ART 14727
научно-методический электронный журнал
УДК 373.1
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практикоориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №18. - ART 14727. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Иванов Виктор Михайлович,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Гурдуз Анна Алексеевна,
студентка Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Мачульная Инна Александровна,
студентка Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь [email protected]
Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности
Аннотация. Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения школьников, при котором эффективность обучения возрастает, а знания становятся востребованными. Учебный процесс строится на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем.
Ключевые слова: учебный процесс, практико-ориентированное обучение, логические компоненты, уровень знаний, эффективность обучения, востребованность, творчество.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Цели обучения в современной российской школе предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые и новые технологии.
Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практикоориентированного подхода к обучению учащихся [1].
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых
1
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14727 УДК 373.1
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практикоориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14727. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся.
Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни [2].
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:
- в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
- в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;
- система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практикоориентированное обучение учащихся обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реализация практико-ориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными [3].
Практико-ориентированное обучение на уроках основ безопасности жизнедеятельности позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Применение практико-ориентированного обучения учащихся обусловлено следующими обстоятельствами:
- в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
- в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;
- система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.
Практико-ориентированное обучение учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реа-
г>л
2 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14727 УДК 373.1
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практикоориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14727. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
лизация практико-ориентированного обучения учащихся закладывает основы социальной и профессиональной безопасности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках данного практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
Структура учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с практико-ориентированным подходом наполняется профессиональным содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус ученика, сделать обучение мотивированным и направленным на обеспечение безопасности человека. В отличие от традиционного занятия, структура практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения.
Образовательная эффективность практико-ориентированного обучения предполагает максимально возможный развивающий учебно-воспитательный результат, выражающийся в устойчивом познавательном интересе, повышении уровня образования и безопасности молодого человека в социальной среде, формирования его как личности на определенном уровне потребительской культуры.
Практико-ориентированное обучение безопасности жизнедеятельности выводит учащегося на комплексное восприятие безопасности человека и формирует у него принципы безопасного поведения в жизни и их практической реализации.
Практико-ориентированное обучение обладает большими образовательными возможностями и позволяет учебную деятельность учащихся делать успешной, а знания - востребованными, так как:
- происходит осознание учащимися социально-личностной необходимости приобретаемых знаний;
- организация содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения;
- отбор практико-ориентированного учебного материала, усиливающего практическую направленность содержания школьного образования, находится в тесной связи с использованием эмоционально-образного компонента, позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес, увеличить поток информации и обеспечивает прочное усвоение изучаемого материала.
Анализ применяемых образовательных технологий и обобщение результатов исследований многих авторов позволили сделать вывод о том, что практикоориентированное обучение учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности обладает значительными образовательными возможностями, делает образование мотивированным и направленным на обеспечение безопасности и благополучия человека.
Экспериментальная проверка образовательной эффективности реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся показала, что процесс учения можно рассматривать как познавательный творческий процесс, в котором учебная деятельность для учащегося является успешной, а знания - востребованными. В ходе проведенного нами педагогического эксперимента установлено, что практико-ориентированное обучение влияет на формирование содержания учебного материала урока и предполагает изменение технологии и структуры урока. Практикоориентированный подход к отбору содержания учебного материала урока позволяет
r>J
3 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14727 УДК 373.1
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практикоориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14727. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
обогатить его знаниями, удовлетворяющими жизненные потребности учащихся и раскрывающими социальную и мировоззренческую функции химического образования. Организация содержания учебного материала урока на основе практикоориентированного обучения представляет большие возможности для развития у учащихся устойчивого познавательного интереса. Практико-ориентированный подход в организации содержания учебного материала предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает использование новой технологии и структуры урока, так как меняются цели и принципы обучения. В выборе структуры практико-ориентированного урока определяющими являются структурные компоненты учебного процесса. При подготовке практикоориентированного урока содержание учебного материала приводится в соответствие с правилами реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Учебный материал практико-ориентированного урока при формировании его содержания структурируют в виде блоков.
Блоки: мотивационный, синектический, внедренческий, алгоритмический образуют обязательную часть структуры практико-ориентированного урока, тогда как блоки: бинарный, моделирования, преемственности составляют вариативную часть структуры урока. Наличие в структуре практико-ориентированного урока различных блоков, тесно связанных между собой, позволяет удовлетворить интересы учащихся как с левополушарным мышлением, отдающим предпочтение материалу, представленному в виде схем, алгоритмов, таблиц, так и учащихся с мышлением, которым ближе форма изложения материала в виде образов, аналогий, сказок, ассоциаций. Таким образом, под влиянием практико-ориентированного подхода к обучению содержание становится индивидуально-ориентированным. Новая технология и структура практико-ориентированного урока позволяет поднять личностный интерес учащихся к предмету, сделать обучение мотивированным. Новая структура практикоориентированного урока в отличие от структуры традиционного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов для практикоориентированного построения учебного процесса. Практико-ориентированное обучение предмета выводит учащегося на комплексное восприятие предмета и формирует у него одновременно и перцептивный образ «присутствия» данной дисциплины в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам) и когнитивный (словесно-информационный) и практический (с функциональным применением). Под образовательной эффективностью практико-ориентированного подхода к обучению учащихся мы понимаем максимально-возможный развивающий учебно-воспитательный результат, обеспечивающий устойчивый познавательный интерес, повышение уровня обученности, сформированности на определенном уровне потребительской культуры. Эффективность практико-ориентированного обучения химии оценивалась на основании диагностических методик, определяющих уровень сформированного учебно-познавательного интереса, силу внутреннего мотива, учебные достижения учащихся и уровень потребительской культуры, связанной со знанием химии. Уровень сформированности учебно-познавательного интереса у учащихся экспериментальных классов выше, чем у учащихся контрольных классов. В экспериментальных классах у 60% учащихся выделены два уровня сформированности учебнопознавательного интереса: ситуативный и устойчивый. У учащихся экспериментальных классов увеличивается удельный вес внутренней мотивации учения в структуре
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14727 УДК 373.1
Иванов В. М., Гурдуз А. А., Мачульная И. А. Практикоориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ART 14727. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
мотивации учащегося. Таким образом, в рамках практико-ориентированного обучения у учащихся сформирован высокий уровень учебно-познавательного интереса, свидетельствующий о наличии устойчивой мотивации изучения предмета. Значения количественных показателей, характеризующих уровень учебных достижений учащихся в экспериментальных классах выше, чем у учащихся контрольных классов. В экспериментальных классах более 70% учащихся усваивают учебный материал на уровне «выше нормы», что свидетельствует о высоком уровне обученности. В экспериментальных классах 10 (А, Б) у 50% учащихся потребительская культура сформирована на среднем уровне, тогда как в контрольном классе 10 (В) только 5 % учащихся имеют средний уровень потребительской культуры. В ходе опытноэкспериментального исследования было показано, что в процессе обучения химии на основе практико-ориентированного обучения уровень учебных достижений учащихся увеличивается, о чем свидетельствует повышение уровня мотивации учения и обученности учащихся, рост уровня сформированности потребительской культуры, связанной со знанием химии.
Деятельность в режиме проектов практической направленности связана с познавательной, творческой активностью и направлена на достижение конкретного результата. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и практическую реализацию получившегося продукта.
Ссылки на источники
1. Бондаревская Е. В. Становление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005.
2. Солянкина Л. Е. Практико-ориентированный принцип как условие подготовки бакалавра: историко-культурный и методологический аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2008. - № 1.
3. Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие / авт.-сост. Г. А. Федотова Е. Ю. Игнатьева; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010.
Viktor Ivanov,
Doctor of Agricultural Sciences, Department at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Anna Gurduz,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected] Inna Machulnaya,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol [email protected]
Practice-oriented education and school self-determination of the individual Abstract. Paper refers to a practice - based learning students, which increases the efficiency of learning and knowledge are in demand. The educational process is based on the unity of emotional imaginative and logical components of the content, the acquisition of new knowledge and gaining practical experience of their use in solving specific vital challenges.
Key words: educational process, practice-oriented training, logical components the level of knowledge, learning effectiveness relevance and creativity.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт» 5
5