_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 371.4
И.А. Чемерилова
К.п. н., доцент ФГБОУ ВО «ЧГУ им. Ульянова» г. Чебоксары, Российская Федерация С.И. Морозов Магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Российская Федерация
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается понятие «патриотическое воспитание», его сущность и содержание, важнейшие задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской Республики. Подчеркивается роль уроков истории в формировании патриотического сознания современных школьников.
Ключевые слова Патриотизм, патриотическое воспитание в кадетской школе.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, поскольку история России -история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий.
Патриотизм - это сложное многогранное явление. Как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты, в первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.
Как идея и движущая сила развития общества и государства, патриотизм рассматривался мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Бэкона, А. Шартье, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, Ж.П. Сартра и др.
«Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].
На наш взгляд, патриотизм как качество личности включает в себя:
- патриотические чувства: любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; переживание чувств привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России,
- патриотическое сознание: сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
всей планеты, всего человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
- патриотическое поведение: активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа.
Правительством РФ утверждена государственная программа_«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].
В начале нового века в России происходит возрастание значимости патриотического воспитания, идет восстановление его структуры, наполнения ее новым содержанием. Этот процесс носит многоаспектный характер и включает в себя решение многочисленных общественных проблем: улучшения качества жизни россиян, реализацию задач семейного воспитания, поиск путей формирования исторического сознания молодежи, форм более широкого использования в воспитательной работе традиций военно-патриотических мероприятий, поисково-краеведческой работы, национальных традиций [3].
Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.
С точки зрения В.С. Шиловой, патриотическое воспитание - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо Отечества и народа; развития и реализации всех сущностных сил личности в обозначенном направлении, становление социально-экологической культуры [4].
Воспитание патриотизма - традиционная для отечественной педагогики и школы задача, и решение ее связано с изучением школьниками истории, культуры своей страны, с деятельностью по сохранению памятников истории, с воспитанием чести и достоинства, дисциплинированности, чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям.
Воспитательная практика в МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской Республики всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. В школе создан музей воинской славы, работают кружки и секции патриотической направленности. Традиционными являются построения на плацу, дежурство по школе, встречи с ветеранами, людьми военных профессий и представителями органов внутренних дел, курсантами военных училищ, участие в ежегодных парадах.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение учащимися отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, формируется гражданская позиция, которая будет в дальнейшем оказывать влияние на выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
В школе работает кружок «История ратной славы Отечества». Программа работы кружка рассчитана на три года обучения в 5-7 классах. Она дополняет школьный курс сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Она призвана привить интерес к военной истории Отечества, формировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками. Теоретический курс военной истории дополняется экскурсиями в краеведческий музей, участием в военно-исторических праздниках. Ведется работа по сбору сведений об участии семей учащихся в Великой Отечественной войне.
Первый год обучения рассчитан на кадет 10-11 лет и содержит общий обзор истории ратной славы. Выделяется патриотический и героический элементы. Второй год обучения углубляет знания по ратной истории. Акцент - на истории военного искусства и военной техники, оснащении и организации армий. На
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
третьем году направленность идёт на изучение героических страниц в истории нашей Родины, что воспитывает в кадетах любовь к Отчизне.
Воспитание патриота - задача не из легких, поскольку это воспитание человека, имеющего любить свою Родину, неравнодушного к ее судьбе, сопричастного ко всему, что происходит вокруг: в семье, детском сообществе, в школе, в родном городе или селе, в стране, в мире в целом. Список использованной литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://C:/Users/HP/Desktop/Gospotriotprogramma.2016_2020.pdf (дата обращения: 28.11.2016).
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа)./в 5 ч. Ч 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.107.
4. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения: 28.11.2016).
© Чемерилова И.А., Морозов С.И., 2016
УДК 372.881
С.В. Шевченко
канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО СтГМУ г.Ставрополь, Российская Федерация
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Аннотация
В статье уделяется внимание роли самостоятельной работы студентов как одной из составляющих частей учебного процесса. Содержание самостоятельной работы определяется концепцией изучаемой дисциплины, ее учебно-методическим комплексом. Назначение самостоятельной работы - стимулировать, поддерживать интерес к изучаемому предмету и получению новых знаний.
Ключевые слова Квалифицированный работник, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность, терминология
Потребности современного развития общества ставят перед российским высшим образованием решения важных задач, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов. Система модернизации высшего образования определила подготовку не только «квалифицированного работника, ответственного, способного к эффективной работе по выбранной специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности», [1, с. 244]но и на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной и профессионально компетентной деятельности. Не все вчерашние школьники, поступившие в вуз, способны самостоятельно добывать знания и глубоко осмысливать узнанное. Студент медицинского вуза, будущий специалист, должен