Научная статья на тему 'Норская школа - школа вековых традиций (из опыта работы средней школы № 17 г. Ярославля)'

Норская школа - школа вековых традиций (из опыта работы средней школы № 17 г. Ярославля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЯРОСЛАВЛЬ / МУЗЕЙ / КРАЕВЕДЕНИЕ / HISTORY / YAROSLAVL / MUSEUM / LOCAL LORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Наталья Александровна

В статье представлен опыт работы музея школы № 17 г. Ярославля по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русинова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of work of the Museum of the school № 17 str. Yaroslavl on Patriotic, spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Норская школа - школа вековых традиций (из опыта работы средней школы № 17 г. Ярославля)»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Н. А. Русинова,

г. Ярославль

НОРСКАЯ ШКОЛА - ШКОЛА ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ (из опыта работы средней школы № 17 г. Ярославля)

В статье представлен опыт работы музея школы № 17 г. Ярославля по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.

The article presents the experience of work of the Museum of the school № 17 str. Yaroslavl on Patriotic, spiritual and moral education.

Ключевые слова: история, Ярославль, музей, краеведение.

Keywords: history, Yaroslavl, Museum, local lore.

Условия экономического и политического реформирования в современном российском обществе вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде, существенно изменили положение подрастающего поколения. И сейчас, как никогда, возникла необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Ярославль - город богатой истории, отметивший 1000-летний юбилей. Поселок Норское, северная граница Ярославля, за свою восьмивековую биографию также сыграл заметную роль в становлении государства Российского. С XIII в. ведет свою летопись поселок Норское города Ярославля. После татарского нашествия разоренный поселок вновь поднялся из руин, и к XIV в. превратился в цветущую Норскую Дворцовую ловецкую рыбную слободу, так как везли норяне рыбный оброк прямо в Кормовой дворец русских царей. Записано в норских летописях, что подарили жители слободы Екатерине Второй, во время ее путешествия по Волге (1767 г.),

гигантского осетра весом около 400 кг, и за то получили в дар три волжских острова. За знаменитыми норскими гвоздями не раз приезжал Петр Первый, покупая их для строительства русского флота.

Торговля, наличие промыслов и ремесел благоприятствовали развитию слободы. Вьюжным февральским днем 1778 г. побывал здесь первый ярославский губернатор Алексей Мельгунов. Поручено ему было царицей преобразовать Ярославскую губернию.

С восторгом местное купечество и духовенство встретило его слова: «Пристойно сему месту быть приписанному к Ярославскому уезду в качестве посада». Так появился единственный на Ярославской земле посад, ставший центром обширной Норской волости. До 1929 г. писал он свою летопись. В 1944 г. посад, граничащее с ним село Норское и поселок норской мануфактурной фабрики объединились в поселок Норское и вошли в городскую черту. С 1979 г. он становится частью нового Дзержинского района г. Ярославля.

Норская земля - это холмы над Волгой с чудесными жемчужинами древней русской архитектуры - храмами; памятники деревянного зодчества, легендарные рощи; старейшая школа. Здесь родились, росли и учились люди, вписавшие свои имена в летопись России. Мы по праву гордимся известными земляками: историческим художником XVIII в. Г. И. Угрюмовым, поэтессой М. С. Петровых, краеведом Г. И. Курочкиным, доктором филологии Б. Л. Богородским, святым о. Димитрием (Смирновым) - творцами материальной и духовной культуры.

Известна воинская доблесть норян. Норскому помещику, генералу 1812 г. А. П. Тормасову принадлежит первая победа над наполеоновскими войсками. На фронтах Великой Отечественной заслужили звание Героев Советского Союза пять уроженцев Нор-ского - А. С. Додонов, Н. Ф. Куропатков, А. И. Балашов, К. Я. Гу-бин, А. Ф. Лебедев. Не меркнет слава и олимпийцев-норян. Это легенда лыжного спорта 50-60-х гг. ХХ в. П. К. Колчин, чемпион мира по лыжам В. И. Тараканов, призер международных соревнований в гребле на ялах О. А. Александров, гандболистка Л. Г. Постнова.

Школе № 17, где учились будущие поэты и краеведы, герои войны и спорта, в 2010 г. исполнилось 150 лет. За полтора века она приобрела присущие только ей традиции. Родословная школы началась в 1860 г., когда Норская дума постановила на свои средства открыть для посадских детей двухклассное училище. В 1864 г. гря-

нули земские реформы, и осенью 1867 года в новом здании на берегу Волги отпраздновало новоселье Норско-посадское земское трехклассное училище. В 1901 г. ему присвоен статус высшего министерского.

Училище конца XIX в. - центр культурной жизни не только посада, но и всей Норской волости Ярославского уезда. В 1896 г. при нем открыта бесплатная читальня, предок школьной библиотеки. В школьном подвале идут постановки народного театра под руководством студента Георгия Курочкина.

С первых дней основания вся деятельность училища проходит с благословения церкви. В переговорах по присвоению министерского статуса принимал участие будущий священномученик о. Дмитрий (Смирнов), настоятель Троицкого храма; заведующим библиотеки становится священник Благовещенской церкви о. Валериан (Богородский). Двадцать семь лет отдал образованию учитель Закона Божиего, священник Успенской церкви о. Леонид (Богородский). Десять из них, до марта 1919 г., состоял заведующим.

Эстафету принял сын священника, учитель русского языка, а затем директор школы, Борис Леонидович Богородский. В тяжелые послереволюционные годы его ученицей становится будущая поэтесса, внучка норского священника, Мария Петровых. Хлопотами Богородского краеведческий школьный музей, основанный в 1915 г., в 1925 г. включен в сеть государственных музеев Ярославской губернии. В середине 30-х гг. прошлого столетия школа, одна из первых в Ярославле, становится десятилеткой, но переживает невосполнимую потерю: в годы репрессий музей расформировали. Видимо, не пришлись по вкусу советской власти бережно хранимая церковная утварь, одежды священнослужителей и главное сокровище - плащаница кисти Угрюмова, которую спас наш краевед Курочкин, внук священника Успенской церкви.

В военное лихолетье ребята и учителя принимали маленьких блокадников, отдавали последний кусок, чтобы вернуть к жизни изнуренных детей, посылали на фронт посылки с вещами, изготовленными своими руками.

В 1970 г., к юбилею Норской школы, создан музей ее истории, руководителем становится будущий директор школы, а в то время пионервожатая Ирина Викторовна Савельева. Вскоре школа переезжает в новое здание. В 1998 г. школьный музей вновь становится историко-краеведческим и заслуженно носит название «Уго-

лок России - Норский посад». Четырнадцать лет музеем руководит Наталья Александровна Русинова, заведующая библиотекой.

Как сохранить у детей интерес к истории, знаниям, привить самостоятельность и ответственность, воспитать патриота? Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания является краеведческая работа, и в этом основную роль играют школьные музеи.

Проведенная музеем работа по изучению истории родного края, пополнение фондов уникальными документами, открытие экспозиции «Норская изба» дали новый виток деятельности средней школы № 17; с 2000 г. краеведческое направление становится ведущим компонентом в патриотическом воспитании учащихся. Краеведение охватывает учебную, внеурочную и просветительскую стороны деятельности среди населения и учащихся Ярославля. В работе выделены три главных темы: семья, родной край, школа.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место и в духовной жизни общества. Это чувство - источник духовных и нравственных сил и здоровья человека, его жизнестойкости и стабильности. Формирование ответственного отношения к истории, общественным основам, культуре, традициям и обычаям страны, малой родины является важным направлением государственной молодежной политики и залогом будущего развития общества и государства.

Можно смело утверждать, что серьезная работа по духовно-нравственному воспитанию в школе № 17 началась одной из первых в городе. С 1994 г. коллектив работает по программе «Культура моего народа и народов мира», разработанной совместно с ЯГПУ им. Ушинского. В 2011 г. принята новая программа «Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции культуры в учебно-воспитательном процессе».

Уроки национальной культуры, историческое краеведение, а с 2011 г. и основы православной культуры прививают любовь к малой родине, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к самобытной культуре и культурным традициям других народов и наций, воспитывают духовно-нравственные ценности.

В школе учатся около четверти учеников других национальностей. Русские ребята дружат с ними, понимающе относятся к их

национальным особенностям. С рассказами о своих традициях ребята выступают на уроках МХК, краеведческих мероприятиях, научных конференциях.

Школа не ограничивается рамками учебной программы. Для 9-х классов разработаны элективные курсы: «Моя малая родина», «Города России». В свете новых образовательных стандартов для первых классов по внеурочной деятельности введена библиотеч-но-музейная программа «Путешествие по родному краю».

Сотрудничаем с широким кругом социальных партнеров: это ведущие музеи Ярославля, университеты, ЯГО ВООПИиК, библиотеки, предприятия, общественные организации, священнослужители норских церквей. Проведение праздников улицы, краеведческих юбилеев, норских посиделок, Вахт памяти привлекает внимание учащихся и педагогов городских школ, краеведческой общественности, отражается в средствах массовой информации.

В 2008 г. коллективом разработан проект Норских краеведческих чтений, утвержденный департаментом образования Ярославля. Чтения собирают юных поэтов, композиторов, художников, чтецов, исследователей с работами, посвященными родному краю.

Школьный музей традиционно занимает в краеведческой работе школы одно из основных мест. Это не только музейные выставки в стенах школы, экскурсии, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, организацию экспозиций, праздников и встреч, серьезную исследовательскую работу.

Краеведческое воспитание начинается с дошкольников из детского сада № 133. Группы приходят на экскурсию, знакомятся с историей Норского в былях и легендах, с историей школы, в которой им предстоит учиться. Занятия проводятся в игровой форме или в виде краткосрочного группового задания: узнать предметы быта, спеть народные песенки, рассказать поговорки и загадать загадки.

Учащиеся начальной школы приобретают знания о родном крае, первичные навыки исследовательской работы на музейных уроках. Ребята среднего звена участвуют в поисковых экспедициях, заняты в интеллектуально-образовательной игре по краеведению «Город, в котором я живу», познавательно-игровой программе «По улицам моего города», принимают участие в краеведческих конкурсах рисунков, ведут экскурсионную работу в музее и по поселку.

Каждый год в школе проходит Фестиваль русских сказок и фольклорные фестивали. Во всех мероприятиях принимают участие активисты, используются экспонаты музея.

Старшеклассники проводят серьезную исследовательскую работу. В настоящее время активистами и руководителем музея проведено более сорока исследований. С чего начинается исследование? Руководитель музея работает в Государственных архивах Ярославской области, обсуждает с ребятами найденные материалы, но основным методом является самостоятельная деятельность детей. Юный исследователь изучает архивы школьного музея, семейные архивы, берет интервью у родственников или ведет с ними переписку, фотографирует места исследования.

Активисты музея представляют исследования на российские, областные, городские краеведческие конкурсы и конференции, такие как «Отечество», «Открытие», «Человек в истории. Россия. ХХ век», Сабанеевские эколого-краеведческие чтения, нередко становятся победителями. В чем же успех работ? Каждый берет ту тему, которая ему наиболее близка.

Как было уже сказано, актуальными темами являются родной край, семья, школа. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве, школы. Тема семьи в настоящее время становится главной в краеведческой работе школы. В школе традиционно проходят тематические праздники, посвященные Дню матери и пожилого человека: «Вера, Надежда, Любовь», «Наши бабушки и дедушки», «Под крышей дома твоего», спортивные -«Я, ты, он, она, вместе целая семья». Организуются семейные посещения школьного музея, где на фотографиях учащийся может увидеть своих предков. Среди активистов есть победители Всероссийских конкурсов по истории своего рода.

Школа - хранилище памяти о людях, учившихся в ней. Каждый человек проходит через школу. Она многими нитями связана с окружающим миром. Задачи музея - воспитывать интерес к истории школы, любовь к ней, уважение к учителям, гордость за ее выпускников. Часть исследований посвящена истории школы и биографиям выпускников.

Благотворно сказывается сотрудничество с норским духовенством. Архивные материалы, предоставленные священником Успенского храма о. Николаем (Козачук) музею школы, помогли в

исследовании нескольких краеведческих тем о выпускниках и учителях школы. С матушкой Еленой Перегудовой из Троицкого храма подготовлена работа «Святой земли Норской».

Все меньше и меньше остается в живых тех, кто защищал Родину на фронтах Великой Отечественной. Война часто воспринимается ребятами как нечто отвлеченное, но подвиг - он всегда живой, подвигу есть место и в наше время. Ребята не дают угаснуть памяти о фронтовиках-норянах и тружениках тыла, выпускниках школы. В школе проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. В 2005 г. для ветеранов войны показан спектакль, созданный на основе исследовательской работы, «В легенды и сказы уходят солдаты минувшей войны» о Герое Советского Союза А. С. Додонове.

Мероприятие, посвященное учителю физкультуры Ф. А. Скро-бину, ветерану Великой Отечественной войны, проведено совместно с норской библиотекой в мае 2010 г. для учащихся 9-х классов. Исследовательская работа, презентация, викторина о Советской Армии, выступления учеников Скробина вызвали интерес у ребят.

Учащиеся и руководитель музея имеют публикации в сборниках лауреатов конференций, фестивалей, краеведческих книгах. В школьной библиотеке сформирован уникальный фонд краеведческой литературы, составленный из исследовательских материалов школьников, напечатанных в сборниках разного уровня, публикаций педагогов, рисунков детей.

Немало времени уделяется и экскурсионной работе. Кроме обзорных и тематических экскурсий разработано несколько экскурсионных маршрутов: по памятным местам Норского, литературно-краеведческая тропа «Страна детства, или Путешествие с Марией (Петровых)», историко-краеведческая тропа «Четыре храма - край преданий», экскурсионная тропа «Воинская доблесть но-рян». Оказываем методическую помощь всем желающим.

Работает музей и в летние каникулы. Программа и план оздоровительного лагеря «Норяне» составлены с краеведческим уклоном. Музей также принимает ребят из оздоровительных лагерей школ и детских центров Ярославля.

Средняя школа № 17 - победитель конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2008 г.), дипломант нескольких Всероссийских конкурсов по патриотическому воспитанию (2010-2011

гг.). Музей - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию музеев по патриотическому воспитанию учащихся (2008 г.).

Становление гражданственности и патриотизма учащихся, их научного мировоззрения, воспитание нравственных норм и эстетических вкусов - главная цель деятельности средней школы № 17 и школьного музея. В этом немалую роль играет соединение традиций и инноваций в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В. А. Валиев,

Краснодарский край, г-к Анапа, с. Сукко

А. Валиева,

Краснодарский край, г-к Анапа, с. Сукко

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ФДЦ «СМЕНА»

В статье автор показывает на примере ФДЦ «Смена» приобщение детей в условиях временных ученических коллективов к музейно-поисковой и туристско-краеведческой деятельности. Даны примеры социальных проектов, используемых в практике центра, пути их реализации, формы и методы работы над социальными проектами, принципы их реализации.

In the article the author shows an example of ФДЦ «Change» involves children in conditions of temporary student teams to the Museum-search engine and tourist and local lore activities. Are examples of social projects, used in the center's practice, the ways of their implementation, forms and methods of work on social projects, the principles of their implementation.

Ключевые слова: социальный проект, средства, краеведение, музей, временный ученический коллектив, туризм, краеведение, музейно-поисковая работа.

Keywords: Social project, funds, local lore Museum, temporary student team, tourism, study of local lore, a Museum and a research work.

Социально-педагогический потенциал развития школьной поисково-краеведческой деятельности в рамках дополнительного образования после введения на Кубани школьного курса «Кубанове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.