DOI: 10.25178/nit.2019.2.4
Историческая живопись С. К. Ланзы в собраниях Национального музея Тувы
Мария Д. Наксыл, Чейнеш О. Санчай
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Российская Федерация,
В статье рассмотрена роль Национального музея Республики Тыва, как хранителя исторической памяти народа и художественного наследия тувинского живописного искусства — на примере творчества первого профессионального художника Тувы С. К. Ланзы (1927-1977).
Исследован творческий путь С. К. Ланзы. Его учителями были лучшие советские живописцы, и он в полной мере вобрал в себя искусство своего времени. Ведущее место в его произведениях занимает историческая живопись в жанре соцреализма.
Восстановлена история комплектования коллекции С. К. Ланзы в фондах Национального музея Тувы, начиная с 1940-х гг. Рассмотрены наиболее известные полотна исторического жанра, а также жанра социалистического реализма; дана их искусствоведческая характеристика. Перечислены основные проблемы хранения и экспонирования картин.
Источниковой базой исследования является внутренняя документация музея, приказы министерства культуры Тувинской АССР, личные документы С. К. Ланзы, документы правления Союза художников Тувинской АССР.
Ключевые слова: Тува; Национальный музей Тувы; живопись; С. К. Ланзы; искусство Тувы; Союз художников Тувы; 60 богатырей; историческая живопись
♦
i Наксыл Мария Донгаковна — хранитель 1 категории отдела учета и хранения фондов Национального музея \ им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (913)-351-32-51. Эл. адрес: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-9S94-4S70 Санчай Чейнеш Орлановна — экскурсовод отдела культурно-образовательной работы Национального музея им. Алдан-Ма-адыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (923)-269-52-01. Эл. адрес: neshsunchai@ gmail.com ORCID ID: 0000-0002-3777-8743
Naksyl Mariia Dongakovna, 1st category custodian, Department of accounting and storage of funds, Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (913) 351-32-51. E-mail: manoush@ yandex.ru
Sanchai Cheinesh Orlanovna, Guide, Department of cultural and educational work, Aldan-Maadyr National museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (923) 269-52-01. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Наксыл М. Д., Санчай Ч. О. Историческая живопись С. К. Лангзы в собраниях Национального музея Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/844 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.4
S. K. Lanzy's history painting in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva
Maria D. Naksyl, Cheinesh O. Sanchai
Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Russian Federation
The article looks at the role of the National Museum of the Republic of Tuva as a custodian of the people's historical memory, as well as of the Tuvan artistic heritage. Our case study is the works of Tuva's first professional painter, S.K. Lanzy (1927-1997).
Our study of the creative career of S.K. Lanzy has shown that he studied with some of the best Soviet painters, and learned a lot from the art of his days. His work was dominated by historical painting in the genre of Socialist realism.
The article reconstructs the history of how the current S.K. Lanzy collection was brought together at the National Museum of the Republic of Tuva, starting from the 1940s. The authors provide a critical survey of the most famous paintings in the history genre, as well as the tradition of the Socialist realism. Also covered are the basic issues of storing and exhibiting paintings.
The article's sources include the museum's internal documentation, orders of the Ministry of Culture, Tuvan ASSR. S. K. Lanzy's personal archives, and also the archives of the board of the Union of Artists of Tuvan ASSR.
Keywords: Tuva; National Museum of the Republic of Tuva; painting; S.K. Lanzy; art of Tuva; Union of Artists of Tuva; 60 maadyr; historical painting
ФFor citation:
Naksyl M. D. and Sanchai Ch. O. S. K. Lanzy's history painting in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva, 2019, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/artide/view/844 (access date ... ). DOI: 10.25178/nit.2019.2.4
Введение
Актуальность избранной темы подтверждается ее малой изученностью и кризисом в сфере развития изобразительного искусства в Республике Тыва на сегодняшний день, масштаб которого становится очевидным в сравнении с процессом, который мы наблюдали в 1940-1980-е гг. Исследования, посвященные трудам художников Тувы, принадлежат перу советского доктора искусствоведения, профессора, члена Союза Художников СССР С. М. Червонной, написавшей монографии «Живопись автономных республик РСФСР» (Червонная, 1978) и «Художники Республики Тыва» (Червонная, 1995), уже ограничены анализом работ советского периода.
Соответственно, дальнейшее изучение тувинского фонда живописи Национального музея им. Ал-дан-Маадыр Республики Тыва (далее — НМ РТ) — задача актуальная как для музейного дела, так и для развития самой живописи Тувы.
Одной из основных и многочисленных в фонде живописи и графики Национального музея Тувы является коллекция картин тувинского художника С. К. Ланзы (1927-1977). Он принадлежит к числу выдающихся художников тувинского искусства. Его деятельность способствовала основанию школы академической живописи и графики в Туве ХХ века. В своих работах Ланзы показывает сложную историю тувинского народа, панорамные пейзажи тувинской первозданной природы, национальные натюрморты, а также тувинское камнерезное искусство.
Его творчество уже входило в поле внимания С. М. Червонной, которая определила характерные черты художественного стиля Ланзы (Червонная, 1978). О художнике также писал заведующий отделом искусства, культуры и религии Национального музея Республики Тыва, искусствовед, член Союза художников РФ А. С. Хертек (Хертек, 2017). Об истории создания Союза художников Тувы 1965-1970 гг., а также о вкладе в работу Союза С. К. Ланзы, как председателя пишет Ю. К. Троякова (Троякова, 2013). А. К. Кужугет в монографии «Духовная культура тувинцев: структура и трансформация» рассматривает изобразительное искусство Тувы в XX веке, упоминая С. К. Ланзы, как одного из первых и лучших живописцев Советской Тувы (Кужугет, 2016). Третий том фундаментального труда «История Тувы», охва-
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
тывающего период от 1944-1991 гг., при описании социокультурных процессов в Туве затрагивает развитие изобразительного искусства, где отмечается деятельность С. К. Ланзы (История Тувы, 2016).
При этом еще не было специальных исследований, связанных с проблемами хранения, экспонирования творчества С. К. Ланзы, основная часть которого хранится в Национальном музее Тувы. Деятельность музея направлена не только на хранение и представление работ, но и на их изучение, на полноценное функционирование в культурной жизни республики.
Соответственно поставленной цели, будут решаться следующие задачи: анализ особенностей творчества С. К. Ланзы и его вклада в развитие изобразительного искусства Тувы; истории комплектования коллекции исторической живописи Ланзы в Национальном музее Тувы; определение вклада музея в сохранении художественного наследия Тувы.
Источниковой базой исследования являются книги поступления (далее — КП) музейных предметов основного фонда1, а также акты закупочной комиссии музея2, расходные фактуры3, приказы министерства культуры Тувинской АССР, личные документы С. К. Ланзы4 из фонда документально-письменных источников музея, среди которых отчетный доклад правления Союза Художников Тувинской АССР на III съезде СХ Тувинской АССР за период с 3 августа 1971 по 2 августа 1974 г., а также протокол расширенного заседания правления Союза художников Тувинской АССР 29 июля 1974 г.
Биография Сергея Ланзы и его вклад в развитие изобразительного искусства Тувы
С. К. Ланзы родился 3 ноября 1927 г. в семье простого тувинского арата в местечке Чангыс-Шиви Тес-Хемского кожууна. Мать Ланзы — Бадыргын Сиржинмаа Ашак-оол — была известна как народная сказительница. С раннего детства Ланзы из ее уст внимал легенды, сказки и предания тувинского народа. Несомненно, ее рассказы оставили яркие впечатления у любопытного мальчика, и впоследствии стали одним из важнейших источников творческого вдохновения художника.
Школьные годы С. К. Ланзы прошли в самагалтайской школе. Учась еще в начальных классах, мальчик уже проявлял большой интерес к рисованию и отличался большими способностями (Хертек, 2017). В эти годы, а это было временем Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), правительство было нацелено на поиск талантов в народе, становление народного образования, развитие культурно-просветительской деятельности, изобразительного искусства и в целом народного творчества (Червонная, 1995: 22). Таким найденным талантом стал маленький Ланзы. Среднюю школу он заканчивал уже в Кызыле. Ему посчастливилось учиться на уроках рисования у знаменитого художника Василия Демина. Именно на его уроках Сергей Ланзы познакомился с изобразительным искусством, а Василий Демин разглядел в тес-хемском мальчике дарование.
В 1944 г. Ланзы, как одаренного тувинского художника, министерство просвещения ТНР отправляет на учебу в Свердловское художественное училище. Спустя некоторое время он переводится в Казанское художественное училище. В этом образовательном учреждении он не только учится рисовать, но и осваивает педагогические науки, получая специальность учителя рисования и художника театра (История Тувы, 2016: 158).
После окончания училища в 1949 г. Ланзы вернулся в Кызыл и устроился главным художником в Тувинский музыкально-драматический театр. В 1953 г. он продолжил совершенствовать свое профессиональное мастерство — поступил в Ленинградский (сегодня — Санкт-Петербургский) государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — в старейшее художественное учебное заведение страны, которое готовит выдающихся деятелей искусства, получивших мировую известность.
В институте Ланзы учился у лучших преподавателей живописи и рисунка М. Копейкина, Р. Френца, П. Белоусова, П. Иванова, Е. Моисеенко (История Тувы, 2016: 158). Постигал грамоту живописи, рос как
1 Книги поступления музейных предметов основного фонда представляют собой внутренние отчетные документы, в которых фиксируется дата поступления предметов в музей, данные о том, в каком количестве и от кого поступили предметы, в каком состоянии, приобретены в дар либо выкуплены по определенной стоимости, каждому предмету присваивается порядковый номер. Хранятся в секторе учета Национального музея РТ.
2 Акт закупочной комиссии Тувинского республиканского краеведческого музея отражает имена, должности членов комиссии из числа сотрудников музея, в составе которой было принято решение о приобретении и оплате предметов для музейного фонда.
3 Расходная фактура отражает решение министерства культуры Тувинской АССР отпустить со своего склада в музей предметы, закупленные ранее министерством.
4 Альбомы с фотографиями, газетными вырезками, каталогами «III съезд Союза Художников РСФСР», «III съезд Союза Художников Тувинской АССР».
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
профессионал. При этом он учился не только у мастеров-преподавателей, но и воспринимал опыт и знания художников полотен Эрмитажа и других крупных музеев, и галерей.
В 1960 г. в газете «Советская Россия» вышла небольшая статья, рассказывающая о большом подвиге сына кочевого народа в постижении европейских изящных наук: «Это было 20 лет назад. Сын бедного арата Сережа, одетый в белую овчинную шубу и мохнатую шапку, подолгу любовался репродукциями картин знаменитых русских художников Репина, Васнецова, Сурикова и других. Очень хотелось мальчику научиться писать картины. И вот, наконец, заветные мечты сбылись. Из далекой Тувы Сергей Ланзы едет учиться. В 1959 г. он заканчивает Ленинградскую академию художеств СССР. Теперь он первый художник тувинского народа» (Заметка о художнике, 1960: 7).
По приезду в Туву в 1959 г. уже началась его большая профессиональная деятельность. Художник открывает изостудию, начинает собирать профессиональное сообщество, образуя круг художников Тувинской Автономной области, объединенных изначально в филиал Красноярского отделения Союза художников РСФСР (Червонная, 1995: 48).
В 1964 г. произошло важнейшее событие в истории развития искусства в Туве — состоялся первый съезд тувинских художников, на котором присутствовало 73 чел. 10 из них были членами Союза художников СССР, 7 — резчиками по камню, что говорит о сильной школе традиционных видов искусства в Туве в сравнении с академическими европейскими. Главным достижением состоявшегося съезда считается создание собственного творческого объединения — Союза художников Тувинской АССР в 1965 г., который концентрировал весь творческий потенциал Тувы в единое целое и являлся отделением Союза художников РСФСР. С инициативой создания творческого союза тогда выступили известные художники В. Ф. Демин и С. К. Ланзы. (Троякова, 2013: 54). С. К. Ланзы возглавлял организацию до самой своей смерти.
Так, 1965 г. стал ключевым в развитии изобразительного искусства Тувы. Союз художников отныне — это главная выставочная площадка, цех по обучению и продвижению тувинских художников не только по своей малой Родине, но и на просторах СССР и за рубежом. С этого момента начинается повсеместное привлечение одаренных и талантливых резчиков, живописцев к участию в жизни Союза художников и в проводимых выставках.
Именно правление Союза художников под председательством Сергея Ланзы было заинтересовано в привлечении новых кадров, повышении профессионального уровня всех видов искусства, в выставочном движении (там же: 55). Соответственно, важным достижением Союза художников Тувы можно назвать открытие в 1967 г. художественного отделения в Кызылском музыкальном училище, благодаря чему он стал называться Кызылским училищем искусств. Первыми учителями художественного отделения стали сами первые профессиональные художники Тувы: С. Ланзы, молодые графики и живописцы И. Салчак, Ю. Деев, О. Ондар-оол, Т. Ондар и др. Ежегодно училище готовило 7-8 выпускников, которые далее учились в художественных вузах страны (Червонная, 1995: 49) и вступали в ряды Союза художников СССР.
В 1970-е годы в составе Союза художников Тувинской АССР насчитывалось 17 членов организации, и тувинских, и русских художников, 11 человек были кандидаты в зачисление в Союз. Вся организационная и творческая деятельность Союза приводилась согласно плану и согласовывалась с местными партийными и советскими организациями. Главное внимание правления Союза художников было направлено на проведение художественных выставок, творческий рост членов союза, улучшение деятельности Тувинского отделения художественного фонда РСФСР.
С 1965 по 1977 г. значительно расширилась выставочная деятельность. Она стала одной из основных форм работы Союза художников по популяризации изобразительного искусства Тувы. Художники стали активно участвовать в республиканских, зональных и всесоюзных выставках. За этот период Союзом художников было организовано 24 различные выставки. Новым витком выставочной деятельности стала организация совместных выставок с соседними областями и республиками. За это время Союз художников Тувы во главе с председателем С. К. Ланзы организовали такие республиканские выставки: художественная выставка произведений молодых художников и мастеров прикладного искусства в 1972-1973 гг., художественная выставка «Всегда начеку», посвященная 55-летию советской милиции, выставка «Наш современник», юбилейная выставка, посвященная 50-летию образования СССР, выставка «Акварели» в 1973 г., художественная выставка, посвященная 50-летию народной революции в Туве в 1971 г. Эти выставки стали своеобразным отчетом, с которыми выступали художники и мастера декоративно-прикладного искусства Союза художников (КП 8061/30 ДПФ).
Помимо республиканских выставок, художники принимали участие в крупных всесоюзных и зональных выставках, например, в выставке 16 автономных республик РСФСР в г. Москве в 1971 г., выс-
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
тавке произведений художников Урала, Сибири и Дальнего Востока в г. Москве в 1971 г., республиканской выставке РСФСР «По родной стране» (1974 г.), всесоюзной выставке «Всегда начеку» (1977 г.), зональных выставках «Сибирь социалистическая» с 1969 г. и по сей день.
Благодаря участию в таких крупных выставках работы художников были приобретены дирекциями выставок Министерства культуры Тувинской АССР, Министерства культуры РСФСР и Союзом художников РСФСР. С тех пор работы художников Тувы хранятся в фондах художественных музеев и галерей многих городов России (КП 8061/30 ДПФ).
Под руководством С. К. Ланзы стало возможным участие камнерезов и мастеров декоративно-прикладного искусства в зарубежных выставках, где часть их произведений была приобретена и теперь хранятся в собраниях зарубежных музеев мира. В каталоге «Выставка произведений тувинских художников Тувинской АССР» 1976 г. (Ланзы, 1970: 6) отмечается, что благодаря качественному и количественному росту деятельности Союза художников Тувинской АССР стало возможным участие тувинских работ в выставках в Японии, Швеции и США, а также в Монголии.
За 12 лет деятельности в профессиональном союзе С. К. Ланзы и его коллегам удалось совершить огромный скачок как в развитии изобразительного искусства в Туве, так и в его организации. За этот период художественная культуры Тувы вышла на новый профессиональный уровень: художники участвовали во всесоюзных и международных выставках, были созданы творческие мастерские, детская художественная школа, целое художественное отделение в Кызылском колледже искусств, ставшая кузницей кадров для многих современных художников. Традиции художественной школы Ланзы передаются по сей день, но уже не в таких масштабах.
Историческая живопись в картинах Сергея Ланзы
С. М. Червонная отмечает, что Ланзы можно охарактеризовать, как живописца исторического жанра. При этом она выделяет в его исторических полотнах черты драматической приподнятости и романтизма. Этот жанр занимает ведущее место в творчестве художника. Кроме того, в его коллекции встречаются натюрморты, портреты, пейзажи, бытовые сцены, а также картины, отражающие социалистическое строительство Тувы (Червонная, 1978: 45).
Исторические события, героические подвиги оказались в центре тувинской живописи с момента ее зарождения как профессионального вида деятельности, со второй половины 1940-х гг. До конца 1950-х гг. эта тенденция сохранялась, но довольно скоро исторические полотна превратились в официозно-парадные, сухие, где-то фальшивые, как пишет Червонная, получившие название «лакировка действительности» (Червонная, 1995: 66). Изменить эту не лучшую тенденцию в жанре исторической картины удалось именно первому профессиональному живописцу Тувы С. К. Ланзы.
Начиная со своей выпускной (при окончании ленинградского вуза) работы 1959 г. «К партизанам», он возвращает жанру его эмоциональную искреннюю глубину и историческую подлинность, художественную убедительность. Закрепляет этот результат он полотном «Праздник воссоединения с Россией» (1967). В целом его художественный стиль и предпочтение сюжетов, к которым он обращается, обогащают всю тувинскую тематическую живопись, ее диапазон. Особое внимание он уделяет партизанскому движению 1919-1921 гг. (Червонная, 1978: 46).
Другая значимая для него тема — борьба тувинцев против феодального гнета Маньчжурской династии Цин, вылившаяся в восстание 60 богатырей. С. К. Ланзы интерпретирует эту тему в целой серии полотен. Опыт работы художником-постановщиком в театре помогает ему передать драматичность момента, превратить действие картины в сцену, освещенную софитами. Особенно заметно это в картине «Допрос 60 богатырей» (фото 1).
Здесь мы наблюдаем напряженное противостояние двух воль: нойонов, палачей против пленных мятежников. Атмосфера накалена, очевидно противоборство сторон, раскрыт драматизм исторического события (там же: 45). Картина — дань уважения историческому символу борьбы за свободу своего народа от любой формы угнетения. Неспроста избран момент допроса. Пленники ожидают казни, но на холсте застыл момент борьбы. Сорванная одежда с гордо выпяченной груди повстанца — это композиционный центр, притягивающий взгляд, несмотря на то, что пленники стоят на коленях, а на плечах колодки. Их дело не умрет после жестокой расправы с ними, а только разгорится и навеки сохранится в памяти народа. Таким образом, автор запечатлел не побежденных аратов, а настоящих героев. Ланзы отказался изобразить саму казнь на этой картине, ведь она бы вызвала чувство сострадания к судьбе поверженных борцов, ощущения потери и безысходности.
Фото 1. Картина С. К. Ланзы «Допрос 60 богатырей», 1958 г. Холст, масло. Фото В. Монгуш, 2019 г. Photo 1. S. K. Lanzy's "The interrogation of 60 maadyr" (1958). Oils on canvas. Photo by V. Mongush, 2019.
Несомненно, на творчество Ланзы повлияли его время, идеалы и мастера. Как отмечает Б. Р. Виппер, в Советские годы исторический жанр переживал настоящее возрождение. Главное внимание уделялось человеку, народу, общественным интересам, героизму, трагедии народного бунтарства, как у Сурикова, трагизму исторической личности, как у Репина (Виппер, 2010: 258). Виртуозы русского реализма и исторической живописи второй половины Х1Х-го, начала XX вв. — В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. М. Васнецов и др. — существенно повлияли на развитие искусства.
Прирожденный исторический живописец В. И. Суриков в 1868 г. проделал путешествие из XVI века в Х1Х-й, когда отправился на учебу из Сибири через Москву в Петербург (Алленов, Евангулова, Плугин, 1989: 262). Подобное путешествие во времени в 1959 г. совершил и Сергей Ланзы. Первая крупная работа Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) повествует о трагическом историческом сюжете — стрелецком бунте 1698 г. Ланзы в «Допросе 60 богатырей» фактически повторил приемы В. И. Сурикова. В картине Сурикова столкнулись две непримиримые стороны: взбунтовавшиеся стрельцы и молодой Петр. Можно наблюдать последние мгновения жизни мятежников, общее настроение толпы. Все говорит о неотвратимости сурового наказания. Стрельцы осознают, что их бой проигран, то есть проиграно нечто большее, чем их жизни. Как пояснял сам художник, автор отказался от изображения свершившейся казни, чтобы запечатлеть торжественность последних минут перед казнью (Алленов, Евангулова, Плугин, 1989: 263). Суриков не раз после этого возвращался к приему противостояния сторон и конфликту в картинах, и он стал характерной чертой его творчества.
Ланзы, как и Суриков, прошел путь творческого развития, оказавшись первым тувинским живописцем, добившимся успеха в реалистической живописи исторического жанра. Это позволило ему диктовать тенденции развития искусства в Туве.
Как и на любого другого художника, на Ланзы повлияла сама социальная ситуация. Вторая половина XIX века и первая половина XX века — время неспокойное, время революций, войн, восстаний. Автор сам жил в годы Великой Отечественной войны, переживал его тяготы, поэтому мог обращаться в своем творчестве не только к теме Великой Отечественной, но и к Гражданской войне 1918-1921 гг., и к восстанию 60 богатырей. В условиях возрождения популярности исторического жанра в советские годы, Ланзы привносит в свои исторические картины новые черты, тем самым выступая новатором среди
Фото 2. Картина С. К. Ланзы «Песнь о свободе», 1957 г. Холст, масло. Фото В. Монгуш, 2019 г.
Photo 2. S. K. Lanzy's «The Song of Freedom» (1957). Oils on canvas. Photo by V. Mongush, 2019.
художественной интеллигенции Тувы. При этом, сюжет у Ланзы оживляется, он старается передать глубокие эмоции и чувства людей, что позволяет усматривать в его творчестве черты романтизма.
С. Ходж определяет романтизм, как художественное, а также интеллектуальное, литературное направление, возникшее в начале 1800-х гг. в Европе, в основе которого лежит сильный интерес к эмоциям. Особое внимание представители романтизма уделяли воображению, сильным душевным переживаниям, превосходству эмоций над логикой, интуиции над интеллектом (Hodge, 2017: 26). Художники отвергали рациональность и беспристрастность. Самый яркий пример живописи романтизма — «Свобода, ведущая народ» (1830) кисти Э. Делакруа.
Романтизм проявился и в полотнах Ланзы. Возможно, благодаря его опыту работы театральным декоратором, в театре он узнал о силе драматургии и сценической режиссуры. «Допрос 60 богатырей», несколько вариантов картины «Восстание 60 богатырей», «Мрачное прошлое», а также «Песнь о свободе» (фото 2) не просто иллюстрируют конкретные события прошлого, а показывают отношение автора к этому прошлому. Ланзы восхваляет храбрость восставших богатырей, его картины вызывают эмоции, чувство сопереживания и гордости.
«Песнь о свободе» даже своим названием воспевает образ свободы, который символизирует подвиг восставших. Около юрты вокруг костра собрались араты-мятежники, слушают мелодию игила — национального музыкального инструмента, женщина готовит ужин в большом котле для мужчин. Сюжет не изображает батальную сцену или сцены схватки в плен, не отображено конкретное событие. Перед нами фантазия художника на тему исторического прошлого, показывающая паузу между столкновениями, минуту отдыха, наполненную надеждами, мечтами о победе и свободе.
Такой же прием автор использует в картине «К партизанам» (1959) (фото 3), которая была написана в Ленинграде под руководством наставника Е. Е. Моисеенко. Девушка с ребенком на руках провожает молодого всадника в долгий путь на сражение с китайскими захватчиками. На фоне ковыльных сухих степей Тувы, синих далеких вершин родной дом также видно, что покидают дома на лошадях другие добровольцы партизанского движения. Червонная отмечает, именно эта картина со всей очевидностью вносит во всю тувинскую живопись нотки романтизма (Червонная, 1995: 67). Здесь Ланзы снова не связывает сюжет с конкретным событием. Он интерпретирует партизанское движение в лирическом ключе, наполняя картину переживаниями о предстоящем, стараясь вызвать сильные эмоции у зрителя.
Фото 3. Картина С. К. Ланзы «К партизанам», 1959 г. Холст, масло. Фото В. Монгуш, 2019 г. Photo 3. S. K. Lanzy's "To the partisans" (1959). Oils on canvas. Photo by V. Mongush, 2019.
Говоря о творчестве С. К. Ланзы в целом, нельзя не упомянуть, что вся его живопись испытала влияние идеологии, вобрала в себя черты соцреализма, художественного метода, распространившегося в искусстве СССР и других социалистических стран.
Приход к власти в Тувинской Народной Республике выпускника Коммунистического университета трудящихся Востока С. К. Тока существенно изменил внешнеполитический и внутриполитический курс страны. Все устремления тувинского правительства теперь были обращены к СССР. После вступления Тувы в состав РСФСР в качестве автономной области культура Тувы продолжила испытывать сильнейшее влияние большевистской политики под контролем и цензурой Коммунистической партии (Кужугет, 2016: 224).
Принципы соцреализма проявляются в картинах Ланзы тем, что идеи, которые автор хочет донести, просты и понятны. Восхваляется социалистическое строительство, стремление к светлому будущему. В коллекции Ланзы есть полотна «Строительство комбината Хову-Аксы» (1967), «Асбестный карьер» (1969), «Современная Тува» (1976), «Портрет Л. И. Брежнева с Ю. Цеденбалом» (год не известен), «Портрет Салчак Тока» (1972), «Новоселье» (год не известен). Конкретность, прямолинейность живописи соцреализма исключает скрытые символы, абстрактность. В картинах Ланзы не найти метафорических образов, абстрактных символов или какой-то тайны. Он отображает реальность. Об этом прямо говорилось на отчетном докладе правления Союза художников Тувинской АССР на III съезде Союза художников Тувинской АССР за период с 3 августа 1971 г. по 2 августа 1974 г., который зачитывал Председатель Союза художников Тувинской АССР С. К. Ланзы (КП 8061/30). В речи Ланзы ярко обозначена мотивация художников советской эпохи: «Программа развития социалистического искусства неотделима от стремлений советских людей» (там же).
Ланзы вдохновлял художников: «Каждый советский художник, где бы он не работал — в Кызыле или далекой Бай-Тайге — должен ясно сознавать свою личную ответственность в масштабе всей художественной культуры человечества. Советские люди ждут от нас вдохновенных произведений о нашей социалистической действительности, о героическом подвиге советского человека-созидателя. Высокое призвание художника — убедительно ярко показать героя нашего времени — передовика производства и культуры, своим трудом приближающего победу коммунизма в нашей стране. Мы,
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
художники советской Тувы, идем вперед к сияющим вершинам коммунизма вместе с партией и народом. Мы полны решимости отдать свое вдохновение, свое мастерство благородному делу служения великой Родине — Союзу Советских социалистических республик» (КП 8061/30); «В мире борьбы социализма с капитализмом, мы, художники — часть этой борьбы» (там же).
Таким образом, Ланзы сам служил стране и призывал это делать коллег. В творческих поисках он обращался к опыту известных художников. Демонстрируя черты романтизма, он преуспел в жанре исторической живописи, и создавал полотна с помощью метода социалистического реализма.
Комплектование фондов музея
Первые картины С. К. Ланзы начали поступать в фонды Тувинского краеведческого музея в 1940-х годах. Так, первые записи о наличии картин художника значатся в проверочном акте от 17 сентября 1948 года1. В это время музей хранил 7 картин тувинского художника: «Привитие от оспы», «Зимой», «Девушка», «Аратка», «Птицеловы», «Перспектива», и панно «Парад у Обкома». Известен только год создания картины «Девушка» — 1957 г. К сожалению, не известно, как эти картины поступали в музей, так как отсутствуют акты приема предметов: не имеется данных о сдатчике, легенде, дате поступления.
В 1949 г. в акте приема и передачи предметов от сотрудника Павленко к Зубовой добавилось 4 картины от художника Ланзы: «Дом Правительства», «Лучшая животноводка», «Восстание 60 богатырей» и не законченная картина Ланзы, название которой в акте не упоминается. Позже в этом же году в отдел истории поступает еще одна картина «После восстания». Акт приема работ на эти картины также отсутствует, и можно предположить, что картины были закуплены музеем у художника2.
Два исторических полотна «Восстание 60 богатырей» и «После восстания» были музею крайне важны, так как в плане второго полугодия отдела истории тувинского музея за 1948 г. была поставлена цель создать выставку о восстании 60 богатырей, посвященную национально-освободительной революции3. В плане значилось несколько мероприятий для раскрытия этой темы, одной из которых было создание рисунков, основной темой которой было изображение пыток аратов. В связи с этим в музей в это время поступило несколько работ на тему восстания 60 богатырей. Две картины поступили от Ланзы, еще три — от художника Всеволода Тас-оола, а именно: картины «Восстание 60 богатырей», «Расправа над 60 богатырями», «Избиение арата».
Дальнейшее комплектование коллекции С. К. Ланзы было активным с 1950-х гг. В 1953 г. тувинский областной музей покупает у художника две картины «Взойдет солнце» и портрет Г. М. Маленкова. По акту приема работ картина «Взойдет солнце», рассказывающая о расправе после восстания 60 богатырей была закуплена у автора за 700 рублей. Портрет Маленкова в свою очередь музей приобрел за 300 рублей. Эти работы вошли в экспозицию отдела истории.
В 1950-х годах структура музея состояла из трех отделов: отдел истории, отдел природы и отдел соцстроительства. Последний в октябре 1950 г. был переименован в отдел советского периода4. Интересно то, что в отделе соцстроительства существовало подразделение живописи, которое в актах передачи и отчетах значится как отдел живописи. Данное подразделение занималось экспонированием картин западноевропейских и российских художников ХУП-Х1Х вв., и картин художников В. Демина, Г. Суздальцева, В. Тас-оола, Н. Рушева, Л. Афанасьева. Всего около 60 картин. Отдел истории и отдел природы также хранили картины, но они, имевшие историческую тематику и бывшие в основном панорамами и пейзажами, не относились к отделу живописи. Это говорит о том, что к 1950 гг. в тувинском областном музее еще не было цели сформировать полноценную художественную коллекцию, а картины служили лишь иллюстрацией. Исключение составляют шедевры из Государственного Эрмитажа и Русского музея. Это были особенности комплектования фондов тувинского музея тех лет, цели которой были подчинены социалистической направленности. Тем не менее в музей продолжали поступать картины тувинских и русских художников, которые тесно сотрудничали между собой.
В 1954 г. Ланзы сдает в музей один эскиз «Новый быт» и картину «Переселение» (годы не известны). Комиссия в составе музейных сотрудников оценивают его две работы в 500 рублей. «Переселение» — это полотно, абсолютно точно передающее дух того времени, когда тувинцы отходят от старого быта и принимают новый образ жизни.
1 Проверочный акт от 17 сентября 1948 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06, дело № 1.
2 Акт приема и передачи предметов на ответственное хранение 1949 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06, дело № 1.
3 НМ РТ. Фонд №1, опись № 1, дело № 1.
4 НМ РТ. Фонд № 1, опись № 1, дело № 1.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
Это время в музейной деятельности в Туве можно отнести к периоду, когда содержание его деятельности было полностью посвящено целям и задачам агитационно-пропагандистской работы, и в какой-то степени музей можно было считать идеологическим учреждением (Дыртык-оол, 2007: 55).
Важным приобретением для музея в 1959 г. становятся две картины С. К. Ланзы, имеющие историческую тематику и занимающие значительное место в его творчестве: «Песнь о свободе» (1957 г.), «Приезд партизан» (1957 г.). Два полотна были закуплены с областной выставки для экспозиции музея за 5 и 3 тыс. рублей. Эти полотна становятся знаковыми в его творчестве и отличают его как жанрового художника1.
Документы, свидетельствующие о планомерной закупке Министерством культуры Тувинской АССР произведений искусства камнерезов и художников для экспозиций музея, датируются примерно с этого периода, когда в актах приема работ появляются расходные фактуры, говорящие о закупках с областных и республиканских выставок.
С 1960-х гг., после окончания Ланзы Института им. Репина начинается плодотворная работа художника и музея. Начинают поступать в музей и картины молодых тувинских художников.
В 1962 г. художественный совет рекомендовал музею закупить у художника Ланзы портрет Сергея Сереккея — первого министра здравоохранения Тувы. Он был также куплен музеем за 50 рублей. В этом же году музей покупает у Демина его знаменитые агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны.
Такая активность объясняется тем, что в это время Ланзы, уже став профессиональным художником, открыл изостудию, тем самым аккумулируя работу местных художников. С 1965 г. открывается тувинское отделение Союза художников Тувы и деятельность музея стала тесно связанной с работой местного Союза художников. Они организуют совместные выставки, которые становятся одним из важнейших источников поступления в музей живописных и графических работ художников.
В эти годы фонд музея активно пополняется не только работами местных художников, но и авторов из Советского Союза. В 1960-е гг. политику в области музейного дела определяли партийные органы, которые в свою очередь диктовали политику формирования фондов (Федотова, 2014: 142). Тувинская АССР не была исключением. В фондах музеях существует проект письма Х. Анчимаа-Тока, заместителя председателя облисполкома Тувинской АССР, которая ходатайствовала в Министерство культуры РСФСР о выделении музею нескольких произведений советской живописи при распределении картин с выставки «Советская Россия» в связи с 15-летием Советской Тувы и для создания отдела советской живописи в музее. В письме она обозначает, что в музей с Межобластной Всесоюзной выставки 1957 г. Министерство культуры РСФСР выделило только 3 картины советских художников. Таким образом, советская живопись представлена неполно2.
В свою очередь Дирекция Художественных фондов и проектирования памятников, созданная при министерстве культуры РСФСР, 25 февраля 1961 г. отвечает положительным ответом и направляет в Тувинский областной музей 110 живописных работ, 40 скульптур и 41 графическую работу2. С этим учреждением Союз художников Тувы будет сотрудничать еще долгие годы.
1960-е гг. для тувинского областного музея стали временем формирования самостоятельной художественной коллекции, которая до сих пор вызывает большой интерес исследователей и посетителей музея.
В 1968 г. с заявкой о разрешении на ознакомление с коллекцией тувинской живописи в музей обращалась уже упоминавшаяся доктор искусствоведения С. Червонная4. В это время она приступила к труду «Художники Республики Тыва». Данная монография по сей день является главным искусствоведческим трудом в Туве (Червонная, 1995).
В 1970-е годы благодаря поддержке Союза художников в Туве растет новое поколение советских творческих деятелей. Это время расцвета художественной изобразительной деятельности в Туве — «золотой век» изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тувы. Появляются новые имена, старые художники совершенствуют свое мастерство, в целом активно развивается творческая деятельность в Туве. Этому расцвету во многом способствует председатель Союза художников Тувы С. К. Ланзы. После многочисленных выставок в музей поступают его полотна, целенаправленно закупаемые Министерством культуры Тувинской АССР.
1 Расходная фактура МК Тув. АССР от 19 ноября 1959 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06 (2), дело № 1.
2 Проект письма. Хертек Анчимаа Тока. 1961 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06 (3), дело № 4.
3 Приказ Министерства культуры РСФСР № 123 от 24 февраля 1961 года. Акт № 110-ж Дирекции художественных фондов и
проектированию памятников. НМ РТ, сектор учета, П-02-06 (3), дело № 4.
4 Заявка от С.М. Червонной от 28 октября 1968 г. НМ РТ, сектор учета, П - 02-06 (3), дело № 3.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
В 1975 г. после очередной выставки Министерство культуры по расходной фактуре передает в тувинский музей 5 картин авторства Сергея Ланзы. Все 5 картин художника обходятся музею в 1 050 руб. Это такие картины, как «Улуг-Хем», «Панорама Кызыла», «Аржан», «Дары природы», «Портрет Чымба» (годы не известны). Таким же образом 4 августа 1976 г. в музей поступает картина Ланзы «Портрет Л. И. Брежнева с Ю. Цыденбалом» вместе с работами других знаменитых уже в то время художников Г. Торлука, Т. Левертовской, Ю. Деева, Ю. Курского, И. Салчака1.
1977 г., по данным книги поступлений, стал годом, когда в музей поступило наибольшее количество картин от художников Тувы. Произведений разных авторов насчитывается 72 картины. Среди картин есть известные полотна Сергея Ланзы2. Поступившие в этом году картины Ланзы в основном выполнены в историческом жанре. «Мрачное прошлое» (год не известен) — картина, продолжающая тему восстания 60 богатырей 1883-1886 гг. Картины «Встреча партизан» и «К партизанам» (1959 г.) рассказывает о гражданской войне 1919-1921 гг.
К сожалению, в фондовой документации Национального музея отсутствует акты приема картин за 1977 г., поэтому затруднительно указать сдатчика и время поступления картин. Акт приема картин либо расходная фактура от Министерства культуры Тувинской АССР во многом пояснили бы такое большое поступление картин в фонды Национального музея.
После смерти Сергея Ланзы в 1977 г., в фонды музея его картины поступают через его дочь Елену. В 1985 г. она сдает три произведения искусства тувинского художника: «Портрет Салчака Тока» (1972 г.), «Совещание представителей двух Хемчикских кожуунов» (1974 г.), «Портрет ветерана Великой отечественной войны Доватора Г. Д» (год не известен). Эти картины музейная комиссия оценивает в 1000 руб. и приобретает в фонд музея3. Наследница Сергея Ланзы становится единственным источником поступления картин Ланзы в фонды музея после его смерти. В 1995 г. она сдает шесть работ художника: «Шалаш Ленина» (1970), «Портрет А. Чыргал-оола» (1974), «Натюрморт с корзинкой» (год не известен), «Портрет О. Лопсанчапа» (1966), «Портрет добровольца-фронтовика Таржаа Д. Х.» (1974), «Портрет девушки» (1957).
Немного позже в фонды поступают еще 4 картины Ланзы от его дочери. Это картины «Кызыл даг» (1976), «Кара даг» (1976), «Портрет жены» (год не известен) и «Мужчина в русском костюме» (1955).
Последние поступления картин Ланзы были в 2010 и 2012 гг. Это портреты тувинских писателей О. Сагаан-оола и С. Пюрбю (годы не известны).
В 1980-х и 2000-х годах в фонды планомерно поступали картины других художников Тувы. В основном картины передавались в музей традиционно после выставок по решению выставкома. В 1984 г. после выставки «Земля и люди» творческой группы Союза художников СССР в Туве в музей поступило 28 картин4. Следующее крупное поступление в музей было в 1994 г. 5 августа состоялось заседание выставкома Союза художников Республики Тыва и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ. На этом заседании были рассмотрены работы, представленные Союзом художников РТ для музея.
Формирование фонда «Живопись. Графика». Проблемы сохранности и экспонирования
Так, постепенно формировался фонд живописи и графики Национального музея Тувы. На сегодняшний день все произведения искусства разделены на два фонда: «Декоративно прикладное искусство» и «Живописи и графики».
Несмотря на столь большую историю пополнения фондов музея картинами — с 1929 г. — учреждение долгое время не имело специализированных помещений и условий для их хранения. Некоторые картины со временем приходили в негодность, и они списывались по решению комиссии. Таким образом были списаны две картины Ланзы, которые пришли в негодность, а возможно были утеряны. В 1956 г. по ордеру № 867 Министерства культуры РСФСР две картины «Улица зимой» и «Привитие от оспы» были списаны как пришедшие в негодность и потерявшие экспозиционный вид5. Некоторые картины, выданные на выставки в 1950-х гг., не возвращались и считаются утерянными.
1 Расходная фактура МК Тув АССР № 269 от 30 декабря 1975 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06 (4), дело № 6.
2 Книга поступления № 7. НМ РТ, сектор учета.
3 Акт закупочной комиссии от 19 декабря 1985 г. НМ РТ, сектор учета, П-02-06 (5), дело № 9.
4 Протокол № 20 МК Тув. АССР от 1984 г. НМРТ, сектор учета, П-02-06 (5), дело № 7.
5 Ордер № 867 Министерства культуры РСФСР от 1956 г. НМРТ, сектор учета, П-02-06 (1), дело № 4.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
В целом состояние картин удовлетворительное, но необходима расчистка картин. В описи картин С. К. Ланзы указана текущая сохранность полотен и, к сожалению, каждая картина имеет определенные проблемы: загрязнения и царапины. Фонд живописи и графики музея долгое время не был оборудован достаточным количеством специального инвентаря. Вместе с тем, после переезда музея в 2007 г. в новое здание (по ул. Титова д. 30), условия для хранения, экспонирования картин живописного фонда улучшились.
На данный момент в залах Национального музея Тувы экспонируется временная выставка тувинской живописи. При этом Национальный музей остается единственной площадкой для выставления работ художников Тувы и единственным хранилищем живописного наследия республики. О создании художественной галереи в г. Кызыле говорилось еще на III съезде Союза художников Тувинской АССР в 1974 г. (КП 8061/30 ДПФ), и до сих пор этот вопрос так и не решен.
Заключение
С. К. Ланзы сыграл ключевую роль в формировании и развитии изобразительного искусства в Туве, а также в вопросах ее сохранности, поскольку его деятельность привела к значительному пополнению фондов главного музея Тувы картин художников республики.
Его собственное художественное наследие представляет большую ценность наравне с шедеврами мирового искусства, хранящимися в фондах музея. На сегодняшний день фонд «Живопись и графика» насчитывает 77 единиц хранения под авторством С. К. Ланзы, из них около 60 полотен принадлежат жанру исторической живописи и являются монументальными полотнами тувинского изобразительного искусства.
Полотна Ланзы позволяют сохранить историческую память народа о героических подвигах, а также его отношение, взгляд на осмысление событий прошлого, трансформирует его в легенды и мифы, где восхваляются свобода, подвиги героев, самобытная культура тувинцев. Тем самым, коллекция его работ является культурным достоянием Республики Тыва.
Алленов, М. М., Евангулова, О. С., Плугин В. А. (1989) История русского и советского искусства. М. : Высшая школа. 448 с.
Виппер, Б. Р. (2010) Введение в историческое изучение искусства. М. : Изобразительное искусство. 286 с. Дыртык-оол, А. О. (2007) История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл : КЦО «Аныяк». 84 с. Заметка о художнике (1960) // Советская Россия. № 296 (1365). С. 7. История Тувы (2016) / под ред. Н. М. Моллерова. Новосибирск : Наука. Т. III. 455 с.
Кужугет, А. К. (2004) Культура и искусство ТНР // Ученые записки ТИГИ. Вып. XX. Кызыл : Тув. книжн. изд-во.
Кужугет, А. К. (2016) Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Красноярск : Офсет. 246 с.
Ланзы, С. К. (1970) Выставка произведений художников Тувинской АССР. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 14 с.
Троякова, Ю. К. (2013) Союз художников Тувы в 1965-1970-е гг.: к истории образования // Историческая и социально-образовательная мысль. № 3 (19). С. 53-57.
Федотова, А. А. (2014) Основные источники и направления комплектования фондов провинциальных художественных музеев России во второй половине XX века // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. № 3 (20). С. 140-145.
Хертек, А. С. (2017) Певец родного края // Тувинская правда. № 138. 16 декабря. С. 4.
Червонная, С. М. (1978) Живопись в автономных республиках РСФСР (1917-1977). М. : Искусство. 208 с.
Червонная, С. М. (1995) Художники Республики Тыва. СПб. : Художник России. 184 с.
Hodge, S. (2017) The Short Story of Art: A Pocket Guide to Key Movements, Works, Themes & Techniques. London : Laurens King Publishing. 224 p.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
С. 192-213.
Дата поступления: 01.03.2019 г.
www.nit.tuva.asia №2
2019 Novye issledovaniia Tuvy
REFERENCES
Allenov, M. M., Evangulova, O. S. and Plugin V. A. (1989) Istoriia russkogo i sovetskogo iskusstva [A history of Russian and Soviet art]. Moscow, Vysshaia shkola. 448 p. (In Russ.).
Vipper, B. R. (2010) Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva [An introduction to the historical study of art]. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo. 286 p. (In Russ.).
Dyrtyk-ool, A. O. (2007). Istoriia muzeinogo dela v Tuve (1920-1940-e gody) [A history of museum work in Tuva (1920s-1940s)]. Kyzyl, KTsO «Anyiak». 84 p. (In Russ.).
Zametka o khudozhnike [A note on the artist] (1960). Sovetskaia Rossiia, no. 296 (1365), p. 7. (In Russ.).
Istoriia Tuvy [A History of Tuva] (2016) : in 3 vols. Ed. by N. M. Mollerov. Novosibirsk, Nauka. Vol. 3. 455 p. (In Russ.).
Kuzhuget, A. K. (2004) Kul'tura i iskusstvo TNR [Culture and art of People's Republic of Tuva]. Uchenye zapiski TIGI. Vol. XX. Kyzyl, Tuvan book publishing. Pp. 192-213. (In Russ.).
Kuzhuget, A. K. (2016) Dukhovnaia kul'tura tuvintsev: struktura i transformatsiia [Tuvan spiritual culture: structure and transformation]. Krasnoiarsk, Ofset. 246 p. (In Russ.).
Lanzy, S. K. (1970) Vystavka proizvedenii khudozhnikov Tuvinskoi ASSR [An exhibition of works of Tuvan ASSR artists]. Kyzyl, Tuvan book publishing. 14 p. (In Russ.).
Troiakova, Iu. K. (2013) Soiuz khudozhnikov Tuvy v 1965-1970-e gg.: k istorii obrazovaniia [Union of Tuvan Artists in 1965-1970s: the history of foundation]. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl', no. 3 (19), pp. 53-57. (In Russ.).
Fedotova, A. A. (2014) Osnovnye istochniki i napravleniia komplektovaniia fondov provintsial'nykh khudozhestvennykh muzeev Rossii vo vtoroi polovine XX veka [The main sources and trends in acquisition at provincial art museums in Russia in the second half of the 20th century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, no. 3(20), pp. 140-145. (In Russ.).
Khertek, A. S. (2017) Pevets rodnogo kraia [A voice of motherland]. Tuvinskaia Pravda, no. 138, 16 December, p. 4. (In Russ.).
Chervonnaia, S. M. (1978) Zhivopis' v avtonomnykh respublikakh RSFSR (1917-1977) [Painting in RSFSR's autonomous republics (1917-1977)]. Moscow, Iskusstvo. 208 p. (In Russ.).
Chervonnaia, S. M. (1995) Khudozhniki Respubliki Tyva [The artists of the Republic of Tuva]. St. Petersburg, Khudozhnik Rossii. 184 p. (In Russ.).
Hodge, S. (2017) The short story of art. London, Laurens King Publishing. 224 p.
Submission date: 01.03.2019.