www.nit.tuva.asia №2 ^^ 2019 Novye issledovaniia Tuvy
DOI: 10.25178/nit.2019.2.3
Проблемы сохранности картин и выставок русской живописи XIX века в Национальном музее Тувы
Александр С. Хертек, Каадыр-оол А. Бичелдей
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Российская Федерация
В статье впервые представляются некоторые картины известных русских живописцев XIX в. (И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Верещагина), которые хранятся в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, анализируются проблемы их хранения и создания постоянной экспозиции. Картины были получены в 1930 г. от Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга созданному в 1929 г. Тувинскому государственному музею Тувинской Народной Республики, дружественному Советскому Союзу государства.
В статье называются полученные картины неизвестных и известных художников Италии, Франции, Германии, Голландии, России XVII-XIX вв. Всего 55, из которых на сегодня сохранилось 44. Представлены описания и фотокопии трех картин: пейзажа И. К. Айвазовского «Морской вид» 1847 г., незавершенной работы И. И. Шишкина «Лес» (1870-е гг., точная дата неизвестна) и не характерной для баталиста В. В. Верещагина этюдной картины «Ночь» (1860-е гг.).
Сегодня у Национального музея Тувы около 900 полотен живописцев и до сих пор есть проблемы хранения картин, их экспозиций. В ближайшее время запланирован постоянный зал для экспозиции живописных полотен европейских и русских художников.
Ключевые слова: Национальный музей Тувы; Тува; Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Санк-Петербург; Тувинская Народная Республика; история российской живописи; русская живопись; И. К. Айвазовский; И. И. Шишкин; В. В. Верещагин; культурное наследие
ФДля цитирования:
Хертек А. С., Бичелдей К. А. Проблемы сохранности картин и выставок русской живописи XIX века в Национальном музее Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/artide/ view/843 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.3
j Хертек Александр Сагдыевич — заведующий отделом культуры, искусства и религии Национального музея им. Ал-\ дан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл,ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (394) 223-43-28. Эл. адрес: hertek952@mail.ru
Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич — доктор филологических наук, директор Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Титова, д. 30. Тел.: +7 (394-22) 237-86. Эл. адрес: museumtuva@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-6754-7794
Khertek Aleksandr Sagdyevich, Head, Department of Culture, Arts and Religion, Aldan-Maadyr National Museum, Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (394-22) 3-43-28. E-mail: hertek952@mail.ru
Bicheldey Kaadyr-ool Alexeevich, Doctor of Philology, Director, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva; Member, Russian Academy of Natural Sciences; Russian Academy of Social Sciences. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. Tel.: +7 (394-22) 2-27-86. E-mail: museumtuva@mail.ru
The problems of preserving objects and exhibition work at the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva: the case of 19th century Russian painting
Aleksandr S. Khertek, Kaadyr-ool A. Bicheldey
Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Russian Federation
For the first time, the article examines some 19th century Russian paintings preserved at the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, such as those by I. Aivazovsky, I. Shishkin, V. Vereshchagin. Also studied are the issues of storage and permanent exposition of these objects. The paintings were received as a gift from the State Hermitage and the State Russian Museum in what was then Leningrad in 1930 - a gift of friendship to the recently (1929) set-up State Museum of the People's Republic of Tuva, a state allied to the USSR.
The article provides a full gift list, which included 55 paintings by both famous and obscure authors from Italy, France, Germany, the Netherlands and Russia in 17th-19th centuries. Of these, 44 have survived. We here publish descriptions and photocopies of three of them - I.K. Aivazovsky's "A seascape" (1847), I.I. Shishkin's unfinished "The Forest" (1880s, more precise date unknown), and V.V. Vereshchagin's study "The Night" (1860s) - a unique painting for this famous battle painter.
As of now, the National Museum of the Republic of Tuva has in its collections over 900 paintings. The problems of storing and exhibiting these paintings, however, persist. In the short term, the museum will add a new hall to host a permanent exposition of European and Russian paintings.
Keywords: National Museum of the Republic of Tuva; Tuva; State Hermitage; State Russian Museum; St. Petersburg; People's Republic of Tuva; history of Russian painting; Russian painting; I.K. Aivazovsky; I.I. Shishkin; V.V. Vershchagin; cultural heritage
ФFor citation:
Khertek A. S. and Bicheldey K. A. The problems of preserving objects and exhibition work at the Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva: the case of 19th century Russian painting. The New Research of Tuva, 2019, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/843 (access date: ...). DOI: 10.25178/nit.2019.2.3
Введение
Не каждый региональный российский музей может гордиться своей живописной коллекцией известных авторов, таких как: И. Айвазовский, И. Шишкин, В. Верещагин, П. Боткин, М. Шамшин, Е. Волков, Ю. Лемана, К. Гефтлера и ряда других выдающихся художников.
Тувинский Государственный музей, организованный в 1929 г., пополнился картинами этих выдающихся художников людей в 1930 г. когда республика имела самостоятельную государственность, называлась Тувинской Народной Республикой. Первому директору музея В. П. Ермолаеву (Татаринцева, 2001; Хертек, 1999) было поручено пополнить фонды музея новыми коллекциями (Дыртык-оол, 2007: 25).
После революции в России 1917 г. многие дворцы, особняки, богатые дома российской знати подверглись обыскам, в ходе которых было изъято громадное количество уникальных живописных произведений разных художников и мастеров, начиная с XVII по XIX вв. Эти картины свозились в Ленинграде в Государственный Эрмитаж, где был сформирован Государственный музейный фонд. Потом из этого фонда полотна русских и зарубежных художников распределялись по краеведческим музеям Российской Федерации и Советского Союза. Тувинская Народная Республика, как братская дружественная страна, попала в этот список распределения (Хертек, 2005, 2009).
Первая выставка Тувинского Государственного музея была организована в августе 1930 г. в небольшом домике в г. Кызыле по ул. Комсомольской (это здание не сохранилось), в котором разместились три экспозиции отделов: краеведческий, революции и общеобразовательный (Ермолаев, 1967). То есть художественной выставки не было, но, по словам К. И. Черненко, старейшего экскурсовода музея, большая часть картин была размещена для сохранения по конторам и организациям города (Хертек, 1999). Частично художественная выставка была продемонстрирована в деревянном здании Тувинского краеведческого областного музея имени 60 богатырей в 1947 г., куда переехала музейная организация в 1946 г. Оно не было приспособлено для хранения живописных картин из Государственного Эрмитажа и Русского музея: отсутствовали специальные стеллажи, сетки для хранения отдельных картин и вообще не было специализированного помещения для хранения живописных холстов.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
В то время в Туве не было специалистов, которые могли знать условия принятия и сохранения живописных полотен. В архиве не сохранилось ни одного акта дарения от ленинградских музеев. Первая книга поступлений была заведена только в 1941 г., в ней были записаны фамилия и название работы. Во второй книге 1948 г. были записи: картины поступили 27 марта и 2 апреля 1930 г. с указанием о том, что дарственные полотна в основном из Эрмитажа; за Русским музеем числилось только три работы (Инвентарная книга Тувинского областного краеведческого музея им. 60 богатырей. 1948 год. г. Кызыл, с. 22-25). Автор этих строк, будучи в командировке в г. Санкт-Петербург в ноябре 2005 г., был вынужден просить научных сотрудников вышеупомянутых музеев найти ксерокопии актов дарения. Если сравнивать с актами ксерокопий, то выясняется, что не хватает более десятка картин. Нет никаких документов о возвращении картин. Каким было хранение уникальных живописных картин в то время, нам неизвестно, работники тувинского музея просто не знали, как сохранить великолепные холсты. Они располагали их штабелями вертикально друг к другу впритык, что не допускается по музейным требованиям, из-за этого портились багетные рамы и сам красочный слой полотен, появлялись сколы, трещины на полотнах картин.
Проблема сохранения уникальных картин первоначально не затрагивала дирекцию музея. Полотна хранились в чердачном помещении под крышей. Само здание было построено как клубное и было совершенно не подготовлено к специальному хранению живописных полотен. Холсты, написанные великими художниками, постепенно приходили в нехорошее состояние, красочный слой трескался, местами осыпался, багетные рамы также портились. И как можно было соблюдать температурно-влажностный режим помещения, если все деревянное здание старого музея зимой почти что замерзало и его насквозь продували ветра с пылью? Большинству картин требовалось реставрация красочного слоя полотен, поэтому некоторые из них были отреставрированы в 1957 г. в Государственном реставрационном центре имени Грабаря в Москве. Но еще многим холстам до сих пор требуется полная и первичная реставрация красочного слоя полотен.
В этом году Национальному музею им. Алдан Маадыр Республики Тыва исполняется 90 лет. Срок немалый для становления музееведческого дела в нашей республике. Было сделано много в пополнении фондов хранилищ новыми произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства России и Республики Тыва.
В статье впервые представляются некоторые картины известных русских живописцев, которые хранятся в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, анализируются проблемы их хранения и создания постоянной экспозиции. Источниковой базой исследования выступила коллекция музея, а также литература по истории музея, истории русской живописи.
Списки полученных Тувой картин
Государственный Русский музей передал тувинскому музею следующие картины: И. Айвазовский «Морской вид» 1847 г., И. Шишкин «Лес» 1870-е гг., В. Верещагин «Ночь» 1860-е гг., П. Шамшин «Успение богородицы 1850-е гг.», Е. Волков «Дорога» 1889 г., П. Михайловский «Читающая женщина в саду» 1900-е гг., М. Боткин «Мальчик, просящий милостыню» 1870-е гг., Е. Шишкина-Сальникова «Цветы» 1902 г., М. Боткин «Головка» 1870-е гг., Дж. Рейнолдс «Венера с амуром» 1788 г., Ю. Леман «Женский портрет» 1886 г. и другие. Всего было передано 25 картин.
Государственный Эрмитаж передал следующие полотна: неизвестный итальянский художник «Возвращение Горация» конец XVIII в., Вербукховен «Марина» (Рыбаки в море) 1802 г., неизвестный немецкий художник «Девочка с цветами» XVIII в., неизвестный французский художник «Кардинал» XVIII в., неизвестный итальянский художник «Выход Буцентавра» XVII в., Шталь-Гольштейн «Ринальдо и Армида» 1839 г., неизвестный голландский художник «Кухня» XVII в., Филипсен «Пейзаж с каскадами» XVIII в., Я. Суходольский «Кавказцы» 1842 г., И. Белланже «Солдат на родине» начало XIX в, Грейф «Птичий двор» XVII в., неизвестный немецкий художник «Леопарды» XVII в., неизвестный художник «Портрет генерала» XVIII в., Глюман «Монах» XVIII в. и ряд других картин. Всего тридцать живописных картин неизвестных и известных художников Италии, Франции, Германии, Голландии, России XVII-XIX вв.
На сегодня Национальный музей Тувы на сегодня является хранителем 19 живописных полотен из Государственного Русского музея, 25 полотен известных художников России и зарубежья из Государственного Эрмитажа.
Из 55 картин, подаренных Туве ленинградскими музеями по актам, нет в наличии 11 полотен европейских и русских художников, названия холстов, имена живописцев не упомянуты даже в книге поступлений 1944 г. Выходит, что они канули в безызвестность до переписи 1944 г.
Редкие картины русских живописцев
Дадим описания и характеристики наиболее ценным картинам русских художников, которые с тех времен хранятся в тувинском музее.
И. К. Айвазовский. Великий русский маринист Иван Константинович Айвазовский за свою долгую плодотворную жизнь написал около 6 тысяч картин. Он родился рядом с Черным морем, поэтому в его творчестве тема моря и стихий, связанных с ним, была на первом месте. Айвазовский — выпускник Императорской академии художеств Санкт-Петербурга. Был направлен в Италию на дальнейшую учебу, где и выработал окончательно свою манеру исполнения. Он часто рисовал небольшие зарисовки акварелью, карандашом, затем в мастерской художник благодаря феноменальной зрительной памяти воплощал в большие картины, найденные сюжеты. Наиболее полно написал о творчестве Ивана Айвазовского советский искусствовед Н. С. Басрамов (Басрамов, 1967). Критик отмечает, что маринист при равной степени мастерства имел преимущество в артистической фантазии живописного написания полотен, многие из которых привлекают внимание необычным и неожиданным содержанием морских пейзажей и морских сражений. По словам биографа художника Н. С. Барсамова: «Произведения Айвазовского в основе своей патетичны и почти всегда выражают самые сильные чувства и потрясения» (там же: 8).
В Национальном музее Тувы хранится пейзаж «Морской вид», датированный 1847 г. (фото 1), когда молодой Айвазовский только становился известным живописцем.
Фото 1. Картина И. К. Айвазовского «Морской вид», 1847 г. Холст, масло. Фото А. Д. Куулар, 2018 г.
Photo 1.I. K. Aivazovsky's "A Seascape" (1847). Oils on canvas. Photo by A. D. Kuular, 2018.
Известно, что в 1846 г. он построил большой дом в Феодосии с мастерской, где писал разные картины на морские темы. Название картины «Морской вид» условное, так как холст с таким названием был создан в 1843 г. и хранится в Государственном Русском музее (там же: 28). Таких холстов с подобным названием, написанных в разные годы, в целом насчитывается около десяти. Одна из них находится в фондах Красноярского художественного музея, другая — в Омском областном музее изобразительных искусств. Мы знаем, что художник ставил датировку в разных концах картины слева или справа. Здесь начинающий маринист поставил датировку на швартовой бочке, к которой крепились небольшие суда. Эта бочка изображена чуть слева от центра внизу полотна. Подпись сокращена — она показывает слово
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
и цифры «Айваз.1847». Уже позже, когда художник станет всемирно известным, он будет ставить свои подписи на русском и иностранном языке в длину 15-20 см, обычно слева и справа внизу холста.
Морской пейзаж изображает отряд русских кораблей возле Севастополя, возле которого строится белоснежная форт-батарея. Сохранился рисунок 1847 г. Айвазовского, на котором изображены стоящие на рейде русские линейные корабли, почти в сходном изображении, что и на картине. Как писал Барсамов, Айвазовский побывал в Севастополе позже — в 1853 г. (Барсамов, 1967: 57), в 1847 году он не был здесь, но любил этот морской порт и знал, что в то время строились форты-батареи для защиты города от вражеских кораблей.
Художник нарисовал Константиновскую батарею (в правой части картины), строительство которой было завершено в 1847 г., по рассказам матросов — в три этажа, тогда как на деле она была построена в два этажа. Строительство ее было начато в 1840 г. на месте земляных укреплений у входа в Севастопольскую бухту, существовавших с момента основания города. Она была одной из пяти подобных батарей (кроме нее были еще: Михайловская, Александровская, Николаевская и Павловская), закрывавших вход в Севастопольскую бухту вражеским кораблям. Батарея принимала участие в первой обороне Севастополя в 1853-1855 гг., отражая попытки кораблей коалиции в составе Британской, Французской и Османской империй и Сардинского королевства атаковать город с моря.
В 1840-е годы в Российскую империю входит мода на новые паровые корабли, тогда пароходофрегаты строились в Николаеве и Севастополе, но паровые машины большой мощности были только в Санкт-Петербурге. Среди английских предпринимателей был выбран судостроитель Питчер, у которого и запросили проектную документацию на предполагаемый к постройке пароход (при этом о его военном предназначении не упоминалось). Питчер отправил в Санкт-Петербург чертежи своего последнего пароходофрегата «Devastation» с паровым механизмом в 260 л. с. После их рассмотрения в Кораблестроительном департаменте Морского министерства основные элементы этого корабля признали удовлетворительными, а чертежи направили на Охтинскую верфь для ознакомления и разработки комплекта документации для постройки по ней серии российских военных пароходофрегатов. С Питчером же был заключен контракт на постройку одного пароходофрегата для Черноморского флота. В 1842 г. этот корабль, получивший наименование «Громоносец», был заложен, в 1843 г. спущен на воду, а после достройки и испытаний совершил переход на Черное море. Вскоре после заказа Питчеру «Громоносца» ему же заказали серию из четырех пароходофрегатов, впоследствии получивших наименования «Хер-сонес», «Бессарабия», «Крым» и «Одесса». Все они строились по чертежам «Devastation» и также сошли на воду в 1843 г. Большую роль в их заказе и постройке сыграл адмирал М. П. Лазарев, командовавший Черноморским флотом в 1833-1851 годах. Официально Питчер строил эти пять кораблей как пакетботы (почтово-пассажирские пароходы) по заказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова.
Возможно, Иван Айвазовский написал картину на эту тему, когда новый пароходофрегат, по рассказам матросов и офицеров императорского флота, сломался на рейде Севастополя. Художник импровизированно изобразил эту сцену — к сломанному судну спешит помощь. Как подчеркивал Барсамов: импровизация у Айвазовского была непревзойденной. Способность поэтически воспринимать самые обыденные явления в природе нашла свое яркое отражение в его произведениях, которая потом возвысится до больших высот в его поздних картинах (Барсамов, 1962: 66).
Здесь, на холсте изображены русские парусные военные корабли на рейде и небольшой двухмачтовый винтовой пароходофрегат, от которого исходит темная полоса дыма. Слева написана часть большого двухпалубного трехмачтового линейного корабля, на боку видна часть офицеров и матросов, которые с интересом смотрят на событие. От линейного корабля отошла шлюпка с матросами, очевидно для помощи пароходофрегату. Видно, что на нем пополам сломалась дымовая труба, из которой валит черный дым. Труба не выдержала большой температуры и лопнула. К пароходу спешат на помощь другой парусник с желтокрашенными бортами. Но кучевые облака на дальнем плане занимают большую поверхность холста и играют важную роль. Взметнувшиеся вверх слева облака и в центре словно ищут себе соперника, чтобы схватиться с ним. Борьба противоположностей — это есть характерная черта творческого метода мариниста. Внизу правая часть облаков в картине потемнела от грозы и готова ринуться в свободное пространство. Таким образом, молодой художник невольно подчеркивает, что его эмоциональное чувство непроизвольно вылилось на полотно.
Описания этой картины нет ни в одной научной книге по творчеству Ивана Айвазовского за последние восемьдесят лет потому, что полотно «Морской вид» мариниста не выглядело очень значительной работой в начальный период деятельности художника.
www.nit.tuva.asia
№2
2019 Novye issledovaniia Tuvy
... Через несколько лет Иван Айвазовский напишет «Девятый вал» и «Чесменский бой», знаменитые полотна, прославляющие героический романтизм людей в борьбе со стихией и великие подвиги русских моряков.
И. И. Шишкин. Иван Шишкин — один из крупных живописцев мировой и русской пейзажной живописи второй половины XIX века, один из основоположников русского реалистического пейзажа (Мир художника ... , 1978). Картины художника понятны и близки каждому человеку. Он сумел увидеть русскую природу глазами самого народа. В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе находятся в Третьяковской галерее). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы неизменно присутствует в картинах.
Новые же, реалистические веяния проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Иванович Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа». С особой охотой художник писал породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь», «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России (Анисов, 1991: 38).
Художнику Ивану Шишкину одинаково удавались и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни соснового леса и окружающих кустарников.
Фото 2. Картина И. И. Шишкина «Лес» (1880-е гг.). Холст, масло. Национальный музей Тувы
фото А. д. куушр,2018 г. является обладателем картины
Photo 2.I.I. Shishkms The Forest (1880s). Oils on canvas. TI TI TTT „ ...
Photo by A. D. Kuular, 2018. И. И. Шишкина «Лес» (1870-е ^
точная дата неизвестна), которая при ближайшем рассмотрении оказывается незавершенной работой (фото 2). В этом полотне в центре холста детально не проработана левая центральная сосна, также не прописаны хвойные деревья на заднем плане справа и слева картины. А мы знаем, что Шишкин — мастер детальной проработки сосен, стволов и корневищ деревьев, кустарников и травы. Как гравер, он всегда скрупулезно изучал строение соснового дерева, знает состояние коры и его веток. К тому же эта работа подписана автором внизу с левой стороны холста без даты.
Возможно, мастеру не понравилась сама постановка изображения соснового леса, на переднем плане которого видно несколько сосновых деревьев, они не выделяются своими монументальными размерами среди других сосен, не ярко выделены освещением, которое концентрирует внимание зрителя именно на них. Также на опушке видны следы человеческой деятельности в виде срубленного дерева, а на ближайшем плане виден небольшой мостик, который разрушился от времени и сырой погоды.
Обычно Шишкин писал в технике лессировки1, поэтому видно, что боковые части холста не проработаны тонкими слоями живописной краски. Он не стал заканчивать эту картину, а перешел к другой, в которой он не будет показывать следы человека, где будет сосновый лес в том виде, как он себе его представляет. Очень близок к ней по характеру изображения трех центральных сосен другой пейзаж живописца «Сосновый лес» (1889), с подписью автора, который хранится в Государственном Русском музее. По сравнению с первым вариантом, здесь художник убрал вообще любые следы человека, возвратив первозданный вид соснового леса.
Эта картина также не имеет научного описания в книгах о творчестве художника-пейзажиста, так как она является незаконченной работой.
В. В. Верещагин. Среди картин, хранящихся в тувинском музее, есть картина великого русского художника-баталиста XIX в. Василия Верещагина, чьи серии полотен на военные темы побывали во многих странах мира (Садовень, 1950; Лебедев, 1965, 1972% Селебедев, Солодовников, 1987). Государственный музейный фонд в 1930-е годы не отправлял в краеведческие музеи холсты В. В. Верещагина, однако, очевидно, для независимого молодого государства ТНР было сделано редкое исключение. В качестве дара выступила совершенно не соответствующая батальной теме художника маленькая этюдная картина «Ночь» (1860-е гг.) (фото 3).
Этюдный вариант картины говорит о том, что это сугубо бытовой жанр на романтическую тему. Привлекает внимание синий колорит маленького полотна. Два молодых человека — юноша и девушка — встречаются и обнимаются среди кустов на фоне небольшой избушки. Действие происходит глубокой ночью. Луна частично освещает влюбленных, которые общим силуэтом вписаны в проем, созданный листвой деревьев.
Небольшой красный огонек, который светится на краю домика, дает надежду на продолжение жизни молодых людей в будущем. Живописное полотно наклеено на картон и вставлено в толстую раму. Сама картинка одета в большой багет, состоящий из нескольких рам. Этюд картины маленький по размеру.
Этот сюжет был не свойственным художнику-баталисту. Очевидно, картина была написана по его личным романтическим воспоминаниям после окончания Санкт-Петербургской императорской ака-
1 Лессировка — многослойная техника письма масляными прозрачными красками, которые наносятся друг на друга после
полного высыхания первого слоя.
* \
f. . .»«
.¡КаиК^.!!/ .. " ] * ■ -
'••• А Щ -
* л
• v ' щ л.
• • ... ' " '• ■Г
/ f \ у ' .....
У . . V . v '
Фото 3. Картина В. В. Верещагина «Ночь», 1860-е гг. Фото А. Д. Куулар, 2018 г. Photo 3. V. V. Vereshchagin's "The Night" (1860s). Photo by A. D. Kuular, 2018.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
демии художеств. Вероятно, всего эту работу оформили после гибели художника в 1904 г. возле Порт-Артура для посмертной выставки осенью. На этюде не видно ни подписи, ни даты исполнения автором. В нижнем правом углу подпись красно-коричневой краской «786». Возможно, это означает число картины в каталожном списке Василия Верещагина.
Проблемы хранения и выставок
Как мы уже упоминали, хранение уникальных полотен долгие годы было устроено в чердачном помещении старого деревянного музея. Лишь когда в 2008 г. Национальный музей Республики Тыва переехал в новое здание по ул. Титова, д. 30, тогда хранение живописных полотен не только из Русского Музея и Эрмитажа, но и тувинских, и советских художников было организовано на цокольном этаже музея.
Архитектурный проект здания был задуман московским архитектором М. Бубновым в конце 1970-х гг., тогда основные фонды музея насчитывали около 80 тысяч единиц хранения. В настоящее время основные фонды насчитываются более 117 тысяч единиц. При этом за последние сорок лет музеем было принято и закуплено большое количество полотен тувинских, советских живописцев и сегодня их насчитывается около 900 единиц. Картины хранились сначала на сетках. Затем из-за нехватки места они были расставлены вертикально друг другу штабелями. Тем самым очевидно, что на сегодняшний день хранение картин в фондохранилище Национального музея Тувы организовано не по правилам.
Часть полотен находится в разных экспозициях, в кабинетах научных сотрудников Национального музея Тувы, но громадная часть полотен содержатся в фондохранилище. При переезде в новое здание отделу искусств было выделено три зала: постоянный для рисунков Нади Рушевой, два временных — для картин европейских, русских живописцев и для изобразительного искусства Республики Тыва. Но два выставочных зала пришлось отдать под археологические экспонаты, в том числе золотые артефакты, из курганов Аржаан-1 и Аржаан-2.
Встает вопрос о новом здании фондохранилища и картинной галереи.
Концептуальную выставку сделать из хранящихся картин не получится, но выставлять их необходимо. При этом, следует решать ряд задач, необходимых для подобных экспозиций.
Основная задача — организация освещения и температурно-влажностного режима выставочного зала. Как мы знаем, художественные выставки из полученной в дар коллекции Эрмитажа и Русского музея в тувинском краеведческом музее не организовались, были частичные экспозиции один раз в пятнадцать лет. В старом здании музея они проходили в лектории и малом зале площадью менее 40 кв. метров и выставлялись в количестве не более десяти-двенадцати картин. Освещение было примитивным, первоначально зал освещали простые лампочки накаливания, потом — лампы дневного освещения. Специальные прожектора появились только в новом здании музея, пока лишь галогеновые. Сегодня музей приобрел светодиодные прожектора, которые хорошо освещают картины.
При организации экспозиции для каждой картины необходимо подготовить аннотационный текст об истории картины, о сюжете и др. Текст должен быть ясным, четким, примерно на один машинописный лист.
В 2005 г. в музее был создан отдел искусства и религии, который с того времени организовал четыре временные выставки картин «Шедевры европейской и русской живописи» в разных залах, с разным освещением, разными этикетками и техническими приспособлениями для показа полотен. В нынешнем 2019 г. дирекция решила создать на третьем этаже музея постоянный зал для экспозиции живописных полотен европейских и русских художников из Русского музея и Эрмитажа. Написана научная концепция постоянной выставки, составлен тематико-структурный план, аннотационные тексты к каждому живописному произведению. В зале будет выставлено 31 полотно европейских и русских художников, некоторые картины (6 единиц) прошли реставрацию в Государственном научно-реставрационном центре имени Грабаря (г. Москва), у остальных были отреставрированы багеты-рамы. Другим оставшимся холстам требуется серьезная реставрация красочного слоя холста. Открытие выставки «Шедевры русской и европейской живописи» запланировано на май 2019 г.
Заключение
Полотна великих художников, полученных тувинским музеем в дар почти 90 лет назад, представляют для музея одну из важнейших коллекций.
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
Во-первых, они были получены как культурный дар от российского государства — своему союзнику — молодому государству в центре Азии, то есть являются фактом исторических связей между Россией и Тувой.
Во-вторых, по возрасту этот дар является практически ровесником Национальному музею Тувы. И тем самым эти картины являются частью истории самого музея, формирования его коллекций.
В-третьих, несмотря на то, что хранящиеся здесь полотна не входят в мировые каталоги искусства как признанные работы мастеров, тем не менее, они представляют важные звенья в творческой эволюции величайших художников, восстанавливают путь становления и раскрытия их талантов.
В-четвертых, следует подчеркнуть также и их общее значение для культурной жизни республики. При правильной организации выставки указанных картин, посетители Национального музея Тувы, большинство из которых является жителями Тувы, получат возможность приобщаться к полотнам талантливых живописцев, не выезжая куда-либо далеко к центрам мирового искусства и не дожидаясь месяцами и годами приезда выставок крупных музеев. При этом, мы подчеркнем: выставку надо организовать постоянную, поскольку временные экспозиции вредны для полотен. Хранителям фонда живописи приходится периодически выносить их, разбирать, снимать с них защитные чехлы, восстанавливать покраску багетных рамок — все это приводит к непроизвольным повреждениям рам и полотен знаменитых художников.
Анисов, Л. М. (1991) И. И. Шишкин. М. : Молодая гвардия. 301 с. Барсамов, Н. С. (1962) И. К. Айвазовский. М. : Искусство. 275 с.
Барсамов, Н. С. (1967) И. К. Айвазовский. О мастерстве художника. М. : Искусство. 111 с.
Дыртык-оол, А. О. (2007) История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл : Тувинское книжное издательство. 84 с.
Ермолаев, В. П. (1967) Так начинался музей: [О создании Тувинского Государственного музея] // Тувинская правда. 19 марта. С. 3.
Мир художника. (1978). И. И. Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. Ленинград : Искусство. 463 с.
Лебедев, А. К. (1965) В. В. Верещагин. М. : Советский художник. 98 с. Лебедев, А. К. (1972) В. В. Верещагин. Жизнь и творчество. М. : Искусство. 395 с. Лебедев, А. К., Солодовников А. В. (1987) В. В. Верещагин. Ленинград : Художник РСФСР. 180 с. Садовень, В. В. (1950) В. В. Верещагин. М. : Издательство государственной Третьяковской галереи. 114 с. Татаринцева, М. (2001) Владимир Петрович Ермолаев: [О директоре В. П. Ермолаеве] // Люди и события. Год 2002. Указатель-календарь по Туве на 2002. Кызыл : НБ им. А.С. Пушкина. 138 с. С. 44-47.
Хертек, А. С. (1999) Первый директор: [О краеведе В. П. Ермолаеве] // Тувинская правда. 18 мая. С. 3. Хертек, А. С. (2005) Живопись Эрмитажа и Русского музея в Туве: [О выставке картин в Национальном музее РТ] // Урянхай (журнал). № 3. С. 25-28.
Хертек, А. С. (2009) Первая художественная коллекция Тувинского Государственного музея // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования НМ РТ. г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. : в 2 ч. / отв. ред. В. С. Чигжит. Кызыл : Аныяк. Ч. II. 222 с. С. 54-57 с.
Anisov, L. M. (1991) 1.1. Shishkin. Moscow, Molodaia gvardiia. 301 p. (In Russ.). Barsamov, N. S. (1962) I. K. Aivazovskii. Moscow, Iskusstvo. 275 p. (In Russ.).
Barsamov, N. S. (1967) I. K. Aivazovskii. O masterstve khudozhnika [I. K. Aivazovskii: The artist's skill]. Moscow, Iskusstvo. 111 p. (In Russ.).
Dyrtyk-ool, A. O. (2007) Istoriia muzeinogo dela v Tuve (1920-1940-e gody) [A history of museum work in Tuva (1920s-1940s)]. Kyzyl, Tuvan book publ. 84 p. (In Russ.).
Yermolayev, V. P. (1967) Tak nachinalsia muzei: O sozdanii Tuvinskogo Gosudarstvennogo muzeia [Thus the Museum began: On the establishment of the State Museum of Tuva]. Tuvinskaia Pravda, 19 Mars, p. 3. (In Russ.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата поступления: 01.03.2019 г.
REFERENCES
www.nit.tuva.asia
Novye issledovaniia Tuvy
Mir khudozhnika [The artist's world] (1978). I. I. Shishkin. Perepiska. Dnevnik. Sovremenniki o khudozhnike [I. I. Shishkin. Correspondence. Diary. Contemporaries on the artist.]. Leningrad, Iskusstvo. 463 p. (In Russ.).
Lebedev, A. K. (1965) V. V. Vereshchagin. Moscow, Sovetskii khudozhnik. 98 p. (In Russ.).
Lebedev, A. K. (1972) V. V. Vereshchagin. Zhizn' i tvorchestvo [V. V. Vereshchagin: Life and work]. Moscow, Iskusstvo. 395 p. (In Russ.).
Lebedev, A. K. and Solodovnikov A. V. (1987) V. V. Vereshchagin. Leningrad, Khudozhnik RSFSR. 180 p. (In Russ.).
Sadoven', V. V. (1950) V. V. Vereshchagin. Moscow, Izdatel'stvo gosudarstvennoi Tret'iakovskoi galerei. 114 p. (In Russ.).
Tatarintseva, M. (2001) Vladimir Petrovich Yermolayev: O direktore V. P. Ermolaeve [Vladimir Petrovich Yermolayev: About the Director V. P. Yermolayev]. In: Liudi i sobytiia. God2002. Ukazatel'-kalendar' po Tuve na 2002[People and events. Year 2002. Index and calendar for 2002, Republic of Tuva]. Kyzyl, NB im. A. S. Pushkina. 138 p. Pp. 44-47. (In Russ.).
Khertek, A. S. (1999) Pervyi direktor: O kraevede V. P. Yermolayeve [First Director: On ethnographer V. P. Yermolayev]. Tuvinskaia Pravda, 18 May, p. 3. (In Russ.).
Khertek, A. S. (2005) Zhivopis' Ermitazha i Russkogo muzeia v Tuve: O vystavke kartin v Natsional'nom muzee RT [Paintings from the Hermitage and the Russian Museum in Tuva: On the exhibition of paintings at the National Museum, Republic of Tuva]. Uriankhai, no. 3, pp. 25-28. (In Russ.).
Khertek, A. S. (2009) Pervaia khudozhestvennaia kollektsiia Tuvinskogo Gosudarstvennogo muzeia [The first art collection of the Tuvan State Museum]. In: Nasledie narodov Tsentral'noi Azii i sopredel'nykh territorii: izuchenie, sokhranenie i ispol'zovanie [Heritage of the peoples of Central Asia and adjacent territories: study, preservation and use] : Proceedings of international conference devoted to the 80th anniversary of the National Museum, Republic of Tuva. Kyzyl, September 9-10, 2009 : in 2 parts / ed. by V. S. Chigzhit. Kyzyl, Anyiak. Part II. 222 p. Pp. 54-57. (In Russ.).
Submission date: 01.03.2019.