УДК 37.017.14
Борис Васильевич Помыткин, Елена Леонидовна Корепанова, МБОУ СОШ № 100 г., г. Ижевск
Педагоги-практики в своей статье показывают пути для достижения взвешенных пропорций в соотношении федерального компонента и национально-региональной составляющей в образовании в условиях общегосударственной задачи формирования Российской национальной идентичности.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В Удмуртии значительные ресурсы духовно-нравственного воспитания содержатся в социально-культурной деятельности педагогического сообщества. Однако поликультурность и поликонфессиональность социальной среды в Удмуртской Республике приводит к тому, что этнические и религиозные факторы воспитания и образования, традиционно воздействовавшие на личность в царской России, уже давно потеряли свое значение [1]. Вместе с тем современные педагогические возможности развития социальной компетентности детей в условиях поликультурной и поликонфессиональной среды изучены недостаточно и, как следствие, используются в образовательном процессе недостаточно эффективно и результативно [2]. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью формировать общегосударственную российскую идентичность и невозможностью силами имеющихся педагогических возможностей добиться оптимальных взвешенных пропорций между федеральным компонентом и национально-региональной составляющей в образовании [3]. Передовому педагогическому сообществу ясно, что важнейшей составляющей образования и воспитания в современной российской школе является развитие духовно-нравственных качеств личности [1].
В нашей школе организация инновационной работы в данном направлении ведется с 2012 г. Наша сверхзадача - формирование в сознании выпускника нравственного идеала. Это, прежде всего, понятие, в котором выражаются лучшие моральные качества и одобряемые обществом представления об образце поведения между людьми. Такое отношение к жизни важно в системе образования. Основанием для тесного сотрудничества с краеведами и учеными стала инновационная образовательная программа «Формирование духовно-нравственных качеств личности, социализирующейся в поликультурной среде» (научный руководитель - Р.Н. Касимов). Творческий коллектив в каче-
стве цели видит на выходе создание оптимальных условий в урочной и внеурочной деятельности для формирования позитивной региональной и, самое главное, федеральной (государственной) идентичности, когда, сознавая себя удмуртом или татарином, наш выпускник при этом ощущает себя частью многонационального народа Российской Федерации, то есть гражданином России, русским [4].
Вся программа инновационной образовательной деятельности распределена по отдельным тематическим блокам. Первый год реализации программы (2012-2013 уч. г.) был посвящен развитию духовно-нравственных качеств личности. Основной акцент творческий коллектив школы делал на преподавании курса ОРКСЭ с использованием материалов книги для учителя, разработанной авторским коллективом сотрудников Института развития образования Удмуртской республики [5]. Второй год реализации программы (2013-2014 уч. г.) был посвящен развитию гражданско-патриотической составляющей современного социально-гуманитарного знания. Основной акцент при этом делался на внеклассных мероприятиях, основанных на формирование позитивных образов героев военной истории [4]. Третий год реализации программы (2014-2015 уч. г.) предполагал проработку и углубление мероприятий краеведческой направленности. Здесь акцент делался на участии в комплексных туристических и этнографических маршрутах по Удмуртии [6].
Четвертый год реализации программы (2015-2016 уч. г.) предполагает разработку учебно-методического комплекса материалов, направленного на сохранение и преумножение традиционных ценностей основных народов (русские, удмурты, татары), сосуществующих в поликультурной среде Удмуртской Республики. Здесь авторский коллектив рассчитывает на тесное взаимодействие с академической наукой, в частности, со специалистами Центра по изучению современных этнополитических процессов и межнациональных отношений.
С 2012 г. все мероприятия внеурочной деятельности основываются на региональном и этнокультурном материале, который формирует не только традиционные национальные российские ценности, но и учитывает специфику региона, в частности, Удмуртской Республики. Ведущую роль в качестве теоретической базы играют здесь поурочные разработки по краеведению и ОРКСЭ. Данные материалы настолько богаты региональным содержанием, что выходят из своих узких предметных рамок и с легкостью дополняют национально-региональной составляющей большинство школьных дисциплин на всех ступенях [5; 7].
Одна из самых сложных педагогических проблем, стоящая перед нами, -мотивация учащихся к учебной деятельности. Мы понимаем, что для ее успешного решения наиболее выгодным вариантом является девиз «разнообразие и полезность информации». Если ребенок видит в многообразной информации пользу для себя, то интерес к ее принятию и усвоению придет автоматически. Скажем, на уроке закрепления учебного материала в 7 классе по теме «Россия и
регионы во второй половине XVIII в.» занятие проводится в Национальном музее имени К. Герда. Здесь учащиеся наглядно могут познакомиться с бытом и традициям не только удмуртского, но и русского и татарского народов. Тут же они получают информацию об их основных занятиях и промыслах, могут задать уточняющие вопросы экскурсоводу. При изучении темы «Развитие торговли в России в первой половине XIX в.» используется такая форма проведения занятия, как виртуальная экскурсия по городу [8, с. 59-64]. Дети заранее готовят подборку фотографий купеческих домов родного города и сообщение о деятельности того или иного купца, которому принадлежал дом или иная постройка. По итогам подобных мероприятий проходят выставки рисунков и фоторабот ребят по темам «Моя Родина - Россия», «Моя малая Родина - Удмуртия». Подготовка выставок или прохождение виртуальных квестов предполагает коллективное творчество. В свою очередь, организация работы в группе способствует развитию регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Сплоченная работа в коллективе, интерес к получению знаний национально-региональной составляющей приводит к повышению научно-исследовательской активности и обучающихся и их педагогов. Так, 14 октября 2015 г. во Дворце детского (юношеского) творчества прошел 5-й Международный финно-угорский фестиваль молодежной этнокультуры. Более ста учащихся 8-й параллели нашей школы стали его активными участниками. Они приняли участие в мастер-классах, посвященных сохранению и преумножению традиций, обрядов и ценностей народов, проживающих в Удмуртской Республике. По итогам работы мастер-класса «Рябиновый разгуляй» (по изготовлению традиционных сувениров) в школе была организована тематическая выставка.
Большую помощь в работе над темой «Обычаи и обряды народов Удмуртии, взаимодействующих в поликультурной среде» нам оказывают приглашаемые фольклорные коллективы города Ижевска («Эшъёс», «Инвожо», «Задор мылкыд»). Они исполняют песни и танцы удмуртского, татарского, русского народов.
Кроме групповой работы, в нашей школе организована и индивидуальная исследовательская деятельность детей и педагогов. Так, с 2012 г. на базе Республиканского госпиталя для ветеранов войн ребята знакомятся с ветеранами, собирают материалы по истории Великой Отечественной войны, трудового фронта, локальных конфликтов (Корея, Вьетнам, Ангола, Афганистан). С помощью современной техники под контролем научных руководителей и персонала госпиталя дети записывают интервью, формируют и изучают биографии ветеранов, которые становятся героями самостоятельных исследовательских работ [8, с. 26-33]. Подобные встречи активизируют не только познавательный интерес к изучению истории и краеведения, но и расширяют кругозор, развивают у ребят коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Очевидно, что неформальные встречи способствуют духовно-нравственному и
гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формируют навыки научного сбора и обработки полевого материала.
Особого внимания в организации как групповой, так и индивидуальной исследовательской деятельности заслуживает участие наших ребят в проектах Республиканского центра дополнительного образования детей. Группа учащихся нашей школы дважды принимала участие в краеведческих слетах-экспедициях под руководством методиста отдела краеведения РЦДОД Юлии Пиминовой [6]. Летом 2014 г. слет проходил в Глазовском районе, а 2015 г. мы были в Сюмсинском районе Удмуртии. Организаторы мероприятия дают возможность ребятам соприкоснуться с историей родного края через сбор полевого этнографического материала, экскурсии в музеи и к памятным местам, встречи с интересными людьми. Организаторы таких комплексных экспедиций ведут большую работу по научно-методическому сопровождению сбора исторического материала и написания исследовательских работ. Ясно, что собранный и грамотно обработанный материал краеведческих экспедиций не оставит равнодушными любителей старины из числа педагогов, детей и их родителей. Так, к 70-летнему юбилею Победы учащиеся совместно с родителями записали краткие биографии дедов и прадедов, участников Великой Отечественной войны. Таким образом, каждый из 125 учащихся 8-й параллели поименно почтил память о подвиге предков в канун празднования 9 мая. Жизнь и судьба отдельного солдата часто оказывается в поле зрения серьезных исследователей [9; 10]. В нашем случае дети и их родители составили биографии своих дедов и прадедов, таким образом, внося вклад в создание образа героя хотя бы на уровне семейных легенд [11].
Таким образом, ярко выраженная внутренняя мотивация учащихся способствует глубокому и осознанному изучению истории и культуры родного края, своей страны. В связи с этим, как справедливо отмечает А.Е. Загребин, «необходимо поднять значимость работы по «возвращению» нематериального историко-культурного наследия в современную жизнь. Грамотное выстраивание механизмов трансляции, производства и воспроизводства традиции - проблема номер один в деятельности учреждений, призванных направлять и координировать работу на местах в условиях тотальных угроз, приметами которых стали стандартизация и унификация» [12]. Думается, что разнообразные формы и методы работы педагога с использованием регионального и этнокультурного содержания образования в Удмуртской Республике помогут создать оптимальные условия для формирования полноценной личности в условиях вызовов поликультурной среды.
Источники и литература
1. Касимов Р.Н. Современные мифологемы в школьном историческом образовании // Исследования ученых Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: сборник статей / отв. за выпуск Скопкарева С.Л. Вып. 5. Ижевск: Издательство АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2013. С. 77-82.
2. Касимов Р.Н. К проблеме интерпретации отечественной истории в современных учебниках // Исследования ученых Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: сборник статей / Отв. ред. Скопкарева С.Л. Вып. 3. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010. С. 26-29.
3. Касимов Р.Н., Никулина Т.Е. Краеведение в системе патриотического воспитания в школе // Исследования ученых Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртии: сборник научных статей. Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2006. С. 140-145.
4. Касимов Р.Н., Корепанова Е.Л. Страницы военной истории как потенциал формирования чувств патриотизма // Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в школе: материалы научно-практической конференции. 10 апреля 2014 года, Ижевск. Ижевск: АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014. С. 39-42.
5. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя / Р.Н. Касимов, А.В. Ковальчукова, Л.П. Совина. Ижевск: АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014. 144 с.
6. Касимов Р.Н., Пиминова Ю.В. Организация краеведческой исследовательской деятельности по изучению военной истории // Родники нашей памяти / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. 2015. № 2 . C. 15-26.
7. Касимов Р.Н. Этнографическое краеведение в Удмуртской Республике: Учебно-методическое пособие. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2008. 68 с.
8. Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Р.Н. Касимова /Изд-во «Монпоражен». Ижевск, 2015. 128 с.
9. Пислегин Н.В. Герой Советского Союза Виктор Пислегин, его деревня и родные. Зарисовки на основе документальной кинохроники // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. 2014. № 5. С. 32-41.
10. Касимов Р.Н. Герой семьи - герой народа // Родники нашей памяти / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. 2015. № 2. C. 219-221.
11. Касимов Р.Н. Мифологема «о мертвых - только хорошо», как основа формирования образа героя // «Патриотизм - духовный потенциал Великой Победы»: материалы Республиканской научно-практической конференции, по-
http://elibrary.ru/title_about.asp?id=33940 ИДНАКАР 3 (28) 2015
священной 70-й годовщине Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Ижевск, 29-30 апреля 2015г.) / Под общ. ред. А.Е. Загребина и В.В. Пузанова: Сб. статей / УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2015. С. 199-204.
12. Загребин А.Е. Проблемы изучения и сохранения нематериальной культуры татарского народа в Удмуртии // Вопросы сохранения нематериального культурного наследия татар Удмуртии: материалы региональной научно-практической конференции 28 ноября 2014 года. Ижевск, 2014. С. 4-6.