Научная статья на тему 'Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников'

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONDITIONS / EDUCATION / PROJECTS / MUSEUM / УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПРОЕКТЫ / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются условия развития социальной активности учащихся средней школы в селе. Дается определение уровней социальной активности. Описывается роль создания педагогических музеев. Автор делится опытом совместной со школьниками поисковой работы, экскурсий, проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of social activity development of rural schoolchildren

In the article describes the conditions of development of social activity of students of high school in the village. The definition of the levels of social activity is given. It describes the role of creating of educational museums. The author shares her experience together with students search engine job, excursions and projects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников»

УДК 372

Pedagogical conditions of social activity development of rural schoolchildren

Korepanova Marina Gennad'evna - a teacher of history and social science of the highest category, MBOU "Karakulinskaya Secondary School", Udmurtia, Karakulinsky district,. Karakulino

Abstract: In the article describes the conditions of development of social activity of students of high school in the village. The definition of the levels of social activity is given. It describes the role of creating of educational museums. The author shares her experience together with students search engine job, excursions and projects.

Keywords: conditions, education, projects, museum.

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

Корепанова Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории, МБОУ «Каракулинская СОШ», Удмуртская Республика, Каракулинский район,

с. Каракулино

Аннотация: В статье рассматриваются условия развития социальной активности учащихся средней школы в селе. Дается определение уровней социальной активности. Описывается роль создания педагогических музеев. Автор делится опытом совместной со школьниками поисковой работы, экскурсий, проектов.

Ключевые слова: условия, педагогика, проекты, музей.

В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как, среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; как обстановка, в которой что-либо происходит [23]. Объединяющее звено в данных трактовках заключается в том, что условие - это категория отношения предмета с окружающим миром, без которого он не может существовать.

Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [22].

В других словарях русского языка предлагаются схожие трактовки рассматриваемого понятия. Условия - это:

- обстановка, в которой что-то происходит;

- среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления;

- основа, предпосылка для чего-либо.

В данных определениях условие рассматривается как нечто внешнее для предмета, непосредственно влияющее на процесс его формирования и развития.

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Некоторые ученые рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего- либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе и др.

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

Педагогические условия направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса. При характеристике педагогической системы ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий.

Так Наталья Ипполитова, Наталья Стерхова в статье «Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация», опираясь на мнение Ю. К. Бабанского, по сфере воздействия выделяют две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические) [8]

Эти же авторы по характеру воздействия выделяют объективные и субъективные педагогические условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование

педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр. [8].

Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена:

1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);

2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия

и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;

3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы;

4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы,

отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.

Выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают ее эффективное функционирование и развитие.

Опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия.

Е.Г. Марчук в статье «Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе» под педагогическими условиями понимает совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному развитию образовательном процессе. Комплекс педагогических условий она рассматривает как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня определенного критерия развития образовательного процесса.

Автор выделяет следующие педагогические условия:

• обеспечение демократического стиля общения учителя с ребенком в процессе образования;

• учет индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов учащихся;

• подготовка учителя к поддержке интеллектуальной деятельности детей (логическое структурирование содержания учебного предмета; разработка системы учебных заданий для комплексного и последовательного освоения учащимися);

• построение индивидуальной образовательной траектории учащихся; уделение внимания самостоятельности, инициативе учащихся;

• мониторинг хода и результатов интеллектуальной деятельности детей [14].

Абрамова Светлана Валентиновна в работе «Педагогические условия формирования социальной активности личности» утверждает, что педагогическими условиями формирования социальной активности как процесса усвоения и воспроизводства социального и жизненного опыта, наследования и приумножения социальных ценностей, развития социальных и нравственных качеств личности, овладение продуктивными способами общения и деятельности являются:

• Создание социально-педагогической воспитательной среды, которая будет способствовать развитию социальной активности учащихся;

• Формирование субъект - субъектных отношений на основе диалога равноправных партнеров;

• Вовлечение учащихся в разные виды общественно - полезной деятельности;

• Предоставление возможности учащимся проявлять себя в разных социальных ролях;

• Развитие мастерства педагогических работников по созданию социально-педагогической воспитательной среды [1].

Оценка состояния социальной активности личности не может быть однозначной и одноуровневой, она предполагает наличие результатов работы на разных уровнях.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,

культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Действие для людей и на людях цель занятий, направленных на развитие школьника [5].

Эффективностью образовательного и воспитательного процесса можно считать достижение каждого из данных уровней результатов. Для достижения результатов каждого из уровней, для эффективности образовательного процесса необходимо создать педагогические условия.

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые способствуют эффективному развитию социальной активности сельских школьников. Нами выделены следующие организационно -педагогические условия:

• включение обучающихся в активную поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

• обеспечение педагогического сопровождения;

• информационная поддержка учащихся;

• развитие чувства сопричастности к социально - политическим события в обществе средствами школьного музея;

• создание актива музея, ориентированного на социум.

Одним из важных условий развития социальной активности является включение обучающихся в активную поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам - значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». [13] Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогают занятия краеведением в школе.

Занятия краеведческого кружка при Каракулинской средней школе я начала в 1995 году. Как и в любом другом районе республики, история нашего района, села изобилует историческими событиями, фактами, изучение которых помогает формированию социально-устойчивой, патриотически настроенной личности. Была составлена и утверждена в ИУУ программа по изучению исторического краеведения, по которой я занималась с детьми в течение 10 лет.

Начиная с 2008 года, я провожу с ребятами занятия по программе «Прошлое и настоящее села Каракулино», которая знакомит старших подростков с историей и культурой села Каракулино. Данный курс органично вписывается в программу поисково-краеведческого объединения «Память» и является социально-развивающей программой для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Эта программа является хорошим основание для организации социально-проектной деятельности учащихся.

С 2013 года на основе объединения создан актив Музея истории Каракулинской школы, который также занимается поисковой деятельностью. Поисковая деятельность объединения имеет разные направления:

• изучение традиций, истории и культуры своего края, своего народа;

• изучение истории и традиций Каракулинской школы;

• поиск информации об участниках Великой Отечественной войны - жителях села Каракулино, учителях и выпускниках школы предвоенных и военных лет.

Последнее направление работы стало продолжением деятельности штабов Комнаты Боевой Славы, которая начала свою работу 40 лет назад, в преддверии 30 - летнего юбилея Победы. Прекратила свое существование Комната Боевой Славы в конце 80 - х годов, за этот период в Комнате под руководством опытного педагога-наставника - Пер-мяковой Ольги Петровны работало три Штаба. Восстановление истории Комнаты Боевой Славы, встречи с ними с членами 1, 2, 3 Штабов -важнейшая составляющая поисковой работы актива Музея.

В рамках авторской программы по краеведению также разработана и выполняется программа «Памятники Отечества». Она предусматривает посещение краеведческих музеев села Каракулино, Караку-линского района, музеев Удмуртской Республики (в том числе археологический музей исторического факультета УдГУ), а также экскурсии за пределы республики в города Казань, Москва, Санкт - Петербург. Эти поездки помогают детям постичь всю глубину и величие истории нашей страны, воплощенной в археологических и архитектурных памятниках, произведениях искусства, осознать насколько велик подвиг народа в трудные моменты его истории.

Традиционно мы посещаем известный в нашем районе и республике музей школы в селе Вятское Каракулинского (руководитель Буто-рин В.С), поднимаемся на Машкаринское городище, откуда открывается вид на Разбойничье озеро. Самая южная точка Каракулинского района и Удмуртской Республики, уникальный памятник истории и природы - Зуевы Ключи - является центральным пунктом маршрута экспедиции «Традиции и культура Прикамья». Он был разработан исходя из необходимости изучения и наблюдения традиций и культуры народов, населяющих Южное Прикамье Удмуртии. Здесь проживают представители разных этнических групп - удмурты, татары, русские и марийцы. Происхождение названий населенных пунктов говорят сами за себя -«Каракулино» - тюркское (Кара - куль - Черное озеро), Ныргында, Быргында, Чеганда - марийское, Новопоселенное, Колесниково - рус-

ское. Был разработан маршрут экспедиции, который начинается от Ка-ракулино и следует до Быргынды.

1) Село Новопоселенное, где мы знакомимся с его богатой историей, посещаем Никольскую церковь, Барановскую пристань;

2) Зуевы Ключи, посещение Святого источника;

3) Посещение Музея истории и культуры марийского народа в Ныргындинской школе;

4) Природный парк «Усть-Бельск», посещение экологической и археологической тропы, Чегандинские пещеры;

5) Село Колесниково, церковь Рождества Богородицы.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и

культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

Опыт проведения поисковой работы ребятами широко распространяется, мы проводим экскурсии в Музее истории Каракулинской школы, торжественные мероприятия, посвященные памятным датам. В последнее время проведены для учащихся школы общешкольные мероприятия на тему «Горячий снег Сталинграда», «Детство, опаленное войной», «Материнской души красота», встреча с членами Первого Штаба КБС, виртуальная конференция с членами Третьего Штаба КБС, открытие Вахты Памяти в школе.

Результаты поисковой работы находят отражение в творческих и исследовательских работах учащихся. Предметами исследований краеведов становятся традиции, культура, храмовые сооружения Караку-линского района, памятники природы, истории, культуры нашего края, события и человеческие судьбы. Особенно много исследований проводится по материалам Музея истории Каракулинской школы, многие из них связаны с судьбами выпускников школы - участников Великой Отечественной войны, учителей школы военного и послевоенного времени. Материалы исследовательских работ используются при подготовке и проведении экскурсий в школьном музее.

О своей поисково-исследовательской работе ребята рассказывают и за пределами школы, участвуя в

конференциях и конкурсах различных уровней. Ежегодно ребята принимают результативное участие в школьной и районной НПК «Ломо-

носовские чтения», республиканских исследовательских мероприятиях: Краеведческих чтениях, НПК «Юность - науке и технике», олимпиаде по краеведению, Генеалогическом конкурсе «Сплетались времена, соединялись народы», конкурсах «Храм моего прихода», «История одного экспоната», «Лучший экскурсовод года», «Моя малая родина», «Виртуальный музей памяти», и других. По результатам участия в республиканских исследовательских конкурсах и конференциях четверо активистов музея были приглашены для защиты исследовательской работы в Москву.

Обеспечение педагогического сопровождения

Формирование и развитие социальной активности подростков невозможно без создания особых условий. Моделируя ту или иную социальную ситуацию, педагог как бы помещает своих воспитанников в социальную среду, показывает им социальные роли и образцы поведения, позволяющие развивать социальную активность. Особенно велика роль педагогов в процессе развития социальной активности в сельской местности.

Особое положение школы в сельской местности подчеркивают в своей статье «Где родились, там и живем...» Коткова М. А., Танцура О. В., Дербуш О. А: «Жители села невольно являются участниками всех школьных событий, так как на праздники, конкурсы, выставки школа традиционно приглашает родителей, бабушек и дедушек, соседей, ветеранов войны и труда» [10].

Об особенностях и проблемах воспитания на селе рассуждает Котькова Г. Е. в статье «Сельская школа - социокультурный центр: особенности образования, традиции, трудности»:

«Проблемы воспитания на селе имеют свои особенности.

Социальные ценности и нравственные отношения сельского школьника существенно зависят от социально-педагогических ориен-таций — микросреды его преимущественного общения, для которого характерна большая длительность и частота контактов с малым кругом одних и тех же учителей, как во время уроков, так и после. Чаще всего сельская школа может предложить детям занятия предметных кружков, спортивных секций и других форм внеучебной деятельности, которые ведут те же самые учителя. В силу этого, социокультурное пространство сельского ребёнка отличается повышенным дефицитом разнообразия в общении, чрезмерным влиянием телевизионных образцов на поведение, язык и культуру речи» [11].

Как видим, решая проблемы воспитания на селе, сельская школа играет системообразующую роль в сознании воспитывающей среды, в духовном единении всех общественных формирований, семьи, сооб-

ществ, учреждений культуры, трудовых коллективов в социализации детей, в духовном и физическом возрождении села.

Соответственно профессиональная деятельность учителя села выходит за пределы школы, так как она связана не только с обучением и воспитанием школьников, но и с активным преобразованием сельской среды в целом. В этой связи сельский учитель невольно выполняет социальную функцию, к которой, естественно, его надо готовить. Тем более, сегодня тенденция к расширению и укреплению взаимодействия школы с жизнью, социальными институтами - семьёй, учреждениями культуры, местными советами - стала велением времени. Педагог выступает как учитель, как сотрудник и партнёр, как создатель развивающей среды.

Ребята объединения «Память» неоднократно были участниками районных мероприятий гражданско-патриотической направленности, посвященных памятным датам: День Защитника Отечества, Годовщина вывода войск из Афганистана, День Победы.

В 2010 году проектная группа заняла 1 место в общешкольном конкурсе мультимедийных проектов «Уроки мужества», созданный ими фильм стал победителем районного конкурса, принимал участие в республиканским его этапе. В этом же году ребята выступили с инициативой - выложить камнем на одном из многочисленных склонов Каракулинского района памятные символы Великой Отечественной войны - 65 лет Победы. Их инициативу подхватили и взрослые, все вместе в едином порыве реализовали эту инициативу.

Развитие чувства сопричастности к социально-политическим событиям в обществе средствами школьного музея

Третий уровень результатов работы по развитию социальной активности - получение школьником опыта самостоятельного социального действия [5].

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не-одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, а также формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом происходит в рамках реализации Программы духовно - нравственного развития учащихся 8-11 классов, которая предусматривает следующие направления работы:

• разработка и апробирование экскурсионно-туристических маршрутов по теме «Памятники истории и культуры моего края», включая храмовые сооружения - Храм Пантелеймона - Целителя и

Никольскую часовню в селе Каракулино, Никольскую церковь в селе Новопоселенном, Вознесенскую церковь в селе Колесниково;

• проведение поисково-исследовательской работы по изучению природного и культурного наследия своего края;

• разработка и реализация социально значимых ученических проектов:

• изучение родословных и семейных традиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку программа нацелена на формирование, прежде всего ключевых компетентностей учащихся, основой реализации являются практикоориентированный, компетентностный, личностно-

ориентированный подходы. Одним из методов этих подходов является метод проектов, что предполагает проектно-исследовательскую деятельность школьников, в частности - социальное проектирование [20].

Каждый год ребята из объединения «Память» участвуют в районном и республиканском этапах Всероссийского конкурса социальных проектов «Я - гражданин России». Проблемы, которые решают дети в социальных проектах, связаны с проблемами школы, села Каракулино, района. Поскольку основной формой работы школьного музея являются экскурсии, самым первым реализованным проектом стал социальный проект «Тропа памяти», результатом реализации которого стали экскурсии, проводимые школьниками по памятным и историческим местам села Каракулино для населения и гостей села и района.

Для того, чтобы информация об истории и культуре нашего села была доступна всем, следующий социальный проект - «Ожившая история» - позволил сопровождать экскурсии театрализованными представлениями, импровизацией событий истории и культуры села Каракулино. Для этого школьникам пришлось изучить не только историю и культуру своего народа, но и его быт, костюмы, забытые традиции, особенности диалекта. Особым успехом у экскурсантов пользовались шуточные представления из жизни каракулинских купцов, основанные на реальных событиях.

Разработка социального проекта «Сквер Памяти» была начата в год 65 - летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Тема и проблема была выбрана участниками проектной группы по результатам поисковой экспедиции по памятным и историческим местам Кара-кулинского района. Объектом пристального внимания ребят стало кладбище в селе Каракулино, особенно старая его часть, где находятся захоронения фронтовиков, умерших в первые послевоенные десятилетия.

Проводя поисковую экспедицию на кладбище в селе Каракулино было замечено, что многие послевоенные захоронения солдат заброшены. С них стерлись надписи и фотографии. Целью социального про-

екта стало создание Сквера Памяти, как средства увековечения памяти о ветеранах Великой Отечественной войны, похороненных на кладбище в селе Каракулино. Поисковый отряд начал работу по восстановлению имен фронтовиков, вернувшихся с войны в село Каракулино. В результате этой работы у входа на кладбище появилась мемориальная плита, как дань памяти всем ветеранам Великой Отечественной войны, обретшим покой в этой земле.

22 июня 2011 года было проведено открытие Сквера Памяти. Это событие было приурочено к 70-летию начала Великой Отечественной войны. Для проведения торжественного митинга были приглашены ветераны войны и труда, участники хора ветеранов «Фронтовых годов голоса», руководители села, района, общественных организаций.

Следующим социальным проектом - «Книга памяти» - активисты Музея истории школы поставили перед собой задачу - восстановить списки наших односельчан, вернувшихся в село Каракулино с фронтов Великой Отечественной войны. В течение трех лет велась кропотливая работа по составлению списков фронтовиков, восстановлению забытых имен в Военкомате Сарапульского и Каракулинского районов, в Музее истории Каракулинского района, администрации села Каракулино, проводились опросы среди жителей села, учащихся нашей школы. Ребята работали в тесном контакте с ветеранской организацией, многие старожилы села оказали помощь в этой работе. В итоге были составлены списки из более чем 300 имен и фамилий, сегодня они вывешены на всеобщее обозрение у входа на кладбище, опубликованы в газете «Прикамская правда». Списки все еще уточняются, социальный проект не завершен.

«Вахта памяти» - социальный проект, разработанный и реализованный в год 70 - летнего юбилея Победы. Цель его - создание в школе Вахты памяти - места, где можно было бы почтить память погибших в годы войны или умерших в послевоенное время фронтовиков-односельчан, организовать Почетный Караул или Вахту Памяти в особо торжественные дни. Такое место в школе просто необходимо, ведь в течение зимы нет возможности подойти к Скверу Памяти, к плитам Мемориала Памяти, возложить живые цветы, поклониться памяти погибших. Проект ребятами реализован, открытие Вахты Памяти в школе состоялось в марте, в день Памяти Вадима Сивкова, Героя Советского Союза, чье имя носит Каракулинская школа. Вахта Памяти в школе -место, где размещена информация о Героях Советского Союза - земляках Каракулинского района, особо - о подвиге Вадима Сивкова, здесь проводятся экскурсии, в дни памятных дат - стоит Почетный караул.

Социальное проектирование - одна из современных форм работы школьного музея, особенно она актуальна в сельской школе.

Результаты реализации социальных проектов здесь хорошо видны, к ним привлечены социальные партнеры, общественность, родители, властные структуры. Такой опыт самостоятельного социального действия помогает ребятам развивать свою социальную активность.

Еще одним примером получения социального опыта является организация профессиональной подготовки подростков через экскурсии -пробы. Методика применения профильных и профессиональных проб как средство эффективного профессионального самоопределения школьников используется еще недостаточно широко. В нашей республике имеется опыт по проведению профессиональных проб на краеведческом материале. Педагогами республики уже используются такие профессиональные пробы, как проба - аудиторное занятие, проба -практическое занятие, проба - тест, проба - тренинг, проба - диагностика [21]. Предлагаемая и реализуемая нами проба - экскурсия еще не применяется нигде, но вызывает интерес у коллег и является достаточно актуальной при работе с профильной ориентацией.

Ожидаемые результаты работы: получение теоретических и практических знаний по истории своего села, района, формирование устойчивого исторического мировоззрения, профилактика исторического нигилизма, а также определение профессиональных интересов учащихся.

В основе пробы - экскурсии лежит знакомство с культурными, историческими достопримечательностями,

окружающими школьников с детства. Всего в ходе эксперимента было проведено 15 профессиональных проб из 7 предметных областей. Это позволило выпускникам 9 класса более точно сделать профессиональное определение, что также говорит о высоком уровне социальной компетентности подростков.

Библиографический указатель:

1. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота. - 2013. - № 1 (68). - С. 10-14.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс: [Учеб. пособие для вузов] / В.И. Андреев - Казань Изд-во Казан. ун-та 1996.

4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., «Вако», 2007. - 416 с.

5. Дереклеева Н.И. «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. - М., 2005. - 192 с.

6. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - № 1. - С. 29-32.

7. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.

8. Ипполитова Н.В. , Стерхова Н. Анализ пониятия «педагогические условия»: сущность, классификация General and Professional Education 1/2012 pp. 8-14 ISSN 2084-1469.

9. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - С. 7-8.

10. Коткова М. А., Танцура О. В., Дербуш О. А. «Где родились, там и живем...» // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 79-82.

11. Котькова Г.И. «Сельская школа - социокультурный центр: особенности образования, традиции, трудности» // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 231-236.

12. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дыни-на // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.

13. Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. - 1979. - № 7. -173-179.

14. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4(7). - С. 174-177.

15. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.

16. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении (сборник статей, составитель И. В. Зверева). - Волгоград: «Корифей», 2007. - 112 с.

17. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении (сборник статей, составитель. С. Г. Щербакова). - Волгоград «Корифей», 2007. - 96 с.

18. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». - М., 2005. - 112 с.

19. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.

20. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся». - М.: Аркти, 2005. - 80 с.

21. Серебренникова Н.Л., Файзуллина Г.З. «Профильные и профессиональные пробы в предпрофильной подготовке». - Ижевск, 2009.

22. Словарь русского языка С.И. Ожегова, (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой).

23. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

Статья поступила в редакцию 13.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.