Научная статья на тему 'Сотрудничество музея, вуза и туристических фирм в подготовке специалистов-экскурсоводов'

Сотрудничество музея, вуза и туристических фирм в подготовке специалистов-экскурсоводов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ И ТУРФИРМ / ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДОВ / ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ / ЛИКВИДАЦИЯ СИСТЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ЭКСКУРСОВОДОВ / ЕXCURSION ACTIVITY OF MUSEUMS AND TOURIST COMPANIES / PREPARATION OF GUIDES / PROBLEMS OF TRAINING GUIDES / LIQUIDATION OF THE SYSTEM OF TRAINING GUIDES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцев Николай Павлович

Рассматривается опыт государственной подготовки экскурсоводов для музеев и турфирм за два десятилетия. Анализируются недостатки этой деятельности. Сделан вывод о фактической ликвидации системной подготовки экскурсоводов в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцев Николай Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of the museum, higher education institution and travel companies in training of specialists-guides

The author considers the experience of the state of preparation of guides for museums and tourist firms for two decades. Analyses the shortcomings of this activity. The conclusion about the virtual elimination of the system of training of tour guides in the region.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество музея, вуза и туристических фирм в подготовке специалистов-экскурсоводов»

УДК (338.48-32+069.157):377

Н.П.Рязанцев

Сотрудничество музея, вуза и туристических фирм в подготовке специалистов-экскурсоводов

Рассматривается опыт государственной подготовки экскурсоводов для музеев и турфирм за два десятилетия. Анализируются недостатки этой деятельности. Сделан вывод о фактической ликвидации системной подготовки экскурсоводов в регионе.

Ключевые слова: экскурсионная деятельность музеев и турфирм, подготовка экскурсоводов, проблемы подготовки экскурсоводов, ликвидация системной подготовки кадров экскурсоводов

Nikolay P. Ryazantsev

Cooperation of the museum, higher education institution and travel companies in training of specialists-guides

The author considers the experience of the state of preparation of guides for museums and tourist firms for two decades. Analyses the shortcomings of this activity. The conclusion about the virtual elimination of the system of training of tour guides in the region.

Keywords: еxcursion activity of museums and tourist companies, preparation of guides, problems of training guides, liquidation of the system of training guides

В Верхневолжском регионе подготовка специалистов музейного профиля около двадцати лет осуществлялась на кафедре музеологии и краеведения Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Многие выпускники этой кафедры до сих пор успешно работают в музейной сфере, некоторые из них уже возглавляют музейные учреждения. Но Государственный образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов-экскурсоводов, поэтому диплом музеолога не давал права работать экскурсоводами в музеях, хотя потребность в них всегда была велика.

В государственных музеях выход увидели в следующем. Молодой специалист, сотрудник музея, готовил и сдавал экскурсию по музею специальной комиссии. Затем через какое-то время он мог подготовить и сдать этой же комиссии экскурсию по городу. Поскольку практика показала, что без специальной подготовки сдать такую экскурсию сложно, администрация Ярославского музея-заповедника пошла на организацию специальных курсов подготовки экскурсоводов, для работы на которых приглашли преподавателей ярославских вузов.

Такая практика подготовки экскурсоводов имеет давнюю историю. Курсы успешно действовали с 1974 по 1989 гг., когда музей-заповедник совместно с Ярославским бюро путешествий и экскурсий набирал большое число слушателей,

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

215

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

в отдельные годы до ста человек, которых обучали в течение практически целого учебного года по специально разработанной программе. В конце 1980-х гг. деятельность курсов надолго прекратилась и возобновилась только в конце 1990-х гг. Впоследствии эти курсы работали ежегодно, но численность обучающихся по годам существенно менялась. Например, в 2006-2007 уч. г. число платных слушателей составило всего 15 человек, а с учетом музейных сотрудников, обучение которых оплачивал музей, численность группы составила около 20 человек. А в следующем 2007-2008 уч. г. группа насчитывала более 30 человек.

Программа курсов всегда составлялась совместными усилиями музея-заповедника, областного туристического бюро и преподавателей вузов. Занятия проводились с ноября по июнь включительно. В течение этого времени занятия вели более 20 преподавателей вузов, научных сотрудников музея, архитекторов, реставраторов, специалистов в сфере развития туризма, методистов и т. п. Общее количество аудиторных и практических занятий составляло около 120 часов. Объем занятий по истории Ярославского края, например, составлял 26 лекционных часов. Среди предлагаемых к изучению тем - «Ярославский край в составе древнерусского государства» (2 часа), «Социально-экономическое и культурное развитие Ярославского края в XVII в.» (2 часа) и др.

Кроме лекционных занятий программа предусматривала экскурсии в музеи города. Максимально подробно изучались экспозиция музея-заповедника, музея Боевой Славы, музея Л. В. Собинова, музея М. А. Богдановича, а также храмы Ярославля - Спасо-Преображенский собор XVI в., храмы Ильи Пророка XVII в., Николы Надеина XVII в., Богоявления XVII в. и др. Слушатели курсов имели возможность прослушать самые разнообразные экскурсии - автобусную по городу Ярославлю, обзорную пешеходную по памятникам архитектуры, историческую по экспозициям музея-заповедника и т. д. и т. п.

Со слушателями курсов проводились занятия по принципам и методам подготовки текстов экскурсий, по культуре общения, по технологическим приемам подготовки экскурсий. Они изучали общие принципы подготовки тематических материалов и формирование «базового текста» экскурсии, индивидуальный и коллегиальный способы работы над этим текстом, этапы подготовительной работы при создании «базового текста экскурсии». Слушатели учились самостоятельно работать с литературой, каталогами и сайтами в Интернете, составлять маршруты экскурсий, подбирать коллекции иллюстративного материала по базовым темам экскурсий («портфель экскурсовода»).

Будущих экскурсоводов знакомили с научно-практическими особенностями экскурсионного метода. Они изучали психологические аспекты работы экскурсовода, элементы общей и музейной педагогики, учились включать в композицию экскурсии «специальные педагогические задачи», использовать методы музейной педагогики в конкретных условиях Ярославля и региона в целом1.

216

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

В процессе обучения в течение учебного года слушатели сдавали зачеты по отдельным темам. В конце обучения они готовили собственный текст экскурсии и затем сдавали экскурсию методической комиссии музея-заповедника.

Эффективность курсов в последнее время составляло около 50%. В отдельные годы процент успешно окончивших и получивших свидетельство опускался до 30%. Работавшие на курсах экскурсоводов преподаватели вузов характеризовали такие показатели как недостаточные и даже неудовлетворительные. Но руководители курсов считали такие показатели вполне приемлемыми, справедливо полагая, что качество подготовки экскурсоводов снижать нельзя. Поскольку курсы функционировали каждый год, то музеи на какой-то срок обеспечивали себя квалифицированными кадрами экскурсоводов.

Но такого количества экскурсоводов для большого числа туристических фирм, которые занимаются въездным туризмом, было недостаточно. В последние годы своих слушателей на курсы начали посылать некоторые туристические фирмы. Впрочем, сами руководители туристических фирм не считали это серьезной проблемой. Так, один из руководителей Ярославского комитета по делам туризма среди проблем, которые мешают развитию этого вида деятельности, назвал отсутствие недорогих гостиниц, недостаток комфортабельных автобусов туристского класса, слабую сеть предприятий общественного питания и проч. Проблема недостаточного или непрофессионального экскурсионного обслуживания в этом перечне, как видно, вообще не фигурировала.

На уровне самих туристических фирм проблема, тем не менее, существует, особенно в сезон большого наплыва туристов. Но решается она весьма примитивно. В последнее время турфирмы берут на сезонную работу учителей разного профиля, студентов-музеологов, студентов-историков, а подчас и вовсе случайных людей без профильного образования и каких-либо удостоверений на право вождения экскурсий. Автору этих строк пришлось в качестве экскурсанта наблюдать, например, работу экскурсовода из бывших студентов, отчисленных из вуза за неуспеваемость (!?). Со всех них запрашивается, как правило, текст нужной экскурсии, он проверяется, насколько это возможно, то есть формально, и человек начинает работать. Если через какое-то время экскурсовод пожелает разнообразить свою деятельность, он готовит текст другой экскурсии и также предъявляет его руководству фирмы. Как видно, контроль за качеством подготовки экскурсоводов в таких случаях весьма условный. Да и сами руководители фирм не видят в этом большой беды. Проблему недостаточного профессионализма гидов они видят в том, что те выдают слишком большой, «сухой и непонятный объем информации», а «научный язык и точные научные факты не вызывают интереса у туристов, не оставляют требуемых впечатлений».

Такая позиция руководителей туристических фирм вполне объяснима. В последние годы они делают ставку на въездной туризм и для увеличения его масштабов предлагают многочисленные «проекты» совершенно сомнительного досто-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

217

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

инства. Так в рекламных проспектах появляются кричащие призыв посетить музей «Библиотека русской водки» (!?), обязательно побывать на «родине Бабы Яги», посмотреть экспозицию «нечистой силы» и т. п.2 Знающие и профессионально подготовленные экскурсоводы для таких туров вряд ли нужны. Да и не поедут в такое путешествие уважающие себя специалисты.

В настоящее время проблема подготовки кадров экскурсоводов стала буквально кричащей. Кафедра музеологии и краеведения уже в течение нескольких лет не получает возможности набирать студентов-музеологов. Из-за отсутствия студентов через год-другой она будет закрыта или перепрофилирована. Курсы экскурсоводов музея-заповедника в последние годы довели показатель успешно окончивших их буквально до 15-20%. Слушатели курсов справедливо расценили такой подход к делу, как чисто коммерческий, направленный лишь на получение прибыли. Они обратились с иском в суд и выиграли его. По решению суда музей-заповедник лишили права заниматься такой образовательной деятельностью. Перенести эту деятельность в стены какого-либо вуза ни руководители музея, ни ректоры не захотели. Совершенно отстранились от проблемы и руководители департамента культуры, и, тем более, руководители города и области. На фоне постоянных высокопарных заявлений местных руководителей о нашем регионе, как о крупном центре российского туризма, никто из них не сумел проявить ни государственного мышления, ни государственного подхода к этому важному делу.

Таким образом, в регионе к настоящему времени был накоплен немалый опыт подготовки квалифицированных кадров экскурсоводов для системы государственных музеев города Ярославля. Это объясняется, прежде всего, тем, что сами руководители музейных учреждений хорошо понимают важность и необходимость этой работы. И одновременно мы имеем совершенно случайный подбор кадров экскурсоводов для многочисленных туристических фирм, руководители которых не видят в этом большой беды, экономят на экскурсионном обслуживании и полагают, что высококвалифицированные гиды «утомляют» их клиентов «традиционно предлагаемым продуктом», не способствуют развитию развлекательной составляющей современного туризма, а значит, сокращают прибыль этого бизнеса. Государственные структуры от этой проблемы практически устранились и тем самым завели ее в тупик.

Примечания

1 Вишина Г. В. Экскурсионная работа: учеб. пособие. Воронеж: Науч. кн., 2004. 117 с.; Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения: учеб. пособие. Минск: Университетское, 1988. 159 с.; Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М.: Высш. шк., 2002. 215 с.

2 Туризм и отдых: справ.-путеводитель. Ярославль, 2005. 48 с.; Негосударственные музеи Ярославской области: информ. справ. / сост. Н. А. Заболотская, Л. Я. Смирнова. Ярославль: Ремдер, 2006. 89 с.

218

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.