Научная статья на тему 'Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе'

Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОД КОЛЛАЖИРОВАНИЯ / CIVIL SOCIETY / PATRIOTIC EDUCATION / FOREIGN LANGUAGES / COST-SURFACE ORIENTATION / THE METHOD OF COLLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зелль-денисова Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания в юридическом вузе. Описываются результаты анкетирования студентов по методике С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Изучается метод коллажирования как способ решения воспитательных задач образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зелль-Денисова С. Н. Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76123. htm.

ART 76123 УДК 37.034

Зелль-Денисова Светлана Николаевна,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северного института ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции», г. Петрозаводск [email protected]

Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов

на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы гражданско-патриоти-ческого воспитания в юридическом вузе. Описываются результаты анкетирования студентов по методике С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Изучается метод коллажирования как способ решения воспитательных задач образовательного процесса. Ключевые слова: гражданское общество, патриотическое воспитание, ценностные ориентации, иностранные языки, метод коллажирования. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова термин «гражданский» толкуется как свойственный гражданину, как сознательному члену общества; «патриотический» означает преданный и любящий своё Отечество, свой народ [3].

По мнению современных учёных З. Я. Капустиной, Г. А. Быковской, И. В. Иноземцева и А. Н. Злобина, патриотизм неразрывно связан с гражданской позицией человека. Достигая совершеннолетия, человек становится гражданином и приобретает определённые гражданские права и обязанности. В этой связи патриотическое воспитание понимается как формирование личности социальной способной к активному участию и продвижению в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам [1 ,с. 16].

Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает создание условий для социализации личности, формирование личности, способной себя максимально реализовать, личности ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе. Оно включает в себя воспитание таких качеств как:

- готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей,

- любовь к своему Отечеству, малой родине,

- гордость за свой народ.

В. С. Шилова, доктор педагогических наук, профессор отмечает, что содержание патриотического воспитания определяется основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать сознание, поведение и деятельность, личностно-творческий компонент. Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса патриотического воспитания [5].

Содержание гражданско-патриотического воспитания в высшем учебном заведении составляет работа преподавателей, педагогов, кураторов по формированию культуры общения, ценностного отношения студентов к жизни и профессиональной деятельности, правовой культуры, толерантности и эмпатии. Вышеуказанное содержание воплощается в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Особое место в этой работе занимает организация внеучебной воспитательной деятельности сту-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зелль-Денисова С. Н. Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76123. htm.

дентов, досуга (создание творческих объединений, студенческих советов, молодежных центров, групп, занимающихся краеведческим поиском, охраной окружающей среды) [1, с. 18].

На практических занятиях по иностранному языку происходит овладение межкультурной коммуникацией, которое направлено на формирование установок толерантного сознания личности специалиста, что позволит: глубже осознать принадлежность к своей национальной культуре, оценить другие культуры, образ жизни, характер профессиональной деятельности, быть отзывчивым, избегать нетерпимости, этноцентризма, отрицательных стереотипов по отношению к другим национальностям. Любовь к своей Родине, к своему народу должны соединиться у молодого поколения с чувством глубокого уважения к другим народам.

В коллаже могут сопоставляться разные культуры, сходиться и сосуществовать разные - вербальные и невербальные - тексты. По мнению кандидата педагогических наук Н. В. Семенюченко, коллаж является одним из наиболее эффективных наглядных средств, использующихся сегодня на практических занятиях по иностранному языку, который может быть подан по-разному: в рисунках, аппликациях, фотографиях, объёмных поделках, мультимедийных презентациях и проч. [4, с. 8]. В коллаже интегрируется разнородный материал для получения новых возможностей ретрансляции культурной информации - образной, знаковой - и её творческой переработки. Таким образом, коллаж можно рассматривать как мощное средство развития когнитивных, семиотических и творческих способностей [4, с. 14].

Термин «коллаж» происходит от французского collage - склеивание или наклеивание. В этимологию слова входят следующие семантические компоненты: 1) изготовлять или восстанавливать что-либо разбитое, разломанное, разорванное; 2) собирать составлять что-либо из каких-либо частей; 3) один фрагмент «покрывающий другой, скрывающийся». Другими словами, коллаж - построение единого целого путём наложения, наслоения и сопоставления частей [4, с. 16].

Впервые термин коллаж был употреблён применительно к преподаванию иностранных языков немецким методистом Б.-Д. Мюллером в 1983 году, который использовал метод коллажа в процессе деятельности по овладению страноведческой информацией. Он первым описал строение коллажа и этапы работы с ним [4, с. 40].

Отечественные методисты Н. П. Грачёва, Ю. А. Комарова, В. С. Красильникова, Н. А. Сухова активно использовали коллаж для отработки грамматических структур, активизации лексического материала, усвоения страноведческой информации, развития умения говорения (монологической речи). Были введены новые формы коллажа такие как, блок-коллаж, комбинированный коллаж, плакат-таблица.

Метод коллажирования, по нашему мнению, является привлекательной формой коллективной деятельности для проявления творческих способностей студентов и развития коммуникативных умений на практических занятиях по учебной дисциплине «Иностранный язык факультатив» (английский язык). К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне была разработана целая серия занятий, на которых студенты изучили опыт Великобритании во Второй мировой войне. Студентам 1-го и 2-го курсов было предложено подготовить презентации о героях, защищавших нашу Родину от врага. Также ребята писали сочинения на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» и на зачётном занятии мы оформили две коллаж-газеты с фотографиями и описанием жизни людей того времени. Студенты с интересом выполняли подобную работу. Следующим этапом уже основного курса «Иностранный язык в сфере юриспруденции» были коллажи со следующими названиями «Мы против терроризма!» и «Как себя вести при террористическом акте?». Студентами 2 курса

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зелль-Денисова С. Н. Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76123. htm.

направления подготовки «правоохранительная деятельность» были представлены коллажи под названием «Детективная история», эта форма работы использовалась для закрепления лексического минимума по теме «Работа Полиции».

H. В. Семенюченко в монографии «Коллаж на уроках иностранного языка: теория и практика» выделяет объекты воспитательного аспекта, подлежащие управлению со стороны коллажа:

Блок 1 - Ценностная ориентация субъекта: уважительное отношение к людям других национальностей, их культуре; гордость за свою родину, свой народ, бережное отношение ко всему родному; иммунитет к ксенофобии; интерес к культуре страны изучаемого языка; бережливое отношение к природе; активное эстетическое отношение к искусству; положительное отношение к труду.

Блок 2 - Культура человеческих отношений и чувств: любовь, уважение, привязанность к родителям; заботливое отношение к младшим; уважение к преподавателям; доброжелательность по отношению к сверстникам; чувство дружбы, товарищества, взаимопонимания и взаимопомощи; чувство собственного достоинства, чести, совести; осознанное отношение к нравственным оценкам действий и поступков людей; негативное отношение к отрицательным поступкам и явлениям; чувство долга, ответственности за свою работу, за свои оценки и поступки; чувство прекрасного.

Блок 3 - Нравственные качества личности такие как, толерантность, чувство справедливости, способность к сопереживанию, общительность, доброта, сердечность, самостоятельность, коллективизм, трудолюбие, активность, любознательность [4,с. 66].

Нами было проведено анкетирование студентов Северного Филиала ВГУЮ по методике С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», которая направлена на изучение ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Участниками опроса были 79 студентов I и II курсов направлений подготовки «юриспруденция» и «правоохранительная деятельность», из них - 48 девушек и 31 юноша в возрасте от 18 до 23 лет. В результате 74% положительных выборов студентов связано с такой ценностью, как помощь и милосердие к другим людям. Этот показатель является наивысшим для большинства юношей и девушек. На второй позиции - приятное времяпровождение, отдых (70%). Далее следуют такие ценностные ориентации, как признание и уважение людей и влияние на окружающих и любовь, которые составляют 66% и 63% по количеству положительных выборов. 8 из 48 девушек (16%) и 13 из 31 (42%) юношей считают важным высокое материальное положение. Высокий социальный статус и управление людьми является важным для 52% девушек и 22% юношей; 31% девушек и 16% юношей стремятся к познанию прекрасного, регулярно посещают театры и музеи. Наименьший показатель по числу положительных выборов был выявлен для следующих ценностей:

- социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе - 20%;

- забота о своём здоровье - 14%;

- познание нового в мире природе и человеке - 11 %;

- общение - 10%.

Из полученных данных можно сделать следующие выводы:

I. Большинство студентов способны сопереживать другим людям, что немало важно для выбранной ими профессии юриста.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зелль-Денисова С. Н. Коллаж как средство гражданско-патриотического воспитания студентов на практических занятиях по иностранному языку в юридическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76123. htm.

2. Только 20% студентов имеют активную гражданскую позицию и способны к социальной активности, хотели бы принять участие в собраниях, митингах или уже являются членами той или иной общественной организации.

3. Исследование показало, что 11 % студентов из общего количества опрощенных имеют интерес к научной деятельности: читают научно-популярные книги, хотели бы стать учёными или научными сотрудниками.

В заключение необходимо отметить, что коллаж является эффективной формой работы на практических занятиях для активизации всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, письма и говорения). Его можно применять на любом этапе образовательного процесса: при введении и активизации лексических единиц, отработке грамматических структур и изучении страноведческого материала. При помощи коллажа могут решаться образовательные, воспитательные и развивающие задачи учебного процесса.

Ссылки на источники

1. Быковская Г. А., Иноземцев И. В., Злобин А. Н. Гражданско-патриотическое воспитание студентов как инструмент социального развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова): онлайн-тесты. - URL: http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Diagnostika-realnoj-struktury-cennostnykh-orien-tacij-lichnosti-S-S-Bubnova-1188/Default.aspx.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. - С. 736.

Семенюченко Н. В., Рыжкина И. Б. Коллаж на уроках иностранного языка: теория и практика. -М.: Логос, 2015. - С. 232.

Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: учеб. пособие. - Белгород, 2011.

2.

3.

4.

5.

Рекомендовано к публикации:

Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 26.05.15 Опубликована Published 05.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Зелль-Денисова С. Н., 2016

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.