Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования'

Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / PATRIOTIC AWARENESS / SCHOOL / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордвинова Елена Александровна

Сегодня в условиях регионализации образования российская школа возвращается к своим национальным культурно-историческим традициям. Именно поэтому актуальной становится целенаправленная системно-деятельностная работа по воспитанию у учащихся школ патриотизма с ориентацией на этнокультурные и гуманистические ценности. В статье теоретически обоснована сущность воспитания патриотизма у обучающихся в условиях регионализации образования интериоризация национально-этнических ценностей. Основными из них являются гордость за достижения своей малой Родины, осознанное стремление сохранить ее обычаи и традиции, отстаивать интересы своей нации и России. В статье представлен опыт эффективной работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средствами регионального и школьного компонентов содержания основного общего образования, музейной педагогики, туристско-краеведческой деятельности. Делается вывод о необходимости совместного поиска учеными и учителями-практиками новых подходов к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и выбору его продуктивных методов и форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising patriotic awareness under regionalization of education

Today, in the context of regionalization of education, Russian school is returning to its national cultural and historical traditions. That is why it is important to focus complex work with school students on raising patriotic awareness, ethnic and cultural and humanistic values in particular. The article states that the crucial idea in this process is internalization of national and ethnic values, the most important of which are pride in the achievements of their homeland, craving for preserving its customs and traditions, defending the interests of their country. The article shares the experience of effective schoolwork on civil and patriotic education by means of regional and school components in the content of general education, museum pedagogy, tourism and regional studies. The author concludes that it is necessary to search for new approaches and productive methods and forms of civil and patriotic education for students, which can be carried out through collaboration of scholars and school teachers.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования»

УДК 37.06

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

RAISING PATRIOTIC AWARENESS UNDER REGIONALIZATION OF EDUCATION

©2018

Е.А. Мордвинова E.A. Mordvinova

Сегодня в условиях регионализации образования российская школа возвращается к своим национальным культурно-историческим традициям. Именно поэтому актуальной становится целенаправленная си-стемно-деятельностная работа по воспитанию у учащихся школ патриотизма с ориентацией на этнокультурные и гуманистические ценности. В статье теоретически обоснована сущность воспитания патриотизма у обучающихся в условиях регионализации образования - интериоризация национально-этнических ценностей. Основными из них являются гордость за достижения своей малой Родины, осознанное стремление сохранить ее обычаи и традиции, отстаивать интересы своей нации и России. В статье представлен опыт эффективной работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средствами регионального и школьного компонентов содержания основного общего образования, музейной педагогики, туристско-краеведческой деятельности. Делается вывод о необходимости совместного поиска учеными и учителями-практиками новых подходов к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и выбору его продуктивных методов и форм.

Ключевые слова: воспитание; патриотизм; школа; образование; ценности.

Today, in the context of regionalization of education, Russian school is returning to its national cultural and historical traditions. That is why it is important to focus complex work with school students on raising patriotic awareness, ethnic and cultural and humanistic values in particular. The article states that the crucial idea in this process is internalization of national and ethnic values, the most important of which are pride in the achievements of their homeland, craving for preserving its customs and traditions, defending the interests of their country. The article shares the experience of effective schoolwork on civil and patriotic education by means of regional and school components in the content of general education, museum pedagogy, tourism and regional studies. The author concludes that it is necessary to search for new approaches and productive methods and forms of civil and patriotic education for students, which can be carried out through collaboration of scholars and school teachers.

Keyword: education; patriotic awareness; school; education; values.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, <...> будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Д.С. Лихачев

ком значении понятие «регион» обозначает территориально единую совокупность исторических, экономико-географических, национально-этнических, социальных, культурных особенностей определенной местности. С регионом проживания связана жизнедеятельность человека, здесь происходит формирование его гражданско-патриоти-ческой позиции, национального и этнического самосознания, этического и ценностного отношения к своей малой Родине. Именно поэтому актуальной становится работа педагогов по воспитанию патрио-

Изменения в нашем обществе ориентируют российское образование на объединение государственных, социальных и индивидуальных потребностей и интересов, соединение достижений мировой цивилизации и самобытности отечественной и региональной культуры. Решение этих задач в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1] связано с регионализацией образования в условиях поликультурности России.

Сегодня регионы играют важную роль в политической, социально-экономической и культурной жизни государства. В широ-

тизма учащихся с ориентацией на этнокультурные и гуманистические ценности.

Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения при реализации региональной образовательной политики на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания ученых [1-16]. Поиск новых подходов и продуктивных форм патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации системы образования - важная задача современной педагогической науки и учителей-практиков [17-19].

Как правило, под регионализацией образования понимается ориентация образования на региональные условия и потребности [20], постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии), источник которого - в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой региональных процессов. Отсюда развитие региональной системы образования, адекватной специфике региона, в том числе особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся конкретного образовательного учреждения, есть движение в направлении его демократизации, возрождения его культурно-созидающей значимости в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся в школах на базе национальных обычаев, региональных особенностей, общечеловеческих ценностей и идеалов. В этом смысле регионализация есть современное прочтение традиционного принципа народности образования, обоснованного К.Д. Ушинским [21].

В условиях регионализации образования для решения проблемы воспитания у учащихся патриотизма каждый педагог должен работать в соответствии с региональными (местными) условиями и особенностями детей: 1) в полиэтничном регионе отбирать содержание гражданско-патриоти-ческого воспитания на основе единства общего и особенного, выделять в качестве системообразующего фактора общероссий-

ские культурно-исторические традиции; 2) применять специальный комплекс мер по усилению практической направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включать в их содержание жизненно важные для школьников проблемы; 3) организовать (направить) процесс гражданско-патриотического воспитания не только на активизацию учебно-познавательной деятельности, но и на включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности.

В конце XX столетия школьники столкнулись с новыми социальными реалиями, отсюда их нигилизм в отношении принципов и ценностей старой социальной системы, утрата традиционного российского патриотического сознания. В сложившихся условиях российская школа просто обязана вернуться к своим национальным культурно-историческим традициям, обновить концепцию патриотического воспитания, сформулировать новые задачи и повысить эффективность его форм и методов. Механизм этого «возвращения» представлен в Федеральной целевой программе по патриотическому воспитанию граждан РФ. В ней патриотизм определяется как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами» [22]. Целевой ориентир Программы - организация в учебном заведении работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей и отличительных черт национальной культуры и обычаев народа.

В философском смысле патриотизм (от греч. parties - отечество) - моральный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стрем-

ление защищать интересы Родины. В русле нравственного воспитания патриотизм трактуется как любовь к Отчизне, преданность своему Отечеству, своему народу. Рассмотрев современные трактовки понятия «патриотизм», В.Е. Мусина [23, с. 19] предложила психолого-педагогическую формулировку данного понятия как сферы самоопределения и самореализации. Оттолкнувшись от предложенной В.Е. Мусиной формулировки, можно определить сущность воспитания патриотизма у обучающихся в условиях регионализации образования. Это есть процесс интериоризации национально-этнических ценностей, из числа которых основными являются гордость за достижения своей малой Родины, осознанное стремление сохранить ее обычаи и традиции, действенно и аргументированно отстаивать интересы своей нации и России.

В педагогической практике сформировалось несколько моделей патриотического воспитания (См., например: [24-27]), обобщение которых предпринял Е.Е. Курвинен:

1) межпредметная модель включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

2) предметно-тематическая модель основана на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граж-дановедения, истории; 3) институциональная модель представляет собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей; 4) проектная модель связана с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности; 5) диссеминационная модель предполагает использование готовых разработок, сценариев, творческих задумок, обеспечивающих результативность воспитательной работы по развитию патриотической грамотности, по формированию патриотической позиции учащихся [28, с. 91-95].

Считаем, что сегодня поиск новых подходов и продуктивных методов и форм гражданско-патриотического воспитания связан с целенаправленной, «длительной, нажимной» (А.С. Макаренко) системно-де-ятельностной работой по формированию активной жизненной позиции учащихся, их мотивации на социально-полезную деятельность. Этот поиск должен осуществляться совместно учеными и учителями-практиками.

Отличительная черта воспитания патриотизма в современной России - акцент на региональные и местные особенности. Проявляется это прежде всего в составлении региональных, городских, районных, школьных программ и проектов, в которых отражены особенности патриотического воспитания в семье, школе, в организациях и общественных объединениях данной местности [29]. Региональная (и школьная) специфика гражданско-патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость. В воспитательной работе это находит выражение в единстве всех народов, для которых Россия была и остается родным Отечеством, в учете особенностей патриотических традиций, сложившихся у конкретного народа и в регионе в целом.

В Самарской области также была разработана Концепция патриотического воспитания граждан. В ней под патриотическим воспитанием понимается «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие» [30]. В Концепции выделены четыре направления патриотического воспитания: 1) военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как к особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России; 2) гражданское вос-

питание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, что предполагает приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями; 3) историко-крае-ведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края; 4) духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Обобщив накопленный наукой и практикой опыт целенаправленной систем-но-деятельностной работы с учащимися школ по воспитанию патриотизма, МБОУ Школа № 157 городского округа Самара вносит собственный вклад в решение данной проблемы. В школе сложилась смешанная модель гражданско-патриотичес-кого воспитания обучающихся, предусматривающая несколько способов реализации регионального и школьного компонентов содержания основного общего образования (его использования для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков по учебным предметам федерального (базового) компонента): 1) монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специального учебного курса «Самараведение»; 2) монопредметный, интегративный - разработка комплексных курсов (в том числе и по внеурочной деятельности), в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи («Экология Самарского края», «Литературное краеведение»); 3) элективные учебные курсы по отдельным образовательным и воспитательным областям: «Искусство и народное

творчество родного края», «Природа родного края», «Русская изба в Поволжье».

В рамках гражданско-патриотическо-го воспитания в школе ежегодно проводятся различные мероприятия и акции: активисты школьного парламента несут Вахту памяти в честь выпускника школы Александра Денисова; организуют концертные программы в Доме ветеранов Великой Отечественной войны; возлагают цветы к памятнику самолету-штурмовику ИЛ-2; в рамках проекта «Веков связующая нить» проводят экскурсии по историко-героическим местам Кировского района города, в котором расположена школа; участвуют в акциях «Дерево Победы», «Письмо солдату»; проводят КВН между родителями и учащимися «Культура, традиции и история Самарского края». Одной из актуальных задач региональной образовательной политики является воспитание у учащихся интереса к культуре и традициям народов Поволжья, истории Самарской губернии и города Самары. Эффективность воспитательного воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся зависит от того, насколько успешно педагоги формируют представления школьников о взаимосвязи между прошлым и будущим, о месте человека в череде исторических событий, различными методами и в разных формах инициируют интериоризацию этнокультурных и гуманистических ценностей, основанных на традициях русской культуры, истории, создают условия для эмоционально-ценностных переживаний принадлежности к Самарскому краю и живущим в нем народам. Именно поэтому в школе было принято решение открыть этнографический музей «Русская изба». Он работает в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности.

Роль музея в воспитании патриотизма учащихся трудно переоценить. Во-первых, сама организация музея - одна из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся по сохранению культурно-этнографических реалий Самарской области, почти все в музее собрано и сделано учащимися (совместно с методистом музея

и под его руководством), что делает музей центром поисково-творческой исследовательской деятельности учащихся. Во-вторых, экспонаты музея являются учебно-наглядными пособиями для занятий на уроках изобразительного искусства, литературы, истории. В-третьих, школьный музей - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры Поволжья, свидетельств его прошлого и настоящего, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе методических пособий по гуманитарным предметам школьной программы. В-четвертых, в музее, который традиционно представляется как собрание ценностей и памятников других эпох, учащиеся чувствуют себя «не совсем» в школе, «не совсем на уроке», они более раскрепощены. Таким образом достигается вариативность воспитания и образования в целом, соединение прошлого с настоящим. В-пятых, музей предлагает использование знаний в игровой форме, что развивает самостоятельность учащихся, их активность в принятии решений. Это способствует результативности обучения, развитию навыка использования накопленных знаний на практике, помогает воспринять культуру через предмет (который можно увидеть в действии), воспитывает культуру поведения.

В 2017 году во время проведения городского семинара активистами музея был показан спектакль «Красным девицам урок». Ценностная и эмоциональная насыщенность спектакля - важный фактор нравственного, эстетического, гражданско-пат-риотического воспитания учащихся. Участие в спектаклях способствует формированию эмоционально-образного восприятия окружающего мира школьниками, помогает воспитывать патриотизм, так как театральное искусство способно воздействовать на чувства, настроения учащихся, преобразовывать их нравственный и духовный мир, ориентируя его на этнокультурные и гуманистические ценности.

В патриотическом воспитании трудно переоценить значимость краеведения и туризма. Эти виды деятельности имеют большое преимущество перед другими. Туризм и краеведение взаимосвязаны: туризм способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из популярных и педагогически ценных форм. Туристы часто становятся краеведами, а краеведы - туристами. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание на то, что «весьма полезно при изучении истории живо представить ту местность, где события совершаются, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило» [21, с. 142].

В школе № 157 городского округа Самара работает кружок «Юный турист-краевед», содержание программы которого предусматривает изучение истории, культуры, географии Самарской области. Цель занятий - познакомить учащихся (во время обзорных лекций, круглых столов, экскурсий, походов) с прошлым и настоящим своего края, чтобы школьники хорошо знали свои истоки, историю, культуру малой Родины, гордились ею и берегли ее. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений, что позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность способна одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.

Анализ деятельности школы показывает эффективность реализуемой нами смешанной модели гражданско-патриотиче-ского воспитания обучающихся.

Региональная образовательная политика предопределяет целевые ориентиры школьного компонента обучения и граж-данско-патриотического воспитания учащихся, а его содержание призвано обеспечить решение таких важных задач, как: 1) развитие чувства любви к своему городу и краю, гордости за них, ответственности за их судьбу, сопричастности к решению проблем городского общества; 2) раскрытие духовного, творческого, интеллектуального потенциала молодых самарцев; 3) сплочение, консолидация усилий различных структур и организаций, деятельность которых направлена на решение задач социально-экономического и культурного развития города и края; 4) обеспечение преемственности поколений, сохранение и приумножение лучших традиций города Самары и области и характерных качеств самар-цев; 5) знакомство с родным краем, городом и его окрестностями как значимыми объектами в жизни России: а) выявление их

этнографических особенностей; б) изучение истории малой Родины от древнейших времен до наших дней, ее географического положения, природы, экономики, культуры;

в) знакомство с жизнью замечательных земляков (работников культуры, искусства, литературы, видных ученых, военачальников, участников Великой Отечественной войны, тружеников народного хозяйства);

г) воспитание у школьников стремления защищать и сохранять памятники истории, культуры и природы Самарского края.

Таким образом, мы придерживаемся следующей ценностной установки: патриотизм как проявление любви к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у учащихся запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, его историей, природой, культурой, его людьми, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина

* * *

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

2. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 405-412. URL: https://moluch.ru/archive/40/4849/ (дата обращения: 18.07.2018).

3. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 47 с.

4. Данцевич Н.Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 116-117.

5. Зоря Ю.Н. Структура и содержание модели использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 14-17.

6. Котруца Л.Н Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 176-183.

7. Кузьмина И.Е. Петербургская модель культуротворческого уклада школьной жизни как условие патриотического воспитания // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2016. № 3 (33). С. 50-60.

8. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 153-174.

9. Лукишина Т.А. Социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 117-121.

10. Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях : учебно-методическое пособие. Новосибирск : НГПУ, 2014. 96 с.

11. Пашкова Н.В. Рабочая программа по патриотическому воспитанию «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования : сборник научных статей и докладов. Владивосток : ДВФУ, 2017. С. 111-115.

12. Реушенко А.А., Корнева О.А. Патриотическое воспитание учеников средних классов во внеклассной работе (на примере МБОУ СОШ № 22 города Воронежа) // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1-1 (9). С. 147-149.

13. Циулина М.В. Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 07 (19). Ч. 2. С. 276-278.

14. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 217 с.

15. Циулина М.В. Педагогические условия результативного патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 141-145.

16. Циулина М.В. Организация патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 94-100.

17. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. М. : Просвещение, 1993.319 с.

18. Германов И.А. Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/soderzhanie-i-organizatsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashchikhsya-v-usloviyakh-regiona#ixzz5DmdLI6rB (дата обращения: 08.04.2018).

19. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегия управления его развитием // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 11-19.

20. Вишнякова С.М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.

21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968. 557 с

22. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Ч. 2). URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 08.04.2018).

23. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие. Белгород : ИД «Белгород» : НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.

24. Быков А.К. Современные модели гражданско-патриотического воспитания учащихся // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2015. № 2 (70). С. 101-116.

25. Склярова Т.В. Модель гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях совершенствования воспитательной системы образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 119-121.

26. Храпаль Л.Р. и др. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодежи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 164-168.

27. Циулина М.В Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. № 3 (57-58). С. 339-343.

28. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») // Молодой ученый. 2015. № 6, 4. С. 91-95. URL: https://moluch.ru/archive/ 86/16447/ (дата обращения: 18.07.2018).

29. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2006. № 6. С. 67-71.

30. Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 № 201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области». URL: http://www.samregion.ru /documents/government_resolution/18.03.2013/skip/3706/2 1400 (дата обращения: 18.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.