою роль в формировании соответствующих качеств у обучающихся. На практике так и происходит.

Вузы в современных условиях, как нам представляется, должны сосредоточиться в своей воспитательной деятельности в первую очередь, на задачах, которые содействуют развитию у студентов устойчивой приверженности выбранной специальности или профессии. готовности работать в своём регионе. Очевидно, что это предполагает использование комплекса мер воспитательного характера, направленных на формирование позитивного имиджа специальности или профессии, её социальной значимости. Очевидно, особая роль здесь должна принадлежать вузовским музеям (историко-музейным комплексам) как центрам формирования соответствующих целевых установок у студентов. Причём их роль не должна превращаться лишь в места проведения редких экскурсий для студентов. Последних самих необходимо активно привлекать в качестве участников написания истории своего вуза, края и т. д. через поисковую и исследовательскую работу. Здесь как бы ничего нового нет. Но должны поменяться формы этой работы.

IV 3 ^

ART 14772

научно-методический электронный журнал

14772 УДК 378.147:172.15

Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции ком-петентностного обучения в вузе // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 22. - ART 14772. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В рамках получившего в последние годы развитие такого исследовательского направления как «устная история», открываются реальные возможности повысить воспитательный потенциал исторической науки, Студенты, участвуя в тех или иных проектах в рамках данного научно-исследовательского направления, получают бесценный опыт приобщения к историческим событиям напрямую, нарабатывают практику «первооткрывателя» истории конкретных человеческих судеб в преломлении через судьбу страны. В итоге получается большой воспитательный эффект.

Большой воспитательный эффект может быть достигнут посредством вовлечения студенческой молодёжи в клубы военно-исторической реконструкции. В игровой форме, которая сама по себе привлекательна для молодёжи, позволяет решить проблему погружения в ту или иную историческую эпоху, понять её колорит.

Отсюда может быть достигнуто осознанное отношение молодёжи к прошлому своей страны. Сегодня такие клубы есть практически во всех городах России.

Учитывая тотальный интерес молодёжи к Интернету, социальным сетям необходимо использовать их возможности по максимуму. В частности, студенты могут (и во многих вузах накоплен такой опыт) участвовать в разработке и администрировании сайта музея истории вуза, факультета, кафедры, создании электронного каталога музейных коллекций, баз данных и т. д. При изучении таких дисциплин как «история», «социология» студенты могут проводить социологические исследований (опросы) по вопросам знания истории вуза, региона, различных аспектов патриотического воспитания.

Далее. Сегодня в системе воспитательной работы появились такие важные инструменты управления мотивацией студентов (с точки зрения активизации их участия в жизни вуза) как рейтинги и портфолио. Известно, что сегодня от рейтинговых показателей студента, качества и полноты портфолио зависит уровень его стипендиального обеспечения. Почему бы разработчикам вузовских рейтингов не предусмотреть более значимую шкалу оценок, характеризующих участие студентов именно в поисковой, военно-патриотической и научно-исследовательской деятельности, считая эти направления общественной деятельности студентов приоритетными.

Эти инструменты можно и нужно использовать для расширения круга студентов, участвующих в поисковой и историко-краеведческой работе в рамках вузовских музеев истории. Особенно актуальной такая деятельность с участием студентов становится в связи с подготовкой к юбилейным датам в истории вуза, города, региона.

Важно использовать возможности участия студентов в разного рода конкурсах научно-исследовательских работ и проектов (вузовский, региональный, федеральный уровень). Причём это могут быть не только большие работы, но и краткие эссе, сочинения, и т. д. И задача преподавателей заключается именно в максимальном расширении круга участников этих конкурсов. Как показывает практика, доля студентов, участвующих в научно-исследовательских конкурсах по историко-краеведческой проблематике, не очень большая. Вот здесь уже нужно мотивировать как преподавателей соответствующих учебных дисциплин, так и кураторов. Инструмент для мотивации самих преподавателей и кураторов по руководству этой работой студентов также имеется (рейтинг преподавателя, куратора).

Если делать обобщение, то главный вывод заключается в том, что сегодня система патриотического воспитания в вузе должна иметь точно выверенную адресность, последовательность, системность, конкретность, с ориентацией студентов на приверженность своей специальности, готовность работать в своём регионе, стране. При этом надо помнить, что студент должен быть не только объектом воспитатель-

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14772 УДК 378.147:172.15

Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции ком-петентностного обучения в вузе // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 22. - ART 14772. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ного процесса, но и его субъектом. Только решив эту двуединую задачу, стичь ожидаемого эффективного результата

можно до-

Ссылки на источники

1. Третья государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. - URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php (дата обращения 20.09.2014).

2. URL: http:// www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения 22.09.2014).

3. Обращение участников Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта». - URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php (дата обращения 20.09.2014).

Vladimir Slabodtsky,

Candidate of historical sciences, professor, specialist teaching work methodical department of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, Omsk ssv27@ yandex.ru

Goals and objectives of the patriotic education of student youth from a position of competence training in high school 9

Abstract. The article is devoted to topical issues of patriotic education of the student youth. The author believes that under current conditions it is necessary to maximize the potential of university museums, museum complexes, assuming that their opportunities are far from exhausted.

The author considers the best, in his opinion, the problems that are associated with the patriotic education of the university offers his vision of how to update the means, forms, methods, and technologies related to the patriotic education of students.

Key words: patriotism, a program of patriotic education, citizenship.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск

r>J

~ 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.