КОНЦЕПТ
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2o14"/i4734.htm: - г"ос. per. Эл№ФС 77-ART 14734 УДК 373.1 49965. - ISSN 2304-120Х.
Филанковский Виталий Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Лесняк Татьяна Викторовна,
старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культуры Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Сазанов Станислав Васильевич,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности
Аннотация. Статья посвящена вопросам личностной вовлеченности учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: гуманитаризация, педагогическая парадигма, гуманистическая педагогика, принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на устоявшееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация образования направленная на осуществление в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.
Процессы формирования мировой цивилизации сопрягаются с идеей создания единого образовательного и научно-педагогического пространства, с возможностью привнесения в различные педагогические системы общечеловеческих ценностей, обеспечения диалога культур.
Гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; он учится осмыслению; его любознательность поощряется; он свободен выбирать содержание, формы и режим работы. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится активизация умения учиться самостоятельно [1]. Согласно гуманистической психологии:
- современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и на их согласовании с конкретными ценностями разных этнокультурных сообществ;
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1
цель образования есть становление самореализующейся личности, для ко-
торой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
- развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, находится под защитой;
- образование осуществляется посредством собственной деятельности ученика; групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, при чем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;
- образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в равноправном диалоге уважается и поощряется;
- наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
В процессе гуманизации образовательной деятельности, с одной стороны, существенно изменяется общая позиция ученика по отношению к учению, а с другой -установки учителя, старающегося реализовать на практике гуманистические идеи и принципы.
Учительская деятельность во многом зависит от его мировосприятия и миропонимания.
Педагогическая парадигма определяет смысл, который влечет за собой определенную структуру деятельности, вполне конкретную форму и реальное содержание. Выделяют три основных способа бытия в профессии, три различных возможности взаимодействия человека с миром и окружающими людьми, три различных смысла построения педагогического процесса: технократический, гуманитарный, эзотерический.
Первая парадигма (генетически более поздняя) - научно-технократическая, смысл и сила которой в знании - как в результате, в знании теоретически обоснованном и практически доказанном. Категория истины в технократической парадигме существует: истина единственна и однозначна, но в определенном смысле подвижна в связи с динамикой в развитии науки.
Характеристика учителя - носителя знаний и ученика, не владеющими заведомо этими знаниями, - субъект-объектная; если обозначать доминантную ценность учителя-технократа, то ею является непосредственно та информация, которую необходимо до ученика донести.
Вторая парадигма (возникшая ранее технократической) - гуманитарная. Она не ориентирована на знание как на результат; ее смысл и сила в процессе познания. Познание - через форму диалога: учителя с учеником, ученика с другим учеником, и, наконец, через форму внутреннего диалога ученика с собой. Свобода диалога и стремление к взаимопониманию учителя и ученика определяют субъект-субъектные отношения.
В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность ученика не как традиционный информационно-рецептивный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня - не только частных, но и глобальных, помогая ученику понять личностный смысл этих проблем и задач.
«vi О nj
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1
Не менее важной задачей педагога,
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образо вания по проблемам безопасности жизнедеятельно сти // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
является способность
включить ученика в
качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель - ученик», «учитель - учащиеся». По существу, речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению.
Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику образовательного процесса, основанную на свободном сочетании: свободного развития ребенка - с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку - с ориентацией на определенные гуманистические императивы, самоценности человека - с общественным характером его бытия.
Анализ конкретных методик гуманистической педагогики показал:
- стремление создать эмоционально стимулирующую учебную среду;
- уделение пристального внимания собственной инициативе учащихся;
- стремление установить в классе атмосферу теплоты, искренности, взаимной приязни, уважения и доверия между учителем и учащимися;
- разработку учебного процесса учителем и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;
- ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового пройти на помощь учащимся;
- создание для каждого учащегося реальных «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрить детей к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития;
- подход к образовательным программам с точки зрения максимальной возможности развития творческих способностей учащихся (при этом процесс учения понимается как накопление субъективного опыта познания, пронизывающего человеческую жизнь, обогащение его все новыми и новыми гранями);
- совместное обсуждение учителем и учащимися проблем обучения и способов его оценки; отказ от использования отметок как формы давления на учащихся.
Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:
1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития;
2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития;
3) организация микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.
Ориентируясь на ведущие идеи гуманизации образования, учитель выступает как «фасилитатор» (облегчающий ученику процесс учения). Его установки: эмпати-чески понять чувства и мысли ученика, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, планирования дальнейшего продвижения.
Ожидаемые эффекты деятельности ученика: развитие человечных отношений к человеку, природе, и обществу; способность к творческой самореализации; быть свободным и ответственным в учении; уметь видеть проблемы и оценивать их зна-
ru Q м
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1
чимость; уметь осмысливать основания
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
принимаемых решений, уметь работать в
группе, овладевать культурой общения.
Основой для становления гуманитарной парадигмы профессионально-педагогической деятельности учителя являются ведущие идеи гуманизации образования. Гуманизация образования кардинальным образом меняет характер взаимодействия учителя и учащегося. Так на основании ведущих идей гуманистической парадигмы а именно: человек как высшая ценность; главное - духовные ценности, гармонизирующие отношения, природа - общество - человек; самореализация как деятельность во благо других, взаимодействие учителя и учащихся выстроены по следующей схеме:
- ученик - субъект обучения;
- учитель создает условия для самостоятельного продвижения ученика,
в отличие от автократического подхода, где учитель - субъект обучения, а ученик его пассивный объект.
При гуманистической ориентации такие взаимодействия учителя и учащихся возможны при следующих условиях:
- проблематизации изучаемого материала и осмысление его ценности для человека (в отличие от информационно-рецептивного подхода к обучению, абстрагированного от целостного смысла в автократической ориентации образования);
- рефлексии основании (методологии) решения проблемы (в отличие от готового объяснения материала с последующим зазубриванием при авторитаризме);
- диалогизации общения и совместного поиска решений (в отличие от монологической речи учителя и формальным оцениванием ученика при авторикратиче-ском подходе);
- опоре на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей (в отличие от опоры на внешнюю мотивацию: долг, страх наказание при авторикратическом подходе).
На основе освоения ведущих идей гуманизации образования у учителя развивается новая система ценностей, т. е. формируются и начинают действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отре-флексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков.
В самом общем виде, гуманистическая педагогика рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации, - все это определяет общий гуманистический подход к обучению.
Чему должны обучать современный учитель на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, и что должны изучать школьники, если цель обучения -воспитание граждан XXI века? Само образование должно приобрести направленность на проблемы безопасности жизнедеятельности глобального характера. Смысл глобального образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в формировании у учащихся нового понимания мира на основе гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру, в котором мы сегодня живем, и нового способа деятельности человека, задача которого - сохранять хрупкое равновесие систем «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» - «человек - среда обитания»
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konceptru/2o14"/i4734.htm: - г"ос. per. Эл№ФС 77-ART 14734 УДК 373.1 49965. - ISSN 2304-120Х.
Одним из вариантов гуманистического ответа на противоречия современного мира, в педагогике является концепция образования в области безопасности жизнедеятельности, которая исходит из основополагающей идеи, что современная школа существует в быстро меняющемся, мире, и что она призвана воспитать у учащихся новое, целостное видение этого мира и места человека в нем. Главное в образовании безопасности жизнедеятельности - воспитание чувства причастности школьников к жизни планеты Установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой [2].
Образование в области проблем безопасности жизнедеятельности можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Рассматривая принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности в контексте педагогического целеполагания можно их представить следующим образом:
Принцип 1. Осознание неоднородности восприятия мира: ни одна точка зрения на события в мире, ни один «образ мира» не могут быть лучше или хуже, правильнее или неправильнее по отношению к точке зрения или картине мира того или иного индивидуума; каждое мнение чем-то действительным порождено, и надо понимать и принимать как данность и само это мнение, и его генезис.
Цель - воспитание широты видения мира («мировоззренческой перспективы») признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира».
Принцип 2. Осознание состояния планеты: состояние дел на планете имеет самое непосредственное отношение к моей жизни в силу существующей всеобщей связи людей, событий, процессов; поэтому знание того, что происходит на планете в целом, может помочь мне ориентироваться в собственных делах.
Цель - воспитание постоянного и пристального внимания к проблемам и событиям безопасности глобального масштаба и значения, понимания их причин, характера и последствий.
Принцип 3. Кросскультурная грамотность: культура моего народа не лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может отсутствовать многое, что присущее другим культурам: следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения использовать принцип дополнительности в диалоге с другими культурами.
Цель - воспитание интереса и уважения к культурам народов нашей планеты, стремления к пониманию наиболее важных, специфических и общих характеристик (параметров) этих культур, пониманию их сходства и различия, воспитание культуры безопасного поведения.
Принцип 4. Знание глобальной динамики: мир превратился в систему систем; былые автономии, закрытые общества безвозвратно ушли в прошлое; ни одно событие в мире невозможно понять, правильно оценить, увидеть его результаты, не исследовав связь этого события со всем комплексом мировых проблем.
Цель - воспитание системного мышления, понимания природы различных систем, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов - социальных и природных.
Принцип 5. Осознанный выбор человека: мыслить глобально недостаточно -необходимо учиться применять полученные знания ежедневно в практической работе, связанной с какими-либо местными актуальными нуждами, которые так или ина-
КОНЦЕПТ
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Лич ностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. ART 14734. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14734 УДК 373.1
че выходят на национальный уровень, где, в свою очередь, существует взаимосвязь с проблемами мирового сообщества.
Цель - воспитание чувства выбора меры и степени своего личного участия в решении локальных и проблем безопасности жизнедеятельности, умения строить тактику и стратегию участия в делах, имеющих местный, общенациональный и общемировой характер.
Анализ принципов образования безопасности жизнедеятельности в контексте новой направленности мышления определяет стратегию развития конкретной педагогической системы.
Именно содержание программ и отличает образование в области безопасности жизнедеятельности от любого другого. Многие его цели - критическое мышление, уважение к многообразию, способность видеть взаимосвязь вещей и явлений - уже присутствуют в некоторых нынешних программах. Тоже можно сказать и о некоторых видах заданий и методах, составляющих часть образования в области безопасности жизнедеятельности. Основа уникальности образования в области безопасности жизнедеятельности - в его содержании, в отборе областей человеческого опыта, наиболее характерных для нашей действительности. Основными компоненты образования в области безопасности жизнедеятельности являются:
- развитие способностей к предвосхищению в разных сферах человеческого опыта на основе сопоставления и выявления причинно-следственных связей;
- преодоление стереотипов восприятия действительности;
- формирование адекватной самооценки, умения увидеть себя глазами других людей;
- формирование эстетической системы ценностей;
- способность эффективно общаться точно выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, делать выводы.
Ссылки на источники
1. Филанковский В. В., Янковец И. А. Формирование профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: монография. - Ставрополь: Сервис школа, 2008. - 152 с.
2. Филанковский В. В., Кисляков П. А., Петров С. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения: учеб. пособие. - М.: «Русский журнал», 2011. - 263 с.
Vitali Filankovsky, issn 2304^120Х
Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Tatiana Lesnyak,
senior lecturer at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Stanislav Sazanov,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected]
The personal involvement of students in the education process on life safety Abstract. The article deals with the personal involvement of students in the education process on safety. Key words: humanization, pedagogical paradigm, humanistic pedagogy, the principles of education in the field of security problems of life.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
772304
120142
~ С ~
977230412014230