Научная статья на тему 'Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников'

Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4509
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СРЕДСТВА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПРОГРАММА КРУЖКА / PATRIOTIC UPBRINGING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / MUSEUM PEDAGOGICS / MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS / COTERIE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарчук Я. В., Мальчевская М. Л.

Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению состояния патриотического воспитания младших школьников в г. Абакане определены основные направления деятельности педагогов, использующих элементы музейной педагогики в образовательном процессе начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Pedagogics Means Using in Junior Schoolchildren’s Patriotic Upbringing

The article is devoted to the problem of junior schoolchildren’s patriotic upbringing by means of museum pedagogics. On the basis of the experimental work aimed at studying the patriotic upbringing state of the junior schoolchildren in Abakan schools, the main directions of practical work by means of museum pedagogics have been defined.

Текст научной работы на тему «Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников»

УДК 373.0

ББК 74.200

Макарчук Яна Владимировна

кандидат педагогических наук кафедра педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан Мальчевская Марина Леонидовна кандидат педагогических наук кафедра педагогики и методики начального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан Makarchuk Yana Vladimirovna Candidate of Pedagogics Chair of Pedagogics and Teaching Methods of Primary Education Khakas State University named after N.F. Katanov

Abakan

Malchevskaya Marina Leonidovna

Candidate of Pedagogics Chair of Pedagogics and Teaching Methods of Primary Education Khakas State University named after N.F. Katanov

Abakan

Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников

Museum Pedagogics Means Using in Junior Schoolchildren’s Patriotic Upbringing

Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики. На основе проведенной опытноэкспериментальной работы по изучению состояния патриотического воспитания младших школьников в г. Абакане определены основные направления деятельности педагогов, использующих элементы музейной педагогики в образовательном процессе начальной школы.

The article is devoted to the problem of junior schoolchildren’s patriotic upbringing by means of museum pedagogics. On the basis of the experimental work aimed at studying the patriotic upbringing state of the junior schoolchildren in Abakan schools, the main directions of practical work by means of museum pedagogics have been defined.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, музейная педагогика, средства музейной педагогики, программа кружка.

Key words: patriotic upbringing, junior schoolchildren, museum pedagogics, means of museum pedagogics, coterie program.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостной, функционально грамотной личности, овладевшей основами социальной культуры. Приоритет от-

дается формированию у ученика целостного «образа мира», усвоению ребенком своей гражданской и национальной самоидентификации, его общекультурному и социально-личностному развитию. Рассматривая социальную культуру как сложное, комплексное общественное явление и психолого-педагогическое образование, А.М. Абрамов, Б.М. Бим-Бад, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др. включают в содержание этого понятия, наряду с культурой учения, мышления, общения, а также деловой, этической, правовой и нравственно-эстетической культурой, культуру проявления гражданско-патриотического сознания, патриотических чувств и поведения подрастающего поколения.

Воспитание патриотических чувств и осмысление самого понятия «патриотизм» в единстве знаний о Родине, о месте, где человек родился и живет, о природе родного края, окружающих людях и их делах, о готовности к деятельности на общее благо в младшем школьном возрасте, по определению В.Н. Мя-сищева, неразрывно связано с формированием отношений ребенка к окружающей действительности [1, с. 17].

Патриотическое воспитание считается одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов и на современном этапе вариантности образовательного процесса ориентировано на содержание Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В соответствии с последним документом на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнический и национальной принадлежности, становление ...ценностных ориентаций» [8, с. 7].

Понимание содержательно-целевых линий патриотического воспитания невозможно без осмысления понятий «патриот» и «патриотизм». Сложность однозначных терминологических определений этих понятий определяется мно-гоаспектностью их изучения, различными смысловыми оттенками, вкладывае-

мыми в эти родственные явления философами, психологами, литераторами, общественными деятелями, педагогами прошлого и современности.

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что во все времена одним из основных направлений педагогики являлось воспитание у ребенка любви к своей Родине, родной природе, а также бережное к ним отношение, что является актуальным во все времена и во всех обществах.

В современной научной литературе сосуществуют разные точки зрения на толкование сущности патриотизма. Так, Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачев и др. определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов. Д.Н. Щербаков,

Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов - Н.П. Егоров, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Р.Я. Полярцева и др. - определяют патриотизм как сложное нравственное качество, имеющее категориальную структуру, которая формируется с детства.

Т.М. Маслова пишет, что патриотизм как социально-педагогическая категория - это не только нравственное чувство. Патриотизм, по ее определению, предполагает «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [4, с. 10]. Таким образом, патриотизм - это активная гражданская позиция.

Эта мысль подтверждается в исследованиях В.Ю. Микрюкова. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Вместе с тем, поясняет автор, в ряде определений отсутствует такая сторона (составляющая) патриотизма, как его действенный характер. «Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки», - пишет В.Ю. Микрюков [5, с. 4]. В этом определении подчеркивается мысль о том, что патриотизм - «это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо...» [5, с. 5].

По мнению Е.Л. Вороновой, патриотизм - это также «система отношений человека («я-отношений») к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [2, с. 13].

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как «носители указанного качества» (Н.А. Ивашкина). Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческо-волевой [9].

Эмпирический опыт наблюдения и анализ существующей практики школьного образовательного процесса показывает, что все больше в сознание детей внедряется идеология индивидуализма (любить только себя, деньги -лучшее богатство и т. д.), в которой речи не идет о родном доме, родине и Отечестве. При этом следует отметить, что как любое нравственное качество, согласно концепции К.К. Платонова о структуре личности, патриотизм относится к социально обусловленным сторонам личности, следовательно, не является врожденным, а воспитывается с первых лет жизни. С позиций деятельностного подхода, понимание значения Родины в жизни человека, чувство любви к ней «проявляются на уровне смыслообразующих мотивов», которые закрепляются в нравственном опыте» (А.В. Зосимовский), в процессе «овладения нравственными нормами поведения» (Т.Е. Конникова).

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) является сензитивным периодом для любого социального влияния, в том числе, патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные специальные исследования ученых: А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запо-

рожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина. В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.

Соответственно государственной программе, патриотическое воспитание

- это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга [3]. Целью патриотического воспитания, согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, должны стать личностные результаты выпускника начальной школы. Школа стремится к развитию личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, почитающего место своего рождения и постоянного проживания, уважающего традиции своего народа, своей страны.

Достижение указанной цели осуществляется через решение взаимосвязанных задач, вариативно сформированных в педагогических исследованиях по проблемам нравственно-патриотического воспитания младших школьников и направленности на формирование психолого-педагогических компонентов патриотизма в их единстве.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Понятие музейная педагогика трактуется как «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно - практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [7, с. 37].

Музейная среда является частью социокультурной среды и определяется нами как общественные, материальные и духовные условия деятельности человека, созданные в рамках музея, и отношения, которые возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Она включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат.

Учеными исследованы различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся (Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморенко, Л.В. Шеметова, И.А. Шпаченко); развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта средствами музейной педагогики (А.С. Огоновская, М.В. Соколова); развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования (Г.В. Вишина).

Практика реализации музейной педагогики описана в трудах историков и ученых Хакасии: Я.И. Сунчугашева, Э.А. Севастьяновой, В.В. Рукосуевой и др., где Республика Хакасия рассматривается как регион, имеющий различные виды музеев, богатые культурно-исторические памятники. Республика Хакасия содержит в себе огромные возможности патриотического воспитания средствами музейной педагогики: проведение экскурсий в музеи под открытым небом, создание музеев образовательных учреждений, в том числе школьных музеев, научная и учебно-исследовательская работа школьников и т.д. Данная работа активно проводилась в Хакасии в советский период и возрождается в настоящее время, но еще не проникла во все уголки Хакасии.

В нашем исследовании мы пошли по пути включения элементов музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью усиления патриотического воспитания младших школьников, для чего использовались доступные средства музейной педагогики. Отметим, что понятие «средства музейной педагогики» рассматриваются учеными как материальные средства, прежде всего: музейные экспонаты, основные и вспомогательные фонды, программные продукты, аудиовизуальные средства и т.д. Данные сред-

ства используются педагогами при создании школьных музеев совместно с учащимися в процессе учебно-исследовательской, поисково-собирательной работы школьников.

Одними из ведущих принципов опытно-экспериментальной работы явились принципы интеграции краеведческого материала с программным материалом, также системности и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

С целью выявления эффективности работы по использованию средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников была организована опытно-экспериментальная работа с учащимися начальных классов средней общеобразовательной школы № 22 г. Абакана. На первом этапе нашей опытно - экспериментальной работы ставилась задача изучения уровня сформированности патриотизма у младших школьников. Была продиагности-рована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а также выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались, и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности, ее средний процент для каждого учащегося и класса в целом. Для проведения исследования были выбраны комплексная методика по выявлению уровня патриотической воспитанности младших школьников Т.М. Масловой и методика оценки рефлексивно-оценочных умений школьников по результатам изученного материала А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой.

Результаты проведенного нами исследования показали, что уровень патриотической воспитанности учащихся по мотивационному и поведенческо-волевому критериям составляет около 54%, что соответствует среднему уровню: нравственные качества детей проявляются, но только под влиянием, контролем учителя. Мотивационный показатель проявляется в недостаточной степени. В то же время дети проявляют чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, друзьям; выражают желание заботиться о других людях (прежде всего о младшем брате или сестре, а также о прароди-

телях, родителях, друзьях, животных и др.). Поведенческо-волевой показатель представлен более ярко: дети стремятся к выражению чувства заботы о близких, оказания помощи более слабым людям, своим одноклассникам. Дети любят участвовать в городских и школьных праздниках, утренниках и даже субботниках по уборке своего класса. По конгитивно-интеллектуальному критерию также преобладает средний уровень патриотической воспитанности: в ходе анализа ответов учащихся, было выявлено, что дети знают историю родного края на не высоком уровне. Большинство учащихся достаточно быстро справляется с заданиями, связанными с символами России и «малой родины». Знания и представления детей свидетельствуют о том, что данный материал вводился в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения и использовался в предыдущих классах в школе. Элементарные представления о сущности патриотизма у детей формируются, но они должны развиваться в дальнейшем, в последующие годы обучения и во внешкольной жизни ребенка. Такой же результат был показан и по эмоционально-чувственному критерию: Исходя из ответов, данных учащимися, можно сделать вывод о том, что больший процент (84% - в экспериментальном классе, 82% - в контрольном классе) детей проявляет гордость за свое Отечество, родной край. У одной части это проявление гордости ярко выражено, у другой - это проявление чаще всего прослеживается под влиянием, контролем учителя. Анализ и оценка результатов исследования рефлексивно-оценочных суждений школьников показали, что более половины учащихся в каждом классе показали достаточно высокий и средний уровни рефлексии.

Таким образом, по итогам констатирующего этапа нашей работы было установлено, что экспериментальная группа, впрочем, как и контрольная, нуждается в методически правильных занятиях, направленных на воспитание маленьких граждан, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру. Поэтому на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы нами была разработана программа, по включению мы элементов музейной педагогики в учебную и внеучебную деятельность

учащихся начальной школы. Элементы музейной педагогики были включены в следующие учебные предметы: математика, русский язык, край родной, трудовое обучение, изобразительное искусство во время их обучения во 2 - 3 классах.

Учителям экспериментальной группы предложили включить задания с краеведческим содержанием в следующие этапы урока математики: актуализация ранее изученного материала, закрепление, повторение. Были организованы уроки-путешествия по математике, содержащие исторические сведения о Хакасии с использованием экспонатов школьного музея. На уроках математики школьникам предлагались задачи, ответы на которые они могли бы дать самостоятельно, а затем проверить себя, поработав в школьном музее с экспозициями: «Абаканский зоопарк», «Геологическое прошлое нашей Республики» и др.

При организации работы на уроках русского языка, направленной на развитие патриотизма у младших школьников, мы исходили из методического положения, сформулированного Л.А. Тростенцовой и Е.И, Ильиной: «На уроках русского языка воспитание учащихся должно быть тесно связано с обучением, с использованием известных методов обучения и типов упражнений. Здесь должна применяться методика скрытого воспитательного воздействия» [6, с. 23]. Иными словами, учитель начальных классов воспитывает, проводя объяснение слов, содержательный и стилистический анализ текста, конструирование предложений, развивая связную речь детей и т.п. Основная же работа учителя состоит в подборе текстовых материалов, патриотической направленности, способствующих: формированию личности школьника как гражданина своего Отечества, любящего родной край и с интересом изучающего русский язык; употреблению патриотической лексики в собственных высказываниях школьников. На основе текстового материала для формирования оценочного отношения к изучаемым нравственно-патриотическим категориям предлагались творческие работы (в форме мини-сочинений-рассуждений).

Содержание уроков курса «Край родной» само по себе насыщено краеведческим материалом, но в него мы добавили чтение произведений хакасских

поэтов и писателей, проведение уроков в школьном музее, на которых школьники знакомились с историей Абаканского зоопарка, мясокомбината, трикотажной фабрики, историей родной школы.

В целях освоения элементов национальной культуры на уроках изобразительного искусства школьники рисовали персонажей русских и хакасских сказок, костюмы русского и хакасского народов, родную природу, а затем оформляли тематические выставки в школьном музее. На уроках трудового обучения учащиеся изготавливали приглашения в школьный музей, элементы хакасского национального костюма - пого, лепили из пластилина курганы, стелы, а также воспроизводили сцены из жизни и быта древних людей. Учебная деятельность младших школьников обогащалась знаниями о своей Малой родине, ее истории и культуре.

Во внеучебной деятельности младших школьников патриотическое воспитание осуществлялось через проведение внеклассных занятий и занятий краеведческого кружка в соответствии с авторской программой, рассчитанной на два года обучения. Всего в программе выделено 12 разделов (9 разделов изучаются на первом году обучения, 3 основных раздела на втором году обучения). Кратко остановимся на отдельных разделах программы кружка.

На первом году обучения после вводного занятия изучаются темы: «Наше наследие», «Что такое культурное наследие, что такое культура», «Путешествие на дно колодца времени», «Почему вещи попадают в музей?», «Мой музей: каков он?», «Музейные профессии», «Музей моей Республики», «Хакасия -родная земля!», «Распахнутая земля», «Учимся читать послания из прошлого», «В мастерской первобытного художника» и др.

На втором году обучения изучаются два больших раздела: «Мы - юные экскурсоводы», «Мы - юные исследователи». Своеобразный рефлексивный отчет представляют учащиеся, готовясь к занятию по теме «Чему мы научились?»

Данный кружок функционирует на базе школьного музея школы №22 г. Абакана, в создании которого принимали участие сами учащиеся начальной

школы; они продолжают собирать материал для музея, изготавливать материал для экспозиций и учатся самостоятельно их оформлять.

Ведущая цель формирующего этапа нашей опытно-экспериментальной работы «Патриотическое воспитание младших школьников» реализовывалась также в процессе осуществления межпредметных связей для обеспечения системности в воспитании учащихся начальных классов. Например, на внеклассных занятиях школьники знакомятся с историей хакасского национального костюма, затем на уроках изобразительного искусства (или трудового обучения) воспроизводят его на бумаге, на уроке русского языка пишут сочинение на данную тему, а на уроке математики выполняют следующее задание: «Решив данные примеры, определи цвет деталей узора и закрась их».

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно без экологического воспитания, поэтому обращалось внимание на природоохранную деятельность учащихся. Так, школьники знакомились с природой Республики Хакасия на внеклассных занятиях и при посещении выездной экскурсии в Республиканский музей-заповедник «Казановка», на уроках изобразительного искусства рисовали природные уголки Хакасии, на уроках окружающего мира анализировали и прослеживали неразрывную связь человека и природы и т.д.

По окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по использованию средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников был организован контрольный срез уровня патриотического воспитания младших школьников с целью выявления динамики развития чувства патриотизма у детей по тем же компонентам.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на момент проведения контрольного этапа у 32% и 28% детей экспериментального и контрольного класса соответственно выявлен высокий уровень патриотизма по мотивацион-но-потребностному и поведенческо-волевому критериям. Процент детей, продемонстрировавших высокий уровень патриотической воспитанности, возрос в обоих классах, но в экспериментальном классе разница составляет 12%. Это подтверждается ответами учащихся, в которых они продемонстрировали высо-

кое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, а также интересуются историей своей «малой родины». Поведенческо-волевой показатель здесь представлен достаточно ярко. Кроме того, в обоих классах снизилось количество детей со средним уровнем патриотической воспитанности, в экспериментальном и контрольном классах этот показатель составляет 48%. Учащиеся самостоятельно или под влиянием учителя выражают желание заботиться о других людях. Необходимо отметить, что поведенческо-волевой показатель на контрольном этапе выражен ярче, чем на констатирующем этапе исследования: дети все больше обращаются к истории своей Родины и применяют усвоенные знания о ней на практике. Так же необходимо отметить, что мотивационно-потребностный компонент на данном этапе эксперимента продемонстрирован на высоком уровне. Количество детей с высоким уровнем патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию возросло: в контрольном классе на 4%, а в экспериментальном - на 20%. У этих детей объем знаний о «малой родине» можно охарактеризовать как «достаточно большой», и они могут определить сущность понятия «патриотизм». В экспериментальном классе на 16% уменьшился показатель, соответствующий среднему уровню патриотической воспитанности. В контрольном классе данный показатель не изменился (52%). Также важно отметить то, что количество детей контрольного и экспериментального классов, проявивших низкий уровень патриотический воспитанности, уменьшилось в 2 раза. В ходе эксперимента наблюдалось, что представления и знания детей об истории России и родного края, а также государственной символике страны стали более глубокими. Уровень патриотической воспитанности по эмоциональночувственному показателю в обоих классах возрос: 44% учащихся в экспериментальном классе и 36% в контрольном классе. В ответах этих детей ярко выражен эмоционально-чувственный показатель: стремление показать свою любовь и гордость за свою родину («большую и малую»). В обоих классах отмечено снижение количества детей с выявленным средним уровнем, в обоих классах разница составила 16%. Важно отметить то, что количество детей контрольного

класса, не проявивших низкий уровень на констатирующем этапе, увеличилось (4%), в то время как в экспериментальном классе на контрольном этапе данный показатель равен 0.

Примененные нами методы вторичной статистической обработки данных опытно - экспериментальной работы (%2, t - критерий Стьюдента) позволили сделать вывод о том, что по результатам опытно-экспериментальной работы у школьников экспериментальной группы уровень патриотической воспитанности существенно повысился по сравнению с контрольной группой.

Соответственно, можно утверждать, что проведенная нами опытноэкспериментальная работа оказалась успешной. В ходе ее проведения нами апробирована методика воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики, которая включает в себя проведение системы занятий по программе краеведческого кружка, взаимосвязанной с включением элементов музейной педагогики в содержание учебной и внеучебной работы с младшими школьниками.

В заключение отметим, что в постоянно изменяющихся условиях необходим поиск адекватных технологий патриотического воспитания подрастающего поколения, что является задачей не только педагогов, но и всего современного общества.

Библиографический список

1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2007. -№ 9. - С. 17-22.

2. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.soldatru.ru/art/art/art 155.php

4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Хабаровск, 2007. - 25 с.

5. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 3 - 9.

6. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

- 208 с.

7. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 37 - 43.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. - 2011.- № 1. - С. 4-21.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2002. - 519 с.

Bibliography

1. Aliyev, S.A. Psychological-and-Pedagogical Preconditions of Junior Schoolchildren’s Patriotism Upbringing [Text] // Elementary school. - 2007. - № 9. - P. 17-22.

2. Federal State Educational Standard of Primary General Education [Text] // Deputy Principal of Primary School. - 2011. - №1. - P. 4-21.

3. Kharlamov, I.F. Pedagogics [Text]. - M.: Higher School, 2002. - 519 p.

4. Maslova, T.M. Patriotic Education of Junior Schoolchildren in the Context of National and Regional Component of Primary General Education. Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text]. - Khabarovsk, 2007. - 25 p.

5. Mikryukov, V.Yu. Patriotism: To Concept Definition // Education of School Students. - 2007. - № 5. - P. 3-9.

6. Patriotic Education of School Students in Educational Process: Teacher Edition [Text] / Comp. by A.K. Bykov, I.I. Melnichenko. - M.: Sphere Publishing Center, 2007. - 208 p.

7. Stolyarov, B.A. Art Museum Pedagogics: History and Modern Times [Text] // Education of School Students. - 2002. - №7. - P. 37-43.

8. The State Program «Patriotic Education of the Russian Federation Citizens for 2011-2015» [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //www.soldatru.ru/art/art/art 155. php

9. Voronova, E.A. To Bring Up the Patriot: Programs, Actions, Games [Text]. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2008. - 282 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.