Научная статья на тему 'Педагогические условия как конструкт современной педагогической науки'

Педагогические условия как конструкт современной педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарёва Ю.А.

В статье представлена возможность определения и уточнения педагогических условий в конструктах современной педагогической методологии и научно-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия как конструкт современной педагогической науки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

помощью бесценных сокровищ, хранящихся в них, формировать гражданское сознание подрастающих поколений. Задачи, стоящие перед школьным музеем, по мнению педагога-практика Т.Ю. Вилковой, следующие: на местном краеведческом материале связать историю родного края с историей всей страны; способствовать расширению кругозора учащихся и развитию познавательных интересов [1, с. 10].

Значение школьного музея в том, что он является местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Музей выступает хранителем традиций и связывает все поколения в единую историческую нить. Организация патриотической работы на базе школьного музея позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, родной культуре, традициям, к своей истории, прошлому и настоящему Родины.

В школьном музее с младшими школьниками проводятся уроки литературного чтения, различные утренники, литературно-музыкальные праздники, посвященные защитникам Отечества (23 февраля), Дню Победы (9 мая), организуются встречи с ветеранами войны. Дети участвуют в конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн. Именно в тесном общении с ними зарождаются благородные чувства к старшему поколению - благодарности и уважения; гордости за Победу, которую они принесли. Таким образом, музей в школе играет важную роль в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Вилкова Т.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание: опыт одной школы // Начальная школа. - 2008. -№ 5. - С. 10-11.

2. Воронов В.В. Гражданское воспитание молодежи / Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]: под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.

3. Лихачев Д. С. Земля родная. - М.: Изд-во «Правда», 1983. - 388 с.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. - Т. 1; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр., 1981. - 698 с.

5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.

© Запорожец Е.В., Шишлянникова Н.П., 2016

УДК 378.1; 371.3

Звонарёва Ю. А.,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-

институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК КОНСТРУКТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация

В статье представлена возможность определения и уточнения педагогических условий в конструктах современной педагогической методологии и научно-педагогического исследования.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогические условия. Теория и практика современного научно-педагогического исследования [1-5] определяют понятие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

«педагогические условие» в различных плоскостях, используемого педагогом-исследователем направлений поиска и выбора решений, гарантирующих успешную постановку и оптимизацию выделенных педагогических составных педагогической деятельности.

Для качественного определения понятия «педагогические условие» воспользуемся теоретико-эмпирическими возможностями использования педагогического моделирования [4-5], примерами и конструктами педагогических условий, детерминированными будущими педагогами по физической культуре в структуре выполнения выпускной квалификационной работы [6-9].

Педагогические условия - совокупность конструктов-ограничителей в выборе оптимальных возможностей развития педагогического процесса, качество и особенности которого исследует педагог-исследователь.

Педагогические условия - специфически определяемый конструкт современной научно-педагогической теории исследования качества педагогически верифицируемых процессов в системе антропознания, гарантирующий личности педагога-исследователя качественное определение и решение рассматриваемого явления и педагогического процесса.

Педагогические условия могут быть определены в иерархии моделей, определяющих возможности персонифицированных решений на макро-, мезо- и макроуровнях рассмотрения и детализации качества решения поставленной задачи. Возможно уточнение педагогических условий в ходе изменений, происходящих в обществе. В структуре продуктивного становления педагога в модели бакалавриата будущие педагоги выполняют выпускную квалификационную работу (бакалаврскую работу), в структуре которой обычно определены педагогические условия повышения качества рассматриваемого педагогом в работе процесса. Такая работа осуществляется будущими педагогами и в ходе выполнения курсовых работ; реализация возможности педагогического моделирования и педагогического эксперимента может создать условия для уточнения и детализации педагогических условий описываемого процесса, что и определяется в бакалаврской работе.

Самым простым случаем использования педагогических условий в исследовании качества педагогического процесса может явиться лабораторная работа. Такая практика осуществляется в структуре изучения курса «Практическая педагогика». Качество определения и решения задач детерминации и визуализации педагогических условий определяется ситуативно, зависит от потребности исследователя и реализуемости педагогических конструктов в обществе, от возможности и конкурентоспособности научно-педагогического исследования в определении и распространении качественных продуктов современного научно-педагогического исследования.

Список использованной литературы:

1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.

2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.

3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

6. Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4.

7. Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4.

8. Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации социализации и самореализации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4.

9. Байменов М. С. Педагогические условия социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.105-107.

© Звонарёва Ю. А., 2016

УДК 378

Катержина С.Ф., к.пед.н., доцент Собашко Ю.А., ст.преп.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный технологический университет»

ВНЕДРЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о целесообразности использования локальной рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе обучения в вузе. Проанализированы как положительные, так и отрицательные стороны рейтинговой технологии.

Ключевые слова

Рейтинговая система, оценка знаний, рейтинговая шкала, система оценивания, индивидуализация обучения, качество обучения.

THE INTRODUCTION OF THE LOCAL RATING SYSTEM IN THE UNIVERSITY

Abstract

The article deals with the question of the feasibility of using the local rating system of assessing students in the learning process at the University. Analyzed both positive and negative aspects of the rating technology.

Keywords

The Rating system, estimation of knowledge, rating scale, evaluation system, individualization of educating, quality of educating.

Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден: она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Очень быстро студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно всё принести и сдать в последнюю неделю. Результатом такого обучения является то, что на втором курсе студенты помнят только 20 процентов материала первого курса и ещё меньше — на старших. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету является субъективной.

Система оценивания должна удовлетворять критериям простоты, доступности и однозначности, т.е. быть понятной студенту. Важно, чтобы он был убежден в её адекватности, т.е. в соответствии оценки его уровню знаний, а также понимал законность и справедливость действий преподавателя. Важное условие -контролировать уровень знаний на всех этапах обучения [2]. Перед высшей школой возникла необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателей активности не только в преподавании, но в объективном контроле результатов обучения, а от студентов - активности в самостоятельной учебной деятельности. Эти соображения служат основой для разработки и использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.