ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Склярова Т.В.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наше общество столкнулось с серьёзнейшими проблемами в области духовно-нравственного развития личности: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе, в истории своей страны. Становится ясным: необходимо усилить воспитательную функцию образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, природе. Её основу должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является важным фактором развития страны. Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности школы. Поэтому гражданско-патриотическому воспитанию должна отводиться ведущая роль в учебно-воспитательном процессе школы, особенно в подростковом возрасте, так как эти годы, как писал Л.С.Выготский, «годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания...» [1: 62]. Это годы, когда «решение проблем, которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления ... содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением.» [1: 62]. Действительно, юношеский возраст - это период крайностей и противоречий, когда юноша уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он носит в себе черты того и другого, и эти черты переплетаются весьма своеобразно. Юношескому возрасту присуще незнание надлежащей меры. Подростку кажется, что он понимает всё и обо всём судит с полной уверенностью. В силу своеобразного переплетения в поведении учащихся старших классов черт вполне взрослого человека и ребёнка они выступают весьма противоречивым и сложным объектом
в процессе воспитания.
Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 6 была начата с диагностики по методике М.Рокича «Ценностные ориентации» [4] и тестирования на определение нравственной культуры и гражданской позиции учащихся [3].
Диагностика, в которой участвовало 206 респондентов 9-11 классов, показала, что значительное число старшеклассников ведёт активную деятельную жизнь, имеет хорошее физическое и психическое здоровье, не испытывает материальных затруднений, им свойственна уверенность в своих силах. Но при этом занимаются интересным делом только 36 % учащихся, 64% старшеклассников предпочитают развлечения, т.е. приятное, необременительное времяпрепровождение. Счастье других людей, народа в целом не является главным в их жизни. В человеке ценят чувство юмора, хорошие манеры, чистоплотность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, широту взглядов, честность, чуткость. А вот самоконтроль, терпимость, самостоятельность -качества, которые не столь важны для учащихся старших классов.
Исследуя сформированность патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста, выявили, что наиболее ярко патриотизм проявляется у молодого человека в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне её - 68%, только 11 % видят проявление патриотизма в выполнении воинского долга в рядах Вооружённых сил. Основу понимания патриотизма составляют сведения, получаемые из средств массовой информации - 52%, из чтения художественной литературы - 4%, из личного участия в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества - 12%, из сведений, полученных от родителей и близких - 12%, знания, полученные от учителей - 20%.
В среднем уровень понимания большинством учащихся старших классов роли и значения патриотизма в современных условиях низкий. Так на вопрос: «Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?» - 50% учащихся ответили, что служба в армии необходима обществу, и рассматривают её как выполнение гражданского долга, хотя и не испытывают личной заинтересованности в изучении военного дела, 50% опрошенных отрицательно относятся к службе и постараются найти способ избежать её. 70% старшеклассников считают, необходимо создание системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет.
Мнение учащихся по вопросу: «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?» распределилось следующим образом:
- повернуть лицом к этой работе деятельность школы - 10%,
- оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности - 12%,
- усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск - 35%,
- добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации - 32%,
- коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотиче-
ского воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты - 11%.
С тревогой и обеспокоенностью относятся к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа 70% опрошенных, и, к сожалению, 10% относятся к этому спокойно, а 20% учащихся это безразлично.
Данные проведённых исследований дают неутешительные результаты, у учащихся неоднозначное отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части старшеклассников смещаются в сторону прагматизма с ярко выраженными проявлениями эгоистического, антисоциального и антигуманного характера. На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, демонстрируют социальную незрелость и бездуховность, вступая даже в противоречие с законом, уклоняются от службы в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что учащимся важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. Всё это и послужило условием коренных изменений приоритетов в воспитательной и профори-ентационной работе. Важнейшая задача школы - развивать личность школьника, способствовать проявлению его собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Однако необходимо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга - это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, реализующаяся с учетом возрастных особенностей учащихся и совместная с семьей школьника.
Гражданско-патриотическое воспитание должно иметь четко обозначенную линию: родной дом - родная школа - родной город - родная страна. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении, применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволит обеспечить повышение эффективности гражданско-патриоти-ческого воспитания в школе.
Слаженная деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка, позволит преодолеть проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи. Особое место в воспитании детей следует уделить работе по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, отечественных традиций. Понимание этого особенно важно сегодня, в условиях гуманизации школьного образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.
Гуманитарное обновление образования должно ориентироваться на сотрудничество музея и школы, что и составит основу новой образовательной парадигмы XXI века.
Ведущая роль в этом процессе отводится школьным музеям, а музейная педагогика становится составляющей частью гражданско-патриотического воспитания. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью, осуществляя связь прошлого с настоящим и будущим.
Кроме того, школьный музей - это интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. В своём письме от 12 марта 2003 года Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образования всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» [2]. Действительно, школьный музей может помочь ребёнку осмыслить серьёзные вопросы, проблемы города, края, истории, культуры, страны в целом после простой созерцательной экскурсии. Краеведческая работа в музее привлекает ребят. В ходе реализации какого-нибудь проекта учащиеся учатся работать в команде, формируются навыки научно-исследовательской работы, умение высказывать и отстаивать своё мнение. Деятельность музея несёт в себе огромную образовательную составляющую - изучение родного города, края, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города, изучение народного быта, культуры, народных традиций. Всё это формирует гражданскую позицию, патриотическое мировоззрение школьника.
Формируя основополагающие ценности культуры, воспитание следует проводить на основе исторических и культурных традиций родного города и края; создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы; соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство; активно вовлекать учащихся в разработку социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной гражданской позиции. Опора на инновационные технологии социально-культурной деятельности, обеспечение неразрывного единства процессов воспитания и самовоспитания старшеклассников, предоставление возможностей для самоактуализации и самореализации личности в процессе социально-культурной деятельности является средством воспитания патриотизма, гражданственности, социальной активности личности.
Гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и граждан-
ско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям. Процесс формирования интеллектуальных, эстетических, правовых, нравственных, физических, трудовых качеств составляет основу граждан-ско-патриотического воспитания. Большое значение в этом процессе нужно уделять и личному опыту учащихся, полученному в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Поэтому содержание граждан-ско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Кроме того, необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой, которая предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.
Литература
1.Выготский Л. С. Педология подростка. Т.4// Собрание сочинений в 6 т. М., 1984.
412 с.
2.Письмо Министерства образования Российской Федерации «О деятельности образовательных учреждений» от 12 марта 2003г. № 28-51-181/16.
3.Понятовская Е.В., Осипова Н.В. Портфель куратора: учебно-методическое пособие для работников образовательных учреждений - Иркутск, 2007. 24 с.
4.Рокич М., А.Гоштаус, М.А.Семенов, В.А. Ядов. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: «Петроком», 1992. .23 с.