Научная статья на тему 'Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода»'

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительная общеобразовательная программа / межведомственное взаимодействие / школьные музеи / музейная педагогика / additional educational program / interagency cooperation / a school museum / museum pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Станиславовна, Ерофеева Жанна Германовна, Киселева Татьяна Геннадьевна

Гражданское и патриотическое воспитание является одним из приоритетов образования на современном этапе развития общества. Традиционные формы работы (лекции, уроки, классные часы) не позволяют сформировать внутреннюю позицию у обучающихся, поэтому необходимы новые методы и методики, предусматривающие активную позицию школьников, опыт самостоятельной социально одобряемой деятельности. Одной из форм такой деятельности можно считать проведение самими обучающимися экскурсий в школьных музеях, но для организации экскурсии или подготовки выставки необходимо сформировать у школьников соответствующие компетенции. Педагоги, работающие в данном направлении, столкнулись с рядом трудностей, научно-методологического, методического и организационного порядка. Временный творческий коллектив проанализировал имеющийся опыт в данной области, учел недостатки, использовал лучшие практики образовательных организаций. Методика и технология подготовки экскурсоводов музеев образовательных организаций обобщена в программе «Школа юного экскурсовода». В статье представлена дополнительная образовательная программа подготовки экскурсоводов школьных музеев, разработанная специалистами Центра детскоюношеского туризма и экскурсий Ярославской области, сотрудниками Агентства по туризму Ярославской области, учеными ведущих вузов г. Ярославля. Программа содержит учебно-тематический план, методическое и дидактическое обеспечение. Авторы разработали критерии оценки эффективности обучения по данной программе, что позволяет вести мониторинг образовательной деятельности. В статье описаны две возможные модели реализации данной программы, а также намечены перспективы её развития и совершенствования. Представленная дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода» прошла апробацию и доказала свою эффективность для формирования опыта самостоятельного общественного действия обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ольга Станиславовна, Ерофеева Жанна Германовна, Киселева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM «YOUNG TOUR GUIDE SCHOOL»

Civil and patriotic education is a priority of education at the present stage of society development. Traditional forms of work (lectures, lesson, class hours) does not allow to generate inner attitude in students, so the new methods and techniques, providing an active position of schoolchildren and experience of socially approved independent work, are in necessity. Excursions in the school museum conducted by trainees can be regarded as a form of such work. But the organization of excursions or preparation of the exhibition requires forming of appropriate competences in schoolchildren. Teachers working in this area have experienced a number of scientific and methodological, methodical and organizational difficulties. The temporary creative team has analyzed existing practices in this field, has taken into account the shortcomings, and has used the best practices of educational institutions. The methodology and technology training of tour guides for museums in educational organizations are summarized in the program "Young Tour Guide School". The article presents additional educational program for school museums tour guides, developed by experts of Center for children and youth tourism and excursions in Yaroslavl region, staff of Agency for Tourism in Yaroslavl region, and scientists from leading universities of Yaroslavl. The program includes curriculum, methodical and didactic support. The authors have developed assessment criteria of the effectiveness of this educational program, which allows monitoring the educational activity. The article describes two possible models of implementation of the program and outlines the prospects for its development and improvement. Additional educational program "Young Tour Guide School", submitted in the article, has been tested and has proven its effectiveness for the formation of experience of independent public action of students.

Текст научной работы на тему «Дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода»»

УДК 373

DOI: 10.12737/ 17466

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ЮНОГО ЭКСКУРСОВОДА»

Романова Ольга Станиславовна, руководитель отдела экскурсионной работы,

untur@edu.yar.ru,

Ерофеева Жанна Германовна, методист отдела экскурсионной работы, untur@edu.yar.ru

ГОУ Ярославской области «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий»,

Ярославль, Российская Федерация

Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью,

kisseleva2108@mail.ru

ФБГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Российская Федерация

Гражданское и патриотическое воспитание является одним из приоритетов образования на современном этапе развития общества. Традиционные формы работы (лекции, уроки, классные часы) не позволяют сформировать внутреннюю позицию у обучающихся, поэтому необходимы новые методы и методики, предусматривающие активную позицию школьников, опыт самостоятельной социально одобряемой деятельности. Одной из форм такой деятельности можно считать проведение самими обучающимися экскурсий в школьных музеях, но для организации экскурсии или подготовки выставки необходимо сформировать у школьников соответствующие компетенции. Педагоги, работающие в данном направлении, столкнулись с рядом трудностей, научно-методологического, методического и организационного порядка. Временный творческий коллектив проанализировал имеющийся опыт в данной области, учел недостатки, использовал лучшие практики образовательных организаций. Методика и технология подготовки экскурсоводов музеев образовательных организаций обобщена в программе «Школа юного экскурсовода».

В статье представлена дополнительная образовательная программа подготовки экскурсоводов школьных музеев, разработанная специалистами Центра детско-юношеского туризма и экскурсий Ярославской области, сотрудниками Агентства по туризму Ярославской области, учеными ведущих вузов г. Ярославля. Программа содержит учебно-тематический план, методическое и дидактическое обеспечение. Авторы разработали критерии оценки эффективности обучения по данной программе, что позволяет вести мониторинг образовательной деятельности. В статье описаны две возможные модели реализации данной программы, а также намечены перспективы её развития и совершенствования.

Представленная дополнительная общеобразовательная программа «Школа юного экскурсовода» прошла апробацию и доказала свою эффективность для формирования опыта самостоятельного общественного действия обучающихся.

Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная программа, межведомственное взаимодействие, школьные музеи, музейная педагогика

Приоритетом в деле воспитания подрастающего поколения выступает формирование чувства патриотизма, привития любви к родному краю [5, 22]. Решению этой задачи способствуют музеи образовательных организаций. Музей - центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе. Он способствует углублению знаний, развитию творчества, познавательной активности, профессиональной ориентации обучающихся [17, 18]. При организации работы школьных музеев возникают определенные трудности, связанные с доминирующей ролью взрослого и пассивностью позиции ребенка, тогда как новые образовательные стандарты ориентируют учебно-воспитательный процесс на формирование опыта самостоятельной деятельности обучающихся. Если мы ставим цель - духовно-нравственное и патриотическое воспитание, то к вышеназванным ориентирам добавляется требование, связанное с формированием навыков самостоятельного, общественно значимого действия. К сожалению, нормативно заявленная цель не подкреплена методически, отсутствуют системные исследования, касающиеся выбора эффективных методов формирования самостоятельных общественных действий обучающихся в различных сферах общественной жизни.

Ещё одна проблема, возникающая при проведении научно-методического анализа в области туризма и краеведения, касается недостаточности педагогического инструментария. Работы теоретиков и практиков в области туризма (Абукова А.Х., Емельянова Б.В., Жолдак В.И., Зорина И.В., Кабачков В.А., Квартальнова В.А, Остапец-Свешникова А.А. и др.) затрагивают особенности образовательного процесса при подготовке кадров специалистов туристского профиля в вузах, тогда как обучению школьников основам туризма и краеведения не уделяется должного внимания в научной литературе [10, 11, 12]. В результате педагоги-практики, работающие в этом направлении, испытывают существенные трудности с отбором материала, способом его структурирования, а также с учетом возрастных особенностей детей при изложении исторического, краеведческого материала [13, 14].

В работах зарубежных авторов (Каспар С., Миллер X., Хорх М. и др.) также обсуждаются вопросы подготовки специалистов в индустрии туризма, определяются требования к обученности, знаниям, умениям и навыкам, психологическим особенностям личности специалистов туризма, раскрываются виды и формы их профессиональной подготовки, школьники снова остаются вне поля исследования и анализа.

В последние годы в педагогике и психологии опубликован ряд работ, посвященных вопросам формирования готовности к деятельности (Пушкин И.Н., Нерсесян Л.С., Котик М.А., Левитов Н.Д. и др.), в связи с этим появилась возможность исследования методики подготовки экскурсоводов от начальных этапов до уровня специалистов, основанной на новейших достижениях психологической и педагогической наук. В основу понятия готовности к деятельности экскурсовода положена теория деятельности в напряженных ситуациях (Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., Наенко Н.И., Пономаренко В.А. и др.). В своей работе мы модифицировали и адаптировали данное понятие применительно к подготовке школьников к экскурсионной деятельности, используя концепцию развития профессионального образования в новых социально-экономических условиях Новикова A.M., где раскрыты новые дидактические закономерности организации процесса профессионального обучения в системе непрерывного образования с учётом требований рынка труда к подготовке специалистов [23].

Нашу работу по созданию образовательной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода» стимулировали и запросы практиков, т.к. на протяжении последних лет в Ярославской области наблюдается увеличение количества музеев образовательных организаций, в которых ведущую роль играют сами школьники. В ходе разработки программы решался вопрос: «Как сделать данную практику массовой, повсеместной? Как технологизировать процесс формирования опыта самостоятельного общественного действия обучающихся?» Ответы на эти вопросы имеют первостепенное значение, поскольку в процессе музейной деятельности у обучающихся формируются важные образовательные компетенции посредством изучения истории, культуры, природы родного края, занятий поисковой и исследовательской деятельностью, создания новых экспозиций и выставок, разработки и проведения экскурсий по залам школьного музея. Именно эти компетенции делают выпускника конкурентоспособным, успешным в выборе профессии и поиске цели в жизни.

У школьников нередко возникают трудности в содержательном, коммуникативном и организационном плане. При этом практика показывает, что серьезные трудности у школьников вызывает работа по составлению текста экскурсии, выбор методов рассказа и показа, умение свободно и грамотно изложить свои мысли без опоры на текст, юные экскурсоводы слабо владеют музейной терминологией. Педагоги, организующие эту работу в школьных музеях, в свою очередь, испытывают трудности с подбором научно-методической литературы, организацией практики подготовки школьных экскурсоводов.

Именно поэтому была разработана программа, целью которой является формирование и развитие у обучающихся компетенций, необходимых для организации экскурсионной деятельности в музее образовательной организации.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

-формирование уважительного отношения к истории, культуре России и своей малой родины;

-обучение организации музейной деятельности;

-приобретение первоначальных навыков экскурсионной деятельности;

-развитие коммуникативных качеств личности;

-совершенствование навыков поиска, анализа и обработки информации, представленной в различных источниках;

-развитие творческих способностей.

Программа «Школа юного экскурсовода» имеет туристско-краеведческую направленность. В ней предусмотрены занятия по музееведению, краеведению, культуре речи и психологии общения. Особое внимание уделяется занятиям по экскурсоведению, которые включают изучение теоретических и практических основ экскурсоведения, знакомство с профессиональной этикой экскурсовода. Занимаясь по программе, обучающиеся посетят лучшие музеи образовательных организаций Ярославской области, познакомятся с их опытом работы. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа ежегодно, при этом авторы рекомендуют проводить занятия 2 раза в неделю продолжительностью по 2 учебных часа. Для обучения приглашаются подростки, интересующиеся экскурсионной и краеведческой деятельностью, проявляющие интерес к профессии экскурсовода. В апробации программы принимали участие подростки в возрасте от 13 до 18 лет, но при высокой мотивации можно проводить занятия и с младшими ребятами.

В процессе реализации программы формируются следующие компетенции:

1) ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);

2) общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры);

3) учебно-познавательная (способность получать знания, готовность к самообразованию, умение планировать, анализировать, рефлексировать);

4) информационная (при помощи информационных технологий умение самостоятельно искать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

5) коммуникативная (умение работать в группе, владение навыками публичного выступления, различными социальными ролями в коллективе).

Отслеживание образовательных результатов систематически осуществляется посредством наблюдения, анализа выполненных практических заданий, выполнения творческих работ, по результатам участия в конкурсах. Итогом реализации программы является разработка, защита и проведение экскурсии.

Программа прошла апробацию, имеет полный комплект учебно-методических материалов для подготовки и проведения занятий, поэтому может быть рекомендована к использованию в образовательных организациях в других регионах РФ. Следует подчеркнуть, что в зависимости от местных условий, культурных и исторических традиций того учреждения и того региона, где будет реализовываться программа, возможны изменения и дополнения. Учебно-тематический план представлен 5 разделами, более детальное распределение часов отражено в таблице.

Таблица - Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода»

№ п/п Раздел программы 1 год обучения 2 год обучения

всего теория практика всего теория практика

1. Краеведение 50 30 20 42 20 22

2. Теория экскурсоведения 40 20 20 52 22 30

3. Музееведение 34 20 14 30 20 10

4. Основы ораторского искусства 20 10 10 -

5. Психология общения - 20 10 10

Итого 144 80 64 144 72 72

Важно отметить, что подготовка и реализация данной программы осуществлялась в рамках межведомственного взаимодействия специалистов двух ведомств - департамента образования и агентства по туризму Ярославской области, поэтому в содержание программы вошли только самые важные и значимые разделы из экскурсоведения, при этом были учтены возрастные и психологические особенности подростков, т.к. она адресована именно этой целевой группе. Для того чтобы более наглядно представить структуру данной дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода», кратко представим её содержание.

1. Краеведение [1, 2, 9, 21]

Краеведение как комплексная наука: соединение исторических, комплексных, искусствоведческих, литературоведческих и т.д. сведений. Источники изучения родного края, их виды.

Туристско-экскурсионные особенности края. Ярославский край в истории России. Особенности развития края в различные исторические периоды времени. Социально-экономическое развитие края.

Города Ярославской области. История возникновения и развитие городов (Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Гаврилов-Ям, Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев). Географическое положение города, его площадь. Происхождение названия городов. Основатели городов. Этапы становления городов. Символика городов. История, своеобразие своего населенного пункта.

Знакомство с жизнью и деятельностью наиболее известных исторических личностей, знаменитых людей, внесших особый вклад в развитие и становление Ярославского края, прославивших его.

Основные архитектурные памятники истории и культуры Ярославской области (Ярославль, Углич, Переславль-Залесский). Их значение: научное, художественное, историческое. Виды памятников. Достопримечательности, особенности архитектуры населенного пункта, муниципального района. Храмы. Описание храмов. Элементы храмовой архитектуры. Отличительные особенности ярославских храмов.

Топонимика как источник изучения родного края. Функционирование и языковое своеобразие собственных имен. Топонимика: происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Историческая топонимика как часть исторической географии. Топонимика как социальная категория, содержащая сведения о занятиях и промыслах жителей. Изменения в названиях с течением времени. Легенды, сказания, предания Ярославской области, связанные с природными явлениями, памятниками природы. Топонимика населенных пунктов Ярославской области.

Практические занятия: работа с историческими (письменными) источниками. Краеведческие экспедиции. Экскурсии по населенному пункту. Экскурсии в города Ярославской области. Подготовка сообщений на тему: «Историческое прошлое городов Ярославского края». Описание архитектурных памятников. Объяснение топонимов своей местности.

2. Теория экскурсоведения [7, 8, 15]

Законодательство об экскурсионной и музейной деятельности. Первоначальные сведения об экскурсоведении. Требования к экскурсоводу: глубина знаний, кругозор, культура общения и речи, владение методикой, любовь к своему делу.

Организация работы экскурсовода. Определение, функции, основные признаки экскурсии. Классификация экскурсий: по содержанию; по способу передвижения; по месту проведения; по составу участников; по продолжительности. Подразделение, тематика, классификация объектов.

Методика подготовки и проведения экскурсии. Методы показа и рассказа. Классификация маршрутов. Требования, предъявляемые к составлению маршрута. Схема экскурсионного маршрута. Понятие «портфель экскурсовода».

Подготовка экскурсии: выбор темы, изучение темы, знакомство с экспозицией музея по теме и изучение литературы, фиксация сведений, полученных из источников.

Построение экскурсии: определение цели экскурсии, составление маршрута экскурсии, вступительная беседа (знакомство с группой, краткие сведения о музее), содержание основной части экскурсии, заключительная беседа (обобщение материала экскурсии). Интерактивные экскурсии. Методика подготовки и проведения квест-игры.

Практические занятия: разработка квест-игры. Посещение экскурсий. Обсуждение особенности работы экскурсовода после посещения экскурсии. Самостоятельная разработка тематической экскурсии по экспозиции музея образовательной организации. Обсуждение разработанных экскурсий, их корректировка. Посещение музеев образовательных организаций. Проведение экскурсий для посетителей музея.

3. Музееведение [3, 4, 20]

Понятие об экспозиции. Экспозиционный комплекс. Экспозиционный пояс. Верхний пояс, основной, подиумы и витрины. Методика и принципы разработки тематико-экспозиционного плана. Постоянная экспозиция и временная выставка. Создание временной выставки из фондов школьного музея.

Фонды музея. Музейные предметы. Анализ фондов музея образовательной организации, отбор материала для разрабатываемой экскурсии.

Практические занятия: изучение фондов музея образовательной организации. Посещение музеев других образовательных организаций, государственных музеев. Создание временной выставки из фондов музея (предлагается из фондов школьного музея

отобрать материал, необходимый для создания временной выставки, посвященной определенному событию, памятной дате, конкретному лицу и т.п.).

4. Основы ораторского искусства [16, 19]

Основные функции речи экскурсовода. Особенности публичной речи. Подготовка речи. История ораторского мастерства. Изучение ораторских выступлений. Звучание голоса. Практика публичных выступлений. Пластика голоса. Устройство речевого аппарата. Роль дыхания, артикуляции, резонирования в звучании речи.

Особенности публичного выступления. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель, психологические особенности состояния накануне и во время выступления. Основные этапы разработки публичной речи. Варианты произнесения речи: скорость и время чтения, метод А. Линкольна. Содержание речи и ее эмоциональная окраска.

Речь экскурсовода. Значение культуры речи. Языковая норма. Требования к правильной речи. Нормы произношения. Понятие об орфоэпии. Нормы ударения.

Практические занятия: работа со словарем, справочный аппарат. Публичное выступление с сообщениями.

5. Психология общения [6, 9]

Выявление и преодоление барьеров в общении. Межличностное общение при проведении экскурсии. Деловое общение: приемы и техники эффективной коммуникации. Логические и психологические приемы полемического общения.

Коммуникативные модели установления психологического контакта. Анализ индивидуальных реакций и психологического состояния человека по вербальным и невербальным признакам (жесты, поза, ориентация тела, интонации, темп и состав речи и др.). Способы формирования положительного отношения к себе. Теория комплиментов -«Правила эффективных комплиментов» и «Правила скрытых комплиментов (непрямое воздействие)». Приемы «активного слушания». Визуальные средства воздействия. Использование пауз, жестов, мимики, положения в пространстве. Подстройка и ведение собеседника. Приемы активизации внимания.

Психологическая подготовка к публичному выступлению.

Практические занятия: тренинги. Решение ситуационных задач.

Методическое обеспечение программы

Для повышения эффективности образовательного процесса, организованного по данной программе, авторы всерьез задумались о мотивационной составляющей, о повышении привлекательности музейной и экскурсионной деятельности для школьников. В связи с этим большое внимание уделено организации процесса. Образовательный

процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Занятия проходят в форме беседы, игры, встречи с интересными людьми, экскурсии, экспедиции, конкурса, лекции, мастер-класса, консультаций, тренинга. Обучающиеся выполняют различные практические работы, творческие задания.

Особенностями организации подготовки экскурсоводов по данной программе являются практико-ориентированный характер обучения; преобладание активных методов обучения (дискуссионные, ролевые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций и др.).

Повышение эффективности образовательного процесса возможно только на основе мониторинга образовательных результатов. Авторы-разработчики предлагают отслеживать результаты образовательной деятельности следующим образом:

-текущий мониторинг проводится в процессе изучения основных тем программы в форме устного опроса или выполнения творческих заданий,

-промежуточный мониторинг - проверка теоретических и практических знаний после изучения основных разделов программы,

-итоговый мониторинг проводится в конце учебного года в форме защиты разработанной экскурсии.

Степень проявления оцениваемого качества определяется по трём уровням: высокий (5 баллов), средний (3 балла), низкий (1 балл).

Деятельностный характер обучения, положенный в основу данной программы, предполагает в качестве результата создание обучающимися продукта, который они могли бы использовать в своей работе как экскурсоводы школьных музеев. Итоговым продуктом реализации программы на первом году обучения является разработка экскурсии в интерактивной форме - квест-игры, а на втором году обучающиеся уже готовы разработать экскурсии по музею образовательной организации.

В качестве методической помощи коллегам, которые могут использовать данную программу в своей образовательной организации, авторы разработали критерии оценки итогового продукта для квест-игры.

1. Оригинальность подхода к разработке квест-игры:

высокий уровень: обучающийся проявил творчество, использовал оригинальные идеи и приемы;

средний уровень: обучающийся выполнил задание на основе образца;

низкий уровень: обучающийся испытывает серьезные затруднения при разработке интерактивной экскурсии, нуждается в постоянной помощи педагога.

2. Содержание квест-игры: -правильность формулировки цели и задач;

-логичность, завершенность предлагаемого маршрута, обозначение старта и финиша;

-корректность поставленных вопросов;

-логическая связь между объектами и вопросами квеста;

-учет возрастных особенностей;

-наличие информационно-методического материала (указатели, раздаточный материал, оборудованность этапов, карта маршрута и т.п.);

высокий уровень: цель и задачи квест-игры сформулированы правильно, содержание разработано в соответствии с поставленной целью, маршрут простроен логично, составлены интересные задания на этапах, учтены возрастные особенности участников игры, используется различный информационно-методический материал;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний уровень: обучающимся допущены несущественные ошибки при формулировании цели и задач, содержание разработано в соответствии с поставленной целью, но допущены неточности в построении маршрута, игра ориентирована на другую целевую аудиторию, информационно-методический материал представлен не в полном объеме;

низкий уровень: обучающийся не разделяет цель и задачи, нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны педагога, содержание не соответствует поставленной задаче, не соблюдены основные критерии.

3. Качество презентации квест-игры:

высокий уровень: обучающийся самостоятельно представляет свою разработку, создает и использует интересную и оригинальную рекламу, владеет культурой речи;

средний уровень: обучающийся самостоятельно представляет свою разработку, допускает незначительные ошибки во время презентации, затрудняется в подготовке и использовании рекламы, владеет культурой речи;

низкий уровень: обучающийся представляет свою разработку только с помощью педагога, не использует оригинальные идеи, не применяет рекламу, допускает ошибки в речевом оформлении презентации.

При оценке результатов самостоятельно разработанной обучающимися экскурсии по экспозициям школьного музея учитываются следующие критерии.

1. Целесообразность выбора экскурсионных объектов и информационного материала:

высокий уровень: экскурсионные объекты и информация о них позволяют достичь цели экскурсии, соответствуют возрасту экскурсантов, тема экскурсии раскрыта.

средний уровень: экскурсионные объекты и информация о них излишняя или недостаточная, не весь материал соответствует возрасту целевой аудитории, наблюдается частичный отход от темы.

низкий уровень: выбор экскурсионных объектов и информация о них не соответствуют цели экскурсии, тема не раскрыта.

2. Логика построения экскурсии:

высокий уровень: соразмерность частей экскурсии, между ними прослеживаются логические связи, продумано вступление и заключение, экскурсия не выходит за необходимые временные рамки;

средний уровень: соразмерность частей экскурсии, нет вступления, заключения или логических переходов (одного из ряда названных), незначительно нарушены временные рамки проведения экскурсии;

низкий уровень: несоразмерность частей экскурсии, не продуманы вступление и заключение, отсутствуют логические связи между частями.

3. Использование экскурсионных методов и приемов:

высокий уровень: присутствует сочетание методов показа и рассказа, использование разнообразных методических приемов показа и рассказа;

средний уровень: присутствует сочетание методов показа и рассказа, использование недостаточно разнообразных методических приемов показа и рассказа;

низкий уровень: неумение применять на экскурсионном маршруте существующие методические приемы показа и рассказа.

4. Культура речи экскурсовода:

высокий уровень: демонстрация свободной правильной литературной речи, эмоциональность рассказа;

средний уровень: при проведении экскурсии опора на текст, присутствуют негрубые грамматические ошибки в речи;

низкий уровень: отсутствие свободного владения текстом экскурсии, допущены грамматические ошибки, монотонность рассказа.

5. Культура общения:

высокий уровень: высокая компетентность при ответе на вопросы экскурсантов, доброжелательность, умение расположить к себе, заинтересовать темой экскурсии, отсутствие конфликтных ситуаций;

средний уровень: часть вопросов экскурсантов оставлена без ответа, скованность во время общения, неумение удержать внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;

низкий уровень: незнание ответов на большинство вопросов экскурсантов, неумение установить психологический контакт с аудиторией, активизировать внимание экскурсантов.

В заключение хотелось бы обратит внимание на особенности реализации данной программы. Во-первых, она может проводиться традиционно: в школе в рамках внеурочной деятельности, либо в организациях дополнительного образования детей, где занятия проводятся систематично по определенному расписанию с определенной периодичностью. Нами был апробирован такой вариант реализации программы, он показал неплохие результаты. Второй вариант - реализация методом погружения, «интенсива». В этом случае первую часть программы ребята осваивают с помощью педагогов в своих образовательных организациях. По итогам обучения на первом этапе они создают квест-игру и представляют её на конкурс проектов в областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий, где экспертная комиссия, включающая авторов-разработчиков данной программы, отбирает лучшие работы. Эти ребята - победители первого этапа - приглашаются в областной лагерь, где путем погружения они осваивают вторую часть программы, участвуют в тренингах, разрабатывают экскурсию по музею своей образовательной организации и защищают свой проект экскурсии как итоговую работу. Мы апробировали и этот вариант реализации программы. Как показала защита выпускных проектов, эффективность такого способа обучения гораздо выше, чем в предыдущем варианте. Это связано с тем, что, во-первых, школьники, участвующие в областном лагере для юных экскурсоводов, оказываются более мотивированными для участия в музейной и экскурсионной деятельности, во-вторых, метод погружения, который реализуется в этом случае, дает возможность максимально сосредоточиться на теме музеологии и, в-третьих, обмен опытом, неформальное общение со сверстниками из других школ, также увлеченных историей, помогает проникнуть в тонкости экскурсоведения, пожалуй, эффективнее, чем все классические уроки и занятия, вместе взятые.

Реализуя данную программу, авторы увидели перспективы её расширения и совершенствования. Это касается возможностей вовлечения в качестве слушателей программы взрослых, причем взрослые могут выступать в двух форматах: как слушатели, которые сами осваивают навыки экскурсоведения, так и в качестве тьютора, сопровождающего ребенка на его образовательном пути и помогающего реализовать индивидуальный образовательный маршрут.

Авторы-разработчики программы предлагают включиться в реализацию данной программы всем заинтересованным лицам, готовы обмениваться дидактическими и методическими материалами, проводить совместные конкурсы образовательных продуктов в рамках школьного музееведения.

Литература

1. Алексеева Т. Музейные бродилки // Прямая речь. - 2013. - №11.

2. Беляков Ю.П., Попов В.Г. Герои земли Ярославской. - Ярославль: Верх. Волга, 2005-2007. - Т.1: 1936-1942; Т.2: 1943-2007. - 278 с.

3. В помощь активистам музея образовательной организации: метод. рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных организаций Нижегородской области. - Н. Новгород, 2014.

4. Веретенников Е.И. Приемы и методы оздоровления детей и подростков [Текст]: метод. рекомендации. - Жуковский: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», 2008. - 67 с.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

6. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Речь, 2003.

7. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2006.

8. Иванова Ю.В. Философские концепции анализа музейных предметов [Текст] / Ю.В.Иванова // Собор лиц. - СПб., 2006. - С. 315.

9. История Ярославского края / Е.В. Спиридонова, М.В. Александрова, А.А. Голицын и др.; под общ. ред. В.В. Горошникова. - Рыбинск: Медиарост,, 2013. - 140 с.

10. Квартальнов В. А. Современные концепции социального туризма: Новые цели и культурные сдвиги: Социально-экономическая структура туризма / В.А. Квартальнов. -М., 2009. - 257 с.

11. Маринин М.М. Туристский бизнес и государство // Актуальные проблемы туризма. Концепции развития туризма. - М.: РИБ «Турист», 2001. - С. 55-60.

12. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2003.

13. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности: материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». - СПб., 2010.

14. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. -Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008.

15. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учеб.-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.

16. Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.

17. Развитие исторической памяти средствами музейной педагогики: сб. материалов креатив-форума / сост.: М.В. Соколова, под науч. ред. д-ра педагог. наук, проф. М.И. Рожкова. - Ярославль: изд-во ЯГПУ. - 2010.

18. Рекомендации по итогам Круглого стола «Детско-юношеский туризм: проблемы, пути решения, перспективы развития», состоявшегося в городе Астане 18.12. 2010. [Электронный ресурс]: URL: http://referatdb.ru/turizm/117960/index.html (дата обращения: 28.05.2015).

19. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В. И. Максимова. -М.: Гардарики, 2008.

20. Самарина Н.Г. Музейные источниковедческие исследования: традиции и новации [Текст] / Н.Г.Самарина // Социальная история российской провинции. -Ярославль, 2009. - С. 9-15.

21. Сивцев И. А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса. [Электронный ресурс]: URL: http://festival.1september.ru (указанный электронный адрес не соответствует заявленной работе) может быть - http://class.slovarik.org/podrobnosti-3/data-id23426? -уточните (дата обращения: 7.09.2015).

22. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2011. - С. 6.

23. Новиков А.М. Постиндустриальное образование [Текст] / А.М. Новиков - М.: ЭГВЕС, 2008.

ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM «YOUNG TOUR GUIDE SCHOOL» Olga Romanova, Head of excursion department, untur@edu.yar.ru, Erofeeva Zhanna, specialist of excursion department, untur@edu.yar.ru

Center for children and youth tourism and excursions Yaroslavl, Russian Federation

Tatyana Kiseleva, PhD in Psychological sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogics and Youth Work Management

kisseleva2108@mail.ru

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.Ushinsky Yaroslavl, Russian Federation

Civil and patriotic education is a priority of education at the present stage of society development. Traditional forms of work (lectures, lesson, class hours) does not allow to generate inner attitude in students, so the new methods and techniques, providing an active position of schoolchildren and experience of socially approved independent work, are in necessity. Excursions in the school museum conducted by trainees can be regarded as a form of such work. But the organization of excursions or preparation of the exhibition requires forming of appropriate competences in schoolchildren. Teachers working in this area have experienced a number of scientific and methodological, methodical and organizational difficulties. The temporary creative team has analyzed existing practices in this field, has taken into account the shortcomings, and has used the best practices of educational institutions. The methodology and technology training of tour guides for museums in educational organizations are summarized in the program "Young Tour Guide School".

The article presents additional educational program for school museums tour guides, developed by experts of Center for children and youth tourism and excursions in Yaroslavl region, staff of Agency for Tourism in Yaroslavl region, and scientists from leading universities of Yaroslavl. The program includes curriculum, methodical and didactic support. The authors have developed assessment criteria of the effectiveness of this educational program, which allows monitoring the educational activity. The article describes two possible models of implementation of the program and outlines the prospects for its development and improvement.

Additional educational program "Young Tour Guide School", submitted in the article, has been tested and has proven its effectiveness for the formation of experience of independent public action of students.

Keywords: additional educational program, interagency cooperation, a school museum, museum pedagogy

References

1. Alekseeva T. Muzejnye brodilki [Museums action] // Prjamaja rech' [Direct speech]. 2013. №11.

2. Beljakov Yu.P., Popov V.G. Geroi zemli Jaroslavskoj [Heroes of Yaroslavl land]. Yaroslavl: Upper Volga, 2005-2007. Vol.1: 1936-1942; Vol.2: 1943-2007. 278 p.

3. V pomoshh' aktivistam muzeja obrazovatel'noj organizacii: metod. rekomendacii po sozdaniju i organizacii dejatel'nosti muzeev obrazovatel'nyh organizacij Nizhegorodskoj oblasti [For the activists of the museum educational organization: the guidelines for the establishment and organization of museums educational institutions of Nizhny Novgorod region]. N. Novgorod, 2014.

4. Veretennikov E.I. Priemy i metody ozdorovlenija detej i podrostkov [Techniques and methods of rehabilitation of children and adolescents]. Zhukovskij: All-Russian public organization "League of Nation's Health", 2008. 67 p.

5. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja [After-hour activity of schoolboys. Designer Toolkit: A guide for teachers]. Moscow: Prosveshhenie, 2013.

6. Dermanova I.B., Sidorenko E.V. Psihologicheskij praktikum. Mezhlichnostnye otnoshenija [Psychological workshop. Interpersonal relationships]. St. Petersburg: Rech', 2003.

7. Dolzhenko G.P. Ekskursionnoe delo [Excursion sevices]. Moscow: IKC «MarT», Rostov n/D: Publ. Center «MarT», 2006.

8. Ivanova Yu.V. Filosofskie koncepcii analiza muzejnyh predmetov [Philosophical analysis of the concept of museum objects] // Sobor lic [Collection of persons]. St. Petersburg, 2006. Pp. 315.

9. Istorija Jaroslavskogo kraja [The history of Yaroslavl region] / E.V. Spiridonova, M.V. Aleksandrova, A.A. Golicyn & so on. Rybinsk: Mediarost, 2013. 140 p.

10. Kvartal'nov V.A. Sovremennye koncepcii social'nogo turizma: Novye celi i kul'turnye sdvigi: Social'no-ekonomicheskaja struktura turizma [Modern concepts of social tourism: New targets and cultural shifts: Socio-economic structure of tourism]. Moscow, 2009. 257 p.

11. Marinin M.M. Turistskij biznes i gosudarstvo [Tourism and State] // Aktual'nye problemy turizma. Koncepcii razvitija turizma [Actual problems of tourism. Concept of tourism development]. Moscow: RIB «Turist», 2001. Pp. 55-60.

12. Maslov A.G. Organizacija raboty i finansirovanie turistsko-kraevedcheskih ob'edinenij uchashhihsja [Organization and funding of tourist and local history association of students]. Moscow: TsDYuTur, 2003.

13. Mahov S.I., Mahova I.P. Uchet vozrastnyh i individual'nyh osobennostej shkol'nikov v turistsko-kraevedcheskoj dejatel'nosti [Accounting age and individual characteristics of students in the tourist and regional studies] // Materialy nauchno-teoreticheskoj mezhvuzovskoj konferencii «Geojekologija. Kraevedenie. Turizm» [Materials of science and theoretical Intercollegiate Conference "Geoecology. Local history. Tourism"]. St. Petersburg, 2010.

14. Organizacija i dejatel'nost' shkol'nyh muzeev: metodicheskie rekomendacii [The organization and operation of school museums: guidelines]. Yaroslavl, TsDYuTur & Ek, 2008.

15. Persin A.I. Kraevedenie i shkol'nye muzei [Local history and school museum]. Moscow: FCDYuTiK, 2006.

16. Persin A.I. Slovar' junogo kraeveda [Dictionary for young local history expert]. Moscow: FCDYuTiK, 2008.

17. Razvitie istoricheskoj pamjati sredstvami muzejnoj pedagogiki [The development of historical memory by means of museum pedagogy]: a collection of creative materials forum / Comp.: M.V. Sokolova, Ed. M.I. Rozhkov. Yaroslavl: YaSPU, 2010.

18. Rekomendacii po itogam Kruglogo stola «Detsko-junosheskij turizm: problemy, puti reshenija, perspektivy razvitija» [The recommendations of the Round Table "Children and youth tourism: problems and solutions, perspectives of development"]. URL: http://referatdb.ru/turizm/117960/index.html (Accessed on May 28, 2015).

19. Russkij jazyk i kul'tura rechi: praktikum [Russian language and culture of speech: Workshop] / Ed. by V.I. Maksimov. Moscow: Gardariki, 2008.

20. Samarina N.G. Muzejnye istochnikovedcheskie issledovanija: tradicii i novacii [Museum research of sources: traditions and innovations] // Social'naja istorija rossijskoj provincii [Social History of Russian provinces]. Yaroslavl, 2009. Pp. 9-15.

21. Sivcev I. A. Turistsko-kraevedcheskaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija poznavatel'nogo, ozdorovitel'nogo, vospitatel'nogo processa [Tourist and local history activity as development means of informative, recreational, and educational process]. URL: http://festival.1september.ru/articles/567762/ (Accessed on September 7, 2015).

22. Standarty vtorogo pokolenija. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [The second-generation standards. The concept of spiritual and moral development and education of the individual Russian citizen] /A.Ya. Daniljuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. Moscow: Prosveshhenie, 2011. P. 6.

23. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie [Post-industrial education] / Moscow: EGVES, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.