Научная статья на тему 'Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы'

Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / PATRIOTISM / STUDENTS / GENERAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ONSITE GAMES / MILITARY-TECHNICAL MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташкин С.В.

В статье представлены фрагменты опыта работы по патриотическому воспитанию детей, организуемой педагогами общеобразовательной школы и специалистами военнотехнического музея Министерства культуры РФ, действующего в городе Черноголовка Московской области. В статье дан краткий обзор содержания публикаций, отражающих различные подходы современных исследователей и практиков музейной педагогики к содержанию, методам и формам организации патриотического воспитания школьников во внеклассной работе на базе музея с привлечением специалистов военно-технического музея Министерства культуры РФ на основе взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования. Автор представил некоторые инновационные формы работы специалистов музея, основанные на индивидуальном подходе к юным посетителям с учетом их интересов, возрастных особенностей и включающие военизированные игры на местности, конкурсы эрудитов, знатоков истории развития различных видов боевого оружия, используемого в разное время в Вооруженных силах России. Материал предназначен педагогам образовательных учреждений общего и дополнительного образования, студентам педагогических институтов, специалистам, работающим в военно-технических музеях и осваивающим опыт музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташкин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum pedagogy in patriotic upbringing of schoolchildren

The article presents fragments of experience of work on patriotic upbringing of children organized by the teachers of a comprehensive school and specialists of military technical Museum of the Ministry of culture of the Russian Federation acting in the city of Chernogolovka, Moscow region. The article gives a brief overview of the content of publications in pedagogical journals, reflecting the different approaches of contemporary researchers and practitioners of Museum pedagogues to the content, methods and forms of organization of patriotic education of students in extra-curricular activities at the Museum with participation of specialists of the military technical Museum of the Ministry of culture of the Russian Federation on the basis of interaction and continuity, and supplementary education. The author introduced some innovative forms of specialists ’ work of the Museum, based on an individual approach to the young visitors based on their interests and age features and includes the paramilitary games in the area, the contests of scholars, experts in the history of the development of different types of military weapons used at different times in the Russian Armed forces. This article is intended for teachers of educational institutions of General and additional education for students of pedagogical institutions for specialists working in the military-technical museums and mastering the experience of Museum pedagogy in patriotic upbringing of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы»

С.В. Асташкин, аспирант, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия, astashkin.93@inbox.ru

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

В статье представлены фрагменты опыта работы по патриотическому воспитанию детей, организуемой педагогами общеобразовательной школы и специалистами военно-технического музея Министерства культуры РФ, действующего в городе Черноголовка Московской области. В статье дан краткий обзор содержания публикаций, отражающих различные подходы современных исследователей и практиков музейной педагогики к содержанию, методам и формам организации патриотического воспитания школьников во внеклассной работе на базе музея с привлечением специалистов военно-технического музея Министерства культуры РФ на основе взаимодействия и преемственности общего и дополнительного образования. Автор представил некоторые инновационные формы работы специалистов музея, основанные на индивидуальном подходе к юным посетителям с учетом их интересов, возрастных особенностей и включающие военизированные игры на местности, конкурсы эрудитов, знатоков истории развития различных видов боевого оружия, используемого в разное время в Вооруженных силах России. Материал предназначен педагогам образовательных учреждений общего и дополнительного образования, студентам педагогических институтов, специалистам, работающим в военно-технических музеях и осваивающим опыт музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников.

Ключевые слова: патриотизм, обучающиеся, общее образование, дополнительное образование, игры на местности, военно-технический музей, музейная педагогика.

Повышение интереса к музеям боевой славы в нашей стране в 1970-80-е годы способствовало расширению сети школьных музеев и увеличению числа их посетителей. В 1990-е годы изменилась концепция музейно-педагогической работы. Уходя от парадигмы массовой пропаганды, музеи стали искать новые индивидуальные формы работы, основанные на индивидуальном подходе к посетителю, на учете его интересов и возрастных особенностей. Анализ состава посетителей музеев показывает, что большая их часть - дети. Поэтому в последние годы образовательные программы, реализуемые музеями, строятся с учетом

особенностей детского восприятия, с использованием разнообразных психолого-дидактических средств педагогической поддержки и развития любознательности на пути социального и профессионального самоопределения детей. Конечно же, можно утверждать, что музеи являются одним из значимых элементов социальной культуры общества.

Рассматривая социальную культуру как сложное социально-педагогическое явление, педагоги-исследователи В.П. Зинченко, И.И Леонтьев, В.И. Слободчиков включают в содержание этого понятия и готовность к проявлению гражданско-патриотического

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

сознания, патриотические чувства и поведение подрастающего поколения.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что чувство патриотизма относится к социально об- -условленным сторонам личности, проявляется на уровне смыслообразу-ющих мотивов и закрепляется в нравственном опыте.1 Среди средств патриотического воспитания учащихся важное место занимает музейная педагогика.2 Музей рассматривается нами как образовательная среда, насыщенная артефактами, отражающими этапы и уровни освоения опыта действий человека в различных природных, социально-экономических и боевых условиях его жизнедеятельности.

Патриотическое воспитание считается одним из важнейших направлений в работе педагога общеобразовательной школы, особенно в начальных классах, потому что именно в этом возрасте закладываются главные ценности и смыслы, базовые основы гражданского самосознания.

В современной педагогической литературе отражены различные точки зрения на сущность содержания понятия «патриотизм». Одни авторы -определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, другие относят патриотизм к нравственным качествам.

Большинство педагогов определяют патриотизм как сложное нравственное качество, имеющее категориальную структуру, которая формируется с детства.3

Патриотизм, по мнению Т.М. Масло-вой, - это «пережива- =

ние личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реа-лизации».4

Патриотическое воспитание считается одним из важнейших направлений в работе педагога общеобразовательной школы, особенно в начальных классах, потому что именно в этом возрасте закладываются главные ценности и смыслы, базовые основы гражданского самосознания.

Учащиеся начальных классов готовили рисунки, изображающие вооружение и снаряжение воинов, изготавливали декорации, отражающие особенности условий, в которых проходили заинтересовавшие их события, участвовали в театрализованных представлениях, конкурсах

эрудитов и знатоков истории развития боевого оружия, читали стихи, посвященные событиям военной истории России.

По мнению В.Ю. Микрюкова, «патриотизм - это также система "я-отношений" к истории страны, к отечественной культуре, к "малой" Родине; к государству

— и гражданскому, к чувству ответственности перед собой и своими близкими».5 Осознание сущности патриотизма проявляется в поступках и деятельности человека: «Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки».6

В соответствии с программой нашего исследования в 2016 году мы пошли по пути включения элементов музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс общего базового образования на уроках в школе. Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить возможности повышения эффективности патриотического воспитания непосредственно на уроках, в процессе осуществления общего базового образования.

Объектом исследования было содержание стандартизированных учебных программ и программ дополнительного образо-

— вания по предметам гуманитарного цикла.

Предметом исследования стал процесс освоения содержания учебных программ с использованием дидактических средств музейной педагогики: учебно-исследовательская работа, интеграция-дифференциация содержания познавательной деятельности обучающихся на основе взаимодействия и преемственности содержания общего и дополнительного образования.

На первом этапе опытной работы наша задача состояла в том, чтобы выявить и стимулировать интерес учащихся к особенно-

стям устройства и боевого применения различных видов вооружения русских воинов.

Учащиеся начальных классов готовили рисунки, изображающие вооружение и снаряжение воинов, изготавливали декорации, отражающие особенности условий, в которых проходили заинтересовавшие их события, участвовали в театрализованных представлениях, конкурсах эрудитов и знатоков истории развития боевого оружия, читали стихи, посвященные событиям военной истории России.

На втором этапе работы школьники осваивали упражнения по применению боевого снаряжения русского воина в военном походе. Ребята включались -в составление сценариев, отражающих реальные военно-исторические события, в изготовление макетов оружия, элементов одежды и различного снаряжения воинов.

Содержание игровой деятельности младших школьников во многом определялось педагогом, также принимались предложения волонтеров из числа родителей.

Содержание деятельности учащихся пятых-седьмых классов определялось самими

Обучающиеся осознанно подходят к отбору информации о заинтересовавшем их военно-историческом событии, вникают в подробности, раскрывающие особенности практического использования собранного материала.

учащимися с учетом предложений волонтеров из числа студентов педагогического института.

Основу игровой деятельности учащихся составляли сюжеты, отражающие содержание тех или иных эпизодов из военной истории России. Подготовка к военизированной игре включала изучение музейных экспонатов, отражающих особенности вооружения, снаряжения, одежды. Школьники знакомились с особенностями изготовление макетов оружия, одежды и снаряжения воинов, полковых знамен и символики, определяющей принадлежность к тому или иному полку, с боевыми традициями соединений, участво-— вавших в воспроизводимом событии, изготавливали знаки, отражающие чины и звания участников этого события.

В конструируемых организаторами игры обстоятельствах участники вынуждены были принимать решения и действовать в направлении реализации принятых решений.

Большинство учащихся достаточно быстро осваивались в обстоятельствах, заданных принятыми ими ролями (знаменоносец,

№ 3(77) МАРТ 2017

т

санитар, лучник, повар и т.п.), действовали уверенно и решительно. При этом поведен-ческо-волевой показатель раскрывался ярко и убедительно.

Знания и представления детей, проявляемые ими в период подготовки и проведения организованных таким образом военизированных игр, позволяют нам говорить о том, что обучающиеся осознанно подходят к отбору информации о заинтересовавшем их военно-историческом событии, вникают в подробности, раскрывающие особенности практического использования собранного материала.

При этом можно наблюдать, как в ходе подготовки к игре обучающийся перевоплощается в того или иного участника события, как он присваивает убеждения, жизненную позицию и элементы поведения избранного им персонажа.

По окончании игры ее участники всегда бурно обсуждают эпизоды и свое поведение. В этих обсуждениях проявляется весь спектр оттенков чувства гордости юного патриота и гражданина великой страны - России.

Таким образом, результаты нашего исследования показали:

— музейная педагогика может быть существенным фактором повышения эффективности патриотического воспитания детей при условии обеспечения взаимодействия и преемственности содержания стандартизи-

рованных учебных программ общего базового образования и содержания учебных программ дополнительного образования;

— разработанные и апробированные в ходе исследования рекомендации для организаторов внеклассной работы по патриотическому воспитанию могут быть использованы в работе, организуемой общеобразовательной школой и местными музеями по патриотическому воспитанию школьников, 'jjjj

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.soldatru.ru/art/arty art 155.php.

2. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность // Воспитание школьников. 2002. № 7. С. 37-43.

3. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: метод. пособие / сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. М.: Сфера, 2007. 208 с.

4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.

5. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. 2007. № 5. С. 3-9.

6. Там же.

MUSEUM PEDAGOGY IN PATRIOTIC UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN

S.V. Astashkin, postgraduate, The center of additional education and professional self-determination, Institute of Education Development Strategy of Russian Academy of Education, Moscow, Russia, astashkin.93@inbox.ru

The article presents fragments of experience of work on patriotic upbringing of children organized by the teachers of a comprehensive school and specialists of military technical Museum of the Ministry of culture of the Russian Federation acting in the city of Chernogolovka, Moscow region. The article gives a brief overview of the content of publications in pedagogical journals, reflecting the different approaches of contemporary researchers and practitioners of Museum pedagogues to the content, methods and forms of organization of patriotic education of students in extra-curricular activities at the Museum with participation of specialists of the military technical Museum of the Ministry of culture of the Russian Federation on the basis of interaction and continuity, and supplementary education. The author introduced some innovative forms of specialists' work of the Museum, based on an individual approach to the young visitors based on their interests and age features and includes the paramilitary games in the area, the contests of scholars, experts in the history of the development of different types

of military weapons used at different times in the Russian Armed forces. This article is intended for teachers of educational institutions of General and additional education for students of pedagogical institutions for specialists working in the military-technical museums and mastering the experience of Museum pedagogy in patriotic upbringing of schoolchildren.

Key words: patriotism, students, the General education, additional education, onsite games, militarytechnical Museum, Museum pedagogy.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20112015 gody» [The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20112015»]. URL: http: //www.soldatru.ru/art/art/art 155. php. (accessed 01.03.2017).

2. Stolyarov B.A. Pedagogika hudozhestvennogo muzeya: istoriya i sovremennost' [Pedagogy of the art Museum: history and modernity] // Vospitanie shkol'nikov. 2002. № 7. S. 37-43.

3. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v uchebnom processe: metod. posobie [Patriotic education of pupils in educational process: method. allowance] / sost. A.K. Bykov, I.I. Mel'nichenko. M.: Sfera, 2007. 208 s.

4. Maslova T.M. Patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v kontekste nacional'no-regional'nogo komponenta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Patriotic education of younger schoolchildren in the context of national-regional component of primary education]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2007. S. 25.

5. Mikryukov V.YU. Patriotizm: k opredeleniyu ponyatiya [Patriotism: to the definition of] // Vospitanie shkol'nikov. 2007. № 5. S. 3-9.

6. Mikryukov V.YU. Patriotizm: k opredeleniyu ponyatiya [Patriotism: to the definition of] // Vospitanie shkol'nikov. 2007. № 5. S. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.