Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия'

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / PATRIOTIC UPBRINGING / SYSTEM OF PATRIOTIC UPBRINGING / MORAL ORIENTATION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOLS / MUSEUM PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарчук Я. В.

Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия. В статье раскрыты цель и система патриотического воспитания младших школьников, краткая история развития музейной педагогики в Хакасии. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников определены основные направления деятельности, в частности организация экскурсий и системы занятий в рамках краеведческого кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC UPBRINGING OF THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOLS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS IN THE KHAKASIA REPUBLIC

The article is devoted to the problem of patriotic upbringing of the children of primary schools by means of museum pedagogics in the Khakasia Republic. The article describes the aim and the system of patriotic upbringing of the children of primary schools, the short history of the development of museum pedagogics in Khakasia. On the basis of the experimental work, aimed to expose the level of patriotic upbringing of the children of primary schools, the main directions of practical work are defined. The excursions and lessons have been organized according to the region science educational group.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия»

4. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография / Л.М. Кустов. — Челябинск: Изд-во Чел. ин-та развития проф. образования, 1998.

5. Ступина, B.C. Актуализация профессионально-личностного потенциала учащихся / B.C. Ступина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: Материалы XVIII региональной научно-методической конференции, Челябинск, 16 мая 2008 г. /УралГУФК. — Челябинск, 2008.

6. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности./ Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. — Екатеринбург, 2002.

7. Серкова, Г.Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс: Монография / Г.Г. Серкова. — ГУ ОиН Челяб. обл., Чел ИрПО. — Челябинск, 2002.

8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.— 1997.— №4.

9. Хуторской, A. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация // Школьные технологии. — 2006.— №1.

10. Юрасов, И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий / И.А. Юрасов, О.Н. Юрасова // Школьные технологии. — 2006.— № 3.

11. Гузеев, В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская // Приложение «Образовательные технологии в профшколе» №6 к журналу «Профессиональное образование». Ч. 1. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.

12. Михайлова, Н.Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования / Н.Н. Михайлова. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.

13. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998.

Статья поступила в редакцию 11.07.08.

УДК 74.200.513

Я.В. Макарчук, аспирант ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия. В статье раскрыты цель и система патриотического воспитания младших школьников, краткая история развития музейной педагогики в Хакасии. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников определены основные направления деятельности, в частности организация экскурсий и системы занятий в рамках краеведческого кружка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, система патриотического воспитания, нравственные ориентиры, младший школьник, музейная педагогика.

Патриотическое воспитание является педагогической проблемой во все времена и занимает важное место в духовной жизни общества и во всех сферах его деятельности. Долгое время понятие Отечества признавалось высшим предметом поклонения и связывалось с враждой к другим народам, но в настоящее время в условиях полинациональных обществ такое понимание патриотизма нуждается в уточнении. В новых условиях главным является научить школьника видеть интерес и достоинство своего Отечества «в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [1, с. 185]. В полинациональных условиях Республики Хакасия на первый план выступает национально — патриотическое воспитание, которое формирует в школьниках чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре своего народа, воспитание чувства гордости за свой народ.

Задача патриотического воспитания младших школьников выступает на одно из первых мест в образовательном процессе. «Выполняя эту задачу, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей правильных представлений о нашей Родине, дают им необходимые и доступные знания о ней. Тем более, что в семь лет у детей эти представления и знания часто сводятся лишь к тому месту, где живет ребенок» [2, с. 24]. Действительно, чувство любви к Родине у ребенка рождается из любви к семье, школе, селу, городу, родному языку. От непосредственного выражения этих чувств школьник постепенно переходит к восприятию более глубоких связей, к осмысленному восприятию понятия «Родина» и окружающего мира [3]. По мнению ученых,

в деле воспитания патриотизма очень важен опыт чувств ребенка, так как, если он испытывал гордость за своих родителей, свою школу, страну, то он приобретает определенный эмоциональный опыт, который имеет большое значение в его дальнейшем развитии.

Чувство патриотизма не может возникнуть путем естественного созревания, оно зависит от правильной педагогической позиции, от постановки цели и задач, а также выбора воспитательных технологий.

Системообразующим фактором патриотического воспитания является целеполагание. Исходя из задач патриотического воспитания, указанных в подпрограммах Министерства образования Российской Федерации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», считаем ведущей целью патриотического воспитания школьников — воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [4, 5]. Отметим, что российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их, укрепляет их связи с народами других стран, помогает человеку осознать себя представителем всего человечества.

Патриотическое воспитание будет являться эффективным, если оно будет организовано в определенной системе. На основе анализа современных источников можно сделать вывод, что система патриотического воспитания представляет собой совокупность содержания, форм и методов организации познавательной деятельно-

сти учащихся, направленных на формирование способности и желания к выполнению долга по защите Родины, овладение детьми знаниями и воспитание уважения не только к традициям своего народа, но и уважения к другим народам, их культурам и обычаям, нетерпимости к национальной и расовой неприязни.

Среди компонентов системы патриотического воспитания можно выделить учебный процесс, внеклассную и внешкольную работу. Среди современных форм патриотического воспитания педагоги выделяют следующие: коллективные, групповые, индивидуальные, которые подразделяются на формы управления и самоуправления (линейки, митинги, классные часы, стенная печать), познавательные формы (беседы, викторины, конкурсы, встречи с ветеранами, экскурсии, походы, клубы по интересам, кружки, выставки, газеты, конференции), развлекательные формы (утренники, вечера, «капустники», фестивали).

Исследования ученых доказывают, что пассивное любование красотами своей Родины не является достаточным, необходимо уже с начальных классов включать детей в активную деятельность, например, в первом классе приучать заботиться о малышах, во втором классе — заботиться о школе, третьем, четвертом — о родном городе, республике, крае. Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется в процессе их включения в активную познавательную деятельность на благо своей большой и малой Родины, привития бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны проживания, в процессе воспитания любви к малой Родине, к родным местам. Опыт педагогов начальных классов свидетельствует о том, что патриотические чувства можно успешно формировать у младших школьников при условии, если учитель ведет систематическую работу над расширением кругозора учащихся о родном крае, в процессе обучения осуществляет опору на личный опыт и наблюдения школьников, сочетает индуктивный и дедуктивный пути познания.

Одним из важных и эффективных средств патриотического воспитания младших школьников, которые раскрыты в трудах советских педагогов и возрождающихся в современной педагогической литературе, является музейная педагогика, элементы которой в настоящее время все больше и больше включаются в учебно-воспитательный процесс современной школы.

Музейная педагогика обладает большим развивающим потенциалом, так как она осуществляет такие функции, как образовательная, воспитательная, познавательная, социализирующая и др. Музейная педагогика определяется учеными как научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. По мнению Б. Столярова, — «это раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно — практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное направление помогает по-новому осмыслить и оценить культурное наследие, которое на протяжении многих веков накапливалось человечеством» [6, с. 37].

В настоящее время в Республике Хакасия наблюдается возрождение культурно-исторического богатства через создание музеев высших и средних учебных заведений, школьных музеев и музеев в дошкольных образовательных учреждениях. Среди музеев боевой и трудовой славы, созданных в советские времена, все больше выделяются музеи этнической культуры, созданные в школах №11, №25, №28 г. Абакана и в других населенных пунктах Хакасии [7].

Система мер по патриотическому воспитанию младших школьников предполагает изучение нацио-

нальных, этнокультурных традиций и обычаев, воспитание уважения к культурно-историческому прошлому своего народа. Целенаправленную работу в этом направлении проводят работники Хакасского республиканского музея-заповедника «Казановка», отрытого в 1996 году в Аскизском районе, где организаторы попытались воссоздать естественную среду хакасского быта с использованием памятников материальной и духовной культуры. Затем в 2003 году также на территории Ас-кизского района в с. Анхаково был открыт муниципальный музей «Улуг Хуртуях Тас», в переводе означающий «Большая каменная старуха». Данный экспонат воспринимается местными жителями не только как памятник мирового значения, но и как один из древних храмов под открытым небом. В том же году на территории Аскизского района был открыт Полтаковский музей наскального искусства. Боярская писаница, являющаяся одним из археологических наследий Республики, представляет замечательный материал для проведения экскурсий с учащимися, содержит информацию о жизни и быте древних людей, отражает их мировоззренческие культы [8]. Соответственно, реальные природокультурные музейные объекты рассматриваются нами как факторы и источники патриотического воспитания младших школьников.

В рамках диссертационного исследования нами организована опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось изучение состояния патриотического воспитания младших школьников как составляющей нравственного воспитания на базе школ №22 и №28 г. Абакана. Нами были выявлены уровни патриотического воспитания и ценностного отношения младших школьников г. Абакана к культурно-историческим памятникам Хакасии с использованием диагностических методик, разработанных М.И. Шиловой, Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Для изучения уровня нравственной воспитанности младших школьников мы опирались на программу изучения нравственной воспитанности школьников М.И. Шиловой, которые включали следующие критерии: любовь к Родине, родному краю, гордость за свою страну; любовь к родной природе; служение своими силами Отечеству; забота о своей школе. Мы добавили еще один критерий — отношение к своей семье. Результаты исследования нравственной воспитанности младших школьников экспериментальной группы (40 учащихся 8-9 лет) и контрольной группы (40 учащихся 8-9 лет) школ №№22, 28 г. Абакана показали следующее.

У большинства младших школьников в контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ) преобладает низкий уровень воспитания любви к Родине, родному краю, гордости за свою страну (47,5% в ЭГ и 47,5% в КГ). Еще более низкий уровень наблюдается в проявлении служения своими силами Отечеству (75% в ЭГ и 85% в КГ), хотя по другим критериям наблюдаются результаты, соответствующие среднему уровню нравственной воспитанности. Такой средний результат показали 50% и 60% школьников в экспериментальной и контрольной группах соответственно по критерию «любовь к родной природе»; 57,5% и 70% проявили заботу о своей школе и 62,5% и 47,5% показали положительное отношение к семье. Это объясняется, возможно, тем, что на данном этапе обучения педагоги в основном уделяют внимание привитию школьникам любви к семье, родной школе, природе, которая непосредственно окружает ребенка, что вполне закономерно.

Для определения уровней сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов патриотического воспитания мы использовали ряд диагностических методик Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунках 1, 2.

Рис. 1. Уровни сформированное™ компонентов патриотического воспитания младших школьников в экспериментальной группе (начало ОЭР)

Рис. 2. Уровни сформированности компонентов патриотического воспитания младших школьников в контрольной группе (начало ОЭР)

Из приведенных рисунков мы видим, что наиболее развитыми у младших школьников являются эмоциональный и деятельностный компоненты патриотического воспитания, хотя их развитие нуждается в дальнейшей планомерной работе, так как высоким уровнем развития эмоционального и деятельностного компонентов обладают лишь 20% и 22,5% школьников экспериментальной группы соответственно и 22,5% школьников контрольной группы. Что касается когнитивного компонента патриотического воспитания, то высокий уровень его проявления показали лишь 10% и 7,5% школьников экспериментальной и контрольной групп соответственно. Это можно объяснить следующим образом: хотя у младших школьников уже развито эмоциональное восприятие окружающей действительности, они могут интуитивно совершать правильные поступки, но объяснить, почему они так поступают, часто не могут, так как не владеют достаточным объемом знаний о патриотизме и нравственности.

Если обратиться к конкретным ответам младших школьников, то полученные результаты показывают, что у большинства из опрошенных школьников отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, некоторые школьники еще не осознают ценности исторических памятников, так как не участвуют в их сохранении или в работе школьных музеев. Некоторые из них считают, что сохранность памятников старины обеспечивается применением физической силы, а некоторые — просто остаются равнодушными к тому, что происходит на их глазах. Сказанное свидетельствует о недостаточном уровне патриотического воспитания младших школьников в семье и школе, поэтому необходима целенаправленная работа в данном направлении с использованием средств музейной педагогики, которые в современной литературе определяются как различные виды деятельности, а с другой стороны, как совокупность предметов материальной и духовной культуры. Одним из таких средств, в общем смысле, является краеведческий кружок.

Для восполнения дефицита патриотического воспитания детей нами была разработана программа краеведческого кружка, направленная на формирование патриотизма у младших школьников и нравственного, ценностного отношения к культурно-историческим памятникам своего родного края, уважения к культуре и традициям своего народа и народов своей страны. Программа предполагает проведение внеклассных занятий с младшими школьниками, направленных на знакомство с традициями и творчеством хакасского и русского народов, знакомство с жизнью и бытом древнего человека, понятием «музей», видами и профилями музея, ролью музеев в жизни современного человека и т.д. Программой предусмотрены организация и проведение исследовательских работ младшими школьниками под руководством учащихся средних классов, проведение экскурсий в краеведческие музеи г. Абакана и г. Минусинска, выездных экскурсий по Республике Хакасия: в музей-заповедник села Казановка, музей одного изваяния «Хуртуях Тас». Такого рода экскурсии в основном проводятся для учащихся средних и старших классов, но мы считаем, что организация таких экскурсий необходима уже в младшем школьном возрасте, так как невозможно изучать историю родного края только по иллюстрациям и по экспонатам, находящимся в школьном и краеведческом музеях. Школьникам необходимо очутиться в реальных условиях жизни древнего человека, почувствовать близость изучаемой эпохи, культуры, услышать замечательные легенды прошлого и самим убедиться в красоте исторических мест.

Нами уже апробирована часть занятий программы, запланированных в первом году обучения, также организована поездка в музей-заповедник села Казановка, где школьники впервые увидели наскальные рисунки-петроглифы в их оригинальном исполнении, а не на копиях, поучились технологии эстампажа, услышали легенду происхождения каменного изваяния Ах-тас (в переводе с хакасского «Белый камень»), рассказ о жертвоприношениях древних хакасов, об обряде кормления, о появлении названия хакасского этноса, об особенностях жизни великих шаманов. Данные мероприятия помогают школьникам погрузиться в историю родного края, ощутить свою ответственность за сохранение этого историко-культурного богатства, понять, что в их силах сохранить, сберечь богатство Республики и передать последующим поколениям.

Кроме перечисленной работы совместно с учащимися младших и средних классов школы №22 города Абакана в 2007 году нами был организован школьный музей, посвященный истории микрорайона «Западный». Учащиеся собственноручно собирали экспонаты для будущего музея, осуществляя походы в бывший музей Абаканского зоопарка, в музеи трикотажной и швейной фабрик, музей мясокомбината, составляли экспозиции будущего музея под руководством педагогов школы, а затем блестяще подготовили и провели открытие школьного музея с приглашением не только администрации Республиканского краеведческого музея, но и гостей — учащихся из других школ и детей из детских садов, реализующих идеи музейной педагогики. Учащиеся подготовили интересные выступления: стихи и песни о Республике, игру на национальном инструменте — чатхане и др. Кроме экспозиций, посвященных истории фабрик, героическому прошлому микрорайона, истории местного зоопарка, в музее также присутствуют экспозиции, созданные самими школьниками, посвященные культурноисторическому прошлому и настоящему Республики.

По нашему мнению, организация выездных экскурсий со школьниками по музеям Республики Хакасия, знакомство учащихся с музейными коллекциями, активное их участие в создании школьных музеев, в про-

ведении поисково-собирательной работы, в выполнении ну, что в целом способствует патриотическому воспита-

ролевых и творческих заданий эмоционально обогащает нию младших школьников и формированию их этни-

духовный мир младшего школьника, стимулирует со- ческой культуры. Необходимо, чтобы это направление

переживание, учит видеть и понимать культуру родной развивалось, совершенствовалось и проникало во все

Хакасии, уважать традиции народов, проживающих на уголки нашей Республики и всей страны.

нашей территории, любить свою республику, свою стра-

Библиографический список

1. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.

2. Конжиев, Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Н.М. Конжиев. — М.: Педагогика, 1986.

3. Сейненский, А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: кн. для учителя / А.Е. Сей-ненский.— М.: Просвещение, 1988.

4. http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt

5. http://www.llr.ru/razdel3.php?id_r2=55

6. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. — 2002. — №7.

7. Музеи города Абакана: Справочник / Сост. Т.Н. Феоктистова, Н.В. Баинова, Е.В. Соболева. — Абакан, 2007.

8. Феоктистова, Т.Н. К истории становления музеев в Хакасии / Т.Н. Феоктистова. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2006.

Статья поступила в редакцию 27.05.08.

УДК 378.67.037

Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются особенности управления развитием в творческом вузе при обучении студентов хореографии на основе программно-целевого подхода, углубляется представление об использовании в технологии управления «стимульной ситуации».

Ключевые слова: управление развитием, профессиональные компетенции, программно-целевая система обучения, стимульные ситуации.

Задача управления развитием в системе хореографического обучения заключается в том, чтобы направить мыслительную деятельность студента в сторону более активного и глубокого понимания профессионализма и на подготовку соответствующего базиса специальных знаний для профессиональной деятельности в компетентностном формате [1]. Оптимизация такого направления возможна в том случае, когда процессу развития профессиональных компетенций (то, что специалист умеет делать лучше всего) способствует сформированная психологическая готовность. Решение данной задачи возможно только на основе движения социально-педагогической системы в педагогических коммуникациях прямой и обратной связи. Информационный поток, который идет от преподавателя к студенту, обеспечивает возможность функционирования системы, а информационный поток, который идет от студента к преподавателю, сообщает данные о состоянии системы, соответствии целям, что служит основой рефлексивнооценочной деятельности и дальнейшего регулирования системы коммуникативных связей.

Педагогическое управление в условиях программноцелевой системы обучения специалиста-хореографа осуществляется на различных уровнях: стратегическом, тактическом, конкретно предметном (учебно-воспитательном). Существенным признаком управляющей программы является социально-экономическая стратегия и социально-экономическая тактика. Ориентация управляющей программы на социально-экономическую стратегию и социально-экономическую тактику для обеспечения необходимой психологической (мотивационной) основы обучения требует от преподавателя активной работы по конструированию и реализации стимуль-ных ситуаций, адекватных показаниям анализа, их осу-

ществление по плану, а также определение и реализацию мер на соответствующих уровнях. От того, как преподаватель-управленец будет реализовывать эти функциональные обязанности, зависят конечные результаты профессионального обучения в творческом вузе.

С помощью стимульной ситуации педагог разрушает существующий в реальной практике обучения антистимул, создает условия для интериоризации управленческой цели, а также обеспечивает оптимальный мотивационный комплекс.

Основные столкновения интересов субъектов обучения в социально-профессиональном контексте возникают в условиях:

- преодоления художественно-творческого конфликта, когда каждый студент группы «видит только свою художественную идею»;

- преодоление эмоционального переживания творческих неудач, когда у кого-нибудь в студенческой группе «наступает период творческого бездействия», что в целом тормозит коллективный творческий процесс;

- преодоление психологической несовместимости партнеров в танце;

- преодоление необходимых художественно-волевых усилий и инерции в творчестве;

- преодоление некритического оценочного отношения к своим методическим и техническим ошибкам;

- преодоление необъективной самооценки результатов учебно-творческой деятельности (созданных хореографических этюдов и композиций);

- преодоление спонтанного характера процесса хореографического творчества.

Приведем некоторые типичные примеры из педагогической практики, свидетельствующие о том, что необ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.