КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск _ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал k°nC5Pi;ru/2N014/141723S<htm- - Г°с рег Эл № ФС 77
ART 14730 УДК 373.1
Макарова Елена Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Тимаков Егор Алексеевич,
студент института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex. ru
Жилович Алексей Александрович,
студент института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex. ru
Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике
Аннотация. Статья посвящена формам и методам повышения эффективности использования патриотического потенциала курса ОБЖ среди учащихся 1011-х классов.
Ключевые слова: патриотизм, мировоззрение, долг, право, обязанность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последние годы в число морально-нравственных ценностей социума вновь вошли утратившие на время былую популярность ценности патриотизма, гражданского и воинского долга,
Для значительной части молодых людей, хотя пока и не для всех, понятия «Родина», «Отечество», «государство», «государственная власть и закон» вновь обрели высокий жизнеутверждающий смысл. Этому в немалой степени способствуют события, происходящие в соседних с Российской Федерацией государствах, некогда бывших единым целым с Россией в составе СССР, а также изменившаяся сложная международная обстановка.
Сегодня уже на школьной скамье у подрастающего поколения должно формироваться ясное и четкое представление о том, что быть гражданином России - не только широкие гражданские права и большие возможности для профессиональной, творческой, личностной самореализации, но и серьезные обязанности. Перед страной, народом, близкими.
Патриотические идеалы быстрее и органичнее становятся доминантой общественной сознания в героическую эпоху, когда вокруг и на слуху немало примеров для подражания. Вместе с тем, велико значение системной работы в школе, где ключевое значение в реализации патриотического потенциала учащихся имеет курс ОБЖ.
Еще в 1998 г. с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации была разработана Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи. Они положили начало процессу реформирования военно-патриотического воспитания в соответствии с новыми требованиями и задачами, заложив важнейшие теоретико-методологические основы данного процесса [1].
Наблюдавшийся кризис в сфере воспитания, долгое отсутствие мировоззрен-ческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом
iW ^ м
КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск
_ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методичесшй электронный журнал konceptru/2014/1473ahtm. - Гос. per. Эл№ФС 77-
ART 14730 УДК 373.1
воспитании не прошли бесследно и требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.
В настоящее время система военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении включает в себя формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у учащихся в целостном педагогическом процессе; массовую военно-патриотическую воспитательную работу, организуемую и осуществляемую на базе школы различными государственными и общественными органами и организациями. Она представляет собой неотъемлемую составную часть комплексной системы воспитания учащихся, хотя и обладает относительной самостоятельностью, так как выполняет специфические задачи. Оперирует частными технологическим компонентами (содержанием, принципами, методами, организационными формами и средствами), определяемыми необходимостью формирования у личности готовности к реализации функции защиты Отечества, а также имеет свой объект воздействия - учащихся общеобразовательной школы, как особую социально-возрастную группу.
Ведущие формы военно-патриотического воспитания учащихся могут быть классифицированы на три основные группы:
1. Общепатриотического характера (беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими).
2. Специфические, характеризующиеся большей военной и военно-прикладной направленностью (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т. п.).
3. Комплексные, комбинированные и интегрированные формы, оптимально сочетающие как общее, так и специфическое в содержании военно-патриотического воспитания школьников (оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы; патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные клубы и объединения различной направленности; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, походы и т. д.).
Мероприятия по военно-профессиональной ориентации учащихся должны быть тесно связаны с их военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в образовательном учреждении мероприятия по военно-патриотическому воспитанию молодежи будут способствовать формированию и военно-профессиональной направленности учащихся. Необходимо использовать эти мероприятия (например, военно-спортивные игры, дни призывника, дни памяти, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.) и с целью военно-профессиональной ориентации.
Основными формами военно-профессиональной ориентации учащихся являются: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация.
Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с
КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск _ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал k°nce5Pt;ru/N014/141723,0<htm; - Г°С РеГ Эл № ФС 77'
ART 14730 УДК 373.1
целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной
деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному,
самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.
Составными частями военно-профессионального просвещения являются: военно-профессиональная информация, военно-профессиональная агитация и военно-профессиональная пропаганда.
Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление граждан с миром военных профессий, различными видами воинского труда, военно-учетными специальностями, требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста, особенностями подготовки, родственными гражданскими специальностями, возможностями духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.
Военно-профессиональная агитация призвана ориентировать учащихся на овладение теми военно-учетными специальностями, в которых у Вооруженных Сил существует потребность. Ее задача - воздействуя на сознание и настроения молодежи с целью привлечения ее к активному овладению основами военной службы и военно-учетными специальностями, вызвать интерес, сформировать положительное отношение к военной службе на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.
Военно-профессиональная пропаганда направлена на разъяснение и обоснование знаний, идей о святости долга по защите Отечества, почетности военной службы, жизненной необходимости личного участия в судьбе Родины, в обеспечении ее военной безопасности, безопасности своих родных и близких, на формирование осознанного стремления к прохождению военной службы и овладению военной специальностью.
Военно-профессиональная пропаганда направлена также на распространение знаний о содержании и методах военно-профессиональной ориентации среди преподавателей образовательных учреждений, родителей, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта работы с учащимися по формированию готовности к осознанному, обоснованному выбору военной профессии, воинской должности.
Важной формой военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное воспитание - развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся, достижение осознания ими своих способностей, формирование положительного отношения к военной службе по призыву, мотивов выбора военной профессии, а также получение начального военно-профессионального опыта.
Военно-профессиональное воспитание является частью военно-патриотического воспитания молодых граждан и направлено на формирование у них осознанного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок [2].
Таким образом, военно-профессиональное воспитание учащейся молодежи должно быть направлено:
- на формирование мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности (стремление стать военнослужащим, овладеть определенной военно-учетной специальностью - воинской должностью), подражания или солидарности с товарищами, друзьями, желающими стать военнослужащими;
- на доведение до сознания учащихся того факта, что военная служба - возможный этап профессионального совершенствования специалиста, возможность получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной гражданской профессии;
КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск
_ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2014/1473ahtm. - Гос. per. Эл№ФС 77-
ART 14730 УДК 373.1
- на формирование стремления получить специальность, которая пригодится и после увольнения с военной службы, повысит конкурентоспособность на рынке труда;
- на формирование стремления активно-деятельностно реализовать свое положительное отношение к военной службе путем занятий военно-прикладными видами спорта, подготовки к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, развития необходимых для успешной военной службы профессионально важных качеств;
- на стимулирование принятия решения о выборе военной карьеры как своего жизненного пути;
- на формирование внутреннего согласия с необходимостью пройти военную службу по призыву.
Проведенное нами с 1 ноября по 25 декабря 2013 года на базе школы № 6 г. Ставрополя исследование позволило сделать вывод, что патриотическая составляющая в военно-патриотическом воспитании на уроках ОБЖ имеет решающее значение.
В результате анализа итогов анкетирования (см. таблицу) и бесед с выпускниками школы, отслужившими в армии в практику проведения занятий по «Основам военной службы» были включены встречи с представителями военкомата и офицерами запаса.
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся 10-11-х классов
Вопросы Ответы учащихся Кол-во ответов %
1. Какими качествами должны обладать солдаты? - Дисциплинированность; - честность; - патриотизм; - хорошая физическая подготовка 40 35 27 44 90,9 79,5 61,3 100
2. Какие поступки недопустимы в воинском коллективе? - Увиливание от выполнения обязанностей; - ложь; - «стукачество»; - жадность; - драки, издевательство над другими 30 25 40 36 20 68 56,8 90.2 84,7 41.3
3. Как должен поступить солдат, если его обижают, бьют? - Доложить командиру; - использовать телефон доверия; - защищаться, дать отпор; - расправиться 15 10 35 1 34,0 22,7 79,5 2,3
4. Ваше отношение к военной службе? - Положительное, пойду служить; - нет желания, но если призовут, буду служить 16 28 36,6 63,4
5. Что вы узнали на практических занятиях по ОБЖ? - Понял важность военной службы; - получил представление о солдатской службе; - усвоил значение воинской дисциплины; - научился выполнять строевые приемы; - легче будет начинать службу 28 44 20 32 40 63.6 100 45,5 72.7 90,9
По данным анкетирования видно, что учащиеся 10-11-х классов считают самыми недопустимыми поступками в воинском коллективе «стукачество» - 90,2% и жадность - 84,7%, из этого следует, что на уроках ОБЖ необходимо уделять особое внимание воспитанию чувства товарищества и взаимовыручки среди молодежи призывного возраста.
Исследование имеющегося педагогического опыта убеждает, что наиболее сложно, тяжело и долго привыкают к условиям воинских коллективов люди, не осо-
ГУ yj nj
КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск _ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konC5eP!;ru/2N014/141723S<htm- - Г°С реГ Эл № ФС 77' ART 14730 УДК 373.1
знававшие необходимость жесткой дисциплины, строевой подготовки, считавшие любое распоряжение командира ущемлением их прав и свобод, слабо подготовленные физически, не имеющие первичных навыков в выполнении строевых приемов.
Как видно из таблицы, при ответе на вопрос «Что дали вам занятия по ОБЖ?» учащиеся старших классов на первое место поставили ответы: легче будет начинать службу, (90,9%) получил представление о солдатской службе (100%).
Практика Вооруженных сил Российской Федерации показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются:
знание особенностей воинских коллективов, реальной жизни казармы, не приукрашенной, но и не показанной только с негативной стороны; хорошая физическая подготовка; наличие навыков в выполнении строевых приемов;
осознанная необходимость соблюдения воинской дисциплины и четкого беспрекословного выполнения приказов командиров.
Таким образом, благодаря проведенным нами урокам совместно с учителем-организатором ОБЖ учащиеся 10-11-х классов по окончании школы будут иметь не только определенное представление о жизни воинских коллективов, что безусловно, поможет им в первые дни службы, но и смогут, как и подобает патриотам, правильно, реагировать на неизбежно возникающие временные трудности адаптации в новой среде.
Как известно, процесс адаптации молодых солдат усложняется страхом, боязнью выглядеть хуже других, иногда слабым знанием русского языка, которое может стать причиной насмешек со стороны сослуживцев. При ответе на вопрос «Что больше всего вас пугает в армии?» учащиеся 10-11 -х классов на первое место поставили строгость дисциплины, на второе - физическую нагрузку, далее - «дедовщину», плохое питание.
Поэтому важнейшим элементом морально-психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения единоначалия в Вооруженных силах.
Важно разъяснить учащимся, что единоначалие в ВС РФ заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражено в праве командира (начальника) отдавать приказы и добиваться их выполнения. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или неисполнение приказа - воинское преступление. Объясняя требования воинской дисциплины и обязанности солдата, мы проводили их сравнительный анализ с требованиями дисциплины и обязанностями учащихся, подводили к выводу о том, что существенной разницы между ними нет.
Очень важно довести до сознания учащихся, что солдаты, совершившие нарушение установленного порядка и дисциплины, несут ответственность в зависимости от характера и тяжести проступка.
Говоря об обязанностях военнослужащих и требованиях воинской дисциплины, мы разъясняли правовое положение солдата как гражданина, чьи права и личное достоинство находятся под защитой законов Российской Федерации, и то, как он должен поступить в случае противоправных действий сослуживцев по отношению к нему.
Подводя итог психолого-педагогического исследования мы пришли к выводу, что морально-психологическая подготовленность учащихся 10-11 -х классов к воен-
PU г М
КОНЦЕПТ
Макарова Е. В., Тимаков Е. А., Жилович А. А. Использование патриотического потенциала курса ОБЖ в школьной практике // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск
_ _ №18. - ART 14730. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-м.етодич.еский электронный журнал ^gPt-iru/2M4/1473ahtm. - Гос. per. Эл№ФС 77-
ART 14730 УДК 373.1
ной службе, их патриотический настрой - это их уверенность в успешном начале военной службы, в быстрой и безболезненной адаптации к суровым армейским будням, основанная на знании им особенностей воинских коллективов, прав и обязанностей солдата, умении выполнять строевые приемы и преодолевать физические нагрузки, понимании необходимости и важности для патриота своей страны военной службы, как особого вида государственной службы.
Ссылки на источники
1. Выдержка из письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» // Внешкольник. - 2002. - № 7.
2. Волков В. Н. Физическое и военно-патриотическое воспитание старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой их к службе в Вооруженных Силах России: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
Elena Makarova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol
[email protected] Yegor Timakov,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Alex Zhilovich,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected]
Using patriotic potential life safety course in school practice
Abstract. The article is devoted to the forms and methods of efficiency patriotic potential life safety course
among students of classes X-XI.
Key words: patriotism, world, duty, right, obligation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
~ с ~
977230412014230