КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Иванов Виктор Михайлович,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь Jones.anbu@vabdex.ru
Литвинов Алексей Александрович,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@vandex.ru
Хусаинов Александр Владимирович,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@vandex.ru
Система ценностей при воспитании школьников в современной школе
Аннотация. Статья посвящена воспитанию молодого поколения на традиционных российских ценностях, что должно оказать положительное влияние на преодоление кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного российского общества.
Ключевые слова: ценность, воспитание, стратегия, личность, культура, образование, патриотизм, коллективизм.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современное российское образование выделяет проблему воспитания в школах как приоритетную задачу. Поэтому вопрос о воспитании подрастающего поколения учёные - педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе. В связи с этим закон РФ «Об образовании» (10.07.1996 г.) определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. Последний программный документ в сфере образования «Концепция модернизации российского образования» заявляет о том, что в школу возвращается гражданское, патриотическое, нравственное, духовное, культурное и другое воспитание с учётом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Поэтому важно правильно определить ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение [1].
Ценности занимают ведущее место в формировании жизненных стратегий молодого человека. В настоящее время невозможно представить учащегося, который не строил бы планы на жизнь и не стремился к чему-то более серьёзному и совершенному, нежели чем скажем новый мобильный телефон или новые элементы одежды.
Формирование жизненных планов, действенных стратегий в сознании и поведении современной молодёжи представляет важнейшую задачу для общества и государства, особенно в период экономических и политических реформ, когда разовые или меновые ценности могут заменить подлинные, когда в обществе делается упор на конкуренцию, а успех меряется деньгами. Поэтому воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества [2].
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задаёт критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность должна чётко усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться, в конечном счёте, и каким способом это достичь. Ценности не выдумываются людьми, и не являются каким - то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми. Ценности - это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания.
Современные социальные изменения в Российской Федерации открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Поэтому успешное развитие личности будет зависеть от определения системы ценностей, на которых будет идти воспитание школьников в современной школе. Вот некоторые из них, на которые необходимо ориентироваться [3].
1. Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души и взаимопомощь. Воспитание духовности в нашей стране традиционно занимало ключевое место, так как определяло направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей, проявляющееся в стремлении человека сеять разумное, доброе, вечное. Поэтому важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться молодое подрастающее поколение.
2. Формирование культурных ценностей у учащихся должно осуществляться путём изучения языков, фольклора, декоративно - прикладного искусства, национальной музыки, литературы, поэзии, видов спорта, обычаев, народной философии, мировоззрения, через практическое освоение промыслов и ремёсел.
3. Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.
4. Интеллектуально-образовательные ценности молодёжи следует рассматривать, прежде всего, в ракурсе её умственного и творческого потенциала. Особое место среди жизненных ценностей молодёжи занимает образование. В условиях изменения жизни россиян обостряется вопрос о ценности образования. Для чего нужны школьные знания, что даёт высшее образование? Известно, что многие выпускники вынуждены работать не по специальности, так как работу найти нелегко. В настоящее время, когда гарантий работы по специальности никто не даёт, возрастает ценность высшего образования как такового, следовательно, должна изменяться и ориентация старшеклассников на учёбу.
5. Проводимые в школе инновации должны создать новую модель формирования интереса к учёбе, на основе развития у детей культурных навыков взаимодействия с природой, людьми, с самим собой не в отдалённом будущем, а в повседневной жизни учащегося. Тогда можно надеяться на то, что дети будут учиться не только ради приобретения профессии, а, прежде всего, для того, чтобы постоянно совершенствоваться и тем самым всегда соответствовать времени.
6. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи, так как жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют наше «завтра».
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Известно, что ядро сложной структуры личности включает в себя как предельно обобщенные мировоззренческие взгляды, так и установки, определяющие человеческие действия в конкретных ситуациях. Промежуточное положение между мировоззрением и установками занимают ценностные ориентации личности, ограничивающие значимое, существенное для человека, от незначимого, несущественного. С одной стороны, они являются конкретизацией мировоззренческих взглядов, с другой -определяют общую направленность действий человека. Таким образом, ценностные ориентации являются, весьма общими и в то же время достаточно конкретными конструктами, которые могут быть вполне адекватно сформулированы и изучены с помощью исследовательских методов социологии.
Применительно к молодежной группе изучение ее ценностных ориентации дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.
Последние два десятилетия либеральных реформ показали, что картина ценностных ориентации современной молодежи весьма разнообразна и зависит от уровня и профиля образования, социального положения, региональных факторов, принадлежности к национально-этнической группе, вероисповедания и многого другого.
Впрочем, исследования, проводимые в последнее десятилетие в разных регионах России, показывают, что эти изменения пока еще фатально не затронули таких, базовых культурных ценностей россиян, как семья, дети, друзья, работа, религия. Хотя экономическая и политическая нестабильность, массовое обнищание населения, резкая социальная дифференциация, затянувшиеся поиски выхода из кризиса определенным образом повлияли на менталитет населения, в том числе молодого, усилив неуверенность в будущем и социальную анемию.
Ценности материального порядка актуализировались, но в то же время достаточного слоя экономически самостоятельных инициативных граждан в объеме, желаемом для реформаторов, пока так и не сформировалось. Следовательно, традиционные для российской культуры приоритеты коллективизма и уравнительности, а также патерналистские установки окончательно не вытеснены из массового, группового и индивидуального сознания россиян. Сегодня далеко не все граждане рассчитывают на собственные силы в преодолении экономических трудностей. Значительная часть населения по-прежнему испытывает потребность в государственной поддержке, причем, это разные половозрастные категории.
На рубеже XX-XXI вв. начинает явно просматриваться тенденция возврата массового сознания россиян к традиционным ценностным ориентациям. Медленно, но все-таки вновь возрастает значимость чистой совести и душевной гармонии. Заметно активизировалась значимость образования, духовного развития, интересной работы, свободы (но понимаемой исконно по-русски как возможность выражать свою волю) и т. п. Тем самым трансформационные сдвиги в базовых ценностях жителей России, словно описав дугу, как бы возвращаются к исходной парадигме.
«Следует отметить, - пишет профессор В. Е. Семенов, - что ценностные ориентации молодежи в отношении к труду в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е -первой половине 1970-х гг. ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она - на четвертом месте. Это
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда»,«идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т. п.).
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодого поколения является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие - буквально каторжно трудясь (иногда - на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.
Аналогичная ситуация наблюдается в случае с интересной работой, которая в рейтинге ценностей, обозначающих «хорошую жизнь», расположилась на 4-5-м местах, а в оценке возможностей получить такую работу примерно каждый четвертый респондент признал, что расценивает эту возможность для себя как крайне низкую. Эта характеристика возможностей дополняется не очень высокой оценкой респондентов получить престижную работу. Каждый третий опрошенный назвал эту проблему как особо актуальную для себя. Среди студентов таких оказалось еще больше.
Совершенно очевидно, что здесь налицо вечно существующее, особенно в молодежном сознании, и часто неразрешимое противоречие между иллюзией (мечтой) и реальностью.
Следует отметить, что традиционная система ценностей российского общества подвергается пугающему напору инокультурных атак. Это проявляется в разных областях. Например, молодежь испытывает на себе сильнейшее лингвистическое «давление». Язык - это квинтэссенция культуры любого народа и его величайшая ценность.
А лингвистическое манипулирование основывается на ломке привычной языковой картины мира человека, на замене опорных элементов ценностного мировосприятия. Особенно ярко этот процесс заметен в молодежных СМИ.
Происходит это следующим образом: в речевой текст искусственно вводится новая лексическая единица, обозначающая доминантную ценность (наиболее важную на данный момент для определенной социальной группы). С. Г. Кара-Мурза относит такие слова к категории слов-амеб, которые «настолько не связаны с какой-либо конкретной реальностью, что могут быть включены практически в любой контекст, сфера их применимости исключительно широка». Но при этом они не относятся к сленгу. Например, такие слова, как «крутой», «реальный» и т. п. В то же время они обозначают новые аспекты позитивности и негативности.
Наблюдается намеренно пренебрежительное отношение к русской лексике, использование максимально возможного числа иноязычных заимствований в повседневной речи, фонетических написаний слов, сокращений, так называемый язык Интернет-общения, ненормативной лексики и т. п.
Большинство молодежи выступает категорически против ненормативной лексики в СМИ, но, к сожалению, не в бытовой речи, где, по их мнению, такая лексика зависит от ситуации или даже допустима.
Новые поведенческие установки активно пропагандируются в СМИ. В итоге молодое поколение россиян получает в пользование эрзац культуры, все больше отрываясь от национальной этнокультурной эдентичности.
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Очевидна явная тенденция отторжения молодежи от национального культурного наследия. Вытеснение феноменов самобытной социальной и культурной развитости россиян происходит под предлогом их рыночной нерентабельности, что существенно упрощает манипуляцию населением страны извне.
В связи с этим следует вспомнить, что русская культура и обусловленная ею русская ментальность всегда предполагала освещение Космоса, неагрессивное (основанное на Нагорной проповеди) отношение к миру, пути решения своих проблем не за счет внешнего мира, а за счет внутренних сил своей души, так как это реальный источник неограниченной энергии в отличие от вечного двигателя. Однако для молодых россиян характерны более высокий, чем у старшего поколения, уровень нетерпимости, особенно по национальному признаку, а также проблемы, вызванные такими противоречиями, как богатство и бедность, образованность и безграмотность, ценность здоровья, увлечение спортом и наркомания, курение, алкоголизм. Нельзя забывать и о том, что молодое поколение наиболее уязвимо в силу своей молодости и отсутствия жизненного опыта, неустойчивости внутренних критериев для выработки собственной социальной нормы. Отличить «больное» от «здорового» в новых общественных явлениях и условиях, характерных для сегодняшней России, молодому поколению не просто. «Приспособление к выживанию» нельзя считать полноценной социализацией молодого поколения. И его относительно высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, адаптивность окружающей действительности не должна упрощенно и однозначно расцениваться как повод для социального оптимизма.
Немаловажное значение для успешного жизненного развития имеют оценки собственных возможностей самоопределения и самореализации человека, как известно, самореализация выступает как синтез цели и результата процессов формирования личности и в тоже время как критерии её успешности. Он включает индивидуальный успех и самосохранения в личности в социуме.
Самореализация предполагает умение принимать решения и быть ответственным за него, наличие способности к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, самоуправлению, самосовершенствованию, творчеству.
В ходе социологического опроса была сделана попытка выяснить, какие черты в наибольшей степени характерны для молодежи современной России, т. е. создать некий обобщенный социальный портрет молодого человека глазами самих молодых людей. И через призму предпочтительных черт и качеств создать ценностный образ современного представителя российской молодежи.
Из приведенных данных следует, что современной молодежью больше всего ценятся такие качества, как раскованность, стремление показать свою индивидуальность. Более трети опрошенных в целом по всем группам респондентов оценили эту черту как наиболее приоритетную у других молодых людей. Наличие подобной черты лично у себя зафиксировало практически вдвое меньше респондентов.
На второе место среди важнейших черт личности молодежи современной России вышел эгоизм (в целом около трети опрошенных). Однако лично к себе это качество отнесло всего 8,2% респондентов. Третье, почетное, место заняло стремление к материальному успеху любым путем. Около трети респондентов (студенты, работающая молодежь и учащиеся) признали, что такая характеристика присуща современной молодежи, но только не персонально данному респонденту. Лично он, для себя, вовсе не стремится поставить на первое место в своей жизни стремление к материальному успеху, так как для него характерна целеустремленность, стремле-
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск N° 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ние к осуществлению жизненных целей, повышенная творческая энергия, вера в свои силы и даже романтизм и вера в идеалы, в отличие от всей остальной молодежи, которая весьма далека, с точки зрения респондента, от романтических и творческих устремлений, и насквозь пропитана духом практицизма и рационализма. Важно подчеркнуть, что треть респондентов считают, что они - индивидуальность и личность, а все остальные молодые россияне намного отстают по такому параметру.
О чем говорят эти данные? В первую очередь о том, что отдельный респондент не идентифицирует себя с общей массой своих ровесников. О том, что себя он идеализирует в соответствии с некоей идеальной моделью «хорошего» человека, которая присутствует в его сознании и в наибольшей степени соответствует общечеловеческим ценностям.
Интересно отметить, что критичность старших по отношению к молодым существовала во все времена. Новым, на наш взгляд, оказалось то, что молодые еще более критичны к своему собственному поколению, чем старшие.
Приведенные результаты опроса с очевидностью указывают на то, что в ценностных ориентаций молодежи существует четкое определение того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Респонденты подсознательно выбирают для себя одобряемые обществом ценности. В своих ответах они дистанцируются от большинства. Отсюда следует вывод, что для современной российской молодежи «я» и «мы» -понятия далеко не тождественные. Феномен этот достаточно хорошо изучен психологами и свидетельствует о кризисе индивидуального общественного сознания, характерном для нестабильных обществ.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в ходе исследования была выявлена еще одна, на наш взгляд, новая тенденция в молодежном сознании: приоритет позитивных ценностей, над негативными. В частности, речь идет о предпочтениях в выборе значимых для себя ориентации, связанных с такими общечеловеческими ценностями как трудолюбие, честность, принципиальность, общая культура, способность критически оценивать себя и свои возможности.
Хорошие отношения с людьми, также физическая сила и красота (имеется в виду внешность) наделены не слишком высокими оценками. Не исключено, что респонденты в своих ответах конструируют идеальную модель современного молодого человека, что отнюдь не в полной мере соответствует жизненным реалиям.
Ссылки на источники
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 2010. - 559 с.
2. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 318 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Российская газета. - 2001. - 12 марта. - С. 5.
Viktor Ivanov,
Doctor of Agricultural Sciences, Department at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol Jones.anbu@vabdex.ru Alexey Litvinov,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol
zhiznbezop@vandex.ru
Alexander Khousainov,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol zhiznbezop@vandex.ru 6
6
КОНТ ТЕПТ
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14728. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14728.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14728 УДК 373.1
The system of values in the education of pupils in the modern school
Abstract. The article is devoted to the education of the younger generation of traditional Russian values, which should have a positive impact in overcoming the crisis, covering important areas of the existence of the modern Russian society.
Key words: values, education, strategy, personality, culture, education, patriotism, collectivism.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
(V Т rw