Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание одаренных учащихся в образовательной среде школьного музейного комплекса'

Патриотическое воспитание одаренных учащихся в образовательной среде школьного музейного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / PATRIOTIC EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM EDUCATIONAL ENVIRONMENT / GIFTED STUDENTS / PROJECT-MAKING AND RESEARCH ACTIVITIES / HISTORICAL RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич, Ахмадуллина Римма Маратовна, Каплан Анна Маратовна

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания одаренных школьников средствами музейной педагогики. Анализируются ключевые проблемы в организации данного направления воспитательной деятельности и их основные причины, в том числе и в отношении одаренных учащихся. Авторами представлено теоретическое обоснование возможностей музейной педагогики и музейной образовательной среды по патриотическому воспитанию путем реализации основных средств: музейного экспоната, музейной экспозиции и форм музейной коммуникации. Особо отмечается роль учебного проекта, позволяющего косвенно применить воспитывающее обучение, а также реализовать принцип полисенсорности познания, и описывается технология такого проекта. Особую ценность представляет описание конкретного педагогического опыта по патриотическому воспитанию одаренных учащихся путем организации музейной образовательной среды в рамках функционирования школьного музейного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF GIFTED STUDENTS IN A LEARNING ENVIRONMENT OF A SCHOOL MUSEUM COMPLEX

The article deals with patriotic education of gifted students by means of museum pedagogy and analyzes key problems and their causes in the organization of this educational activity. The authors present theoretical foundations of the possibilities that museum pedagogy and the museum learning environment provide in the sphere of patriotic education: museum exhibits, museum exhibitions and forms of museum communication. It emphasizes the role of project-making in educational practices, which enables teachers to realize the principle of polysensory acquisition of knowledge. The article also describes the technology of project-making. Of particular value is the description of specific pedagogical experiences related to patriotic education of gifted students by means of the museum learning environment in the framework of a school museum complex.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание одаренных учащихся в образовательной среде школьного музейного комплекса»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)

УДК 37.02

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО

КОМПЛЕКСА

© И.Э.Ярмакеев, Р.М.Ахмадуллина, А.М.Каплан

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания одаренных школьников средствами музейной педагогики. Анализируются ключевые проблемы в организации данного направления воспитательной деятельности и их основные причины, в том числе и в отношении одаренных учащихся. Авторами представлено теоретическое обоснование возможностей музейной педагогики и музейной образовательной среды по патриотическому воспитанию путем реализации основных средств: музейного экспоната, музейной экспозиции и форм музейной коммуникации. Особо отмечается роль учебного проекта, позволяющего косвенно применить воспитывающее обучение, а также реализовать принцип полисенсорности познания, и описывается технология такого проекта. Особую ценность представляет описание конкретного педагогического опыта по патриотическому воспитанию одаренных учащихся путем организации музейной образовательной среды в рамках функционирования школьного музейного комплекса.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, музейная педагогика, музейная образовательная среда, одаренные учащиеся, проектно-исследовательская деятельность, историческая реконструкция.

Центробежные тенденции в современном мире, стремительно меняющиеся социально-политические и экономические обстоятельства внутри стран и межнациональные конфликты, сложность международной обстановки в целом актуализировали задачи патриотического воспитания молодого поколения.

Патриотическое воспитание рассматривается как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью и результатом патриотического воспитания является формирование и развитие патриотизма [1].

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [2].

Государственными законодательными актами и нормативными документами (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и др.) определены главные направления образования и воспитания учащейся молодежи. Однако отсутствие единой государственной идеологии в отношении воспитания молодых граждан чрезвычайно затруднило реализацию его задач во всех направлениях и, в частности, в области патриотического воспитания.

В Концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы перечислены ключевые проблемы, возникшие из-за просчетов в системе гражданско-патриотичес-кого воспитания, которые при их нерешенности могут сказаться на темпах социально-экономического развития страны в целом:

- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;

- отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;

- отсутствие национальной и социокультурной самоидентификации молодежи;

- отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов [3].

«Причины этого следует искать в социальных процессах, связанных с глубинным расслоением общества, в весьма противоречивых реформах, проводимых в сфере образования подрастающего поколения, в недостаточной степени исследования проблем воспитания применительно к со-

временным условиям» [4: 4]. Исследователи также отмечают отсутствие целостности и системности воспитания, отторжение теории и практики гражданско-патриотического воспитания советского периода, утрату национальных особенностей системы воспитания, евроцен-тризм, негативное отношение школьников к своей Родине, связанное с непониманием смысла гражданственности и патриотизма в условиях современного российского общества; утверждение в качестве базовых ценностей эгоистического прагматизма, утилитаризма, потребительства; насаждение взрослыми тех или иных ценностей, стереотипов и взглядов в отношении очень сложных нравственных категорий: «патриот», «любовь к Родине», «гражданственность» и др.

[5].

Особо актуальной задачей на нынешнем этапе, на наш взгляд, является организация патриотического воспитания в отношении одаренных учащихся. Именно они, являясь интеллектуальным потенциалом нации, подрастая, составляют контингент так называемой «утечки мозгов», которую не удается остановить в течение ряда лет. Трудности патриотического воспитания одаренных школьников, помимо вышеперечисленных, могут быть обусловлены инструментальными и мотивационными аспектами их поведения, среди которых мы бы выделили: наличие своеобразного индивидуального стиля деятельности и обладание специфическими стратегиями познания действительности; высокая структурированность знаний, позволяющая системно видеть предмет и, следовательно, делать самостоятельные выводы и критически оценивать учебную информацию; повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Другими словами, методы прямого воздействия, такие как простое изложение информации, несущей патриотическое содержание, по-нашему мнению, для них абсолютно неэффективны.

Современная педагогика, рассматривая проблемы развития, воспитания и обучения одаренных детей, все большую роль отводит организации особого рода образовательной среды, создающей условия для их интеллектуального и творческого развития. Школа как один из компонентов социокультурной среды, формируя основы мировоззрения и ценностных ориентаций, несет основную ответственность за результаты

патриотического воспитания, поскольку именно в школьном возрасте ребенок наиболее восприимчив к эмоционально-психологическому воздействию, на уровне которого и происходит формирование личности. И в данном процессе музейная педагогика играет не последнюю роль. В связи с этим рассмотрим ряд ключевых понятий по проблеме нашего исследования.

Понятие музейная педагогика трактуется как «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [6: 37]. Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Музейная педагогика дает возможность «осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе» [7: 40].

Рассматривая интеллектуальное развитие одаренных школьников, важно отметить, что «основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний. При этом особенностью успешности в обучении одаренных школьников является развитие познавательных процессов» [8: 289]. Отмечается, что наилучшее восприятие информации достигается при комбинации визуальной и вербальной информации, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Именно такими характеристиками и обладает музейная информация, при восприятии которой на первое место выходит проблема механизма выбора, восприятия и освоения личностью информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, то есть его личностными установками [9].

Любой музей сможет полноценно реализовать воспитательно-образовательную функцию,

если будет работать как педагогическая система. «Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное развивающееся взаимодействие педагогов и обучаемых, ориентированное на формирование средствами искусства в условиях музейной среды творчески развитой, целостной личности» [10: 48].

Рассмотрению функций и значению музейной педагогики в образовании и воспитании посвящены работы В.М.Ахунова, А.Г.Бойко, А.В.Баку-шинского, Т.И.Галич, М.С.Жирова, Е.Ю.Лавровой, Т.П.Мышевой, Н.И.Радвил, М.В.Соколовой, М.С.Страхова, Т.А.Тархановой, М.Ю.Юхневич. Современное состояние педагогического направления в деятельности музеев отражено в работах Г.П.Бутикова, Е.Г.Вансловой, А.К.Ломуновой, Б.А.Столярова. Вопросы создания и использования школьных музеев в процессе воспитания освещаются в работах Н.П.Лощина, Г.Ю.Элькина, В.Я.Ульянова, Ю.Б.Яхно. Специфика гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики отражена в работах М.В.Борисычевой, Е.Н.Корчагина, Э.А.Муляви-ной, И.А.Полищук, Е.С.Симаковой, Л. С.Холто-биной.

Музейная образовательная среда представляет собой часть социокультурного пространства, объединяющая элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, в ее состав включены три взаимосвязанных элемента: музейный предмет (экспонат), музейная экспозиция и музейная коммуникация.

В нашей работе исследовался опыт патриотического воспитания одаренных школьников в музейной образовательной среде на примере организации музейного комплекса «Страницы истории нашей», открытого на базе школы № 64 г. Казани к 70-летию Великой Победы. В него входят два музея: «Память сердца» и «Сражения войны в миниатюрах».

Исследователи определяют основные направления реализации патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краевед-ческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, гражданско-патриотическое и ге-роико-патриотическое [11]. В соответствии с данными направлениями музейная деятельность школьников осуществляется в формах: историческая реконструкция, проектно-исследовательс-кая деятельность гражданско-патриотической и героико-патриотической направленности, поисковая краеведческая работа.

Начинался музейный комплекс со скромного музейного уголка, посвященного боевому пути

мотострелковой бригады, прошедшей путь до Берлина. Основатель уголка боевой славы - учитель истории Н.А.Кузьмин, воевавший в 33-ей мотострелковой гвардейской бригаде и прошедший всю войну, рассказывал своим ученикам о сражениях, в которых принимал участие, и особенностях военного быта, о своих товарищах, геройски погибших или продолжающих трудиться в мирное время. Вместе с учащимися они начертили схему боевого пути бригады, записали воспоминания фронтовиков. Результаты поисковой деятельности учащихся оформились в стенды и витрины. Учащиеся встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, бережно собирали реликвии. Музейный фонд пополнялся письмами с фронта, рассказами о фронтовых буднях, героических подвигах участников войны, о трудностях тыловой жизни, когда вся страна работала под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Некоторые участники войны или их родственники представили в фонд музея фронтовые медали, ордена, фотографии военных лет.

В музейном фонде также появились уникальные экспонаты, не связанные напрямую с ВОВ, но изготовленные в военные годы. Привезли из деревни старую ножную прялку. На ней во время войны пряли шерсть, из которой вязали носки и отсылали на фронт. Дедушка одного из учеников изготовил динамичную самодельную деревянную игрушку, которой играли дети его поколения, чье детство пришлось на войну. Появилась настоящая швейная машинка фирмы «Зингер», изготовленная еще до войны. С ней прабабушка одного ученика эвакуировалась из области военных действий. Именно эта машинка кормила всю семью в эвакуации и помогла вернуться на родину. Появилось несколько фонарей военных лет -«Летучая мышь». Учащиеся в ходе поисковой деятельности выяснили, что «Летучая мышь» -название немецкой фирмы, разработавшей этот керосиновый светильник и начавшей их производство еще в XIX веке. Название фирмы звучало как «Fledermaus», что в буквальном переводе с немецкого и означает «летучая мышь». Так, учащиеся, занимаясь поисковой деятельностью, стали более детально изучать мировую историю, мировую культуру.

Постепенно музей стал пополняться экспонатами, связанными не только с военным временем. Родители учащихся, их родственники, посетители музея стали приносить экспонаты, относящиеся к довоенному и послевоенному времени, все, что дорого нашим сердцам. Музей получил название «Память сердца». Появился радиоприемник 1953 года изготовления, жесткий послевоенный чемодан. Выпускники, отслужившие

в армии, дарили свою форму и рассказы о военной службе, которые бережно записывались и затем транслировались во время экскурсий и музейной коммуникации.

В настоящее время музейная коммуникация осуществляется на трех языках: русском, татарском и английском. Экскурсоводы из числа учащихся (в основном это именно одаренные дети) самостоятельно составляют и проводят экскурсии по музею. На базе музея проходят встречи с ветеранами, проводятся патриотические мероприятия для школьников и дошкольников. Музей «Память сердца» является базой не только для патриотического воспитания учащихся, что само по себе трудно переоценить, но и позволяет глубже изучать такие общеобразовательные дисциплины, как история, литература, обществозна-ние, татарский язык, английский язык.

Помимо музейных экспонатов и различных форм музейной коммуникации, важную роль в работе комплекса играет экспозиция, основанная на исторической реконструкции. Историческая реконструкция как форма патриотического воспитания отражает принцип исторической и социальной памяти, осуществляет связь времен, выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа. Ее основной целью является развитие гражданственности, патриотизма, то есть формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Основным методом в процессе исторической реконструкции является проектно-исследова-тельская деятельность школьников. Данный метод был выбран не случайно. Само патриотическое воспитание традиционно осуществляется методами «прямого» воздействия, в то время как метод проектов позволяет наиболее эффективно реализовать его путем косвенного применения воспитывающего обучения. Он также позволяет реализовать принцип полисенсорности познания, который предполагает, что поиск информации должен осуществляться с привлечением всех органов чувств и систем организма.

Три года назад в школе в рамках дополнительного образования был организован кружок «Арсенал». Вначале он создавался как кружок технического творчества, а затем трансформировался в музей «Хроника войны в миниатюрах» и стал самым настоящим центром изучения истории военного прошлого России, изучения вооружения и военной техники. В процессе исторической реконструкции на занятиях учащиеся создают модели-миниатюры и макеты, изобра-

жающие отдельные эпизоды знаковых сражений Великой Отечественной войны. При изготовлении миниатюр и макетов используются имеющиеся в продаже и выполненные заводом-изготовителем заготовки для склеивания фигурок солдат и моделей боевой техники. Применяются и такие материалы, как гипс, фанера, шпон, клей, монтажная пена, герметик. В работу идет и различный природный материал, камни различного размера, песок, цемент, стекло, ткань, пластик и т. д.

На день открытия музейного комплекса, которое состоялось накануне празднования юбилея Победы, музей «Хроника войны в миниатюрах» представил панораму макетов основных сражений и важных моментов Великой Отечественной войны.

Нападение на Советский союз, бои за Брестскую крепость, за Москву, за Сталинград, за Керчь, освобождение украинской деревни и городов Европы от немецко-фашистских захватчиков, битва за Берлин - вот далеко не полный перечень отдельных экспозиций макетов и миниатюр.

Работа над проектом создания той или иной миниатюры, макета начинается с просмотра фотографий, кадров кинохроники, кадров художественных фильмов, где особое внимание обращается на боевую технику, поля сражений, жизнь и быт солдат, время года, форму одежды, фортификационные сооружения, оружие и т.д. Выбирается масштаб миниатюры. Когда выбрано наиболее заинтересовавшее учащихся сражение, начинается работа над проектом, которая включает в себя несколько этапов.

Вначале определяется время года и местность, где происходило действие. Далее составляется схема будущей военно-исторической реконструкции, где указываются ландшафт, объекты, военная техника, солдаты. Выбираются комплекты макетов солдат и аксессуаров, техники и вооружения (танки, пушки, самолеты, полевые кухни и т.д.). Макеты собираются, склеиваются и раскрашиваются. Это кропотливая работа, требующая различного уровня умений и навыков. Поэтому в кружке занимаются учащиеся со 2-го по 11-ый класс, обладающие навыками разного уровня. При изготовлении мелких деталей у младших школьников развивается моторика кистей и пальцев рук. Они любят изготавливать детали интерьера в разрушенных зданиях, собирать очень маленькие детали: книжки, игрушки, зеленые насаждения, флюгера.

После подготовки всех составляющих проекта учащиеся приступают к созданию местности, конструируют фортификационные сооружения,

блиндажи, здания, огневые точки. На этом этапе требуется полная историческая достоверность. Одаренные дети углубленно работают с исторической литературой, изучают спутниковые карты местности (привлекаются знания по географии, геометрии), особенности градостроения и военной техники. Для большей достоверности имитации огня устанавливается светодиодная подсветка. Монтируются электрические цепи, при изготовлении которых не обойтись без знания физики.

Последний этап - расстановка людей и техники на заранее подготовленные места. Этот процесс наиболее продолжителен, так как требует следующую работу: закрепление объектов на местности с помощью клея, имитации пожаров и взрывов техники и зданий, дополнение миниатюры необходимыми элементами (кустарники, деревья, воронки от снарядов, следы от техники, сугробы, линия электропередач, минные поля, костры и многое другое). Одаренные учащиеся готовят специальные исследования, в которых привлекаются знания истории Великой Отечественной войны в целом и истории отдельных сражений в частности.

В честь 70-летия Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией был изготовлен макет «Бои на улицах Берлина». Это был большой коллективный проект, начатый в январе 2014 года и законченный в августе 2014 года. В процессе подготовки школьники изучили множество документальных материалов, литературных источников, просмотрели фрагменты художественных фильмов.

Результатом долгой и упорной работы учащихся стало первое место в Республиканском конкурсе в номинации «Стендовая модель» и постоянное участие в городских, республиканских и всероссийских выставках и конкурсах.

Два таких разных, но посвященных одной теме музея объединены в целостный музейный комплекс «Страницы истории нашей» тематическими стендами: «Великая война великого народа» и «Памяти павших будем достойны». На стендах размещается постоянно обновляющаяся информация о сражениях ВОВ, о военной технике, военных наградах, сочинения учащихся на патриотическую тематику и др.

Таким образом, посредством создания му-зейно-образовательной среды в школе №64 комплексно решается проблема патриотического воспитания учащихся, реализуется межпредметная интеграция, а также обеспечивается интеллектуальное развитие и формирование универсальных учебных действий.

Музейная деятельность одаренных школьников обеспечивает им свободу выбора в направле-

нии интеллектуального и творческого развития, позволяет осуществлять наиболее эмоционально окрашенную, мотивационно оправданную и интересную познавательную деятельность.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта РГНФ «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей», проект №14-16-16009 а(р).

1. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. URL: http://www.dissercat.com/ content/teoriya-i-praktika-podgotovki-budushchikh-uchitelei-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashchi (дата обращения: 28.10.2015).

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (дата обращения: 26.10.2015).

3. Концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015. URL: www.rostov-gorod.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).

4. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. -300 с.

5. Полищук И.А. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания школьников в му-зейно-образовательной среде. URL: http://www.dissercat.com/content/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-muzeino-obrazovatelnoi-srede (дата обращения: 30.10.2015).

6. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 37 - 43.

7. Склярова Т. В. Роль музейной педагогики в граж-данско-патриотическом воспитании старшеклассников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 6. - С. 37 - 43.

8. Фахрутдинова Р.А., Ахмадуллина Р.М. Развитие памяти одаренных школьников на младшем этапе обучения (на материале экспериментального исследования) //Филология и культура. - 2014. - № 3(37). - С. 288 - 294.

9. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. URL: http://www.dissercat.com/content/ muzeinaya-pedagogika-v-sovremennom-sotsiokulturnom-obrazovatelnom-kontekste (дата обращения: 30.10.2015).

10. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 140 c.

11. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

PATRIOTIC EDUCATION OF GIFTED STUDENTS IN A LEARNING ENVIRONMENT OF A SCHOOL MUSEUM COMPLEX

I.E.Yarmakeev, R.M.Akhmadullina, A.M. Kaplan

The article deals with patriotic education of gifted students by means of museum pedagogy and analyzes key problems and their causes in the organization of this educational activity. The authors present theoretical foundations of the possibilities that museum pedagogy and the museum learning environment provide in the sphere of patriotic education: museum exhibits, museum exhibitions and forms of museum communication. It emphasizes the role of project-making in educational practices, which enables teachers to realize the principle of polysensory acquisition of knowledge. The article also describes the technology of project-making. Of particular value is the description of specific pedagogical experiences related to patriotic education of gifted students by means of the museum learning environment in the framework of a school museum complex.

Key words: patriotic education, museum pedagogy, museum educational environment, gifted students, project-making and research activities, historical reconstruction.

1. Ippolitova N.V. Teoriya i praktika podgotovki bu-dushhix uchitelej k patrioticheskomu vospitaniyu uchashhixsya. URL: http://www.dissercat.com/ con-tent/teoriya-i-praktika-podgotovki-budushchikh-uchitelei-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashchi (accessed: 28.10.2015). (in Russian)

2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (accessed: 26.10.2015). (in Russian)

3. Koncepcii federal'noj celevoj programmy «Molodezh' Rossii» na 2011-2015. URL: www.rostov-gorod.ru/ (accessed: 30.10.2015). (in Russian)

4. Grevceva G.Ya., Ciulina M.V. Vospitanie grazhdan-ina i patriota: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. -Chelyabinsk: Izd-vo «Cicero», 2014. - 300 s. (in Russian)

5. Polishhuk I.A. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov v muzejno-obrazovatel'noj srede. URL: http://www.dissercat.com/ content/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-muzeino-obrazovatelnoi-srede (accessed: 30.10.2015). (in Russian)

6. Stolyarov B.A. Pedagogika xudozhestvennogo muzeya: istoriya i sovremen-nost' // Vospitanie shkol'nikov. - 2002. - №7. - S. 37 - 43. (in Russian)

7. Sklyarova T.V. Rol' muzejnoj pedagogiki v grazhdan-sko-patrioticheskom vospitanii starsheklassnikov // E'konomicheskie i gumanitarnye issledovaniya re-gionov. - 2014. - № 6. - S. 37 - 43. (in Russian)

8. Faxrutdinova R.A., Axmadullina R.M. Razvitie pa-myati odarennyx shkol'nikov na mladshem e'tape obucheniya (na materiale e'ksperimental'nogo issle-dovaniya) //Filologiya i kul'tura. - 2014. - № 3(37). -S. 288 - 294. (in Russian)

9. Mysheva T.P. Muzejnaya pedagogika v sovremen-nom sociokul'turnom obrazovatel'nom kontekste. URL: http://www.dissercat.com/content/muzeinaya-pedagogika-v-sovremennom-sotsiokulturnom-obrazovatelnom-kontekste (accessed: 30.10.2015). (in Russian)

10. Troyanskaya S.L. Muzejnaya pedagogika i ee obra-zovatel'nye vozmozhnosti v razvitii obshhekul'turnoj kompetentnosti: Uchebnoe posobie. - Izhevsk: Asso-ciaciya «Nauchnaya kniga», 2007. - 140 c. (in Russian)

11. Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom ob-shhestve. Monografiya. - Volgograd: NP IPD «Av-torskoe pero», 2006. - 172 s. (in Russian)

Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Yarmakeev Iskander Engelevich - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Ахмадуллина Римма Маратовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Akhmadullina Rimma Maratovna - PhD in Pedagogy, Department of Educational Technology and Information Systems in Philology, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Каплан Анна Маратовна - директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64» Московского района г. Казани.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]

Kaplan Anna Maratovna - headmistress of "Secondary School No. 64", Moscow District, Kazan.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 05.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.