Научная статья на тему 'Историко-патриотическое воспитание Российской молодежи музейными средствами'

Историко-патриотическое воспитание Российской молодежи музейными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЛЕКЦИЯ / ЭКСКУРСИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПАМЯТНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисленко Юлия Борисовна, Трехбратов Борис Алексеевич

В статье рассматриваются особенности историко-патриотического воспитания российской молодежи в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисленко Юлия Борисовна, Трехбратов Борис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-патриотическое воспитание Российской молодежи музейными средствами»

№ 4 (55), 2014

"Проблемы отечественной истории"

5. Республика Адыгея: официальный интернет-сайт исполнительных органов государственной власти. URL: http// www.adygheya.ru

6. Памятники истории и культуры Республики Адыгея / под ред. И. А. Кандаурова, К. Г.

Кесебежева, Н. Г. Ловпаче. Майкоп, 1998.

7. Отчет о деятельности Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея за 2009 год // URL: http// www. adygheya.ru

M. A. MALISH HISTORICAL PERIODIZATION AND CLASSIFICATION OF ADYGEA REPUBLIC MONUMENTS

This article examines the issues of periodization and classification of historical monuments. Key words: classification of monuments, historical monuments, memorial.

Ю. Б. КИСЛЕНКО, Б. А. ТРЕХБРАТОВ

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В статье рассматриваются особенности историко-патриотического воспитания российской молодежи в Краснодарском крае.

Ключевые слова: музей, экспозиция, лекция, экскурсия, воспитание, памятник.

В наше время тема военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи является одной из стратегических в государственной политике. Ведь залогом стабильности России является активная гражданская позиция и патриотизм ее граждан. Музеи, обладая достаточным культуросозидающим потенциалом, участвуют в формировании исторической памяти, воспитания гражданина и патриота [1]. Значение темы возрастает не в последнюю очередь в связи с нынешними событиями в Украине, где оголтелая верхушка предпринимателей и других фашиствующих врагов украинского и русского народов, поставив все с ног на голову, вот уже более 20 лет стремится осуществить антироссийский проект, фальсифицирует нашу общую историю, в особенности историю Второй мировой войны. Она превращает вчерашних пособников фашистов в героев, а истинных освободителей Европы, положивших сотни тысяч жизней на алтарь победы над коричневой чумой ХХ века, объявляет оккупантами, захватившими незалежную (независимую) Украину. Людей, носящих георгиевские ленточки, символизирующие победу многонациональных народов СССР в Великой Отечественной войне, называют колорадами, которых надо загонять в одесский Дом профсоюзов и живьем (чем не Освенцим ?!) сжигать коктейлями Молотова, травить особым газом. Бомбардировать мирных граждан Славянска, Луганска, Донецка и других городских и сельских поселений только за то, что они требовали всего ничего: права разговаривать, вести делопроизводство и обучение детей на их родном (в данном случае - русском) языке, и более справедливо распределять произведенные ими богатства, объявляют сепаратистами и организуют против них так называемую контртеррористическую операцию, которую ничем другим как

геноцидом собственного народа назвать нельзя.

Разрушается вся инфраструктура, даже после объявленного в Минске перемирия, продолжаются обстрелы Донецка и Луганска, гибнут мирные граждане. Наследники Степана Бандеры доходят до того, что снимают с постаментов памятники В. И. Ленину, которому они, собственно, и обязаны рождением государства под названием «Украина». При этом преследуется цель не только устрашения инакомыслящих, но и, как это признает даже украинская пресса, обанкротить наиболее прибыльные промышленные предприятия Новороссии, чтобы потом скупить их за бесценок.

На Кубани накоплен богатый опыт историко-патриотического воспитания еще с досоветских времен, когда ставились памятники, связанные с историей Кубанского казачьего войска (в честь его 200-летия в Екатеринодаре и станице Бесскорбной); памятник первым запорожским казакам в Тамани, прибывшим на Правобережную Кубань в 1792-1793 гг.), памятник Екатерине 11, выделившей отвоеванные у Османской империи земли для поселения Верному Черноморскому войску. Среди них находятся также памятники посвященные отдельным подвигам казаков (полковнику Л. Тиховскому и его боевым товарищам, погибшим в 1810 г. около Ольгинского кордона, сотнику А. Гречишкину и его сподвижникам в станице Тифлисской, сотнику Горбатко, в 1862 году командовавшему казаками при защите Лип-кинского поста во время нападении на него превосходящих сил горцев). Необходимо отметить, что, кроме казаков, памятники ставились рядовым солдатам и офицерам Кавказской армии. В их ряду особенно выделяется большой крест в честь подвига Архипа Осипова (кстати, уроженца Киевской губернии) при защите Михайловского укрепления в марте 1840 года, который взорвал

себя в пороховом погребе, когда в него ворвалась толпа горцев.

В советское время после окончания Великой Отечественной войны, стоившей нашей стране громадных жертв, пропаганда военных подвигов практически стала повсеместной. Основной формой увековечения памяти погибших стало поименное занесение их в краевую «Книгу памяти» с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, военного комиссариата, призвавшего на фронт, воинского звания, номера воинской части, даты гибели, места захоронения, наград и других сведений, характеризующих боевой путь погибшего воина. С 1993 года возвращены и проводятся Тиховские поминовения. В этом благородном деле сформировались такие центры, как Новороссийск (Малая Земля), Крымск (центр «Голубой линии», авиационное сражение), Тима-шевск (Музей семьи Степановой) и др.

В данной статье мы рассмотрим, как на протяжении более чем 20 последних лет проводится такая работа в Лабинском музее истории и краеведения, где историко- и военно-патриотическое, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения являются приоритетными направлениями деятельности, что было признано на коллегии департамента культуры в 2010 году и отмечено в местной прессе [2]. С 2000 года здесь работают над реализацией музейно-педагогической программы «Память» [3], которая имеет многоуровневый характер и делится на несколько разделов, обращенных к разным возрастным группам. Ведущая идея данного проекта - воспитание у подрастающего поколения исторического сознания, ядром которого заложена гуманистическая система ценностных ориентаций. Важным при этом является создание условий, способствующих осознанию учащимися преемственности поколений, формированию ответственности за собственную деятельность, способности сопереживать и давать самостоятельную оценку исторических событий, использованию традиций прошлого опыта для понимания сущности современных явлений и определения направлений своего будущего. Программа строится на сочетании работы с предметами, явлениями, ситуациями и взаимоотношениями людей. В ходе музейных занятий дети переживают и впитывают патриотическое настроение ушедших времен. С волнением в сердце они осознают, что героическое самопожертвование было неотъемлемой чертой всего советского народа. Сложная система целенаправленной работы музея посвящена воспитанию человека-гражданина, свидетеля и участника истории.

К историко-патриотическому воспитанию подрастающего поколения сотрудники Лабинского музея подходят творчески, используют комплексный подход, охватывающий разнообразные формы занятий с детьми. Это тематические лекции с видео и мультимедийным сопровождением;

встречи с участниками и свидетелями исторических событий; автобусные экскурсии по памятным местам города; совместные мероприятия с творческими коллективами культуры, образовательными учреждениями, ветеранскими и казачьими организациями; передвижные мини-музеи; выездные лекции; школа юных лекторов; историко-краеведческие конкурсы; участие в общегородских мероприятиях; методическая помощь в организации школьных музеев и уголков боевой славы. В музее работу по историко-патриотическому воспитанию не ограничивают лишь культурно-просветительскими акциями, а пытаются закрепить информационную составляющую вовлечением посетителей в различные формы социо-культурного творчества, способствующего преобразованию исторических знаний в нравственную позицию, в нормы и принципы патриотического поведения. Вся эта работа в ее совокупности посвящена одной важнейшей цели -воспитанию человека-гражданина, патриота. Главной темой в этом направлении, безусловно, является Великая Отечественная война, тема Кубани, Лабинска в суровую годину испытаний. Знакомство с великими потрясениями, через которые прошла наша страна, соприкосновение с бессмертным подвигом народа зарождает в детских душах чувство патриотизма и любви к своей отчизне. Коллективом музея подготовлена разнообразная экскурсионно-лекционная тематика, отражающая как общеисторические вопросы, так и местный краеведческий материал. Некоторые темы очень сложные в эмоциональном плане: особенно когда речь идет о трагических страницах оккупации. Музейные работники стремятся очень чутко улавливать эмоциональное состояние маленьких посетителей, информацию давали дозировано, с учетом возрастных особенностей, так, чтобы не ранить детскую душу.

Партнерское, творческое содружество с юными посетителями воплощается в интересных музейных проектах. Итогом одного из них стало герои-ко-патриотическое мероприятие «Страницы скорби и любви», прошедшее 25 января в очередную годовщину освобождения станицы Лабинской от немецко-фашистских захватчиков. На эту встречу были приглашены ученики 5 класса СШ № 11, где училась правнучка упорненского партизана В. В. Шевченко - Кристина Клюсова. Прадедушка Кристины был расстрелян фашистами в начале января 1943 года. Накануне расстрела Василий Васильевич на страницах случайно сохранившегося паспорта написал трогательное прощальное письмо семье и детям [4].

Большое внимание в деятельности музея уделяется работе с молодыми инвалидами из клуба «Надежда». Одной из составляющих работы музея над реализацией программы «Память» является сотрудничество с детско-юношескими патриотическими объединениями «Факел», «Юные

№ 4 (55), 2014

"Проблемы отечественной истории" ^

жуковцы», «Патриот» (СОШ № 3) [5], «Свеча» (СОШ № 2 имени Натальи Василенко) «Виктория» (аграрный техникум). Ребята проводят большую поисковую работу: совершают походы по партизанскими тропам и к месту захоронения партизанки Наташи Василенко в поселке Курджи-ново; встречаются с участниками исторических событий; собирают документальные материалы (о танковой колонне «Лабинский колхозник», о героях-партизанах, чьими именами названы улицы. Собранный поисковыми отрядами материал находит отражение как в экспозициях уголков боевой славы Лабинского района, выставках, так и в фондах и экспозициях Лабинского музея [6].

Одним из направлений комплекскного подхода к работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи является создание на базе музея «Школы лекторов», в которой на практике реализуется программа «Память».

Имея достаточно наработанную базу экскурсионного и лекционного обслуживания, осваивая разнообразные педагогические методики, в Лабинском музее уделяется большое внимание подготовке музейной смены: юных помощников -пропагандистов музейного дела среди подростков. Таким музейно-педагогическим проектом стала «Школа юных лекторов». Этот музейный всеобуч из разряда новационных технологий используется в педагогической практике Лабинско-го музея с 2004 года.

При организации данного объединения ставились задачи расширения и углубления историко-краеведческой и военно-патриотической работы среди учащейся молодежи. На занятиях идет подготовка юных лекторов - учеников школ города, которые активно включаются в просветительскую работу среди своих сверстников [7].

В 2010 году, когда праздновалась 65-я годовщина окончания Великой Отечественной войны, работа «Школы лекторов» осуществлялась по специально разработанному плану «Война. Победа. Память» [8]. Занятия, которые посещало около 50 человек, проходили каждый четверг в течение трех месяцев, с 21 января по 22 апреля. Слушатели «Школы лекторов» имели возможность получить расширенные и углубленные знания по различным темам военного краеведения. Ребята не только впитывали информацию, но и знакомились с предметами войны, изучали документы тех трагических дней, встречались с очевидцами и участниками событий, посещали исторические места. Для ведения лекторской работы сотрудники музея предоставляли ребятам справочную информацию, а также слайды и видеоматериалы.

Одна из важнейших задач, которая ставится перед организаторами музейного всеобуча - это подготовка детей к самостоятельной исследовательской работе. Так в предыдущие годы выпускниками «Школы лекторов» совместно с сотрудниками музея были написаны творческие проекты,

посвященные трагическим страницам истории ла-бинской земли. Рыбалко Виктория при работе над темой «Михизеева Поляна», встречалась с выжившими свидетелями расстрела, побывала на месте трагедии... А Зинченко Елена писала о своем двоюродном прадеде Федоре Ивановиче Островском -лабинском милиционере-подпольщике, зверски замученном фашистами. Итогом кропотливой поисковой работы стало восстановление забытого образа мужественного подпольщика. В сознание лабинчан вернулось истинное понимание того, чьим именем была названа улица Островского.

Организуемые музеем лекторские курсы позволили привлечь к ведению патриотической работы еще больше молодежи. По окончании музейного всеобуча его выпускники получают специальные лекторские свидетельства. Школьные лекторы сегодня совсем молоды, но пройденный ими курс музейного всеобуча оставляет в их умах и сердцах глубокий след. Они переосмысливают свое отношение к историческому прошлому, обществу, другим людям. Сложная система целенаправленной работы Лабинского музея способствует воспитанию человека-гражданина, свидетеля и участника истории.

И, конечно, вся работа музея не могла приобрести столь значимого патриотического звучания, если бы ее постоянными помощниками и сотрудниками не были бы ветераны Великой Отечественной войны. Подобные мероприятия относятся к таким базовым формам культурно-образовательной деятельности, как встреча с интересным человеком [9]. Их привлекательность состоит в возможности непосредственного общения с незаурядной личностью. Особенно торжественно проходят уже ставшие традиционными майские встречи-благодарения молодого поколения с фронтовиками. Ежегодно в первые дни мая организуется более 30 подобных мероприятий.

Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война. Редеют ряды ветеранов. и тем ценнее становятся воспоминания о войне, о том трагическом и героическом времени, через которое им пришлось пройти. Увидеть войну глазами очевидцев, услышать уникальные воспоминания, почувствовать свою сопричастность с общей героической историей страны - вот что получают дети от общения с фронтовиками. Слушая рассказы седых ветеранов, погружаясь в то время, многие ребята примеряют его на себя, у них встает внутренний вопрос: «А как бы я? Смог бы терпеть лишения, преодолевать страх и всем смертям назло сражаться во имя общей Победы?».

Как видим, просветительская деятельность Лабинского музея истории и краеведения имени Ф. И. Моисеенко концентрируется в многоцелевых музейно-педагогических программах, направленных на усиление патриотического, этического, эстетического влияния на молодежь. Гражданское воспитание - это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления

личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте. Лабинский музей своей каждодневной кропотливой работой вносит вклад в общее дело по геро-ико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Литература, источники и примечания

1. Корчагин Е. Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002.

2. См.: Об актуальных формах патриотического воспитания на основе военно-исторических коллекций Краснодарского края. 2010. С. 5-9.; Виноградов Е. Военно-патриотическое воспитание. В музее действует программа «Память» // Провинциальная газета (Лабинск). 2013. 12 марта.

3. Абрамян Л. Урок патриотизма. Школьники идут в музей // Провинциальная газета (Лабинск). 2000. 16 мая. № 78; Краснокутская А. Чтобы помнили // Там же. 2000. 22 апр.; В музее была встреча с живыми свидетелями Кубанской Хатыни // Там

же. 2000. 23 апр.; Винтовка и кисть // Там же. 2000. 22 апр.; Руфеева Т. Спасибо работникам музея // Ленинское знамя. 2000. 13 мая; Встреча в музее // Провинциальная газета. 2002. 24 авг.; Немченко Т. Памяти павших будьте достойны // Там же. 2005. 27 янв.; Вошленко В. Низкий поклон, кого нет рядом с нами // Там же. 2005. 27 янв. и т. д.

4. Страницы скорби и любви... Документальные свидетельства Великой войны (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) / Публикация подготовлена студентами-музееведами КГУКИ И. С. Братковой, К. П. Карагодовой, Ю. Б. Кисленко, С. В. Озеровой. Отв. составитель и редактор В. И. Иванов. Краснодар, 2010. С. 27-29, 37.

5. Годовой отчет о работе Лабинского музея за 2011 год. С. 13-14.

6. Об актуальных формах патриотического воспитания. С. 17-18.

7. Там же. С. 5-7.

8. Юные лекторы учатся рассказывать о войне // Провинциальная газета (Лабинск). 2010. 9 февр.

9. В музее истории и краеведения вспоминали Сталинградскую битву // Время новостей. ТРК «Лаба». 2010. 3 февр.; Лейкина Н. Урок истории в музее - встреча с участницей Сталинградской битвы // Провинциальная газета. 2012. 21 февр. и др.

U. B. KISLENKO, B. A. TREKHBRATOV. HISTORICAL-PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH BY MUSEUM MEANS

Article considers the peculiarities of the historical-patriotic education of Russian youth in the Krasnodar region.

Key words: museum, exhibition, lecture, tour, education, monument.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.