Научная статья на тему 'Представления подростков о здоровом образе жизни'

Представления подростков о здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3412
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОЛОДЕЖЬ / ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ESTIMATION OF HEALTH / SOCIAL FACTORS / SOUND LIFESTYLE / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скворцова Татьяна Витальевна

В статье представлен анализ факторов здорового образа жизни, которые выявлены при помощи анкетирования подростков. Эмпирическая база статьи – результаты социологического мониторинга по изучению представлений школьников о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the analysis of healthy lifestyle factors, which were revealed during teenagers’ survey. The empirical base of the article is results of sociological monitoring on study of teenagers’ views about healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Представления подростков о здоровом образе жизни»

научно-методический электронный журнал

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Скворцова Татьяна Витальевна,

методист МОУ ДПО «Ресурсный центр городского округа Тольятти», г. Тольятти italievna@vail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ факторов здорового образа жизни, которые выявлены при помощи анкетирования подростков. Эмпирическая база статьи - результаты социологического мониторинга по изучению представлений школьников о здоровом образе жизни.

Ключевые слова: социальные факторы, молодежь, здоровый образ жизни, оценка здоровья.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. В современной науке разрабатывается категория «социальное здоровье». На основе эмпирических данных И. В. Цветкова показала, что группы «сторонников ЗОЖ» и «равнодушных» существенно различаются в зависимости от форм деятельности, которые респонденты используют для укрепления собственного здоровья [1].

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и личности, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [2].

Раскрытие содержания понятия «здоровый образ жизни» как основного средства изучения явления дает возможность перейти от раскрытия содержания отдельных аспектов, сторон развития к пониманию его целостности и системности. Так, в работе Д. А. Изуткина и А. Д. Степанова «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования» сущность понятия «здоровый образ жизни» раскрывается при помощи термина «жизнедеятельность». «Здоровый образ жизни, - пишут они, - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, которые содействуют полноценному выполнению ими социальных функций и достижению активного долголетия» [3]. Аналогичную трактовку дает С. И. Горчак, который утверждает, что «здоровый образ жизни - это целостный способ жизнедеятельности людей, направленный на гармоническое единство физиологических, психологических и трудовых функций, что обусловливает возможность их полноценного, неограниченного участия в различных видах социальной жизни» [4].

Ряд авторов, в частности В. И. Водопьянов, под здоровым образом жизни понимают «особую социальную ценность»: «Здоровый образ жизни представляет собой особую общественную ценность, которая служит основанием активности личности как меры деятельности, сущностного социального качества, выявляющего высокую степень "включенности" индивида в общественные отношения» [5].

И. В. Цветкова анализирует понятие «здоровый образ жизни» в контексте показателей качества жизни молодежи [6].

Представления подростков о здоровом образе жизни

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

С. Блажей выделяет четыре функции, свойственные понятию «здоровый образ жизни»: идентифицирующую, сравнительную, оценочную и интегрирующую. Идентифицирующая функция позволяет на уровне субъекта образа жизни выделить отдельные индивиды, коллективы людей, способ существования которых содействует или препятствует сохранению и укреплению их здоровья.

Сравнительная функция позволяет не только выделить, но и сравнить специфические черты образа жизни людей с точки зрения их здоровья. В данном случае сравнение идентифицированных по образу жизни индивидов может производиться по разным параметрам: во-первых, по субъективным социально-экономическим и культурным условиям, в которых реализуется образ жизни; во-вторых, по структурным характеристикам организации человеком процессов своей социокультурной жизнедеятельности; в-третьих, по сложности и изменчивости образа жизни представителей различных социальных групп, в ходе изучения динамических аспектов социокультурной жизни людей.

Оценочная функция позволяет рассмотреть качественную характеристику образа жизни человека как специфическую общественную ценность. В основании такой оценки находятся конкретно-исторические представления о тенденциях развития общественной жизни с точки зрения здоровья человека.

В интегрирующей функции отражается единство медико-социальных, медико-гигиенических, медико-биологических, психолого-педагогических исследований образа жизни человека [7].

В социологическом исследовании «Здоровый образ жизни», которое было проведено в сентябре 2014 г., приняло участие 1672 человека, среди опрошенных 48% юношей и 52% девушек. Восьмиклассников было опрошено 68% от общего числа, а десятиклассников - 32%. Исследование проводилось методом анкетирования учащихся 8-х, 10-х классов 20 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. В рамках исследования было проанализировано отношение респондентов к здоровью, здоровому образу жизни, проведен анализ самооценки здоровья и психофизических состояний. Изучение проблем здорового образа жизни подростков актуально в условиях крупного промышленного города, в социальной сфере которого, как пишет И. В. Цветкова, в последние годы обнаруживается немало острых проблем [8].

Самочувствие школьников предполагается анализировать исходя из их оценки собственного здоровья, частоты психофизиологических недомоганий, самооценки психологического самочувствия. Для более полной характеристики самочувствия школьников необходимо также выяснить, что они делают для укрепления собственного здоровья.

Две трети опрошенных старшеклассников оценили свое здоровье как хорошее - болеют очень редко.

30% респондентов считают своё здоровье удовлетворительным - периодически испытывают некоторые недомогания.

И лишь 5% опрошенных школьников считают свое здоровье слабым, поскольку болеют достаточно часто или имеют хронические заболевания.

Среди подростков, участвовавших в данном исследовании, юношей, оценивших свое здоровье на «хорошо», заметно больше, чем девушек. 72% юношей отметили, что практически не болеют, тогда как девушки отмечали хорошее здоровье в 58% анкет.

Оптимисты намного чаще оценивают свое здоровье как хорошее. А респонденты, пессимистично оценивающие свое будущее, чаще характеризуют свое здоровье как удовлетворительное или слабое.

IM IM

КОНЦЕПТ

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ■

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

На наш взгляд, дело не только в том, что оптимисты видят все в положительном свете и собственное здоровье представляется им очень хорошим. Психологическое самочувствие непосредственно влияет на здоровье. Оптимисты, благодаря позитивному настрою, и болеют реже.

Опрос показал прямую зависимость самооценки здоровья учащихся от их умения выстраивать отношения с другими людьми. Заметно выше оценка здоровья у тех школьников, у которых сложились дружеские отношения с одноклассниками и хорошие, доверительные отношения с большинством учителей.

Данные исследования подтверждают тот факт, что подростки, которые стараются вести здоровый образ жизни и заботиться о состоянии своего здоровья, занимаются спортом, закаляются, не имеют вредных привычек, реже болеют и жалуются на свое здоровье.

Результаты опроса демонстрируют, какое большое влияние на самооценку здоровья подростка оказывает семья. Значительно чаще отмечали хорошее состояние здоровья дети из материально благополучных, полных семей, из семей, где взаимоотношения основаны на взаимопонимании и уважении друг к другу. А также состояние здоровья выше у тех детей, чьи родители сами заботятся о своем здоровье, не имеют вредных привычек, а значит, прививают культуру здорового образа жизни своим детям.

Одной из задач исследования является отслеживание самооценки психофизиологических состояний школьников.

Участникам опроса предлагалось отметить те или другие виды недомоганий, если они их испытывают хотя бы время от времени.

Таблица 1

Частота психофизиологических состояний подростков (% от числа опрошенных школьников)

Психофизиологические состояния По массиву

Пониженное настроение 49

Сильная усталость в конце дня 45

Раздражительность 31

Головные боли 30

Агрессивность 17

Быстрая утомляемость 16

Трудности сосредоточения 15

Тревожность 13

Боли в желудке 11

Беспокойный сон 9

Боли в сердце 7

Обострение хронических заболеваний 4

Опрос показал, что чаще всего школьники испытывают пониженное настроение и сильную усталость в конце дня. Так ответили немногим менее половины опрошенных старшеклассников. Практически каждый третий респондент пожаловался, что время от времени испытывает раздражительность или головную боль. Можно считать, что вышеперечисленные психофизиологические состояния наиболее актуальны для старшеклассников. Остальные недомогания были отмечены реже.

Агрессивность, быструю утомляемость и трудности сосредоточения время от времени испытывают менее 15-17% опрошенных школьников, тревожность - 13%.

PU о 'V

научно-методический электронный журнал

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Боли в желудке и беспокойный сон беспокоят каждого десятого из учащихся, принявших участие в данном опросе. Боли в сердце знакомы 7% школьников. Обострение хронических заболеваний отмечают лишь 4% подростков.

Отслеживание динамики психофизиологических состояний школьников ведется с 2005 г. Однако в предыдущих исследованиях вопрос был сформулирован несколько иначе. Поэтому мы можем сравнивать частоту испытываемых старшеклассниками недомоганий, основываясь на местоположении данных недомоганий в итоговой рейтинговой таблице. В таком случае нужно отметить, что на протяжении всего периода проведения подобных исследований мнение опрашиваемых подростков менялось незначительно. Из года в год наиболее часто отмечаемыми негативными состояниями школьников остаются пониженное настроение, раздражительность и сильная усталость в конце дня.

Можно отметить, что единственным существенным изменением, по сравнению с результатами предыдущих исследований, стало значительное снижение частоты упоминания в ответах такого симптома, как тревожность. В итоговой таблице его рейтинг упал с четвертой позиции до восьмой.

Девушки чаще, чем юноши, испытывают все наиболее часто отмечаемые в анкетах виды недомоганий, а именно: сильную усталость - на 7%, головные боли - на 13%, пониженное настроение - на 14% и раздражительность - на 19%.

Существует прямая зависимость частоты недомоганий от психологического самочувствия школьников. Ребята-оптимисты реже испытывают различные недомогания. А подростки, которым все представляется безрадостным, намного чаще жалуются на все приведенные в анкете негативные состояния.

Школьники, не сумевшие наладить отношения с одноклассниками, чаще других отмечали, что им присущи агрессивность и быстрая утомляемость. Те же негативные моменты и еще раздражительность и частые головные боли чаще отмечали подростки, у которых не налажен контакт во взаимоотношениях со многими учителями.

Существенный фактор, влияющий на частоту недомоганий подростков, - взаимоотношения в семье. Значительно реже отмечены все виды недомоганий в анкетах школьников, если в семье царят взаимопонимание и любовь, а также финансовое благополучие.

На наш взгляд, такие результаты получились не вследствие объективных показателей здоровья школьников, а по причине психологических установок. Высокий уровень доходов семьи и психологическая защищенность способствуют уверенности подростков в себе, своем здоровье, своем будущем, в том, что все проблемы и трудности успешно преодолеваются.

Закономерен тот факт, что все виды недомоганий и негативных состояний существенно реже отмечают подростки, заботящиеся о своем здоровье, занимающиеся спортом, не имеющие никаких вредных привычек.

На сегодняшний день в валеологии (науке о здоровье человека) четко просматриваются два подхода к совокупности определений понятия «здоровье», которые условно можно обозначить как статический и динамический.

Статическая тенденция в подходе характеризуется стремлением определить «здоровье» в статике, то есть в основе ее лежит подход по внешней форме. Понятие «внешняя форма» означает устойчивость, состояние вещи как множества одновременно существующих ее свойств. Наиболее типичным образцом такого подхода может служить определение здоровья как состояния полного физического, душевного и духовного благополучия, а не только как отсутствие болезни или инвалидности. В этом определении подчеркивается триединая природа здоровья - телесная, психическая и психологическая.

КОНЦЕПТ

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77* ■ * 49965 - ISSN 2304-120X научно-ллетооичеоаш электронный журнал 49965. ISSN 2304 120X

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

Физическое совершенство и психическая уравновешенность организма выступают необходимыми и достаточными условиями социального благополучия личности. Определенное состояние здоровья характеризует и определенный потенциал личности, показывает, как личность справляется с множеством ролей (функций). Особый акцент на это делается при динамическом подходе.

Суть такого подхода - в выявлении изменяющегося свойства вещи или функции. Понятие «функция» показывает изменение вещи, характеризует процесс ее преобразования или динамику. Сторонники функционального (динамического) подхода (А. Д. Степанов и др.) определяют здоровье как состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять функции [9]. Близким по смыслу является и определение здоровья, устанавливающее корреляцию между системой потребностей и интегративной функцией по удовлетворению данной системы. Так, в исследованиях В. П. Петленко и Г. И. Царегородцева под здоровьем понимается нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных и духовных потребностей [10].

Такой взгляд дает нам функционально-системный подход к определению понятия здоровья человека, а через него и к раскрытию содержания понятия здорового образа жизни.

Что же вкладывают старшеклассники в понятие «здоровый образ» жизни и для чего, по их мнению, это нужно? Как и в предыдущих исследованиях, отвечая на вопрос «Что для Вас означает здоровый образ жизни?», респонденты имели возможность отметить столько вариантов ответов, сколько считали нужным. Результаты опроса приведены ниже в таблице в процентах от числа опрошенных.

Таблица 2

Представления подростков о здоровом образе жизни (% по столбцу)

Факторы здорового образа жизни По массиву

Занятия спортом 78

Правильное питание 73

Отказ от вредных привычек 67

Здоровый сон 52

Личная гигиена 47

Положительные эмоции 37

Соблюдение режима дня 27

Предупреждение заболеваний, закаливание 14

Как видно из табл. 2, рейтинг характеристик здорового образа жизни практически не меняется на протяжении всего периода мониторинга.

Для большинства респондентов представления о здоровом образе жизни связаны, прежде всего, с занятием спортом (78%), правильным питанием (73%) и отказом от вредных привычек (67% опрошенных школьников). При этом занятия спортом как основной элемент здорового образа жизни человека значительно чаще отмечают подростки, ведущие активный образ жизни, редко болеющие, занимающиеся спортом и не забывающие про утреннюю зарядку и закаливание.

Необходимо подчеркнуть, что в этом году количество старшеклассников, считающих, что правильное питание - это необходимое условие сохранения здоровья, выросло в 1,5 раза по сравнению с результатами предыдущих исследований. И это самое существенное отличие, и самый большой скачок за весь период мониторинга. Важность рационального, сбалансированного питания для наших респондентов

(V Г (V

КОНЦЕПТ

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

практически приблизилась к самому значимому компоненту здорового образа жизни - занятиям спортом.

Отказ от вредных привычек отметили две трети респондентов. Надо заметить, что немного реже (на 10%) отмечали школьники важность отказа от курения и других вредных привычек для ведения здорового образа жизни, чем это было два года назад. И в рейтинговой таблице данный вариант опустился на третье место. Отказ от вредных привычек чаще отмечали учащиеся десятых классов, нежели восьмиклассники. Вероятно, данная тенденция - это следствие влияния негативных социальных стереотипов на сознание молодежи, как это было отмечено в работах И. В. Цветковой [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соблюдение личной гигиены и здоровый сон набрали примерно половину голосов респондентов - 47% и 52% соответственно - и занимают пятую и четвертую позиции рейтинга. Важность соблюдения этих условий для улучшения здоровья несколько уменьшилась.

37% опрошенных подростков считают положительные эмоции признаком здорового образа жизни, 27% - соблюдение режима дня. И лишь 14% респондентов отметили, что предупреждение заболеваний и закаливание способствуют поддержанию собственного здоровья.

Девушки в понятие «здоровый образ жизни» значительно чаще юношей включают правильное, рациональное питание, здоровый сон и получение положительных эмоций. Также девушки немного чаще отметили соблюдение режима дня как необходимую составляющую здорового образа жизни. В представлении же юношей здоровый образ жизни - это прежде всего занятия спортом. Каждый мужчина мечтает быть сильным, смелым и успешным, а этому способствует здоровый образ жизни.

Большинство опрошенных старшеклассников (79%) считают, что ведут или стараются вести здоровый образ жизни. 4% респондентов дали отрицательный ответ. Не задумываются об этом 17% опрошенных школьников.

Чаще отмечают свой здоровый образ жизни подростки, занимающиеся спортом, соблюдающие режим и рацион питания, не забывающие про утреннюю зарядку и закаливание.

Надо отметить, что ответы на этот вопрос не зависят ни от возраста, ни от пола респондентов. И юноши, и девушки, и десятиклассники, и учащиеся восьмых классов отвечали на этот вопрос одинаково.

Однако прослеживается прямая зависимость утверждения «Я веду здоровый образ жизни» от оценки своего психологического самочувствия школьника. Чаще остальных стараются вести здоровый образ жизни психологически устойчивые подростки, а именно ребята, которые с оптимизмом и уверенностью смотрят в будущее, которые смогли наладить контакт и взаимопонимание со всеми учителями в школе и с одноклассниками в классе. Чаще такие дети не испытывают трудностей в обучении и хорошо успевают по всем предметам.

И разумеется, определяющее значение для формирования желания подростка вести здоровый образ жизни имеет благополучие семьи, в которой он воспитывается. Чаще других заботятся о своем здоровье дети из полных, материально обеспеченных семей, из семей, где во взаимоотношениях между всеми ее членами преобладают взаимопонимание и любовь, где родители сами заботятся о своем здоровье, не имеют вредных привычек.

КОНЦЕПТ

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоро вом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (фев раль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

Подведем итог вышесказанному. Две трети опрошенных учащихся оценивают свое здоровье как хорошее, болеют крайне редко. Треть респондентов периодически испытывают некоторые недомогания.

Среди негативных психофизиологических состояний, которые они время от времени испытывают, старшеклассники чаще всего отмечали пониженное настроение, сильную усталость в конце дня, раздражительность и головные боли. Девушки жаловались на периодические недомогания чаще, чем юноши.

Основными составляющими здорового образа жизни из года в год старшеклассники считают занятия спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек и здоровый сон, причем значимость правильного питания среди подростков за последние два года существенно возросла.

Подавляющее большинство (79%) опрошенных старшеклассников стараются вести здоровый образ жизни. Для укрепления своего здоровья школьники стараются чаще бывать на свежем воздухе, занимаются спортом в секции или самостоятельно, с друзьями, а также избегают вредных привычек.

Большое влияние на желание следить за своим здоровьем и укреплять его оказывает психологическое самочувствие подростка. Ребята, которые с оптимизмом и уверенностью смотрят в будущее, нашедшие контакт и взаимопонимание во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, чаще остальных стараются вести здоровый образ жизни, занимаются спортом, избегают вредных привычек.

Неоспоримым является тот факт, что определяющее значение на стремление ребенка вести здоровый образ жизни имеет благополучие семьи, в которой он воспитывается. Чаще других заботятся о своем здоровье дети из полных, материально обеспеченных семей, из семей, где во взаимоотношениях между всеми ее членами преобладают взаимопонимание и любовь, где родители сами заботятся о своем здоровье, не имеют вредных привычек. Очевидно, что первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. На первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет.

В заключение отметим, что в вопросе соблюдения здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

1) создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т. п.);

2) составление гармоничного режима труда и отдыха;

3) воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Важно также понимать, что здоровый образ жизни - это не только физические упражнения по утрам, но целый ряд других жизненных принципов, среди которых и гармоничные отношения со своими близкими людьми, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.

Ссылки на источники

1. Цветкова И. В. Социальное здоровье в системе жизненных ориентаций молодежи // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 7. - С. 155-161.

2. Елистратова М. И., Житникова Л. М. Потребности молодежи в здоровьесбережении и возможности их реализации на муниципальном уровне // Интернет-конференция «Дети и молодежь» (дата обращения 03.11.2014).

3. Изуткин Д. А., Степанов А. Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение - 1981. - № 5. - С. 32-44.

м 7 ru

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15033 УДК 316.346.32-053.6

Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15033. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15033.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Горчак С. И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-гигиенические проблемы - Кишинев: Штиинца,1991. - 132 с. Водопьянов В. И. Активный, здоровый образ жизни и нормология // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии - 1986. - Вып. 6. - С. 84-95.

Цветкова И. В. Здоровье в контексте проблем качества жизни молодежи // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2009. - № 2. - С. 274-288.

Блажей С. Понятие «здоровый образ жизни» и его место в медицинском познании // Философские вопросы медицины и биологии - 1990. - Вып. 22. - С. 22-33.

Цветкова И. В. Оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования моногорода // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - URL: http://e-koncept.ru/2013/13129.htm (дата обращения 10.10.2014).

Изуткин Д. А., Степанов А. Д. Указ. соч. - С. 37.

Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Философия медицины - Киев: Здоровье, 1979. - С. 112-280. Цветкова И. В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода // Концепт. -2013. - № 02 (февраль). - URL: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm (дата обращения 13.10.2014).

Tatiyana Skvortsova, ISSN 2304-120X

Methodist, Municipal educational institution of the additional vocational training "Resource center of Togliatti", Togliatti italievna@vail.ru

Teenagers' views about healthy lifestyle

Abstract. The paper deals with the analysis of healthy lifestyle factors, which 9 772304 120159 were revealed during teenagers' survey. The empirical base of the article is results of sociological monitoring on study of teenagers' views about healthy lifestyle. Key words: social factors, youth, healthy lifestyle, estimation of health.

References

1. Cvetkova, I. V. (2011) "Social'noe zdorov'e v sisteme zhiznennyh orientacij molodezhi", Vestnik Volzh-skogo universiteta im. V. N. Tatishheva, № 7, pp. 155-161 (in Russian).

Elistratova, M. I. & Zhitnikova, L. M. "Potrebnosti molodezhi v zdorov'esberezhenii i vozmozhnosti ih realizacii na municipal'nom urovne", Internet-konferencija "Deti i molodezh'" (data obrashhenija 03.11.2014) (in Russian).

Izutkin, D. A. & Stepanov, A. D. (1981) "Kriterii zdorovogo obraza zhizni i predposylki ego formirovanija", Sovetskoe zdravoohranenie, № 5, pp. 32-44 (in Russian).

Gorchak, S. I. (1991) "K voprosu o definicii zdorovogo obraza zhizni", Zdorovyj obraz zhizni. Social'no-filosofskie i mediko-gigienicheskie problem, Shtiinca, Kishinev, 132 p. (in Russian). Vodop'janov, V. I. (1986) "Aktivnyj, zdorovyj obraz zhizni i normologija", Metodologicheskie i social'nye problemy mediciny i biologii, vyp. 6, pp. 84-95 (in Russian).

Cvetkova, I. V. (2009) "Zdorov'e v kontekste problem kachestva zhizni molodezhi", Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva, № 2, pp. 274-288 (in Russian).

Blazhej, S. (1990) "Ponjatie 'zdorovyj obraz zhizni' i ego mesto v medicinskom poznanii", Filosofskie voprosy mediciny ibiologii, vyp. 22, pp. 22-33 (in Russian).

Cvetkova, I. V. (2013) "Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformiro-vanija monogoroda", Koncept, № 06 (ijun'). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13129.htm (data obrashhenija 10.10.2014) (in Russian).

Izutkin, D. A. & Stepanov, A. D. (1981) Op. cit., p. 37.

Petlenko, V. P. & Caregorodcev, G. I. (1979) Filosofija mediciny, Zdorov'e, Kiev, pp. 112-280 (in Russian). Cvetkova, I. V. (2013) "Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda", Koncept, № 02 (fevral'). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm (data obrashhenija 13.10.2014) (in Russian).

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Рекомендовано к публикации:

Гуровым В. А., кандидатом исторических наук,

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ru Q <V

977230412015902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.