Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде'

Психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОЛОДЕЖЬ / MUSEUM EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / SCHOOL MUSEUM / MUSEUM EDUCATIONAL COMPLEX / PATRIOTISM / CIVIL CONSCIOUSNESS / PUPILS / THE YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Ирина Александровна

В данной статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде, выводятся цели и задачи проведения педагогического эксперимента, устанавливаются психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде, обращается внимание на проектно-исследовательскую деятельность по данной теме и программу ее реализации, говорится об опытно-экспериментальной базе исследования музейно-образовательном комплексе «Отечество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полищук Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS OF THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE MUSEUM EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses civil and patriotic education of schoolchildren in the museum educational environment, states purposes and goals of the educational experiment and sets psychological and educational conditions for the civil and patriotic education in the museum educational environment. The author considers research and project work on this subject and program of its implementation, and recounts experimental base of the research, which is the museum educational complex “Otechestvo".

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде»

УДК 37.011.33

Полищук Ирина Александровна Polishchuk Irina Aleksandrovna

соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета,

заместитель директора по воспитательной работе

школы № 894 г. Москвы

[email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЙНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

PhD applicant of the Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Moscow State Pedagogical University Deputy Director for Educational Work at the comprehensive school № 894, Moscow [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS OF THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE MUSEUM EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация:

В данной статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде, выводятся цели и задачи проведения педагогического эксперимента, устанавливаются психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде, обращается внимание на проектно-исследовательскую деятельность по данной теме и программу ее реализации, говорится об опытно-экспериментальной базе исследования - музейно-образовательном комплексе «Отечество».

Ключевые слова:

музейно-образовательная среда, гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, музейно-образовательный комплекс, патриотизм, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

Summary:

The article discusses civil and patriotic education of schoolchildren in the museum educational environment, states purposes and goals of the educational experiment and sets psychological and educational conditions for the civil and patriotic education in the museum educational environment. The author considers research and project work on this subject and program of its implementation, and recounts experimental base of the research, which is the museum educational complex “Otechestvo".

Keywords:

museum educational environment, civil and patriotic education, school museum, museum educational complex, patriotism, civil consciousness, pupils, the youth.

Важным условием гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде является знание возрастных особенностей детей, организация обучения в тесной взаимосвязи с другими компонентами на основе ведущей деятельности, методическое обеспечение. Моделирование музейно-образовательной среды возможно на основе знания педагогического потенциала каждого из компонентов [1].

Первым этапом опытно-экспериментальной работы можно считать создание музейнообразовательного комплекса. Под понятием «музейно-образовательный комплекс» мы подразумеваем совокупность музеев, объединенных общей тематикой, представляющих собой многопрофильные направления деятельности обучающихся: этно-краеведческое, литературнотворческое, военно-историческое, проектно-исследовательское, прикладное.

Формирующий эксперимент заключался в практической реализации концепции гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде. Соответственно инновационной структурой внутренней среды ГБОУ СОШ № 894 города Москвы, началом для развития методик и технологий музейной педагогики в школе стал музейно-образовательный комплекс «Отечество», содействующий становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений.

Музейно-образовательный комплекс включает в себя три музея: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

Задачи формирующего эксперимента заключались в следующем:

- обязательное привлечение инициативной группы обучающихся к деятельности по реконструкции пилотной площадки и к созданию музейно-образовательного комплекса «Отечество»;

- привлечение обучающихся к участию в гражданско-патриотических акциях «Из бабушкиного сундука», «Вещественные отголоски истории», «Милосердие» и других.

- знакомство всех обучающихся школы с историей создания музейно-образовательного комплекса «Отечество»;

- создание на базе музейно-образовательного комплекса объединений дополнительного образования, клубов по интересам;

- концентрация внимания в организации музейных уроков, сохранение преемственности базового учебных предметов;

- организация встреч обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, с целью получения представления о высоком моральном долге, готовности выполнять гражданский долг и защищать при необходимости Родину;

- активизация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с применением ИКТ;

- участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, выставках, проектах разного уровня;

- развитие инициативы учащихся через органы ученического самоуправления.

Для более полного раскрытия содержания опытно-экспериментальной работы остановимся на истории создания музейно-образовательного комплекса «Отечество».

Идея создания музея «Русского быта» началась с открытого мероприятия по литературе «Деревенские посиделки», а также на основании диагностического исследования, проведенного в школе. Так возникла идея восстановить прервавшуюся связь с историей русского народа, нашей малой Родины. Сначала была открыта этно-краеведческая пилотная площадка. В 2008 г. было принято решение создать в ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы этно-краеведческий музей «Русского быта», рассказывающий о прошлом наших предков, показывающий, как люди жили раньше (конца XVIII - начала XX в.), какой была их культура, какое было отношение друг к другу. Созданию школьного этно-краеведческого музея «Русского быта» предшествовала многолетняя работа учащихся школы по учебным предметам, поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющего, в конечном счете, создать музей.

Главная цель музея «Русского быта» - подготовка ученика к деятельной, нравственной жизни в современных условиях, формирование лучших черт россиянина: патриотизма, гражданственности, совестливости, трудолюбия, порядочности, отзывчивости, а также развития творческих способностей.

Первоначально разработан план мероприятий по созданию музея. Участие в реализации плана принимали классные коллективы, педагогическая и родительская общественность. За последние несколько лет в школе накоплен опыт приобщения детей к великим ценностям русской культуры. В школе проводится активная перестройка внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремеслами.

Музей оформлен в виде фрагмента русской избы-горницы, в нем присутствуют предметы старинной мебели и утвари: лавки, ухваты, чугунки, деревянные ложки. Это дает возможность погружаться в мир истории и искусства. В музее хранятся русские народные костюмы, деревянные прялки, фарфоровая и глиняная посуда. Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты) и женского рукоделия (деревянные прялки, веретёна, швейка). Собрана коллекция из металла: серпы, замки, петли, гири, безмены, утюги. Имеется в наличие и коллекция русских самоваров. Их собрано 5 штук разных видов. На них сохранились клеймо заводов-изготовителей и медали выставок.

Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они -часть своего народа. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки, макеты).

Каждый, кто побывает в музее «Русского быта», учится уважать старину и опыт предков, учится гордиться славой своей Родины и родного края. Именно здесь можно постичь характер русского человека, его трудолюбие и талант. Это особый уголок в школе, где так и хочется сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Еще один музей, входящий в состав музейно-образовательного комплекса, военноисторический музей боевой славы «Отечество» обрел свою жизнь в 2008 г. Первоначально по просьбе учащихся, родителей и ветеранов Совета ветеранов в рекреации третьего этажа школы ко Дню Победы был создан Зал боевой славы, оформлена экспозиция, посвященная тяжелым годам Великой Отечественной войны, героям Великой Отечественной войны, маршалам Победы. В связи с ним родилась идея создания школьного музея. Силами учителей, учеников и

родительской общественности была обновлена и систематизирована музейная коллекция, проведена инвентаризация уже имеющихся фондов музея, многие экспонаты отреставрированы.

Изучение истории Великой Отечественной войны - это основная экспозиция музея. Девиз музея: «Никто не забыт, ничто не забыто». В экспозиции музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги людей в боях за Родину, а также, материалы, рассказывающие о работе тыла. Экскурсоводами музея организованы и проведены экскурсии по различным темам. Экспозиции разрабатывали и оформляли учителя и ученики совместно с Советом ветеранов. В состав совета музея входят ветераны разных поколений, учащиеся, учителя и родительская общественность.

Основой музейных фондов являются личные вещи, документы, письма ветеранов, экспонаты, переданные в военно-исторический музей боевой славы «Отечество».

Деятельность школьного военно-исторического музея боевой славы «Отечество» направлена на решение следующих задач: осуществление экспозиционной работы, внедрение в музейную педагогику ИКТ, комплектование музейных фондов, ведение фондовой работы, привитие детям бережного отношения к историческим ценностям, героической славе русского народа, расширение кругозора и увеличения объема знаний учащихся в области истории, географии, культуры [2].

Работа ведется параллельно по всем направлениям военно-исторического музея. Систематически обеспечивалась фотосъемка, отражающая встречи учащихся школы с героями событий военной истории и героической славы. Регулярно проводилась просветительская работа среди учащихся школы с целью приобретения музейных предметов, принадлежащих старшему поколению в семьях детей, ветераны, посещающие школу, также дарили музею личные вещи, письма, за счет чего значительно пополнились музейные фонды. Это позволило расширить экспозицию и тематику экскурсионной работы музея.

В 2011-2012 учебном году начал свою работу третий музей, открытый к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен. Цель создания музея - ознакомить учащихся с героическими страницами истории Российского государства, стать центром изучения, хранения и пропаганды памятников Отечественной войны 1812 года.

В экспозиционном пространстве музея представлены основные события Отечественной войны: сражение под Смоленском, Бородино и Малоярославцем, контрнаступления русской армии и паническое бегство остатков наполеоновской армии через реку Березину, дается предыстория войны, показан народный характер войны.

Особое внимание уделено истории Москвы во время Отечественной войны 1812 года: событиям, происходящим на ее территории в начале военной кампании, Великому Московскому пожару, изгнанию вражеских войск из пределов страны и восстановлению древней русской столицы. В 1812 г. именно Москва стала не только спасительницей России, но и «спасительницей царств», как ее называли современники. В музее оформлен стенд, посвященный прославленным героям 1812 года и памятникам Отечественной войны на территории Москвы.

Есть в России неприметные с виду города, поселки, деревни, но над ними пронеслись ветры истории, оставив неизгладимый след. Особая веха истории района Выхино - Великая Отечественная война 1812 года, поэтому одна из экспозиций зала посвящена сражению при деревне Выхино. Знаменательно это тем, что школа № 894 города Москвы расположена в административном районе Выхино. Во время Отечественной войны 1812 года сражение при деревне Выхино Вязовки положило начало известного «марша-маневра» М.И. Кутузова в Тарутино и сыграло исключительную роль в разгроме армии Наполеона. Это событие затерялось в других событиях войны 1812 года. В экспозиции зала представлено, что именно Вязовках Выхино начался знаменитый маневр, который укрепил русскую армию и сохранил жизнь многим российским солдатам.

В фондах музея размещена своеобразная летопись войны, составленная из произведений русских писателей, заметок, писем, воспоминаний современников. Здесь можно увидеть наглядный материал с изображением солдат того времени, доклады, сообщения, инсталляции военных действий, сделанные учениками, а также подлинные предметы времен Отечественной войны 1812 года (пушечные ядра).

Реальная экспозиция музея выстраиваться наряду с виртуальной, где нашли отражение практически все собрания экспонатов, а также представлены проектно-исследовательские и творческие работы учащихся.

Знакомство обучающихся с историей создания музейно-образовательного комплекса «Отечество» послужило тому, что в состав Совета комплекса стало входить 25 обучающихся, которые планируют поисковую, проектно-исследовательскую, пропагандистскую работу музей-

ного комплекса, проводят заседания Совета, готовят и проводят обзорные и тематические экскурсии по существующим экспозициям. Дальнейшее расширение этой работы состоит в подготовке новых тем экскурсий, экспозиций, организации консультаций для лекторской и экскурсионной групп музейного актива. Работа рассчитана на разновозрастные группы школьников, учителей, ветеранскую общественность, родителей.

После первичного посещения музейно-образовательного комплекса «Отечество» обучающиеся были обследованы с помощью опроса методом анкетирования. Общая выборка составила 432 человека. 58 % обучающихся отметили, что узнали много нового в музейно-образовательном комплексе; было очень интересно - 21 %; 12 % обучающихся отметили положительные изменение своего эмоционального состояния; испытали чувство удивления - 7 %; 64 % отметили, что музей понравился; 14 % оставили письменные благодарности в «Книге отзывов и предложений»; 27 % выразили желание принять участие в работе музейно-образовательного комплекса в качестве экскурсоводов; 15 % обучающихся захотели передать в дар музейно-образовательному комплексу «Отечество» предметы, имеющие историческое значение.

Деятельность школьников в музейно-образовательном комплексе велась согласно программным ресурсам (программы развития школы, концепции воспитательной системы школы, комплексной воспитательной программой «Земля наш общий дом», программы развития музейно-образовательного комплекса, программы исследовательской деятельности).

Главным средством коммуникации в создании музейно-образовательной среды являлась экскурсия, в процессе которой возникало наглядное, вербальное и моторное восприятие субъекта по отношению к объекту. Разрабатывая тематику экскурсий и лекций, обучающиеся анализировали краеведческую литературу, архивные документы и материалы библиотечного фонда, пытались сравнить старину с современностью, указывая тем самым, на разницу между обычаями и нравами минувшего времени и сегодняшними. При проведении лекций акцент ставился на посетителя музея как на активного участника диалога, экскурсовод постоянно обращался к обучающимся, тем самым побуждая их мыслить, самостоятельно находить ответ.

Алгоритм проведения экскурсий и музейных лекций, разработанный и опробованный нами на практике, следующий: 1. Момент сбора и знакомства участников диалога. 2. В начале экскурсии постановка проблемного вопроса, с целью создания ситуации интриги, тайны, загадки. 3. Непосредственный ход экскурсии с применением методов активного взаимодействия, использованием дискуссий, музейных игр. 4. Рефлексия: обсуждение экскурсии, собственных чувств, мыслей, возникших в ходе экскурсии. 5. Креативная деятельность: написание эссе, рисование, сочинение стихотворений, создание проектов, инсталляций, написание исследовательских работ.

В ходе экскурсий, проводимых по данному алгоритму, реализовались принципы активности, диалогичности, коммуникативной компетентности, креативности.

В рамках эксперимента были разработаны и проведены следующие экскурсии в музее «Русского быта»: ознакомительная экскурсия для первоклассников и будущих учеников «Здравствуй, русская изба»; ознакомительная экскурсия для обучающихся старшего и среднего звена и для родителей «Русская изба: от красного угла до бабьего закутка»; «Традиции и обычаи русской семьи», «Праздники и обряды на Руси», «Народные промыслы», «Предметы обихода».

Разработан цикл лекций и практических музейных занятий на следующую тематику: «Нравственность русича», «Достоинство и честь», «Уважение к старшим», «Трудолюбие», «Мать-природа - кормилица», «Языческая Русь», «Христианские праздники Руси», «Устное народное творчество», «Детские старинные игры», «Деревянное зодчество на Руси», «Развитие письменности на Руси», «Прядение, вышивание, шитье», «Смысл русской загадки», «Обереги русской избы» и другие. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен обучающимся, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.

В ходе экспериментальной деятельности проведено более 156 экскурсий, лекций, праздников, посиделок для учащихся школы, их родителей, будущих первоклассников, ветеранов, жителей микрорайона в музее «Отечество»: ознакомительная экскурсия «Музей «Отечество», «Страшные годы 1941-1945 гг.», «Герои Великой Отечественной войны», «Маршалы Победы», «Письма с фронта».

В музее «Отечественной войны 1812 года» тематические разделы построены по хронологическому принципу и состоят из презентационной зоны и десяти разделов: «Александр и Наполеон»; «Военные кампании 1805-1807 годов»; «Русско-французский союз»; «Подготовка к войне. 1809-1812»; «От Немана до Смоленска»; «Бородинское сражение»; «Французы в Москве»; «Изгнание неприятеля из России»; «Заграничные походы»; «Живая память о войне».

К нетрадиционным технологиям музейной педагогики, которые были применены в ходе эксперимента при проведении уроков истории, относятся: интегрированные межпредметные уроки, уроки в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин. Нетрадиционное представление учебного материала ярко представлено в ходе уроков мудрости, уроков мужества, уроков-презентаций. Практиковалось проведение уроков, основанных на имитации той или иной деятельности, например, урок-суд, дебаты в парламенте [3].

Музейный урок сохраняет преемственность с традиционным уроком, но при этом музейный урок имеет сходство с театральной деятельностью, требующей режиссуры. В связи с этим наиболее яркой и интересной формой работы в музейном комплексе, помогающей не только получать новые знания, но позволяющей раскрывать творческий потенциал, новые качества и способности обучающихся, является театрализованный праздник и мини-спектакль.

Целесообразное использование музейно-образовательной среды возможно именно через театральную деятельность, которая способствует возникновению сопричастности к историческим событиям, погружающим в определенную эпоху, вызывает ассоциации и проживания исторических ситуаций. На базе музея проходят занятия объединения дополнительного образования детской студии «Театралика».

В ходе экспериментальной деятельности в рамках работы музейно-образовательного комплекса «Отечество» обучающиеся приняли участие в следующих постановках: по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», по повести К. Симонова «Дни и ночи», по фильму режиссера Л. Быкова «В бой идут одни старики», по повести В. Быкова «Обелиск», «Военный маневр Кутузова», «Наполеон на Поклонной горе», «Деревенские посиделки». В подготовке сценария, организации, участии в театральных постановках было задействовано 42 % от общего числа обучающихся.

В системе гражданско-патриотического воспитания важное место занимала массовая работа. Охватывая разнообразную тематику, она проходила в рамках работы и на базе музейнообразовательного комплекса «Отечество». Традиционными стали массовые мероприятия, посвященные Дням воинской славы. Обучающиеся создавали проекты, исследовательские работы, альманахи, боевые листки, стенгазеты, мультимедиа-презентации. В реализации проекта приняли участие все обучающиеся образовательного учреждения.

Имели массовый характер и гражданско-патриотические акции, проводимые в школе: Вахта Памяти, посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне; «Письмо солдату»; «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»; «Моя семья в летописи Великой Отечественной...»; «Аллея Мира» (антитеррористическая акция); «Будь славен, город, добрыми делами» (добровольческая акция по шефству над памятниками и мемориалами); «Маршруты памяти» по Городам-Героям и местам сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Отечественной войны 1812 года; «Милосердие» (сотрудничество с больницей № 13 - сбор гуманитарной помощи для пожилых людей); «Эстафета доброты» (шефская, тимуровская помощь за ветеранам и участникам Великой Отечественной войны); операция «Забота» (сбор гуманитарной помощи для детей сирот).

Музейно-образовательная среда создана во многом благодаря тому, что музейнообразовательный комплекс «Отечество» гармонично вписывается в общую систему дополнительного образования. На базе этно-краеведческого музея «Русского быта» работало объединение дополнительного образования «Горница», музыкальный оркестр детских инструментов «Забавушка». В музеях «Отечество» и «Отечественной войны 1812 года» работали объединение дополнительного образования «России верные сыны» и военно-патриотический клуб «Боевой расчет».

В реализации деятельности музейно-образовательной комплекса проводилась большая поисковая работа. Поисковую группу составляли представители всех классов. Ребята помогали при оформлении экспозиций и вместе с родителями участвовали в сборе материала «Бабушкин сундук» и «Вещественные отголоски истории». Обучающиеся учились работать с литературой, справочниками, документами, знакомились с архивными материалами, обращались за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учились наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим, приобретать навыки исследовательской деятельности, защищать свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В ходе эксперимента в музейно-образовательном комплексе «Отечество» разработана карта проектов. Цель проектной деятельности: создать условия для формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающегося на примере подвигов героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны, локальных войн; расширить познавательные интересы, повысить мотивацию обучающихся через изучение героических страниц истории родной страны; формировать навыки проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Для реализации проекта «Память о войне 1812 года на улицах Москвы» обучающимся было предложено найти материал об улицах Москвы, названных именами героев Отечественной войны 1812 года, познакомиться с героическими страницами биографии этих людей; узнать историю памятников, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года; историю архитектурных сооружений и музеев.

Школьники оформили собранный материал в форме визитной карточки памятного места и представили ее на школьной научно-практической конференции «Отечество», проведенной в период недели музейного комплекса. Учащиеся 5-7 классов оформляли собранный материал в реферативной форме, а учащиеся 8-11 классов в форме исследовательской работы и компьютерной презентации, сопровождаемой рассказом учащегося. На школьной научно-практической конференции были представлены для защиты проектно-исследовательские работы по следующей тематике: «Кутузовский проспект и его памятники», «Ордена Отечественной войны 1812 года», «Бородинский мост и Триумфальная арка - памятники Отечественной войны 1812 года», «Манеж и Александровский сад», «Станции Московского метро: Багратионовская, Кутузовская, Фили».

В гражданско-патриотическом воспитании в музейно-образовательной среде большую роль играет социальное партнерство. Музейно-образовательный комплекс «Отечество» поддерживает тесные дружеские связи Советом ветеранов.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были реализованы психологопедагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в музейнообразовательной среде: направленность музейно-педагогического взаимодействия на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе учета ценностных ориентаций и социальных установок школьников, возрастной специфики восприятия музейных экспонатов; активизация работы органов ученического самоуправления по организации событийной музейной деятельности; вовлечение школьников в разнообразную проектную гражданско-патриотическую деятельность на базе использования ресурсов музейного комплекса; осуществление взаимосвязи базового и дополнительного образования по интеграции изучения тем, предусмотренных учебным планом, тематикой музейно-педагогических программ и видами внеурочной деятельности школьников; реализация механизма социального партнерства и совместной музейной деятельности педагогов, родителей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Ссылки:

1. Нечаев М.П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы: монография / под науч. ред. Третьякова П.И. М., 2010.

2. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Образование в современной школе. 2005. № 4. С. 9-12.

3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.