_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
- Проблемы самоактуализации и самовыражения личности в обучении и образовании, в труде и хобби.
- Проблемы здоровьесбережения и физического воспитания. Список использованной литературы:
1. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
3. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3.
6. Тамачаков Е. В. Воспитание как продукт современной культуры и развития науки // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С. 150-152.
7. Зубарев А. В. Особенности исследования возможностей детерминации категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 февр.2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.114-116.
8. Креган А. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в процессе изучения курса «Методика воспитательной работы» // Результаты научных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 февраля 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.97-99.
9. Старостин И. О. Воспитание обучающегося в модели здоровьесберегающей педагогики // Результаты научных исследований:сб.ст. Межд. науч.-практ. конф. (Тюмень, 15 февр. 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.3. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.150-152.
©Дурновцева М. В., 2016
УДК 371.485
Е. В. Запорожец
Студентка Н.П. Шишлянникова
д. пед. н., профессор Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Аннотация
В статье затронуты проблемы воспитания человека как патриота и гражданина своего Отечества. Подчеркнуто значение работы школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.
Ключевые слова
Патриотизм, гражданственность, воспитание, школьный музей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающих поколений подтверждается направленностью государственных инициатив в области образования на формирование патриотического самосознания личности, воспитание гражданственности и патриотизма.
Существует много определений данных понятий, раскрывающих разные его аспекты. В словаре русского языка «Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности [4, с. 342].
Гражданское воспитание, по определению В.В. Воронова, - это «система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений» [2, с. 111].
Как видим, одной из составляющих гражданского воспитания является патриотизм, который в философском словаре под ред. И.Т. Фролова обозначен как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6].
Таким образом, гражданственность и патриотизм - внутренне взаимосвязанные понятия, обозначающие качества личности, свойственные гражданину и патриоту своего Отечества в широком смысле слова.
Вопросы гражданского и патриотического воспитания детей нашли отражение в трудах многих поколений общественных деятелей и педагогов: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. В советской педагогике данная проблема находилась в поле зрения А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева и др.
В.А. Сухомлинский гражданские чувства называл самыми высокими и благородными движениями души, возвеличивающими человека, утверждающими в нем общественное сознание, честь, гордость. Педагог писал: «Гражданственность - это, прежде всего, ответственность и долг - та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу» [5, с. 25].
Чувство любви к Отечеству, желание способствовать его процветанию как условие гражданско-патриотических проявлений личности не возникают сами по себе, а воспитываются с колыбели, с зарождения родственных отношений в семье, любви к малой родине, ученическому коллективу, местным традициям и истории - к любви к Отечеству, обществу, народу, государству. Академик Д.С. Лихачев писал: «...любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится любовью к своему городу, к своей природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя «перескочить» через какое-либо звено этого процесса и очень трудно вновь скрепить всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или отсутствовало с самого начала» [3, с. 94].
Младший школьный возраст относится психологами (Л. И. Божович, Д. Б. Фельдштейн и др.) к стадии социализации и характеризуется податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию, верой в авторитет педагога, что создают благоприятные предпосылки для гражданско-патриотического воспитания детей. Именно в этом возрасте закладываются основные черты личности будущего гражданина своего Отечества, поэтому гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования рассматривается неотъемлемой частью духовно-нравственного развития личности.
Безусловно, «воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина - человека, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, её народу жить лучше», - пишет В.В. Воронов [2, с. 113]. Одним из эффективных средств гражданско-патриотического воспитания младших школьников является вовлечение их в музейную деятельность.
В отличие от школы, музеи действуют в сфере дополнительного, неформального образования. Сюда приходят граждане в свободное время. В настоящее время музеи созданы во многих образовательных учреждениях страны. Они призваны приобщать школьников к культурно-историческому наследию с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, формировать гражданское сознание подрастающих поколений. Задачи, стоящие перед школьным музеем, по мнению педагога-практика Т.Ю. Вилковой, следующие: на местном краеведческом материале связать историю родного края с историей всей страны; способствовать расширению кругозора учащихся и развитию познавательных интересов [1, с. 10].
Значение школьного музея в том, что он является местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Музей выступает хранителем традиций и связывает все поколения в единую историческую нить. Организация патриотической работы на базе школьного музея позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, родной культуре, традициям, к своей истории, прошлому и настоящему Родины.
В школьном музее с младшими школьниками проводятся уроки литературного чтения, различные утренники, литературно-музыкальные праздники, посвященные защитникам Отечества (23 февраля), Дню Победы (9 мая), организуются встречи с ветеранами войны. Дети участвуют в конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн. Именно в тесном общении с ними зарождаются благородные чувства к старшему поколению - благодарности и уважения; гордости за Победу, которую они принесли. Таким образом, музей в школе играет важную роль в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.
Список использованной литературы:
1. Вилкова Т.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание: опыт одной школы // Начальная школа. - 2008. -№ 5. - С. 10-11.
2. Воронов В.В. Гражданское воспитание молодежи / Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]: под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.
3. Лихачев Д. С. Земля родная. - М.: Изд-во «Правда», 1983. - 388 с.
4. Словарь русского языка: В 4-х т. - Т. 1; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр., 1981. - 698 с.
5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.
© Запорожец Е.В., Шишлянникова Н.П., 2016
УДК 378.1; 371.3
Звонарёва Ю. А.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-
институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК КОНСТРУКТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Аннотация
В статье представлена возможность определения и уточнения педагогических условий в конструктах современной педагогической методологии и научно-педагогического исследования.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогические условия. Теория и практика современного научно-педагогического исследования [1-5] определяют понятие