КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Шехтман Александр Викторович,
заведующий аналитическим отделом Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр городского округа Тольятти», г. Тольятти osk@edu.tgl.ru
Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации
Аннотация. Автор рассматривает проблему формирования здорового образа жизни молодежи с позиций комплексного подхода. Это предполагает анализ социальных факторов, которые определяют образ жизни молодежи. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что ценность здоровья в сознании молодежи связана с уровнем и качеством жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, комплексный подход, качество жизни, условия социализации молодежи.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Актуальность проблем здорового образа жизни в настоящее время трудно подвергнуть сомнению. Однако практическое решение этих проблем вызывает большие трудности в связи масштабностью и комплексностью мер, необходимых для кардинального решения данных проблем. Здоровый образ жизни в настоящее время широко пропагандируется среди различных слоев населения в связи с заботой о профилактике различных заболеваний, контролем над весом, омоложением. Данная пропаганда направлена на распространение различных биологических добавок, медицинских приборов, косметических и гигиенических средств и т. д. и является частью прибыльного бизнеса [1].
С другой стороны, информация о здоровом образе жизни связана с распространением медицинского дискурса в сферах, которые традиционно не являлись предметом медицинской практики. В этом смысле уместно вести речь о здоровье или болезнях не только отдельного человека, но и отдельных сфер общества, например экономики, культуры и т. д., а также общества в целом. Проблемы здорового образа жизни нередко рассматриваются в контексте качества жизни населения в определенном регионе или государстве.
В России состояние здоровья подрастающего поколения приобрело угрожающий характер. Начиная с 1991 г. динамично нарастает заболеваемость по таким группам, как болезни эндокринной системы, расстройства пищеварения, нарушения обмена веществ и иммунитета, болезни крови. Возросло число впервые установленных болезней нервной системы и органов чувств. Доли этих болезней в общем числе заболеваний выросли с 7 до 10%. Наблюдается значительный рост особо опасных болезней. Заболеваемость детей злокачественными новообразованиями возросла за этот период на 18%, олигофренией - на 24%, туберкулезом - в 1,7 раза. Число случаев заболеваний детей сифилисом увеличилось с 38 до 2626. Не последнюю роль в этом играет рост педофилии как следствие активно культивируемой в последнее десятилетие сексуально-половой разнузданности. Аналогична тенденция ухудшения здоровья подростков. Сегодня доля здоровых среди подростков составляет около четверти [2].
Исторически в нашей стране отдельная человеческая жизнь никогда не обладала высокой ценностью ни с позиции государства, ни в глазах отдельного человека.
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
В результате такого отношения к жизни и здоровью наша страна входит в число стран с самой высокой смертностью из-за несчастных случаев, курения, алкоголизма и других подобных причин, непосредственно не связанных с болезнями.
Курение - важная устранимая причина болезней и преждевременной смерти населения России. В стране ежегодно выкуривается 230 млрд штук сигарет, что позволяет отнести Россию к числу пяти стран, лидирующих по потреблению табака.
В последние годы страна вышла на одно из первых мест по уровню потребления алкоголя и достигла показателя 12-15 литров чистого этанола на человека в год. При этом истинное потребление алкоголя с трудом поддается оценке в связи со сложностью определения объемов кустарного изготовления алкоголя, контрабандной, контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции.
Проблемой национальной безопасности становятся наркотики. Согласно оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в пределах Российской Федерации ежегодно отмывается от 2,5 до 7 млд наркоденег. При сокращающейся тенденции число лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, уже в первом десятилетии XXI в. может превысить 3 млн человек.
Таким образом, современные критерии социально-экономического развития включают критерии социального благополучия населения, среди которых большое значение имеют показатели здоровья населения. В современной науке все более широкое применение находит понятие «социальное здоровье», которое отображает признание факта, что физическое состояние здоровья населения зависит от влияния целого комплекса социальных факторов.
В подходе к определению социального здоровья сложилось два направления. В рамках первого социальное здоровье рассматривается как разновидность здоровья. Согласно второму, очень важен культурный контекст, который рассматривается как основание формирования здоровья. Таким образом, большое значение придается отношению к здоровью как социальной ценности. Развивая представление о социальном здоровье, мы учитываем определение понятия здоровья как физического и социального благополучия, а не только как отсутствия болезней и дефектов у людей. Такое понимание здоровья принято в настоящее время Всемирной организацией здравоохранения [3].
Социальное здоровье общества является мерой качества жизни и состояния структур социума, его динамики. Главными составляющими здоровья являются индивидуальные, личностные и социальные компоненты, формирование которых происходит при взаимодействии трех начал - физического, психологического и социального [4].
Количественные и качественные показатели социального здоровья раскрываются через признаки социального многомерного пространства, лежащие в плоскостях оснований и составляющих социального здоровья. Количественные критерии находят выражение в отсутствии хронических заболеваний, невротических проявлений, высокой трудоспособности и т. д. населения различных социальных групп. Качественными критериями социального здоровья выступают успешность или не успешность социальной адаптации, уровень социальной активности, деятельности, отношение к своему здоровью, социальное самочувствие населения. Специалисты разного профиля, в том числе и в области медицины, признают, что культура здоровья определяет основной вектор развития социума [5].
Понятие «социальное здоровье» может использоваться по отношению к определенной социальной группе, например молодежи. В этом контексте оно выступает понятием, характеризующим различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жиз-
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ни) молодежи и различных ее категорий; состояние самого субъекта (демографические параметры, показатели физического и психического здоровья); условия жизнедеятельности (уровень жизни молодого поколения). Категория «социальное здоровье» направляет внимание исследователей на изучение проблем, предполагающих применение комплексного подхода по отношению к условиям социализации молодежи.
Успешность адаптации молодежи к динамично меняющимся условиям социума проявляется в том, что этот процесс должен иметь опережающий характер. Это означает, что проблема выбора жизненных целей и ценностей отдельными представителями подрастающего поколения является не сугубо личным делом, а приобретает широкое общественное значение, так как определяет перспективы развития общества.
В сентябре 2010 г. было проведено социологическое исследование «Здоровый образ жизни», позволяющее своевременно определить проблемные зоны в организации деятельности по формированию навыков здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях г. о. Тольятти.
Исследование проводилось методом анкетирования среди учащихся 8-х, 10-х классов 44 муниципальных общеобразовательных учреждений. Следует подчеркнуть, что все эти МОУ были включены в выборку исследования на основании их собственных заявок. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы для городского педагогического сообщества. Было опрошено 3636 учащихся.
Впервые подобное исследование проходило в 2005 г., затем - в 2007 г., и теперь есть возможность сопоставления и анализа ситуации по ряду позиций в интервале 35 лет. Модель исследования позволяет изучить процесс формирования системы жизненных ценностей на основе сравнения ответов учащихся средних и старших классов. Данные, приведенные в таблице, демонстрируют, что по мере взросления подростки придают большее значение материальному достатку, интересной работе, собственному жилью, детям. Относительно стабильными являются ценности здоровья, образования, хороших и верных друзей, хороших отношений в семье.
Методика проведения опроса в 2007 г. предполагала, что подростки могут выбрать любое количество вариантов ответов, а в 2002 г. были ограничения - не более трех вариантов ответа. Этот фактор нужно учитывать при сравнении результатов анкетирования старшеклассников в 2002 и в 2007 гг., он находит выражение в том, что в 2008 г. были получены более весомые в процентном отношении результаты. Однако если абстрагироваться от процентов и принять во внимание рейтинг, то мы обнаружим существенное изменение приоритетов.
В рейтинге 2002 г. материальный достаток был на первом месте, в 2007 г. он сместился на пятое место. А первое место в рейтинге 2007 г. занимает «здоровье», пять лет назад эта ценность была на втором месте. Поднялся рейтинг хороших отношений в семье и верных друзей. Образование занимает в обоих рейтингах третье место, ценность «дети» опустилась с седьмого места на восьмое, а «собственное жилье» - поднялась с восьмого на седьмое. Снизился рейтинг «интересной работы» с четвертого-пятого места на шестое.
Таким образом, подрастающее поколение, по сравнению с их старшими товарищами, ориентировано в большей степени на гуманистические и индивидуалистические ценности и придает меньшее значение материальному достатку, а также работе.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Ответы респондентов на вопрос
«Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными?» (%)
Ценности 2007 г. 2010 г.
Здоровье 86 81
Образование 82 78
Хорошие отношения в семье 78 76
Хорошие и верные друзья 77 74
Материальный достаток 63 59
Интересная работа 57 54
Хорошие, здоровые, умные дети 57 51
Собственное жилье 54 45
В целом приоритеты молодежи остаются неизменными. Лидером опроса по-прежнему остается здоровье. 81% опрошенных считают, что хорошее здоровье -это наиболее важная ценность в жизни. Еще три категории жизненных ценностей можно отнести к ведущим. Образование, хорошие отношения в семье и верные друзья отметили 78, 76 и 74% юношей и девушек соответственно.
Нельзя сказать, что оставшиеся четыре пункта из предложенных жизненных ценностей, которые замыкают рейтинговую таблицу, совсем не важны для старшеклассников. Их отмечает более половины респондентов, а важность собственного жилья отметили 45% учеников. Но по популярности они отстают от четверки лидеров. Очевидно, проблема собственного жилья еще не так актуальна в подростковом возрасте.
Материальная обеспеченность семьи связана с системой жизненных ценностей подростков. Респонденты из семей с достатком выше среднего чаще отмечают важность образования (С = 0,074), здоровья (С = 0,088), семьи (С = 0,064), детей (С = 0,086) и друзей (С = 0,075). В скобках указаны значения коэффициентов корреляции Пирсона, характеризующие степень взаимосвязи признаков по мере их приближения к единице в пределах 1 %.
Аналогичные зависимости обнаружены при рассмотрении показателей успеваемости и структуры ценностей. Подростки с высокими показателями успеваемости чаще подчеркивают значение образования (С = 0,110), здоровья (C = 0,04), детей (C = 0,061) и друзей (C = 0,053).
Таким образом, формирование структуры жизненных ценностей подростков зависит от условий социальной адаптации респондентов. Позитивный жизненный настрой в большей мере характеризует подростков из обеспеченных семей, хорошо справляющихся со школьной программой.
На структуру жизненных ценностей оказывает влияние удовлетворенность организацией досуга. Подростки, которые отмечают ценность образования и здоровья, чаще выражают высокий уровень удовлетворенности досугом. Коэффициенты корреляции Пирсона по этим позициям соответственно равны 0,053 и 0,062. Учащиеся, которые признают важность материального достатка или собственного жилья, реже удовлетворены проведением своего свободного времени. Корреляционные зависимости составляют 0,110) и 0,053.
Посещение подростками кружков также является фактором, влияющим на систему жизненных приоритетов подростков. Респонденты, которые ранее посещали кружки, но в настоящее время не посещают, чаще отмечают ценности образования (C = 0,067), семьи (C = 0,089), детей (C = 0,063) и друзей (C = 0,068), жилья (C = 0,091). Таким образом, влияние посещения на личностные качества подростков обнаруживается спустя некоторое время, а не в процессе организованной досуговой
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
деятельности. Длительное посещение кружков, секций оказывает положительное влияние на формирование ценностей личностной самореализации: образования (C = 0,059), работы (C = 0,067), семьи (C = 0,101), детей (C = 0,105).
Таким образом, согласно анкетированию подростков, здоровье представляет собой одну из самых главных жизненных ценностей, которая тесно связана с социальным благополучием подрастающего поколения. Аналогичная тенденция отмечена в работах И. В. Цветковой по изучению ситуации в Тольятти [6-7].
Однако смещение ценности здоровья со второго места на первое не может однозначно свидетельствовать о позитивных тенденциях, которые последние пять лет наблюдаются в российском обществе. Скорее это означает, что подрастающее поколение разделяет тревогу старших за будущее России и необходимость разработки эффективных мер по обеспечению полноценных условий жизни населения.
Здоровье представляет собой гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными воздействиями. На 20% состояние здоровья определяется наследственностью, на 20-25% - экономическими факторами, на 5-10% - состоянием здравоохранения. Самым мощным фактором, влияющим на здоровье, является образ жизни, он на 50% обеспечивает полноценное функционирование организма человека, отмечают Т. Э. Петрова и А. А. Каравашкин [8].
Современные исследователи рассматривают здоровье как многомерное динамическое состояние всего организма, динамика которого определяется тремя основными компонентами. Во-первых, физической составляющей - уровнем роста и развития органов и систем организма (основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие адекватную адаптацию организма). Во-вторых, психологической составляющей - состоянием психической, нравственной и духовной сферы (его основу определяет состояние общего духовного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение). Также большую роль играет социальная составляющая, т. е. комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сфер жизнедеятельности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [9].
В сознании современной молодежи ценность здоровья и здорового образа жизни имеет парадоксальный, противоречивый характер. Опросы студенческой молодежи свидетельствуют о том, что ценность здоровья носит инструментальный характер, выступая средством достижения поставленных целей, удовлетворения разнообразных потребностей.
Четыре пятых юношей и девушек согласны с тем, что здоровье зависит от их образа жизни, 70% респондентов считают, что оно зависит от них самих. Между тем половина респондентов признает, что их отношение к собственному здоровью сможет измениться только в случае болезни, треть - в случае появления признаков болезни. Таким образом, половина юношей и девушек придерживаются тактики «пока гром не грянет...», а стратегии относительно собственного здоровья не имеет совсем.
Понятие «здоровый образ жизни», как показывают результаты исследований, имеет в сознании молодежи широкий и неопределенный смысл. «Для 73,9% учащейся молодежи ЗОЖ - это поведение и деятельность человека, благотворно влияющая на здоровье. Для 20% респондентов - отсутствие вредных привычек, а для 11,6% - отсутствие болезней», - пишет Н. И. Белова [10].
Результаты исследований свидетельствуют о том, что успешная адаптация молодежи к условиям современного российского общества зависит от целенаправленного формирования системы потребностей и ценностей, ориентированных на здоровый
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
образ жизни. Влияние образования на экономическую сферу выходит за рамки производственных аспектов, касается процессов потребления благ (информации, культурных ценностей, природных ресурсов) и, как следствие, сказывается на социальном развитии. Эту функцию всегда выполняло образование. Эта же функция определяет во многом содержание неформального трудового образования, протекающего в семье. Система образования может привносить в социальные, материальные и духовные потребности научно обоснованные и рациональные стандарты [11].
В условиях современного российского общества эта работа имеет главным образом просветительский, пропагандистский характер. Примером формирования рациональных потребительских стандартов через систему образования служит введение учебных курсов по вопросам природоохраны, валеологии, социальной экологии, здорового питания, личной гигиены и т. д. Однако на сегодняшний день работа школы, которая проводится в этом направлении, недостаточно эффективна, так как не находит должной поддержки в обществе. Например, в настоящее время в нашей стране практически отсутствует социальная реклама, которая бы пропагандировала здоровое питание, зато постоянно приходится сталкиваться с рекламой, которая внушает привлекательность колы, пива, гамбургеров, чипсов и других продуктов питания, вредных для здоровья. Изучение стереотипов национального самосознания показывает, что на первом месте в рейтинге отрицательных качеств, присущих российским гражданам, согласно ответам половины респондентов, находится склонность к пьянству. Данная особенность, как отмечает И. В. Цветкова, прослеживается в ответах как старшего, так и подрастающего поколения [12].
По прошествии почти двух лет после начала реализации национального проекта «Здоровье» в конце 2007 г. Институтом социологии РАН совместно с общественной организацией «Российская ассоциация общественного здоровья» было проведено исследование «Повышение доступности первичной медицинской помощи детям и подросткам» на материалах г. Москвы и Липецкой области. В этом исследовании изучалась своевременность обращения родителей и подростков за медицинской помощью. Было установлено, что родители в основном приходят к врачу, когда им очень плохо и они не могут выйти на работу. Такое поведение мотивировалось нехваткой времени, загруженностью работой, домашними делами и нежеланием посещать поликлинику. Отмечалось, что во взрослых поликлиниках доступность медпомощи хуже, чем в детских. В отношении здоровья детей одни родители говорили, что обращаются к врачам при обнаружении первых признаков заболевания (чаще, это отмечали родители маленьких детей), другие - когда у детей поднимается температура (в случае легкого недомогания используются домашние средства). Интервью с самими подростками, пришедшими в поликлинику самостоятельно или с матерями, выявили, что родители иногда на длительный срок откладывают обращение к врачам по поводу здоровья подростков, не реагируя на их жалобы, например на ухудшение зрения. И это происходит во вполне благополучных семьях (образованные родители, средний достаток). Взрослые часто не задумываются о том, что их дети могут перенять их вредные привычки, например курение [13].
Опрошенные родители преимущественно оценивали здоровье своих детей как хорошее, реже удовлетворительное, поэтому они редко приводят ребенка к врачу с целью профилактического осмотра. В основном их устраивают профилактические мероприятия в поликлинике, связанные со здоровьем детей первого года жизни, с осмотрами перед детским садом, школой и в период школьного обучения. Заботе о здоровье маленьких детей традиционно уделяется больше времени.
6 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Подростки - участники анкетирования отмечали, что их родители, как правило, идут к врачу, когда сильно болеют, и эта модель поведения в отношении к здоровью воспринимается подростками как норма. Поводы обращения за медицинской помощью у подростков примерно такие же, как и у родителей: температура, что-то сильно беспокоит. Озабоченные получением образования, профессии, старшие подростки иногда откладывают решение актуальных проблем здоровья. Следует отметить, что такая ситуация весьма типична для Тольятти. Как свидетельствуют результаты социологических исследований по изучению проблем города, проанализированные И. В. Цветковой, организация здравоохранения оставляет желать лучшего [14].
В современном мире реализация физиологических потребностей приобрела новое качество. С целью физического сохранения общества человек научился регулировать рождаемость, создавать пищевые ресурсы, поддерживать физиологические процессы в своем организме. В соответствии с этим специальные знания о возможностях и потребностях организма оформляются как важнейшая потребность современного человека [15].
Неклассическая социология усиливает управленческую функцию, содержание которой - анализ настоящего, исходя из перспективы (прогноза) общественного развития, спланированных моделей жизни людей, исходя из самих принципов выстраивания жизненных стратегий [16]. Для эффективного решения этой проблемы необходимо проведение комплексных научных исследований, в которых используются методы экономики, демографии, социологии и медицины. Их результаты могут применяться для разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях различного уровня.
Ссылки на источники
1. Козина Г. Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социс. - 2007. - № 9. - С. 147-149.
2. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. - 2-е изд. - М.: Наука, 2003. -С.200.
3. Рагимова О. А. Социальное здоровье молодого поколения // Социально-гуманитарные знания. -2008. - № 1. - С. 119.
4. Там же. - С. 120.
5. Там же. - С. 121.
6. Цветкова И. В. Социальное здоровье в системе жизненных ориентаций молодежи // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 7. - С. 155-161.
7. Цветкова И. В. Здоровье в контексте проблем качества жизни молодежи // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2009. - № 2. - С. 274-288.
8. Петрова Т. Э., Каравашкин А. А. Здоровье российской молодежи: комплексный подход // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 254-255.
9. Там же. - С. 254.
10. Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 85.
11. Современная социология образования: учеб. Пособие / отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 106.
12. Цветкова И. В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода // Концепт. -2013. - № 02 (февраль). - ART 13041. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. (дата обращения 03.10.2014).
13. Журавлева И. В., Иванова Л. Ю. Улучшит ли национальный проект «Здоровье» состояние здоровья россиян? // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 8. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - С. 377-392.
14. Цветкова И. В. Оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования моногорода // Концепт. - 2013. - № 06 (июнь). - ART 13129. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13129.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения 03.10.2014).
15. Цветкова И. В. Социальное здоровье в системе жизненных ориентаций молодежи. - С. 184.
16. Там же. - С. 189.
(V Т rw
КОНТ TF.TTT
Шехтман А. В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь).- ART 14306. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14306.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14306 УДК 316.346.32-053.6:371.7 Alexander Shehtman,
Head of analytical division, Municipal educational institution of the additional vocational training "Resursnyy centre of town neighborhood Togliyatti", Togliyatti osk@edu.tgl.ru
Formation of a healthy lifestyle of youth as a social adaptation process Abstract. The paper looks into a matter of formation of a youth healthy lifestyle from a complex approach position, which contains the analysis of social factor, defining the lifestyle youth. The results of sociological studies indicate the connection youth and the level and quality of life.
Key words: sound lifestyle, complex approach, quality of life, conditions to youth socialization. References
of health value for
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Kozina, G. Ju. (2007) “Zdorov'e v cennostnom mire studentov”, Socis, № 9, pp. 147-149 (in Russian). Chuprov, V. I., Zubok, Ju. A. & Uil'jams, K. (2003) Molodezh' v obshhestve riska, 2-e izd., Nauka, Moscow, p. 200 (in Russian).
Ragimova, O. A. (2008) “Social'noe zdorov'e molodogo pokolenija”, Social'no-gumanitarnye znanija, № 1, p. 119 (in Russian).
Ibid., p. 120.
Ibid., p. 121.
Cvetkova, I. V. (2011) “Social'noe zdorov'e v sisteme zhiznennyh orientacij molodezhi”, Vestnik Volzh-skogo universiteta im. V. N. Tatishheva, № 7, pp. 155-161 (in Russian).
Cvetkova, I. V. (2009) “Zdorov'e v kontekste problem kachestva zhizni molodezhi”, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva, № 2, pp. 274-288 (in Russian).
Petrova, T. Je. & Karavashkin, A. A. (2007) “Zdorov'e rossijskoj molodezhi: kompleksnyj podhod”, Social'no-gumanitarnye znanija, № 5, pp. 254-255 (in Russian).
Ibid., p. 254.
Belova, N. I. (2008) “Paradoksy zdorovogo obraza zhizni uchashhejsja molodezhi”, Sociologicheskie issledovanija, № 4, p. 85 (in Russian).
Osipov, A. M. & Tumalev, V. V. (eds.) (2005) Sovremennaja sociologija obrazovanija: ucheb. posobie, Feniks, Rostov n/D., p. 106 (in Russian).
Cvetkova, I. V. (2013) “Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”, Koncept, № 02 (fevral'), ART 13041. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13041.htm, Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 03.10.2014) (in Russian).
Zhuravleva, I. V. & Ivanova, L. Ju. (2009) “Uluchshit li nacional'nyj proekt «Zdorov'e» sostojanie zdoro-v'ja rossijan?”, in Gorshkov, M. K. (ed.) Rossija reformirujushhajasja: ezhegodnik, vyp. 8, Institut soci-ologii RAN, Moscow, pp. 377-392 (in Russian).
Cvetkova, I. V. Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda , Koncept, 2013, № 06 (ijun'), ART 13129, Available at: http://e-koncept.ru/2013/13129.htm, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120X (data obrashhenija 03.10.2014) (in Russian).
Cvetkova, I. V. (2011) Op. cit., p. 184.
Ibid., p. 189.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
~ 8
r>J