СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 069.016; 908
Е. И. Зубова
МУЗЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье обосновываются роль и значение школьного музея, актуальность его использования в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся. В качестве примера рассматривается школьный музей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа имени Героя России В. В. Матвеева городского поселения Лесной» - апробационной академической площадки кафедры воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
The article discusses the role and importance of the school museum, the relevance of its use for the purpose of spiritual and moral education of students. As an example, we consider a school museum Municipal budgetary educational institution of the municipal district Pushkin "Secondary school named after Hero of Russia Vladimir Matveev urban settlement Forest" - approbation of the academic area of the department of educational systems GBOU IN MO"Social management of the Academy".
Ключевые слова: школьный музей, экспозиция, духовно-нравственное воспитание.
Keywords: school museum, exposure, spiritual and moral education.
В настоящее время, когда многое утрачивается, смещаются смысловые акценты и ценностные ориентиры в обществе, когда значительно возросла интенсивность процессов глобализации и информатизации общества, а глобальное развитие и распространение электронных сетевых коммуникаций неотделимы от переструктуризации российского общества, происходит осмысление важности формирования внутреннего стержня, основы духовности,
воспитание морально-ценностных и нравственных качеств личности обучающегося.
Вышедшие в последние годы федеральные законы и нормативно-правовые документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных организаций.
В педагогических исследованиях последних лет понятие «воспитание» трактуется с точек зрения социокультурного, прак-тико-ориентированного, нравственно-эстетического аспектов. Рассмотрение процесса воспитания согласно социокультурной концепции (Б. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, 3. А. Малькова, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.) позволяет понимать процесс воспитания как важнейшую функцию любого общества и необходимое условие для социализации личности [1]. Так, например, в трудах Н. Е. Щурковой «воспитание есть питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее» [2].
Вопросы формирования и всестороннего развития личности обучающегося, создание условий для ее гражданской, интеллектуальной и творческой самореализации являются приоритетными в воспитании молодого поколения россиян.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках ФГОС одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности. «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [3].
Одним из оптимальных механизмов решения поставленных перед современными общеобразовательными организациями задач по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся нужно признать использование воспитывающего потенциала общеобразовательной организации - «совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее возможности и ресурсы» [4].
Наиболее оптимальной формой реализации воспитательного потенциала общеобразовательной организации является школьный музей, так как он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия: имеет большие возможности для создания условий формирования личности, обладающей внутренней потребностью к познанию, культурной и творческой деятельности; способствует развитию общественной активности обучающихся.
Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Ведь музей - это не просто особый учебный кабинет общеобразовательной организации, но один из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего в общеобразовательной организации, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности обучающегося. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают обучающимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил, души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Задача педагога, занимающегося музейной педагогикой, -создать условия для выработки у обучающихся позиции заинтересованного исследователя, позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, сколько его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Ведь нравственная личность, гражданин воспитывается лишь в той среде, где не прервана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего. «Воспитывающая среда, в которую попадает ребе-
нок, выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его сущности как человека. <...> Она позволяет найти педагогу пути гармонизации отношений, смягчения кризисных факторов, приобщения учащихся еще в школе к ценностям культуры, на основе которых человек формируется как гуманная нравственная личность и реализует себя в мире, в создании новых ценностей, культуры»
[5].
В общеобразовательных организациях существуют особые возможности обучения и воспитания, которые, однако, в полной мере используются лишь тогда, когда школьный музей строит свою работу на основе принципа «для детей и вместе с ними».
На примере опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа имени Героя России В. В. Матвеева городского поселения Лесной», апробационной академической площадки кафедры воспитательных систем ГБОУ ВО МО АСОУ, хотелось бы показать, как посредством школьного музея осуществляется работа по духовно-нравственному, граждан-ско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Практическая деятельность данной общеобразовательной организации связана с темой проекта, предложенной кафедрой воспитательных систем - «Развитие воспитывающей среды образовательной организации в условиях социального многообразия». Одно из направлений работы - «Развитие культурно-образовательной среды Московского региона средствами музейной педагогики» -позволяет решить задачи, связанные с развитием воспитывающей среды общеобразовательной организации.
Для того чтобы раскрыть вопрос о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся, остановимся подробнее на вопросе, связанном с организацией музея и созданием музейной экспозиции в ГБОУ СОШ г. п. Лесной.
Идея создания музея возникла в коллективе в 2002 г., когда школе было присвоено имя Героя России Виктора Матвеева. Тогда же в данной общеобразовательной организации началась работа по созданию школьного музея.
Цель деятельности музея - всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержка их творческих способностей, форми-
рование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, чувства сопричастности к прошлому и настоящему Родины.
Задачи музея:
- укрепление взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) для обеспечения духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся в условиях модернизации образования;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Создание и развитие школьного музея состояло из нескольких этапов:
1. Формирование тематики экспозиции.
2. Сбор и подготовка экспонатов для музея.
3. Оформление музейной комнаты и вспомогательного фонда.
4. Подготовка экскурсоводов и режима работы музея.
Школьный музей должен быть интересен обучающимся, которые принимают непосредственное участие в его создании. Роль педагогов на первом этапе заключается в том, чтобы поддержать инициативу создания музея и придать организованный характер деятельности обучающихся.
Важным этапом в процессе комплектования музея является подготовка к поисково-собирательской работе, которая уже сама по себе является активной формой духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся. Это направление даёт возможность обучающимся проявить свои исследовательские умения.
Для реализации проекта необходимо было провести подготовительную работу - создать краеведческий актив. При этом взаимодействие с активом важно построить таким образом, чтобы обучающиеся понимали, что в процессе общей работы они постоянно получают новые знания и навыки, важные с точки зрения расши-
рения их кругозора, способствующие приобретению профессиональных знаний и навыков, получению определенной квалификации.
В процессе организации была выделена группа обучающихся, действительно желающих заниматься созданием музея. Эти ребята возглавили совет школьного музея и вошли в группу «Поиск» совета старшеклассников. Совет музея разрабатывал задания по классам, вёл работу по сбору экспонатов, оформлению экспозиции музея и организации его работы.
Каждый класс участвовал в поисковой работе по заданию школьного Совета музея. Одни собирали предметы, характеризующие жизнь и быт людей нашего края: предметы домашнего обихода, одежду, орудия труда; другие собирали материалы по истории посёлка; третьи - документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны; четвёртые - экспонаты и материалы по истории школы. Усиление краеведческой составляющей на базе школьного музея - лучшая основа для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Когда собирают материал для того, чтобы в музее показать деятельность какого-либо отдельного человека, интересны все предметы, связанные с ним, так как они дают представление о его деятельности, внешнем облике, интересах. По такому принципу в школьном музее собраны материалы о Герое России Викторе Матвееве.
Процесс исследовательской работы очень важен, в этот период происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты [6].
Создание экспозиции - сложный процесс, проходящий несколько этапов:
- разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
- разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования были разработаны эскизы и макеты зала, экспозиционные комплексы, которые должны были дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея темати-
ко-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта начался монтаж экспозиции.
Реализация проекта, сбор материалов продолжались в течение нескольких лет, и в 2006 г. уже был создан комплексный музей с тремя разделами:
- мемориальный, посвящённый Герою России В. В. Матвееву;
- этнографический, посвящённый быту и традициям народов России;
- краеведческий, посвящённый истории посёлка.
Продолжая краеведческую работу, в школе была объявлена
акция «Никто не забыт и ничто не забыто». Обучающимся было предложено собрать материал о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, ветеранах трудового фронта и детях войны. Собранный материал был оформлен в Книгу Памяти. За каждым именем в этой книге, за каждой фамилией в списке погибших - человеческая жизнь, в которой были радости и огорчения, любовь и разлука, сомнения и неудачи, трудности и победы. Это люди разных возрастов, профессий, характеров. Но всех их объединяло чувство любви к своей родной земле, своей великой Родине.
Одной из важнейших функций образования является культурно-образовательная среда. Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме.
Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее - непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводилась под руководством педагогов в соответствии с экспозицией музея [7].
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, была собрана группа обучающихся, желающих освоить экскурсионное дело. Экскурсии и занятия, проведенные в стенах школьного музея, создают ситуации, при которых дети вырабатывают собственные суждения, мнения, так как образование в рамках школьного музея общедоступно, вариативно, освоение знаний проходит в свободной форме, самостоятельно.
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Ведь экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ, экс-
курсия должна заинтересовать детей. Надо отметить, что хорошо подготовленный экскурсовод, по существу, готов к проведению любого мероприятия школьного музея, так как он научился общению с аудиторией.
В музее проводятся экскурсии и уроки по экспозиции, встречи с участниками Великой Отечественной войны. Интересно и увлекательно проходят в музее уроки по истории, географии, уроки мужества. На уроках по истории используются материалы об участниках Великой Отечественной войны посёлка, при изучении темы «Советский тыл в годы войны» используется краеведческий материал, рассказывающий о тружениках тыла посёлка.
Регулярно в музее проходят экскурсии по темам: «Наш земляк - Герой России В. В. Матвеев», «Всё для фронта, всё для победы», «Наши земляки-участники Великой Отечественной войны», «Быт крестьян русских деревень», «История вещей, доживших до наших дней» и др.
Школьный музей органично вписался в план работы всей общеобразовательной организации, в систему проводимых мероприятий. Конечно, это только часть той работы, которая проводится в МБОУ СОШ г. п. Лесной в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В заключение хотелось бы отметить, что школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственное воспитание, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной общеобразовательной организации, выполняющей социальный заказ общества.
Примечания
1. Зубова Е. И., Нечаев М. П. Проектирование и развитие толерантно воспитывающей среды в условиях социального многообразия : монография. М. : АСОУ, 2016. С. 24.
2. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М. : Педагогическое общество России, 1998. С. 76.
3. Данилюк А. Я. Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. 24 с.
4. Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : дис... д-ра пед. наук. М., 2011. С. 9.
5. Ромайкин В. Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. С. 68.
6. Учебно-исследовательская деятельность школьников : монография / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, Г. А. Русских. М. : Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.
7. Смирнов Д. В. Юные музееведы // Примерные программы внеурочной деятельности : Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. М. : Просвещение, 2010. С. 50-57. Сер.: Стандарты второго поколения.
УДК 908; 069.8; 371.84; 351.856; 351.858
Н. Н. Лялюшко
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО «МУЗЕЯ МУЖЕСТВА»
В статье представлен опыт создания школьного музея Великой Отечественной войны и героизма современности. Автор проводит параллель между мужеством людей во время войны и в наше время, дает понимание того, что требуется для того, чтобы совершить подвиг.
The article describes the experience of creating the school museum of the Great Patriotic war (the Second World War) and the heroism of our time, the author draws a parallel between the courage of the people during the war and nowadays, gives the understanding of what is required in order to perform a feat.
Ключевые слова: школьный музей, связь времен, патриотизм, героизм, Сталинград, мужество вчера и сегодня, диорамы, экспонаты музея, выставка фото, подводная лодка «Курск», героические подвиги наших современников, каждодневный подвиг.
Keywords: the school museum, link of times, the patriotism, the heroism of Stalingrades, the courage of yesterday and today, the diorama, the Museum's exhibits, photo exhibition, the submarine "Kursk", heroic feats of our contemporaries, an everyday feat.
При Дивеевском монастыре Нижегородской епархии функционирует частное образовательное учреждение «Дивеевская монастырская православная школа». В 2016 г. школа отмечает свое 20-летие. Хорошим подарком к юбилею станет открытие школьного «Музея Мужества».