С. Б. Соколова
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Работа представлена кафедрой гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. И. Элиасберг
Статья отражает процесс исследования автором формирования культурно-нравственных ориентиров учащихся в деятельности школьных краеведческих музеев, процесс разработки научной концепции обоснования целей и задач создания, функционирования и развития школьного музея «Летопись Дубровской земли». Раскрываются важнейшие этапы исследования и разработки поисковой модели создания музейного пространства и становления ценностных ориентиров учащихся в процессе деятельности школьного краеведческого музея на культурологической основе. Созданная модель школьного музейного пространства подтвердила гипотезу, что школьные краеведческие музеи могут оказывать существенное воздействие на ценностные нравственные ориентиры при соблюдении определенных условий.
The article reflects the process of forming children's cultural and moral orienting points in the activity of school museums of area study, the process of elaborating a scientific concept respecting substantiation of objectives and problems of creation, functioning and development of a school museum of area study «The chronicle of the Dubrovsky district». The author reveals the basic stages of investigating and elaborating a search model of creating a museum space and forming children's value system in the activity of a school museum of area study on the culturological basis. This model proves a hypothesis that school museums of area study can influence essentially on moral values under certain conditions.
Перемены в обществе в 90-е гг. XX в., кризис музейной системы в целом и школьной в частности, отчуждение образования от культурных ценностей, которые когда-то собирались и хранились в школьных музеях, привели к необходимости активизировать поиск личностных смыслов и новых средств развития духовной культуры учащихся на базе школьных музеев. Возросла потребность теоретического переосмысления функциональных задач школьного музея в качестве принципиально нового, возрождающегося феномена, его социокультурного назначения, как специфического средства извлечения и раскрытия информации, содержащейся в овеществленных формах прошлой и современной культуры. Постижение истории родного края через школьное музейное пространство и
выявление условий формирования культурно-нравственных ориентиров учащихся становится объективной необходимостью современного педагогического процесса. В контексте поиска национальной идеи и развития патриотизма в новой исторической эпохе все возрастает значимость школьных музеев в образовательном и воспитательном пространстве школы, в выявлении педагогических и культурологических аспектов деятельности школьных краеведческих музеев в формировании культурно-нравственных ориентиров учащихся.
На современном этапе развития гражданского общества становится все более актуальным приобщение учащихся к музееведческим знаниям, когда степень востребованности обществом ценностного, информационного потенциала, сосредоточен-
45 1
ного в школьных музеях, полностью совпадает с потребностью общества в образованной, культурно-нравственной личности, способной осознавать и ценить культурные ценности, включаться в творческий процесс и создавать духовные ценности.
История школьного музееведения складывается из опыта работы нескольких поколений. На конкретном примере дубровской средней школы Всеволожского района Ленинградской области можно проследить долговременный процесс зарождения, развития и становления школьного музея и школьного музейного пространства как комплекса условий, обеспечивающих формирование культурно-нравственных ориентиров учащихся в процессе разнообразной деятельности школьного краеведческого музея «Летопись Дубровской земли».
Изучение ситуации со школьными музеями в переходный период нашей истории показало, что отсутствие в деятельности школьных музеев четких концептуальных основ и ориентиров на решение комплекса воспитательных задач, определяемых новыми условиями развития России, привели в начале 1990-х гг. к закрытию многих из них.
Многие комнаты боевой славы, музеи были закрыты. Сбор краеведческого материла, пропаганда исторических знаний, вовлечение учащихся в новые формы деятельности - все стало качественно новым после нескольких лет безвременья, ослабления внимания к вопросам воспитания школьников, когда автору статьи было предложено руководство краеведческой работой на основе разработанной ею учебной краеведческой авторской программы «Моя Родина - Невская Дубровка», которая обобщила знания о родном крае в едином историческом контексте с древних времен до наших дней. И с самого начала по моему замыслу центром новой краеведческой работы должен был стать краеведческий музей на базе уже имеющихся материалов комнаты боевой славы, но это должен
был быть принципиально новый школьный музей. Так начался поиск концепции, а затем на ее основе разработка программы создания нового музея. Главной целью в организации музея для нас являлось формирование условий для эффективного нравственного и патриотического воспитания. С учетом неудач ряда музеев, о чем шла речь выше, ставилась задача - не замыкаться на отдельных эпизодах Великой Отечественной войны, а собрать в музее комплекс материалов по истории, культуре, быту, традициям родного края, защита которого воспринималась бы учащимися в органической связи с его прошлым и настоящим одновременно. В новых социально-экономических условиях начался процесс переосмысления роли, места и значимости школьного музея в формируемой обществом потребности единого воспитательного и образовательного пространства. Школьный краеведческий музей становится действенным средством образователь-ной и воспитательной деятельности. Новые возможности школьного краеведческого музея стали определяться потребностью общества в формировании нравственно-развитой личности, способной осознавать и ценить культурные ценности. Новое, современное содержание краеведческой работы через использование практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания учащихся, активизации способностей творческого воображения через функции школьного музея позволяет решать сложные педагоги -ческие задачи, от которых зависит будущее наших детей и нашего общества.
Из опыта создания и работы краеведческого музея «Летопись Дубровской земли», который был открыт 26 октября 1996 г., родилось диссертационное исследование на тему «Формирование культурно-нравственных ориентиров учащихся в процессе деятельности школьного краеведческого музея». На этапе констатирующего эксперимента, который проводился на базе
Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея
школьного музея «Летопись Дубровской земли» п. Дубровка Всеволожского района Ленинградской области, были гипотетически определены важнейшие условия решения задачи воспитания нравственных ориентиров личности учащихся. К ним относились следующие условия: художественно-эстетическая музейная среда, гуманитарная культура общения, героико-патри-отическое содержание и культурологические основы содержания экспозиций.
Следующим шагом исследования стала разработка модели деятельности школьного краеведческого музея на культурологи -ческой основе.
Была разработана поисковая модель создания музейного пространства, способствующего формированию нравственно-развитой личности, обладающей гуманитарным мышлением, признающим и утверждающим основные ценности: гуманизм, патриотизм, гражданственность; свободно адаптирующуюся к жизни общества, готовую к защите Родины.
Поисковая модель включала цель, задачи и развернутую характеристику искомого музейного пространства, включающего следующие компоненты: нравственные и духовные ценности - патриотизм и культура; героико-патриотическое содержание экспозиций; разнообразные виды деятельности, позволяющие включать учащихся в культурообразующий процесс посредством музейного пространства; гуманитарная культура общения; художественно-эстетическая музейная среда или пространство; внешние связи и пути реализации.
Именно эта часть модели являлась, с одной стороны, ориентиром при проведении эксперимента, и в то же время проверялось ее содержание и обогащалось новыми установленными фактами, а также корректировалось в процессе эксперимента.
Исследование становления ценностных ориентиров учащихся в процессе деятель -ности школьного краеведческого музея на культурологической основе позволило по-
строить модель школьного музейного пространства. При этом исследователь исходил из гипотезы, что школьные краеведческие музеи могут оказывать существенное воздействие на ценностные нравственные ориентиры учащихся.
Модель определяет взаимосвязанные компоненты, в процессе создания которых предполагается решение и осуществление поставленной цели - построение качественно новой школьной музееведческой системы, базирующейся на культурологическом знании. В модели в качестве основы для организации различных видов деятельности по формированию школьного музейного пространства выделены следующие культурологические основы, которые определяют содержание музейной экспозиции.
Формирующий эксперимент проводился в период с 1997 по 2004 г. В процессе исследования выявились условия, при которых деятельность школьного краеведческого музея позволяет реализовывать намечен -ную в поисковой модели цель.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что под влиянием школьного краеведческого музея происходит качественное изменение личностных характеристик учащихся, способствующее осуществлению поставленной цели - формирование культурно-нравственных ориентиров (рис. 1).
Динамика изменяющегося отношения учащихся к нравственным ценностям позволяет говорить об эффективности музейного пространства в формировании личностных ориентиров. В процессе исследования было определено, что через музейное пространство при наличии определенных условий - художественно-эстетической музейной среды, гуманитарной культуре общения - созданы предпосылки для развития личности по определенным направлениям; формирование культурно-нравственных ориентиров складывается из разнообразных компонентов деятельности учащихся в школьном музейном пространстве.
Рис. 1. Поисковая модель 454
И комплекс личностных характеристик в процессе формирования культурно-нравственных ориентиров позволила выявить искомый результат и определить те качества личности учащихся, которые способствуют становлению личности в обществе. Именно это и было выявлено в данном исследовании, что представляет собой научную и практическую ценность в современном образовании и для развития гражданского общества.
В заключение приведем фрагменты сочинений учащихся, в которых они осмысливали роль школьного музея в их жизни.
«Нам было поручено сфотографировать памятные места п. Дубровки, связанные с войной. Мы сделали 10 фотографий и разместили их в музее в рубрике «Память войны», сделали описание памятников, которые изучили особенно внимательно» (Александрова М., Пылаева Н. 9а класс).
«Я принимал участие в работе выставки в музее - помогал размещать предметы быта, денежные знаки, определял их место в экспозиции» (Сорокин Ж., 76 класс).
«Для меня легенды о Дубровке стали началом изучения нашего края, захотелось еще больше узнать нового» (Зайцева А., 7а класс).
«Экскурсия, проведенная учеником 8-го класса Лисицей Иваном, нам очень запом-
нилась и понравилась. Мы узнали много о начале Великой Отечественной войны и Невском «пятачке». Теперь мы знаем, почему улицы поселка так называются - именами героев, защитников Родины» (ученики Зго класса).
«Нам очень запомнился вечер, посвященный 70-летию средней школы, где мы узнали, какая богатая история у нашей школы, какие интересные судьбы у выпускников, а самое главное, мы увидели, как они любят школу и эту любовь они принесли через многие годы» (Иванов А., 8 класс).
«Всем классом мы ходили на Братское захоронение, убирали осеннюю листву, приводили в порядок братские могилы, ведь мы понимаем, что к нашим солдатам уже никто не придет, кроме нас» (9 класс).
«На экскурсии в школьном музее, посвященной истории школы, я включила тот материал, который собирали к 60-лиетию Победы, - "Учитель на войне"». Ребята с интересом узнали, что на войне были и наши учителя, и ученики и им требуется наша помощь. Я открыла в себе новые чувства: сострадание и понимание к людям» (Степанова Юлия).
«Мы гордимся своим музеем», - говорят все ученики дубровской школы.