Научная статья на тему 'Мир тувинцев в экспозиции Национального музея Республики тыва'

Мир тувинцев в экспозиции Национального музея Республики тыва Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / экспозиция / экспонат / быт / традиция / культура / тувинский мужчина / экспозиционный принцип / популяризация. / museum / exposition / exhibit / life / tradition / culture / Tuvinian man / exposition principle / popularization.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анна Оюновна Дыртык-Оол

В данной статье проанализирована экспозиционная деятельность Национального музея РТ по популяризации быта и культуры тувинского народа. Охарактеризованы принципы показа этнографических материалов в экспозиции музея. Выделены музейные предметы, относящиеся к традиционным мужским занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD OF TUVINIANS IN THE EXPOSITION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA

This article analyzes the expositional activities of the National Museum of the Republic of Tajikistan to promote the life and culture of the Tuvinian people. The principles of displaying ethnographic materials in the museum exposition are described. Highlighted museum items relating to the traditional male occupations.

Текст научной работы на тему «Мир тувинцев в экспозиции Национального музея Республики тыва»

Тувой в 1914 году: Сб. документов. Кызыл, 1994; Он же. За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915): Сб. документов. Кызыл: Тувин. респ. краевед. музей им. Алдан-Маадыр, 1995. 88 с.

9. Архив Тувинского государственного университета. Личное дело В.Л.Биче-оолоа № 113. 10.л.

10. Биче-оол В.Л., Шактаржык К.О. Рассказы о Туве : История и природа : Для учащихся 5-го кл. тувин. шк. 3-е перераб. изд. Кызыл : Тув. кн. изд-во, 1994. 111 с. Он же. Бодум болгаш Ye чергем. Сактыышкынар (О времени и о себе). Кызыл: РИО ТывГУ, 2009. 121 с.

11. Танова Е.Т. Периодическая печать Тувы (1924—1944). Кызыл: Тув. кн.изд-во, 1979. 112 с.; Она же. История возникновения и развития печати Тувы. Кызыл: Тув. кн.изд-во, 2006. 95 с.

12. Смирнова М.Н. Воспитание трудящихся в духе социалистического интернационализма : на примере деятельности Тувинской партийной организации в 1922-1978 гг.: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Москва, 1979. 28 с.

13. Фельдман В.Р. Кризис исполнительной власти : Философско-политологический анализ : Автореф. дис. ... канд. полит. наук : Новосибирск, 1999. 15 с.

14. Фельдман В.Р. Идеология в социально-исторической динамике / Фельдман В. Р. ; Тувин. гос. ун-т. - Кызыл : ТувГУ, 2015. 325 с. ; Он же. Цивилизация тюрко-монгольских народов Центральной Азии: критерии обоснования, идеология в процессах социальной организации и самоорганизации / В. Р. Фельдман ; под ред. Н. В. Абаева ; Тувин. гос. ун-т. - Кызыл : Издательство ТувГУ, 2016. 144 с.

15. Доржу З.Ю. Ученый, педагог, патриот Тувы // Вестник Тувинского государственного университета. Социально-экономические науки. №1. Кызыл, 2015. 198 с.

16. Ашак-оол А.Ч. Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания : С конца III тысячелетия до н.э. по XIV в.н.э. : Автореф. дис. ... канд. ист.наук / : Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. Абакан, 2005. 22 с.

17. Забелина Г.А. Раскрепощение женщины-тувинки и ее участие в некапиталистическом развитии Тувы (1921-1944 гг.): дис. .канд. ист. наук. Иркутск, 1975. 19 с.; Она же. Женщины Тувы в семье и обществе в первой половине XX века. Кызыл: ТувКОПР СО РАН, 2010. 120 с.

УДК 069.235

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10011

Анна Оюновна Дыртык-оол Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва

г. Кызыл, Россия

МИР ТУВИНЦЕВ В ЭКСПОЗИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В данной статье проанализирована экспозиционная деятельность Национального музея РТ по популяризации быта и культуры тувинского народа. Охарактеризованы принципы показа этнографических материалов в экспозиции музея. Выделены музейные предметы, относящиеся к традиционным мужским занятиям.

Ключевые слова: музей, экспозиция, экспонат, быт, традиция, культура, тувинский мужчина, экспозиционный принцип, популяризация.

Anna Dyrtyk-ool

Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva

Kyzyl, Russia

WORLD OF TUVINIANS IN THE EXPOSITION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE

REPUBLIC OF TYVA

This article analyzes the expositional activities of the National Museum of the Republic of Tajikistan to promote the life and culture of the Tuvinian people.

The principles of displaying ethnographic materials in the museum exposition are described. Highlighted museum items relating to the traditional male occupations.

Keywords: museum, exposition, exhibit, life, tradition, culture, Tuvinian man, exposition principle, popularization.

Вопросы пропаганды традиционной культуры народов многонационального государства в экспозициях исторических и краеведческих музеев являются актуальными в настоящее время, когда возросла роль этнического фактора в жизни общества. Вещественные экспонаты, в первую очередь этнографические, являются ценнейшим источником для демонстрации национальной особенности того или иного народа.

Экспозиционная деятельность является одной из важнейших направлений работы музея. Традиционная культура этноса в экспозиции является популярной темой для посетителей различных категорий в музее, так как здесь экспонируются в основном вещественные этнографические предметы и коллекции, имеющие такие свойства, как аттрактивность, репрезентативность и экспрессивность. Во многих этнографических и краеведческих музеях, музеях-заповедниках материальная и духовная культура народов представлена в доступной форме, подчеркивая не только его национальную самобытность, но и взаимодействие с культурой других этносов в результате социально-общественных событий на своей этнической родине.

Главная миссия этнографических и краеведческих музеев заключается в ознакомлении национально-самобытной культуры народов своего региона гостей и туристов, в том числе иностранцев, а также в привитии молодому поколению чувства гордости «своей национальностью, культурой и историей, но при этом научиться быть соотечественниками, гражданами России, жить в мире и согласии, понимать и помогать друг другу» [7, с. 7]. Нельзя забывать и о том, как в условиях расширяющегося информационного пространства популяризация национальной культуры обретает особую значимость, т.к. именно в этнографических и краеведческих музеях можно ознакомиться с вещественными предметами, вышедшими из повседневно - бытового употребления.

В 2019 г. Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва отметил свой 90-летний юбилей. Из небольшого кабинета, похожего первоначально на «кунсткамеру», он превратился в многофункциональный институт социальной памяти, реализующий функции документирования, хранения, исследования, образования и воспитания. Сегодня он стал популярным в стране и за рубежом, благодаря своим уникальным и неповторимым историческим источникам, в том числе по традиционной культуре тувинцев. Начиная с конца 80-х гг. прошлого века и до 2018 г. исторические артефакты из Тувинского музея экспонировались на многочисленных передвижных выставках за рубежом и в крупных городах бывшего СССР и России [4, с. 21-35].

Группой научных сотрудников, в том числе автором данных строк, разработана концепция экспозиции «Мир тувинцев: быт, традиции и культура», открытие которой состоялось в 19 мая 2018 г. Художественное проектирование осуществлялось художником музея А.Т. Ооржаком. Комплексная работа проводилась на основе тщательного изучения музейных коллекций и музейных предметов, что является одной из двух направлений исследовательской деятельности музея [2, с. 9].

Главной целью экспозиции является знакомство посетителей различных категорий с хозяйственной деятельностью и культурной традицией тувинцев, ведь именно «...в культурной традиции находит выражение уникальный исторический путь этнической общности, опыт адаптации и деятельности по сохранению и социальному восприятию культуры» [1, с. 25].

Согласно тематической структуре экспозиция состоит из двух больших разделов: мужское и женское пространство, которое разделяется в традиционном жилище тувинцев - юрте. Поэтому сквозной идеей является показ объектов мужского и женского труда путем подбора вещественных экспонатов. В данной работе мы решили акцентирование основное внимание на экспонирование музейных коллекций и предметов, относящихся мужскому пространству, т.е. раскрывается тема о традиционных мужских занятиях тувинцев.

В первом разделе представлены такие темы, как изделия кузнечного ремесла (замки, крюки для мяса, стремена), конская упряжь, тувинский охотник, тувинская мебель - аптара, мужская одежда, мужские принадлежности, музыкальные инструменты, работы тувинских камнерезов из агальматолита. Во втором разделе экспонируются предметы, относящиеся женскому пространству: домашняя утварь, женская одежда, головной убор, обувь, свадебная накидка, женские украшения, предметы для шитья, ритуальные предметы - тос-карак, крюки для колыбели. Конечно, центральное место занимает войлочная юрта.

Представленные экспонаты рассказывают о кочевой жизни тувинцев в конце XIX - начале XX в. Например, два вида вьючного седла. Один из них для быков, поскольку они больше всего использовались на хозяйственных работах. Точное описание седла дано тувинским этнографом В. Даржа: «Состоит оно из двух полок, двух дугообразных лук, соединенных между собой деревянной перемычкой, на которую опирается во время перевозки вьюк. Такая конструкция вьючного седла, благодаря наличию одной точки равномерного воздействия груза через обе полки седла на спину животного, способствует предотвращению травм спины, вызванных неравномерной нагрузкой, и облегчает движение вьючного животного [3, с. 263].

Разнообразен мир тувинских замков. Все они прямоугольной формы. Украшены солярными резными орнаментами (в виде кругов и полукругов), или орнаментами в виде «олчей удаазын», на одном из них имеются монгольские буквы (возможно, приобретен в Монголии). По записям в книге

поступлений приобретены в Овюрском, Эрзинском, Тес-Хемско и Монгун-Тайгинском районах. Многие сделаны из железа, но есть из меди. Известно даже имя кузнеца одной работы - Иргит Дажы Байысыланович. Один замок был приобретен от школьного музея села Алдан-Маадырской Сут-Хольского района.

К кузнечным изделиям относятся железные крюки - илбек - для вытаскивания вареного мяса из котла с кольцом для подвешивания и утюжок - хаарыл для проглаживания швов. Представлены интересные и уникальные стремена - эзенги. Имеются деревянные и металлические. На верхушке одной показаны геометрические фигуры, другая украшена эмалью. Многие из них отличаются высоким художественным уровнем исполнения и удобством в эксплуатации. По словам В. Даржа, «Тувинские стремена отличаются от европейских тем, что опорная для ноги площадка стремени увеличена и имеет круглую форму. Увеличенная опора для ноги не случайна, она создает удобство при выполнении определенных действий (при посадке, метании с коня аркана и т.д.). Кроме того, подобная конструкция стремени более безопасна, т.к. вместе с особым тувинским фасоном обуви не позволяет ступне ноги всадника «проскочить», а всаднику запутаться в стремени, что очень опасно, особенно при падении с лошади [3, с. 267].

К конской упряжи относятся чуген - уздечка, плетенная из черной кожи, украшенная бляшками желтого металла, чулар - недоуздок, плетенный из черной кожи, украшенный бляшками, выполненный В.Ш. Салчаком из Бай-Тайги, кымчы - кнут из таволги, хондурге - нагрудник кожаный для лошади, кудурга - подхвостник кожаный для лошади, кижен - путы плетенные из кожи и тремя костяными замочками на концах.

В отдельной витрине показан комплекс предметов по тувинскому шаманству: костюм с налобной повязкой, бубен с колотушкой и другие культовые атрибуты. В данном случае применен ансамблевый метод. Почти все экспонаты - сбор М.Б. Кенин-Лопсана в разные годы работы в Тувинском музее. В витрине представлены атрибуты, с помощью которых тувинские шаманы совершают свои ритуалы.

Плащ шамана - хамнын тону - сшит из шкуры оленя, снаружи облицован черной х\б тканью. По низу подола, на спине и на передней полочке пришиты длинные змеи, округлые медные пластины. На передней полочке вышит орнамент похожий на ребра из пряжи подшейной части оленя, вышивка в виде растительного орнамента и солярных знаков на рукавах, на подоле плаща. Воротник стойка обшит красной тканью.

К сожалению, сохранность очень ветхая, т.к. одежда шамана была приобретена из среды бытования. Он загрязнен, кожа порвана во многих местах, шкура оленя осыпается. Налобная повязка - хам боргу - из красной и синей ткани, с вышивкой белой шерстяной нитью. По верхнему краю пришиты вертикально перья птицы (возможно, орла, глухаря). По нижнему краю пришито 29 змеек, каждая из которых обшита тканью и толстой белой шерстяной нитью по спирали.

Обувь шамана - хамнын идии - мягкие кожаные сапоги. Снаружи обшиты синей х/б тканью. На каждой по 4 солярных знака, вышитых пряжей из подшейной шерсти оленя. По центру спереди полоса красной ткани, которая ближе к носку расходится на 5 отростков , означающих нижний мир (возможно, это символизирует лапу зверя, лапу птицы, корни дерева).

Бубен - дунгур и орба - колотушка - непременные атрибуты сильного шамана. Представлены девятиглазка - тос-карак, кнут из красной таволги, жезл - даяк, зеркало - кузунгу. Комплекс костюма принадлежит сильному потомственному шаману.

М.Б. Кенин-Лопсан выделил категории тувинских шаманов. «В верованиях тувинцев, настоящий шаман тот, которому шаманские способности достались по наследству. Это самая известная и самая могущественная группа тувинских шаманов. Так выделяются: 1) шаманы, ведущие свое происхождение от шаманов - предков; 2) шаманы, ведущие свое происхождение от духов земли и воды; 3) шаманы, ведущие свое происхождение от неба; 4) шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов «албыс»; 5) шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов «аза» [5, с. 12-13]. Можно отметить, что экспонаты обладают значительной силой эмоционального воздействия.

Отдельная витрина посвящена теме «Тувинская традиционная одежда и ее аксессуары». Экспонируются мужской костюм - тыва тон простого арата, ноян тон - халат чиновника из китайского шелка с вышитыми золотыми нитками драконами, кандаазын - безрукавка нояна. К головным уборам относятся шапка тувинского чиновника. На навершие закреплены деревянный шарик на металлической подставке и перо из павлиньего хвоста. В комплект костюма входят шиш борт - шапка с черным бархатным отворотом и кадыг идик - обувь из черной кожи, утепленная войлочным покрытием внутри. К курительным принадлежностям относятся трубка - данза из сандалового дерева с металлической головкой, головка которой украшена гравированными

растительными орнаментами, а мундштук из полудрагоценного камня, и огниво - оттук. К мужским аксессуарам относятся нож в ножнах - хынныг бижек, выполненный народным мастером из Бай-Тайги С.Х. Кочаа, прибор для выщипывания волос - испик - из металла и поясная пряжка с ремешком - кур дергизи.

Образ тувинского охотника представлен в витрине. Судя по представленным экспонатам, можно сказать, что речь идет о тоджинском следопыте. У него саадак - набор охотничьей сумки с масленкой, двумя кожаными мешочками и прибором для измерения пороха из кости, нож в ножнах. Имеется пороховница, форма для пули из рога марала. Экспонируются капкан средний из металла для ловли зверей, черкан - самострел деревянный, для ловли мелкого пушного зверя, чактыр боо -кремневое ружье. На охотнике зимняя шуба - негей тон из обработанной овечьей шкуры, чымчак идик - обувь на мягкой подошве из оленьей шкуры, калбак борт - тувинская национальная шапка с мехом по краям. В. Даржаа считает, что «Для преследования соболя пешком тувинские охотники используют очень легкие, мягкие сапоги, сшитые из выделанных шкур домашних коз или косуль [3, с. 167]. Объектом охоты являются рысь, лиса и соболь, шкуры которых представлены в витрине. Незаменимые вещи для охотника - это нож в ножнах - улуг бижек и курительная трубка - данза из таволги.

Основой экспозиционной коммуникации являются подлинные исторические источники. Датировка многих из них относится к концу XIX -XX вв. Однако признаем наши недостатки: отсутствие полных текстов по разделам, поэтому не раскрыт информационный потенциал как отдельных предметов, так и всей экспозиции в целом. Ведь разработка текстов - важная часть научного проектирования экспозиции. Этикетки на трех языках (русском, тувинском и английском) дают лишь основные сведения: наименование предмета, назначение, материал и техника, датировка. Из всех принципов авторами использованы принципы предметности, как один из основополагающих принципов построения экспозиции, и принцип коммуникативности, т.к. построение экспозиции должно быть ориентировано на восприятие разными группами посетителей. Согласно тематико-экспозиционного плана авторы выбрали комплексно-тематический принцип.

По словам М. Маннай-оола, «Традиции и обычаи тувинцев в той или иной степени испытали влияние феодальной идеологии и религиозных верований, бытовавших в Туве в прошлом. Однако прогрессивные традиции и обычаи в своей основе продолжали оставаться народными. К ним относятся такие обычаи, как гостеприимство, взаимопомощь, любовь к детям, их воспитание, уважением к старшим и женщинам и т.д.» [6, с. 139]. То, что было сказано известным тувинским ученым, наглядно было отражено на стационарной выставке «Хранитель традиции», посвященной 90-летию со дня рождения ветерана музейного дела, доктора исторических наук, этнографа М.Б. Кенин-Лопсана, созданного под руководством автора данной работы в 2015 г. За основу была взята его книга «Традиционная культура тувинцев», изданная в 2006 г. Экспозиция «Мир тувинцев: быт, традиции и культура» в какой-то степени является продолжением актуальной темы замечательного труда, ставшего методическим пособием для краеведов, музейных работников и учителей школ Тувы.

Итак, как считает ученая из Российского этнографического музея Н.М. Романова: «Музеи представляют уникальное явление, поскольку благодаря подлинным источникам способны погрузить посетителя в иное культурное пространство, иную пространственно-временную среду, приобщить его историческому опыту этноса [7, с. 16].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что нами дана характеристика экспозиции, где с помощью этнографических материалов представлено культурное пространство тувинского мужчины в традиционном обществе через его хозяйственную деятельность и материальную культуру (одежда и его аксессуары). Небольшой объем данной работы не позволил автору показать экспозиционные комплексы, характеризующие женское пространство в обществе.

Источники и литература

1. Батырева С.Г. Музей традиционной культуры в системе науки и образования. - Элиста, 2007. - 184 с. (ил.).

2. Бичелдей К.А., Чыргалан С.Ю., Иргит О.Ю., Кадыг-оол Х.К. Развитие музейного дела в Республике Тыва: история и современность // Новые исследования Тувы. - 2019. - № 2. - С. 4-20. URL; https // nit.tuva.asia/nit/article/view/841 (дата обращения: 20.06.2019).

3. Даржа В. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том 1. Хозяйство, охота, рыбалка. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2009. - 590 с.

4. Дыртык-оол А.О., Мартынов А.И. Выставочная деятельность Национального музея Тувы в 1991 - 2018 гг. // Новые исследования Тувы. - 2019. - №2. - С. 21-35. [Электронный ресурс]. URL:https//mt.tuva.asia/mt/aIlide/view/842 (дата обращения: 21.06.2019).

5. Кенин-Лопсан М.Б. Дыхание черного неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. - М.: изд-во «ВЕЛИГОР», 2008. -192 с.

6. Маннай-оол М.Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004. -166 с.

7. Романова Н.М. Принципы показа этнографических материалов в экспозициях краеведческих музеев. - СПб.: ООО «Издательский дом «ГАМАС», 2010. - 192 с.

УДК 159.9

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10012

Надежда Германовна Канзычакова Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории г. Абакан, Россия

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭТНОСА

В данной статье представлен обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных феномену этническая идентичность. Этническая идентичность понимается как сложный, многокомпонентный социально-психологический феномен, включающий в себя осознание принадлежности индивида к той или иной этнической общности, ценностей. Ключевые слова: этнос, этническая идентичность.

Nadezhda Kanzychakova Khakass Research Institute language, literature and history Abakan, Russia

IDENTITY AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE ETHNIC GROUP

This article provides an overview on the russian and foreign works on the phenomenon of ethnic identity. Ethnic identity is understood as a complicated, multicomponent socio-psychological phenomenon, that includes the awareness of the individual's belonging to a particular ethnic community, values. Keywords: ethnos, ethnic identity.

В настоящее время возрос интерес к феномену этническая идентичность, этничность. Идентичность в качестве психологического феномена все еще не выделялась учеными в самостоятельный предмет изучения, а раскрывалась в таких понятиях, как психология народов, национальное самосознание, этническое сознание, этничность, этническая идентичность, этническая идентификация.

Признание этнической идентичности является одной из важных характеристик этноса, что дает основание считать: этнос является для индивидов психологической общностью.

У представителей разных этносов существует мнение о том, какие признаки являются отличительными, т.е. какими признаками они отличаются от других этносов. В качестве таковых признаков могут выступать язык, ценности и нормы, религия, представления о родной земле, национальный характер, культура, обычаи.

Поэтому этнос можно определить как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие характеристики.

Одной из изучаемых характеристик этноса является этническая идентичность. Этническая идентичность - это переживание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов, представление человека о себе, как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением.

Этническая идентичность, являясь формой внутриэтнического и межэтнического взаимодействия, имеет свои характеристики:

- этничность «родом из прошлого». В смутные времена целые народы обращаются к своей истории;

- этничность мифологична, ее главная опора - идея или миф (история, оформленная в мифы) об общем происхождении, общей истории и культуре;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.