Научная статья на тему 'Реализация социальных проектов средствами краеведения в условиях временного ученического коллектива ФДЦ «Смена»'

Реализация социальных проектов средствами краеведения в условиях временного ученического коллектива ФДЦ «Смена» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СРЕДСТВА / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙ / ВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ТУРИЗМ / МУЗЕЙНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА / SOCIAL PROJECT / FUNDS / STUDY OF LOCAL LORE / TEMPORARY STUDENT TEAM / TOURISM / A MUSEUM AND A RESEARCH WORK / LOCAL LORE MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Валерий Александрович, Валиева Анна

В статье автор показывает на примере ФДЦ «Смена» приобщение детей в условиях временных ученических коллективов к музейно-поисковой и туристско-краеведческой деятельности. Даны примеры социальных проектов, используемых в практике центра, пути их реализации, формы и методы работы над социальными проектами, принципы их реализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author shows an example of ФДЦ «Change» involves children in conditions of temporary student teams to the Museum-search engine and tourist and local lore activities. Are examples of social projects, used in the center's practice, the ways of their implementation, forms and methods of work on social projects, the principles of their implementation.

Текст научной работы на тему «Реализация социальных проектов средствами краеведения в условиях временного ученического коллектива ФДЦ «Смена»»

гг.). Музей - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию музеев по патриотическому воспитанию учащихся (2008 г.).

Становление гражданственности и патриотизма учащихся, их научного мировоззрения, воспитание нравственных норм и эстетических вкусов - главная цель деятельности средней школы № 17 и школьного музея. В этом немалую роль играет соединение традиций и инноваций в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В. А. Валиев,

Краснодарский край, г-к Анапа, с. Сукко

А. Валиева,

Краснодарский край, г-к Анапа, с. Сукко

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ФДЦ «СМЕНА»

В статье автор показывает на примере ФДЦ «Смена» приобщение детей в условиях временных ученических коллективов к музейно-поисковой и туристско-краеведческой деятельности. Даны примеры социальных проектов, используемых в практике центра, пути их реализации, формы и методы работы над социальными проектами, принципы их реализации.

In the article the author shows an example of ФДЦ «Change» involves children in conditions of temporary student teams to the Museum-search engine and tourist and local lore activities. Are examples of social projects, used in the center's practice, the ways of their implementation, forms and methods of work on social projects, the principles of their implementation.

Ключевые слова: социальный проект, средства, краеведение, музей, временный ученический коллектив, туризм, краеведение, музейно-поисковая работа.

Keywords: Social project, funds, local lore Museum, temporary student team, tourism, study of local lore, a Museum and a research work.

Социально-педагогический потенциал развития школьной поисково-краеведческой деятельности в рамках дополнительного образования после введения на Кубани школьного курса «Кубанове-

дение» органично влился в учебно-воспитательный процесс учебных заведений края разного статуса. Но в наш край ежегодно приезжают на отдых и для участия в обучающих программах некоторых детских здравниц сотни тысяч детей, подростков и студентов. И не использовать возможность обучения или приобщения этих ребят к музейно-поисковой, туристско-краеведческой деятельности в условиях временного ученического (студенческого) коллектива просто грех. В ФДЦ «Смена» свыше 25 лет такая работа ведется, для чего создана прекрасная база, позволяющая не только приобщать, но и обучать туризму, краеведению и музейно-поисковой деятельности. В нашем центре еще в 1988 г. был открыт музей, при котором работал туристско-краеведческий клуб, 15 лет издавался литературно-краеведческий журнал «Рабочая смена», работает экскурсионное бюро для организации пеших и автоэкскурсий. А сейчас тысячи детей и взрослых знакомятся с крупнейшей в стране Аллеей российской славы. На базе ФДЦ «Смена» проводятся всероссийские слеты поисковых отрядов и музейных объединений, туристов и краеведов, экологов и т. д. Здесь несколько лет студенты и школьники изучают флору и фауну Черного моря по программе «Всему учит море». В центре разработано около 50 обучающих программ. Разработаны и внедрены множество соцпроек-тов героико-патриотической направленности.

Социальные проекты (вообще и направленные на увековечивание памяти павших защитников Отечества в частности) - одна из значимых и перспективных форм поисково-краеведческой деятельности. В их разработке и реализации были задействованы десятки, сотни и даже тысячи школьников, учителей, родителей и просто граждан России и других стран. Социальное воспитание, в основу которого заложены включение и адаптация учащихся в активную жизнь общества через краеведческий поиск, и участие в реализации соцпроектов не стихийный, а целенаправленный процесс. Поэтому социальный проект героико-патриотической направленности позволяет воспитывать подрастающее поколение не на отдаленных примерах, а на личном участии в разработке и реализации того или иного необходимого для общества проекта.

Работа над соцпроектом позволяет учащимся самим непосредственно принять участие в выполнении социального заказа общества, увидеть результаты своего поиска и труда, воплощенные в именах улиц, новых памятниках и иных полезных делах, приоб-

щиться к живой истории малой родины, к биографиям своих знатных земляков. А это дополнительные знания по региональной истории и географии, литературе и культуре.

В нашей практике мы используем различные социальные проекты:

1. Акции памяти, которые позволяют увековечить память павших за Отечество или умерших известных россиян в названиях улиц, создании памятников, написании книг.

2. Акции милосердия, позволяющие оказать социальную помощь ветеранам войны, труда или службы в РВС в рамках тимуровского движения и шефской работы.

Разработка и реализация соцпроектов предусматривает обучение учащихся в условиях временного коллектива навыкам поисково-музейной и туристско-краеведческой деятельности, развитие у учащихся творческих способностей и познавательной активности и их воспитание на героико-патриотических традициях граждан России.

Деятельность учащихся над внедрением соцпроектов в жизнь направлена на решение задач практической и социальной значимости не только для приезжих ребят, но и для города, его жителей и гостей курорта. Поскольку краеведение - это не только общественное движение, но и дополнительное образование, наука и труд, оздоровление и отдых, поэтому значимость участия подростков в реализации соцпроектов очевидна.

Многие соцпроекты как форма краеведения апробированы ФДЦ «Смена» и за его пределами, дали положительный эффект в усвоении курса «Кубановедение» и других гуманитарных дисциплин, в росте патриотической воспитанности и гражданственности среди гимназистов. Участие в соцпроектах способствует в решении вопросов толерантности (умении жить с представителями разных народов и религий). В Анапе проживают представители 88 национальностей, а в ФДЦ «Смена» приезжают одновременно около пяти тысяч детей и взрослых из всех регионов России и из-за рубежа.

ЦЕЛЬ работы над соцпроектами по организации и проведении акций памяти или милосердия - увековечить память россиян, павших за Отечество, посредством участия детей в поисково-краеведческой работе и оказании помощи ветеранам войны и РВС (в рамках тимуровского движения), в уходе за памятниками.

В связи с этим перед организаторами и участниками разработки и реализации соцпроектов обычно ставятся следующие ЗАДАЧИ:

- выявить и развить у учащихся знания, навыки и способности в области краеведения, туризма, истории и литературы;

- оказать помощь способным ребятам в поиске своего «Я» и в выходе на первые научные и литературно-краеведческие разработки и публикации, в проведении самостоятельного поиска, дать творческий толчок к дальнейшей историко-краеведческой, научной и музейной работе;

- дать дополнительное образование в изучении малой родины, истории, географии, литературы и оздоровить подростков в походах и экспедициях;

- создать условия для проявления учащимися творческих способностей и их закрепления посредством привлечения к разработке и реализации соцпроектов в условиях временного коллектива ФДЦ «Смена»;

- реализовать собственный соцпроект в жизнь и оставить свой

след в истории малой родины или увековечивании памяти павших.

_ _ ^

Основополагающей ИДЕЕИ таких социальных проектов является воспитание у подрастающего и старшего поколения чувства гордости за свои города и своих земляков, патриотизма, гражданственности и толерантности.

Проекты ориентируются на решение социальных задач по ге-роико-патриотическому воспитанию молодежи и развитие у нее познавательной активности в области краеведения.

Актуальность проектов поисково-краеведческой и героико-патриотической направленности, особенно в связи с присвоением Анапе почетного звания «Город воинской славы», очевидна. Она заключается в том, что краеведческих исследований по многим вопросам как в Анапе, так и в других городах проводится не достаточно. Установленные с помощью приезжих учащихся мемориальные таблички в память эвакогоспиталей, открытые ими новые памятники уже стали объектами для экскурсий, а общение с ветеранами и уникальными жителями Анапы и публикации о них в СМИ стали дополнительным материалом для учебного курса «Кубанове-дение», при изучении истории, географии, литературы нашего региона.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ социальных проектов:

- проведение поиска-исследования по избранной теме;

- систематизация и анализ собранных материалов, определение необходимости и важности разработки и формы реализации проекта;

- поиск очевидцев (подтверждающих источников);

- подготовка обращений в инстанции, сбор подписей к ним;

- изготовление своими руками вдали от своих городов и открытие мемориальных табличек, установка памятников, оказание гуманитарной помощи через найденных спонсоров;

- публикация материалов исследования и поиска в книгах и СМИ.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ работы над соцпроектами:

- просмотр, отбор, анализ и систематизация опубликованных материалов;

- полевые экспедиции и поиск очевидцев;

- интервьюирование и запись воспоминаний очевидцев, ветеранов;

- работа с архивными и другими документами;

- обмен информацией с местными краеведами и историками;

- обращение через СМИ об оказании участникам акций помощи в поиске материалов, нужной категории анапчан, очевидцев и спонсоров.

АПРОБАЦИЯ материалов для знакомства с ними жителей города и района производится через СМИ, посредством выступлений с докладами на краеведческих конференциях, во время презентаций книг.

Конечный РЕЗУЛЬТАТ реализации соцпроектов героико-патриотической направленности - открытие мемориальных досок на зданиях. Открытие памятников или произведенная шефская работа. Публикация статей в СМИ с целью ознакомления горожан с результатами акций памяти или милосердия.

При этом в работе с учащимися предполагается использовать следующие ПРИНЦИПЫ:

- добровольности и заинтересованности каждого, проявившего желание приобщиться вдали от дома к разработке или участию в социальном проекте;

- самостоятельности и творческой инициативы в выборе работы над тем или иным соцпроектом, направлением в поиске, выделении для этого своего личного времени;

- доступности и занимательности;

- индивидуальности и коллективизма в работе, позволяющих полнее раскрыться каждому и выполнить задание наилучшим образом;

- обеспечения единства познавательности и эмоциональности в содержании работы с учащимися и организации КТД;

- полезности и заинтересованности, необходимости и нужности прежде всего для себя, для других и для общества;

- проведения научного и учебно-исследовательского поиска, создания педагогической краеведческой площадки по оказанию помощи учащимся, преподавателям гимназии и другим заинтересованным лицам и учреждениям;

- учета возрастных особенностей и общего уровня развития учащихся;

- связи с другими обучающими программами ФДЦ «Смена», общественными организациями, участниками других соцпроектов.

Исходя из этого, появляются СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ в разработке и реализации социальных проектов. Прежде всего -выполнение социального заказа ФДЦ «Смена» по развитию творческих способностей учащихся с помощью краеведческих форм и педтехнологий и общества в решении тех или иных задач акций памяти и милосердия в рамках города воинской славы Анапы. Кроме того, работа над соцпроектами несет в себе образовательные, воспитательные, оздоровительные (физические и духовные), хранительские (собирательские) и исследовательские функции.

Предполагаемые педагогические результаты и минимальные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в ходе реализации соцпроектов:

- знакомство с техникой безопасности в экспедиции и походе, овладение туристскими навыками, методикой работы с респондентами и обработкой экспонатов;

- приобретение навыков писать отчеты о проведенном поиске и оформлять публикации в СМИ или экспозиции в музее ФДЦ «Смена»;

- использование полученных дополнительных знаний при ответах на уроках по возвращении домой;

- приобретение навыков работать самостоятельно и в группе, планировать работу, организовывать экспедиции и походы, проводить научно-краеведческий поиск, готовить публикации в СМИ и для конференций;

- возможность использования полученных знаний при поступлении в вуз, продолжения занятий краеведением и НИР после возвращения домой.

Дополнительное обучение учащихся в ходе работы над соц-проектами предусматривает три этапа:

1-й - информационно-познавательный, когда учащиеся исследуют тему соцпроекта, овладевают поисково-краеведческими знаниями и умениями;

2-й - операционно-деятельностный, формирующий умения учащихся самостоятельно выполнять задания по реализации соц-проекта, навыки работать с ветеранами и источниками, самостоятельно искать спонсоров;

3-й - практико-ориентационный, предусматривающий овладение спецификой проектной, поисково-краеведческой и научно-исследовательской работы и определенными трудовыми навыками.

В ФДЦ «Смена» в течение многих лет учащиеся в условиях временного коллектива успешно работали и работают над следующими социальными проектами:

1. «Мемориал славы и воинской доблести российского воинства» - уже собрано более 650 капсул со священной землей с мест боев, от памятников Героям, полководцам разных столетий.

2. «Увековечивание памяти Героев России в именах анапских улиц» - ребята из «Смены» собрали свыше 700 подписей для передачи в администрацию города. И две улицы названы именами Героев В. Омелькова и В. Евскина, погибших в Чечне, открыт бульвар, памятник.

3. Акция памяти «Анапских эвакуационных госпиталей» -выявлены 23 госпиталя, дислоцировавшихся в Анапе, установлены 4 мемориальные доски, опубликованы статьи в журнале и в книге.

4. «Восстановление памятника-креста павшим защитникам Новороссийска в Грушевой балке у ст. Неберджай» - ребята собирали средства на памятник. Он установлен 22.02.2007 г. у горных перевалов Новороссийска.

5. «Восстановление надгробия и обелиска партизану В. Ка-ширину».

6. Акция памяти генералиссимуса А. В. Суворова «Создание памятного знака в п. Суворово-Черкесске» - собрано 1000 подписей под обращением к Главе администрации, решен вопрос с сельской администрацией. Он будет установлен.

А 25 ноября 2011 г. по ходатайству ребят из ФДЦ «Смена» генералиссимус А. В. Суворов зачислен в казаки и ему присвоено звание «Почетный атаман Кубанской Казачьей Ассоциации» через два века после смерти.

7. «Организация Союза ветеранов советских и российских космодромов и испытательных полигонов» - найдены 30 ветеранов, проведены их встречи, несколько публикаций, оказывается помощь ветеранам.

8. «Организация Союза бывших суворовцев, нахимовцев, юнг и сынов полков» - найдено 15 анапчан, проведены встречи с некоторыми из них. Юные защитники Отечества найдут себе место под крышей ФДЦ «Смена». Издана книга «Юные защитники Отечества».

9. Издание книги «Золотая слава Анапы» - увековечена память о 90 Героях, книга издана, передана ветеранам, библиотекам и школам.

10. Издание книги «Вклад учителей анапских школ в летопись ВОВ» - увековечена память о 100 работниках школ - фронтовиках, книга издана.

11. Издание книги «Мужество сквозь юность пронесли» о павших в Чечне анапчанах. Ребята из «Смены» писали стихи, рисовали портреты погибших анапчан, искали спонсоров. Книга издана, увековечена память о 10 анапчанах, передана семьям погибших, ветеранам, школам.

12. Ведение Книги рекордов Анапы - ведется 10 лет, есть публикации, которые увековечили имена сотен анапчан, внесших свой вклад в историю города, его боевую или трудовую славу.

13. Организация и деятельность Почетного караула у Поста № 1 у мемориала Вечный огонь г. Анапа - Пост будет возрожден, тем более что Анапа стала городом воинской славы. Пост устанавливается пока в праздничные и торжественные дни, но будет постоянным.

14. Создание Аллеи российской славы. В ФДЦ «Смена» открыты бюсты 21 великому россиянину: А. Невскому и А. Суворову, Ф. Ушакову и Н. Кузнецову, Г. Потемкину и А. Ермолову, Петру I, и Екатерине I и т. д.

Сейчас готовы и в феврале - марте 2013 г. будут внедрены еще три соцпроекта: проведение «Профильной смены городов-героев и воинской славы», открытие «Галереи городов воинской славы» и создание «Музея под открытым небом «Городок городов-героев».

Каждый соцпроект - это определенный этап в УВР ФДЦ «Смена» деятельности учащихся в условиях временного коллектива.

Почти все проекты могут использоваться в других школах, городах и регионах страны после соответствующей корректировки с учетом местных особенностей.

2010 г. Открытие Аллеи российской славы в ФДЦ «Смена».

Фото Валиевой Ольги

2010 г. Первым на Алее российской славы был открыт памятник А. В. Суворову. Фото Валиевой Ольги

2010 г. Ребята из разных городов, приехавшие в ФДЦ «Смена», собрали средства, завезли в горы материал и на месте найденной могилы поставили памятник «Неизвестному защитнику Анапы от юности России ХХ1 века»

Г. П. Никонова,

г. Москва

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА БАЗЕ ГБОУ ЦВР «РАМЕНКИ»

В статье описывается опыт работы учреждения дополнительного образования по использованию возможностей социально-педагогического проектирования.

This article describes the experience of work of institutions of additional education on the use of opportunities of socio-pedagogical designing of.

Ключевые слова: проектирование, туризм, проект, мероприятия

Keywords: engineering, tourism, project activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.