Научная статья на тему 'Из опыта работы педагога по духовно-нравственному воспитанию в школе'

Из опыта работы педагога по духовно-нравственному воспитанию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3113
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Елена Леонидовна

Статья рассказывает об этапах успешной реализации программы по обобщению инновационного педагогического опыта в области развития духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде. Автор, как педагог-практик, указывает на основные проекты, в которых ему удалось побывать вместе со своими обучающимися. Приоритетным направлением автор считает мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках проекта под общим названием «Семь шагов Победы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корепанова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы педагога по духовно-нравственному воспитанию в школе»

Елена Леонидовна Корепанова, МБОУ СОШ № 100, г. Ижевск

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ШКОЛЕ

Статья рассказывает об этапах успешной реализации программы по обобщению инновационного педагогического опыта в области развития духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде. Автор, как педагог-практик, указывает на основные проекты, в которых ему удалось побывать вместе со своими обучающимися. Приоритетным направлением автор считает мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках проекта под общим названием «Семь шагов Победы».

В апреле 2012 года на базе МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска прошла Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин», где впервые было заявлено об эксперименте, который сегодня реализуется с помощью наших педагогов и преподавателей кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПРО УР. Тема эксперимента: «Развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде». Научный руководитель - Касимов Рустам Нуруллович, кандидат исторических наук, доцент [1, с.120]. Идея эксперимента базируется на потребности создания диалогового пространства для учащихся, направленного на знакомство их с ценностями, нормами, традициями духовно-нравственной культуры народов России (с учетом этнокультурных особенностей Удмуртской Республики). Таким «диалоговым окном» сегодня стал детский исследовательский клуб, через деятельность которого педагогическое сообщество нашей школы стремимся пропагандировать нравственные ценности и идеи гуманизма, как для детей, так и для их родителей. Полагаем, что данный проект поможет в какой-то мере решить проблемы формирования у обучающегося, а в перспективе и у его родителей, адекватных представлений о морали и нравственности, духовности и патриотизме.

При этом под многогранным понятием «духовность» нам представляется такая форма общественного развития, когда её результаты ориентированы на гуманистические ценности и идеалы; на способы адаптации человека в социальной среде, на определенные технологии, выработанные человеком для удовлетворения высоких духовных потребностей.

Новизна эксперимента определяется сочетанием урочной и внеурочной деятельности по формированию базовых национальных и духовно-нравственных ценностей гражданина России, что позволяет, используя часы, скажем, курса «ОРКСЭ» или классных часов, не перегружать ребенка избыточной информацией в рамках традиционного расписания. А во внеурочное время дети с пользой для себя, собственного физического и душевного здоровья занимаются в клубе, закрепляя и углубляя краеведческий материал, полученный на уроках.

Первое направление в эксперименте: формирование базовых национальных и духовно-нравственных ценностей гражданина России через урочную деятельность. Это, прежде всего, уроки «ОРКСЭ» в 4-х классах. На них педагог (Пинисова О.Н.) апробирует книги для учителя, представленные творческим коллективом ИПК и ПРО УР (Ковальчукова А.В., Совина Л.П., Касимов Р.Н.) [2, 3]. Темы курса «ОРКСЭ» интересны и одновременно сложны, ведь каждый учитель способен преподнести их по-своему. В этом смысле помогают книги для учителя. Скажем, там, где педагог работает с пособиями по ОРКСЭ, предложенным преподавателями ИПК и ПРО УР, уже сегодня улучшилось групповое взаимодействие между учащимися, наладилось плодотворное общение педагогов с родителями. Дети стали более доброжелательны, внимательны друг к другу, нередко предлагают помощь педагогам и одноклассникам в ситуациях, когда раньше этого не делали. Родители стали интересоваться жизнью школы, участвовать в школьных мероприятиях.

Второе направление в эксперименте - формирование базовых национальных и духовно-нравственных ценностей гражданина России через внеурочную деятельность. Внеурочная работа в нашей школе состоит из четырех самостоятельных модулей, реализуемых в течение учебного года последовательно в параллели 5-х классов. Каждый модуль преследует собственную цель, но на выходе множественные цели

сливаются в единую - это развитие духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде.

Каждый модуль по-своему интересен:

1-й модуль: «Развитие духовно-нравственных ценностей посредством анализа видеоматериалов». Основной вид деятельности - это просмотр мультфильмов и фильмов, выявление проблемы и обсуждение путей ее решения. Возрастные особенности учащихся 5-х классов позволяют успешно реализовывать данную методику. Доступные по содержанию и глубокие по смыслу советские мультфильмы, которые практически неизвестны современным детям («В стране невыученных уроков», «Цветик-семицветик», «Мороз Иванович», «Три дровосека» и др.), заставляют их задуматься над такими понятиями, как совесть, трудолюбие, лень, сила воли, доброта. В 6-м классе фильмы («Звездный мальчик», «Чучело», «Гуттаперчевый мальчик»), фильмы воспитывают милосердие, сопереживание, умение предлагать помощь. В 7-м классе фильмы о школе учат выходить из конфликтной ситуации, жить сообща («Республика ШКИД») и др.

2-й модуль: «Национальные святыни как элемент духовно-нравственного воспитания подростков». Основной вид деятельности для данного модуля - это экскурсии к культовым сооружениям различных конфессий, в том числе и за пределами города Ижевска. Здесь учащиеся знакомятся с архитектурой, внутренним строением и убранством храмов, с религиозными традициями. Ведет модуль учитель русского языка и литературы О.В. Поморцева. В 2013 году ею было проведено анкетирование среди 90 учащихся 5-х классов, результаты которого выглядят следующим образом:

На вопрос «Что необходимо человеку в духовно-нравственном развитии?» Учащиеся ответили:

- развитие общего интеллекта - 36 чел. (40%);

- культура поведения, соблюдение моральных норм - 21 чел. (24%);

- развитие творческих способностей и творческого выражения - 4 чел. (4%);

приобщение к культурным национальным традициям, воспитание чувства патриотизма - 29 чел. (32%).

На вопрос «Ваше личное отношение к вопросам веры?» ответили:

- соблюдаем религиозные традиции - 30 чел. (33%);

46

- верим в сверхъестественные силы - 17 чел. (19%);

- убежденные атеисты - 10 чел. (11%);

- нет четкой позиции - 33 чел. (37%).

Своей религией считают

- православие - 79 чел. (88%);

- католичество - 0;

- ислам - 4 чел.; (4%)

- другие направления - 1чел. (1%);

- нет мнения - 6 чел. (7%).

На вопрос «Хотелось бы вам познакомиться с духовно-нравственными и культурными ценностями православия?» ответили:

- да -46 чел. (52%);

- нет-12 чел. (13%);

- не знаю - 21 чел. (23%);

- мне все равно - 11 чел. (12%)

Данные анкетирования показывают, что каждый третий ученик воспитывается в соответствии с православными традициями и каждый второй не равнодушен к православной культуре.

Курс «Национальные святыни как элемент духовно-нравственного воспитания подростков» преподаваемый в нашей школе рассматривает национальные святыни: соборы, церкви, мечети, костелы и другие религиозные места - как элемент отечественной духовной культуры, способствующий нравственному воспитанию подростков. Работа не предполагает вовлечение учащихся в религиозную деятельность, а лишь дает представление об истоках духовной жизни человека, о нравственных ценностях, воспитуемых испокон веков на территории Российской Федерации. Работа ведется по трем направлениям:

воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственное воспитание);

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ожидаемыми результатами работы являются сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям религиозной культуры и родного края. В течение всего пятого класса экскурсии проходили по значимым религиозным местам г.Ижевска. Большую помощь в организации и проведении экскурсий оказал отец Максим. С ним ученики 5 «г» класса смогли подняться под купол (высота примерно 60 м) собора Святого Михаила. Для 5 «б» класса запоминающимся был подъём на колокольню Троицкой церкви в период празднования Пасхи. Ученики 5 «а» класса в эти дни посетили церковь Успения Богородицы в Ленинском районе Ижевска. В Александро-Невском соборе ученикам 5 «в» класса рассказали о строении православных церквей и об особенностях одежды священнослужителей. Цель таких экскурсий состояла в том, чтобы сформировать понимание православия как значимой религии нашей страны.

В шестом классе участники эксперимента знакомились с разнообразием религиозных конфессий в г. Ижевске. Так, учащиеся посетили строящуюся мечеть на улице Барышникова в г. Ижевске. Две группы пообщались с муллой, услышали толкование слова «мусульманин» и некоторые правила, характерные для этой религии. Ученики побывали в старообрядческой церкви на ул. 10 лет Октября. Узнали, что последователей данной религии не так много, что в помещении нет икон. Батюшка познакомил учащихся с предметами культа, используемыми во время богослужений, и показал священные книги. Во время поездки в Санкт-Петербург ученики 6 «а» класса стали участниками экскурсии «Петербург - город всех религий». Ребята побывали в синагоге, в церкви армян, в католическом соборе, рассмотрели архитектуру буддийского храма и мечети. Побывали на Смоленском кладбище, в часовне Ксении Петербуржской. Основной вывод, который дети сделали по результатам поездки: религий много и все они могут мирно сосуществовать.

В седьмом классе идет знакомство учеников с понятием «религиозное мировоззрение». Учащиеся побывали в г. Воткинске, где настоятель Храма Георгия Победоносца проводит мероприятия с целью оздоровления духовной жизни микрорайона «Нефтеразведка». В основном это спортивные состязания и близкое общение со

священнослужителями, чего так недостает современному обывателю. Монастыри республики являются для наших учеников видимыми символами смирения и терпения. Юные участники эксперимента всё серьезнее относятся к религиозным культурам. Несмотря на предвзятое отношение некоторых родителей, дети готовы знакомиться с многообразием религий и делать свой выбор. Сегодня мы вышли на проект «Нравственность и здоровье нации», его учредителем является миссионерский отдел Ижевской и Удмуртской Епархии совместно с правительством Удмуртской Республики. В рамках проекта уже обсуждались темы «Православные традиции на Руси» (в 6-х классах), «Семья как основа сохранения народа» (в 10-х классах), «Как стать сильным» - (в параллели 7-х классов), «Россия, армия, держава!» - (в 11 классах). Благодаря энтузиазму директора воскресной школы при Успенском храме А.П. Шатунова установилось сотрудничество с нашим образовательным учреждением. Стали традиционными такие мероприятия, как конкурсы рисунков, посвященные храмам, викторины к Рождеству и Пасхе, «Пасхальный перезвон» и совместные благотворительные выходы к ветеранам Великой Отечественной войны. В 2015 году с результатами работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию Е.Л. Корепанова и Н.Г. Винокурова выступили на республиканских рождественских чтениях «Церковь и государство в России: связь времен», проходивших в с. Завьялово.

3-й модуль: «Культура и традиции народов России и мира как элемент духовно-нравственного развития современного подростка». Основной деятельностью учащихся на занятиях этого модуля является визуальное знакомство с материальной культурой различных народов, с элементами традиционной народной культуры и промыслов.

4-й. «Добродетель и порок в художественных текстах». Изучая литературные произведения (В. Осеева «Что легче?», В. Сухомлинский «Кому идти за дровами» др.), анализируя поступки героев, ребята дают им нравственную оценку, размышляют, как бы сами поступили на их месте и как можно достойно выйти из той или иной жизненной ситуации.

В целом, данные модули в разнообразной форме пытаются достигнуть общей цели: духовно-нравственного развития ребенка. С 2012 года определилось три направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, краеведческое.

Каждое из направлений интересно по-своему. Но, результат, педагог получит только тогда, когда станет рассматривать эти линии во взаимодействии с другими. Как показывает опыт, успешная воспитательная работа зависит от совместной деятельности различных организаций и групп заинтересованных лиц. Приоритетным направлением нашего импровизированного научного общества школы мы считаем гражданско-патриотическое воспитание.

Фото 1. Торжественную встречу с ветеранами Республиканского госпиталя для ветеранов войн, посвященную Дню защитника Отечества, проводит Е. Корепанова, январь 2014г.

Так, благодаря стараниям научного руководителя эксперимента Р.Н. Касимова, и главного врача Республиканского госпиталя для ветеранов войн Министерства здравоохранения С.И. Тоцкого, наши ученики в течение трех последних лет занимаются сбором информации у ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных конфликтов в рамках проекта под общим названием «Десант Памяти» [1, с. 120]. Полученная информация становится основой для исследовательской деятельности учащихся, базой для создания виртуального музея памяти. Несомненно, истории участников событий с их субъективным восприятием действительности вызывают интерес у

современных школьников. Кто-то из них интересуется событиями Великой Отечественной войны, другие изучают события в Афганистане.

а

Фото 2. Ветераны рассказывают о своем героическом прошлом на торжественном мероприятии, посвященном Дню памяти и скорби. Республиканский госпиталь для

ветеранов войн, июнь, 2013 г.

Воспоминания ветеранов «оживляют» уроки истории, развивают кругозор учащихся. На встречах с ветеранами используется и традиционное интервьюирование, и формат «Круглого стола», где ребята разных возрастов могут принять активное участие в беседах и задать интересующий их вопрос. Именно такое общение, формирует в душах ребят те качества, которые во все времена отличали характер нашего человека: доброту, милосердие, уважение, сострадание, патриотизм. Пациенты госпиталя всегда с радостью встречают ребят на концертах к праздничным датам, а те дарят им хорошее настроение. Администрация госпиталя всячески поддерживает тесное сотрудничество со школой. Большой вклад в данное социальное взаимодействие внесла заведующая

библиотекой - Л.И. Малышкина и заместитель главного врача -В.А. Стерхов.

Фото 3. У памятного камня аллеи Героев России стоят (слева направо): научный руководитель проекта «Виртуальный музей - 7 шагов Победы» Р. Касимов, Е Корепанова, заведующая библиотекой Республиканского госпиталя ветеранов войн Л. Малышкина,

июнь 2013.

Городская организация ветеранов «Боевое братство» также является одним из значимых элементов в организации внеклассных мероприятий патриотической проблематики. Ветераны войны в Афганистане, имея богатый жизненный опыт, с удовольствием выступают перед учащимися на классных часах, «уроках мужества», посвященных 23 февраля и мероприятиях, приуроченных к дням воинской славы.

Для учащихся проводятся музейные уроки. Так, в 2014 году к нам в школу приходили представители поискового отряда. Они рассказывали об экспедициях к местам сражений Великой Отечественной войны и находках времен войны. В 2015 году с рассказами о героях Великой Отечественной войны, наших земляках выступали экскурсоводы Национального музея им. К. Герда. У ребят рассказы о войне и экспонаты военного времени вызывают большой интерес. В преддверии празднования 70-летнего юбилея Великой Победы в 2013 - 2014 году в школе был успешно реализован проект «69 эпизодов о Священной войне»,

а в 2014 - 2015 году проект «15 шагов к Победе». Одним из самых ярких событий текущего учебного года, безусловно, является мероприятие «Памяти достойны», которое стало результатом исследовательской работы целой параллели учащихся нашей школы. Каждый ученик постарался разыскать истории и воспоминания своего прадеда или прабабушки и выяснить, какое участие они внесли в дело победы советского народа над фашизмом. Как показало исследование, большая часть прадедов, это солдаты Красной Армии, павшие на полях сражений, без вести пропавшие или оказавшиеся в плену. Некоторые из ребят смогли разыскать фотографии и письма своих прадедов. Таким образом, нам удалось поименно вспомнить каждого прадеда и создать импровизированную «книгу памяти» школы. Второй частью мероприятия был просмотр художественных фильмов о Великой Отечественной войне. Как показывает наблюдение, ребята стали проявлять интерес к военной тематике. По итогам проведенного исследования накануне 9 Мая в фойе первого этажа школы будет транслироваться бегущая строка с именами прадедов и прабабушек учеников нашей школы.

Третий год подряд накануне празднования 9 Мая проводится конкурс военной песни среди учащихся седьмой параллели. С большим удовольствием приходят родители. Они отмечают высокий уровень проведения смотра-конкурса. Традиционно в праздничной обстановке проходит награждение отдельных ребят и целых классов.

По итогам поисково-исследовательской деятельности осенью 2014 года мы приняли участие в исторической игре «Время Победы!», наши работы экспонировались и на выставке «Фронтовые письма» [4, с. 38-39]. Известно, чем дальше в историю уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем больше увеличивается их значимость. В связи с этим возрастает значение документальных источников, среди них -писем участников войны. Это понимают и школьные учителя, и педагоги системы дополнительного образования для детей. Проекты по темам военной истории традиционно занимают значительное место в выступлениях юных исследователей на краеведческих чтениях и конференциях различного уровня. Прошлое, которое мы изучаем, доходит до нас в различных формах. Летописи и предания, тексты договоров, своды законов и записи обычаев, фотографии, письма с фронта, дневники и мемуары, аудио- и видеозаписи, устные рассказы, орудия труда, оружие

и предметы быта - все это является для историка исходным материалом, работая с которым он и анализирует прошлое [5, с. 45].Хорошо, что есть неравнодушные исследователи, активно поддерживающие это направление. Школа стала и участником Республиканского проекта «Семь шагов к Победе», инициированного РДООУ «Родники». Он предполагает реализацию программы активизации поисковой и исследовательской деятельности детей - членов РДООУ «Родники», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Партнерами в этом начинании стали педагоги, юные исследователи, специалисты различных организаций среди которых стоит выделить Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского Отделения РАН, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Республиканский центр дополнительного образования детей, Дворец детского и юношеского творчества города Ижевска.

Фото 4. На презентации учебно-методического пособия «Время Победы» в Республиканском госпитале для ветеранов войн, май 2015 г.

Интересной частью большого проекта «Семь шагов Победы» является акция «Десант памяти» - встречи-интервью с пациентами в Республиканском госпитале ветеранов войн [4, с. 16]. Как показывает педагогическая практика, данная воспитательная модель довольно результативна и наиболее перспективна в краткосрочной перспективе, поскольку связана с гражданско-патриотическим содержанием, что особо актуально в современной России. Безусловно, исследовательская деятельность обучающихся является компонентом развивающего обучения, способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности подростков. Это становится возможным на основании того, что на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и применяются разнообразные УУД. С творческими проектами дети выступают на краеведческих чтениях. Большой интерес вызвала работа учеников 10 класса «Маленький солдат большой войны». Дети, рассуждая о военном пути ветерана, вывели разговор на более сложные проблемы: свобода выбора, личная ответственность, морально-нравственные ориентиры. Была оформлена статья в школьный журнал «Ветер перемен» под названием «Человек на войне: проблема выбора ценностей». В марте 2013 г. учащиеся выступили на школьном, районном и городском туре научно-практических конференций. Еще одна группа учащихся 10-го класса подготовила материалы к участию в городском конкурсе видеороликов «Во славу Отечества!» в номинации «Герои -наши земляки». В 2014 году на детской республиканской НПК защищены еще две работы на духовно-нравственную тематику «Букварь Бурцева» и «Солдатский сухарь». Так, пробуя себя в исследовательской работе, ребята задумываются о своей будущей профессии, что также способствует успешной социализации и личностному развитию. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Значительно расширяются их знания в предметных областях, таких как, краеведение, история и литература. Говоря о национально-региональной составляющей в образовании, следует отметить наше участие в очередном республиканском слете-экспедиции «Дорвыжы», который прошел в конце августа 2014 года в Глазовском районе Удмуртии.

Программа слета включала в себя:

экскурсии в этнографические музеи,

экскурсии к памятникам павшим солдатам в Гражданской

и Великой Отечественной войне,

экскурсии по городу Глазову, деревне Адам, экскурсии к

местам древних городищ предков удмуртов.

Всё это в сочетании с красотой удивительной природы на родной земле, оставляет значимый след в формировании чувства патриотизма юного гражданина нашей страны. При такой многоаспектной форме работы с обучающимися можно определить все направления для воспитательной работы: и духовно-нравственное, и гражданско-патриотическое, и краеведческое. Потенциал подобных мероприятий для исследовательской деятельности значителен. Его можно использовать на уроках истории и краеведения, во внеурочной деятельности и на классных часах [4, с. 110 - 112].

Осенью 2014 года среди учащихся седьмых классов был проведен небольшой социологический опрос на тему «малой родины».

На вопрос «Нравится ли вам принимать участие в экскурсиях по родному краю?» - 84% ответили «да». Хотят остаться жить в родном крае - 82% процента учащихся.

На вопрос считают ли школьники важным знать историю родного края - 90% учащихся дали положительный ответ.

Самые любимые места в городе (по мнению наших респондентов):

1.Летний сад им. Горького - 32%

2.Ижевская набережная - 32%

3.Летний сад им. Кирова - 12%

4.Центральная площадь - 11%

5.Зоопарк - 7%

б.Своя улица, свой двор - 3%

Значимость проделанной детьми краеведческой работы может быть ощутимо поднята, если собранный юными исследователями огромный фактический материал будет задействован на практике. Традиционная культура народов Удмуртии до наших дней сохранила свою самобытность и, пусть далеко не повсеместно, аутентичные формы бытования. Сегодня она должна быть востребована новой генерацией пользователей и потому

требует новых подходов к практике развития её вторичных форм, сохранению и возрождению лучших образцов как основы национальной идентичности и регионального сознания. В связи с этим необходимо поднять значимость работы педагогов по «возвращению» элементов историко-культурного наследия в современную жизнь. Грамотное выстраивание механизмов ретрансляции, производства и воспроизводства культурной традиции - проблема номер один в деятельности наших образовательных учреждений. Три года подряд своими наработками мы делимся на форумах педагогических инноваций, выступаем на научно-практических конференциях разного уровня, принимаем участие в работе республиканских рождественских и краеведческих чтениях. Есть желание выйти на уровень плодотворного сотрудничества с другими образовательными учреждениями и не только в своем районе, но и в республике.

Приложение 1

Примером использования регионального компонента в исследовательской деятельности может служить работа «Жетон Кучкина», написанная Корепановой Марией, ученицей 8 «а» класса, под руководством Корепановой Е.Л., учителя высшей категории МБОУ СОШ №100 г. Ижевска.

Название работы «Жетон Кучкина» отражает содержание исследования. Предмет был найден в 2012 году в микрорайоне Новые Парники г. Ижевска, скорее всего кем-то давно потерян, т.к. был чуть виден из земли. Находка сразу заинтересовала, отсюда идея создания работы. Гипотеза, жетон - исторический памятник, женское украшение. В работе показано исследование исторического источника (жетона фабрики Кучкина). Информация для исследования взята из Интернет-ресурсов, а также из опубликованных источников. Актуальность - это развитие интереса к предмету история, в частности к вспомогательным историческим дисциплинам. Целью исследования является описание и изучение находки.

Были поставлены следующие задачи:

1) собрать информацию о находке;

2) изучить информацию о жетоне и других изделиях;

3) исследовать - как мог использоваться сам жетон.

Используемые методы исследования это описание, сравнение,

моделирование. Данный материал будет полезен на уроках истории при изучении соответствующего периода, при изучении краеведческого материала, на классных часах.

Исследовав в первой главе внешние данные предмета, мы выяснили, что жетон сделан из белого металла (предположительно, серебро); имеет круглую плоскую форму монеты: в диаметре 3 см. На обеих его сторонах гравировка. На найденном жетоне тоже изображена женщина, по краям веточки. Профиль украшают бусы, вокруг неё 44 звёздочки, с другой стороны орёл, он зеркальный. У орла 11 перьев, по кругу 22 больших звёзды и 22 маленьких. Наш жетон с надписью «FABRIKANT D.L.KUTSGHKIN». С другой стороны орёл, над ним написано «фабрикант Д.Л. Кучкин». На некоторых сверху ещё написано «ornementsdesfemmes» (украшение для женщин). Изучив в интернете подобные жетоны, пришли к выводу, что все жетоны круглые, изготовлены из белого металла, с одной стороны всегда изображена женщина, но их образ различается: уложенным пучком волос, который или убран в пучок ближе к макушке, либо книзу. Женщина изображена в профиль, вид строгий, как указывает изученный материал, символизирует обобщенный идеал женской красоты. Интернет утверждает, что, существовало, как минимум, пять разновидностей жетонов. Надписи на жетонах могут быть на польском, малороссийском и грузинском языках. Ну и естественно на русском -«Для женщин и девиц украшение». Есть мнение, что выпускалась эта штука примерно до 1907 года, когда эксперимент, (а основная его суть была в том, чтобы не портили монеты на украшение) был признан неудачным, вещь особого спроса не имела, монеты портили по-прежнему и изготовление жетонов прекратилось. Фабрика Кучкина старалась указывать свою принадлежность на изделиях. Были и те, кто старался подражать изделиям фабрики Кучкина, и таких, в ту пору (конец 19-го -начало 20-го века), было немало.

К сожалению, материал о фабрике Кучкина Д.Л. довольно ограничен. Мы узнали, что Кучкин Дмитрий Лазаревич - московский купец 2 гильдии, владелец фабрики металлических изделий, расположенной в Москве на 4-й Мещанской улице, во 2-м Лаврском проезде, основана в 1898 г. В числе мелких изделий из латуни, жести, проволоки и стали фабрика выпускала жетоны, из которых многие подписаны «Д. Кучкин» или «Фаб. Д. Кучкин М», иногда «Фаб. Д. Кучкин Москва» и «^аЬпка D.L. КийсИкт». Фабрика Д. Кучкина выпустила довольно большое количество памятных жетонов; к числу ее изделий относятся несколько жетонов к 100-летию Отечественной войны (1812 год), а также связанных с империалистической войной (1914-1918 гг.) и Февральской революцией (1917 г.). На Интернет-форумах нами изучено несколько изображений образцов фабрики Кучкина. Образцы, выпущенные в 19 веке, имеют сходные черты. Пока мы занимались исследованием, нам посчастливилось найти еще один настоящий жетон Кучкина, сравнивая оба образца, видны все сходства и различия этих жетонов. Надписи совпадают. На втором экземпляре изображение орла не зеркальное, как на первом, орлы совершенно разные, различаются и короны над орлами, слегка различается профиль барышни (в области носа). Но и тот и другой имеют отверстие сверху, что позволяет судить о том, что жетоны использовались как украшение. Таким образом, фабрика Кучкина выпускала значки, медали, украшения из латуни и белого металла, в числе которых и был найденный жетон.

Во второй главе мы пришли к выводу, что монисто (женское нагрудное украшение, состоящее из бус, монет и др.) было популярным дополнением к нарядам женщин. Далее нам необходимо было выяснить на монисто каких народов мог использоваться жетон. В третьей главе итогами исследования явилось то, что народы Поволжья использовали жетон Кучкина на монисто.

Итак, изучение находки позволило сделать вывод о том, что жетон является заготовкой к женскому украшению конца 19 начала 20 века. Значит представленному жетону около 120 лет.

Приложение 2

Примером привлечения к изучению военной истории в исследовательской деятельности могут стать краткие биографии наших земляков, которые рассказывают о том, в каких условиях прошло их детство. Интервью собраны в рамках реализации проекта «Десант Памяти».

История Первая. Викторова Екатерина Александровна. Родилась в 1929 года в Увинском районе в деревне Бинвирь. Закончила 4 класса. В начале войны ей было 12 лет. Пожарный приехал и сказал, что началась война. На второй день всех мужчин забрали, кого на фронт, кого в трудовую армию. Ее отец тоже ушел на фронт, остались 7 сестер, Катерина средняя и мать. Так и жили.

Всю войну проработала почтальоном, днем разносила похоронки и письма, письмам радовались, от похоронок горько плакали, а в оставшееся время помогала матери на свиноферме. Работа была тяжелая, все делали вручную, лошадей забрали на фронт, поэтому всю трудную работу выполняли женщины и дети. За это получали трудодни. Несмотря на военное время, налоги платить не переставали, кто держал корову, государству сдавали молоко, у кого куры - яйца. Хотя и скот был, но деревенские ни хлеба, ни мяса не видели, вся продукция отправлялась для фронта. Давали на сушку картофель, его нужно было высушить и вернуть обратно, никто не имел право его скушать. Питались в основном суррогатами и травой: кисленкаполевая, пеканы, картофельные очистки, отвозили на мельницу и перемалывали с мизерным количеством муки, затем делали лепешки. Колхозные поля вспахивались на быках и коровах. Лошадей было мало, все ли на фронт, в армию. Если лошадь дохла ее тушу варили и вскармливали свиньям, иногда я набирала тихонечко костей и уносила своим младшим сестрам, которые голодали, есть хотелось всегда, жевали что попало, лишь бы набить желудок. Деревенские жило очень плохо, получше жил председатель колхоза и кладовщик, им завидовали. Несмотря на тяготы и лишения людей не забирала смерть. Напротив, на работу и с работы шли с песнями, на конце улицы собирались все кто мог, и устраивали там песнопения и пляски под гармонь. В то время жилось намного веселее и люди были добрее и ближе

друг к другу, нежели сейчас. Мы повзрослели рано, поэтому и к известию о войне отнеслись сразу по-взрослому, были ответственны, послушны. Ни краж не было, ни других нарушений, все жили дружной большой семьей. Сестры мои ходили в школу за 4 км от деревни, на ногах только лапти. Всю войну они учились. Известие об окончании войны услышала по радио в сельсовете и вперед пожарного побежала рассказывать людям, бежала изо всех сил, некоторые не верили, все радовались: «Мир! Победа!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

История Вторая. Донской Петр Никитович. Родился в 1930 году, в Смоленской области. За всю войну, не смотря на свой юный возраст, наш герой был трижды контужен. Прошел все испытания того страшного времени, был в оккупации, узником немецкого лагеря, жил у партизан в лесу. Петр Никитович вспоминает: «На войне было страшно, -вспоминает Петр Никитович, - отступали и бежали прямо по трупам». Когда началась война, Петру Никитовичу было 11 лет, он оказался в оккупации. Ветеран вспоминает: «До войны учился в школе, закончил 3 класса. Зимой 1942 года был страшный голод, ели все, что попадается. Немцы забирали скот, нападали на обозы с продуктами, а русских за это расстреливали. Немцы были одеты по-летнему, а если кого видят в валенках, могут снять, а ты иди босиком, хоть и зима Немец едет по деревне уже страшно. Но мы находили и выгоду от них. Бывает, с фронта приедут немцы отдыхать, они нам хлеб, соль, одеяла могут дать. Вот мы и ошивались около кухни, может, что перепадет от них. Как-то раз, мы с одним мальчиком наткнулись на ящики, попробовали содержимое, нам вкус не понравился, оказалось это рыбий жир. Мы таскали его и мешали с травой, потом ели. Когда немцы приезжали в деревню, сразу появлялись виселицы. Территория для нас была ограничена, во время отбоя нельзя было включать свет в домах, если ты зажёг свечку-расстрел. В деревне были строгие порядки. Немцы при помощи лошади тащили обозы, орудия. Если лошадь падает или садится, ее расстреливают. Как только деревенские об этом узнают, через «сарафанное радио», туда бегут, и разбирают себе тушу на мясо». Какое-то время Петр Никитович был в лесу у партизан. Он вспоминает: «Когда немцы нас гнали трассой Москва - Минск, то загнали на пригорок, внизу видна была дорога, там шли отступающие обозы, нас заметили самолеты и начали обстрел, если бы мы

были не на пригорке, нас бы тоже убили. Внизу - деревенька, там никого уже не было, мы нашли дохлых куриц, такое счастье для нас было. Какое-то время мы там так и сидели. Вскоре к нам пришел парень в гражданской форме, сказал, что надо идти в лес, а то скоро немцы придут. В лесу нас оказалось человек 20. Несколько человек ушли в разведку в деревню. Сидим, ждем...и вдруг слышим хруст. Смотрим, а там корова, мы ее подоили, молоко на всех разделили. Когда ты живешь, в таких условиях ты не можешь, не делится со всеми, это правило такое, не было такого, чтобы каждый сам за себя. Ждем парня. Утро уже, и вот он возвращается и говорит, что в деревне немцы сами себя расстреливают -хаос какой-то. Я видел наших военнопленных целыми колоннами. Многие пытались бежать, и это был не редкий случай. Был в лагере узником. Мы копали окопы, блиндажи. Кормили в лагере нас, чем попало: суп с шерстью, редко - хлеб, но мы ели, кушать хотелось. Взаимовыручка всегда была, ты делишься со всеми тем, что у тебя есть. Когда в деревню пришли наши солдаты, я остался с этой воинской частью. Мы поехали с сержантом одним за документами, но по пути он заметил трофеи: пальто, полушубок. Пошел к ним, и попал на мину, ему ногу оторвало. Я оказал первую помощь, подобрал оружие, документы. Тут появилась комендатура, меня похвалили за то, что сохранил оружие и документы военного. Так мне дали медаль «За боевые заслуги». Доставлял позже документы, воюя в чрезвычайных ситуациях. От Белоруссии через Литву и Польшу шагали в Германию. В 1946 году перебросили на Украину. Имею 2 награды: «За боевые заслуги» (медаль потерял) и «Победа над Берлином» («За взятие Берлина», скорее так, медаль называется).

История Третья. Чехломина Наталья Максимовна. Родилась в городе Брянске 30 ноября 1929 года. Умерла в начале декабря 2014 года. Наталья Максимовна была узницей концлагеря «Молодечно», который находился в 80 км от Минска. Вспоминала: «Очень тяжело и страшно, голодно было, у детей забирали кровь для немецких солдат. Иногда к концлагерю приходили белорусы (они же народ добрый) принесут что -нибудь и если никто не видит, то они бросят кусочек хлебушка, так и выживали. От несовершеннолетних узников концлагерей, Второй Мировой войны, я написала вам маленькое стихотворение.

«Вечный огонь»

Вечный огонь, гори светлее и освяти сердца людей

Не будут, не будут подвиги забыты

Про вас любимых силачей

Вы клялись родине советской,

Что отстоите грозный час

Вы отстояли за победу

За труд, за детство, за ребят.

Не забыть нам суровые годы, Как сражались герои в бою. Слава, слава героям, Слава павшим героям в бою!»

Источники и литература

1. Касимов Р.Н. Страницы военной истории как потенциал формирования патриотизма и нравственности // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (22). -С. 119 - 150.

2. Основы светской этики: книга для учителя / Л.П. Совина, А.В. Ковальчукова. - Ижевск: АОУ ДПО ИП и ПРО УР, 2013. - 132 с.

3. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя / Р.Н. Касимов, А.В. Ковальчукова, Л.П. Совина. - Ижевск: АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014 - 144 с.

4. Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Р.Н. Касимова / Изд-во «Монпоражён». - Ижевск, 2015. - 128 с.

5. Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания и исторического образования // Негаснущие звёзды (Письма Великой Отечественной войны как исторический источник и ресурс для патриотического воспитания) / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2015. - №1 (26). - С. 45 - 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.