Научная статья на тему 'Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности'

Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HUMANISTIC PEDAGOGY / HUMANIZATION / PEDAGOGICAL PARADIGM / THE PRINCIPLES OF EDUCATION IN THE FIELD OF SECURITY PROBLEMS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филанковский Виталий Владимирович, Лесняк Татьяна Викторовна, Сазанов Станислав Ваcильевич

Статья посвящена вопросам личностной вовлеченности учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филанковский Виталий Владимирович, Лесняк Татьяна Викторовна, Сазанов Станислав Ваcильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal involvement of students in the education process on life safety

The article deals with the personal involvement of students in the education process on safety.

Текст научной работы на тему «Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности»

КОНЦЕПТ

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptru/2o14"/i4734.htm: - г"ос. per. Эл№ФС 77-ART 14734 УДК 373.1 49965. - ISSN 2304-120Х.

Филанковский Виталий Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь filankovskiy@mail.ru

Лесняк Татьяна Викторовна,

старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex.ru

Сазанов Станислав Васильевич,

студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex.ru

Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности

Аннотация. Статья посвящена вопросам личностной вовлеченности учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: гуманитаризация, педагогическая парадигма, гуманистическая педагогика, принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на устоявшееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация образования направленная на осуществление в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.

Процессы формирования мировой цивилизации сопрягаются с идеей создания единого образовательного и научно-педагогического пространства, с возможностью привнесения в различные педагогические системы общечеловеческих ценностей, обеспечения диалога культур.

Гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; он учится осмыслению; его любознательность поощряется; он свободен выбирать содержание, формы и режим работы. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится активизация умения учиться самостоятельно [1]. Согласно гуманистической психологии:

- современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и на их согласовании с конкретными ценностями разных этнокультурных сообществ;

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1

цель образования есть становление самореализующейся личности, для ко-

торой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

- развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, находится под защитой;

- образование осуществляется посредством собственной деятельности ученика; групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, при чем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

- образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в равноправном диалоге уважается и поощряется;

- наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

В процессе гуманизации образовательной деятельности, с одной стороны, существенно изменяется общая позиция ученика по отношению к учению, а с другой -установки учителя, старающегося реализовать на практике гуманистические идеи и принципы.

Учительская деятельность во многом зависит от его мировосприятия и миропонимания.

Педагогическая парадигма определяет смысл, который влечет за собой определенную структуру деятельности, вполне конкретную форму и реальное содержание. Выделяют три основных способа бытия в профессии, три различных возможности взаимодействия человека с миром и окружающими людьми, три различных смысла построения педагогического процесса: технократический, гуманитарный, эзотерический.

Первая парадигма (генетически более поздняя) - научно-технократическая, смысл и сила которой в знании - как в результате, в знании теоретически обоснованном и практически доказанном. Категория истины в технократической парадигме существует: истина единственна и однозначна, но в определенном смысле подвижна в связи с динамикой в развитии науки.

Характеристика учителя - носителя знаний и ученика, не владеющими заведомо этими знаниями, - субъект-объектная; если обозначать доминантную ценность учителя-технократа, то ею является непосредственно та информация, которую необходимо до ученика донести.

Вторая парадигма (возникшая ранее технократической) - гуманитарная. Она не ориентирована на знание как на результат; ее смысл и сила в процессе познания. Познание - через форму диалога: учителя с учеником, ученика с другим учеником, и, наконец, через форму внутреннего диалога ученика с собой. Свобода диалога и стремление к взаимопониманию учителя и ученика определяют субъект-субъектные отношения.

В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность ученика не как традиционный информационно-рецептивный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня - не только частных, но и глобальных, помогая ученику понять личностный смысл этих проблем и задач.

«vi О nj

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1

Не менее важной задачей педагога,

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образо вания по проблемам безопасности жизнедеятельно сти // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

является способность

включить ученика в

качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель - ученик», «учитель - учащиеся». По существу, речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению.

Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику образовательного процесса, основанную на свободном сочетании: свободного развития ребенка - с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку - с ориентацией на определенные гуманистические императивы, самоценности человека - с общественным характером его бытия.

Анализ конкретных методик гуманистической педагогики показал:

- стремление создать эмоционально стимулирующую учебную среду;

- уделение пристального внимания собственной инициативе учащихся;

- стремление установить в классе атмосферу теплоты, искренности, взаимной приязни, уважения и доверия между учителем и учащимися;

- разработку учебного процесса учителем и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;

- ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового пройти на помощь учащимся;

- создание для каждого учащегося реальных «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрить детей к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития;

- подход к образовательным программам с точки зрения максимальной возможности развития творческих способностей учащихся (при этом процесс учения понимается как накопление субъективного опыта познания, пронизывающего человеческую жизнь, обогащение его все новыми и новыми гранями);

- совместное обсуждение учителем и учащимися проблем обучения и способов его оценки; отказ от использования отметок как формы давления на учащихся.

Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:

1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития;

2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития;

3) организация микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.

Ориентируясь на ведущие идеи гуманизации образования, учитель выступает как «фасилитатор» (облегчающий ученику процесс учения). Его установки: эмпати-чески понять чувства и мысли ученика, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, планирования дальнейшего продвижения.

Ожидаемые эффекты деятельности ученика: развитие человечных отношений к человеку, природе, и обществу; способность к творческой самореализации; быть свободным и ответственным в учении; уметь видеть проблемы и оценивать их зна-

ru Q м

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1

чимость; уметь осмысливать основания

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

принимаемых решений, уметь работать в

группе, овладевать культурой общения.

Основой для становления гуманитарной парадигмы профессионально-педагогической деятельности учителя являются ведущие идеи гуманизации образования. Гуманизация образования кардинальным образом меняет характер взаимодействия учителя и учащегося. Так на основании ведущих идей гуманистической парадигмы а именно: человек как высшая ценность; главное - духовные ценности, гармонизирующие отношения, природа - общество - человек; самореализация как деятельность во благо других, взаимодействие учителя и учащихся выстроены по следующей схеме:

- ученик - субъект обучения;

- учитель создает условия для самостоятельного продвижения ученика,

в отличие от автократического подхода, где учитель - субъект обучения, а ученик его пассивный объект.

При гуманистической ориентации такие взаимодействия учителя и учащихся возможны при следующих условиях:

- проблематизации изучаемого материала и осмысление его ценности для человека (в отличие от информационно-рецептивного подхода к обучению, абстрагированного от целостного смысла в автократической ориентации образования);

- рефлексии основании (методологии) решения проблемы (в отличие от готового объяснения материала с последующим зазубриванием при авторитаризме);

- диалогизации общения и совместного поиска решений (в отличие от монологической речи учителя и формальным оцениванием ученика при авторикратиче-ском подходе);

- опоре на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей (в отличие от опоры на внешнюю мотивацию: долг, страх наказание при авторикратическом подходе).

На основе освоения ведущих идей гуманизации образования у учителя развивается новая система ценностей, т. е. формируются и начинают действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отре-флексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков.

В самом общем виде, гуманистическая педагогика рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации, - все это определяет общий гуманистический подход к обучению.

Чему должны обучать современный учитель на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, и что должны изучать школьники, если цель обучения -воспитание граждан XXI века? Само образование должно приобрести направленность на проблемы безопасности жизнедеятельности глобального характера. Смысл глобального образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в формировании у учащихся нового понимания мира на основе гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру, в котором мы сегодня живем, и нового способа деятельности человека, задача которого - сохранять хрупкое равновесие систем «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» - «человек - среда обитания»

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptru/2o14"/i4734.htm: - г"ос. per. Эл№ФС 77-ART 14734 УДК 373.1 49965. - ISSN 2304-120Х.

Одним из вариантов гуманистического ответа на противоречия современного мира, в педагогике является концепция образования в области безопасности жизнедеятельности, которая исходит из основополагающей идеи, что современная школа существует в быстро меняющемся, мире, и что она призвана воспитать у учащихся новое, целостное видение этого мира и места человека в нем. Главное в образовании безопасности жизнедеятельности - воспитание чувства причастности школьников к жизни планеты Установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой [2].

Образование в области проблем безопасности жизнедеятельности можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.

Рассматривая принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности в контексте педагогического целеполагания можно их представить следующим образом:

Принцип 1. Осознание неоднородности восприятия мира: ни одна точка зрения на события в мире, ни один «образ мира» не могут быть лучше или хуже, правильнее или неправильнее по отношению к точке зрения или картине мира того или иного индивидуума; каждое мнение чем-то действительным порождено, и надо понимать и принимать как данность и само это мнение, и его генезис.

Цель - воспитание широты видения мира («мировоззренческой перспективы») признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира».

Принцип 2. Осознание состояния планеты: состояние дел на планете имеет самое непосредственное отношение к моей жизни в силу существующей всеобщей связи людей, событий, процессов; поэтому знание того, что происходит на планете в целом, может помочь мне ориентироваться в собственных делах.

Цель - воспитание постоянного и пристального внимания к проблемам и событиям безопасности глобального масштаба и значения, понимания их причин, характера и последствий.

Принцип 3. Кросскультурная грамотность: культура моего народа не лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может отсутствовать многое, что присущее другим культурам: следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения использовать принцип дополнительности в диалоге с другими культурами.

Цель - воспитание интереса и уважения к культурам народов нашей планеты, стремления к пониманию наиболее важных, специфических и общих характеристик (параметров) этих культур, пониманию их сходства и различия, воспитание культуры безопасного поведения.

Принцип 4. Знание глобальной динамики: мир превратился в систему систем; былые автономии, закрытые общества безвозвратно ушли в прошлое; ни одно событие в мире невозможно понять, правильно оценить, увидеть его результаты, не исследовав связь этого события со всем комплексом мировых проблем.

Цель - воспитание системного мышления, понимания природы различных систем, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов - социальных и природных.

Принцип 5. Осознанный выбор человека: мыслить глобально недостаточно -необходимо учиться применять полученные знания ежедневно в практической работе, связанной с какими-либо местными актуальными нуждами, которые так или ина-

КОНЦЕПТ

Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1

че выходят на национальный уровень, где, в свою очередь, существует взаимосвязь с проблемами мирового сообщества.

Цель - воспитание чувства выбора меры и степени своего личного участия в решении локальных и проблем безопасности жизнедеятельности, умения строить тактику и стратегию участия в делах, имеющих местный, общенациональный и общемировой характер.

Анализ принципов образования безопасности жизнедеятельности в контексте новой направленности мышления определяет стратегию развития конкретной педагогической системы.

Именно содержание программ и отличает образование в области безопасности жизнедеятельности от любого другого. Многие его цели - критическое мышление, уважение к многообразию, способность видеть взаимосвязь вещей и явлений - уже присутствуют в некоторых нынешних программах. Тоже можно сказать и о некоторых видах заданий и методах, составляющих часть образования в области безопасности жизнедеятельности. Основа уникальности образования в области безопасности жизнедеятельности - в его содержании, в отборе областей человеческого опыта, наиболее характерных для нашей действительности. Основными компоненты образования в области безопасности жизнедеятельности являются:

- развитие способностей к предвосхищению в разных сферах человеческого опыта на основе сопоставления и выявления причинно-следственных связей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- преодоление стереотипов восприятия действительности;

- формирование адекватной самооценки, умения увидеть себя глазами других людей;

- формирование эстетической системы ценностей;

- способность эффективно общаться точно выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, делать выводы.

Ссылки на источники

1. Филанковский В. В., Янковец И. А. Формирование профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: монография. - Ставрополь: Сервис школа, 2008. - 152 с.

2. Филанковский В. В., Кисляков П. А., Петров С. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения: учеб. пособие. - М.: «Русский журнал», 2011. - 263 с.

Vitali Filankovsky, issn 2304^120Х

Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol filankovskiy@mail.ru Tatiana Lesnyak,

senior lecturer at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol zhiznbezop@yandex.ru Stanislav Sazanov,

student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol zhiznbezop@yandex.ru

The personal involvement of students in the education process on life safety Abstract. The article deals with the personal involvement of students in the education process on safety. Key words: humanization, pedagogical paradigm, humanistic pedagogy, the principles of education in the field of security problems of life.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

772304

120142

~ С ~

977230412014230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.