www.nit.tuva.asia №2 ^^ 2019 Novye issledovaniia Tuvy
DOI: 10.25178/nit.2019.2.2
Выставочная деятельность Национального музея Тувы
в 1991-2018 гг.
Анна О. Дыртык-оол
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Российская Федерация, Анатолий И. Мартынов Кемеровский государственный университет; Кемеровский государственный институт культуры и искусства,
Российская Федерация
В статье анализируются основные тенденции выставочной деятельности Национального музея Тувы в постсоветское время: в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы. С начала 1990-х годов изменились роль и место музеев в бывшем советском обществе, в том числе и в Туве. Изменение социокультурной ситуации повлекло за собой критическое осмысление исторического процесса, пересмотр памятников базы музеев, поиск новых тенденций музейной коммуникации. Осложняло дело отсутствие новых данных, но появилась возможность самостоятельно творчески организовывать проекты.
С1992 по 2000 гг. музей имел практически постоянный рост стационарных выставок и регулярно проводил передвижные — в различных учебных заведениях, организациях, предприятиях Кызыла и районах республики. На стационарных выставках в эти годы музей акцентировал основное внимание на материалах, посвященных юбилейным датам известных личностей (в основном представителей тувинской культуры) и исторических событий. На передвижных выставках экспонировались разнообразные темы о материальной и духовной культуре тувинского народа, периодически — рисунки Нади Рушевой. Интересные события в жизни Тувы также нашли отражение в работе музея.
С 2001 по 2018 гг. музей активизирует свою работу каждый год. Дан обзор самых значительных выставок этих лет, дается их классификация и краткий обзор каждого типа. Тематически наиболее популярными в республике и за ее пределами являются выставки, посвященные жизни и творчеству Нади Рушевой, материальной и духовной культуре тувинского народа, декоративно-прикладному искусству Тувы.
Источниковой базой исследования выступила музейная документация, в состав которой входят научные концепции, тематико-экспозиционные планы и отчеты.
Ключевые слова: Национальный музей Тувы; Тува; тувинская культура; тувинский шаманизм; выставка; выставочная деятельность; музей; культурное наследие; постсоветское время
♦
i Дыртык-оол Анна Оюновна — кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом истории Национально-I го музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (394-22) 3-06-56. Эл. адрес: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5899-9721 Мартынов Анатолий Иванович — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета; профессор кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры и искусства. Адрес: 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Спортивная, д. 91. Тел.: +7 (3842) 35-94-07. Эл. адрес: [email protected]
Dyrtyk-ool Anna Oyunovna, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of History, Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel. +7 (394-22) 3-06-56. Email: annaojun@ yandex.ru
Martynov Anatoly Ivanovich, Doctor of History, Professor, Professor, Department of Archaeology, Kemerovo State University; Professor of the Department of Museum Management, Kemerovo State Institute of Culture and Art. Postal address: 91, Sportivnaya St., 650000 Kemerovo, Russian Federation. Tel.: +7 (3842) 35-94-07. Email: [email protected]
Для цитирования:
Дыртык-оол А. О., Мартынов А. И. Выставочная деятельность Национального музея Тувы в 1991-2018 гг. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/842 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.2
Exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva,
1990-2018
Anna O. Dyrtyk-ool
Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Russian Federation,
Anatoly I. Martynov
Kemerovo State University; Kemerovo State Institute of Culture and Art, Russian Federation
The article examines the leading trends of exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva in the three postSoviet decades - 1990s, 2000s, and 2010s. Since the start of the 1990s, museums throughout the country, including Tuva, have witnessed a sea change in their role and place in what used to be Soviet society. This drastic turn in the sociocultural situation led to a critical reassessment of history, re-evaluation of the museum funds and a search for new priorities in museum communication. Although new data was critically missing, the opportunity to develop museum projects in a free and creative manner was invaluable.
From 1992 to 2000, the museum saw a steady rise in the number of both stationary and mobile exhibitions, the latter being held at various educational institutions, enterprises and other entities in both Kyzyl and the rayons of the region. Stationary exhibitions at these times were largely focused on anniversaries of famous people, primarily contributors to Tuvan culture, and of historical events. Mobile exhibitions also featured a number of topics on material and spiritual culture of Tuvans, or sometimes, Nadya Rusheva's drawings. The museum was also closely following remarkable events in the life of contemporary Tuva.
From 2001 to 2018, the museum has enhanced its work every year. The article provides a review of the most significant exhibitions of these decades, as well as a classification and an overview of each project type. Thematically, both in Tuva and beyond by far the most popular were the exhibitions focused on the life and work of Nadya Rusheva, on material and spiritual culture of Tuvans, and to Tuvan applied and decorative art.
For its sources, the article made use of museum documentation, including research plans, exhibition prospects and reports.
Keywords: National Museum of the Republic of Tuva; Tuva; Tuvan culture; shamanism in Tuva; exhibition; exhibition policy; museum; cultural heritage; post-Soviet times
ФFor citation:
Dyrtyk-ool A. O. and Martynov A. I. Exhibition work at the National Museum of the Republic of Tuva, 1990-2018. The New Research of Tuva. 2019, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/artide/view/842 (access date ... ). DOI: 10.25178/nit.2019.2.2
Введение
После распада СССР в России, как и в странах СНГ, произошли политические и экономические перемены, что отразилось в музейной сфере, или, по словам А. В. Калякиной, «новая социокультурная ситуация внесла заметные коррективы в соотношение общественных функций музея и содержание музейной работы» (Калякина, 2003: 1). Краеведческие и исторические музеи России и стран СНГ оказались в сложной ситуации, т. к. содержания экспозиций политически устарели. Встали новые задачи: как поднять имидж музея, провести реэкспозицию, разработать новые темы, установить новые отношения с властью, обществом, привлечь финансовые средства. В том числе возникла необходимость в создании новых выставок.
Во многих региональных музеях страны актуальными становятся выставки по истории краев и областей до революций 1917 г., а кроме того, музейные сотрудники стали «свободными» в выборе пропаганды своей истории (Воронова, 2009: 102). Многие музеи поменяли свои статус и профиль в соответствии с общественным мнением и новыми условиями музеев. Это заметно на примере деятельности ленинских музеев, которые адаптировались к новым социально-экономическим условиям (Калякина, 2003). Ликвидируются музеи, посвященные партийным и государственным деятелям (Российская музейная энциклопедия, 2001: 404).
По мнению М. Н. Романовой, «коренные изменения, произошедшие за последние десятилетия в общественно-политической жизни страны, ее экономической и социальной политике, изменение форм государственного регулирования и государственной поддержки культурных и образовательных учреждений требуют принципиально новых подходов к определению целей и задач, стоящих перед музеями» (Романова, 2003: 3).
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
Одним из региональных музеев, поменявших статус, а также перестроивших свои функциональные задачи, в том числе во взаимосвязи с культурной политикой региона, стал Национальный музей Республики Тыва. Если в советское время он назывался Тувинским республиканским краеведческим музеем, то в 1997 г. он был переименован в Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. В 2008 г. он переехал в новое здание, ставшее одной из главных достопримечательностей столицы республики. Изменились у музея и подходы к выставочной деятельности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные тенденции выставочной деятельности Национального музея Тувы в постсоветское время.
Источниковой базой исследования стали опубликованные и неопубликованные источники. В научной литературе проблемы развития выставочной деятельности, классификация выставок по содержаниям и темам широко рассматриваются отечественными и зарубежными музееведами, где основное внимание акцентировалось на социально-исторический и практический вопросы. Среди них отметим лишь диссертационные работы Н. В. Мазного (Мазный, 1997), И. В. Коробовой (Коробова, 2006), Е. А. Татариновой (Татаринова, 2009), А. С. Панченко (Панченко, 2012), Н. И. Руденко (Руденко, 2015). По данной проблеме выходили публикации одного из авторов статьи — А. О. Дыртык-оол — о реализации выставочных проектов НМ РТ, российских и зарубежных музеев в Туве и в других регионах России, опубликованные в разные годы с 1999 по 2018 гг. В них отражены результаты исследований по отечественной истории, показаны совместные проекты в экспозиционно-выставочной деятельности тувинского музея с российскими музеями; издан каталог о женских украшениях, дана характеристика о художественных выставках, подчеркнута особенность передвижной выставки из Монголии. Она же является составителем и разработчиком (или автором и соавтором) концепций некоторых стационарных и передвижных выставок в Туве и за ее пределами. Это выездные выставки за рубежом «Социально-экономическое и культурное развитие Тувинской АССР» (Улан-Батор, 1984) и «Графика Нади Рушевой» (Берлин, 1994), международная — «Кочевые народы Евразии» (США, 1989), за пределами республики — «Там, где рождается Енисей» (Ленинград, 1987), «Тувинская Народная Республика — помощь фронту» (Москва, 2010), «Тува — в беге Времени» (Москва, 2014), многие художественные и персональные выставки за период работы в музее с 1984 по 2018 гг.
Выставочная деятельность музея в 1990-е годы
С начала 1990-х годов изменились роль и место музеев в бывшем советском обществе, в том числе и в Туве. Изменение социокультурной ситуации повлекло за собой критическое осмысление исторического процесса, пересмотр памятников базы музеев, поиск новых тенденций музейной коммуникации. Осложняло дело отсутствие новых данных, но появилась возможность самостоятельно творчески организовывать проекты.
В истории тувинского музея в 1989 г. впервые были проведены выборы на должность директора. После отставки предыдущего руководителя Т. Ч. Норбу большинством голосов была избрана ветеран музейного дела А. Д. Дамдынчап, ныне покойная. Под ее руководством постепенно экспозиционно-выставочная деятельность музея была перестроена, открылись новые филиалы в Кызыле и районах (см. об этом: Дыртык-оол, 2009: 125-126).
Была значительно сокращена экспозиция в зале советского периода. Под освободившее место (а это три четверти зала!) была создана стационарная выставка «Материальная культура тувинцев» (она функционировала вплоть до переезда музея в новое здание в 2008 г.). Ее целью также была разгрузка фондохранилища. В последующие годы освободившаяся площадь сдавалась в аренду Музею восковых фигур г. Санкт-Петербурга, привозившему периодически в Туву тематические выставки, пополняя этим кассовой сбор музея.
В отчете за 1993 г. о работе музея директора А. Д. Дамдынчап сказано, что «в связи с экономическими трудностями населения посещаемость в музее падает. Коллективом музея делается все возможное, чтобы привлечь посетителей в музей. С этой целью организуются передвижные выставки»1. Стойкость, живучесть российских музеев, «способность преодолевать экономические лишения, идеологическую изменчивость, социальную апатию и прочие невзгоды, обрушившиеся в эти годы на нашу страну» отмечалась по всей стране (Труевцева, 2000: 203). Такие же качества демонстрировал и главный музей Тувы.
1 Отчеты головного музея (ТРКМ) за 1992-2005 гг. Ф. 1, оп. 1, д. 19, с. 143. Рукопись хранится в научном архиве музея.
С 1992 по 2000 гг. музей имел практически постоянный рост стационарных выставок и регулярно проводил передвижные в различных учебных заведениях, организациях, предприятиях Кызыла и районах республики (см. таб. 1).
Таблица 1. Количество выставок музея в 1992-2000 гг. Table 1 The number of exhibitions held at the museum, 1992-2000
Год Всего выставок из них в музее из них вне музея из них юбилейные из них тематические
1992 15 10 5 8 7
1993 13 5 8 5 8
1994 18 14 4 8 10
1995 18 10 8 4 14
1996 15 10 5 9 6
1997 17 10 7 10 7
1998 15 10 5 5 10
1999 30 16 14 10 20
2000 28 11 17 9 19
На стационарных выставках в эти годы музей акцентировал основное внимание на материалах, посвященных юбилейным датам известных личностей (в основном представителей тувинской культуры) и исторических событий. На передвижных выставках экспонировались разнообразные темы о материальной и духовной культуре тувинского народа, периодически — рисунки Нади Рушевой.
Интересные события в жизни Тувы также нашли отражение в работе музея.
В 1992 г. был особо значимым для республики, это был год первого визита Его святейшества Далай-ламы XIV, который стал, по оценке религиоведа М. В. Монгуш, «мощным толчком в деле возрождения буддизма — важной составной части традиционной национальной культуры тувинского народа» (Монгуш, 2001: 128). В следующем 1993 г. в выставочном зале музея создана стационарная выставка «Пребывание Его святейшества Далай-Ламы XIV в Туве» под руководством старшего научного сотрудника А. С. Комбу. Помимо письменных источников и фотографий данного культурного события в Кызыле здесь впервые были выставлены буддийские предметы, долго хранившиеся в фондах музея (фото 1). Знакомясь с экспонатами, посетители получают ясное представление об учении Будды и о том, как оно живет в Туве. Выставка стала одной из причин создания в музее отдела религии. С тех пор религиозная тема станет постоянной для ежегодных выездных и передвижных выставок музея. Спустя 25 лет уже в новом здании музея (в 2017 г.) будет организована временная выставка «Три дня в Туве» о визите Его святейшества Далай-Ламы XIV в Туву.
1994 г. также запомнился жителям Тувы как год официального визита первого Президента России Н. Б. Ельцина. Специально к приезду высокого гостя в музее была организована стационарная выставка «Камнерезное искусство Тувы». Под большим впечатлением об увиденной экспозиции (фото 2) в книге отзывов он оставил запись следующего содержания: «Прекрасный музей. Отличное мастерство древней и современной культуры тывинцев!1 Молодцы! Спасибо!» 15.06.1994 г.».
Фото 1. Выставка «Буддизм в Туве» в старом здании музея. Экскурсию проводит А. Комбу, 1996. Фото А. Куулар, из архива музея. Photo 1 Exhibition «Buddhism in Tuva» in the museum's old building. A tour of the exhibition held by A. Kombu, 1996. Photo by A. Kuular, courtesy the Museum's archive.
1 Текст цитаты приводится без изменения. Правильно будет — «тувинцев». — ред.
В 1994 г. тувинский музей во второй раз участвовал в международной выставке «Великий шелковый путь» (Швеция, США, Германия). Первое участие состоялось в 1989 г. под названием «Кочевые народы Евразии» (США). С этого времени начинается отсчет международного сотрудничества НМ РТ.
В 1994 г. впервые состоялась выездная выставка о графике Нади Рушевой в Российском доме науки и культуры в г.Берлине, организаторами были супруги Штеффен Вундерлих и Рита Сумба.
Фотовыставка 1994 г. «Неизвестные страницы истории» (авторы научной концепции М. Б. Кенин-Лопсан и Н. Б. Чаш) послужила основой для открытия музея «История политических репрессий в Туве» в мемориальном доме № 5 по улице Комсомольской, где в конце 1930-х гг. размещалась Спецкомендатура МВД Тувинской Народной Республики.
В 1995 г. в юбилейный год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне основное внимание музея уделялось популяризации военно-исторического наследия. Работа велась, в основном, в новом филиале — музее Тувинских добровольцев, который открылся в 1995 г. в Кызыле по ул. Ленина, д. 60.
Популярной среди населения по-прежнему оставалась выставка «Графика Нади Рушевой», работавшая с 1991 г., где периодически выставлялись рисунки из серий «Современность», «Балет», «Восток» и др.
В 1997 г. Тувинский музей получил статус «национального». В официальных документах имеет полное наименование «Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва»1.
В 2000 г. Национальный музей Республики Тыва как головное учреждение, имеющее свои филиалы в районе и Кызыле, решал главные для себя вопросы культурной и национальной идентичности. Однако, главное направление деятельности — краеведение — оставалось главным. Несмотря на имеющиеся успехи в музейной коммуникации, главными проблемами являлось недостаточное финансирование по приобретению экспозиционного оборудования и оформительских материалов.
Выставочная деятельность музея в начале XXI века
В новом XXI веке одним из приоритетов музейной политики Национального музея Республики Тыва остается сохранение, изучение и популяризация историко-культурного и природного наследия, в том числе в формате выставочной деятельности. В таблице 2 представлены данные о количестве организованных выставок музеем с 2001 по 2018 годы.
Рост цифр в таблице показывает активизацию музея. 2003-й г. был годом «безвыездного затишья», зато с 2004 г. начинается «выставочный бум», старт которому дал большой республиканский праздник — 60-летие с момента вхождения ТНР в состав СССР. По указанию правительства республики в новом здании музея (еще не сданном в эксплуатацию), в его 16-ти экспозиционных залах были оперативно оформлены кратковременные выставки по истории и культуре Тувы.
С 2005 по 2008 гг. музейная жизнь все еще функционировала в старом здании, расположенном по улице Ленина, д. 8. Жителям и гостям Тувы в те годы запомнилась, например, такая выставка, как «Я делаю свое дело» к 50-летию со дня рождения С. К. Шойгу (2005 г.). Ее посетители, особенно дети и молодежь, смогли ближе познакомиться со своим знаменитым земляком — Героем России, который
Фото 2. Президент России Б. Н. Ельцин в сопровождении руководства республики осматривает экспозицию и выставку в музее, 1994 г. Экскурсию проводит М. Б. Кенин-Лопсан. Фото Х. Куулара, из архива музея.
Photo 2 President of Russia B.N. Yeltsin, accompanied by the leaders of the Republic of Tuva, examines the exhibition and the museum's collections, 1994 The tour held by M.B. Kenin-Lopsan. Photo by A. Kuular, courtesy the Museum's archive.
1 Имя Алдан-Маадыр было присвоено в 1942 г. решением Президиума Малого хурала трудящихся Тувинской Народной Республики.
тогда возглавлял федеральное министерство по чрезвычайным ситуациям. «Желанной гостьей» также стала передвижная выставка Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова «Тува — далекая и близкая» в 2006 г. Здесь экспонировались предметы быта тувинцев, собранные русскими путешественниками в конце XIX — начале XX в.
Таблица 2. Количество выставок музея Тувы в 2001-2018 гг.
Table 2 The number of exhibitions held at the Museum, 2001-2018.
год Всего созданы выставки из них в музее из них вне музея в республике из них за пределами Тувы
2001 12 4 8 -
2002 30 16 13 1
2003 4 2 2 -
2004 20 16 4 -
2005 19 11 8 -
2006 29 9 20 -
20071 56 19 37 -
2008 37 25 11 1
2009 17 13 4 -
2010 57 25 27 5
2011 50 22 23 5
2012 56 18 34 4
2013 47 16 26 5
2014 61 12 37 12
2015 51 18 28 5
2016 52 16 33 3
2017 72 33 29 10
2018 65 26 35 4
2008 год стал для музея особенным, т. к. в этом году фонды и коллектив переехали в новое трехэтажное здание, расположенное по улице Титова, д. 30. Инициатива его строительства исходила от Ч.-Д. Б. Ондара в 1982 г., занимавшего тогда пост Председателя Совета Министров Тувинской АССР, и была поддержана Госпланом СССР, Министерством культуры РСФСР. Строительство здания началось по ул. Титова в 1993 г., ставшего долгостроем. Здание было построено «не по типовому проекту, а индивидуальному проектированию с учетом национальных особенностей» (Ондар, 2013: 211). Архитектурный проект принадлежит группе архитекторов под руководством М. Бубнова (фото 3).
Перед музеем встала задача заполнить 16 экспозиционных залов и одно выставочное помещение. Из-за отсутствия экспозиционного оборудования, музей сначала был вынужден оформить выставки, не соответствующие современным архитектурно-художественным требованиям.
2010 г. Правительством Республики Тыва был объявлен в регионе Годом туризма. Поэтому музей акцентировал особое внимание на развитие межрегиональных и международных связей. В музее
были проведены три «обменные» ■■■иеййне'111,1,11"" 11111 выставки с музеем-заповедником Фото 3. Новое здание Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
«Шушенское» (Красноярский край), „ t7Th иФ°то СЕ™™™™'2014\г
' \ г г г » Photo 3 The new building of the Aldan-Maadyr National Museum,
Хакасским национальным музеем Republic of Tuva. Photo by S. Yelovikov, 2014.
1 Отчет 2007 г. содержит данные за 9 месяцев.
им. Л. Р. Кызласова и Детской художественной школой г. Омска. Были организованы 7 выставок на коммерческой основе с целью пополнения кассового сбора музея.
Самой значимой выставкой музея за пределами республики, имевшей огромное значение и для всей республики, стала выставка «Тувинская Народная Республика — все для общей Победы!», которая была организована в этом году в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. За всю историю тувинского музея — это вторая выставка, организованная в столичных городах России (первая — состоялась в 1987 г. в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде).
В 2011 г. в музее был создан выс-тавочно-оформительский отдел, в составе которого работают художники и рабочие по монтажу временных выставок и постоянной экспозиции. Выставочная площадка стала местом демонстрации творческих работ детей и молодежи. Так, авторами выставки «Нон-конформизм» были студенты Кызылского колледжа искусств. Экспонаты — скульптуры были выполнены из подсобного материала — пенопласта, проволоки, целлофановой пленки и др.
В рамках международного сотрудничества с Академией народных традиций Монголии в 2011 г. в г. Улан-Баторе состоялась выставка «Культура и искусство Монголии».
В 2012 г. вышел Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О мероприятиях, принимаемых по реализации государственной социальной политики в части обеспечения разработки комплекса мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации и по работе музеев в вечернее и ночное время». Соответственно с 2012 и до сегодняшнего дня Национальный музей РТ проводит различные мероприятия по его реализации, в том числе по выставочной работе самых разных форм (фото 4).
В 2012 г. музей принял участие в выставочном проекте «Музейная Сибирь», посвященном 135-летию основания Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова. Задачей участия было — показать исторические связи между тувинским и минусинским музеями.
В этом же году в Курагинском краеведческом музее (г. Курагино, Красноярский край) экспонировалась этнографическая выставка «Песнь тувинского кочевника», а в Музее Москвы — «Традиционная культура и быт тувинцев».
В 2013 г. основное внимание уделялось дальнейшему развитию межрегиональных и международных связей музея. Были организованы пять передвижных выставок за пределами Тувы, в том числе межрегиональная выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии» (совместный проект тувинского и хакасского музеев) в Кызыле и Абакане; выставка «Традиционная культура народов Южной Сибири» — в Кызыле, Абакане и Рязани (также совместный проект хакасского, минусинского и тувинского музеев).
В качестве обменной — между тувинским и московским музеями — стала выставка в Кызыле «Время, меняющее город» (Москва в произведениях художников ХХ в.) из фондов Музейного объединения «Музей Москвы» (на Зубовском бульваре, д. 2).
Фотовыставка «Республика Тыва: прошлое и настоящее», которая прошла в Национальном музее Монголии в г. Улан-Баторе и была приурочена к открытию Представительства Республики Тыва в Монголии.
Жители Московской области ознакомились с выставкой «Традиционная культура и быт тувинцев» в Мытищинском историко-художественном музее; города Зеленогорска Красноярского края — с «Ми-
Фото 4. Фотовыставка «Тува — территория мужества». Фото Н. Ондар, Туран, 2017 г. Photo 4 Tuva: the Land of Courage, a photo exhibition. Photo by N. Ondar, Turan, 2017.
www.nit.tuva.asia №2
2019 Novye issledovaniia Tuvy
Фото 5. Афиша выставки «Тува Времени», 2014 г. Photo 5 A poster for the exhibition «Tuva in the progress of time», 2014.
в беге
ром графики Нади Рушевой» в Музейно-выставочном центре; алтайцы увидели рисунки Нади Рушевой в Национальном музее им. А. В. Анохина Республики Алтай (г. Горно-Алтайск).
В 2014 г. Национальным музеем РТ были определены приоритеты, связанные с юбилеем республики — 100-летием единения Тувы и России, 100-летием столицы республики, 85-летием основания музея. В связи с этими датами было организовано 12 выставок за пределами республики.
В рамках «Дней Республики Тыва в Совете Федерации» в 2014 г. в здании законодателей на Большой Дмитровке в Москве была развернута выставка об искусстве Тувы. Москвичи также восхищались рисунками Нади Рушевой во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве (совместно с Русским географическим обществом, Кунсткамерой и Институтом истории материальной культуры) была организована выставка «Тува — в беге Времени» (фото 5).
Сибиряки в этом году имели возможность ознакомиться с произведениями камнерезного искусства Тувы в Музее-заповеднике «Шушенское». Кроме того, музей принял активное участие в подготовке экспозиционного стенда о Туве в Сочи во время проведения 0лимпиады-2014 (фото 6).
2015-й г. был значимым для мировой общественности юбилейной датой — окончанием Второй Мировой войны, которая в нашей стране отмечалась как 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Реализация Стратегии государственной национальной политики России, а также Государственной программы Республики Тыва «Укрепление гражданского единства и национально-культурное развитие народов РТ на 2014-2016 гг.» также нашли свое отражение в экспозиционно-выставочной деятельности музея.
Музей принимал у себя столичные выставки — «Пакт Рериха. История и современность» из Музея Рерихов в Москве, «День Победы» из Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и «Современная армия современной России» из Центрального музея Вооруженных Сил РФ в честь 60-летия со дня рождения Героя России С. К. Шойгу. В
музее также была показана выставка «Все на фронт, все для Победы» краеведческого музея Убсунурского аймака Монголии, в которой были отражены материалы о помощи монгольского народа Красной армии.
К I Международному молодежному форуму «Интеллектуальное золото Евразии» Национальный музей РТ презентовал выставку работ индийского фотографа, кинорежиссера-документалиста Беноя Бехла «Буддийское наследие» при поддержке Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве. Материалы по окончании выставки были любезно переданы индийской стороной в фонды тувинского музея.
В 2015 г., который отмечался как Год ли-Фото 6. Гости Олимпиады у выставки о Туве, 2014 г. тературы в России, в тувинском музее прошли
фото с Лакпаевой. выставки Государственного музея А. С. Пуш-
Photo 6 Visitors to the Olympic games at the Tuva exhibition stand, _ . , , TT _ „
2014. Photo by S. Lakpayeva. кина «Т. А. Маврина и Н. В. Кузьмин — иллю-
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
страторы А. С. Пушкина» и «Православие» Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
В выставочных проектах одними из самых популярных неизменно остались темы творчества Нади Рушевой. В этом году выставка «Графика Нади Рушевой. Недетские рисунки» экспонировалась в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л. Р. Кызласова, «Я живу жизнью тех, кого рисую...» — в Новосибирском государственном краеведческом музее, «Надя Рушева и ее современность» — в Елабуж-ском государственном музее-заповеднике (Татарстан), «Найдан — Надежда», посвященная творческому наследию и 65-летию со дня рождения гениальной художницы, — в Национальном музее Монголии, в городе Улан-Баторе, где она родилась в 1952 г.
В качестве обмена Елабужский историко-архитектурный художественный музей-заповедник представил в 2017 г. в Кызыле выставку «Великий шелковый путь» в рамках реализации Соглашения между Республикой Татарстан и Республики Тыва о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве.
В Национальном музее РТ в 2017 г. состоялась также выставка «Черно-белое фотонаследие», посвященная 125-летию со дня рождения первого директора музея В. П. Ермолаева. Важно отметить, что в проекте приняли участие, помимо тувинского, еще четыре российских музея: Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Красноярский краевой краеведческий музей, Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова. При этом в проекте также приняла участие Общественная организация муниципалитета Сиюнтио в Южной Финляндии, которая исследует и популяризирует работу финской экспедиции в Урянхайский край в
В 2018 г. музей организовал выставку «Хан хаанов», где были показаны восковые фигуры Чингисхана и его окружения, посвященную 810-летию пребывания Джучи-хана в Туве, а также 96-летию установления дипломатических отношений Монголии с Россией. Выставка стала рекордной по посещению за последнее пять лет выставочной деятельности музея. Необходимо отметить, что тема величия Чингис-хана ныне очень популярна в самой Монголии. Такой же выставочный проект был создан совместно Министерством образования, культуры и науки Монголии и ООО «Дино Дон» в 2009 г. в Денверском музее природы и науки и в Музее естественных наук Хьюстона (Энхтуяа, 2009: 46-47).
Самым важным событием 2018 г. в Республике Тыва стал Саммит министров обороны стран СНГ и Монголии. Московскими художниками представлен художественно-выставочный проект «Несокрушимая и легендарная», посвященный 100-летию создания Рабоче-крестьянской Красной Армии, в рамках которого представлены четыре выставки: это работы Студии военных художников имени М. Б. Грекова, военные плакаты из фондов Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации, фотовыставка «Армия России» Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России и выставка личных работ С. К. Шойгу (фото 7).
В этом же году были организованы четыре выездные выставки: «Мир тувинцев-кочевников» в Елабужском архитектурном, историко-художественном музее-заповеднике (Татарстан) в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и Тувой (2016); «Графика Нади Рушевой» в Курагинском районном краеведческом музее; «Тува в прошлом и настоящем» — для участников Международных армейских игр (военное ралли) в 5-й отдельной мотострелковой дивизии в пос. Алабино Московской области; «Шаманизм и буддизм в Туве» — в Посольстве Индии в Российской Федерации (г. Москва).
Таким образом, обзор выставочных проектов Национального музея Тувы показывает успешную и постоянно расширяющуюся работу коллектива в этом направлении. Тематически наиболее популярными в республике и за ее пределами являются выставки, посвященные жизни и творчеству Нади Рушевой, материальной и духовной культуре тувинского народа, декоративно-прикладному искусству Тувы.
Из общего числа выставок, их устойчивого роста и тематического, жанрового разнообразия, мы представим классификацию и дадим краткий обзор по каждому типу выставок.
Типы современных выставочных проектов музея
Персональные выставки художников Тувы. Одним их важнейших типов выставок для музея установились персональные выставки художников Тувы. Значимость этого вида выставок высока, особенно в связи с популярностью темы творчества Нади Рушевой, которая стала традиционной на всем постсоветском пространстве и «привязана» к дате рождения юной художницы — 31 января. Эта дата
1917 г.
Фото 7. На открытии выставки личных работ С. К. Шойгу в Национальном музее РТ, 2018 г. Фото А. Куулар. Photo 7 At the opening of S.K. Shoigu's exhibition at the National Museum, Republic of Tuva, 2018. Photo by A. Kuular.
стала особенно важной и для музея Тувы, откуда родом была мама художницы — одна из первых балерин республики Наталья Дойдаловна Ажыкмаа-Рушева, и где семью Рушевых особенно почитают.
Тува прославилась в России и за рубежом работами народных мастеров — камнерезов. Периодически на выставках представляются материалы о жизни и творчестве многих тувинских мастеров. Это основоположник современного камнерезного искусства М. Черзи, народный мастер Д. Окаанчык, лауреаты Государственной премии им. И. Репина Х. К. Тойбухаа, Б. С. Байынды, М-Д. С. Хертек, Р. А. Аракчаа, заслуженные художники России и Тувы Д. Х. Дойбухаа, К. Т. Хунан, В. О. Ооржак и многие другие. Ежегодно или в год по несколько раз, экспонируются живописные работы тувинских художников.
Выставки о духовной культуре народов Тувы. Отметим выставки, приуроченные к важным культурным событиям в республике. Так, например, выставка «Декоративно-прикладное искусство Тувы» в 1992 г. была приурочена к Международному симпозиуму «Хоомей» в Туве. Из отчета директора музея А. Д. Дамдынчап можно узнать, что «выставка получила успех у посетителей и гостей города»1.
Особо в этом направлении значимы выставки, посвященные шаманизму Тувы. В 1992 г. в музее впервые была представлена выставка «Шаманизм — древнейшая религия тувинцев» — к 1-му Международному семинару шаманистов и шаманов в Кызыле, где гости-участники были из США, Финляндии, Австрии, Канады. В 1993 г. специально по Постановлению Правительства Республики Тыва при Тувинском краеведческом музее имени Алдан-Маадыр был создан научный центр по изучению шаманства, целью которого является «комплексное (этнологическое, социологическое, философское) исследование этого древнего феномена мировой, в частности тувинской культуры, решение проблем воздействия шаманства на экологию культуры человека и окружающей среды, изучение возможностей его использования в оздоровлении духовности современного человека» (Шаманизм в Туве, 1994: 41). Шаманская коллекция тувинского музея как одна из уникальных в своем роде стала постоянной на выездных и стационарных выставках до сегодняшнего дня. Она очень интересует зарубежных коллег. Так, в музее этнографии г. Антверпен (Бельгия) под руководством его директора Ян Ван Альпфена в 1997-1998 гг. при финансировании бельгийской стороны была организована выставка «Шаманизм тюркоязычных народов в Центре Азии» (фото 8).
На открытии выставки шаманка из Тоджи Т. Д. Чигжит провела в зале камлание, а артист В. Соян исполнил горловое пение. Все шаманские атрибуты были разделены по коллекциям. Были изготов-
1 Отчеты головного музея (ТРКМ) за 1992-2005 гг. Ф. 1, оп. 1, д. 19, с. 144. Рукопись хранится в научном архиве музея.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
лены макеты «оваа» и сери — навесного захоронения шамана, выпущен каталог выставки на английском и голландском языках. Во время работы выставки там же состоялись лекции М. Б. Кенин-Лопсана «Философия тувинского шаманизма», «Священные традиции тувинцев», вызвавшие большой интерес слушателей (Дыртык-оол, 2009: 53-54).
Второй зарубежной страной для выставки «Мифологическое наследие тувинцев. Шаманы в Центре Азии» была Австрия (1997 г.). Идея создания венской выставки принадлежала финскому профессору
Выставки об исторических личностях. Первый директор Тувинского краеведческого музея В. П. Ермолаев, назначенный на эту должность 13 мая 1929 г. (это дата основания музея), родился в 1892 г. Он внес большой вклад в комплектование фондов Государственного музея ТНР и как фотограф-очевидец запечатлел почти все исторические события в истории Тувы до середины XX в. В настоящее время его фотографии и негативы составляют «золотой фонд» музея (Дыртык-оол, 2012). «В. П. Ермолаев — краевед, журналист, фотограф» — такая выставка в 1992 г. была организована к 100-летию со дня его рождения. С тех пор в музее стало традицией в его честь создавать выставки.
Помимо В. П. Ермолаева, «героями» персональных выставок становятся известные люди культуры Тувы: В. Ф. Демин, Б. С. Дупчур, М. М. Мунзук, М. А. Рамазанова, М. М. Оюн, К. М. Саая, Г. Л. Торлук и др. При этом они не ограничиваются показом личной истории, персоналии рассматриваются на широком историческом и культурном фоне. Так, 60-летие со дня рождения Его святейшества Далай-Ламы XIV (в
1995 г.) нашло отражение в выставке не только о жизни буддийского иерарха, но и об истории буддизма в Туве. Выставка «Живое сокровище шаманизма», посвященное 70-летию со дня рождения М. Б. Кенин-Лопсана (в 1995 г.), поднимала тему и в целом тувинского шаманизма.
Выставочным методом музей продолжает отмечать юбилеи известных исторических личностей: тувиноведа С. И. Вайнштейна, археолога Я. И. Сунчугашева, народных мастеров Б. С. Байынды и К. М. Саая, актрисы тувинского театра Е. С. Кендельбиль. В честь 70-летия Н. Д. Ажыкмаа, матери Нади Рушевой, в
1996 г. в музее и Национальном театре Тувы были представлены экспонаты о ее жизни. Тематическая структура выставки, составленная сотрудником музея Нади Рушевой — филиала Национального музея РТ Н. Б. Чаш, состояла из разделов «Н. Д. Ажыкмаа и ее коллеги — артисты Тувинского театра», «Дочь Надя», «Участие в съемках художественного фильма «Люди голубых рек», «Друзья семьи Рушевых», «Рушевы
Хеймо Лаппалайнену. Организована она была в Венском Всемирном музее (Weltmuseum).
Музей периодически демонстрировал интересные фондовые материалы по таким темам, как «Скифо-сибирский звериный стиль», «История декоративно-прикладного искусства в Туве», «Тувинские шахматы», «Шаманские атрибуты», «Образ женщины в живописи Тувы».
Фото 8. Рекламный щит выставки «Шаманизм тюркоязычных народов в Центре Азии» на здании музея в г. Антверпен, Бельгия, 1997 г. Фото из архива музея. Photo 8. A promotional billboard for the «Shamanism among the Turkic-speaking peoples of Central Asia» exhibition, Antwerp, Belgium, 1997. Photo courtesy of the Museum's archives.
Популярными в самой Туве в последние годы стали выставки, отражающие духовную культуру тувинского народа («Тувинский чай, чайная традиция», «Бабушкин сундук», «Буддийские скульптуры из фондов музея»), на фоне которых проводятся культурно-образовательные мероприятия. Например, целью создания выставки «Шагаа — новый год» является знакомство с историей проведения народного праздника по лунному календарю, имеющегося буддийское влияние. Основной аудиторией являются школьники всех возрастов. На мероприятиях их учат соблюдать традиции и ритуалы.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
в Монголии», «Рисунки Нади Рушевой». Выставка в честь матери Нади Рушевой стала традиционной в юбилейные даты (в 2001, 2006, 2011 гг.). В 2016 г. в музее создана постоянная экспозиция «Три таланта — три судьбы» к 90-летию Н. Ажыкмаа-Рушевой. Здесь показана жизнь и судьба трех удивительно талантливых людей, которых, как гласил экскурсионный текст экспозиции (составитель Л. Ш. Шойдук), «невозможно представить друг без друга», они как «три камня очага».
С 2000 по 2018 г. выставки посвящены юбилейным датам известных личностей: ученого, доктора исторических наук, научного сотрудника музея М. Б. Кенин-Лопсана, народных мастеров М. Черзи, Д. Х. Дойбухаа, Р. А. Аракчаа, Б. С. Байынды, Е. Б. Байынды, Э. Б. Байынды, Д. Х. Дойбухаа, К. М. Саая, С. Х. Кочаа, художников Н. В. Самдана, М. М. Чооду, И. Ч. Салчака, Ч. Монгуш, краеведа К. С. Шойгу, драматурга и артиста В. Кок-оола, первого директора музея В. П. Ермолаева, автора классического танца «Звенящая нежность» А. В. Шатина, ветерана профсоюзного движения Т. Ч. Норбу, российских ученых А. Д. Грача, С. И. Вайнштейна, известного таксидермиста Сибири И. М. Путинцева, легенды тувинского цирка, Народного артиста СССР В. Б. Оскал-оола, первого профессионального фельдшера Тувы А. Н. Торжу, артистов К. Н. и М. М. Мунзуков, государственных деятелей Х. А. Анчимаа-Тока и А. М. Чымба, писателя С. Б. Пюрбю, командира минометного расчета братьев Шумовых А. Т. Шумова. Передвижные выставки выдающихся людей Тувы показывали в районах, на их малых родинах.
2018 г. завершился значимыми выставками: «Мастер своего дела» в память о реставраторе музея Б. С. Ховалыге, безвременно ушедшем в расцвете сил, и «Субедей маадыр», посвященной жизни и деятельности великого урянхайского полководца (1175-1248).
Выставки, посвященные памятным историческим датам республики, учреждений и организаций, в том числе общественных. Выставка «Награды Великой Отечественной войны тувинским добровольцам» (1993 г.) была приурочена к 50-летию со дня провода (1 сентября 1943 г.) на фронт Великой Отечественной войны и тувинских кавалеристов. В последующие годы, т. е. в 2003 и 2013 гг. в зале были проведены частичные обновления — в экспозицию были введены новые материалы о подвиге тувинских кавалеристов — добровольцев из Тувинской Народной Республики при освобождении украинских городов и поселков в феврале 1944 г.
В 1993 г. музей также отметил 100-летие расшифровки орхоно-енисейской письменности и 60-летие со дня выхода в свет газеты «Тыванын аныяктары» (Молодежь Тувы). Знаменательными датами были 50-летие со дня вхождения ТНР в состав СССР, 80 лет со дня основания Кызыла. Исторические источники о столице республики представлены также в честь ее 90-летия в 2004 г., а в 2014 г. оформлена стационарная выставка «Кызыл — город исторический» (к 100-летию со дня основания).
В 2011 г. в новом здании на основе новых материалов, в том числе из «золотого фонда» В. П. Ермолаева по истории Тувинской Народной Республики, создана постоянная экспозиция «90 лет Республике Танды — Тыва Улус». Автор научной концепции Ш. М. Ондар. В 2016 г. была проведена реэкспозиция зала, где введены новые письменные и вещественные источники по таким разделам, как «Протекторат России над Тувой», «Советско-тувинские отношения в 1920-1940-е гг.», «История Тувинской народно-революционной армии», «Медицина», «Культура», «Промышленность».
Афганская тема станет одним из разделов исторического зала музея до 2014 г. В настоящее время в музее имеется постоянная экспозиция «Время выбрало нас — Афганистан», основой которой послужила книга «Честь и доблесть. Солдаты из Тувы», составленная Д. А. Ооржак и Л. В. Кара-оолом.
Общественная, профессиональная жизнь республики нашла отражения в ряде выставок. Это «Славные дочери Тувы», посвященная 70-летию женского движения в Туве (1998 г.), «20 лет Союзу композиторов Тувы» (1999 г.), «70 лет Тувинскому ревсомолу» (2002 г.), «300 лет Союзу журналистики России» (2003 г.), «В краю вечных ледников», к 60-летию со дня восхождения на Вершину горы Мон-гун-Тайга (2006 г.), «90 лет комсомолу» (2008 г.), «100 лет комсомолу» (2018 г.), «Литературная Тува. 70 лет Союзу писателей Тувы» (2011 г.).
Фондовые выставки музея. Периодически музей показывал на временных выставках неопубликованные источники и неизвестные публике музейные коллекции и музейные предметы из своих фондов. Организация фондовых выставок и периодическая «публикация» музейных коллекций необходима для привлечения новых посетителей в музей. Обычно при их отборе выявлялись малоизвестные источники разных типов (вещественные, изобразительные или письменные).
Некоторые выставочные публикации были созданы тематическим методом. Например, посетителям в 2010 г. представлена выставка «Русский ковчег в Туве», о материальной и духовной культуре
русских в Туве; в 2011 г. ко Дню Славянской культуры в Туве были представлены атрибуты Туранской православной церкви и предметы русского быта.
В 1998 г. музей организовывал серию чисто фондовых коллекций. Так, отдел религии подготовил выставку «Буддийские атрибуты», приуроченную к 70-летию Всетувинского буддийского съезда в ТНР. Необходимость обращения к историческому событию 1928 г. была обусловлена проблемами определения места и роли религии в современном обществе. Можно отметить, что тогда этот форум имел международный характер, т. к. присутствовали представители из Бурятии, Монголии и Тибета. К тому же на съезд были приглашены Генеральный секретарь ЦК РСМ Иргит Шагдыржап, член правительства ТНР Тумен Баир и сотрудник УГВПО Дарма Нацов. Этот съезд имел историческое значение, поэтому нашел отражение в академическом издании «Истории Тувы», где было отмечено: «Основной обсуждавшийся на съезде проблемой стало обновление религии, перестройка ее в соответствии с происходящими в республике политическими изменениями.... Ставились и обсуждались вопросы нравственного воспитания молодежи, которое связывалось с возможностью сохранения основ ламаистского вероучения. В решении этих проблем надежды возлагались на понимание и поддержку правительства» (История Тувы, 2007: 257).
Выставки из личных коллекций. Яовшеством последних лет можно назвать привлечение к выставочной работе коллекционеров.
Так, из частной коллекции В. А. Шананина в 1998 г. была организована выставка «Значки о Туве». Как уже упоминалось выше, уже два года во время Международного форума коллекционеров, который проходит на базе Национального музея Тувы, демонстрируются их личные коллекции.
Заключение
Анализ выставочной работы Национального музея Республики Тыва, начиная с 1990-го года и до сегодняшнего дня, показывает, что выставочная деятельность музея наряду с экспозиционным показом была и остается второй основной формой музея по сохранению национальных и общекультурных ценностей региона.
Представленные статистика и обзор мероприятий демонстрируют активную творческую жизнь музея, которая решает важную «задачу ознакомления посетителей как можно с большим количеством памятников историко-культурного и природного наследия» (Решетников, 2014: 73). Сохранение этого наследия также входит в задачи музейной деятельности, что органически соединяется с необходимостью расширять поле работы на все области культуры, увеличивая влияние на вопросы культурной политики.
Необходимо отметить также, что при подготовке выставок в музее одновременно активизируется научная деятельность сотрудников, укрепляются и расширяются связи музея с научными и научно-образовательными организациями, растет сотрудничество и взаимообмен. Посетители конкретных выставок музея имеют возможность знакомиться на экспозициях, в буклетах, каталогах с результатами последних научных исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воронова, Т. Г. (2009) Выставочные проекты Национального музея истории и культуры Белоруссии в постсоветское время // Исторические экспозиции региональных музеев в постсоветский период / отв. ред. И. В. Чувилова. СПб. : Алетейя. 303 с. С. 102-105.
Дыртык-оол, А. О. (2007) История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл : КЦО «Аныяк». 84 с.
Дыртык-оол, А. О. (2009) Музейное строительство Тувы в составе Российской Федерации. Кызыл : КЦО Аныяк. 136 с.
Дыртык-оол, А. О. (2012) Музейная деятельность русских краеведов В. П. Ермолаева и Н. М. Богатырева в Туве // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Раздел «Культурология». № 21. С. 57-64.
История Тувы (2007) : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. II. 430 с.
Калякина, А. В. (2003) Адаптация российских музеев к новым социально-экономическим условиям 1990-е годы : автореф. дисс. ... к. и. н. М. 23 с.
Коробова, И. В. (2006) Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона: автореф. дисс. ... к. пед. н. Барнаул. 24 с.
Мазный, Н. В. (1997) Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев : автореф. дисс. ... к. и. н. М. 29 с.
Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве. Новосибирск : Наука. 200 с.
Ондар, Ч-Д. (2013) Путь инженера. Кызыл : ООО «Кооператив «Журналист». 239 с.
Панченко, А. С. (2012) Основные тенденции современной деятельности художественного музея (на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI вв.) : автореф. дисс. ... к. иск. СПб. 21 с.
Решетников, Н. И. (2014) Музей и проектирование музейной деятельности. М. : МГУКИ. 160 с.
Романова, М. Н. (2003) Музей в начале нового века: поиск путей развития // Региональные музеи: настоящее и будущее : сборник статей и тезисов межрегиональной научно-практической конференции «Региональные музеи: настоящее и будущее», посвященной 80-летию Музей истории Бурятии имени М. Н. Хангалова / отв. ред. С. Г. Жамбалова. Улан-Удэ : НоваПринт. 184 с. С. 3-6.
Российская музейная энциклопедия (2001) : в 2 т. / ред. коллегия: В. Л. Янин (предс.) и др. М. : Прогресс ; Рипол Классик. Т. II. 525 с.
Руденко, Н. И. (2015) Музейные практики производства культуры : на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея : автореф. дисс. .к. соц. н. СПб. 22 с.
Татаринова, Е. А. (2009) Выставочная деятельность Московского Публичного и Румянцевского музеев — Российской государственной библиотеки 1861-2000 : основные тенденции развития и преемственности : автореф. дисс. ... к. и. н. М. 24 с.
Труевцева О. Н. (2000) Историко-краеведческие музеи Сибири во второй половине XX века : дисс. ... д. и. н. Томск. 337 с.
Шаманизм в Туве (1994) / ред. Т. Б. Будегечи. Кызыл : Гос. Лицей РТ. 43 с.
Шелегина, О. Н. (2010) Музеи Сибири. Очерки создания развития адаптации / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Институт истории СО РАН.. 244 с.
Энхтуяа, Ш. (2009) Genghis khan's Mongolia: life in the greatest empire // Музейн мэдээлел. № 2. Р. 46-47.
Дата поступления 01.03.2019 г.
REFERENCES
Voronova, T. G. (2009) Vystavochnye proekty Natsional'nogo museia istorii i kultury Belarusii v postsovetskoe vremia [Exhibition projects of the National Museum of History and Culture of Belarus in the post-Soviet years]. In: Istoricheskiie ekspositsii regionalnykh museev v postsovetskii period [Historical expositions of regional museums in the post-Soviet period], ed. by I. V. Chuvilova. St. Petersburg, Aleteiia. 303 p. Pp. 102-105. (In Russ.)
Dyrtyk-ool, A. O. (2007) Istoria muzeinogo dela v Tuve (1920-1940) [A history of museum work in Tuva (1920-1940)]. Kyzyl, KCO «Anyiak». 84 p. (In Russ.)
Dyrtyk-ool, A. O. (2009) Muzeinoe stroitel'stvo Tuvy v sostave Rossiskoi Federatsii [Museum-building in Tuva as a subject of the Russian Federation]. Kyzyl, KCO «Anyiak». 136 p. (In Russ.)
Dyrtyk-ool, A. O. (2012) Museinaia deiatel'nost' russkich kraevedov V. P. Ermolaeva i N. M. Bogatyreva v Tuve [Museum work by Russian ethnographers V.P. Yermolayev and N.M. Bogatyrev in Tuva]. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo uni-versiteta kui'tury i iskusstva, Razdel «Kul'turologia», no. 21, pp. 57-64. (In Russ.)
Istoriia Tuvy [The History of Tuva] (2007): in 3 vols. / ed. by V. A. Lamin. Novosibirsk, Nauka. Vol. II. 430 p. (In Russ.)
Kal'akina, A. V. (2003) Adaptatsia rossiiskikh museev k novym sotsial'no — ekonomicheskim usloviiam 1990-kh gg. [Adaptation of Russian museums to the new socio-economic conditions of the 1990s.] : Thesis of Diss. ... Candidate of History. Moscow. 23 p. (In Russ.)
Korobova, I. V. (2006) Sistemoobrazuyushchie osnovy tekhnologii vystavochnoi deyatel'nosti muzeev kak faktora formirovani-ya sotsial'no-kul'turnoi sredy regiona [Systemic foundations of exhibition technique at museums as a factor in shaping the social and cultural environment of the region]: Thesis of Diss. ... Candidate of Pedagogy. Barnaul. 24 p. (In Russ.)
Maznyi, N. V. (1997) Vystavka kak universal'naya forma ekspozitsionnoi deyatel'nosti otechestvennykh muzeev [Exhibition as a universal form of exposition work at Russia's museums]: Thesis of Diss. ... Candidate of History. Moscow. 29 p. (In Russ.)
Monguch, M. V. (2001) Istoria buddisma v Tuve [A History of Buddhism in Tuva]. Novosibirsk, Nauka. 200 p. (In Russ.)
Ondar, Ch.-D. B. (2013) Put' inzhenera [Engineer's Way]. Kyzyl, OOO «Kooperativ «Zhurnalist». 239 p. (In Russ.)
Panchenko, A. S. (2012) Osnovnye tendentsii sovremennoi deyatel'nosti khudozhestvennogo muzeya (na materiale muzeev Sankt-Peterburga rubezha XX-XXI vv.) [Major trends of museum work at contemporary art galleries: tha case of St. Petersburg's museums at the turn of 21st century)] : Thesis of Diss. ... Candidate of Art Studies . St. Petersburg. 21 p. (In Russ.)
Rechetnikov, N. I. Museum i proektirovanie museinoi deiatel'nosti [Museum and planning museum work]. Moscow, MGUCI. 160 p. (In Russ.)
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
Romanova, M. N. (2003) Muzei v nachale novogo veka: poisk putei razvitiya [Museums at the beginning of the new century: searching for ways of development]. In: Regional'nye muzei: nastoyashchee i budushchee [Regional museums: the present and future] : collection of articles and abstracts of the conference "Regional museums: the present and future", dedicated to the 80th anniversary of the History Museum of Buryatia / ed. by S. G. Zhambalova. Ulan-Ude, NovaPrint. 184 p. Pp. 3-6. (In Russ.)
Rossiiskaia museinaia entsiklopedia [Russian Museum Encyclopedia] (2001): in 2 vol. Moscow, Progress Publ., Ripol klassik Publ. 525 p. (In Russ.)
Rudenko, N. I. (2015) Muzeinye praktiki proizvodstva kul'tury : na primere vystavochnoi deyatel'nosti Rossiiskogo etno-graficheskogo muzeya [Museum practices of cultural production : the case of exhibition activities of the Russian Museum of Ethnography]: Thesis of Diss. ... Candidate of Sociology. St. Petersburg. 22 p. (In Russ.)
Tatarinova, E. A. (2009) Vystavochnaya deyatel'nost' Moskovskogo Publichnogo i Rumyantsevskogo muzeev - Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki 1861-2000. Osnovnye tendetscii razvitiya i preemstvennosti [Exhibition work at the Moscow Public and Rumyantsev museums — the Russian state library, 1861-2000: major trends of development and continuity]: Thesis of Diss. ... Candidate of History. Moscow. 24 p. (In Russ.)
Truevcheva, O. N. (2000) Istoriko-kraevedcheskie musei Sibiri vo vtoroi polovine XX veka [Local history museums of Siberia in the second half of the 20th century] : Diss. ... Doctor of History. Tomsk. 337 p. (In Russ.)
Chamanism v Tuve [Shamanism in Tuva] (1994). Ed. by T. B. Budegechi. Kyzyl, State Lyceum of the Republic of Tuva. 43 p. (In Russ.)
Chelegina, O. N. (2010) Musei Sibiri. Ocherki sosdaniia, rasvitiia, adaptacii [Museums of Siberia: Notes on creation, development and adaptation]. Novosibirsk, Nauka. 244 p. (In Russ.)
Enkhtuiaa, Sh. (2009) Genghis khan's Mongolia: life in the greatest empire. Muzein medeelel, no. 2, pp. 46-47. (In Mong.)
Submission date: 01.03.2019.