КОНТ ТЕПТ
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранных языков» // Концепт. - 2014. -_____________________ ________________ Спецвыпуск № 01. - ART 14504. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал http://e-koncept.ru/2014/14504.htm. - Гос. per. Эл
у г -'От' №фс 77-49965,- ISSN 2304-120Х.
ART 14504 УДК 378.147:811
Корнилова Татьяна Николаевна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]
Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык»
Аннотация. Статья посвящена вопросу патриотического воспитания обучающихся вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Воспитательная деятельность на кафедре создает условия для всестороннего творческого развития личности. Развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» оказывает воздействие на формирование у студентов патриотического сознания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, иностранный язык, внеаудиторная деятельность, общекультурные компетенции.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Происходящие в российском обществе системные, кардинальные социальнополитические и экономические преобразования требуют высокообразованных, компетентных, патриотичных, обладающих активной гражданской позицией специалистов. Прогресс любой нации основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизма [1 ].
Россия является многонациональным государством. Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в ряде документов: «Национальной доктрине образования России», «Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие», «Государственной программе патриотического воспитания граждан России». В данных нормативных документах особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению социального и культурного потенциала обучающихся, формированию общечеловеческих ценностей у молодого поколения.
«Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины», - говорил Д. А. Медведев во время работы в приемной Президента России 9 апреля 2009 года [2].
Патриотизм - сложное социокультурное явление, патриотическое воспитание -важное направление государственной молодежной политики. Патриот (греч. Рatriotes -земляк, соотечественник) - тот, кто любит свое отечество, верен своему народу; тот, кто предан какому-либо делу [3].
Возрождение патриотизма - воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить себя в интересах общества, в укреплении и его совер-
http://e-koncept.ru/2014/14504.htm
КОНТ ТЕПТ
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранных языков» // Концепт. - 2014. -
_____________________ ________________ Спецвыпуск № 01. - ART 14504. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал http://e-koncept.ru/2014/14504.htm. - Гос. per. Эл
у г -'От' №фс 77-49965,- ISSN 2304-120Х.
ART 14504 УДК 378.147:811
шенствовании. Патриотическое воспитание включает социальный, духовный, нравственный, культурный, исторический компоненты. В многонациональной среде цель воспитания - развитие культуры толерантности как одной из важнейших компетенций студента. Обучение и воспитание - это единый неразрывный педагогический процесс. Обучение - это не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, а важнейшее средство формирования личности с определенными моральными, этическими и, прежде всего, гражданскими качествами.
Успех формирования патриотических качеств у студентов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» определяется следующими условиями: научное обеспечение целенаправленного подхода к решению проблемы патриотического воспитания, выделение в образовательной программе специальных тем, вопросов, проблем, ситуаций, оказывающих эффективное воздействие на формирование у студентов патриотического сознания, привлечение каждого студента к участию в различного рода творческой деятельности.
Как и любая дисциплина цикла ГСЭ ВПО, иностранный язык в неязыковом вузе должен обеспечить развитие общекультурных компетенций - качеств, характеризующих социальную зрелость студента. У студентов формируется понимание природы разнообразия ценностных установок, эстетических и этических норм культур, что становится базой для приобретения навыков владения приемами профессионального общения, умения выстраивать межличностные и деловые коммуникации с учетом национальной специфики и особенностей национального этикета [4].
Дисциплина «Иностранный язык» нацелена на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК- 8);
- быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать способностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9);
- владение одним из иностранных языков на уровне, достаточном для профессионального общения (0К-10);
- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже чтения и перевода специальной литературы (ОК-15);
- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка (ОК-17).
Подобные знания и навыки являются показателем степени личностной зрелости специалиста любой области, способного обеспечить эффективное межкультур-ное и межконфессиональное общение, открытого к диалогу, как способу разрешения возможных конфликтов и противоречий. Уважение, терпимость становятся практическими принципами профессиональной деятельности в современной мультикультур-ной реальности, укорененными в сфере мировоззренческих идеалов и норм образовательной среды университета.
http://e-koncept.ru/2014/14504.htm
КОНТ ТЕПТ
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранных языков» // Концепт. - 2014. -
______________________ _______________ Спецвыпуск № 01. - ART 14504. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал http://e-koncept.ru/2014/14504.htm. - Гос. per. Эл
у г -'От' №фс 77-49965,- ISSN 2304-120Х.
ART 14504 УДК 378.147:811
По нашему мнению, именно развитие общекультурных компетенций каждого человека способствует решению задачи, поставленной Комиссией ЮНЕСКО по образованию: «Научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» [5].
Особенность патриотического воспитания студентов в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость построения учебного процесса на основе нового дидактического инструментария, что предполагает включение в работу со студентами различных технологий:
- внедрение активных форм и методов организации семинарских занятий, ориентированных на интеграцию материала из других учебных дисциплин;
- подготовка соответствующего методического обеспечения для самостоятельной проработки студентами материала патриотической направленности (культурологического, исследовательского, художественного);
- изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения последней.
Принимая во внимание, что любовь к своему Отечеству начинается с любви к малой Родине, необходимо уделять особое внимание в формировании и развитии патриотических чувств и патриотического сознания социокультурной среде конкретного региона. История и традиции региона, как средство патриотического воспитания, способствуют формированию взглядов, убеждений и мировоззрения, развивает чувство привязанности к родной земле.
Без воспитания чувства патриотизма, гордости за достижения отечественной науки, культуры, техники, образования и спорта невозможно сохранить память и сберечь культурно-историческое наследие наших предков, нашего народа, формировать патриотическое сознание студенческой молодежи.
Принимая во внимание вышесказанное, мы включили в образовательную программу дисциплины «Иностранный язык» такие темы патриотической направленности, как «Моя Альма-матер», «Город, в котором я учусь», «Моя малая Родина», «Выдающиеся личности прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка» и др.
В рамках изучения иностранного языка студенты познают историю не только своей страны, но и других стран с их достопримечательностями, достижениями, народными традициями и нравами. Пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей, толерантных отношений ведет к укреплению дружбы народов, воспитанию чувства интернационализма, уважению различных культур и традиций.
Развитие общекультурных компетенций студентов происходит посредством таких форм и методов работы, которые обеспечивают деятельностный, интерактивный и личностно-развивающий характер обучения иностранному языку. Воспитательная деятельность на кафедре создает условия для всестороннего творческого развития личности, формирования локальной гуманитарной среды, приобщения студентов к национально-этническим традициям и ценностям, национально-культурной самоидентификации личности [6].
Внеаудиторная работа в жизни студенческой молодежи занимает особое место и активно влияет на профессиональное становление будущего специалиста: развивает самостоятельность и ответственность за принимаемые решения, умение работать в команде, раскрывает творческий потенциал студента. Благодаря внеаудиторным мероприятиям, студенты имеют возможность расширять свой кругозор путем поиска новой информации через Интернет, в средствах массовой информации, в
http://e-koncept.ru/2014/14504.htm
КОНТ ТЕПТ
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранных языков» // Концепт. - 2014. -
_______________________ _______________ Спецвыпуск № 01. - ART 14504. - 0,4 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал http://e-koncept.ru/2014/14504.htm. - Гос. per. Эл
у г -'От' №фс 77-49965,- ISSN 2304-120Х.
ART 14504 УДК 378.147:811
библиотеках и т. д. Студенты не только самостоятельно разрабатывают проекты, пишут сценарии, но и организуют мероприятия.
В рамках изучения иностранного языка студенты познают историю не только своей страны, но и других стран с их достопримечательностями, достижениями, народными традициями и нравами. Пропаганда культурного многообразия, этнокультурных ценностей, толерантных отношений ведет к укреплению дружбы народов, воспитанию чувства интернационализма, уважению различных культур и традиций. Студенты предложены следующие темы для изучения: «Студенческие международные контакты», «Язык как средство межкультурного общения», «Общее и различное в странах и национальных культурах», «История, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в России и стране изучаемого языка» и др.
Мы используем различные виды внеаудиторной деятельности: конференции, фестивали, конкурсы, праздники и т. д. - применяя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Ежегодно кафедра организует конкурс народного творчества «Superstar» в рамках празднования международного Дня Языков (1 октября), театрализованное мероприятие «Halloween» ко Дню всех Святых (31 октября), театрализованное мероприятие «Рождественский и Новогодний Фестиваль Народов Мира» (конец декабря), «Католическая и православная пасха» (март), конкурс «Лучший переводчик» в рамках проведения декады «Иностранных языков» (апрель), научноисследовательскую конференцию (апрель).
При организации внеаудиторной работы на кафедре также учитывается факт компактного проживания в омском регионе этнических немцев, что дает возможность студентам более глубоко познакомиться с историей и культурой немецкого народа. Наши студенты выезжают на экскурсии в немецкие поселения Азовского района, посещают немецкую кирху и участвуют в городских, региональных и международных мероприятиях в рамках различных национальных и тематических программ.
Особое значение в развитии общекультурных компетенций играет научно- исследовательская работа. На кафедре иностранных языков и прикладной лингвистики организована научно-исследовательская работа по двум направлениям: «Этнокультурные исследования» и «Актуальные вопросы современного языкознания». Научноисследовательская работа студентов, взятая в единстве всех ее граней и сторон, выполняет комплекс важнейших образовательных, воспитательных, научных и культурных задач. Главный результат студенческой научно-исследовательской работы -ее вклад в становление целостной и творчески активной личности студента, повышение уровня его мировоззренческой и профессиональной готовности. Этот вид деятельности также имеет большое воспитательное значение: учит будущего специалиста выделять главное в работе, соизмерять личные и производственные интересы, способствует его социализации.
Совместное научное творчество преподавателей и студентов - эффективный путь развития способностей, раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, развитие высоких деловых и моральных качеств, содействие формированию гармонической личности, приобретение студентами опыта общественной и организационной работы в творческом коллективе, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
Таким образом, развитие общекультурных компетенций у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» оказывает воздействие на формирование у студентов патриотического сознания.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14504.htm
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14504 УДК 378.147:811
Корнилова Т. Н. Формирование патриотического сознания у студентов в рамках изучения дисциплины «Иностранных языков» // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 01. - ART 14504. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14504.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Ссылки на источники
1. Фунтикова С. П. Деятельность библиотек по патриотическому воспитанию: современные подходы // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3. - С. 244-249.
2. Медведев Д. А. Видеоконференция в приемной Президента России, 9 апреля 2009 года. - URL: http:// http://www.kremlin.ru/transcripts/3712
3. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. - М.: «Мартин», 2006. - 704 с.
4. Ежова Т. В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. - URL: http://www.dissercat.com
5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - URL: http://www.ifap.ru
6. Паспорт и программа формирования общекультурной компетенции. - URL: http://www. umu.vspu.ac.ru
Tatyana Kornilova,
senior lecturer at the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk Development of students’ patriotic consciousness in the course “Foreign Language”
Abstract. The article focuses on patriotic upbringing of high school students at studying the discipline “Foreign Language”. Educational activities at the department contribute greatly to the development of comprehensive creative abilities. Development of general cultural skills in students in the course of the discipline “Foreign Language” facilitates the formation of students' patriotism.
Key words: patriotic upbringing, foreign language, out-of-class activity, cultural skills.
References: 1-6 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Зыряновой М. Н., кандидатом филологических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014213
http://e-koncept.ru/2014/14504.htm