Научная статья на тему 'Школьные музеи Тувы в начале XXI века'

Школьные музеи Тувы в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / SCHOOL MUSEUM / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЕВ / SOCIAL FUNCTIONS OF MUSEUM / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / RESEARCH ACTIVITY OF MUSEUM / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыртыкоол Анна Оюновна

В данной работе дан анализ развития музейного дела в школах Республики Тыва. В начале нового века меняются содержание экспозиций и формы культурно-образовательной работы. Показана роль музейного педагога. Наряду с положительными тенденциями отмечены проблемы, стоящие перед школьными музеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCOOL’S MUSEUMS OF TUVA IN THE XXI CENTURY

In the given work the author showed the picture of museum business in schools of the Republic of Tuva. At the beginning of a new century the content of expositions and the forms of cultural and educational work had changed. There is shown a role of the museum educator. There are noted problems facing the school museums along with positive tendencies.

Текст научной работы на тему «Школьные музеи Тувы в начале XXI века»

Мужчины считают, что у женщин есть и время на общественно-политическую жизнь (23,3%) и абсолютное доверие к ним со стороны общественного мнения (14%). Женщины также отмечают отсутствие стремления к участию самих женщин (31,9%), ведь доверия со стороны общественного мнения к ним нет, а все потому, что роль женщины - быть в семье, быть рядом с семьей, с детьми. В то же время установка на политическую активность характерна для женщин ничуть не меньше, чем для мужчин Они не реже мужчин заявляют о том, что готовы участвовать и в голосовании, и в избирательных и иных политических кампаниях. Другое дело, что на практике женщины все же реализуют эту установку реже: так членами тех или иных общественных организаций и партий, судя по данным опроса, являются 25% мужчин и только 14% женщин. Итак, главным препятствием на пути женщин в политику, на наш взгляд, является нежелание самих женщин участвовать в политической жизни, но при этом их нежелание основывается в большей степени на устоявшихся в

ценностных ориентациях тендерных стереотипах

Таким образом, несмотря на становление многопартийности, реформирование избирательной системы, структурирование новых центров политической власти, многообразие мнений в средствах массовой информации, у нас пока нет оснований утверждать, что общество начинает избавляться от некоторых гендерных стереотипов. Но для современного развития общества характерен процесс, когда все больше и больше женщин начинает осознавать свою роль и место в решении его важных социально-политических проблем, и постепенно процесс превращения женщины из объекта в субъект политики начинает расти.

Литература

1. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - С.298.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинка. - Москва: Советский Писатель, 1990.

3. Заслуженные Тувы XX века. Государственная книга Республики Тыва. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - С.83.

4. Там же. - С.96

5. Сшшасте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации Н Социс. - 1995. - № 10. - С. 94.

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ ТУВЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Дыртык-оол А.О.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE SCOOL'S MUSEUMS OF TUVA IN THE XXI CENTURY

Dyrtyk-ool A.O.

Tuvan state university, Kyzyl

В дайной работе дан анализ развития музейного дела в школах Республики Тыва. В начаче нового века меняются содержание экспозиций и формы культурно-образовательной работы. Показана роль музейного педагога. Наряду с положительными тенденциями отмечены проблемы, стоящие перед школьными музеями.

Ключевые слова: школьный музей, социальные функции музеев, исследовательская деятельность музея, экспозиция, социализация молодежи.

In the given work the author showed the picture of museum business in schools of the Republic of Tuva. At the beginning of a new century the content of expositions and the forms of cultural and educational work had changed There is shown a role of the museum educator. There are noted problems facing the school museums along with positive tendencies.

Key words: school museum, social functions of museum, research activity of museum, exposition, socialization of young people.

В развитии музейного дела школ Республики Тувы в начале XXI в наблюдаются общие черты и устойчивые тенденции, что объясняется в первую очередь общностью задач, встающих перед музеями в условиях усиления интереса к истории малой родины. Среди школьных

музеев самыми распространенными остались музеи краеведческого профиля с отделами природы, истории и культуры, особенно экспозиции, отражающие традиционную культуру тувинцев. Постоянными темами являются «Тува в годы Великой Отечественной войны Советского Союза»,

«История школы, села, района» и «Выдающиеся ЛЮДИ Тувы»

Школьные музеи продолжают свою деятельность на основе самоуправления. Учителями республики широко используются экспозиции как наглядные материалы по различным учебным дисциплинам. Опыт показывает, что школьные музеи успешно работают там. где тематика определяется исходя из местных особенностей, из реальных возможностей комплектования фондов.

Происходящие в начале XXI в. перемены постепенно меняют содержание и формы деятельности школьного музея. В республике созданы профильные школьные музеи, которые, несмотря на их малое количество, внесли большой вклад в развитие музейного дела. К ним относится персональный музей Нади Рушевой, созданный в Чаатинской средней школе Улуг-Хемского кожууна. где экспонируются личные вещи юной художницы и ее рисунки из серий «Восток», «Материнство», «Современность», «Литературные герои», переданные матерью Н.Д. Ажикмаа-Рушевой.

На современном этапе приоритетным направлением в работе школьного музея является переход от экспозиционно-экскурсоводческой работы к музейной педагогике, что способствует развитию у детей творческих способностей, интереса к разнообразным областям знаний, потребности в глубоком познании окружающего мира малой родины и, как следствие этого, формирование у молодого поколения осознанной активной гражданской позиции, что и является, в конечном счете, целью

деятельности школьного музея [1]. Поэтому во многих школах России в штатных расписаниях введены единицы музейного педагога В Туве такую должность имеют учителя в сельских школах Чаа-Суур Овюрского, Самагалтай Тес-Хемского и Сесерлиг Пий-Хемского кожуунов.

В настоящее время в Республике Тыва более 80 школьных музеев, многие из которых были созданы в результате краеведческой работы с учащимися в 1960-1980-е гг. и сохранили свои традиции, показывая в экспозициях историю своей малой родины.

Почти в каждом музее создан актив музея, любой член которого должен знать основы музееведения, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-просветительной работы. С помощью музейно-педагогических средств учителя стремятся создать условия для становления всесторонне развитой и социально-мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа.

Без участия широкого актива учащихся невозможно реализовать полную программу школьного музея. Актив музея во многих школах состоит из тех, кого интересует сама работа в музее. Одних привлекает научно-исследовательская работа, других - оформительская, третьих -поисковая и т. д. Так, в Усть-Элегестинской средней школе актив состоит из семи человек и проводит работу в разных направлениях: поисковая, оформительская, экспозиционная деятельность и т. д.

Количество школьных музеев в 2011 г. показано в следующей таблице

№ Город или кожуун Кол-во музеев Прошли паспортизацию Не прошли паспортизацию

1. Дзун-Хемчикский 9 6 3

2. Кызылский 9 9

3. Сут-Хольский 6 2 4

4. Каа-Хемский 5 1 4

г. Кызыл 1 4

6. Овюрский 5 4 1

7. Тес-Хемский 5 4 1

8. Улуг-Хемский 5 2 3

9. Эрзинский 5 - з

10. Г. Ак-Довурак 4 - 4

11. Барун-Хемчикский 4 3 1

12. Пий-Хемский 4 1 3

13. Тандинский 4 1 3

14. Чаа-Хольский 4 1 3

15. Бай-Тайпшс кий 3 3 -

16. Монгу н-Тайгинский 3 1 2

17. Тоджинский 3 3 -

18. Чеди-Хольский 2 1 1

19. Тере-Хольский 1 1 -

Итого 86 35 51

За 10 лет возросло число школьных музеев, их стало на 25 больше, т.е. появились новые музеи и краеведческие утолки или были возрождены в тех селах, где они перестали существовать. Судя по таблице, не все они прошли паспортизацию, которая дает в какой - то мере картину об их современном состоянии. Паспортизация свидетельствует о том, насколько успешно реализуют свои социальные функции школьные музеи: документирования, исследования, охраны, образования и воспитания.

Согласно приказу Министерства образования и науки РТ от 11 мая 2011 г в республике проведена паспортизация школьных музеев. В итоге выяснилось, что в городе Кызыле из 15 школ, в том числе и школы-интерната, только в пяти школах имеются музеи. Это школы 1, 5, 9, 12 и 15. Возрождает свою деятельность музей в школе № 4. На стадии становления находится музей в школе № 8.

Проведение паспортизации во многих ШКОЛЬНЫХ музеях показало. ЧТО в НИХ соблюдается инструкция по учету и хранению музейных ценностей. Новые поступления принимаются по актам приемки и регистрируются в книгах поступления основного и вспомогательного фонда Наиболее опытные руководители музеев в этом направлении проводят научную инвентаризацию фондовых материалов, даже имеют несколько инвентарей по видам материалов. Однако учет движения музейных фондов во многих музеях является слабым звеном в фондовой работе. Хранение музейных фондов - также один из проблематичных вопросов в музеях, т.к. не всегда обеспечивается физическая сохранность музейных предметов на основе правильного режима и системы хранения. Посещая многие музеи в кожуунах республики, мы замечали неблагоприятные факторы, губительно влияющие на музейные предметы: прежде всего это температурно-влажностный и световой режим, отсутствие мероприятий по защите от пожаров, краж, опасных для сохранения предметов действий и факторов.

Экспозиция как важное звено музейной коммуникации отражает природу, историю сумона и кожууна, это результат поисковой работы учителей и школьников. Для школьных музеев республики характерны тематические экспозиции, в которых посредством экспозиционных материалов раскрывается определенная тема. В исторических разделах показаны соответствующие периоды, в зависимости от собранных материалов, начиная с древней истории. В тех музеях, где руководители

имеют большой опыт работы, четко выделен тематико-экспозиционный комплекс, представлены предметы разных типов - вещи, предметы, изобразительные источники и т.д. Их содержательная сторона наглядно демонстрирует какую-либо эпоху, событие или явление. Так, в школьном музее с Усть-Элегест экспонируются подлинные предметы участников Великой Отечественной войны: их личные вещи, награды и документы.

Элементы ландшафтной экспозиции присутствуют не во всех школьных музеях. И все же они есть в Монгун-Тайгинском, Овюрском. Эрзинском кожуунах В них отражены взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов, характерных для каждого района республики. Созданы они при участии профессиональных специалистов Национального музея РТ: К.Ш. Монгуш, Л.К. Монгуш, ВЧ Донгак, художника М.А. Даржая. Элементы ландшафтного метода показаны в виде биогрупп, объединяющего объекты животного и растительного мира того или иного района. Чтобы ввести посетителей в мир природы, биогруппы представлены в диорамах. Привлекает внимание диорама в школьном музее С. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна, где размещен местный пейзаж.

Почти в каждом музее имеется уголок боевой и трудовой славы. Он нужен, чтобы сохранить в опредмеченной музейной памяти факты героизма наших земляков и тувинских добровольцев в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на фронтах и в тылу. Одновременно учащиеся участвуют в сооружении памятников погибшим или участвовавшим в этой войне и в дальнейшем их благоустройстве. Возле таких памятников проводятся мероприятия в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Так. на территории школы села Нарын Эрзинского кожууна водружен памятник в честь тувинского добровольца и ежегодно 9 мая проводится митинг жителей и пионерский парад1. Ведется активная коллективная работа по созданию экспозиционного материала. Школьниками были изучены военные биографии тувинских добровольцев. Ценные и интересные материалы для музея были переданы солдатскими вдовами и местными жителями. Из собранных предметов в музее были оформлены яркие содержательные

ЭКСПОЗИЦИИ.

Успешно функционирует музей боевой славы в школе № 12 г. Кызыла,

В сельской Нарынской школе сохранилась пионерская организация.

руководителем которого вот уже 15 лет является учитель высшей категории О С Чаш-оол. За успешное патриотическое воспитание среди молодежи она была награждена медалью «Патриот России». Главная экспозиция школьного музея посвящена воинам - интернационалистам, которые погибли или прошли боевой путь в Афганистане. При музее работает клуб «Поиск», члены которого занимаются научно-поисковыми работами и свои результаты ежегодно представляют на конкурсах «Музей и дети», «Отечество» или на научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее». Многие культурно — просветительные мероприятия проводятся совместно с Советом ветеранов афганской войны в РТ Особенно 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, музей организует передвижные выставки в образовательных и культурных учреждениях Кызыла. Только за 2011 г. в музее проведено более 60 уроков по военной тематике, прочитано 7 лекций, организовано 9 встреч с ветеранами локальных войн и 4 выездные выставки.

Наиболее интересные и активные школьные музеи, неоднократно получавшие награды по разным направлениям: по исследовательской деятельности, экспози-ционно-выставочной и культур но-образовательной работе, имеются в западных кожуунах республики. Так. в музее села Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна. открытого в 2004 г., экспозиция «Монгун-Тайга - властелин небес» подчеркивает красоту и суровость горного района. За период его существования было собрано 570 ед. хранения, из них 368 основного фонда, среди которых имеются неповторимые и уникальные вещественные предметы, характеризующие кочевую жизнь тувинцев. Заведующая музеем Г.Ш. Салчак умело направляет своих учеников по исследованию родного края, которые становятся неоднократными победителями на кожунных и республиканских конкурсах, о чем свидетельствуют их грамоты и дипломы.

Руководство школы с Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна поддерживает и поощряет деятельность школьного музея, который размещается в двух просторных комнатах. Из 403 ед. предметов 229 относятся к основному фонду. Экспозиция отражает также красоту природы этого района. В ней представлены в основном вещественные подлинные экспонаты, рассказывающие о развитии буддизма в Туве. В республике известно имя заслуженного учителя РСФСР В Б Монгуш

как ОДНОГО ИЗ активных участников краеведческого движения в Туве. Основанный ею музей в 2002 г. сразу же стал популярным своей деятельностью: за короткий срок юными краеведами было собрано более 6 тыс. предметов. Несмотря на то, что основной фонд составляет более 2700 ед. хранения, научно-вспомогательный фонд (копии фотографий выдающихся людей, их документы, макеты, схемы и др.) отражает прошлое района.

Отчеты школьных музеев республики показали, что эффективно они работают по следующим направлениям:

1 Военно-патриотическое воспитание.

2 Интернациональное воспитание.

3 Формирование нравственных, гражданских чувств и убеждений.

4. Формирование национальной культуры и быта.

5. Внедрение системы дополнительного образования.

6. Регулярное проведение досуговых мероприятий.

7. Подготовка экскурсоводов из учащихся старших классов

При музеях работают различные кружки по истории и культуре родного края. Проводятся предметные уроки с привлечением археологических и нумизматических материалов.

Велика роль школьных музеев в реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Подготовка молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности, необходимость формирования высоких морально-этических принципов учащихся обусловлена возрождением и развитием духовно-нравственных ценностей, вызванных современной социально-экономической и образовательной реформой школы.

Руководителями ШКОЛЬНЫХ музеев в основном являются учителями гуманитарных учебных дисциплин (истории, тувинского языка и литературы, английского языка и др.). Так. при регистрации семинара руководителей школьных музеев и краеведческих уголков 24 января 2005 г., проходившей в Центре детско-юношеского туризма г. Кызыла, из 43 человек четверо -учителя географии, один - истории и географии, восемь - истории, шесть -начальных классов, пять - биологии, одиннадцать - тувинского языка и литературы, один - труда и черчения, один -английского языка, один преподаватель по технологии, один - воспитатель пришкольного интерната.

В последнее время происходит образование единого музейного пространства. Тенденция к объединению музеев проявилась в появлении особых надмузей-ных структур с интегративными фу нкциями. Примером такой организации, объединяющей как идеологию, так и практическую деятельность музеев разных кожу у но в, является Центр детско-юношеского туризма г Кызыла Его усилия направлены на формирование системы взаимосвязанных организационных и информационных каналов интеграции школьных музеев и музейной деятельности. Это происходит в форме ускорения процесса обмена межмузейной информацией районных школ. Мощной формой межмузейной интеграции становятся конкурсы во время таких мероприятий, как «Музей и дети». Они проводятся ежегодно на базе Национального музея РТ, способствуя интенсификации музейной жизни, укреплению музейной сети.

Огромна роль музейной работы в социализации молодежи. На музейных занятиях изучается богатый генетический опыт прошлого, что способствует развитию внутреннего человеческие качества, а именно гуманистически просвещенного самосознания, этически обусловленного морально - нравственного качества и гражданской подготовленности, ответственного отношения к жизни и др.

Это особенно актуально в связи с необходимостью развития таких качеств граждан, как стремление к постоянному пополнению знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. Обогащение школьной воспитательной работы такими средствами, как дополнительное образование, использование средств музейной педагогики, как показывает опыт, значительно способствует социализации учащейся молодёжи.

В настоящее время наследие прошлого культурно-исторического опыта используется недостаточно эффективно в подготовке достойных граждан нашей республики Думается, что средства сегодняшнего культурно-исторического и этнического опыта края могут быть использованы значительно эффективнее. В частности, музейная педагогика может показать свой высокий учебно-педагогический потенциал в воспитании учащейся молодежи.

В середине 90-х годов в школах и вузах республики были введены учебные дисциплины "История Тувы", «География Тувы», поэтому возрос интерес к тому достоянию и ценностям, которые

собираются в залах школьных музеев. Проведению музейных уроков способствуют действующие экспозиции, где представлены уникальные, систематизированные материалы, которые можно использовать на уроках. Известно, что музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, поэтому учителя - предметники и руководители музеев при освоении учебного материала максимально используют музейные ресурсы. Практика показала, что материал, представленный педагогом на музейном уроке, усваивается ребятами легче. Из интервью от руководителей музеев известно, что в подготовке к проведению музейного урока задействованы ученики, члены актива школьного музея. Традиционно на базе музея проводятся уроки на такие темы: «Быт тувинского народа» (с интеграцией краеведения), «Коллективизация в Туве», «Всенародная помощь фронту от Тувы», «История города Кызыла», «Тувинские добровольцы» и др.

Учитель — краевед с большим стажем работы В Б. Монгуш создала новую экспозицию в республиканском агролицее поселка Сукпак Кызылского кожууна. Приказом директора данного учебного заведения от 22 января 2008 г. было принято решение о создании музея В Б. Монгуш были разработаны проекты о комплектовании фондов будущего музея и разработке тематического плана экспозиции За короткий срок учительница сумела совместно с членами Совета музея собрать материалы по темам «История села Сукпак», «История агролицея», «Ученые Тувы в области сельского хозяйства», «Герои Социалистического Труда», «Животноводы - тысячники Тувы» и др. До открытия музея в 2010 г. было собрано более 740 ед. хр., из них более 600 основного фонда. Национальным музеем РТ была оказана методическая помощь - сотрудниками был разработан тематико-структурный план НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В числе консультантов были представители Министерства сельского хозяйства РТ. Из отчета музея известно, что за 2011 г. были проведены 45 экскурсий, 32 музейных уроков, 12 культурно-образовательных мероприятий. За год музей посетило 711 человек.

Учебно-исследовательская деятельность школьников - одна из основных задач функционирования музея, при которой педагоги ставят учащихся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и

подходами к решению проблем в процессе познания, решают творческие задачи.

Во многих школьных музеях республики существуют и развиваются два направления: это выбор тем исследования на основе фондовых материалов и поиск новой информации. Исследовательская работа -это уникальный инструмент и развития личности учащихся. Она позволяет развивать у юного краеведа:

1. умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки в нарастающем потоке информации,

2. грамотно работать с информацией;

3. критически и творчески мыслить;

4. систематизировать материал,

5. быть коммуникабельным; ребята учатся общаться, задавать вопросы, анализировать ответы - полученную информацию, делать выводы, формулировать свою точку зрения на происходящее,

6. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

В условиях школьных музеев исследовательская деятельность осуществляется через урочную деятельность, когда используются элементы исследования на музейных уроках и вне урока, когда проводится индивидуальная исследовательская работа. Темы исследования возникают от разных обстоятельств, но чаще всего при создании новых экспозиций в музее, обновление старых и при рекомендации учителем списка тем исследования. Так, в Усть-Элегестинской школе в результате походов по родному краю, одной из тем является «Наскальный рисунок и уйгурская крепость на горе Мешпек». Результаты исследований учащихся школ представляются на республиканских конкурсах «Изучаем малую родину», в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество», которые организуются ежегодно Центром детско-юношеского туризма г. Кызыла.

Однако в вопросе использования музейной педагогики еще остаются много нерешенных проблем. Еще не полностью раскрыты многие педагоги ко воспитательные аспекты деятельности

школьных музеев в становлении этно - и социально сформировавшейся личности. Не используются аудиовизуальные средства для эффективного эмоционально-психологичес-кого восприятия историко-музейной информации. В результате чего музейные занятия зачастую превращаются в простой осмотр материалов. не происходит проникновения в культурно-историческую сущность увиденного.

Таким образом, отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, школьные музеи также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Музейная деятельность в школах приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в образовательном процессе. В своих селах они становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Следствием интеграции музеев и социума является расширение

образовательной функции музея.

В некоторых школах отмечается интенсивное развитие музейной педагогики, которая особое внимание уделяет изучению сотрудничества и сотворчества музейного педагога и школьника как основного посетителя. Музейная педагогика выступает методологической основой разработки специальных программ и проектов с учетом психологических, социологических характеристик музейной аудитории.

Возрастание роли музея в социокультурном пространстве села, района проявляется в реализации его образо-вательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутр имузе иных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются клубы, общества, кружки. На наш взгляд необходимы в школах клубы или общества друзей музея с целью содействия его развитию, созданию адекватного имиджа.

Литература:

1.Гольшева Л.Б. Музейная педагогика //Преподавание истории в школе. - 2003, - №6. - С.63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.