ниегп
issN 2304-120Х Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
научно-методический электронный журнал
ART 171030 УДК 37.035.6
Сазанова Мария Леонидовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Акатьева Валерия Сергеевна,
студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания
Аннотация. Уровень сформированности ценностных ориентаций является определяющим в формировании патриотического сознания. Проведенный с помощью анкетирования анализ ценностных ориентаций старшеклассников г. Кирова показал в целом невысокий уровень патриотического сознания учащихся, что косвенно свидетельствует о нерационально организованном процессе патриотического воспитания, а также отсутствии взаимодействия школы и семьи в данном вопросе. Предлагается проводить регулярную диагностику ценностных ориентаций учащихся разных возрастных групп, а также корректирующие мероприятия патриотической направленности. Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотическое сознание, ценностные ориентации, старшеклассники. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Становление ценностных ориентаций современных школьников - основная задача духовно-нравственного и патриотического воспитания в Российской Федерации. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предполагает формирование высокоморального, творческого, профессионально компетентного гражданина России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознает ответственность за государство [1].
Патриотическое воспитание является одним из наиболее значимых направлений воспитания личности, поскольку позволяет сформировать не просто законопослушного гражданина, но человека, сознательно относящего себя к своему государству, являющегося активным членом общества, готового служить своей стране и соотечественникам [2].
В настоящее время отмечается всплеск внимания к проблеме патриотического воспитания. Кардинальные политические, социально-экономические, культурные и социально-демографические перемены в России на рубеже тысячелетий привели к утрате многих моральных ценностей и норм, в том числе девальвации патриотического сознания, особенно в молодежной среде. В конце XX в. уровень депатриотизации страны, отмечают Ю. Г. Волков и соавт. [3], имел катастрофические размеры. Острейший кризис во всех сферах общественной жизни повысил социальную напряженность и конфликтность на почве классовой, расовой, этнической религиозной неприязни, привел к появлению и росту активности различных экстремистских организаций [4].
В начале XXI в. в России были приложены значительные усилия по возрождению патриотизма, что, по мнению Ю. Г. Волкова и соавт. [5], стало естественной реакцией на общественно-экономические катаклизмы, в том числе рост сепаратистских, экстремистских и иных антисоциальных явлений. В связи с этим начиная с 2000 г. были раз-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
работаны и реализованы несколько государственных программ патриотического воспитания граждан РФ на период 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг., что позволило сформировать систему патриотического воспитания на различных уровнях, обеспечить ее устойчивое функционирование и развитие [6].
Однако ряд авторов [7-9] отмечает недостаточность предпринятых в РФ усилий по возрождению патриотизма, в частности ограниченность организационно-методического и финансового обеспечения. Согласно [10], возрождение патриотического сознания российской молодежи с ориентацией «на совершенствование форм и методов работы в области патриотического воспитания, военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, активизацию волонтерского движения и развитие системы информационного обеспечения <...> при отсутствии реальных мер в области создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи» обречено остаться идеей.
По мнению И. В. Власюк [11], формирование патриотического сознания, воспитание нравственных качеств, уважения к своей стране и окружающим людям невозможно без взаимодействия школы и семьи. Именно в семье закладываются ценностные ориентации, которые окончательно формируются в подростковом и юношеском возрасте. Необходимое условие - проявление родителями, воспитателями дошкольных учреждений, школьными учителями и организаторами дополнительного образования адекватных стереотипов патриотического поведения в обществе, на основе которых формируются нравственные идеалы, идентичность своей стране [12]. Зарождаясь из любви к своим родителям и малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического сознания, до сознания любви к своему государству.
Диагностика уровня патриотизма учащихся проводилась многими исследователями [13-17] с помощью различных методик, и авторы сходятся во мнении о сложностях при выборе адекватных критериев оценки уровня патриотической воспитанности. Так, например, В. Е. Мусина предлагает использовать «критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота» [18].
По мнению И. Е. Кузьминой [19], в процессе патриотического воспитания следует уделять особое внимание диагностике ценностных ориентаций личности в связи с их многослойностью, многоплановостью, сложной организацией, а в ряде случаев наличием серьезного диссонанса между ценностными ориентациями личности и ее фактическими поступками. Автор делает заключение о сложности получения достоверных сведений «о том, что происходит в сфере сознания человека в плане отношения к Родине» [20]. Диагностике ценностных ориентаций школьников и студентов в сфере патриотического сознания посвящены работы И. Е. Кузьминой [21], Ю. В. Гатен [22], О. Е. Комарова [23]. В нашем регионе результатов подобных исследований нами не обнаружено, что и определило цель исследования - анализ ценностных ориентаций старшеклассников г. Кирова в сфере патриотического сознания.
Для оценки уровня патриотического сознания 186 учащихся девятых-десятых классов ряда школ г. Кирова был использован модифицированный с учетом региональных условий вариант анкеты «Диагностика ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся основной школы» И. Е. Кузьминой [29]. Данная анкета направлена на выявление уровня эмоционально-ценностного отношения учащихся к Родине, определение направлений, по которым у современных школьников отстает формирование идентичности с Родиной, а также обозначение направлений планирования воспитательной работы по формированию патриотического сознания учащихся в школе. Опрошенные школьники не отличались по успеваемости, обучались в общеобразовательных классах.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
Статистическую обработку результатов исследования проводили методом вариационной статистики, используя пакет программ MicrosoftExcel с расчетом средней арифметической М, среднего квадратичного отклонения о, ошибки процента т и критерия достоверности Стьюдента £ с поправкой Бонферони для множественных сравнений. Результаты считались достоверными при р < 0,05.
В рамках данной статьи рассмотрим ответы учащихся на некоторые вопросы анкеты.
Установлено (см. таблицу), что около 80% опрошенных старшеклассников отмечает отсутствие интереса к чтению книг по истории России (о походах князей, битвах и сражениях, основании городов и т. п.). Проблема отчуждения сознания школьников, принадлежащих к российской национальной культуре, от русской этнической идентичности зафиксирована также в работе И. Е. Кузьминой [24]. Автор предполагает существование затруднений в процессе формирования гражданской идентичности личности у современных учащихся, оторванных от корней национальной культуры. По мнению В. В. Семичева и И. К. Москвиной [25], традиционное почитание подвигов русских воинов, закрепленное «в строительстве храмов, в сохранении народной памяти о "бранных полях", о заступниках и защитниках», занимает особое место в формировании патриотического сознания. Авторы отмечают отличительную черту самосознания русского воинства: защита родной земли, жертвенность во имя общей великой цели, отсутствие жажды подвига во имя личной славы и торжества над врагом [26].
Результаты анкетирования учащихся
Формулировка вопросов и вариантов ответа Количество ответивших (%)
1. Мне интересно читать книги по истории Российского государства
a. Да b. Нет c. Не очень 21,5±3,01 37,1±3,54* 41,4±3,61*
2. Мне нравится смотреть фильмы о героических событиях исто рии нашей Родины
a. Да b. Нет c. Не уверен 59,7±3,6 12,9±2,46* 27,4±3,27*
3. Мне нравятся картины русских художников-пейзажистов, изображающих родную природу
a. Да b. Нет c. Не очень 49,5±3,67 35,5±3,51* 15,0±2,62* °
4. Для жителя Кирова очень важно знать и беречь культурные ценности города
a. Да b. Нет c. Не уверен 67,7±3,43 10,2±2,22* 22,1±3,04*
5. Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими
a. Да b. Нет c. Мне безразлично 62,4±3,55 18,8±2,87* 18,8±2,87*
6. Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России
a. Да b. Нет c. Мне безразлично 69,3±3,38 16,7±2,73* 14,0±2,54*
7. Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры
a. Да b. Нет c. Не очень 37,1±3,54 23,1±3,09* 39,8±3,59 °
* - результаты достоверны по сравнению с группой а (р < 0,05). ° - результаты достоверны по сравнению с группой Ь (р < 0,05).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
Гораздо больший интерес проявляют школьники к просмотру фильмов исторической тематики. Достоверно большее число учащихся (~2/3) указывают, что им нравится смотреть фильмы о героических событиях истории нашей Родины. В последние годы один за другим на экранах страны появляются современные фильмы и сериалы о событиях Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие», «Матч», «Мы из будущего», «Снайпер», «Диверсант», «Битва за Севастополь», «Белый тигр», «28 панфиловцев» и др. Изучение Великой Отечественной войны входит в школьную программу, однако описанные в учебниках истории события и даже фотографии не могут передать всей масштабности этой трагедии. В Советском Союзе фильмы про войну были одним из самых любимых жанров, ведь над ними трудились замечательные режиссеры и сценаристы, многие из которых были непосредственными участниками тех событий и вложили частицу своей души, своей скорби, своего уважения к павшим. Современные фильмы о войне насыщены спецэффектами, показывают поле боя под разными ракурсами, помогают зрителю осознать силу мужества советских солдат, отдавших жизнь за Родину. Как советские, так и российские фильмы о Великой Отечественной войне отличаются реалистичностью сюжетов и смысловым наполнением. По мнению А. А. Кузьмина и Ю. Н. Трифонова [27], современный российский герой, спасающий своих товарищей или мирных жителей в критических ситуациях на широком экране, вне зависимости от временной принадлежности «должен быть продвинутым, образованным, но он не может быть полностью лояльным и легко управляемым». Русские фильмы о войне непосредственно участвуют в формировании патриотического сознания молодежи; всегда подтверждали и «подтверждают истинное предназначение подлинной культуры: спасти мир, то есть нести добро, свет и любовь» [28].
Отметим, что большая часть респондентов демонстрирует положительное отношение к картинам русских художников, изображающих родную природу. Около трети опрошенных демонстрируют негативное отношение к данным произведениям искусства (см. таблицу), что, свидетельствует, на наш взгляд, об их невысоком уровне культуры. Общеизвестно, что современная школа должна осуществлять всестороннее развитие личности: умственное, физическое, нравственное, художественное. К сожалению, последнему уделяется недостаточное внимание. У многих педагогов и родителей, а следовательно, и их воспитанников отсутствует четкое представление о том, что развитый художественный вкус позволяет стать самодостаточной личностью. В результате большинство выпускников школы, по мнению В. М. Зубань [29], имеют низкий уровень культурного развития, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень развития всего общества в эстетическом направлении, тормозит повышение культурного уровня людей, способствует росту бездуховности. Автор приходит к выводу, что развивать художественный вкус можно и нужно, возраст человека для этого не важен.
Следует отметить положительное отношение большинства (67,7%) учащихся к важности знания и сохранения культурных ценностей города Кирова; у 22,2% респондентов не сформировано собственное мнение по данному вопросу. Конечно, г. Киров не назовешь культурной столицей России, но и его культурная жизнь весьма насыщена событиями. Например, открытый еще в 1910 г. Вятский художественный музей имеет богатейшую коллекцию старинных живописных, графических и скульптурных произведений, а также шедевров декоративно-прикладного и народного искусства. Помимо постоянной экспозиции организуются специальные тематические выставки, регулярные мастер-классы и лекции; для любителей современных технологий функционирует виртуальный филиал. К сожалению, многие люди считают музей предпоследним местом, которое они хотели бы посетить в городе. По мнению [30], музей имеет тот вид, который мы нарисовали в своем воображении, а «те, кто считает его
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
скучным и неинтересным местом, просто не знают, как правильно ходить в музей». Автор считает, что посещение музеев способствует наполнению внутреннего интеллектуального пространства, т. е. обогащает человека знаниями, информацией, формирует умение чувствовать и понимать искусство, повышает общий уровень развития.
По результатам анкетирования более половины респондентов знают национальных героев нашей страны и гордятся ими (см. таблицу). Настораживает наличие довольно большого количества учащихся, не знающих национальных героев или остающихся безразличными к данному вопросу (в сумме более 35%). Просьба указать фамилии героев войны - уроженцев Кировской области вызвала серьезные затруднения у старшеклассников. Большинство (более 90% респондентов) смогли назвать лишь выдающегося маршала Ивана Степановича Конева (в областном центре его имя носят улица, площадь; установлены памятник в центре площади и бюст в парке Победы). 2/3 опрошенных отметили Григория Булатова (эта фамилия тоже у многих ки-ровчан на слуху в связи с тем, что официально Булатов не признается в числе водружавших знамя Победы над Рейхстагом). Несколько человек вспомнили маршалов Константина Андреевича Вершинина и Леонида Александровича Говорова.
Нам показался странным тот факт, что никто не назвал фамилии своих родственников - участников войны. В каждой семье есть свои «герои былых времен», «грозная доблесть их поселилась в сердцах живых». К сожалению, знания о многих героях отрывочны, зачастую ограничиваются лишь датами рождения, призыва, смерти, наградами. Неужели ими нельзя гордиться только потому, что другие люди о них не знают? Ряд авторов [31-33] полагает, что духовно-нравственный потенциал героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны, надо обязательно использовать для формирования патриотического сознания молодежи.
О низком уровне патриотического сознания свидетельствует наличие учащихся, не испытывающих чувства гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России, а также безразличных к этому (соответственно 16,7% и 14,0% учащихся). Тем не менее достоверное большинство опрошенных старшеклассников (69,7%) гордится победами отечественных спортсменов. Особенно важна такая поддержка соотечественников на фоне участившихся в последние годы массовых, зачастую неоправданных, дисквалификаций российских спортсменов.
Опрошенные школьники не проявляют особого интереса к изучению традиций, обычаев и праздников своей национальной культуры: считают это занятие совсем неинтересным (22,1% учеников) или сомневаются в его целесообразности (39,8%; см. таблицу). Согласно [34], истоки патриотического воспитания надо искать в фольклоре. Крупные (народные предания, песни, сказки, былины, баллады и др.) и малые (пословицы, поговорки, потешки и др.) формы устного народного творчества учат любить родные места и свой народ. А. А. Шикун называет русскую сказку одним из главных средств воспитания, а патриотическую идею сказки он видит в глубине ее содержания: сказки «доносят до сердца и ума ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. <...> Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ» [35]. В. В. Сериков [36] считает первоначальный образ мира детства - окружение, ландшафт, традиционную культуру - предпосылкой патриотического чувства.
В целом по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод. У опрошенных старшеклассников г. Кирова отмечается средняя степень сформирован-ности ценностного отношения к гимну России, к подвигу народа, к изучению истории
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
и культуры г. Кирова; низкая степень - к родной природе, к изучению русской истории, а также традиций, обычаев и праздников национальной культуры.
Таким образом, уровень сформированности ценностных ориентаций является, на наш взгляд, определяющим в формировании патриотического сознания. В связи с этим мы предлагаем проводить регулярную диагностику ценностных ориентаций учащихся разных возрастных групп, а также корректирующие мероприятия патриотической направленности.
Государственная политика в области патриотического воспитания ставит правильные ориентиры, но реальность вносит свои коррективы. Очень сложно воспитывать чувство патриотизма у детей, родители которых безразлично относятся к своей стране и народу. В школах необходимо проводить больше мероприятий для повышения уровня патриотизма детей, с обязательным (!) участием родителей. Согласно И. В. Власюк [37], современные родители не осознают важность формирования патриотического сознания детей, что является следствием недостаточности психолого-педагогических знаний родителей, а также деформации их собственного патриотического сознания. В связи с вышеизложенным встает вопрос о необходимости «социально-педагогического проектирования программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, построенной на идее ценностного взаимодействия института семьи и образовательной организации» [38], иначе говоря, создания соответствующей воспитывающей социокультурной среды.
Ссылки на источники
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
2. Катунина Е. В., Швецова А. В. Патриотическое воспитание: сущность и условия осуществления // Таврические студии. Серия: Искусствоведение. - 2016. - № 9(23). - С. 14-21.
3. Волков Ю. Г., Куликов С. П., Глушкова С. А. Основные стратегии регенерации патриотизма в российском обществе и риски имитации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2016. - № 3 (184). - С. 56-63. - URL: http://vestnik.adygnet.rU/files/2016.3/4455/56-63.pdf.
4. Кузьмина И. Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. -
2015. - № 1(9). - URL: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2730.
5. Волков Ю. Г., Куликов С. П., Глушкова С. А. Указ. соч.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
7. Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Научно-методический электронный «Концепт». - 2014. - № 12. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm.
8. Квасных Г. С., Саржанова А. Н. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1. - С. 87-90.
9. Стеблецова А. О., Торубарова И. И. К вопросу о патриотическом воспитании в вузе в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 7. - С. 300-302.
10. Волков Ю. Г., Куликов С. П., Глушкова С. А. Указ. соч. - С. 58.
11. Власюк И. В. Взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося: социально-педагогическое проектирование // Информ-образование. - 2016. -№ 1(1). - С. 17-22. - URL:http://www.socionauki.ru/journal/articles/449075/
12. Шикун А. А. Феномен патриотизма как комплексное психическое явление и пути его формирования в условиях современного российского общества // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. -
2016. - № 4. - С. 163-169.
13. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. - М.: ООО «Армпресс», 2006. - URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-naprav-lenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i-osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
14. Мониава Л. Г. Выявление уровней сформированности культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 3. - С. 183-186.
15. Семенова Н. В. Патриотизм в представлениях молодежи XXI века опыт диагностического исследования // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4(2). - С. 229-234.
16. Сидоренко О. М., Маслак А. А. Измерение на линейной шкале уровня патриотизма школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1. - С. 35-41. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170005.htm.
17. Тер-Никогосова Н. А. Уровень гражданского самосознания и патриотизма в современной России // Олимп Жигулевских гор: сб. тез. Всероссийского социологического форума. Тольятти, 07-08 декабря 2016 г. / отв. ред. Е. В. Желнина. - Екатеринбург: Издательские решения, 2017. - С. 77-79.
18. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»,
2013. - С. 76.
19. Кузьмина И. Е. Указ. соч.
20. Там же. - С. 4.
21. Там же.
22. Гатен Ю. В. Патриотизм в ценностном сознании студенческой молодёжи // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - № 3-4. - С. 45-52.
23. Комаров О. Е. Патриотическое воспитание студентов (опыт социологического исследования в ПГПИ) // Научные исследования: от теории к практике. - Чебоксары, 2014. - С. 245-246.
24. Кузьмина И. Е. Указ. соч.
25. Семичев В. В., Москвина И. К. Историческая память в системе формирования патриотического сознания // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 29 мая 2015 г. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 53.
26. Там же. - С. 53.
27. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. О взаимосвязи патриотического сознания с основными формами общественного сознания // Ученые записки Тамбовского отделения РосМУ. - 2016. - № 5. - С. 108.
28. Там же. - С. 107.
29. Zuban V. M. The Artistic Taste as a Component of Aesthetic Education of Schoolchildren // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 133-136.
30. Как правильно ходить в музеи. - URL: http://constructorus.ru/samorazvitie/kak-pravnno-xodit-v-muzei.html#more-19568.
31. Виновет О. В., Слободянюк Г. Г. Создание системы гражданско-патриотического воспитания студентов Южно-Якутского технологического колледжа на событиях Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: уроки истории: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Якутск, 27-28 апреля 2015 г.: 2 т. Т. 1. - Якутск: ИП Колмогоров И. А., 2015. - С. 198-205.
32. Зимин В. А. Патриотическое воспитание студентов на материалах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1 (6). - С. 51-54.
33. Рыкалова М. Е. Духовный потенциал Победы в Великой Отечественной войне и его использование в патриотическом воспитании студентов // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. -
2014. - № 1(8). - С. 153-161.
34. Шитикова В. Л. Патриотизм и культура межнациональных отношений как важнейшие ценностные качества: из истории вопроса // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 272-276.
35. Шикун А. А. Указ. соч. - С. 167.
36. Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (98). - С. 22-26.
37. Власюк И. В. Указ. соч.
38. Там же. - С. 19.
Maria Sazanova,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Biomedical Sciences Chair, Vyatka State University, Kirov [email protected] Valeria Akatyeva,
2nd year Student, Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Kirov [email protected]
Senior school students value orientations in the field of patriotic consciousness in Kirov Abstract. Level of value orientations fixation is crucial in patriotic consciousness establishment. The analysis of value orientations among senior school children of Kirov, which was carried out by means of questioning,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
showed the low level of patriotic consciousness in young people. That indirectly demonstrates irrationally organized process of patriotic education and lack of interaction between school and family in the matter. It is offered to carry out regular diagnostics of schoolchildren value orientations among different age groups and also the correcting activities of patriotic orientation.
Key words: patriotic education, patriotic consciousness, value orientations, senior school children. References
1. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (in Russian).
2. Katunina, E. V. & Shvecova, A. V. (2016). "Patrioticheskoe vospitanie: sushhnost' i uslovija osushhestvlenija", Tavricheskie studii. Serija: Iskusstvovedenie, № 9(23), pp. 14-21 (in Russian).
3. Volkov, Ju. G., Kulikov, S. P. & Glushkova, S. A. (2016). "Osnovnye strategii regeneracii patriotizma v rossijskom obshhestve i riski imitacii", Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Re-gionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kulturologija, № 3 (184), pp. 5663. Available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2016.3/4455/56-63.pdf (in Russian).
4. Kuz'mina, I. E. (2015). "Teoreticheskie osnovy diagnostiki cennostnyh orientirov v sfere patrioticheskogo soznanija uchastnikov obrazovatel'nogo processa", Nepreryvnoe obrazovanie:XXI vek, № 1(9). Available at: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2730 (in Russian).
5. Volkov, Ju. G., Kulikov, S. P. & Glushkova, S. A. (2016). Op. cit.
6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (in Russian).
7. Bazhin, K. S., Simonova, G. I. & Hodyreva, E. A. (2014). "Sostojanie i perspektivy patrioticheskogo vospitanija molodezhi v sovremennoj Rossii", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj "Koncept", № 12. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm (in Russian).
8. Kvasnyh, G. S. & Sarzhanova, A. N. (2015). "Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze", Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija, № 1, pp. 8790 (in Russian).
9. Steblecova, A. O. & Torubarova, I. I. (2010). "K voprosu o patrioticheskom vospitanii v vuze v sovremennyh uslovijah", Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 7, pp. 300-302 (in Russian).
10. Volkov, Ju. G., Kulikov, S. P. & Glushkova, S. A. (2016). Op. cit., p. 58.
11. Vlasjuk, I. V. (2016). "Vzaimodejstvija shkoly i sem'i v formirovanii grazhdansko-patrioticheskogo soznanija obuchajushhegosja: social'no-pedagogicheskoe proektirovanie", Inform-obrazovanie, № 1(1), pp. 1722. Available at: http://www.socionauki.ru/journal/articles/449075/ (in Russian).
12. Shikun, A. A. (2016). "Fenomen patriotizma kak kompleksnoe psihicheskoe javlenie i puti ego formiro-vanija v uslovijah sovremennogo rossijskogo obshhestva", Vestnik TvGU. Serija: Pedagogika i psihologija, № 4, pp. 163-169 (in Russian).
13. Lutovinov, V. I. (2006). Kriteriii osnovy metodiki ocenkirezul'tatovraboty po patrioticheskomu vospitaniju, OOO "Armpress", Moscow. Available at: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-naprav-lenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i-osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php (in Russian).
14. Moniava, L. G. (2011). "Vyjavlenie urovnej sformirovannosti kul'tury patriotizma u pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija", Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija, № 3, pp. 183-186 (in Russian).
15. Semenova, N. V. (2016). "Patriotizm v predstavlenijah molodezhi XXI veka opyt diagnosticheskogo issle-dovanija", Uchenye zametki TOGU, t. 7, № 4(2), pp. 229-234 (in Russian).
16. Sidorenko, O. M. & Maslak, A. A. (2017). "Izmerenie na linejnoj shkale urovnja patriotizma Shkolnikov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept', № 1, pp. 35-41. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/170005.htm (in Russian).
17. Ter-Nikogosova, N. A. (2017). "Uroven' grazhdanskogo samosoznanija i patriotizma v sovremennoj Rossii", in Zhelnina, E. V. (ed.). Olimp Zhigulevskih gor: sb. tez. Vserossijskogo sociologicheskogo foruma. Toljatti, 07-08 dekabrja 2016 g., Izdatel'skie reshenija, Ekaterinburg, pp. 77-79 (in Russian).
18. Musina, V. E. (2013). Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov, ID "Belgorod" NIU "BelGU", Belgorod, p. 76 (in Russian).
19. Kuz'mina, I. E. (2015). Op. cit.
20. Ibid., p. 4.
21. Ibid.
22. Gaten, Ju. V. (2015). "Patriotizm v cennostnom soznanii studencheskoj molodjozhi", Aspirantskij vestnik Povolzhja, № 3-4, pp. 45-52 (in Russian).
23. Komarov, O. E. (2014). "Patrioticheskoe vospitanie studentov (opyt sociologicheskogo issledovanija v PGPI)", Nauchnye issledovanija: ot teorii k praktike, Cheboksary, pp. 245-246 (in Russian).
24. Kuz'mina, I. E. (2015). Op. cit.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сазанова М. Л., Акатьева В. С. Ценностные ориентации старшеклассников города Кирова в сфере патриотического сознания //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V10. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171030. htm.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Semichev, V. V. & Moskvina, I. K. (2015). "Istoricheskaja pamjat' v sisteme formirovanija patrioticheskogo soznanija", in Shirokov, O. N. (ed.) et al. Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitija: materialy IVMezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 29 maja 2015 g., CNS "Interaktiv pljus", Cheboksary, p. 53 (in Russian). Ibid., p. 53.
Kuz'min, A. V. & Trifonov, Ju. N. (2016). "O vzaimosvjazi patrioticheskogo soznanija s osnovnymi formami obshhestvennogo soznanija", Uchenye zapiski Tambovskogo otdelenija RosMU, № 5, p. 108 (in Russian). Ibid., p. 107.
Zuban, V. M. (2013). "The Artistic Taste as a Component of Aesthetic Education of Schoolchildren", Nauka i shkola, № 4, pp. 133-136 (in Russian).
Kak pravil'no hodit' v muzei. Available at: http://constructorus.ru/samorazvitie/kak-pravilno-xodit-v-mu-zei.html#more-19568 (in Russian).
Vinovet, O. V. & Slobodjanjuk, G. G. (2015). "Sozdanie sistemy grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija studentov Juzhno-Jakutskogo tehnologicheskogo kolledzha na sobytijah Velikoj Otechestvennoj vojny", Velikaja Otechestvennaja vojna 1941-1945 gg.: uroki istorii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Jakutsk, 27-28 aprelja 2015 g.: 2 t. T. 1, IP Kolmogorov I. A., Jakutsk, pp. 198205 (in Russian).
Zimin, V. A. (2015). "Patrioticheskoe vospitanie studentov na materialah Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.)", Nauka i obrazovanie: novoe vremja, № 1 (6), pp. 51-54 (in Russian). Rykalova, M. E. (2014). "Duhovnyj potencial Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne i ego ispol'zovanie v patrioticheskom vospitanii studentov", Tvorcheskoe nasledie Je. V. Il'enkova i sovremennost', № 1(8), pp. 153-161 (in Russian).
Shitikova, V. L. (2016). "Patriotizm i kul'tura mezhnacional'nyh otnoshenij kak vazhnejshie cennostnye kachestva: iz istorii voprosa", Uchenye zametki TOGU, t. 7, № 4-2, pp. 272-276 (in Russian). Shikun, A. A. (2016). Op. cit., p. 167.
Serikov, V. V. (2015). "Patrioticheskaja pozicija kak vid lichnostnogo opyta: uslovija stanovlenija", Izvestija Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3 (98), pp. 22-26 (in Russian). Vlasjuk, I. V. (2016). Op. cit. Ibid., p. 19.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.08.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.17
Принята к публикации Accepted for publication 20.08.17 Опубликована Published 29.10.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Сазанова М. Л., Акатьева В. С., 2017
977230412016610