Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка'

Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2036
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СЕНСИТИВНОСТЬ / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / VALUES / THE QUALITIES OF THE PERSONALITY / TEEN AGE / SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкесова Екатерина Владимировна

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника невозможно исследовать без обращения к особенностям его возраста, без их анализа с точки зрения сенситивности в аспекте формирования указанных качеств. Подростковый возраст является переломным, кризисным этапом личностного развития, но одновременно и жизненно важным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Aspects of Civil and Patriotic Qualities of Teenagers’ personality

Formation of civil and patriotic qualities of a pupil can not be investigated without reference to the characteristics of age, to which the pupil belongs, it is important to analyze them from the point of view of the sensitive age to their formation. Teen age is a turning point, a crisis in terms of personal development, and it is vitally important.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка»

УДК 37.035.6

ББК Ч420.052.2 ГСНТИ 14.07.01 Код ВАК 13.00.01

Черкесова Екатерина Владимировна,

аспирант, кафедра педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова; преподаватель социальных дисциплин, Областной педагогический техникум олимпийского резерва (Ульяновск); 432026, г. Ульяновск, проспект 50-летия ВЛКСМ, 25; e-mail: [email protected].

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданственность; патриотизм; ценности личности; качества личности; подростковый возраст; сенситивность.

АННОТАТТИЯ. Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника невозможно исследовать без обращения к особенностям его возраста, без их анализа с точки зрения сен-ситивности в аспекте формирования указанных качеств. Подростковый возраст является переломным, кризисным этапом личностного развития, но одновременно и жизненно важным.

Cherkesova Ekaterina Vladimirovna,

Post-graduate Student, Chair of Pedagogy, Ulianovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulianov; Teacher of Social Subjects, Regional Pedagogical College of Olympic Reserve (Ulianovsk).

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CIVIL AND PATRIOTIC QUALITIES OF TEENAGERS’ PERSONALITY

KEY WORDS: citizenship; patriotism; values; the qualities of the personality; teen age; sensitivity.

ABSTRACT. Formation of civil and patriotic qualities of a pupil can not be investigated without reference to the characteristics of age, to which the pupil belongs, it is important to analyze them from the point of view of the sensitive age to their formation. Teen age is a turning point, a crisis in terms of personal development, and it is vitally important.

Гражданское и патриотическое воспитание школьников сохраняют свою актуальность, обусловленную как объективной потребностью общества и государства в сознательных и активных гражданах и патриотах, так и потребностью личности в самореализации гражданственности и патриотизма как личностных интегративных качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание педагога на ряде моментов, которые напрямую связаны с задачами гражданского и патриотического воспитания: стандарт

направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; ориентирован на приобретение выпускником следующих личностных характеристик («портрет выпускника основной школы»): «...любящий свой край и своё Отечество, ... уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом,

Отечеством» (4).

Исторически сложилась ситуация, когда патриотическое и гражданское воспитание школьников рассматривали в теории и осуществляли в педагогической практике раздельно: П. Ф. Каптерев (гражданско-правовое направление), Н. Н. Иорданский (нравственно-правовое воспитание),

П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линский (воспитание гражданина и воспитание патриота), Б. Лихачев, В. А. Сласте-нин, И. П. Подласый (выделяют гражданское и патриотическое воспитание как отдельные виды воспитания) и др. Развитие идей гражданского и патриотического воспитания имеет свою историю, эволюцию и обусловлено по меньшей мере следующими причинами.

Во-первых, специалисты объясняют сложившуюся ситуацию тем, что в основе каждого вида воспитания преобладает определенный содержательный компонент: в гражданском - правовой или этически-правовой, в патриотическом - нравственный или духовно-нравственный.

Во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свои права, обязанности, гражданскую позицию, правовую культуру, проявить гражданское самосознание, гражданскую компетентность в государстве и обществе, а патриотическое воспитание традиционно связывают преимущественно с воспитанием готовности человека служить Родине, своему народу.

В-третьих, реальный педагогический опыт отечественной школы демонстрирует разделение воспитания патриотов и граждан (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, А. Н. Тубельский и др.), это соответствует лучшим традициям воспитательной системы отечественной школы.

© Черкесова Е. В., 2013

В-четвертых, научные поиски и разработки педагогических проблем традиционно велись «на своем поле», раздельно по видам воспитания (нравственное, идейнопатриотическое, эстетическое, гражданское и др.), что обусловливалось научными подходами. В педагогике изучать предмет исследования во всех отношениях, аспектах, особенностях и т. д. было вполне необходимо и оправданно, а в педагогической практике разделялись подходы к планированию и организации воспитательной работы по видам воспитания.

Сегодня, на наш взгляд, пришло время, когда и для общества, и для государства, и для личности выпускника школы важнее не противопоставлять гражданское и патриотическое воспитание, гражданские и патриотические качества личности школьника, а рассматривать их в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие воспитания личности школьника, имеющие общие и особенные черты.

Необходимость воспитания гражданско-патриотических качеств личности школьника, на наш взгляд, следует объяснить рядом причин. Во-первых, признание необходимости целостного развития человека ориентирует педагога видеть взаимосвязь всех качеств и свойств личности. В частности, патриотические чувства школьника и патриотическое отношение не исключают, а предполагают активную гражданскую позицию (и наоборот) и др.

Во-вторых, как виды воспитания патриотическое и гражданское воспитание выделяются в соответствии с содержанием воспитания, которое «строилось» и определялось с опорой на общую цель и задачи всего воспитания школьников и воспитательного процесса в конкретной школе. Появление новых подходов к содержанию воспитания, к примеру ценностного, побудило педагогов уйти от прямой «привязки» к отдельным видам воспитания, поскольку ценности представляют собой интегрированную сущность, связанную с развитием патриотических и гражданских качеств школьников, их нравственности (один из первых и ярких примеров этого - воспитание в школе № 825 г. Москвы, в школе В. А. Караковского).

В. А. Сухомлинский считал, что достойный гражданин является патриотом своего государства, а патриотизм основан на духовном компоненте (2, с. 199)-

В-третьих, в реальной жизни человек, являясь гражданином своего государства, либо проявляет себя как патриот, либо нет; свои патриотические качества, позицию он проявляет через гражданские намерения, и его гражданские поступки связаны с патриотическими качествами.

Исходя из позиции взаимосвязанности и взаимообусловленности патриотических и гражданских качеств личности школьника, опишем сущность патриотизма (патриотичности) и гражданственности, которые, по нашему мнению, необходимо представить как интегративную характеристику или интегративное качество личности человека.

Патриотизм - это качество человека, которое по своей сущности является интегративной характеристикой выражения отношений любви, преданности, верности, долга перед своим Отечеством, народом; это качество не противоречит гражданским устремлениям и проявлениям человека. Складывается оно из ряда качеств патриотической направленности и соответственно формируется через воспитание этих качеств.

Гражданственность - это качество человека, которое является интегративной характеристикой активной самореализации человека в гражданской жизнедеятельности в интересах самого человека и общества и не противоречит патриотическим качествам человека.

Цивилизованного человека отличает слитность патриотической и гражданской направленности личности, что позволяет вести речь о гражданско-патриотических качествах личности, их формировании в школьном возрасте, о поиске эффективных педагогических средств формирования гражданско-патриотических качеств, в частности у школьников подросткового возраста. К гражданско-патриотическим качествам личности подростка мы относим чувства уважения к традициям, признательности и благодарности нашим отцам и дедам, почитания народных святынь (памятники героям, народные праздники); гордости за достижения граждан страны и родного края, любовь к родине, желание жить на родине, желание приносить пользу родине, желание изменить жизнь в стране к лучшему; чувство гражданина, желание выполнять свой гражданский долг, желание участвовать в гражданских акциях, желание выражать свою гражданскую позицию.

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника невозможно исследовать без обращения к возрастным психологическим особенностям, без их анализа с точки зрения сенситивно-сти в аспекте формирования указанных качеств. Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника невозможно исследовать без обращения к особенностям его возраста,. Подростковый возраст является переломным, кризисным этапом личностного развития, но одновременно и жизненно важным.

На фоне физиологических изменений у ребенка происходит и ценностно-смысловой кризис, который сводится к поиску смысловых ориентиров. Задача педагога на данном этапе - помочь подростку выбрать направление ориентации в заданных качествах гражданина и патриота с помощью организации социальных ситуаций с использованием социокультурного и образовательного пространства учреждений культуры, науки, образования, одним из которых является музей.

Коммуникация, в которой так нуждается в этот период подросток, так как общение - это ведущая деятельность, возможна за счет раздвижения образовательных рамок школы, где ребенок может проявить себя только в соответствии с заданным статусом ученика. Попадая в музейное пространство, подросток наблюдает панораму образцов социальных ролей, гражданской позиции, социально одобряемых, принимаемых патриотических поступков, совершенных людьми. Вместе с тем организация взаимодействия в музейном пространстве на основе активных и интерактивных экскурсионных методов позволяет подростку включиться в это взаимодействие и принять на себя роли исследователя, экскурсовода, коммуникатора. Это позволяет удовлетворить возрастные потребности в общении и встрече с образами гражданственности и патриотизма, а также формировать навыки социального взаимодействия.

Например, в музее «Симбирская засечная черта» подросток не столько слушатель, сколько «стрелец», который «основывает город-крепость» Симбирск. Он эмоционально переживает состояние своего «героя» или исторического персонажа, когда берет в руки оружие XVII в., поднимается на смотровую башню, вступает в диалог с другими «стрельцами» по поводу укрепления засечной черты и т. д., что обеспечивается интерактивностью экскурсии.

В Музее Симбирской классической гимназии подросток - гимназист XIX века, который учится осваивать столь далекие и непохожие на современные учебные дисциплины. В музейном пространстве ребенок примеряет на себя статусную роль. Задача музейного педагога - синтезировать в одной экскурсии оценочно-эмоциональный и личностно-деятельностный подходы к организации экскурсионной встречи с подростками. Ребенок, находясь в музее, совершает для себя внутренние или личностные открытия, связанные с эмоциональными переживаниями.

В подростковом возрасте, как отмечает психолог И. А. Зимняя, специфическая социальная активность заключается в боль-

шой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях (1, с. 176)- Педагогу и музейному сотруднику важно помнить о том, что в процессе социального созревания и самоопределения у подростка последовательно проявляются следующие позиции: сначала - «Я в обществе», затем - «Я и общество» (позиция Д. И. Фельдштейна; см.: 3, с. 127)- С учетом этого очень значимым для становления гражданско-патриотических качеств подростков представляется создание в музее образов проявления патриотизма, гражданственности, ценностей гражданской жизни.

В музее ведущим остается «экскурсионный метод», как его называют в музейной педагогике. Экскурсия как синтез ряда методов, погружение в широкий мир человеческой культуры и природы не только учит подростка видеть то, на что он смотрит, но и воспринимать и оценивать важность и значимость наблюдаемого, выражать ценностное отношение к наблюдаемому. Экскурсия направлена на пробуждение эмоционально-чувственного отношения у школьника, формирует ценностное отношение к окружающему миру, чувство уважения к традициям, достижениям земляков, чувство восхищения успехами и преобразованиями, чувство признательности и благодарности нашим отцам и дедам, вызывает эмоциональную отзывчивость к образам проявленных патриотизма и гражданственности.

В любом школьном музее, который создается самими детьми совместно с педагогами, существуют условия для гармоничного формирования гражданско-патриотических качеств у школьников. На базе МБОУ СОШ № 62 г. Ульяновска создан музей «Подвиг», посвященный не отдельному событию в истории нашей Родины, а героям, личностям. Здесь школьники узнают о людях, совершивших подвиг во имя Отечества. Перед глазами ребят - образы людей, чья жизнь или поступок, подвиг доказывают неразрывность, слитность гражданина и патриота в одном человеке. На протяжении десяти лет школьный музей систематически ведет воспитательную работу по формированию гражданско-патриотических чувств у подростков.

Помня о том, что отрочество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально в своем развитии (на это указывают такие ученые, как И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн, В. А. Караковский, А. В. Петровский), педагог и сотрудник музея учитывают ярко выраженную эмоциональность младшего подростка (В. А. Ка-

раковский), потребность в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности среднего подростка (Д. И. Фельдштейн), доминирующую готовность проявить себя, применить свои силы старшего подростка (Д. И. Фельдштейн; см.: 3, с. 131-138)-

Среди используемых в музее форм работ следует особо остановиться на встрече с героями событий. Многие музеи систематически приглашают военных, заслуженных деятелей искусства и культуры. Краеведческий музей им. И. А. Гончарова в г. Ульяновске ежегодно проводит праздник в честь знаменитого земляка. Школьники и взрослые участвуют во встречах с потомками И. А. Гончарова, писателями и поэтами.

В Музее градостроительства и архитектуры Симбирска - Ульяновска встречи с художниками-архитекторами и живописцами создают для школьников образ чело-века-творца, а само творчество выступает как пример, образец созидания во благо Родины. В историко-музейном комплексе «Быт, торговля и ремесла Симбирска» реализуется программа «Всякое ремесло честно», в рамках которой школьников учат работать с таким природным материалом, как глина: замешивать тесто, готовить его к лепке, обжигать в печи и наносить орнамент.

В подростковой период происходят изменения и в познавательной сфере школьника. У многих подростков активно формируется рефлексивное мышление. Музей как носитель информации стимулирует познание, предлагая видоизменить образовательный процесс, превратить его в увлекательный поиск с помощью экспонатов, музейных фондов, архивных материалов и интерактивных передвижных выставок. Через познание сущности мира, гражданско-патриотических качеств, которые проявили другие люди, оставшиеся в памяти народа, мы также формируем гражданские и патриотические качества школьника.

Как видно, психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка состоят в педагогическом осмыслении психологических особенностей подросткового возраста, в частности аспектов эмоционального, интеллектуального, социального развития, в использовании и учете данных особенностей с точки зрения сенситивности к воспитанию гражданско-патриотических качеств у подростков как в школе, так и в музее, в обеспечении педагогических условий и педагогического сопровождения для проявления гражданско-патриотических качеств подростков как школе, так и в музее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 1999.

2. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. : Молодая гвардия, 1979.

3. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http: / / standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2589.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. М. Шубович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.