УДК 351.858; 371.844
Л. М. Просвирякова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Показаны взаимосвязь обучающей, развивающей, трудовой и воспитательной работы через деятельность школьного краеведческого музея, вклад музея с. Аджим в патриотическое воспитание учащихся.
There is shown interrelation of educational, developing, labor and educational work throughout the activities of the school museum of local lore. The author also mentions the contribution of the museum at Adzhim village to the patriotic education of the pupils.
Ключевые слова: музей, краеведение, патриотизм, малая родина, экспедиция, воспитание.
Keywords: museum, local lore, patriotism, Homeland, expedition, education.
Более 30 лет я работаю старшей вожатой в сельской школе и более 20 лет заведую школьным музеем. На протяжении этого периода в стране происходили изменения: распад СССР, не стало пионерских и комсомольских организаций, изменились ценностные ориентиры, на телевидении нет цензуры, появился Интернет. Все это накладывает свой отпечаток на поведение подростков в обществе. Как сделать так, чтобы наши дети выросли не потребителями, а созидателями, чтобы с детства каждый ребенок знал и любил свою семью, школу, улицу, село? Чтобы по жизни он шел своей дорогой и вырос достойным человеком, а родители и учителя были бы ему добрыми советчиками и помощниками.
Воспитание патриотизма мы рассматриваем с такими личностными качествами, как любовь к Родине, большой и малой, общественная деятельность, поведение и толерантность.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому,
школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится любовью к своему городу, деревне, родной природе, к своим землякам».
Исходя из всего этого, мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности семьи, школы и общественных организаций. Так кто же такой патриот? В. Даль дает такое понятие: патриот - это человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. А что нужно делать подростку, чтобы стать патриотом?
С детских лет в семье у каждого ребенка должны быть свои обязанности, в школе ребенок учится работать в коллективе, а это генеральная уборка класса, уборка территории, работа на пришкольном участке, помощь престарелым, подготовка к мероприятиям.
На классных часах и внеурочных мероприятиях, экскурсиях по школьному музею происходит знакомство с историей нашего Отечества, его боевыми, трудовыми и культурными традициями. Во время походов и экскурсий учащиеся знакомятся с историей малой родины. Таким образом, идет воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Сегодня патриотизм соотносится с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, социальная толерантность, общественно значимые поведение и деятельность.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к Родине.
В одном из выступлений по российскому телевидению В. В. Путин сказал: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
В замечательной песне «С чего начинается Родина» дается ответ на этот вопрос:
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Чувство патриотизма зарождается с формирования родственных чувств к семье, улице, деревне. Затем идет восприятие любви к Отечеству, народу, истории, культуре.
Таким образом, процесс формирования патриотизма, прежде всего, начинается в семье, школе, а любовь к Родине - его финал.
Исходя из всего этого, мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности семьи, школы и общественных организаций.
Патриотическому воспитанию в нашей школе отводится особое место. Второго сентября, во время экскурсии по школе учащиеся 1-го класса приходят в школьный краеведческий музей, где просто рассматривают все, что там находится. Им разрешается трогать муляжи овощей, грибов, подержать в руках окаменелые деревья, растянуть пулеметную ленту, раскрыть полевую сумку командира. Пройдут годы, и эти первоклассники сами станут писать историю своего села, а до этого они год за годом будут изучать историю родного края, ходить в походы, собирать материалы для музея, писать исследовательские работы и сдавать все в школьный музей.
Так что же такое школьный музей?
Школьный музей - единственная школьная общественная структура, где есть интересное дело, которое объединяет детей, подростков, взрослых и способствует развитию гражданско-патри-отических качеств личности. Деятельность школьного музея является результативной и постоянно развивающейся. В школьном музее есть:
- Коллекции музейных предметов.
- Экспозиции, отражающие направления поисковой работы.
- Специальное помещение, где все экспонируется, где проходят экскурсионная работа и массовые мероприятия.
- Совет музея, который ведет работу с фондами, оформляет новые экспозиции, ведет переписку, экскурсионную, исследовательскую и массовую работу.
Деятельность музея развертывается на основе музейных фондов. Среди многообразия существующих предметов для изучения нужно выявить такие, которые отражали бы исторические процессы и обладали свойствами музейных предметов: семантической информацией и аттрактивностью, т. е. способностью привлекать
внимание. При входе в школьный музей в экспозиции «Край родной» ребята сразу обращают внимание на череп бизона короткоро-гого. У них сразу появляется множество вопросов:
* Кому принадлежит данный череп?
* Что это было за животное?
* Где обитало животное?
* Где нашли череп?
* Живут ли такие животные в нашей местности сейчас?
* Почему их не стало?
Каждый предмет в школьном музее является музейным предметом, извлеченным из реальной действительности, и носителем социальной или естественнонаучной информации, частью национального достояния. Весьма характерной для Вятки была плетеная утварь. Плетеными были сосуды, различные по объему корзины, которые служили для хозяйственных целей, для сбора ягод, грибов. В школьной экспозиции «Утварь» представлены предметы деревянной, керамической, стеклянной и металлической утвари. Эта экспозиция - любимое место просмотра музейных предметов у начальных классов. Учащиеся не только рассматривают данные предметы, но знакомятся с их применением и сравнивают с современной посудой и предметами быта, а также используют во время массовых мероприятий. Характерно то, что часть утвари используется в сельской местности и в данное время. Это селенки, через которые просевают муку. Деревянные кадочки, в которых хранятся мука, мед. Корзины для сбора грибов, фруктов. Деревянные лопаты для уборки снега. Дворовые керосиновые фонари и лампы зажигают, когда выключается электричество, а в бабушкиных коробах и сейчас хранится белье.
Поисково-краеведческая деятельность формирует у учащихся модель гражданско-патриотического воспитания, где коллективной творческой деятельностью заняты и дети и взрослые.
Еще в начале 80-х, когда пионеры участвовали в экспедиции «Моя Родина СССР», в школе был собран большой материал об истории родного края, о трудовых и героических подвигах наших земляков. Сбор материалов и экспонатов для школьного музея ведется до сих пор. Уходят из жизни люди, которые были участниками тех или иных событий, которые могут рассказать что-то интересное и значащее для нас, и наша задача - успеть записать.
На празднования юбилеев школы, юбилеев пионерских и комсомольских организаций из музея под дробь барабанов и марши горнов знаменная группа выносит на сцену пионерское и комсомольское знамена. А затем исполняется гимн «Взвейтесь кострами» или песня «Не расстанусь с комсомолом». Как обычно, на такие праздники приходят всей семьей. И гордость за отца, который несет знамя или играет на барабане, переполняет ребячьи сердца.
Ежегодно на материалах школьного музея ребята пишут исследовательские работы, рефераты, сочинения, используют на уроках. Написано более 15 работ и были выпущены книги: «Диалектные слова Аджимского поселения», «Фольклор Аджимского поселения», «Любимые песни Аджимского поселения».
В школе в ноябре проходит одно большое мероприятие, в котором принимают участие школа, администрация поселения, сельский дом культуры и жители поселения. В течение последних лет у нас были проведены такие мероприятия:
* КТД «По соседству мы живем», где учащиеся вместе с жителями поселения рассказывали об истории своих населенных пунктов, достопримечательностях, о героических и трудовых буднях его жителей, угощали национальными блюдами и показывали один из народных праздников.
* Устный журнал «Россия начинается с деревни», где рассказывали об исчезнувшей деревне Большая Кучка, встречались с ее бывшими жителями и была презентация книги А. С. Манылова «История исчезнувшей деревни Большая Кучка».
* «Праздник урожая», на котором чествовали передовиков производства, ребят, принимавших участие в уборке урожая.
* Литературно-музыкальная композиция «Колокола памяти», построенная на воспоминаниях ветеранов войны и тружениках тыла.
* 160- и 170-летние юбилеи школы.
* Фольклорные выступления «Аджимская ярмарка» и «Завалинка».
* «Веков связующая нить» - выступления ребят об исторических фактах родного края, построенных на исследованиях.
* Митинг, посвященный открытию стелы Герою Советского Союза А. Б. Логинову.
* Литературно-музыкальная композиция «Комсомольская юность моя».
На базе музея проходили встречи с Павлом Тихоновичем Вертуновым, мастером спорта, заслуженным тренером России по греко-римской борьбе; Сергеем Африкановичем Напольских, мастером спорта по полиатлону, чемпионом мира; с курсантами военных училищ. С выпускниками и учащимися школы, побывавшими в международном детском лагере «Орленок», династией Маныло-вых (родословная которых имеет отношение к исчезнувшим деревням Большая Кучка и Бараново Малмыжского района) и др.
Ежегодно в феврале пишем письма в воинские части, где служат наши выпускники. В ответ на наши письма от командиров частей мы получаем служебные отзывы о наших ребятах и фотографии. Все это мы помещаем в экспозицию «Защитники Отечества трех поколений». С большой любовью и гордостью рассматривают ребята данную экспозицию. Еще бы! Ведь на ней они видят своих дедов, отцов, и каждый из юношей втайне надеется, что и его фотография в скором времени будет тоже здесь. Пройдет совсем немного времени, и наши ребята станут защитниками Отечества. А мы с полной уверенностью говорили и говорим: наши парни нас не подведут, ведь они стоят на страже своего Отечества, где есть небольшое местечко, которое называется родным краем.
Паустовский писал: если вы хотите быть подлинными сыновьями своей страны - то будьте верны музе дальних странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие - это проникновение в область значительного и прекрасного.
Трудно сказать более полно и точно о главном смысле путешествий и экскурсий. Эти слова писателя можно полностью отнести к основным задачам по нравственному и гражданско-патриоти-ческому воспитанию в школе.
Любой поход, любая экскурсия, встреча с интересным человеком учат и воспитывают, формируют личность человека и дают ему многогранные знания, интересы, учат быть хозяином родного края.
Участие в походах сокращает свободное время, которое подростки используют по своему выбору. Во время походов они общаются, при необходимости приходят на помощь друг другу, садятся за общий стол, угощая всех, чем богаты сами. Путешествуя, руководитель обращает внимание на местность, растительный и животный мир, наличие рек и ручьев, дает краткую характеристику
увиденного. Здесь проверяются знания учащихся, полученные на уроках, ведутся споры.
Ежегодно в апреле учащиеся 6-го класса совершают велосипедные походы к двум памятникам, поставленным на месте бывших населенных пунктов деревни Большая Кучка и Бараново. Здесь ребята знакомятся с историей населенных пунктов и историей памятников, приводят в порядок территорию, возлагают венки. Не забывают навести порядок на кладбище коммунаров, где всего-то находится 7 могил. В школьном музее есть экспозиция, посвященная этим населенным пунктам и ее жителям. А два года назад учащиеся школы встречали в музее династию Маныловых: прадед Степан Тимофеевич Манылов организовал коммуну «Идеал», которой поставлен памятник в Бараново, а дед Алексей Степанович Манылов написал книгу «История исчезнувшей деревни Большая Кучка». Один из правнуков этой славной династии Игорь Евгеньевич Манылов в настоящее время работает заместителем министра по сельскому хозяйству.
Чтобы увековечить память исчезнувших деревень, Динара Хабибуллина написала и реализовала социально значимый проект «Забытые имена». На месте бывших населенных пунктов Янкино и Сухорек поставлены мемориальные доски с названиями и датами существования деревень. Мария Стяжкина написала и реализовала проект, в результате которого была выпущена книга «Военная юность моя» о тружениках тыла. Книгу подарили библиотекам, районному краеведческому музею и тем, о ком написаны рассказы. В результате проекта «Дорогами победы» подготовлена книга о ветеранах войны (пока еще не выпущена).
Уже несколько лет ребята совершали велосипедные походы в Пукшинерскую сельскую библиотеку, где собран большой материал о Герое Советского Союза П. К. Крестьянинове. Затем ребята посещают Ральниковскую школу, где учился Петр Константинович, и фотографируются у памятника герою.
У нас тоже есть свой Герой Советского Союза - А. Б. Логинов. В школьном музее собран большой материал о земляке и представлен отдельной экспозицией. Но у нас нет памятника. И вот в 2010 г. участники школьной команды КВН вышли с предложением на заработанные деньги заказать мемориальную доску. С данной инициативой обратились к главе администрации поселения Р. М. Хайрутдиновой, которая с удовольствием поддержала ребят.
8 мая 2010 г. в Верхней деревне состоялся митинг по открытию мемориальной доски, на который собрались жители поселения и учащиеся школы. Чувство гордости переполняло ребят, они стали не только участниками данного мероприятия, но и спонсорами, а это так здорово оставить на память о себе доброе дело. А в 2013 г. по инициативе жителей деревни и поддержке администрации поселения у Верхней деревни была поставлена большая стела с фотографией Александра Борисовича, на открытии которой была вся школа. Учащиеся старших классов рассказали о подвиге земляка, об истории и жителях деревни Верхней, в которой он жил. В 2011 г. в воинскую часть, где воевал наш земляк, от школьного музея было направлено письмо. Ответ пришел быстро. Сейчас в школьном музее появилась книга Лобанова «18-я гвардейская», в которой написано о подвиге нашего земляка. Мы познакомились с историей части, узнали о ее боевых и трудовых буднях.
Работая в тесном контакте с председателем Совета ветеранов поселения Э. И. Исламовым, музей проводит экскурсии для объединений по интересам ветеранов г. Малмыжа, которые дали высокую оценку работе школьного музея. Совместно с Советом ветеранов, администрацией поселения учащиеся школы ходили на вручение медалей труженикам тыла. Записывали воспоминания, пели для них песни, читали стихи.
Уже стало традицией каждый год 9 Мая в центре с. Аджим проводить митинг и парад юнармейских отрядов, в котором участвуют учащиеся с 1-го по 11-й класс. После парада учащиеся школы ставят концерт. Вроде бы рядовое ежегодное мероприятие, но сколько надо приложить фантазии, стараний, чтобы приготовить костюмы, подобрать песню и речевку, промаршировать по площади. А потом получить бурю аплодисментов от благодарных зрителей.
Изучая родной край, обычаи и традиции народа, мы обогащаем и расширяем кругозор ребят, выполняем большую роль в воспитании патриотического чувства, бережного отношения к памятникам Отечества и природы.
школьный музей приходят письма с просьбой найти родственников. Совет музея отправил письма:
* Военному поисковику, представителю Вяземского мемориала
А. Н. Башкову о родственниках Павла Степановича Вдовина, умершего от ран в лазарете № 1 Дулага-184.
* Ольге Алексеевне Халезовой из г. Кирова сведения о ее отце, выпускнике нашей школы Алексее Петровиче Халезове, 1927 года рождения.
* В военный комиссариат г. Уфы с поисками генерала Григория Николаевича Кулышева, 1900 года рождения, которого разыскивали его родственники.
* В город Брисбен (Австралия) для Анны Юрьевны Михайловой была отправлена книга «История деревни Большая Кучка» и история деревни Янкино, где жили её предки (к сожалению, родственников найти не смогли).
* Несколько писем, заверенных живыми свидетелями и администрацией поселения, подтверждающими работу в колхозах, были высланы лицам, вышедшим на пенсию еще в прошлые годы.
Уже несколько лет подряд в конце апреля - начале мая во всем поселении проходит экологический месячник, в котором участвуют все жители села. В школе вместе с главой администрации разрабатывается план работы на месяц. В течение этого месяца проделывается большая работа:
* Проводится уборка территории у административных зданий и частного сектора.
* Идет подворовый сбор подписей о санитарном состоянии надворных территорий.
* Выявляются экологическое состояние русел рек, несанкционированные свалки.
* Развешиваются скворечники.
* Идет посадка цветов и благоустройство площадок.
Таким образом, происходит взаимосвязь обучающей, развивающей, трудовой и воспитательной работы, которая направлена на конечный результат - чистое, красивое, цветущее село, красивая школа. Об этом пишут в районной газете, за это получаем грамоты и дипломы. Но самое главное - нам это нравится, нам это надо, и мы этим гордимся. А в школьном музее появляются новые фотографии и материалы нашей трудовой биографии.
Школьный музей - это хранитель прошлого, бесценный источник знаний о родном крае, который как магнит притягивает к себе различные формы деятельности. Для проведения фольклорных
мероприятий «Завалинка» и «Аджимская ярмарка» были сшиты русские народные костюмы, и была проведена следующая работа:
* Изучали историю народного платья по книге «Русский народный костюм».
* Собирали лоскутный материал для костюмов.
* Запоминали диалектные слова нашего поселения.
* Разучивали народные песни, танцы и игры (наших родителей).
* Учились надевать и носить народные костюмы.
Школьный музей «Аджимка» неоднократно занимал призовые
места в районных и областных конкурсах, о чем говорят грамоты и благодарности. В книге посещений музея есть записи со словами благодарности не только от бывших выпускников но и от учителей и учащихся Малмыжского, Уржумского, Нолинского районов Кировской области, главы администрации Малмыжского района С. Г. Ежова, генерального директора агрофирмы «Дороничи» В. Крепостного, заместителя министра сельского хозяйства (г. Москва) И. Е. Маны-лова, заместителя главы Немского района Кировской области Р. М. Брагиной, заместителя главы администрации департамента области А. М. Измайлова, специалистов юго-восточного образовательного округа г. Уржума, депутата Кировской городской думы О. И. Соболевой, доцента кафедры высшей математики Казанского ГАСУ Л. А. Онегова, доцента кафедры информатики и прикладной математики ВятГГУ В. А. Онегова, зав. кафедрой ИРО Кировской области А. Г. Волкова, ревизора ОПОРа России, художника, директора издательского дома «Винтамия» г. Екатеринбург Р. Х. Винокурова, Гюнтера Эке из Мюнхена, аспиранта института истории Академии наук Республики Татарстан А. В. Егорова, заместителя директора НОГАУК (научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области) А. Л. Кряжевских и др.
Осенью 2012 г. школу посетили: аспирант института истории Академии наук Республики Татарстан А. В. Егоров, заместитель директора НОГАУК (научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Кировской области) А. Л. Кряжев-ских со студентами. Они рассказали ребятам о специфике своей работы, об учебе на археологов, а учащиеся показали самое старое кладбище поселения, которое относим к XVII в., место находки черепа бизона короткорогого, место скопления песчаных глыб призматической формы.
О работе школьного музея неоднократно выступали с презентациями на семинаре краеведов и музейных работников в г. Мал-мыже, на II областной научно-практической конференции «Система работы ОУ по подготовке учащихся к военной службе» в г. Кирове, на VI областном открытом форуме «Открытость. Качество. Развитие. Экология жизни ребенка» в г. Кирове, на зональной и областной конференции в г. Уржуме и Кирове «Патриотическое воспитание учащихся в рамках формального, неформального и ин-формального образования», на Худяковских чтениях в г. Малмы-же. Статья «Краеведение и школьный музей в воспитательной и образовательной системе школы» была напечатана в электронном сборнике «Субботинские педагогические чтения». Статья «Школьный музей - центр патриотического воспитания школьников в рамках формального, неформального и информального образования» была напечатана в сборнике статей КИПК и ПРО по итогам научно-практической конференции. В районной газете «Сельская правда» печатаются заметки о работе музея и слова благодарности от благодарных посетителей.
В заключение с уверенностью можно сказать, что школьный музей следует рассматривать как центр, патриотического воспитания во взаимодействии формального, неформального и информаль-ного образования.
УДК 371.233.4; 371.844
С. В. Огородникова
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ КАК ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Автор делится опытом по подготовке экскурсоводов для школьного музея. Подробно описаны этапы подготовки школьных экскурсоводов, приведен тематический перечень экскурсий, разработанных на базе музея истории села Среднеивкино Кировской области.
The author shares his experience in the preparation of guides for a school museum. He describes in detail the stages of school guides' training, mentions a thematic list of excursions, developed on the basis of the historical museum at Sredneivkino village, Kirov region.