Научная статья на тему 'Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активности подростков'

Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2009
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N.A. GEYNIKE / I.M. GREVS / МУЗЕЙ / ПЕДАГОГИКА / Н.А. ГЕЙНИКЕ / И.М. ГРЕВС / MUSEUM / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Геннадьевна

В статье описывается роль музейной педагогики, история становления русской экскурсионной школы, история создания педагогических музеев. Описывается роль музея как одной из форм образования. Описывается значение и роль школьных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of museum pedagogy in the process of raising teenagers’ social activity

The paper describes the role of museum pedagogy, history of Russian school excursions, history of creation of pedagogical museums. The role of the museum as a form of education is described. The importance and the role of school museums are described.

Текст научной работы на тему «Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активности подростков»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.3

The role of museum pedagogy in the process of raising teenagers' social activity

Korepanova Marina Gennad'evna - a teacher of history and social science of the highest category, MBOU "Karakulinskaya Secondary School", Udmurtia, Karakulinsky district,. Karakulino

Abstract: the paper describes the role of museum pedagogy, history of Russian school excursions, history of creation of pedagogical museums. The role of the museum as a form of education is described. The importance and the role of school museums are described.

Keywords: museum, pedagogy, N.A. Geynike, I.M. Grevs.

Роль музейной педагогики в процессе повышения социальной активности подростков

Корепанова Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории, МБОУ «Каракулинская СОШ», Удмуртская Республика, Каракулинский район, с. Ка-

ракулино

Аннотация: В статье описывается роль музейной педагогики, история становления русской экскурсионной школы, история создания педагогических музеев. Описывается роль музея как одной из форм образования. Описывается значение и роль школьных музеев.

Ключевые слова: музей, педагогика, Н.А. Гейнике, И.М. Гревс.

Музейная педагогика в настоящее время определяется как междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта.

Отечественная музейная педагогика в теоретическом осмыслении образовательной деятельности музея использовала достижения музейных деятелей конца XIX - начала XX века, основоположников русской экскурсионной школы Н.А. Гейнике, И.М. Гревса; сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев М.В. Новорусского, М.С. Страховой, Н.Д. Бартрама, А.У. Зеленко; создателя системы эстетического воспитания в художественных музеях А.В. Бакушинского. В основу создания тогда образовательной концепции музея была положена идея о его приоритете в чувственно-эмоциональном развитии личности, в выработке «чувственной грамотности» (А.У. Зеленко) [3].

Педагогические музеи в России возникли во второй половине XIX века, например, музей военно-учебных заведений. Занимались оснащением учебного процесса, там хранились уникальные коллекции. Известна коллекция бабочек музея военно-учебных заведений. Основу музейного собрания составляли коллекции наглядных пособий по математике, русскому языку, истории, географии и др., литература по народному образованию.

Музей устраивал педагогические выставки с 1866 года, стал организатором Первой Всероссийской выставки детских игр, игрушек и занятий (1890г.), съездов по экспериментальной психологии в 1906, 1909, 1910гг., участвовал в международных выставках, например Парижской всемирной в 1878г. В разные годы при музее были созданы отделы педагогики, гигиены, по изучению педагогического наследия Я.А. Коменского, педологии им. К.Д. Ушинского, секции по предметам, лаборатория экспериментальной педагогической психологии (рук. А.П. Нечаев, 1900г.) и т.д. В работе педагогического отдела (секретарь П.Ф. Каптерев) принимали участие известные педагоги Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Я.Г. Гуревич и др., благодаря чему музей стал крупнейшим научно-педагогическим и просветительным центром России и образцом для создания педагогических музеев в других странах. В 1918 году преобразован в Центральный педагогический музей, многие коллекции были утрачены. В 1924 году на его базе создан государственный институт научной педагогики.

Опираясь на мнение М. В. Новорусского, можно говорить о том, что педагогические музеи в России работали как очаги культуры, имели мировую известность. Так, деятельность Педагогического музея военных учебных заведений была отмечена на выставке в Париже в 1878 г золотой медалью.

Именно в России созданы первые прообразы учебных и детских музеев.

Формы деятельности музея традиционны: экскурсии, дидактические и творческие выставки, музейные кружки и клубы. Выявлено три основных формы образовательного процесса: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Троянская С. Л. выражает солидарность с мнением Б. А. Столярова, утверждающего, что, "если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика. Речь должна идти и о категории ценностного сознания, о драматургии культурно- исторического диалога, развертывающегося в музее. В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры». [11]

Исходя из необходимости формирования этих качеств изменяются и образовательные формы работы музея. На рубеже 1970-80 годов с усилением потребности посетителей в общении, культурном отдыхе получают распространение праздники музейные, театрализованные представления, концерты, встречи с интересными людьми, семейные абонементы выходного дня. Практикуются разнообразные занятия на экспозиции, музейные игры, используются интерактивные экспонаты, музейно-педагогические программы для учащихся. С развитием компьютеризации и повсеместного использования сети Интернет появляются новые формы реализации образовательной функции музея, например, создание виртуальных музеев.

Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Троянская С. Л., анализируя труды по музейной педагогике, выделяет новые функции современной музейной педагогики, так М. В. Соколова считает музейную педагогику фактором формирования социального опыта учащихся: искусство обогащает жизненный опыт и музей способствует развитию этого опыта и умений у обучаемых. [11]

Меняется и область развития музейной педагогики - она переходит в образовательные учреждения, где разрабатываются образовательные программы на основе деятельности музея. Г.В. Вишина рассматривает музейную педагогику и как направление развития системы дополнительного образования, раскрывая новые функции музейного педагога в функциональной совокупности школа-музей-вуз [2].

Последнее десятилетие широко разрабатываются и внедряются в практику музейно-педагогические образовательные программы, например, программа «От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова, Т.С. Молярова); «Предметный мир и культура» (М.Ю. Юхневич, Н.Г. Макарова); «Музей и культура в начальной школе» (Е.Г. Ванслова); «Здравствуй, музей» (Б.А. Столяров, Всероссийский центр музейной педагогики, Русский музей г. Санкт-Петербурга). [11]

Методология музейной педагогики как способ познания сущности музейно-педагогического процесса по сути соответствует методологии педагогики и музеологии. Среди основных методологических подходов, таких как личностный (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К Роджерс и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова), диалогический (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Д. Камерон, Г.С. Трофимова), системный (Н.В. Кузьмина, В. А. Якунин) особо хочется выделить компетентностный (О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской). Компетентность - новая единица измерения образованно-

сти человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют и не позволяют измерить уровень качества образования. Ком-петентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к разрешению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способность личности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, самоопределения, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. [11]

Реформирование в области школьного образования во второй половине XIX века в России способствовало появлению нового вида учебного музея - школьного. Первые школьные музеи создавались с целью обеспечения школ на уроках наглядными пособиями (карты, схемы, чучела, муляжи и т. д.), иными словами, были своеобразной иллюстрацией к учебникам.

Целью создания и деятельности современного школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию у них интереса к отечественной истории и культуре. Современный музей не просто учебный кабинет в школе, а один из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы своими собственными силами. Музей образовательного учреждения - итог большой увлекательной и целенаправленной работы учащихся под руководством педагога. Значение этой работы для формирования у обучающихся мировоззрения, приобретения новых знаний, выработки активной жизненной позиции трудно переоценить. Особенно возросла роль музеев в современном обществе в связи с осуществлением реформы образования. Перестройка системы образования и связанное с этим изменение учебно-воспитательной работы способствует воспитанию у школьников интереса к самостоятельным научным исследованиям и общественно-полезной деятельности.

Организация музеев является одной из форм проявления и инициативы обучающихся, музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей педагогов и обучающихся по пути приобщения их к исследовательской деятельности, социальной активности ученика.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей малой Родины. Одновременно школьный музей в сельской местности играет роль «очага культуры», является связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Важно отметить, что функции сельского школьного музея гораздо шире, чем, например, школьного музея в городе.

Своеобразны и формы работы музейных руководителей с детьми: акции, проекты, экспедиции, временные выставки, конкурсы. Музей в школе является важной формой дополнительного детского образования в современном обществе.

Принципы работы школьного музея складываются из систематической связи с учебно-воспитательным процессом школы; использования школьного музея в качестве базы для проведения научно-исследовательской работы; постоянной работы с фондами (учет, хранение, экспонирование собранных материалов); широкими связями с общественностью, с краеведами, ветеранами войны и труда, педагогами школы. Важна организация постоянных связей с государственными краеведческими музеями, архивами, высшими учебными заведениями в плане научно-методической помощи школьным музеям.

Экскурсия является одной из основных форм работы школьного музея с учащимися. Детям можно давать информацию в игровой форме, делая акцент на ее познавательности. Важно помнить, что экскурсия для детей не должна превышать 30 минут. Обычно дети успешно справляются с текстами экскурсий, особенно по природе родного края. Например, в музее «Крестьянская изба» д. Болгуры (в экспозиции выставлены образцы минералов, гербарии и т.д.) дети совершенно свободно рассказывают о природных ресурсах района, подкрепляя текст показом экспонатов.

Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. В государственных музеях эту работу осуществляют штатные сотрудники, а в музее школы - сами дети и педагог.

Значение школьного музея. Музей обладает огромным образовательно - воспитательным потенциалом. Наглядность учебного образовательного процесса, активное использование подлинников музея для уроков разных предметов - этими возможностями не ограничивается роль музея в школе. Научная работа с историческими подлинниками, исследовательские проекты по краеведению детей не только приближают их к науке, но и заполняют их досуг, повышают уровень эрудиции.

Что дает школьнику работа в школьном музее? Во-первых, работа в музее позволяет получить практические навыки поисковой работы, фондовой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять исторические факты, общаться с людьми старшего возраста и своими сверстниками и др. Способствует выработке ораторского искусства, формирует культуру речи для публичного выступления (роль экскурсовода).

Во-вторых, дает возможность «примерить» на себя социальные роли. У ученика возникает удивительная возможность выступать в разных «профессиях» (хранитель, экскурсовод, посетитель и т.д.).

В-третьих, работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности. Формируется важное для современного молодого человека качество - коммуникабельность.

Формирование самостоятельности, творчества. Изготовлять музейные экспонаты своими руками - возможность технического творчества.

Свободное время как форма досуга: участие в создании экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их свободного времени.

Участие школьника в работе музея не только позволяет заниматься краеведением, но и помогает ему развиваться как личности. Школьники становятся более уверенными в общении, повышается уровень их кругозора.

Участие детей в краеведческих изысканиях способствует знакомству с основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Музей - это место встречи людей, интересующихся историей не по учебникам, а в своей привычной пространственной среде - «живой» истории (своего села, школы, семьи, где герои - они сами и их родители, учителя, соседи, друзья и др.). Музейная коммуникация позволяет общаться разным поколениям (дети-родители, дети-бабушки, дедушки и т.д.), при этом приближать или отдалять их с помощью вещей - подлинников, отражающих предметный мир прошлого времени. [5]

Работа в школьном музее способствует формированию очень важных для современной молодежи качеств - самостоятельности, ответственности, формирует ценные и востребованные в обществе качества - публичность, толерантность у молодых людей.

При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными памятниками, на которых будет основываться работа музея.

Школьные экспозиции принято подразделять на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи. Разница между этими категориями достаточно ощутимая. Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов. Комната - это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уроков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников. Зал - обычно располагается на открытом пространстве, например в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов. Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.

Школьный музей - живой, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки.

Одно из условий успешной организации деятельности школьного музейного комплекса - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся различных возрастных групп.

Классификация музеев.

Каждый из школьных музеев уникален и неповторим. Они различаются:

• по профилю, то есть специализации различают: исторический, археологический, литературный, технический, театральный, художественный, мемориальный;

• по типу выделяют: научно-исследовательские, научно-просветительские, учебные;

• другая типология выделяет музеи коллекционные, музеи-ансамбли, музеи-заповедники;

• в основе классификации лежит административно-территориальный признак: краевые, районные, городские;

по принадлежности выделяют государственные, общественные, частные. [9]

По данным газеты «День» в Удмуртии работают около 200 школьных музеев и музейных комнат. (05. 05. 05).

Специфической особенностью школьных музеев является их краеведческий характер, то есть они изучают преимущественно частные события и явления, связанные с историей и природой, культурой конкретного села, поселка, деревни. Поэтому к школьным музеям истори-

ческого профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, села, деревни, так и музеи, изучающие историю школы. Но школьный музей может изучать жизнь и творчество знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но мало известных или незаслуженно забытых. Музеи школ Удмуртии можно условно выделить несколько направлений:

Музеи имени героя, например:

Музей боевой славы имени Героя Советского Союза Вадима Сивкова (школа №22 г. Ижевска).

Народный музей боевой славы имени Героя Советского Союза Федоры Андреевны Пушиной (Ижевский медицинский колледж).

Народный музей имени Надежды Курченко (школа юных летчиков г. Ижевска).

Народный музей РФ боевой славы «Герои Советского Союза -наши земляки» (средняя школа №73 г. Ижевска).

Музей - комната М.Т. Калашникова (средняя школа №40 г. Ижевска) и другие.

Музеи, открытые в честь события, музеи боевой славы, например:

Музей трудовой славы «История строительства железной дороги Ижевск-Балезино» (средняя школа №10 г. Ижевска).

Музей боевой славы 367-го артиллерийского полка (средняя школа №16 г. Ижевска).

Музей боевой славы имени 40-летия Победы (средняя школа №7 г. Ижевска).

Музей боевой славы 357-й стрелковой Дивизии (средняя школа №66 г. Ижевска).

Музей «Спортивная слава Удмуртии» (средняя школа №32 г. Ижевска).

Музей «Боевой путь 107-й Кенигсбергской имени Александра Невского гаубичной артбригады» (средняя школа №50 г. Ижевска).

Музей боевой славы 208-й Кенигсбергской Краснознаменной стрелковой дивизии имени М. Петрова (средняя школа №8 г. Ижевска)

Музей боевой славы 174-го отдельного артиллерийского дивизиона имени Комсомола Удмуртии (гуманитарно-педагогический лицей №14 г. Ижевска).

Народный музей истории авиации и космонавтики - региональное отделение ассоциации музеев космонавтики России (АМКОС РФ) (средняя школа №62 им. Ю.А. Гагарина г. Ижевска).

Народный музей боевой Славы 40 артдивизиона МОУ СОШ с. Сигаево Сарапульского района.

Музей боевой и трудовой Славы МОУ СОШ №2 г. Глазова

Народный музей истории детского движения Удмуртии МО-УДОД Детско-юношеского центра г. Глазова .

Музеи истории школы, населенного пункта, например Музей истории школы №24 (гимназия №24 г. Ижевска). Музей истории города Ижевска (средняя школа №57 г. Ижевска). Музей «Истории Ленинского района» (средняя школа №89 г. Ижевска)

Народный музей боевой славы «Они учились в нашей школе» (ИЕГЛ №30 г. Ижевска)

Музей истории Ижевского промышленно-экономического колледжа

Музей истории Каракулинской школы и другие Музей «Болгуры - из прошлого в будущее» МОУ «Болгуринской СОШ» Воткинского района

Этнографические, например:

Музей «Жизнь и быт народов Удмуртии» (средняя школа №59 г. Ижевска)

Музей «Удмуртская изба» (средняя школа №21 г. Ижевска) Музей «Культура и быт народов Удмуртии» (средняя школа №17 г. Ижевска)

Литературно-краеведческий музей имени Германа Ходырева (средняя школа №20 г. Ижевска)

Музей «История и быт города Ижевска» (средняя школа №87 г. Ижевска)

Краеведческий музей «Культура и быт родного края» Средняя школа №6 имени А.Н. Сабурова г. Можга Удмуртской республики

Музей «Крестьянская изба» в МОУ «Июльская СОШ» Воткин-ского района и другие.

Число музеев образовательных учреждений постоянно растет. Это свидетельствует о неугасаемом интересе к героической истории нашей Родины и о том, что беспримерный подвиг народа в боях за нее в нашей памяти останется навсегда. Каждый музей находит свою тему, идет своим путем в поиске, который устанавливает связь между прошлым и настоящим, выполняя свою главную задачу - воспитывать верных патриотов своей Родины, своего народа.

Музей образовательного учреждения -это результат целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы актива учащихся. Деятельность музея во многом зависит от того, насколько способен актив учащихся вести систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, просветительскую работу. Принимая участие в работе своих музеев, ребята бережно, страница за страницей

«читают» героическую историю нашей страны открывая новые или забытые строки народного подвига.

Общая характеристика и краткая история появления школьных музеев. В Воткинском районе практически в каждой школе есть музейные уголки, комнаты или музеи. Школьные музеи относятся к музеям общественным, они не финансируются государством. Все музеи по профилю комплексные, так как охватывают изучение природы, истории, культуры населения Воткинского района Удмуртской Республики во всем многообразии. Особенностью школьных районных музеев Удмуртии является тот факт, что музеи собирают, экспонируют предметы, документирующие историю школы, родного села или деревни. Педагоги и дети собирают и хранят в музее все, что связано с историей своего края.

Возникает вопрос - в чем разница: школьный уголок, комната и музей? Обязательное условие для функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете, хранении фондов, в экспонировании собранных материалов. Музей должен иметь свое помещение и оборудование (мебель для экспонирования). В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства. Наличие всех этих признаков позволяет утверждать, что в школе имеется музей. Современный школьный музей - гордость всего педагогического коллектива школы: учителей и учащихся, а не забота отдельного человека - заведующего музеем.

Перспективно использовать экскурсии для посетителей музея по деревне или селу как одну из форм краеведческой работы музея и школы. Опыт проведения таких экскурсий в районной зимней школе - лагере в д. Болгуры - показал успешность подобных мероприятий. Дети отлично справляются с подобной работой, потому что она творческая. Не надо заучивать текст, можно импровизировать. Необходима лишь общая схема рассказа с выделением экскурсионных объектов и направление маршрута.

Музеи выполняют важную роль в образовательно-воспитательном пространстве современной школы. Школьные музеи Воткинского района активно взяли на себя летописную функцию. В этом направлении уже много сделано, и, безусловно, оно представляется чрезвычайно перспективным, так как история школы обычно не является предметом исследования государственных краеведческих музеев. Интересно, что в общеобразовательных школах Воткинского района учились известные в Удмуртии, России люди, например, олимпийская

чемпионка по лыжным гонкам Г. А. Кулакова, Герой Советского Союза, летчик Н. З. Ульяненко и многие другие. [5]

Музей истории Каракулинской школы в своих экспозициях отражает историю возникновения, развития школы, которая тесно связана с историческими событиями нашей страны. Современная история школы начинается с 1935 года, когда было построено новое деревянное здание школы, соответствующее всем требованиям того времени, вмещающее необходимое количество детей, ведь большевистское государство провозгласило курс на всеобщую грамотность. Через шесть лет началась Великая Отечественная война. Первые выпуски учеников, начиная с 1937, а также педагоги (мужчины и даже женщины) ушли на фронт. Большинство из них погибло.

Эту часть школьной истории в 70 - е годы 20 века по крупицам начала собирать педагог - энтузиаст Пермякова Ольга Петровна. В 1975 году в честь 30 - летия Победы в школе была открыта Комната Боевой Славы, в которой была собрана информация об ушедших на фронт односельчанах учителях и выпускниках Каракулинской школы. Проводились встречи с ветеранами, их родственниками, переписка с активистами школьных музеев в тех областях, где сражались наши односельчане, где они похоронены в Братских могилах.

70-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне посвящены большинство школьных мероприятий в текущем учебном году. На примерах и образах защитников Родины формируются патриотические качества будущих граждан нашего государства, которые сидят пока за партами. От нас зависит, какие это будут граждане - социально активные или обыватели. Проходят такие мероприятия и в Музее истории Каракулинской школы.

Одним из мероприятий стала встреча с активистами Первого Штаба Комнаты Боевой Славы, которая в 70 - 80 годы 20 века была центром патриотического воспитания не только нашей школы, но и Ка-ракулинского района. В начале 90 - х годов Комната прекратила существование, материалы были переданы в Музей истории Каракулинского района, некоторые из них сейчас оказались в Музее истории Караку-линской школы.

Материалы музея истории Каракулинской школы отображают историю, развитие, традиции нашей школы, расположенной в селе Ка-ракулино Каракулинского района Удмуртской Республики. История школы - десятилетки начинается как раз перед Великой Отечественной войной, первый выпуск был сделан в 1937 году. Поэтому фонды Музея отображают военную историю школы - судьбы ее выпускников, учителей, директоров. Почти все они попали на фронты Великой Отечественной войны, многие из них погибли.

О выпускниках и учителях школы - участниках войны, был собран материал в КБС, этому посвящен целый раздел экспозиции современного музея. Традиционно посещение Музея истории школы сопровождалось устной экскурсией с привлечением материалов стенда, которую проводит экскурсовод музея или ребята из актива музея. В последнее время интерес к таким экскурсиям упал, возникла необходимость проводить интерактивные экскурсии, такие музейные занятия, в которых дети сами добывают новые знания. Разработка и реализация проектов по материалам музея помогают детям приобретать социально -культурную позицию и пробовать себя в роли следопытов, экскурсоводов, артистов, носителей информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые, интерактивные формы образовательной деятельности школьного музея были положены в основу разработки программы повышения социальной активности учащихся Каракулинской школы средствами школьного музея. В основу программы положены акции, которые проводятся в школе: Акция «Я - гражданин России», Акция, посвященная Неделе школы, Акция «Во славу Отечества», Акция, посвященная Дню Победы. Во время акции проводятся различные мероприятии, конкурсы, экскурсии в Музей истории школы. С целью повышения интереса школьников были разработаны интерактивные экскурсии, в ходе которых дети становятся активными участниками событий, проживают их вместе с участниками. Такие интерактивные экскурсии разработаны для разных классов в каждой акции.

Уже второй год для учащихся 5 - 6 классов проводятся интерактивные экскурсии, имеющие свое продолжение и после посещения Музея истории школы. Цель такой экскурсии - привлечь внимание подростка к существующей системе ценностей (патриотизм, гордость за своих соотечественников, уважение традиций), а также вовлечь их в процесс создания элементов этой системы ценностей через приобщение к реально значимой деятельности, то есть сформировать социальную активность.

Одной из форм интерактивной экскурсии в нашей школе является игра, в основу которой положено слово «Штаб». Само по себе это слово ребята ассоциируют с командой, с полувоенным порядком, со строгим распределением обязанностей и отчетом о выполнении. В нашей школе словом штаб основатель Комнаты Боевой Славы Пермякова Ольга Петровна называла актив, ребят, которые систематически работали в Комнате, вели поисковую работу, переписку, проводили экскурсии. Вероятно, ветеран педагогического труда, жена участника Великой Отечественной войны, умудренный опытом учитель и завуч уже тогда вкладывала в это слово особый смысл, и ребята ему старались соответствовать.

Всего за период работы КБС с Ольгой Петровной работали три Штаба: Первый - с 7 класса (1975 - 1978), Второй - с 5 класса (1978 -1984), Третий - с 5 класса (1984 - 1989).

Каждый из них внес свой вклад в общее дело: Первый Штаб -проводили встречи с ветеранами, экскурсии, Второй Штаб - вели переписку с участниками сражений, следопытами, свидетелями гибели наших земляков.

Я говорю: «Ребята из Третьего Штаба, продолжая дело Первого и Второго, проводили встречи с родственниками Героев Советского Союза, боевыми реликвиями Великой Отечественной войны. Вся школа жила этими мероприятиями, подготовкой к ним.

Между членами Штаба и их руководителем существовали особые «уставные» обращения - «Товарищ...», каждая встреча называлась «передача», поисковая работа - боевое задание. У них был свой символ - пятиконечная звезда. Ребята из Штаба КБС отыскали множество погибших выпускников нашей школы, их захоронения, связались со следопытами, которые ухаживают за Братскими могилами. « я замолкаю.

Класс заворожено молчит. Вопрос ребятам: что больше всего понравилось вам в этом рассказе? Ответ единодушный - Штаб, те важные и социально - значимые дела, которыми они жили. Как вы поняли, что такое штаб? Восторженные ответы подростков: «Команда, тайна, клятва, которую нельзя нарушать, общее дело, полувоенный стиль работы и обращения, подчинение командиру». Вы хотели бы оказаться в Штабе? Так начинается социально - моделирующая игра «Штаб».

Понятие социально-моделирующей игры разработано современным российским психологом, известным деятелем образования А.А. Либерманом. По его мнению, социально-моделирующая игра подростков и старшеклассников предполагает, что потребность во взрослении должна встречаться в качестве возможных «предметов» с разными идеальными образцами современной взрослости в особом пространстве, моделирующем гражданско-общественные структуры; поэтому такая игра становится общественно значимой.

Как показывал известный детский психолог Д.Б. Эльконин, содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

На наш взгляд, эти сменяющие друг друга типы игры, если посмотреть на них с точки зрения педагогической организации игровой деятельности, могут и спокойно соседствовать друг с другом. Причем, первый тип игры - игра с ролевым акцентом будет обеспечивать дости-

жение воспитательного результата первого уровня, второй тип игры -игра с деловым акцентом - будет обеспечивать воспитательный результат второго уровня, а третий тип игры - социально- моделирующая игра - результат третьего уровня.

Образовательные эффекты технологии социально-моделирующей игры заключаются в приобретение участниками игры:

- социальной компетентности в вопросах, касающихся их непосредственных социальных взаимодействий и отношений;

- гражданской компетентности в вопросах, связанных с их самостоятельным и ответственным социальным выбором;

- мотивации к углубленному образованию и самообразованию, выстраиванию собственной образовательной траектории;

- мотивации к самостоятельному и ответственному профессиональному самоопределению.

Социальные эффекты технологии социально-моделирующей игры:

- появление на территории социально и граждански активного детско- юношеского сообщества, способного к продуктивному сотрудничеству с органами власти, представителями общественности и делового сообщества;

- изменение детско-молодежной политики в конкретной территории в направлении ее большей адекватности потребностям и интересам молодого поколения;

- изменение образовательной политики в конкретной территории в направлении усиления ее гражданско-патриотической составляющей

Социально-моделирующая игра «Штаб» направлена на формирование отношения подростков в духовно - нравственной сфере, на повышение социальной активности школьников, формирование их гражданской позиции.

Задачами социально - моделирующей игры «Штаб» являются:

• создать условия для участия в социально - значимых мероприятиях, для реализации способностей и интересов подростков в социально - значимой деятельности;

• способствовать формированию у подростков, включенных в развивающее пространство, навыков социального взаимодействия; умений работы с различными источниками социально - полезной информации;

• развивать гражданско - патриотические качества подростков, интерес к истории своего края, Родины

В качестве предметов, моделирующих социальное поведение подростков, выступают материалы музея, содержащие информацию о фронтовиках.

Вопрос классу: «Вы знаете, каковы судьбы учителей и выпускников школы, ушедших на фронт?» Класс разбивается на 3 - 4 группы, сразу же выбирают командира, название штаба, слова и жесты для обращения. Каждый штаб получает задания, которые командир распределяет между всеми членами. Конечный результат выполненной работы штабов - по материалам Музея истории школы подготовить краткий отчет о судьбе и подвиге учителя или выпускника школы, в 1941 году ушедшего на фронт. Одновременно в кабинете работают импровизированные Столы биографической справки, справки военного архива, справки органов ЗАГС.

Детям предоставляется возможность работы с фотоматериалами, с материалами переписки с родственниками героев, очевидцами их гибели, газетные и журнальные материалы. Все это - заранее подготовленные копии музейных экспонатов. Они также могут использовать в своей работе материалы стендов музея. Каждый учащийся чувствует персональную ответственность за общее дело. Вся информация собирается в штабе, командир докладывает о выполнении задания. Группы по очереди рассказывают о судьбах, подвиге своего героя, проживая события вместе с ним. Уходя, дети оставляют положительные эмоции в виде символа - звездочки.

Созонов В. П. утверждает, слово «образование» происходит от слова «образ». Современным подросткам необходим образ мужественного человека, гражданина и патриота, и найти его они хотят самостоятельно. Моделируя ситуацию, мы помогаем им в этом. Помогаем юным гражданам через образы односельчан-фронтовиков почувствовать свою социальную значимость, приобщиться к истории своего села, а через нее - к истории всей страны. Это формирует чувство гордости за подвиги ее народа, совместного сопереживания горечи утрат и поражений, желание стать участником исторических и социально - значимых событий. Все это - патриотизм, гражданственность, социальная активность.

Еще одной формой, успешно реализуемой в работе школьного музея Каракулинской школы, являются пресс - конференции, проводимые в виде вопросов и ответов между современными школьниками и учащимися школы 30 - , 40 - летней давности, роли которых играют также сами школьники.

Так в начале февраля 2015 была проведено театрализованное представление - пресс - конференция учащихся 8 - 9 классов с участниками Третьего Штаба Комнаты Боевой Славы, роли которых играли

современные активисты Музея истории школы. Дата для конференции была выбрана не случайно - в фондах Музея истории Каракулинской школы сохранилась информация о проведении в школе встречи с боевой реликвией Великой Отечественной войны - боевым Красным Знаменем 40 - го Ордена Александра Невского отдельного артдивизиона особой мощности резерва Главного командования. Знамя доставлено в Удмуртию из Центрального Музея Советской Армии 12 февраля 1985 года и было провезено по школьным музеям и комнатам Боевой Славы. Сохранились фото, которые свидетельствуют о том, на встрече присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, первые лица села и района, администрация школы, лучшие комсомольцы и пионеры.

Эта встреча, а также и другие мероприятия, которыми жили в то время ученики школы, активисты Третьего Штаба Комнаты Боевой Славы стали основой для разговора, оформленного в виде пресс - конференции. Артисты, которые исполняли роли школьников, учившихся в школе 30 лет назад, рассказывали о своих делах, о достойной встрече 40 - летнего юбилея Победы, о встречах с ветеранами войны, переписке с их родственниками и следопытами. Ребята, сидящие в зале, задавали им вопросы. Сначала вопросы были подготовленные и распределенные между классами. Волнуясь, по очереди подходили современные 8 - 9 - классники к микрофону, представлялись, задавали свой вопрос. Постепенно у ребят возник интерес к жизни и делам своих сверстников 30 - летней давности, стали возникать интересующие их вопросы. (см. Приложение).

Артисты, вжившись в роли, достойно на них отвечали. Для того, чтобы не попасть впросак и верно ответить на вопросы, активисты Музея истории школы долго и подробно изучали документы Комнаты Боевой Славы, встречались с ее активистами, беседовали с учителями и учениками тех лет. Встреча завершилась тем, что на сцену поднялись реальные активисты Третьего Штаба КБС, те из них, кто живет и работает в Каракулино. Их оказалось немного, но встретили их очень тепло, ведь школьники только что познакомились с их делами, одобрили их. Многие из участников конференции подчеркнули, что поступки их сверстников в 80 - е годы приносили пользу людям, и они тоже хотели бы жить такой же интересной и полезной жизнью.

Импровизированная конференция в виде театрализованного представления также может называться социально - моделирующей игрой. Моделируя ситуацию 30 - летней давности, мы привлекаем внимание современных школьников, которым, кажется, уже ничего не интересно, к истории школы, к активной деятельности их сверстников в Штабе Комнаты Боевой Славы, создаем общую атмосферу тех лет, что пробуждает интерес. А интерес - это первый шаг к тому, чтобы самим

начать проявлять себя в полезной, общественно - значимой деятельности, значит, - повышать свою социальную активность.

Приложение

Сценарий театрализованного представления

«Заседание Третьего Штаба КБС» (пресс - конференция)

На сцене стоят столы, за которыми сидят члены Третьего Штаба Комнаты Боевой Славы: Киселева Светлана (Кристина), Ощепкова Светлана (Маша), Аникаева Ольга (Полина), Подкин Константин (Артем), Башаров Юрий (Иван).

Артем: Здравствуйте, вы знаете, что 9 мая 1985 года - 40 - летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне? Мы, Третий Штаб Комнаты Боевой Славы, также готовимся к юбилею, проводим поисковую работу.

Кристина: В КБС хранятся благодарственные письма, документы, грамоты за мужество и стойкость, земля с братских могил.

Вопрос из зала №1: Что такое братская могила? (слайд - изображение)

Братская могила - групповое захоронение большого количества людей, умерших примерно в одно время в результате сражения. В годы Великой Отечественной войны братские могилы появлялись после крупных битв.

Кристина: Мы решили узнать как, где и при каких обстоятельствах погибли выпускники школы на фронтах Великой Отечественной войны. (слайд - карта)

Артем: Зная, на каких фронтах сражались ребята, мы проследили по карте и написали письма в те места, где проходил тот или иной фронт. В Новгородской области проходил Волховский фронт, сильные бои шли в районе Трегубово, Мясного Бора, Чудова, Старой Руссы. Нам ответили из Чудовского района из села Трегубово. Так стала известна судьба Северухина Бориса Яковлевича, выпускника 1941 года. После окончания школы он поступил в военное пехотное училище, а через год уходит на фронт. В январе 1942 года в составе 2-й ударной армии Волховского фронта был минометный дивизион, которым командовал Борис. В конце марта шли ожесточенные бои в Чудовском районе Новгородской области. 8 мая 1942 года в одном из боев Борис погиб. Был похоронен в братской могиле с. Трегубово.

Кристина: Мы сидели в классе, читали, перечитывали письмо красных следопытов из села Трегубово, хотелось узнать еще больше, еще быстрее.

Маша: Поиск привел нас в Черниговскую область, где погиб Калашников Михаил Ефимович, закончивший школу в 1942 году. Куда только мы ни писали! Наконец, ответ пришел из села Ковпыта. Активисты Музея Боевой Славы сообщили нам, что наш земляк при форсировании Днепра был тяжело ранен, отправлен в госпиталь села Ковпыта, и умер там от полученных ран. Они оказались смертельными. В центре села - памятник погибшим, недалеко - Братская могила, где похоронено более тысячи погибших. Их имена золотыми буквами написаны на мраморных плитах.

Иван: Активисты музея нам пишут не только о работе и поиске, но и о своем селе, которое очень любят и берегут. С болью пишут о тяжких днях оккупации и борьбе с фашистами. С радостью - о сегодняшнем селе, которое с каждым годом благоустраивается. Ребята знают, какова посевная площадь их колхоза, сколько зерновых собирается ежегодно, сколько молока дает каждая корова, сколько машин в их колхозе.

Вопрос из зала №2: приходилось ли вам встречать вещи, которые были свидетелями тех страшных боев?

Артем: В этом году впервые в нашей школе состоялась торжественная встреча с боевой реликвией Великой Отечественной войны -боевым Красным Знаменем 40 - го Ордена Александра Невского отдельного артдивизиона особой мощности резерва Главного командования.

Вопрос из зала №3: Чем знаменит этот дивизион? (слайды презентации)

Из воспоминаний ветеранов 40-го артдивизиона наши следопыты узнали, что дивизион был срочно сформирован 5 декабря 1939 года, когда шла война с Финляндией.

В то время наша артиллерия не имела снарядов, которые могли пробивать ДОТы противника. С этой целью и был создан 40-ой артиллерийский дивизион Особой Мощности.

Его особенностью были мощные пушки-гаубицы. Высота пушки была 2,5 метра, ширина 3,5 метра, а длина 6 метров. Весила пушка 25 тонн. Перевозили пушку 2 трактора: отдельно ствол и отдельно лафет.

Снаряд такой пушки весил от 300 до 400 килограммов, высота его была 1.5 метра. Эти снаряды могли пробивать толщину бетона до двух метров и слой резины в 1 метр.

1 июля 1941 года дивизион был направлен на театр военных действий под город Смоленск, где наши войска сумели задержать фашистов на два месяца, что дало возможность укрепить подходы к Москве.

В 1941 году наша армия отступала. Ввиду трудной маневренности пушек-гаубиц 40-го артдивизиона, чтобы они не попали в руки фа-

шистов, дивизион был передан в Резерв Главного Командования. И отправлен в распоряжение Уральского военного округа. На место расположения в село Сигаево, на плодопитомник. Где приступил к подготовке кадров для фронта.

Учения проходили в Костинском лесу и в логах деревни Юшково.

Бойцы учились стрелять по закрытым целям, готовились на фронт. В любую погоду: в жару и в холод проходили занятия по 12 часов день.

В свободное от занятий время помогали строить эвакуированные в город предприятия: завод имени Орджоникидзе из Москвы, завод имени Дзержинского из Баку. Ловили на Каме сплавленный лес. Помогали колхозу убирать урожай. Организовывали концерты.

Бойцы считали Сигаево священным местом. Ведь здесь они мужали, учились метко стрелять, становились настоящими бойцами. Многие из них пройдя хорошую подготовку, были отправлены на фронт.

В 1944 году Ставка Главного Командования разработала план освобождения нашей земли от фашистов. И 4 мая 1944 года 40-ой артдивизион выехал на Ленинградский фронт.

Дивизион участвовал в освобождении города Ленинграда, Западной Украины и Польши. Форсировал реку Одер.

В феврале - апреле 1945 года дивизион поддерживал боевые действия по уничтожению окруженной группировки противника в городе крепости Бреслау. За овладение городом-крепостью Бреслау, Президиум Верховного Совета СССР наградил дивизион орденом Александра Невского. Этот орден вручался за умение побеждать многочисленного противника малыми силами.

Артем: Вместе с дивизионом весь боевой путь прошло его Знамя. Оно хранится в военно - историческом Музее города Ленинграда.

Полина: Торжественно и празднично было в школе 12 февраля 1985 года. Сюда пришли ветераны войны и труда, собрались учителя и учащиеся. Под звуки победного марша знамя вносится в зал и устанавливается в нише. Право внести знамя предоставлено участникам войны: Пермякову Александру Кирилловичу, Чуршиной Надежде Матвеевне, Вилявиной Марии Ивановне. Военком района рассказал о боевом пути артдивизиона.

Вопрос из зала №4: Какую поисковую работу вы ведете?

Полина: Интересная переписка ведется с красными следопытами из Гомельской области, где погиб Санников Владимир Петрович. Активисты Музея Боевой Славы Дубровской средней школы в своих письмах нам рассказали о том, как жили их деды и отцы в годы оккупации, как вступали в партизанские отряды, как Красная Армия освободила их землю от коварного врага. Ожесточенные бои проходили по

всей области, в том числе за их родную Дуброву, где погиб Володя Санников. В последнем письме - фотография Братской могилы, в которой похоронены погибшие солдаты.

Вопрос из зала №5: расскажите подробнее о Санникове Владимире Петровиче?

В 1941 году Володя Санников закончил 8 классов Каракулинской школы, сразу пошел работать. В декабре 1942 года был призван в армию, был ранен в голову, долго лечился в госпитале в Клинцах, но настоял на возвращении на фронт. Последнее его письмо родным с фронта датировано 6 марта 1944 года, в котором он сообщает, что учится на сапера. Владимир Санников погиб от разрыва снаряда 23 июня 1944 года в первый день операции «Багратион», похоронен в деревне Дуброва Светлогорского района Гомельской области. Было ему тогда без малого 19 лет. Он жил в нашем селе, учился в нашей школе, ходил по этим же улицам, любовался красотой той же природы, что и мы. Он мог бы жить, продолжать свой род, но он чувствовал ответственность перед своей страной, которую необходимо было защищать.

Вопрос из зала №6: Чем еще занимается штаб кроме поисковой работы?

Иван: Кроме поисковой работы Штаб КБС проводит экскурсии по темам, встречи с ветеранами и офицерами советской армии. За каждую экскурсию отвечает определенная группа: Киселева Светлана - за Сталинградскую битву, Подкины Галина и Константин - за Московскую битву, Башаров Юрий - за Берлинскую операцию, Ощепкова Светлана - за Ленинградскую блокаду.

Маша: На каждую экскурсию приглашаем ветеранов, они вспоминают свою фронтовую жизнь. Участник Сталинградской битвы -Торхов Георгий Иванович стоял на ключевых позициях - Мамаевом Кургане. Как вдохновенно он рассказывал об этом, и мы как будто видели, что курган чернел, как обугленный, на нем было больше осколков, чем земли.

Иван: Незабываемы впечатления от встречи с участниками Ленинградской блокады: Красноперовым Федором Васильевичем, Куле-малиным Николаем Ильичом, Перечневым Николаем Михеевичем.

Маша: Николай Михеевич в продолжении всей блокады находился в обороне Ленинграда от наступлений фашистов. Он не может без содрогания и волнения говорить о тех страшных 900 днях и ночах. Особенно тяжело говорить о детях блокадного Ленинграда, которым пришлось пережить голод, холод, бомбежки, многие из них не выжили.

Вопрос из зала №7: Доводилось ли вам встречаться с родственниками Героев Советского Союза?

Полина: Я хочу рассказать о том, как прошла встреча с сестрой Героя Советского Союза Кирьянова Павла Николаевича Мы нашли его сестру, написали ей письмо, и она согласилась приехать в нашу школу и встретиться со следопытами. Это была очень интересная встреча, мы многое узнали о детских и юношеских годах героя. На встрече присутствовали ветеран Великой Отечественной войны Чуршина Надежда Матвеевна, руководителель нашей КБС Пермякова Ольга Петровна.

Вопрос из зала №8: Расскажите подробнее о том, кто такой Кирьянов Павел Николаевич? (слайды - фото встречи, фото Кирьянова П. Н.)

Кирьянов Павел Николаевич - уроженец Каракулинского района, один год учился в Каракулинской школе, затем в танковом училище, добровольцем ушел на фронт советско - финской войны. В тяжелых зимних условиях, при сильном обморожении, удержал занятые позиции до прихода частей стрелковой дивизии. Выполняя боевой приказ - прорвать один из укрепленных районов «линии Маннергейма»,- он ворвался в расположение противника, увлекая личным примером бойцов. Под сокрушительным натиском советских танков враг дрогнул и был вынужден отступить, неся большие потери. 3а отвагу, мужество Президиум Верховного Совета СССР 21 марта 1940 г. Присвоил лейтенанту Кирьянову Павлу Николаевичу, командиру взвода огнеметных танков 37-го отдельного разведывательного батальона, звание Героя Советского Союза. Погиб 24 июля 1941 г, в самом начале Великой Отечественной войны.

Вопрос из зала №9: Какие интересные случаи из жизни вашего штаба вы запомнили?

Иван: Однажды (в декабре 1984 года) ученик 4 - го класса принес заржавевшую гранату, без запала. Это было целое событие. Все ребята шли в КБС и расспрашивали о гранате, хотели узнать о ее действии. Военрук школы Пермяков Александр Кириллович собрал всех желающих после уроков и рассказал, как эта граната действовала в боевой обстановке.

Маша: А члены нашего штаба, оказывая помощь ветерану войны Кибардину А. А.. участнику Ленинградской блокады, случайно узнали о том, что у него хранится фляжка в войлочном чехле. Ее также рассматривали как дорогую вещь, ведь эта фляжка не в одном бою сражалась и помогала своему бойцу.

Иван: Работа по подготовке к 40 - летнему юбилею Победы продолжается, Мы хотим встретить его достойно, хорошей учебой, примерным поведением, активным участием в общественных делах.

Слово из зала №10: От имени современной молодежи спасибо вам, подростки 80 - х годов за интересную встречу! Мы постараемся быть во всем не хуже вас и также достойно встретить уже 70 - летний юбилей Победы!

Библиографический указатель:

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. -М., 1980.

2. Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис....канд. пед. наук. Липецк, 1999. 202с.

3. Зеленко А.У. Школьные музеи.//Сб. "Для народного учителя." №20. М. 1908.

4. Жогло Т.Б., Филобок Е.И. «Активные формы и методы взаимодействия с детьми и подростками во внеурочной деятельности на основе воспитательного потенциала школьного музея»

5. Казанцева О. А. « Школьный музей как потенциал развития краеведения Воткинского района Удмуртской республики», «Историческое краеведение и музееведение в дополнительном образовании учащихся», Сб. ст. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. -81 с.

6. Корепанова М. Г. «Штаб - команда неравнодушных», Сборник «Профилактика девиантного поведения.», Ижевск, 2014:

7. Мазыр З.А. «Социальная активность подростков: современное содержание и практика формирования».

8. Нарежнев А. Е. «Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма», «Актуальные вопросы педагогики и психологии, № 4 стр. 164 - 170

9. Палаткина Т. М. «Школьный музей. В помощь руководителю музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию» - Москва, 2004.

10. Приставкина Т. А. «Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности», «Народное образование №6, 2010, стр. 267 -274

11. Созонов В. П. «Истоки современного духовно - нравственного воспитания», «Народное образование», №4, 2012, стр. 195 - 203

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Троянская С. Л. «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности»

Статья поступила в редакцию 6.04.2015 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.