КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Паршин Валерий Николаевич,
методист МОУ ДПО «Ресурсный центр городского округа Тольятти», г. [email protected]
Тольятти
Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей
Аннотация. Эмпирической базой работы служат результаты анкетирования подростков и их родителей, проведенного в режиме мониторинга в школах Тольятти. Это дает возможность провести сравнение данных опросов за несколько лет и изучить изменения в отношении школьников и их родителей к мероприятиям военно-патриотической направленности. Изучение мнений родителей по этой теме представляет большой интерес, поскольку формирование патриотических и гражданских ценностей происходит не только в школе, но и в семье.
Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников, патриотизм, ценности, социальная активность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ценности патриотизма в современных условиях претерпевают существенные трансформации по сравнению с традиционными представлениями, которые сформировались в условиях советского общества [1 ]. В прежние времена базой патриотизма выступал интернационализм, который декларировал право на свободное самоопределение, равенство, братство всех народов. Любовь к Родине рассматривалась как высшая гражданская и политическая ценность, которая формировалась с помощью коммунистической идеологии. Под руководством партии все общественные организации, средства массовой информации воспитывали гордость за достижения страны у всех граждан, подчеркивали преимущества советского образа жизни перед западным. Таким образом, прежняя модель патриотизма базировалась на системе взаимодействия партии, общественных организаций, средств массовой информации с институтами социализации, в том числе с образовательными учреждениями.
В современных условиях под влиянием традиций образовательные учреждения все же опираются на прежнюю модель патриотизма, которая утратила свою целостность в масштабах общества [2]. В школах по-прежнему проводится большое количество мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Однако эта работа лишена поддержки со стороны средств массовой информации, в должной мере не поддерживается государством, да и родителями зачастую явно не одобряется. Таким образом, эффективность работы образовательных учреждений по формированию патриотизма снижается из-за влияния комплекса внешних и внутренних факторов.
Среди внутренних факторов следует назвать изменение структуры базовых социальных ценностей молодежи. Они претерпевают индивидуалистические трансформации: повышается значение образования, здоровья, самореализации, материального благополучия. Усиливается влияние национализма как одного из факторов индивидуализации моделей поведения, образа жизни. При этом, однако, интерес к национальной культуре не всегда рассматривается как выражение патриотизма.
Среди внешних факторов, влияющих на патриотические ориентации молодежи, следует назвать процессы глобализации, которые оказывают все более заметное влияние на все факторы жизни. В экономике Тольятти, например, это находит выражение в том, что гордость советского автопрома - АвтоВАЗ - стал совместным предприятием, его настоящее и будущее во многом зависит от иностранных инвесторов [3].
rw <1 IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Подставления учащихся общеобразовательных школ о патриотизме стали предметом изучения в рамках социологического исследования, проведенного социологами Ресурсного центра департамента образования мэрии г. Тольятти в 2012 г. В исследовании большое внимание уделяется различным аспектам патриотического воспитания подростков и формирования осознанного позитивного отношения к гражданским и общечеловеческим ценностям. Участниками анкетирования являлись учащиеся девятых и десятых классов школ города (2372 респондента) и их родители (2070 респондентов).
Анкетирование учащихся позволило получить информацию об отношении к ценностям патриотизма подрастающего поколения. Оно находит выражение в оценке эффективности мероприятий, проводимых в школе, формировании активной жизненной позиции, общей оценке условий в российском обществе, выборе места жительства для реализации дальнейших жизненных планов.
Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учетом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой теме позволит оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов и форм воспитания [4].
Проанализируем общее мнение подростков о мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию в школе. Родителям и педагогам этот вопрос не задавался.
Таблица 1
Оценка подростками мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе в зависимости от пола (данные приведены в % по столбцам)
Отношение к мероприятиям в школе По массиву Юноши Девушки
Проходят очень интересно, посещаем их и участвуем в мероприятиях с удовольствием 53 51 56
Иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени 41 41 40
Такие мероприятия лучше не проводить 6 8 5
Больше половины опрошенных старшеклассников считают, что военнопатриотические мероприятия в их школе проходят очень интересно, они посещают их и участвуют в мероприятиях с удовольствием. Таких ребят меньше (на 8%) из школ, где патриотическая работа проводится целенаправленно.
40-41% опрошенных юношей и девушек высказались, что иногда данные мероприятия проходят интересно, но зачастую это просто трата времени. Больше учеников (на 15%) высказывались так из школ, где реализуются целевые программы по ряду аспектов патриотического воспитания.
Менее 10% опрошенных респондентов считают, что такие мероприятия лучше не проводить.
Анализируя ответы старшеклассников, по этому вопросу, можем сказать, что позитивно настроенных школьников больше из школ, не реализующих целевые программы по патриотическому воспитанию. Это может быть связано либо с большой загруженностью школьников патриотическими мероприятиями, либо с их неактуальностью или неинтересной подачей материала.
Как видим, более половины опрошенных школьников (53%) с удовольствием участвует в проводимых школой подобных мероприятиях. Но количество девятиклассников, выразивших данное мнение, уменьшилось, по сравнению с данными 2008 г., на 5%.
rw IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Динамика оценки девятиклассниками мероприятий
Таблица 2
по военно-патриотическому воспитанию в школе (данные приведены в % по столбцам)
Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в школе 2005 г. 2008 г. 2012 г.
Проходят очень интересно, посещаем их и участвуем в мероприятиях с удовольствием 48 58 53
Иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени 43 37 40
Такие мероприятия лучше не проводить 9 5 7
На 3% чаще девятиклассники стали отмечать, что «иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени», - так высказались 40% респондентов настоящего исследования.
Считают, что такие мероприятия лучше не проводить, 7% школьников (что на 2% больше, чем в 2008 г.).
Итак, в 2012 г. (по сравнению с 2008 г.) снизилось общее мнение старшеклассников о мероприятиях военно-патриотической направленности. Если в 2008 г. мы наблюдали позитивный всплеск общего мнения молодежи по сравнению с 2005 г., то данные этого года констатируют обратную реакцию.
Как правило, школьникам с активной жизненной позицией, которые считают себя патриотами, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в школе интересны, и наоборот, «не патриотичные», пассивные подростки чаще остальных респондентов не желают посещать подобные мероприятия в школе.
Чаще отмечали свой интерес к мероприятиям патриотической направленности школьники, регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире. И напротив, подростки, в семьях которых не принято подобное общение, в два раза чаще выражали мнение о том, что такие мероприятия лучше не проводить.
Вполне объяснимо, что чаще с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях дети, неравнодушные к истории своей семьи. Те же, кто историей семьи не интересуется, в два раза чаще остальных респондентов не желают принимать участие ни в каких мероприятиях.
Девушки чаще юношей с удовольствием участвуют в мероприятиях патриотической направленности. Соответственно, юноши чаще отмечали отсутствие интереса к подобным проектам.
Существуют различия в оценках этих мероприятий у старшеклассников с разной успеваемостью. «Хорошистам» и отличникам интереснее посещать военно-патриотические мероприятия в школе, чем троечникам и слабоуспевающим учащимся. Последние чаще предлагают и вовсе не проводить эти школьные мероприятия.
Юноши, считающие службу в армии нужной и интересной, посещают школьные мероприятия с удовольствием. Те же, кто отрицательно относится к воинской службе, чаще негативно отзывались и о патриотическом воспитании в школе.
Ответы старшеклассников на вопрос «Какие мероприятия в Вашей школе, классе были Вам интересны?» позволяют в известной мере определить популярность тех или иных форм работы среди подростков, следовательно, выделить наиболее запоминающиеся и эффективные. Родителям и педагогам этот вопрос не задавался.
Статистические данные показывают, что девушки испытывают больший интерес к мероприятиям, особенно связанным с ветеранами и участниками войн, с экскурси-
r\J 3 r\J
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ямк в городские музеи и тематическими выставками. Девушки чаще, чем юноши, указывают формы работы, касающиеся памятных дат, углубленного изучения героического прошлого России и различных волонтёрских акций.
Таким образом, девушки более активны в мероприятиях по патриотическому воспитанию; выбранные ими пункты опроса демонстрируют интерес, во многом зависящий от их чувствительности и эмоциональности [5].
Юноши же, в свою очередь, предпочитают более активные мероприятия, требующие физических данных и подвижности, например участие в военно-спортивных играх («Зарница», «Орлёнок» и т. д.), занятие в кружках по основам военных знаний.
Чаще считают интересными мероприятия старшеклассники из школ, где реализуются целевые программы по ряду аспектов патриотического воспитания:
- работа военно-патриотических кружков, клубов;
- деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов;
- работа молодежных организаций;
- участие в проекте «Гражданин»;
- участие в военно-спортивных играх и соревнованиях;
- волонтерские акции.
А ребята из других школ чаще считают интересными: работу и встречи с ветеранами и участниками войн; празднование памятных дат, проведение дней воинской славы и Вахт Памяти; экскурсии в городские музеи и тематические выставки [6].
Также у нас есть возможность сравнить полученные результаты с ответами девятиклассников на тот же вопрос, заданный им в ходе исследования 2008 г. и 2005 г.
Таблица 3
Динамика заинтересованности подростков в проведении военно-патриотических мероприятий (данные приведены в % по столбцам, в скобках указан рейтинг)
Мероприятия 2005 г. 2008 г. 2012 г.
Работа и встречи с ветеранами и участниками войн 42 (1) 51 (1) 51(1)
Участие в военно-спортивных играх («Зарница», «Орлёнок» и т. п.) и соревнованиях «Защитники Отечества», «Школа безопасности» 32 (3) 43 (2) 35 (2-3)
Экскурсии в городские музеи и посещение тематических выставок 40 (2) 41 (3) 35 (2-3)
Проведение памятных дат, дней воинской славы и Вахт Памяти 20 (6-7) 30 (4-5) 32 (4)
Работа школьных музеев боевой и трудовой славы 30 (4) 28 (6) 26 (5)
Волонтерские акции - - 25 (6)
Работа молодежных организаций (пионеры, скауты, союз молодежи и т. п.) 29 (5) 30 (4-5) 23 (7)
Углубленное изучение истории, культуры и героического прошлого России и родного края 20 (6-7) 26 (8) 20 (8)
Работа военно-патриотических кружков, клубов 13 (9-10) 27 (7) 19 (9)
Деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов 11 (11) 18 (9-10) 15 (10-13)
Шефство над памятниками, памятными местами 13 (9-10) 17 (11) 15 (10-13)
Участие в проекте «Гражданин» 10 (12) 13 (12) 15 (10-13)
Занятия в клубах и кружках по основам военных знаний 16 (8) 18 (9-10) 12 (10-13)
rw Д IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Наибольший интерес среди военно-патриотических мероприятий у девятиклассников вызывают встречи с ветеранами и участниками войн - 51% респондентов выбрал эту форму работы.
Довольно привлекательными для школьников оказались такие мероприятия, как участие в военно-спортивных играх, соревнованиях и экскурсии в музеи (35% респондентов).
Приблизительно треть опрошенных (по 32%) заинтересовало проведение Вахт Памяти и других памятных дат.
Практически каждого четвертого девятиклассника интересует работа школьных музеев боевой и трудовой славы (26%); волонтерские акции (25%); работа молодежных организаций (23%).
Каждый пятый респондент отмечает углубленное изучение истории, культуры России и родного края (26%), работу военно-патриотических кружков, клубов (19%).
Менее интересными для старшеклассников оказались такие мероприятия, как деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов (15%), шефство над памятниками, памятными местами и участие в проекте «Гражданин» (также по 15%), занятия в клубах и кружках по основам военных знаний (12% респондентов, последняя рейтинговая позиция).
Среди девятиклассников, отмечавших различные позиции по предложенному вопросу, преобладающее большинство отмечает, что посещает данные мероприятия с удовольствием (чаще, чем в среднем по массиву). И, напротив, среди таких школьников сравнительно невысок процент тех, кто считает подобные мероприятия пустой тратой времени и предлагает их не проводить (реже, чем в среднем по массиву).
В ходе сравнительного анализа предпочтений респондентов настоящего исследования и подростков, принимавших участие в исследовании 2008 г., выявлено следующее.
Практически все предложенные к выбору формы работы по воспитанию патриотизма отмечались в этом году школьниками реже, чем четыре года назад. Исключение составляет только празднование памятных дат, проведение дней воинской славы и Вахт Памяти, однако разница весьма незначительная: если ранее 30% девятиклассников отмечали интерес к данным мероприятиям, то в настоящем исследовании эту позицию выбрали 32% респондентов. И участие в проекте «Гражданин» ранее отмечали 13% девятиклассников, а в этом учебном году - 15%.
Перечень трех наиболее предпочитаемых детьми мероприятий не изменился: работа и встречи с ветеранами и участниками войн, участие в военно-спортивных играх и соревнованиях («Зарница», «Орлёнок», «Защитники Отечества» и т. п.), экскурсии в городские музеи и посещение тематических выставок.
Также на прежнем уровне в рейтинговой таблице остались неизменными следующие позиции:
- углубленное изучение истории, культуры России и родного края;
- деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов;
- участие в проекте «Гражданин».
Реже, чем четыре года назад, респонденты настоящего исследования считают интересными:
- работу молодежных организаций (ранее - 4-5-е места в рейтинге, сейчас - 7-е);
- работу военно-патриотических кружков, клубов (с 7-й позиции на 9-ю);
- занятия в клубах и кружках по основам военных знаний (с 9-10-х мест на 10-13-е).
Таким образом, в 2012 г. (по сравнению с 2008 г.) произошел некоторый спад
общего интереса девятиклассников к мероприятиям по военно-патриотическому
~ 5
гы
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15065 УДК 37.035.6
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
воспита нию. Если в 2008 г. мы фиксировали позитивный подъем по сравнению с 2005 г., то данные этого года заставляют задуматься и переосмыслить воспитательную работу по патриотическому воспитанию подростков [7].
В связи с этим хотелось бы порекомендовать организаторам данных мероприятий в школе постараться придать им более увлекательный характер, способствующий развитию у подростков заинтересованности и, соответственно, повышению эффективности различных форм работы по формированию патриотизма.
Старшеклассникам и их родителям было предложено оценить проведение обязательных военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы» в десятом классе. Полученные результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Оценка учащимися и родителями проведения обязательных военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы»
(данные приведены в % по столбцам)
Оценка сборов Учащиеся Родители
Положительно 47 55
Нейтрально 37 28
Отрицательно 7 8
Затрудняюсь ответить 9 9
Анализируя полученные данные, мы видим, что большая часть опрошенных старшеклассников и их родителей к военным сборам относятся положительно и нейтрально. Так, 47% старшеклассников и 55% их родителей оценили «положительно», 37% ребят и 28% родителей - «нейтрально». Отрицательно относятся к такому роду занятий менее 10% респондентов.
Как показано в таблице, юноши чаще отрицательно относятся к военным сборам, чем девушки. Зато родителей юношей, положительно относящихся к этой идее, больше, чем родителей девушек.
Чаще положительную оценку сборам дают «хорошисты» и отличники. А отрицательную оценку - слабо успевающие школьники.
Родители троечников, в отличие от своих детей, чаще высказывались положительно за проведение военных сборов.
Как правило, школьники с активной жизненной позицией, которые считают себя патриотами, военные сборы оценивают «положительно», и наоборот, «не патриотичные», пассивные подростки чаще остальных респондентов оценивают «отрицательно».
Регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире школьники чаще отмечали «положительно» проведение сборов. И напротив, подростки, в семьях которых не принято подобное общение, в два раза чаще выражали «отрицательное» мнение.
Практически все юноши, оценившие военные сборы «положительно», так же относятся и к воинской службе в армии, считая ее необходимой. И наоборот, очень многие негативно относящиеся к военным сборам так же относятся к обязательной службе в армии и постараются ее избежать.
Таким образом, и опрошенные старшеклассники, и их родители позитивно оценивают обязательное проведение военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы». Однако родители настроены более позитивно, чем дети.
Таким образом, понятие патриотизма в современных условиях утрачивает свое прежнее значение, однако патриотическое воспитание является важным направлением работы современных образовательных учреждений.
r\J
6 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15065 УДК 37.035.6
Ось 1лки на источники
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Концепт. - 2015. - № 03 (март). -ART 15065. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15065.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
1. Цветкова И. В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода // Концепт. -2013. - № 02 (февраль). - ART 13041. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
1. Гайдукова И. Е. Научно-теоретические основы организации военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38). - С. 34-36.
2. Цветкова И. В. Оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования
моногорода // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13129. - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13129.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
3. Ахметшина Г. Х. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. - 2013. - № 12(28). - ART 13262. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
4. Лотарева О. А. Когнитивные и эмоциональные компоненты военно-патриотического воспитания учащихся // Человек и образование. - 2009. - № 2. - С. 20-21.
5. Быков А. К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия ВГПУ. - 2006. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nauchnye-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi.
6. Петров А. С. Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 3. - С. 16-22.
Valeriy Parshin,
Methodist, “Resource center of town neighborhood Togliyatti”, Togliyatti [email protected]
Estimation of school actions directed on military-patriotic education by teenagers and their parents.
Abstract. Empirical base of the work is the results of survey, conducted among teenagers and their parents of Togliatti schools. The author compares data of surveys, held in several years, and studies the changes in attitude of pupils and their parents to military-patriotic actions. The study of parents’ opinions is of great interest since patriotic and civil values develop both at school and in family.
Key words: patriotic education of pupils, patriotism, value, social activity.
References
1. Cvetkova, I. V. (2013) “Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”, Koncept, № 02 (fevral'), ART 13041. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm, Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304-120X (in Russian).
1. Gajdukova, I. E. (2013) “Nauchno-teoreticheskie osnovy organizacii voenno-patrioticheskogo vospitani-ja uchashhihsja srednih obshheobrazovatel'nyh shkol vo vneurochnoj dejatel'nosti”, Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, № 1(38), pp. 34-36 (in Russian).
2. Cvetkova, I. V. (2013) “Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda”, Koncept, № 06 (ijun'), ART 13129. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13129.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (in Russian).
3. Ahmetshina, G. H. (2013) “Voenno-patrioticheskoe vospitanie starshih shkol'nikov vo vneuchebnoe vremja”, Koncept, № 12(28), ART 13262. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (in Russian).
4. Lotareva, O. A. (2009) “Kognitivnye i jemocional'nye komponenty voenno-patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja”, Chelovek i obrazovanie, № 2, pp. 20-21 (in Russian).
5. Bykov, A. K. (2006) “Sovremennye nauchnye problemy patrioticheskogo vospitanija molodezhi”, Izvestija VGPU, № 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-nauchnye-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi (in Russian).
6. Petrov, A. S. (2007) “Patrioticheskoe vospitanie studenchestva kak vazhnejshaja problema v sov-remennyh uslovijah”, Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah, № 3, pp. 16-22 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Ивановой Т. Н., доктором социологических наук,
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 7
r>J
7 ~