Научная статья на тему 'Музейная педагогика как методологическая основа организации деятельности школьного музея'

Музейная педагогика как методологическая основа организации деятельности школьного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриади И. П., Козлова Л. К.

в статье рассматривается широкий круг проблем одного из направлений педагогической науки музейной педагогики. Представлены исторические предпосылки ее зарождения, потенциалы музеев в решении задач гражданского и патриотического воспитания молодежи, реализации задач образования. Дан анализ специфики и возможностей музеев образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. В связи с выявленной спецификой в организации школьных музеев и осуществлении их деятельности рассматривается необходимость разработки теоретических основ их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика как методологическая основа организации деятельности школьного музея»

- развитие коммуникативных навыков культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

- активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

- формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Представленные материалы объединены общими методологическими и

организационными подходами организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, социально-педагогическая деятельность по организации «безбарьерной среды» в условиях дошкольного образовательного учреждения строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, главными составляющими которого является как усилия специалистов и содержательные методологические взаимосвязи, так и собственная активность ребенка и его семьи.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 3 - М. 1983. - С. 39-49.

2. Липский И.А. Социальная педагогика: методологич. анализ: учебное пособие. - М. 2004. С.45.

3. Региональный обзор политики в области качества воспитания детей дошкольного возраста в городе Москве / Методическое пособие. Сост. Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова. - М. 2012. С.47.

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М, 2000. - С.35.

5. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань, 2001. С. 107.

6. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5, с.100-106.

И.П. Андриади Л.К. Козлова

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

MUSEUM PEDAGOGICS AS A METHODOLOGICAL BASIS OF ORGANIZATION

OF THE SCHOOL MUSEUM ACTIVITIES

Аннотация: в статье рассматривается широкий круг проблем одного из направлений педагогической науки - музейной педагогики. Представлены исторические предпосылки ее зарождения, потенциалы музеев в решении задач гражданского и патриотического воспитания молодежи, реализации задач образования. Дан анализ специфики и возможностей музеев образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. В связи с выявленной спецификой в организации школьных музеев и осуществлении их деятельности рассматривается необходимость разработки теоретических основ их функционирования.

Ключевые слова: музейная педагогика, школьный музей, патриотическое воспитание.

© И.П. Андриади, Л.К. Козлова, 2012

Abstract: the article deals with a wide range of problems in one of the areas of pedagogy - the museum pedagogy. Presents the historical background of its origin, the potentials of museums in the solution of tasks of civil and patriotic education of youth, the implementation of the objectives of education. The analysis of specific and general education opportunities for museums-state institutions in the contemporary socio-economic conditions. In connection with the identified characteristics in the organization of school museums and implementation leniya their activities, addresses the need for theoretical foundations of their operation.

Keywords: museum pedagogy, school museum, patriotic education.

Все большую самостоятельность в педагогической науке приобретает такое отраслевое направление как музейная педагогика. В этой тенденции отражаются самостоятельные потенциалы музеев в решении задач гражданского и патриотического воспитания. Особое значение развитие научных потенциалов этой отрасли педагогики приобретает в работе с учащейся молодежью, в создании и организации деятельности школьных музеев.

Предпосылкой зарождения музейной педагогики явилось осознание музея как института образования, что получило свое отражение в трудах ученых различных стран и в деятельности конкретных музеев уже во второй половине XIX века. Однако сам термин появился значительно позднее. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Немецкий специалист Г. Фройденталь в книге «Музей - образование - школа» (1931) представил методику работы со школьниками при активном взаимодействии сотрудника музея с учителем. Первоначально этот термин обозначал участие музея в учебно-воспитательном процессе школы, но затем содержание понятия изменялось и получало различные трактовки.

Утвердившаяся в 1980-90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика» обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. В силу междисциплинарного характера музейной педагогики основной её понятийный аппарат и составляют категории этих дисциплин [3]. Предметом музейной педагогики, как научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.

Образовательно-воспитательный процесс на базе музея - существенная составная часть деятельности музея, и является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других формах коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Как отмечают многие исследователи (Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич и др.), значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте, что определяет возможность повысить социальный статус и уровень общения музея с аудиторией, актуализировать все формы его деятельности.

Область наших интересов концентрировалась на деятельности школьных музеев. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из основных направлений воспитательной работы в школе. Наблюдается тенденция роста актуальности этой направленности в воспитательном процессе.

Особая роль в этой работе отводится военно-историческим музеям образовательных учреждений. Музей является местом, где учащиеся не только приобретают знания, но и воспринимают накопленный исторический опыт, усваивают эстетические ценности, получают мировоззренческий и эмоциональный заряд.

Экспозиция большинства школьных музеев посвящена подвигу советских людей на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, рассказывает о значении и цене победы. Создаются экспозиции об участниках «афганской войны», боевых действий в Чечне и других «горячих точках».

Подлинные предметы в музейных экспозициях позволяют учащимся лучше узнать и пережить то или иное историческое событие.

На школьные музеи возлагается многое в целостном воспитательном процессе, в этой связи актуально рассмотреть общее и особенное, специфичное в создании и организации его деятельности. Грамотное управление этим процессом во многом детерминировано целями и задачами создания музея, условиями его деятельности, потенциальной аудиторией, которой преимущественно адресована работа специалистов музейного дела. На выявление закономерностей, и в тоже время специфичности в организации школьного музея и осуществления его эффективной деятельности направлено наше исследование; мы стремились выявить общее и особенное в деятельности школьного музея, его образовательно-воспитательный потенциал в патриотическом воспитании учащихся. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, что также нашло свое отражение в наших научных изысканиях.

Направление поиска новых форм и методов работы школьных музеев обозначено в решении совместной коллегии Департамента образования города Москвы и Московского городского совета ветеранов «О совершенствовании работы по развитию музеев в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы и повышении их роли в патриотическом воспитании учащихся» от 17 апреля 2008 года № 3-3, а также в приказе Департамента образования города Москвы от 17 июля 2008 года № 418 «О совершенствовании системы развития музеев в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы». Этим документом введены должности педагога-организатора (руководителя музея) и документоведа (специалиста по работе с фондами). В связи с этим меняется статус школьного музея, он становится структурным подразделением государственного образовательного учреждения. Возникает потребность в методическом обеспечении работы музейных педагогов школы.

О специфике организации и работы школьных музеев говорят ряд исследователей. В частности в работах М.Ю. Юхневич специфика школьного музея определяется следующими положениями:

• школьный музей - это музей для детей и руками детей. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия, выпускники и пр.), являются и его основными «пользователями».

• он уникален тем, что строит свою работу на основе вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, а также помощников и партнеров.

• музей образовательного учреждения отличается от других музеев и тем, что он интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием.

• музей образовательного учреждения включен в жизнь местного сообщества. «Качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - связями с близлежащими предприятиями и учреждениями, местными средствами массовой информации и, наконец, жителями района (прежде всего, проживающими на данной территории родителями учащихся и выпускников школы).

Благодаря сочетанию всех названных качеств и возникает этот образовательный феномен - школьный музей. Выявление специфики школьного музея позволяет уточнить его сущность. Представленность музейной педагогики в деятельности школьного музея начинается с того момента, когда создание музея только планируется, и охватывает все направления его деятельности.

В настоящее время во многих школах к созданию экспозиций привлекаются профессиональные художники, дизайнеры, музееведы. И созданные ими музеи по эстетике оформления, наличию подлинных музейных предметов способны конкурировать с государственными. Однако принципиально неверно сначала создать музей, а потом уже пригласить в него детей. Такой музей останется для них чужим. Необходимо вместе с учащимися разрабатывать проект будущего музея, собирать материал, под руководством профессионалов участвовать в создании экспозиции. Так, музей «Героев Советского Союза - жителей Хорошевского района» школы-интерната № 42 САО был создан с помощью ветеранов района и учащихся. Ребятами была проделана кропотливая поисковая работа, вместе с председателем Совета ветеранов района Маргаритой Николаевной Шишовой они ходили к ветеранам домой, уточняли списки ветеранов, проживающих в районе, обращались за помощью в РЭУ, искали родственников героев, ныне проживающих в других районах Москвы.

Таким образом, были установлены имена Героев Советского Союза - жителей Хорошевского района, найдены фотографии, документы, личные вещи. Когда материал был собран, оказалось, что жители Хорошевского района, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, участвовали во всех крупнейших битвах Великой Отечественной войны: Московской, Сталинградской, Курской, в освобождении Крыма, Польши, взятии Берлина.

Итогом стала уникальная экспозиция «Военный подвиг в годы Великой Отечественной войны», каждый стенд которой рассказывает об одном из сражений Великой Отечественной войны и о совершенном подвиге земляка - Героя Советского Союза, жителя Хорошевского района. Экспозиция постоянно пополняется за счет экспонатов, передаваемых учащимися и учителями, так как тематико-хронологический метод позволяет внедрять новые документы в общую структуру. То, что музей посвящен землякам, известным школьникам, родственникам их товарищей и учителей, производит сильное впечатление на ребят, побуждает их интересоваться историей своей семьи, города и страны.

Школьный музей заставил детей по-новому взглянуть на ветеранов, почувствовать, что пришлось пережить этим людям, появилось желание им помочь. Дети стали приходить к ним домой, приносить лекарства, читать газеты и книги. В школе был объявлен конкурс на лучшие проекты поздравительной открытки ветеранам. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, способствует формированию личности подростка.

Значительную роль в воспитании учащихся играет поисково-исследовательская работа.

Деятельность музея Боевой Славы защитников Отечества школы № 1688 неразрывно связана с работой поискового отряда «Рубеж». Основой экспозиции являются экспонаты, привезенные поисковым отрядом из экспедиций по местам боевой славы. В музее создана диорама «Битва за Берлин». Большой интерес вызывает часть экспозиции, посвященная обнаруженному советскому самолету ЛаГГ-3, погибшему в 1942 году. Самолет был найден поисковым отрядом «Рубеж» совместно с поисковой группой «Экипаж» весной 2006 года в Тверской области. По номеру двигателя, личным вещам, документам и письму, находившимся у летчика, сейчас разыскиваются родственники героя. Поисковой экспедиции в Тверской области предшествовала работа в Центральном архиве Министерства обороны, где ребята изучили архивные документы, карты и схемы боевых операций в августе 1942 года. «Когда нам удается свести две ниточки воедино,

отыскать близких, сообщить им весть, которую ждали более полувека, понимаешь, что трудности стоили того, - не скрывает гордости за свою работу и работу поискового отряда руководитель музея Олег Юрьевич Окопный. - А главное, ребята при деле и ни за что не променяют наше серьезное мужское дело на бесцельное времяпрепровождение».

Педагогические задачи в деятельности школьных музеев отражаются не только в разработке новых методик, программ, экспозиций музея, но и в создании условий для привлечения к этой деятельности учащихся в целях усиления их субъектности в реализации школой образовательно-воспитательных задач. В школьном музее учащиеся имеют возможность заниматься исследованием подлинных музейных предметов, являющихся энергоносителем памятников истории и культуры. Подлинность документа рождает подлинность чувства у школьников, работающих с этими документами, эмоциональные переживания, соучастие. Созданные ими исследовательские работы - это результат воздействия музейной педагогики на конкретного ребенка, а с другой стороны -попытка выразить свое отношение к исследуемому предмету и оставить музею свидетельства своих чувств и переживаний.

Руководитель военно-исторического музея одной из московских школ привлек к работе музея Сашу К., несколько лет состоявшую на учете в детской комнате милиции. Разбирая вместе с педагогом архивные документы, Саша заинтересовалась одной фронтовой фотографией, на которой были изображены девушки-зенитчицы. Девочке захотелось узнать, к какому периоду войны относится эта фотография и кто на ней изображен. Она стала изучать документы, хранящиеся в школьном музее, прочитала историю 11 ОЗАД РГК, консультировалась в государственных музеях, вместе с руководителем музея написала письмо в Подольский архив МО РФ. В результате проведенного исследования Саше удалось выяснить, кто изображен на фотографии и к какому периоду войны она относится, и одновременно она узнала много интересного о боевых эпизодах зенитчиков, их жизни, фронтовых буднях. Исследовательской работе «О чем может рассказать одна фронтовая фотография» жюри определило 1 -е место в окружном конкурсе, посвященном 65-летию Победы. Соприкосновение с героическим прошлым девчонок и мальчишек, которые в 1941 году стали на защиту своей Родины, не прошло бесследно. Саша стала активистом музея, принимала участие в слетах, и попутно - улучшилась ее успеваемость, и незадолго до участия в конкурсе она была снята с учета в комнате милиции. Приведенный пример позволяет говорить о личностно-ориентированном воздействии музейной педагогики.

Ряд новых технологий, которые предлагает музейная педагогика позволяет обогатить новым содержанием такие формы традиционной деятельности как лекции, экскурсии, конференции, семинары, включить в образовательный процесс современные видео и мультимедийные технологии. Одной из основных форм работы музея является экскурсия. Поиск и использование интересных форм и приемов организации экскурсий в школьном музее - это тот краеугольный камень, который в достаточно большой степени определяет эффективность музейно - экскурсионного действия. Зачастую руководители музеев предлагают школьникам готовый текст экскурсии. Автором статьи разработана методика создания авторской экскурсии военно-исторического музея, в основе которой лежит проведение исследовательской работы, изучение музейных предметов. Разработка поможет в овладении специальными приемами и методами ведения экскурсии, использования музыкального сопровождения, разработать и применить инновационные, интерактивные методики: исторической игры, конкурсов, викторин, экскурсий с элементами театрализации.

Экскурсоводы школьного музея - учащиеся, и задача музейного педагога заключается не только в том, чтобы научить их основам проведения экскурсии, но и дать навыки использования принципов музейной педагогики при работе с детской аудиторией. Экскурсовод школьного музея должен провести свое исследование, стараясь увидеть за датами и фактами биографии характер человека, чтобы получился яркий,

живой рассказ о герое. В школьной экскурсии желательно применять приемы, построенные на интерактивной методике, вовлекающей учащихся в активную творческую деятельность.

Как показали исследования, воздействие музея может быть успешным только в том случае, если человек, пришедший в музей, не пассивный посетитель, а соучастник разворачивающегося действа. Необходимо вовлекать аудиторию в чувственное восприятие, проявление эмоций, к сопереживанию событий, фактов, явлений, поступков, о которых идет рассказ. Воспитание эмоций, развитие воображения, фантазии, творческой активности - это потенциал музея в стимулировании становления личности подрастающего поколения. Причем, «активными» в музее являются не только глаза, уши, руки ребенка, но и сознание, интеллект, эмоциональная сфера, побуждающие его к творчеству. Школьные музеи активно вовлекаются в проектную деятельность учащихся разных возрастных групп, очень часто объединяя их в коллективном творчестве.

Во время экскурсии происходит не только «диалог» с экспозицией, здесь специально провоцируются самые различные формы проявления активности детей. Здесь все можно трогать, исследовать, изучать выставленные предметы, осваивать новые для себя социальные роли. В экскурсионной работе эффективно используется вопросно-ответный метод. Также в экскурсию можно включать сценарные фрагменты игр, театрализацию. Театрализованная экскурсия представляет собой интерактивные действия, которая ведется от имени какого-то персонажа. Например, при проведении экскурсии в военно-историческом музее, посвященном битве под Москвой, экскурсию ведет «солдат», участник этой битвы. И эта битва предстает перед школьниками через восприятие событий ее участниками, находящимися в окопах, у прицелов орудий, в башнях танков, кабинах самолетов, в цехах предприятий или на крышах московских домов. Включение театрализации в экскурсию дает возможность школьникам пройти вместе с участниками боев 1941 года весь путь испытаний, выпавших на их долю, понять, что двигало ими в самые критические моменты битвы, восхититься нравственной красотой их подвига. Она дает возможность почувствовать щемящую горечь утрат и оценить их заслуги перед последующими поколениями.

В школьных музеях, в отличие от государственных, ребята сами вместе с учителями создают культурно-образовательные программы. В школе № 229 Зеленоградского ОУО был проведен общешкольный конкурс исследовательских работ по теме «Защитники Родины в истории моей семьи». Учащимися школы была проделана серьезная исследовательская работа, благодаря которой фонды музея пополнились фронтовыми письмами, фотографиями, извещениями и другими материалами. Казалось бы, цель, поставленная организаторами конкурса, достигнута. Но под впечатлением от историй, услышанных от родных и близких - о том, как молодые парни и девушки уходили на войну, писали письма, проносили через годы любовь и верность - дети придумали и поставили спектакль по мотивам фронтовой переписки и истории жизни ветеранов. В состав команды, работающей над музейным спектаклем, вошли члены Совета музея и актив, возникший на первом, исследовательском, этапе работы. Так в сотворчестве ветеранов, педагогов и учащихся был создан спектакль «Двадцать третьего года рождения», в котором актерами также стали сами ребята. Приведенный пример раскрывает еще одну особенность в деятельности школьного музея. Специфика музейной информации делает музей не просто воспитателем, а воспитателем чувств.

Деятельность военно-патриотических музеев оказывает влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие ребята, активисты музея, становятся профессиональными военными, работниками правоохранительных органов, корреспондентами. Военно-исторический музей 262-й Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени Демидовско-Хинганской стрелковой дивизии школы № 1446 создан более двадцати лет назад. Проводимые в музее встречи с ветеранами дивизии,

поисково-исследовательская работа способствовали тому, что многие ребята школы выбрали профессию защитника Родины. Одним из активистов музея был Евгений Писаренко, который, в частности, участвовал в акциях по сбору вещей для военнослужащих, проходящих службу в «горячих точках», переписывался с ними. По окончании школы он был призван в ряды ВС РФ и проходил службу в составе объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе. Вскоре в школу от командира воинской части пришло благодарственное письмо, в котором говорилось, что награжденный знаком войскового объединения «За отличие», а также грамотами и ценными подарками старший сержант Е.В. Писаренко стал примером для своих сослуживцев и надежной опорой для командного состава. В дальнейшем Евгений планирует связать свою жизнь с армейской службой. И как признается он сам, на его выбор повлияла работа в школьном музее. В 2010 году активистами музея создан по воспоминаниям ветеранов документальный фильм «Нити времен», посвященный 65-летию Победы. В том же году некоторые ребята, принимавшие участие в создании фильма, поступили в Государственный институт телевидения и радиовещания, решив стать военными корреспондентами.

Центром военно-патриотического и гражданского воспитания ведется планомерная работа по методическому обеспечению музейно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Ежеквартальные семинары, проводимые Центром с участием руководителей школьных музеев, методистов окружных управлений образования, регулярный выпуск рекомендаций и методических пособий способствуют совершенствованию работы школьных музеев. Инновации в музейно-педагогической работе апробируются в музеях образовательных учреждений, входящих в городскую экспериментальную площадку «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях» в рамках разработанной программы «Теория, методика и опыт создания и использования школьного музея в учебно-воспитательной работе».

Следует отметить, что опыт работы в экспериментальных школах сразу выявил проблему, которая заключалась в том, что подавляющее большинство руководителей музеев - педагоги-предметники, не имеющие специальных музееведческих знаний. Общим недостатком было неумение работать с музейным предметом. Поэтому на современном этапе возникла необходимость научной разработки теории и методики музейной педагогики применительно к деятельности музея образовательного учреждения. Музей востребован, о чем свидетельствует статистика роста музеев в России и Москве (см. рис. 1).

В Москве количество музеев образовательных учреждений растет быстрыми темпами. На сегодняшний день их число достигло 1616 единиц. По данным учета 1995 г. в образовательных учреждениях Москвы было 499 музеев, 3/4 из них составляли музеи военно-исторического профиля. По итогам регистрации 2005 гг. музеев насчитывалось 946 единиц, то есть в 2 раза больше, в 2010 их стало 1439 (см. рис. 2).

В современных условиях, когда перед школой стоят проблемы оптимизации процессов обучения и воспитания учащихся, на основе включения музейного предмета и музейной экспозиции в учебный процесс педагог оказывается вооруженным новыми методами образования. Однако эффективность деятельности музеев образовательных учреждений находится в прямой зависимости от умения педагогов такую работу проводить.

Как показывает проведенное исследование и выявленные тенденции, такое отраслевое направление педагогики как «Музейная педагогика», нуждается в обогащении собственно теории и технологии организации деятельности школьных музеев. Разработка теории и методики организации деятельности школьного музея в целостном воспитательном процессе образовательного учреждения поможет руководителям музеев в патриотическом воспитании подрастающего поколения, а,

главное - поможет превратить музей в творческую лабораторию, живой организм, способствующий воспитанию гражданина - патриота.

Количество

вновь регистрируемых школьных музеев в России с 1985 по 2011 годы

Рис. 1

Динамика роста количества военно-исторических музеев в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы

■ Количество музеев всех профплей в образовательных учреждениях

Количество военно-исторических музеев в образовательных учреждениях

Рис. 2

Литература

1. Деятельность военно-исторического музея - эффективная форма патриотического и гражданского воспитания молодежи. Методические рекомендации / под ред. Директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы генерал-полковник Акчурина Р.С. - М: Армпресс, 2009. - 162 с.

2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев / Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. - М: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1997. - С. 55-58.

3. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. - М: Высшая шк., 1998. - 283 с.

4. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 432 с.

5. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) / М.Ю. Юхневич // - М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре». - 2007. - 168 с.

А.В. Богданова

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

THE PROBLEM OF TEACHING PUPILS INTONATION EXPRES SIVENE S S

IN THEIR DIALOGUE SPEAKING

Аннотация: в статье представлена полученная опытным путем характеристика диалогических и интонационных умений младших школьников, методической готовности педагогов к осуществлению работы по их развитию.

Ключевые слова: диалог, интонация, интонационные и диалогические умения, интонационная выразительность диалогической речи.

Abstract: the article represents the description of primary school pupils' skills in intonation and dialogue, teachers ' methodological preparedness to work at their development.

Keywords: dialogue, intonation, intonation and dialogical skills, intonation expressiveness of dialogue speaking.

Актуальность проблемы обучения младших школьников диалогической речи и развития ее интонационной стороны объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, современным обществом востребованы люди, обладающие мастерством диалогического общения, интонационная выразительность которой является показателем общей культуры человека [2, 5]. Во-вторых, формирование речи ребенка в онтогенезе начинается с практического овладения интонационными способами выражения эмоций, позже - именно с диалогической формы речи [1, 2, 3]. В-третьих, младший школьный возраст является сензитивным в развитии речи ребенка, что позволяет эффективно совершенствовать имеющиеся речевые умения, вовремя их корректировать [3, 4, 6]. В-четвертых, необходимость развития интонационной стороны диалогической речи объясняется особенностями современного образовательного процесса, имеющего общую гуманитарную, коммуникативную направленность и характеризующегося всемерным внедрением стратегии проблемного обучения, что непременно придает обучению диалогический характер [2, 3]. Наконец, само содержание начального курса русского языка требует усиления внимания к интонации, так как интонационные умения лежат в основе усвоения младшими школьниками элементов синтаксиса, пунктуации, обучения их выразительному чтению (Т.И. Зиновьева, Т.А. Ладыженская, А.С. Львова, Н.И. Махновская, С.А. Никишова, М.С. Соловейчик, О.В. Филиппова, Г.П. Фирсов, А.Ю. Чирво, А.И. Шпунтов и др.).

© А.В. Богданова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.