_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
5. Питнявко В.А., Козырева О.А. Статистический анализ анкетирования в модели исследования социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Совр. научные исследования и инновации. 2016. № 5.
6. Васильев Д.С., Козырева О.А. Технология анкетирования в анализе качества социализации и самореализации обучающегося через плавание // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6.
7. Захаров А. В. Метод анкетирования в исследовании качества социализации и самореализации личности // Практическая педагогика и психология: методы и технологии : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 10 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.124-126.
8. Нарежная С. В. Некоторые аспекты реализации идей здоровьесбережения в уточнении категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч. -практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-103.
9. Дронова С. В., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков в структуре лыжной подготовки в спортшколе // Problems and prospects of development of education in the 21st century: achievement of personhood in professional sphere (philosophical and psychology and pedagogical aspects) : materials of the IV international scientific conference on April 10-11, 2014. Prague: Sociosfera-CZ, 2014. P.52-53.
© Нарежная С. В., Нарежный А. В., 2016
УДК 378.1; 371.3
Ненашев А. В.,
студент,
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ДЕТЕРМИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ И КОНСТРУКТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье описана возможность теоретизации основ современного педагогического знания в конструктах функций и моделей, детерминаций и педагогических условий.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогическая функция,
педагогический конструкт.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Детерминация в современном научно-педагогическом представлении является сложным, многомерным явлением, определяемым как словесно-логическая модель и как процесс составления возможностей личности в использовании словесно-логической модели. Определим возможности детерминации на примере категории «воспитание», специфика которой непосредственно связана с самыми ранними отношениями личности и общества, определяемыми через эволюцию ценностей гуманизма и толерантности, здоровьесбережения и самосохранения. В основу нашей практики заложим примеры и теорию педагогического моделирования [1-9].
Воспитание как категория педагогики. Детерминация категории определяется в системном поиске обобщенной модели реализации всех условий и возможностей деятельности педагога в решении задач и выполнения функций выделенной плоскости знаний, в нашем случае - воспитании.
Воспитание как система. Детерминация определяется в конструктах системного видения словесно-логического моделирования, детализация возможностей описываемого явления выделяется в соответствии с антропологически обусловленным знанием как знанием системного характера и возможности воспроизводства и детализации, модификации и верификации, оптимизации и реализации.
Воспитание как конструкт. Детерминация определяется в различных уровневых моделях, например, - широкий, узкий и локальный смыслы.
Воспитание как механизм. Детерминация категории определяется в иерархии реализуемых смыслов, срабатывающих в конкретных и унифицированных условиях воспроизводства опыта социальных отношений.
Воспитание как процесс. Детерминация категории определяется в поэтапном решении детерминируемых условий, функций, единиц, способов и форм решения задачи.
Воспитание как средство. Детерминация категории определяется в модели использования определенного понятия и явления как педагогического средства решения того или иного противоречия или той или иной педагогической задачи.
Выделенные направления могут быть использованы в различных условиях и формах уточнения и детализации определяемого явления или процесса, гарантирующего личности и обществу в качественном решении задач оптимизацию условий и возможностей самоорганизации всех звеньев антропосреды и ноосферы. Специфика обобщения и уточнения определяется теми же педагогическими конструктами, что и в модели детерминации педагогических явлений и процессов, конструктов и систем, единиц и функций, категорий и процедур, механизмов и средств. Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.
3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Антипов С.С. Детерминации категории «социализация» в структуре выполнения лабораторных работ курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум.науки. С.156-158.
7. Сапегин И.И. Детерминации категории «социализация» в подготовке будущего тренера по хоккею // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. -Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.298-300.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
8. Усов Н.Я. Возможности детерминации категориального аппарата современной педагогики в модели гуманистического подхода // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.331-334.
9. Кадыкова Ю. Е. Некоторые особенности детерминации категории «педагогическая деятельность» // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Межд. науч.-пр. конф.: в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.196-198.
© Ненашев А. В., 2016
УДК 371
З.А.Нугуманова
учитель, МБУ «Школа № 5» Тольятти, РФ Zer4ik [email protected]
УРОКИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Современные школьники часто бывают нетерпимы к представителям другой культуры и иного вероисповедания. Уроки истории и обществознания способствуют осмыслению социально-нравственного опыта, воспитывают уважительное отношение к религиозным, этническим и личностным ценностям других людей.
Ключевые слова
Уроки истории и обществознания, школа, толерантность, толерантная личность.
Одной из задач школы является воспитание гражданина - патриота своей Родины. Известно, что современные школьники часто бывают нетерпимы к представителям другой культуры и иного вероисповедания [1]. Уроки истории и обществознания способствуют осмыслению социально-нравственного опыта, воспитывают уважительное отношение к религиозным, этническим и личностным ценностям других людей [2]. На занятиях у школьников происходит понимание культурного многообразия мира, появляется уважение к культуре своего и других народов, что способствует формированию толерантности и воспитанию позитивного отношения к культурным различиям [3]. Интеграция школьников в культуру других народов на уроках истории и обществознания развивает умения и навыки взаимодействия с представителями других культур, способствует самореализации и самоиндефикации отдельной личности [4], формирует осознанное позитивное отношение к культурному наследию и чувство уважения к своей Родине [5].
На уроках истории очень важно изучение национально-регионального компонента и краеведческого материала: знакомство с историей региона проживания, культуры и традиций народов, его заселяющих, что дает возможность признавать разнообразие мнений и позиций и формирует готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания [6,7].
На уроках обществознания возможны дискуссии по поводу таких проблем, как проблема государственной власти и невмешательства церкви в государственные дела, проблема межэтнических браков и религиозного воспитания детей в семьях, так как мораль и религия во все времена считаются важнейшими факторами единения людей, формирования толерантности и моральных принципов [8,9].
Таким образом, у школьников формируется толерантное самосознание и мироощущение, что создает условия для толерантного поведения. Моделирование разных учебных ситуаций, изучение национально-